Реферат по предмету "Экология"


Охрана окружающей среды в Тверской области

--PAGE_BREAK--
Экономический механизм регулирования опирается на материальную заинтересованность экологопользователя и имеет цель оказать стимулирующее влияние на сбор финансовых ресурсов для природоохранных мероприятий. В состав экономического механизма входят постоянно действующие институты: ведение природных кадастров; платность за использование природных ресурсов и объектов и их загрязнения; экологическое страхование; поощрительные нормы амортизации основных природоохранных производственных фондов; поощрительные цены на экологически чистую продукцию; меры финансового обеспечения, льготы по налогообложению и кредитованию.

На базе природных кадастров определяется стоимость природных объектов в денежном выражении и вырабатывается система мер по их охране и рациональному использованию. Существует земельный, лесной кадастр, водный реестр, кадастр месторождений полезных ископаемых, объектов животного мира, отходов; реестр рыбных запасов и других рыбных организмов. Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов содержат данные о местоположении, качестве и количестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Ведётся учёт загрязнителей ОС, учет объектов заповедного фонда, «Красная  книга » России, Тверской области и других субъектов федерации.

Эколого-экономическая ответственность – комплекс экологического права, соединяющий меры и отношения по возмещению и предупреждению нанесения вреда ОС. Наступает по факту причинения вреда.
3.3 Структура управления природопользованием и охраной ОС в Тверской области.

Государственное управление экологопользованием имеет несколько направлений: социально-экономическое (экономика, финансы, связь); административно-политическое (внешняя и внутренняя политика, национальная безопасность);

и социально-культурное (образование, наука, культура, здравоохранение).

В систему управления природопользованием Тверской области входят:

1) Территориальные организации федеральных органов власти:

— Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

— Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области

— Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

— Тверской отдел геологии и лицензирования – Региональное агентство по недропользованию (Тверьнедра)

— Тверской отдел Водного агентства Министерства природных ресурсов

2) Органы гос. власти субъекта:

— Департамент управления природными ресурсами и охраной ОС Тверской области.

Деятельность органов власти в области экологопользования.

К ведению органов местного самоуправления относятся:

— определение основных направлений охраны ОС территории и разработка экологических программ, учет и оценка состояния ОС и природных ресурсов;

— планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

— учет оценка объемов отходов производства объектов подведомственной территории, независимо от их подчинения и форм собственности;

— координация деятельности экологических служб предприятий и организаций;

— организация экологической экспертизы и контроля за состоянием ОС;

— выдача разрешений на выбросы и сбросы ЗВ, захоронение отходов;

— организация памятников природы и других ООПТ;

— экологическое воспитание, образование, просвещение и обеспечение населения необходимой экологической информацией;

— разрешение споров в области охраны ОС и принятие решений об ограничении и прекращении экологически вредной деятельности.
4. Забота об ОС. Природоохранная деятельность  в Тверской области.

4.1 Меры по снижению воздействия загрязнения среды на здоровье населения.

В  Тверской области предусмотрены следующие мероприятия:

  В области совершенствования деятельности органов контроля и надзора:

— проведение работ по экологическому и гигиеническому воспитанию населения;

— административный регламент проверки деятельности юридических лиц, ИП и граждан по выполнению требований экологического и санитарного законодательства;

— повышение эффективности в рамках контроля и надзора по применению административных санкций и взысканию наложенных штрафов;

  В области гигиены атмосферного воздуха:

— повышение ответственности руководителей промышленных предприятий за обеспечение нормативного качества воздуха и организацию санитарных зон ;

— разработка мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия на здоровье людей и качество воздуха автомобильного транспорта;

  В области питьевого водоснабжения:

— в 2008 г. Администрацией Тверской области принята долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения качественной питьевой водой на 2009-2015 гг.»

— принятие и финансирование областной целевой программы «Питьевая вода»;

— проектирование и строительство объектов водоподготовки, обеспечение эффективной работы систем водоочистки и её обеззараживания, использование прогрессивных технологий и оборудования;

— санитарная охрана водозаборов, лабораторный контроль качества воды;

— улучшение технического состояния очистных сооружений и канализационных сетей, нормирование сброса загрязняющих веществ. Реконструкция о/с в 1-ю очередь необходима в г. Кашин, Кимры, Бежецк;

— модернизация систем водоснабжения г.Твери, поэтапная замена поверхностных водозаборов на подземные источники;

— тампонирование бесхозных и недействующих и непригодных скважин;

  В области охраны почвы от загрязнения отходами производства и потребления:

— внедрение безотходных и малоотходных технологий производства;

— приведение в должное санитарное состояние свалок твёрдых бытовых отходов;

— строительство новых свалок и полигонов ТБО, проектирование и  строительство мусороперерабатывающих заводов;

— решение вопроса утилизации и захоронения токсичных отходов, непригодных к использованию пестицидов.
4.2 Мероприятия по защите окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

1) Основные меры для защиты водных объектов должны быть следующие:

— развитие сети водоемов и реабилитация малых рек (водоёмы области имеют огромное значение для создания комфортного микроклимата, способствуют рассеиванию вредных веществ в воздухе, поглощают аэрозоли);

— принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих проведение комплексных мероприятий в виде восстановления естественных или искусственно созданных объектов, реабилитации рек;

— максимальное использование в хозяйственных целях дочищенных вод станций аэрации (мойка дорог, полив зеленых насаждений, обводнение малых рек и прудов).

— повышение эффективности работы очистных сооружений, строительство о/с на промышленных объектах, строительство систем ливневой канализации;

— доведение фактического сброса ЗВ до установленных ПДК.

