План Введение 3 Глава 1 3 §1 Язык и речь 3 - Язык и речь 3 - Речевая деятельность 4 - Индивидуальный стиль речи. 4 § 2 Ненормированная речь 5 - Нормы 5 - Литературный язык 5 - Ненормированная лексика 6 § 3 Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» 6 - Ненормированная лексика в речи авторов 6 -
Ненормированная лексика в речи героев романа. 7 Введение Объектом изучения является лексика. Предметом изучения является ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Целью работы является изучение причин ввода авторами ненормированной лексики в свою речь и речь героев романа. Уникальностью работы будет то, что никто из известных ученых-лингвистов не рассматривал эту проблему с этой точки зрения.
Глава 1 §1 Язык и речь - Язык и речь «Чтобы пользоваться языком надо его знать, а это результат воспитания и обучения, в том числе в ходе наблюдения за речью других лиц в процессе речевой деятельности» . Этим изречением ученый-лингвист В. И. Кодухов показал свое отношение к проблеме взаимодействия языка и речи. Другой ученый-лингвист Т. И. Вендина высказывает свою точку зрения на эту про-блему как «Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка» , но она показывает то, что язык и речь имеют свои
особенности: «Язык средство общения, речь – производимый этим средством вид общения» , «Язык абст-рактен, формален, тогда как речь материальна» , «Язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и динамична» , «Язык является достоянием общества…, тогда как речь индивидуальна» , «Для языка характерна уровневая организация, для речи - линейная» , «Язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена» . Также надо привести точку зрения зарубежного лингвиста
Ф. де Соссюра «Язык необходим чтобы речь была понятна, речь необходима, чтобы установился язык» . При рассмотрении точек зрения можно понять, что все они близки и отличия минимальны. При непосредственном взаимодействии языка и речи возникает речевая деятельность. - Речевая деятельность Когда язык выражается, в речи возникает речевая деятельность. В. И. Кодухов давал ей такое определение: «Речевая деятельность является актив-ным использованием языка
говорящим» . У каждого производящего речевую деятельность, она индивидуальна. Индивидуальность зависит от ряда причин: образования говорящего, его воз-раста, социального положения. В силу этого у любого человека, владеющего языком, возникает индивидуальный стиль речи. - Индивидуальный стиль речи. Ученые-лингвисты называют индивидуальный стиль речи слогом. Слог по определению В. И. Кодухова состоит из «отбора общеязыковых явлений и общестилевых средств,
их комбинирования в конкретных условиях речи и жанра для раскрытия темы.» Так в стиле речевой деятельности говорящего открывается его умение грамотно владеть языком, знание языковых норм, на которые и опирается слог. Соответственно человек использующим нормированную речь, говорящий преимущественно литературным языком (см. далее) обладает великолепным стилем речи, а человек, у которого в речи встречается большое количество ненормированной лексики (см. далее) таким великолепным стилем
не отличается. Так далее будет разбираться ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» и причины ввода ее туда авторами. § 2 Ненормированная речь - Нормы Прежде чем обратиться непосредственно к ненормированной речи, надо разобрать понятие нормы, а именно нормы литературно-языковой. Т. И. Вендина дала ей такое определение: «литературно-языковая норма – это традиционно сложившаяся
система правил использования языковых средств, которые признаны обществом в качестве обязательных» . Нормы можно условно разделить на нормы письменного языка и нормы устной речи. Но в современных языках это разделение проявляется незначительно, поэтому далее норма будет рассматриваться без этого разделения. Норма – является основной характеристикой литературного языка. В доказательство можно привести высказывание лингвиста
Р. И. Аванесова «Важной особенностью литературного языка является наличие норм» . - Литературный язык Ученые лингвисты дают литературному языку похожие друг на друга определения. Т. И. Вендина: «Литературный язык – это высшая (наддиалектная) форма существования языка» . Р. И. Аванесов: «Высшей формой национального языка является язык литературный» . Л. А. Вербицкая: «Литературный – язык образцовый, нормализированный» .
Из этих определений следует то, что литературный язык – язык нормированный, значит другие формы языка будут являться не-нормированной лексикой. Тогда следует рассмотреть состав литературного языка. По Т. И. Вендиной в литературный язык входят язык художественной литературы, язык науки, официально-деловой язык и так далее. - Ненормированная лексика Из вышесказанного следует, что к ненормированной лексике можно от-нести: внелитературное просторечье
– «разговорные слова, выступающие синонимами нейтральных слов» , обиходно-разговорную речь, территориальные и социальные диалекты, «слова, встречающиеся в разговорной речи отдельных местностей и социальных слоев» , вульгаризмы и жаргонизмы, «слова, служащие для передачи экспрессии и грубости» и профессиональную лексику. § 3 Ненормированная лексика в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» - Ненормированная лексика в речи авторов
Авторы используют ненормированную лексику прежде всего для передачи колорита. При описании сельской местности употребляется внелитературное просторечье. При описании критических ситуаций используется жаргонизмы. Для описания быта героев И. Ильф и Е. Петров используют обиходно-разговорную речь. Также ненормированная лексика применяется при описании самих героев.
В описаниях крестьян и горожан используются диалектизмы и внелитературное просторечье. Профессионализмы встречаются в качестве характеристик людей, занимающихся в романе чиновничьей деятельностью. - Ненормированная лексика в речи героев романа. Ненормированная лексика в речи главных героев романа служит показателем их умственных способностей. Так в речи Остапа Бендера ненормативная лексика почти не встречается.
Лишь в минуты крайнего раздражения он использует жаргон. Тогда как у Паниковского на протяжении романа встречаются почти все виды ненормативной речи. У второстепенных персонажей ненормированная лексика служит для передачи их характеристик. Речь крестьян переполнена диалектизмами, а речь шофера профессионализмами и жаргонами. Так при анализе использования не-нормированной лексики каждого персонажа можно прийти к выводу о его
образовании, социальном положении, профессиональных навыках.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |