Реферат по предмету "География"


Экономическое районирование в России

Федеральное агентство по образованию
 
ПЕРМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по курсу:«Территориальная организация населения»
 
по теме: «Экономическоерайонирование в России»
 

Выполниластудентка
 
Проверилпреподаватель

Пермь-2006

Содержание
Введение
1.        Историяформирования экономических районов России.
2.        Формированиеадминистративно — территориального деления после революции.
3.        Разработкигосплановской сетки районов.
4.        Основысовременного экономического районирования и формы территориальной организациихозяйства России.
5.        Основные принципырайонирования.
6.        Современноеэкономическое районирование и формы территориальной организации хозяйстваРоссии.
7.        Территориальноеделение Российской Федерации.
8.        Пермский Край.
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Россия, как крупнейшеефедеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатическиеусловия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством исвоеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системыфизико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся наадминистративно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов,поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения. Натерритории этих административно-территориальных единиц образуются органыместного самоуправления, а, следовательно, их территориальная основа — эточасть территориального устройства страны.
Кроме того, существуютэкологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (постепени влияний политических партий) деление или районирование территории,которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальноеустройство страны.
Важная роль втерриториальном устройстве России отводится экономическому районированию.Разница между экономическими районами обусловлена как различиями вприродно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализациейпромышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделениитруда.
Созданные УказомПрезидента РФ в 2000г. федеральные округа (всего их 7) фактически являютсяведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своимразмерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одномуровне с экономическими районами.
В данной работе будетрассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России.Эта тема всегда была и будет актуальна, особенно, для студентов специальности«Государственное и муниципальное управление», ведь без изучения региональныхособенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем и самих районов,и страны в целом.

1. Историяформирования экономических районов России.
Нельзя понять особенностии проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальноеразнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной поприроде, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Виднейшиеученые России (Ломоносов М.В., Арсеньев К.А., Татищев В.Н., Семенов-Тян-ШанскийП.П., Менделеев Д.И., Колосовский Н.Н..) применяли метод районирования –деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными,экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
Огромная территорияРоссии еще на первых этапах становления Российского государства требовалатерриториального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала,создания административных органов для сбора налогов и управления всемисоциально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления Россиина отдельные административные единицы. В России, после ликвидации удельныхкняжеств, существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление имипредставляло собой одновременно и «кормление» их правителей. СозданиеРоссийского государства в 18 в. (с командным управлением) потребовалообразования однородных административных «единиц» — губерний. Главные их задачи– набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.
При Петре I в 1708г.страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены науезды. В 1727г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами– провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектованиеосуществлялось за счет населения губерний.
Петровские губерниипросуществовали почти семьдесят лет, до 1775г. Их число за это время выросло додвадцати. В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административнаяреформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. Каждаягуберния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причемколичество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.
Такоеадминистративное деление оставалось неизменным вплоть до Великой Октябрьскойреволюции. Южные территории России по существу были колониями России, а по формесчитались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называлитакже, военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемыйгенерал-губернатором, Кавказ управлялся Кавказским наместником. В составдореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихсяединиц.    
После отменыкрепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица– волость.
2.Формирование административно — территориального деления
послереволюции.
Формированиепослереволюционного административно – территориального деления нашей страныначалось с 7 ноября 1917г. Была образована Российская Советская ФедеративнаяСоциалистическая Республика.
В декабре1917г. – Украинская ССР, в январе 1919г. – Белорусская ССР. В 1918г. врезультате борьбы революционных и оппозиционных сил в Закавказье былапровозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана,однако внутренняя борьба продолжалась.
В1920-1921гг. учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье –Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые 1922г. были объединены вЗакавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В1924г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926г. –Киргизская (которая с 1924г. называлась Каракиргизской автономной областью).
В декабре1922г. произошло образование Союза ССР. В него первоначально вошли: РСФСР,Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924г. в Союз вошлиТуркменская и Узбекская республики. В 1929г. Таджикская АССР была преобразованав союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936г. из Киргизской ССРвыделилась Казахская ССР, и она также вошла в состав СССР. В 1940г. натерриторию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно сговоруМолотова — Риббентропа и образованы еще четыре союзные республики, такжевошедшие в состав СССР – Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР.
В первые годыСоветской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний,уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, областии районы.
Былиликвидированы многие несоответствия административно – территориального деленияцарской России экономическому значению регионов.
К концу 30-хгодов сформировалось современное политико-административное деление СССР,которое просуществовало вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР,Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР,Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, УзбекскаяССР и Казахская ССР. В составе союзных республик существовали 20 автономныхреспублик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.
Сложившаяся кначалу 90-х годов политическая и экономическая обстановка привела к распадуСоветского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых –господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в рукахКПСС, полный политико-экономический диктат руководящих структур КПСС над всемисферами политической и экономической жизни страны. Естественно, тот диктатдолжен был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, которыйсопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия,Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписаниисоюзного договора о сохранении Союза и утверждения Федерации свободныхгосударств. Предполагалось изменение названия страны – Союз СоветскихСуверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственнымпереворотом, организованным ГКЧП в августе 1991г. И хотя путч был подавлендемократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалуСССР и обострению политико-экономической обстановки в стране. О полнойнезависимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан,Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзнойсобственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя иподтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.
В настоящеевремя полностью распался бывший Советский Союз, и на месте огромной империиобразовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия(Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония,Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан иТуркмения. Все эти государства – республики по форме государственногоустройства, в основном президентские республики.
По инициативеРоссии, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств(СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства иустановление взаимовыгодных связей, а также совместное управлениестратегической обороной, установление контактов по действию на их территорияхединой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения.
3. Разработка сеткирайонов.
Экономическоерайонирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районированиядавали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частейстраны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определяласьглавным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положеныклиматические и другие зональные природные условия. Эти первые опытыэкономического районирования были по преимуществу районированиемприродно-хозяйственным или сельскохозяйственным.
В период развитиякапитализма в России, с усилением территориального разделения труда ихозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством ипромышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данныхстатистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенновыделяются работы по экономическому районированию России известного статистикаи географа П.П. Семенова — Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого векарайонирование европейской части России на так называемые 14 естественныхобластей. Во внимание брались как природные, так и экономические условиятерриторий.
Второе районирование имбыло проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районовевропейской части России. Эти районы представлялись как компактные,своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В концеXIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированиюРоссии.
Однако все опытыдореволюционного районирования не имели достаточного практического значения,они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы такихдореволюционных ученых, как Челинцева А.Н., Скворцова А.И.,Семенова-Тян-Шанского П. П. были использованы при разработке госплановскойсетки районов.
Важнейшим условиемэкономического районирования в послереволюционный период явилось соответствиеего административно — территориальному устройству.
В 1920г. был разработанплан электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО выделялись 8 районов:Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский, Кавказский,Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономическогорайонирования.
В 1921г. подготовилпроект районирования Госплан. Согласно этому проекту, территория СССР быларазделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориальногоразрезов плана.
В 1938-1940 гг. ГоспланомСССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сеткетерритория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии сней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства вчетвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям,экономическим районам и союзным республикам.
В 1963г. Госплан СССРпредложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов сучетом их природных и экономических особенностей. В РСФСР выделены были 10крупных экономических районов: Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
В 1982г. Северо-Западныйрайон был разделен на два района: Северо-Западный и Северный. Таким образом,последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них11 – на территории России.
4. Основы современногоэкономического районирования и формы
территориальнойорганизации хозяйства России.
Экономическоерайонирование является основой территориального управления народным хозяйствомРоссии.
Система экономическихрайонов – основа построения материальных и других балансов в территориальномразрезе при разработке целевых и региональных программ.Экономическоерайонирование служит предпосылкой совершенствования территориального развитияэкономики и имеет первостепенное значение и для организации региональногоуправления экономикой.
Особенно это важно внастоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов наопределенных видах производства, является одним из факторов повышенияпроизводительности общественного труда, рационального и эффективного размещенияпроизводительных сил.
Современный экономическийрайон – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющаясвою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи.Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественнымтерриториальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочнымивнутренними связями. Образование экономических районов является объективнымпроцессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
5. Основные принципырайонирования
Экономический принцип, рассматривающий район, какспециализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны сопределенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласноэтому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которыхзатраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю посравнению с другими районами будут наименьшими.  
Экономическаяэффективность специализации района должна оцениваться как с точки зренияустановления наиболее целесообразного территориального разделения труда вмасштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использованияимеющихся ресурсов района.
Национальный принцип,учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиесяособенности труда и быта.
Административныйпринцип,определяющий единство экономического районирования и территориальногополитико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия дляэффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли втерриториальном разделении труда России.
Эти принципы являютсяосновополагающими для современной теории и практики экономическогорайонирования России. В современных условиях выделение крупных экономическихрайонов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границэкономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализациии важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночнойспециализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е.кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономическихрайонов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых,высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.
Экономическоерайонирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться впроцессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК можетпривести к разукрупнению экономических районов (напр. процесс развитияпрограммно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА,Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского) — ониформируются на базе уникальных природных ресурсов.
   
6. Современноеэкономическое районирование и формы
территориальнойорганизации хозяйства России.
Экономический район – этотерриториально-производственный комплекс, сложившийся на базе большойтерритории, которая отличается от других частей страны специализацией внародном хозяйстве, своеобразным экономико-географическим положением,природными и трудовыми ресурсами. Экономический район характеризуетсяцелостностью территории, он является неразрывной частью народного хозяйствастраны, отличающейся под влиянием территориального разделения труда от другихтерриторий определенным сочетанием отраслей промышленности и сельскогохозяйства.   
Каждый экономическийрайон активно участвует в обмене своей продукции с другими районами страны. Длякаждого района характерны разносторонние и интенсивные внутренние связи междуотдельными его частями, что превращает район в целостную систему.
Экономический районотражает уровень развития производительных сил и соответствующих емупроизводственных отношений. В то же время хозяйственный комплекс экономическогорайона представляет собой совокупность предприятий материального производства,внепроизводственной сферы, функционирующих на данной территории. Отдельностоящее предприятие и отдельная экономическая связь между двумя предприятиями,могут рассматриваться в качестве первичных элементов хозяйственного комплекса.Под влиянием все большего вовлечения района в общественное разделение труда,эти связи постоянно усиливаются.
Формированиеэкономического района представляет собой скачок в экономическом развитии даннойтерритории, когда накапливаемые количественные изменения, появление новыхпредприятий, совершенствование экономических  — приводят к коренномукачественному изменению ее экономики возникновению единого хозяйственногокомплекса.
Первичные элементырегиональных комплексов сформировались уже в докапиталистический период, т.е. всередине прошлого века. Естественной основой территориального разделения труда,явились различия в природных условиях. Но переход количественных изменений вкоренные качественные — происходит тогда, когда территориальное разделениетруда приобретает всеобщий характер.
В систему производственныхпроцессов, осуществляющихся в регионе, входят: воспроизводство региональногопродукта, капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовыхпотоков между основными агентами экономики региона: предприятиями, домашнимихозяйствами, государственными учреждениями.
Экономике региона,независимо от его типа, присуща внутренняя хозяйственная целостность. Главнымпризнакам хозяйственной целостности региона выступает, прежде всегопотенциальная способность рынка развиваться за свой счет. Для этого, в своюочередь, необходимы соответствующие ресурсы. Степень развития рынков этихресурсов характеризуется следующим образом:
— рынок потребительскихтоваров: наличие в торговой сети товаров по ценам «средней потребительскойкорзины»;
в) рынок денежно-кредитныхи финансовых ресурсов: инвестиции в хозяйство региона;
г) рынок трудовыхресурсов: средняя заработная плата по отношению к республиканской; соотношениеуровня безработицы со структурными показателями безработицы по отраслям,преобладающим в регионе.
Главные принципывыделения экономических зон – это уровень хозяйственного освоения территории,соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
В России существуют двеэкономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная(Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ,сбалансированности производства и потребления важных видов продукции, группырайонов в экономических зонах, объединяются в укрупненные районы. В Западнойзоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России,Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района –Сибирь и Дальний Восток. В составе России 11  крупных экономических районов(регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный,Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский,Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва иСанкт-Петербург.
     
7. Территориальноеделение Российской Федерации.
Многочисленностьсубъектов Российской Федерации, всегда порождала у исследователей желаниесгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориальногоделения страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 11экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традицияобъединения экономической статистики по экономическим районам унаследована ещес социалистических времен, причем районы тогда рассматривались, как сложившиесятерриториально-производственные комплексы с тесными связями входящих в нихрегионов.
Несоответствиеэкономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многимиэкспертами. На практике тенденция к пересмотру границ появилась при созданииассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций,готовились комплексные программы социально-экономического развития.    
Указом Президента РФ «Ополномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»были созданы новые единицы территориального деления страны, а именно семьфедеральных округов.
Состав федеральных округов Российской Федерации
Федеральные округа
Субъекты Федерации Центральный Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва Северо-Западный Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ Южный Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область Приволжский Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика Ц Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ Уральский Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ Сибирский Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ Дальневосточный Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ
Одновременно,с созданием новых единиц территориального деления страны институтпредставителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочныхпредставителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную рольпромежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральнойисполнительной власти. Целью создания административных округов, являетсяоптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениямидеятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе иГлавного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контрольза исполнением федеральных законов и программ, координация деятельноститерриториальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечениепроведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организоватьработу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная,законодательная – дополняли друг друга.
Подводя итогироли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориальногоуправления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральныхокругов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов наряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительномутолкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Неслучайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судомбыла дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновенийотдельных субъектов:    
 «КонституцияРоссийской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета иисточника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, непредполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимосуверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силуКонституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей,находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали быверховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, нииных субъектов Российской Федерации»,– предельно четко сформулирована эта позиция,в частности, в  определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г. 
Выводы:
— Федеральныеокруга выступают в территориальном строительстве России как элемент унитарностивнутри федеративного государства, стягивающий систему территориального  управленияи предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».
 - Созданиефедеративных округов позволило привести в относительное единство системутерриториального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу,но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.
— Тем неменее, проблема оптимизации территориального управления остается до концанеразрешённой, и это приводит к дальнейшим попыткам унификации политическихсистем субъектов федерации с общефедеральной политической системой.

8.Пермский край.
Региональнаяполитика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим,социальным и политическим развитием страны, связанная с взаимоотношениями междугосударством и районами, а также районов между собой. Региональная политикапредставляет собой составную часть национальной стратегии социальноэкономического развития. Для России региональная политика имеет исключительноважное значение. Вследствие огромных различий природно-географических,социально-демографических, экономических и других условий на территории Россииунифицированный подход к регионам невозможен. В современных условиях, в периодперехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще болеевозрастает.  
На мойвзгляд, будущий специалист государственного и муниципального управления, должензнать историю своего края, егогеографическоеположение, климатические условия, крупные города, полезные ископаемые, основныеотрасли промышленности, для того, чтоб принимать правильные стратегические,политические и экономические решения. Знать национальный состав края так женемаловажно, ведь, не смотря на разные национальности и вероисповедание – всемы граждане Российской Федерации, и мы должны чувствовать себя защищеннымиКонституцией РФ на своей земле, а так же во избежание межнациональной розни.
  1 декабря2005 года, официально появился новый субъект федерации – Пермский край. Онсоздан в результате объедения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономногоокруга. Следует отметить, что это первый опыт укрупнения российских регионов.
Общиекраткие сведения:
Крайрасположен на северо-востоке Восточно-Европейской равнины и на западных склонахсреднего и северного Урала. Граничит со Свердловской и Кировской областями, Башкирской,Удмуртской и Коми республиками. Главные реки — Кама, Чусовая, Косьва, Вишера.Расстояние от Перми до Москвы – 1386 км. Краевой центр – город Пермь, общаяплощадь – 160 600 кв.м., численность населения – 2 819 421 чел.(по результатам переписи населения на октябрь 2202 года). Умеренныйклиматический пояс. Умеренно континентальный климат. Средняя температураянваря: -11.8°С, средняя температура июля: +20.3°С.
 
