Реферат по предмету "Экология"


Сектору экологических товаров и услуг в Украине - специальный государственный патронат

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
СЕКТОРУЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В УКРАИНЕ — СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРОНАТ
ВЫВОДЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНЫИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ
Продолжительность рецессионного состояния экономики Украины непосредственнозависит от эффективности антикризисной государственной политики, то есть отвсесторонности, взвешенности и активности принятия соответствующих мер,направленных на улучшение инвестиционного климата, структурную перестройкуэкономики, усиление национальной конкурентоспособности. По мнению аналитиков, всреднесрочной перспективе (до 2013 г.) как государство, так и субъектыэкономической деятельности больше внимания будут уделять обновлению основныхфондов, модернизации производства, повышению научно-технологическогопотенциала. Действительно, отечественное хозяйство нуждается в срочномрадикальном обновлении через переход макроэкономики на инновационный,экологически ориентированный путь развития, с учетом нынешнего состояниятехнологической базы общественного производства (показателями которого являютсявысокая степень износа основных фондов и их непрерывное старение, рост долиморально устаревшего оборудования), а также ввиду доминирования экологоопаснойструктуры экономики, ее ресурсозатратных особенностей, воспроизводствадеструктивных явлений и процессов в природной среде. К слову, в концепциинациональной экологической политики Украины на период до 2020 г. официальнопризнано, что в Украине имеют место наивысшие в Европе уровни распаханностиземель, потребления водных ресурсов, вырубки лесов, что антропогенная итехногенная нагрузка на окружающую среду в несколько раз превышаетсоответствующие показатели в развитых странах мира и продолжает расти.Объясняется сложившаяся ситуация отсутствием эффективной системы управления всфере охраны природной среды и более медленным, чем ожидалось, проведениемструктурных реформ и модернизации технологических процессов. Такиеэкологические обстоятельства функционирования национального хозяйства не толькопрепятствуют реализации естественных конкурентных преимуществ, но и оказываютотрицательное влияние на формирование базовых параметров рыночной среды,ограничивая развитие внутреннего рынка, возможности и перспективы повышенияконкурентоспособности экономики Украины. Указанная ситуация не являетсяспецифическим украинским явлением: во всяком случае, лет тридцать тому назадона наблюдалась в развитых странах. Но теперь защита природной среды ирациональное использование природных ресурсов рассматриваются как приоритеты вовнутренней экономической политике многих государств, поскольку со временемстало понятно, что субъекты хозяйствования, неспособные удовлетворить запросыпотребителей и общества в объектах экологического рынка, теряют позиции в конкурентнойборьбе, а компании, которые раньше других осознали и заложили в свои стратегииновые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получаютреальные преимущества и доходы.
В работе раскрыта экономическая значимость сектора экологическихтоваров и услуг как инвестиционно привлекательного, динамического, прибыльногосегмента внутреннего рынкаи высококонкурентного сегмента внешней торговли, приведена статистическаяхарактеристика мирового экологического рынка, впервые определена и дана оценка объемасектора экологических товаров и услуг в Украине, рассчитаны ежегодные темпы егоразвития, обоснованы предложения относительно комплекса необходимых государственныхрегулятивных действий, направленных на активизацию этого сектора.

СЕКТОРУЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ В УКРАИНЕ — СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРОНАТ
Анализ зарубежной практики хозяйствования показывает, что экологическаямодернизация материально-технической базы и ресурсосберегающая реструктуризацияотраслей реального сектора экономики образуют важнейшие направления реализации,так называемой новой «зеленой» индустриальной политики (экологическойиндустриализации). Речь идет, в частности, о формировании и распространенииэкологически ориентированного производственного аппарата, особенно в«грязных» производствах и отраслях, одновременно с параллельнымускоренным развитием технологий и отраслей, которые составляют основунаучно-технического прогресса и ресурсосбережения, в том числе оспециализированной отрасли охраны природной среды — экологической индустрии. Пониманиетого, что научно-технический прогресс должен обеспечивать сохранениежизнепригодной среды при интенсивном природопользовании в интересах нынешних ибудущих поколений, заставляет сосредоточить и собственные, и объединенныеусилия стран — членов ОЭСР на разработке и имплементации экологической политикичерез внедрение экоинноваций и высоких экотехнологий; благодаря этому можно нетолько получить общеизвестные двойные дивиденды (традиционный дохододновременно с экологическими выгодами от улучшения качества природной среды),но и повысить эффективность ресурсопотребления. Таким путем фактическипроисходит интеграция специфических целей экологической политики в национальнуюинновационную систему. Хорошие образцы стимулирования этого процессадемонстрируют специальные программы, принятые в странах ЕС (План действий поэкологическим технологиям — the EU's Environmental Technology Action Plan) и в Японии (Программа«Самый быстрый бегун» — the Top Runner Scheme).