Крупныегорода края (поданным переписи 2002года)    
               Город
               Население Пермь 1 002 500 Березники 180 800 Соликамск 105 400 Чайковский 89 800 Кунгур 75 200 Лысьва 74 900 Краснокасмк 56 000 Чусовой 55 000 Добрянка 38 300 Чернушка 37 600 Кудымкар 34 500 Губаха 30 900 Кизел 27 800 Оса 26 400 Верещагино 25 000 Нытва 22 800
Национальныйсостав Пермского Края(по данным переписи на 2002г.)Русские 85,18% Татары 4,84% Коми-пермяки 3,67% Башкиры 1,44% Удмурты 0,93% Украинцы 0,92%
Полезныеископаемые: нефть, газ, уголь, калийно-магнивыесоли, поваренная соль, хромиты, торф, золото, алмазы, пески, щебень, гравий.
Наиболеекрупные месторождения: Верхнекамское — калийно-магниевых солей;Всеволодо-Вильвенское — песка, гравия; Кизеловское- каменного угля.
Основныеотрасли промышленности:
— машиностроение(оборудование для горно-металлургической, нефтяной, угольной, лесобумажнойпромышленности, электротехнические приборы, суда, турбогенераторы, телефонныеаппараты);
— химическаяи нефтехимическая (калийные, азотные удобрения, каустическая сода, изделиябытовой химии, анилиновые красители, этилен, пропилен, бензол);
— лесная,целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая (целлюлоза, бумага, картон,мебель, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, пиломатериалы);
— топливная(нефть, газ, уголь).
    Внутриобластноезначение имеют промышленность стройматериалов, легкая, пищевая. Получилоразвитие кормопроизводство для мясомолочного животноводства. Развитоптицеводство, пчеловодство, вокруг промышленных центров – пригородноехозяйство. Выращивают зерновые культуры, картофель. В северных районах развитпушной промысел.
Изистории Пермского Края.
Всего заXVIII век, на пермских землях было построено 28 железоделательных и 29медеплавильных заводов. Самыми крупными предпринимателями были Демидовы,Строгановы, Осокины и Лазоревы. Наряду с металлургической промышленностью вXVIII в. в нашем крае развиваются кожевенная, стекольная, мыловаренная,кирпичная и другие отрасли промышленности.
В Прикамье,еще в первой половине XIX в. начался промышленный переворот, который, однако,по сравнению с иными европейскими странами шел очень медленно и закончился неранее 80-х гг. столетия.
Реформа1861г., отразилась на всех сторонах жизни Пермской губернии. Началось снижениепроизводства металла. Уральский металл не выдержал конкуренции с продукциейЕвропы, где к этому времени промышленный переворот уже закончился.
Большойрезонанс в пермской промышленности вызвало введение нового таможенного тарифа,1857г. которым фактически были отменены казенное покровительство уральскойпромышленности и политика протекционизма.
Положениеусугублялось и тем, что в результате четырех неурожайных лет (1857 — 1860) вПрикамье и на всем Урале резко выросли цены на хлеб.
Кризисныеявления были преодолены уже в 70-е гг., а два последних десятилетия XIX в.принесли быстрый и стабильный рост горнозаводской промышленности, связанный сзавершающей стадией промышленного переворота в России, который базировался восновном на уральской металлургии. Однако рост черной металлургии сопровождалсяпрактически крушением медеплавильного производства. Это падение было связано сразвитием нового района цветной металлургии на Восточном Урале, где в XIXв.,были открыты крупные и удобные для разработки месторождения медного колчедана ибыстро развилась цветная металлургия, основанная на самой передовой технологии.
Из всех трехс лишним десятков медеплавильных предприятий, работавших на Западном Урале вXVII — XIX вв., к 1900г. сохранились только Юговские медеплавильные заводы(поселок Юг на одноименной реке, притоке р. Бабки), но и те в 1902г., заистощением местной рудной базы были закрыты.
В Прикамье, восновном, расширялись и модернизировались уже действующие заводы. Одним изкатализаторов заводского строительства явилась железная дорога, чье сооружениетребовало увеличения производства сортового проката и других видоввысококачественного металла и изделий из него. Самым крупным и современнымпредприятием черной металлургии Западного Урала стал завод, заложенный в 1879г.Русско-французским акционерным обществом у станции Чусовской, Уральскойгорнозаводской железной дороги. По сути дела, это первый завод нового типа наУрале. Он строился в соответствии с техническими стандартами Европы и, вотличие от старых предприятий, не имел заводского пруда, так как был невододействующим, а основывался на паровых двигателях и электричестве.
ПермскийКрай сегодня.  
Насегодняшний день, Пермскую область пересекают две широтные железнодорожныемагистрали, несколько нефте — и газопроводов. Соседи способствуют развитиюхозяйства и одновременно представляют хороший рынок для пермской продукции.Промышленность Уральского Прикамья, в значительной мере, ориентирована надобычу и переработку минерального сырья. На Западном Урале располагаются триалмазоносных района — Вишерский, Яйвинский и Пашийско-Чусовской. Промышленнаяразработка россыпных месторождений алмазов до конца 50-х годов велась вПашийско-Чусовском районе, с 1962г., алмазы добываются только в Вишерскомрайоне. Здесь установлены самые высокие для месторождений Урала средние содержанияалмазов и наибольшая средняя масса камня, а, следовательно, и его цена.Золотоносные россыпи сосредоточены в основном в двух районах: на Северном Уралев бассейнах рек Велс и Улс и на Среднем Урале в бассейне правых притоков р.Чусовой (Койвы, Вижая, Вильвы и др.).