По мнению российских ученых, разработки и технологии в сфере охраныприродной среды, наряду с информационными и коммуникационными технологиями имедицинскими исследованиями, относятся к числу тех компонентов, которыеобразуют главные инновационные контуры начала XXI ст., поскольку они лидируютпо глубине влияния на всю человеческую деятельность. По некоторым прогнозам, впервой половине этого столетия до 40% мирового производства будут составлятьпродукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой.
В ходе реализации «зеленой» индустриальной политики внациональных хозяйствах набирает мощь сектор экологических товаров и услуг(ЭТУ) как перспективный и высокоэффективный источник роста совокупного общественногопродукта. Насыщение этого сектора рыночной экономики есть целевое назначениеэкологического предпринимательства, наличие которого рассматривается как обязательныйпризнак цивилизованного рынка. Подчеркнем, что в научной литературе понятия«экоиндустрия», «экологический рынок», «секторэкологических товаров и услуг» используются в качестве синонимов. Однакорабочая группа Евростата по разработке нового " Пособия по сборуинформации об экологическом секторе" в своем решении рекомендует вместотермина «экологическая индустрия» использовать термин «секторэкологических товаров и услуг» как более корректный. Согласно определениюОЭСР (1998 г.) в редакции Евростата (2007 г.), этот сектор состоит из«видов деятельности, которые производят товары и услуги для оценки,предупреждения, ограничения, минимизации или устранения вреда, причиненноговодной среде, воздуху и почве, а также для решения проблем, связанных с отходами,шумом и экосистемами. Сюда также входят более чистые технологии, товары иуслуги, которые уменьшают экологический риск и минимизируют загрязнение ииспользование ресурсов».
В статистических целях сектор ЭТУ делят на три подсектора. Первый-основной, в него входят предприятия, производящие товары и услуги, которыеполностью отвечают приведенному определению. Второй, вторичный, состоит изпредприятий, которые сочетают производство экологических товаров и услуг спроизводством другой продукции. В третий подсектор входят государственныеорганизации, ведущие деятельность по охране окружающей среды и управлениюресурсами; в этом подсекторе товары и услуги предоставляются пользователюбесплатно (или за символическую плату) и финансируются из государственногобюджета.
Опыт наиболее развитых стран доказал значимую роль экологическогорынка в обеспечении высоких темпов экономического роста. Действительно, секторЭТУ в мире — один из самых динамичных секторов экономики; его объем, понекоторым экспертным оценкам (EBI Consulting, Inc.), в 2005 г. достиг 620 млрд. дол., то естьявляется сравнимым с объемами фармацевтического рынка или рынка информационныхтехнологий. По расчетам зарубежных специалистов, в Восточной Европе ипостсоветских странах происходило ежегодное увеличение рынка ЭТУ на 13,6%, встранах Азии — на 7,3%, Латинской Америки — на 6,5%, то есть до 2008 г. рынокЭТУ в развивающихся странах удвоился.
Аналитико-статистический обзор научных источников свидетельствуетоб отсутствии единой оценки объема мирового экологического рынка. Это можнообъяснить, скорее всего, проблемностью мониторинга рынка из-за егостремительного расширения, а также тем обстоятельством, что выводы, к которымпришли авторитетные зарубежные организации, заметно различаются между собойвследствие неоднозначного понимания составляющих объекта исследования.Соответствующие данные приведены в таблице.