Сарановскоеместорождение хромовых руд, расположенное на территории Горнозаводского района,- единственное разрабатываемое в России. Уникальное Верхнекамское месторождениекалийно-магниевых и хлористых солей оценивается в 19 млрд. т. На подстилающейкаменной соли мощностью 250 – 400м. залегает толща калийных солей мощностью 75– 80 м, состоящая из нижнего сильвинитового горизонта и верхнегосильвинит-карналлитового.
На территорииУральского Прикамья разведано большое количество месторождений строительныхматериалов и карбонатного сырья. Месторождения глин, песков и песчано-гравийнойсмеси распространены по площади региона относительно равномерно, причемместорождения песчано-гравийной смеси, как правило, приурочены к долинамкрупных рек.
Выгодыэкономико-географического положения состоят и в том, что Уральское Прикамьерасположено относительно близко к Центральному району с высокоиндустриальнойэкономикой, развитыми наукой, культурой, искусством. В то же время, на востоке,Пермская область граничит с Азией, где происходит хозяйственное освоение Сибирии Дальнего Востока и высока потребность в пермских товарах.
К недостаткамгеографического положения следует отнести отсутствие прямого железнодорожноговыхода к морю и ограниченность транспортных связей с Республикой Коми иБашкортостаном. Положение существенно изменится в результате строительстважелезной дороги Архангельск – Сыктывкар – Кудымкар – ст. Григорьевская(Верещагине), а в более далекой перспективе – железной дороги Пермь –  Уфа.Другим положительным моментом является строительство автострады Москва – Киров– Пермь – Екатеринбург.
По внешнемуочертанию, территории Уральского Прикамья, представляет собой почти правильныйпрямоугольник. Максимальная протяженность с севера на юг 645км., а с запада навосток – почти 420км. 
Пермский крайимеет колоссальный экономический потенциал, и есть перспективы для развитияэтого потенциала. Нужны люди, которые готовы и знают, как это сделать, люди,которые готовы не просто, выкачивать деньги из земли, но и вкладыватьинвестиции в развитие инфраструктуры, в освоение новых территорий. Специалистыгосударственного и муниципального управления имеют все шансы стать такимилюдьми.
Заключение
СовременнаяРоссия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (ЕвропейскаяРоссия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаютсяисторическими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнеми проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и ихиспользованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном).Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.
Во-первых, районы не имеют собственноготерриториального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – вреспубликах, областях и краях). Во-вторых, многие районы (сибирские,Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют тридесятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощнаядобывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов.Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующиеграницам этих районов. В целом, по стране, изменился географический рисунокэкономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.
В-третьих, выделенные районы оказались крайненеравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу.Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральныйрайон, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с ДальнимВостоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5%жителей) или с северными районами (4% жителей).
Другимисловами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим вэкономике страны. В то же время осложнены возможности использованиясуществующих рамок районов и для рыночной экономики.
И самоеглавное, районирование должно способствовать формированию не только эффективнойэкономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночныхструктур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенныхтерриториальных границах.
Необходимо неодностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическоерайонирование, учитывающее исторические особенности заселения, географическиеособенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (открупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.
Районированиедолжно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологическихусловий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельныхресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частейгосударственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решатьполитические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее вэкономических районах, присутствует в элементах административно –территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Самоадминистративно – территориальное деление устарело. Поэтому, необходимо:
 - Проведениенового комплексного общественного районирования, способствующего решению нетолько экономических задач.
 - Новоеадминистративно–территориальное деление – создание единообразных (одного рангаи уровня) субъектов Российской Федерации.
Современныйэтап организации территориального управления требует экономическогорайонирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.