 
Вариативность оценок объема мирового рынка ЭТУ в 1990-2010 гг.(млрд.дол.)Название организации, которая выполнила оценку 1990 r. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2010 г. 2024 г.
Генеральная дирекция по окружающей среде ЕС (European Commission's Directorate General for
ЮНКТАД (UNCTAD) Департамент торговли США
(US DoC)
EBI Consulting, Inc 360 453 395 499,6 513 550 620 586,0 525 600 778,1
 
Подсчитано, что между 1996 и 2000 гг. сектор экологических товарови услуг вырос более чем на 14%. Между 1999 и 2008 гг. рынок ЭТУ должен былвырасти приблизительно на 5% в развитых странах и на 8,6% — в развивающихся.Численность занятых на мировом рынке, по некоторым оценкам, в 2000 г. составила11 млн. чел. При этом следует учитывать, что одним из важнейших ключевых показателейдинамики конкурентоспособности национальной экономики служат темпы ростаэкспорта в той или иной стране. С учетом этого являются показательными данныепо развитию сектора ЭТУ как высококонкурентного сегмента внешней торговли.Анализ мирового экологического рынка показывает, что в объеме внешней торговлиразвитых стран доля экологического сектора достигает 4% со среднегодовымитемпами роста объемов экспортной продажи до 10% (природоохранное оборудование).Около 90% мирового экологического рынка принадлежит развитым странам (85% — ЕС,США и Японии вместе взятым).
В Европейском Союзе еще в конце прошлого столетия сформировалсянаиболее конкурентоспособный рыночный сегмент экоиндустрии. В частности,ежегодный объем экорынка в ЕС на рубеже тысячелетий достиг 183 млрд. евро(более 1/3 мирового рынка) с численностью занятых свыше 2 млн. чел. Попоследним данным, объем сектора ЭТУ в Европейском Союзе составляет 227 млрд.евро, из них 214 приходится на 15 старших членов ЕС. Общее количествонепосредственно или опосредованно занятых в этом секторе составляетприблизительно 3,4 млн. чел. В течение 1999-2004 гг. объем сектора ЭТУ вЕвропейском Союзе вырос примерно на 7% (ЕС-15). Товары и услуги, которыепоставлялись сектором ЭТУ, составили 2,2% общего ВВП. С точки зрениямеждународной торговли, экоиндустрия ЕС — наиболее диверсифицированный и мощныйэкологический сектор в мире, который оставляет далеко позади даже такиепризнанные центры экономической тяжести, как США и Япония. Экспортэкологических товаров стран — членов ЕС оценивается в 13 млрд. евро, импорт — в11,1 млрд. евро. Несмотря на то что ведущими торговыми партнерами ЕС в сфереэкопродукции являются рынки стран Триады (США, Канады, Японии), экспертыфиксируют взрывной рост торговли экологическими товарами с новыми членами ЕС истранами-кандидатами (57% экспорта экологических товаров и услуг), который стимулируетсяобязательствами последних по адаптации собственной правовой базы к нормамэкологического законодательства ЕС (acquiscommunautaire). Главные экспортеры наевропейском экологическом рынке — Германия, Франция и Великобритания, накоторые приходится 55% торговли экологическими товарами ЕС. Самыми большиминациональными рынками ЭТУ в ЕС являются Франция и Германия (в совокупности 49%общего объема в 2004 г.). Три государства — Соединенное Королевство, Италия иГолландия формируют 24% общего объема, а на 10 новых членов ЕС приходится всего5,7%, из которых половина принадлежит Польше. Приведенные цифры убедительнодоказывают, что сектору ЭТУ присущи не только высокие темпы развития, но иприбыльность, значительное наращивание производственных мощностей и ростчисленности занятых в нем. Это свидетельствует о формировании большого спросана широкий ассортимент товаров и услуг экологического характера, о расширениисферы приложения капитала с высокой нормой накопления и быстротой оборота, о надежноми чрезвычайно рентабельном источнике роста совокупного общественного продукта.Таким образом, безусловно, укрепляется конкурентоспособность национальнойэкономики, активизируется международная торговля.