Списокиспользуемой литературы
 
1. «Федеральные округа России: важныйшаг в укреплении государства» — Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2000г.
2.«Регионы России: итоги четырех лет экономических реформ» -  Маркова Н. –Экономист. – 1996г. — N 3.
3. «Территориальная структура народного хозяйства СССР в период НТР» — уч.пособ. –  М., 1989г.
4.«Территориально-производственный комплекс: проблемы формирования и управления»-  Чалов В.И. — М., 1983г.
5.«Региональное прогнозирование и региональное развитие России» — Матрусов Н.Д. – М., 1995.
6. Указ Президента РоссийскойФедерации от 13 мая 2000г… «О полномочном представителе Президента РоссийскойФедерации в федеральном округе» — Собрание законодательства РоссийскойФедерации. – 2000. – № 20.
7. Указ Президента РоссийскойФедерации от 6 июня 1994г. № 1140 «О Российской Академии государственнойслужбы» — Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 24.
8. «Комментарии к Конституции РФ» - Мирошникова В.Н. – М., 2004г.
9. «Конституция Российской Федерациис комментариями Конституционного Суда РФ» — Инфра-М., 2001г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Обслуговування робочого місця бухгалтера, удосконалення робочого місця.
Реферат Последствия инфляции и антиинфляционная политика в России
Реферат Networks And Connectivity Essay Research Paper Networks
Реферат Развитие аэропортов
Реферат Анализ системы управления деревообрабатывающего предприятия ООО МК "Колхоз"
Реферат Оценка финансового положения и перспектив развития предприятия (на примере ОАО "Нефтекамскшина")
Реферат Культура, её значение в жизни человека и общества
Реферат Договоры купли продажи и поставки понятие и соотношение 2
Реферат Теория интегрированных методов защиты растений и применение энтомофагов в борьбе с вредителями
Реферат Политические системы. Становление и этапы развития социологии
Реферат Возможные механизмы утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в рамках реализации Киотского протокола
Реферат Суть і основні види контролю успішності учнів
Реферат Наследование по закону согласно римскому частному праву
Реферат Формы обеспечения возвратности кредитов
Реферат Iii. Особенности перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой IV