Ввиду изложенного актуализируется проведение соответствующихисследований, в процессе которых предстоит четко определить, классифицировать,просчитать главные экономические параметры сектора ЭТУ, то есть, образноговоря, наложить его на карту экономики Украины. Это даст возможность привестине только аналитическую, но и статистически значимую его характеристику, важнуюдля взвешенной оценки перспектив сектора ЭТУ как отдельной составляющейнациональной экономики. Следует указать, что подходы к классификации видовэкономической деятельности, товаров и услуг, относящихся к сектору ЭТУ, вУкраине и в мире различаются коренным образом. В то время как в украинскихклассификациях основное внимание сосредоточено на защите здоровья человека ототрицательного воздействия окружающей среды и на получении экономической выгодыот деятельности, способствующей охране природы, западные классификации основнойакцент переносят на снижение антропогенного давления на нее, включаянеприбыльные (нерыночные) виды деятельности, а деятельность с целью здравоохранения,охраны труда, получения прибыли от повышения эффективности использованияресурсов исключается. Определение в цифровом измерении полного объема сектораЭТУ в экономике Украины путем поиска адекватных видов деятельности, которыевходят в категории классификации этого сектора, принятые Евростатом (2007 г.),позволило провести аналитическую оценку достаточности данных официальнойстатистики Украины и прийти к следующим выводам:
1. Полная оценка сектора ЭТУ в отношении спроса неосуществимаиз-за отсутствия данных по группе «Управление ресурсами», посколькуинформация о видах деятельности, входящих в эту группу, не относится к затратамна охрану окружающей среды, рекомендуемым для применения как мера спроса наЭТУ. Кроме того, методики сбора данных о затратах на охрану природной среды вУкраине и ЕС различаются весьма существенно, что отрицательно влияет навозможность сравнения результатов.
2. Методы сбора и категоризация данных о расходах на охрану природнойсреды в Украине, которые использовались до 2002 г., настолько отличаются оттех, которые применяются с 2003 г., что сравнение значений объема сектора ЭТУ вразные годы, исчисленных с использованием упомянутых методов, становитсянекорректным. Поэтому динамика изменения объема сектора ЭТУ в экономике Украиныпроанализирована только за период 2003-2005 гг.
3. Подсчет объема сектора ЭТУ в полной мере со стороны предложенияна нынешнем этапе также невозможен, поскольку этот сектор является горизонтальным,то есть проходящим через другие секторы экономики, а данные о работающих в немпредприятиях в Украине централизованно не собираются. Проверка доступностиданных выявила, что у нас публикуются цифры только по разделам КВЭД, а сведенияпо таким классам Евростата, как «Восстановление резиновыхпротекторов» и «Оптовая торговля отходами и утилем», недоступны.
4. Чтобы оценить полный объем сектора ЭТУ в Украине, тех официальныхданных, которые публикуются Государственным комитетом статистики, крайненедостаточно. Необходимо создать реестр предприятий и организаций, входящих всектор ЭТУ, внести изменения в КВЭД и выделить там, где это возможно, категориивидов экономической деятельности, относящиеся к этому сектору.
Итак, исчерпывающе оценить объем сектора ЭТУ Украины в полной мерепо методикам, используемым в Европейском Союзе согласно рекомендациямЕвростата, сегодня пока еще невозможно из-за отсутствия или недоступностинеобходимых отечественных статистических данных. Однако даже неполная оценкаего объема, проведенная впервые по нашим расчетам, составляет значительнуювеличину — свыше 18 млрд. грн. (или 3,6 млрд. дол. по курсу 1 дол. = 5 грн. посостоянию на 1 января 2006 г.). Вместе с тем наши расчеты свидетельствуют оежегодных высоких темпах развития сектора ЭТУ Украины — 14,5%, которыепревосходят соответствующие суммарные темпы роста данного сектора в странах спереходной экономикой и развивающихся странах, вместе взятых. Выявлендинамичный рост объемов сектора экологических товаров и услуг в экономикеУкраины в 2003— 2005 гг., темпы которого превысили 1,5 раза.
При этом наблюдаются тенденции к увеличению общего объема сектораи уменьшению в нем государственной доли, что совпадает с общемировымитенденциями. Можно прогнозировать дальнейший рост сектора, особенно за счетгруппы «Защита окружающей среды», и изменение соотношения групп«Защита окружающей среды» и «Управление ресурсами» всторону увеличения доли первой группы. Ухудшение состояния природной среды вУкраине, подписание и ратификация международных природоохранных конвенций ипротоколов к ним, провозглашенный курс на евроинтеграцию, стремление выйти намеждународные рынки, в том числе через членство в ВТО, создают базу для продолженияроста сектора экологических товаров и услуг в Украине, что уверенно прогнозируетсяна перспективу с учетом названных факторов. К слову, Украина уже давно, пооценке немецких специалистов, считается инвестиционно привлекательным региономвозможного динамичного рынка для изделий и услуг в сфере охраны природнойсреды. Такая оценка подтверждается и конкретизируется данными отечественныхмаркетинговых исследований (2000 г.) в отношении потенциальных и реальныхпроизводителей экологического оборудования и поставщиков экологических услуг.Так, 77—85% предприятий в Украине могут заниматься разработкой илипроизводством оборудования для очистки питьевой и дождевой воды; 85-91% — заниматься сооружениями, предназначенными для очистки промышленных исельскохозяйственных вод; 61-69% предприятий — разрабатывать (выпускать)оборудование для очистки от соединений азота и металлов, минеральных,химических удобрений и гербицидов, 69-77% — для очистки от фенолов илегкоокисляющихся органических веществ, 77—85% — для обезвреживания соединенийтяжелых металлов и механических примесей, 91—96% — для очистки отнефтепродуктов и отходов их переработки. По результатам проведенного анализавыявлена высокая экономическая, экологическая и социальная эффективностьсектора экологических товаров и услуг. Действительно, благодаря развитиюсектора ЭТУ в Украине расширяется сфера приложения капитала с высокой нормойнакопления и быстротой оборота; функционирует стабильный и высокорентабельныйисточник увеличения совокупного общественного продукта; возникают новыенаправления предпринимательской деятельности, растут инвестиции, наращиваетсяВВП; активизируется накопление капитала, причем не за счет загрязнения природыили повышенной эксплуатации ее ресурсов, а напротив — путем решенияэкологических проблем; создаются новые рабочие места; ускоряется процессресурсосберегающей технологической модернизации со всеми ее положительнымирезультатами. Кроме того, происходит экологизация производственного потенциаланациональной экономики и укрепляется ее конкурентоспособность; реализуетсяпотенциал продажи квот на выбросы парниковых газов; активизируетсямеждународная торговля; улучшается международный имидж Украины; получаетраспространение культура экологически ответственного потребления; поднимаетсяуровень экологического образования; достигается определенный баланс междуинтересами хозяйствующих субъектов и обеспечением должного качества природнойсреды; уменьшается давление на нее, смягчаются экологически кризисные ситуации;растет эффективность экологических расходов, уменьшаются общественные затратына преодоление и недопущение экологически кризисных ситуаций; совершенствуетсяуправление природоохранной деятельностью. Сектор экологических товаров и услугявляется не просто основным проводником практической реализации природоохраннойдеятельности. Определенные его структурные элементы (производство специальнойтехники и приборов для контроля за состоянием природной среды, создание ресурсосберегающихтехнологий и технических средств и др.) формируют самостоятельнуювысокотехнологичную отрасль, которая, в свою очередь, способствуетразвертыванию процесса экологической индустриализации, активизацииинновационного прогресса национального хозяйства.

ВЫВОДЫ
Подытоживая, можно уверенно констатировать исключительнуюзначимость сектора ЭТУ для проведения государственной экологической иинновационно-инвестиционной политики. С учетом этого отечественное экологическоепредпринимательство, которое, кстати сказать, использует мощности малых частныхили крупных государственных предприятий, не требуя дополнительных бюджетныхассигнований, нуждается в широкомасштабной организационной, экономической,институциональной поддержке со стороны государства.
Однако и поныне экологически сориентированной предпринимательскойдеятельности, сектору национального экологического рынка присущи стихийноеформирование спроса на товары и услуги экологического предназначения,неурегулированность, отсутствие благоприятных организационных, экономических иправовых условий, к чему пытаются привлечь общее внимание отечественныеспециалисты еще с начала 2000-х годов. В настоящее время образованиеэкономически активного и экологически целесообразного сектора ЭТУ национальногорынка связано с усилением государственного регулирования этого процесса,специальным патронатом со стороны властных структур. В свою очередь, чтобы ониосознали необходимость реально предоставить всестороннюю поддержку сектору ЭТУкак инвестиционно привлекательному, динамичному, прибыльному сегменту внутреннегорынка, способному обеспечивать повышение уровня занятости, объемовпроизводства, инновационного уровня, и как высококонкурентному сегменту внешнейторговли, очевидно, возникает потребность в том, чтобы трансформироватьрезультаты научных наработок в соответствующие правительственные документы. Вконце 2009 г. в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам экологическойполитики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофыбыли проведены слушания, на которых обсуждался проект Национальной концепциивнедрения и развития более чистых производств и экологических технологий,инициированный еще в 2005 г. Институтом проблем рынка и экономико-экологическихисследований НАН Украины под руководством академика Б. В. Буркинского иодобренный Президиумом НАН Украины. Отдавая должное исключительному значениювнедрения такой концепции как первого шага на пути создания предпосылокустойчивого развития Украины, вместе с тем следует подчеркнуть, что внедрениеболее чистых производств и экологических технологий является только составнойчастью вопроса о государственном учете и функционировании сектора ЭТУ. Речьидет, таким образом, о неотложной разработке Национальной концепции развитиясектора экологических товаров и услуг как основы соответствующей стратегии,которая включала бы и проблему чистых производств.
Кроме того, с учетом нынешних обстоятельств функционированиянационального хозяйства, благодаря официальной поддержке сектора ЭТУ будетпроисходить подлинная, а не просто продекларированная переориентация пока ещезатратно направленной экологической политики, чтобы активно предупреждатьотрицательные экологические ситуации, обеспечивать реальный рост объемовпроизводства и воплощение инновационно-инвестиционных начал. Иными словами,обосновывая проекты правительственной стратегии экономического развития,направленной на преодоление воздействия мирового финансово-экономического кризиса,важно иметь в виду, что одно из направлений активизации инновационногопрогресса национального хозяйства заключается в формировании за относительнокороткий промежуток времени государственного института экологического предпринимательства.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Исходя из изложенного предлагаем поэтапно осуществить комплексрегулятивных действий, направленных на расширение сектора экологических товарови услуг в Украине. Первоочередные задачи сектора ЭТУ на начальном этапе(2010—2012 гг.), по нашему мнению, таковы:
1. Разработка Государственной программы развития сектора экологическихтоваров и услуг.
2. Включение экологической составляющей в программы развития отраслейэкономики.
3. Налаживание государственной статистической базы учета экологическихтоваров и услуг.
4. Формирование специального нормативно-правового и институциональногополя для обеспечения устойчивого развития сектора ЭТУ.
5. Разработка комплекса мер по стимулированию субъектов хозяйствования,занятых производством экологически безопасных видов продукции и предоставлениемуслуг в этой сфере.
6. Принятие обязательных государственных стандартов по экологическомукачеству основных групп потребительских товаров.
7. Создание специализированного государственного надзорногооргана, который будет координировать функционирование и развитие сектора ЭТУ(по образцу Агентства экологических инвестиций или Государственного агентстваУкраины по инвестициям и инновациям).
8. Поддержка (в том числе со стороны СМИ) государственных и общественныхорганизаций, бизнес-партнерств в части развития сектора ЭТУ.
Экспертная оценка ориентировочной стоимости решения намеченныхзадач показывает, что сектору ЭТУ в Украине практически не потребуютсядополнительные бюджетные ассигнования. Поскольку достижение целей развития этогосектора является неотъемлемой составляющей реализации продекларированныхразличными программами, концепциями, стратегиями всех аспектов национальнойполитики, то есть позиционируется на общегосударственном уровне, постолькуответственными исполнителями должны быть определены Минприроды, Минфин,Минпромполитики, Минэкономики, Госкомстат, Госком-стандарт, Госкоминвестиций,Госкомпредпринимательства, Совет предпринимателей при Кабинете МинистровУкраины в пределах их полномочий и объемов финансирования, во всяком случае, наначальном этапе.
Долгожданные меры со стороны правительства по созданию рынкаэкологических товаров как высокодоходной составляющей национальной экономики,сочетающие интересы частного капитала с экологическими и экономическимиинтересами государства, направленные на активизацию внутренних и внешнихинвестиционных источников, на рост занятости, положительно скажутся наположении реального сектора экономики, на качестве природной среды,следовательно, встретят безусловную поддержку в обществе.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕИСТОЧНИКИ
 
1. Україна: перспективи розвитку (консенсус-прогноз). Вип. 20, 2009,48 с.www.me.gov.ua.
2. Концепція національної екологічноїполітики України на період до 2020року. Схвалено розпорядженням Кабінету Міністрів України від 17 жовтня 2007 p. № 880-р. www.kmu.gov.ua.
3. Веклич О.Экологический фактор формирования конкурентоспособности национальной экономики.«Экономика Украины» № 12, 2005, с. 67, 68, 69.
4. Gillespie B.,Leflaive X. Globalisation is exertingpressure on the environment, but it may also provide solutions. Could green beturned to gold? OECD Observer, June 2007. /www.oecd.oig./environment.
5. Авдеева Т.Г.Экологическая дипломатия. «Международная жизнь» № 7,2001. www.oceaninfo. ш/smi/archiv/100501.htm.
6. Попова О. Екологія входить у ринок. «Дзеркало тижня» № 40 (364), 2001, www.dt.ua/3000/3320/32523/; ecologyhome.blogspot.coin/2007/10/blog-post_31.html.
7. ICEDD for Eurostat DraftCompilation guide on environmental sector. Version 3,2007.http://forum.europa.eu.int/Public/irc/dsis/envirmeet/library?l=/meetings_planning/version-for_commentsxls/_EN_ 1.0_&a=d.
8. Peter V. Eco-Industries. Scopingpaper, 2006. www.europeinnova.org/ exportedcontent/docs/5/6005/en/ScopingPaper Eco-Industries.pdf
9. CarpentierCh.,GallagherK., Vaughan S. Environmental Goods and Services in the World TradeOrganization. «The Journal of Environment Development» № 14,2005, p. 225-251. jed.sagepub.com/cgi/content/ abstract/14/2/225.
10. Vikhlyaev A. Environmental Goods and Services: Defining Negotiations or Negotiating Definitions? «Journal of World Trade» № 38, 2004, p. 93-122. r0.unctad.org/ trade_env/testl/publications^ER2003eversion/Lead2.htm.
11. ECOTEC Research & Consulting Limited.Analysis of the EU Eco-Industries, their Employment and Export Potential. AFinal Report to DG Environment (Ref: 08/03/02).
12. Ernst & Young andRDC-Environment. Study on Eco-industry, its size, employment, perspectives andbarriers to growth in an enlarged EU. Final report, 2006,11p.http://ec.europa.eu/ enviroment/enveco/industry employment/pdf/ecoindustry2006 .pdf.
13. «Поглиблена вільна торгівля між Україноюта Європейським Союзом: екологічна політика». Аналітична записка. — К.,Міжнародний центр перс-пектившкдсісліджень, 18жовтня 2006 р. www.icps.com.ua/doc/ FTAEcology-final_rcd.pdf.
14. Екологічні технології: HUT робить ставку на трансфер ноу-хау.«Німеччина -Deutchland»№ 5, 2000, с. 34.
15. Підготовка та проведеннялізингових операцій в сфері екології: Практичні рекомендації. — К.,«Аверс», 2000, с. 78-79.
16. Потапенко Н. Особенности формированиярынка экологобезопасных товаров, технологий и услуг в Украине. «ЭкономикаУкраины» № 8, 2001, с. 28-33
17. Буркинський Б.В. Екологічно чистевиробництво: науковізасади впровадження та розвитку. «Вісник НАНУкраїни» № 5, 2006, с. 11-17.
18. Національна академія наукУкраїни. Головний портал. Засідання Президії НАН України 26 жовтня 2005 року. www.nas.gov.ua/ PresidiumMeeting/Pages/LZ_051026.aspx.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.