2) Мероприятия для обеспечения качества атмосферного воздуха:

1. Снижение (или ликвидация) выбросов от пром.объектов путём применения безотходных технологий, герметизации технологических процессов, утилизации вредных отходов; применение новых технологий фильтров и улавливания, замена вредных материалов на безвредные;

2. Снижение выбросов от автотранспорта путём внедрения следующих механизмов:

— повышение эффективности экологического контроля;

— ускорение обновления автопарка за счет поступления а/м с экологическими характеристиками ЕВРО-3 и выше;

— сокращение выбросов паров бензина на АЗС; ввод ограничений на размещение АЗС в районах с их достаточным количеством;

— развитие общественного транспорта, в первую очередь, электрического.

3) Экологизация экономики. В экологизированной экономике цели производства должны определяться принципами экологии и безопасными для здоровья людей условиями труда. Экологизация производства предполагает приспособление  различных технологий к сложившимся природным условиям. Идею экологичного производства высказал В.И.Вернадский в работе «Опыты описательной минералогии».  Экологичное производство требует планомерного воспроизводства компонентов природной среды или их неиспользование из-за истощения природной среды. Для экологизации экономики требуется изменения как направлений производства, так и характера потребления. Не следует ограничиваться нейтрализацией негативных последствий человеческой деятельности, нужно создавать рекреационные зоны и искусственные экосистемы, восстанавливать численность популяций животных и растений, поддерживать благоприятные климатические условия.

4) Использование вторичных ресурсов. Управление отходами.

В рамках ОЦП «Охрана ОС Тверской области в 2007-2008 гг» ООО НПФ «ТЭТА» была разработана Концепция системы управления твердыми бытовыми отходами (ТБО) на территории Тверской области. В основе выработки Концепции приняты       2 основных принципа:

— принцип устойчивого развития отрасли, удовлетворяющего существующие потребности и не ущемляющего интересов будущих поколений. Устойчивое обращение с ТБО означает обработку отходов и ограничение их  негативного действия на ОС в перспективе. Этот принцип может быть реализован только при наличии единой системы обращения с отходами, создании учета и контроля за образованием и перемещением отходов по области, преобладании экономических методов управления отходами над административными, развитии рынка вторичного сырья, развитии тарифной и технической политики в области обращения с отходами, соблюдении принципа платности загрязнения, сотрудничестве государственного и частного секторов в системе обращения с отходами;

— принцип логистического подхода к управлению движением ТБО, предусматривающий интеграцию всех существующих процессов от образования отходов до их утилизации. При этом осуществляется учет факторов для оптимизации управления.

Цели реализации Системы управления отходами на территории Тверской области:

— исключение образования несанкционированных свалок, централизованный сбор  всего объёма образующихся в области отходов;

— эффективность и управляемость процесса обращения с отходами;

— минимизация объёмов отходов, поступающих на полигоны;

— увеличение объёмов перерабатываемых отходов;

— сокращение площадей санкционированных свалок ТБО.

Для эффективного управления отходами необходимо следующее:

— организация сбора ТБО в большинстве населенных пунктов области;

— создание сети мусороперегрузочных станций;

— строительство мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов;

— создание единой системы полигонов захоронения неутилизируемых отходов;

— сокращение и рекультивация территорий свалок;

— разделение функций муниципальных органов в области управления отходами, создание межмуниципальной организации для контроля за движением и переработкой отходов.
4.3 Экологическое законодательство.

Основой правового регулирования в области охраны ОС и природопользования является Конституция РФ.

Нормативно-правовые акты, действующие на территории Тверской области, подразделяются на:

1)Международные.  По состоянию на 2008г в РФ ратифицированы 16 конвенций в области охраны ОС – Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (1992), об оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте (1991), о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979) и другие. РФ является участницей ряда многосторонних

международных договоров в области охраны ОС.

2) Федеральные. Основные законы в области охраны ОС: КоАПП РФ, Лесной, Водный и Земельный кодексы РФ, ФЗ «Об охране ОС», ФЗ «О животном мире», ФЗ «О недрах», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об экологической экспертизе» и многие другие.

3) Законодательство Тверской области в сфере охраны ОС и природопользования.

Конституцией установлено, что вопросы пользования и распоряжения природными ресурсами и условиями, охрана ОС и обеспечение экологической безопасности, ООПТ относятся к совместному ведению РФ и её субъектов.

Законодательное собрание и Администрация Тверской области вправе издавать законы и подзаконные акты в сфере природопользования, обязательные для исполнения на территории Тверской области. Нормативно-правовые акты принимаются с учетом особенностей  и проблем регулирования отношений в сфере природопользования и экологии Тверской области.

За последние годы в Тверской области было принято много природоохранных законов и подзаконных актов. (См. Приложение )
5. Итоги реализации программ природоохранной деятельности в Тверской области.

В 2008г. завершена реализации областной целевой программы (ОЦП) «Охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2008гг.» Основными задачами программы были: улучшение информационного обеспечения органов управления Тверской области для принятия решений по обеспечению экологической безопасности;  усовершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, их безопасного хранения, захоронения и утилизации; обеспечение возможности получения достоверной информации о состоянии ОС в Тверской области; содействие экологическому воспитанию и образованию населения; сохранение биологического разнообразия и реабилитация водных объектов.

В рамках реализации программы Департаментом управления природных ресурсов и охраны ОС Тверской области были осуществлены следующие мероприятия:

— проведена инвентаризация и утилизация 287,1 т. пришедших в негодность и запрещенных пестицидов и агрохимикатов,

— завершены работы (в 2007г) по экологическому мониторингу зоны влияния аварийного разлива мазута в Зубцовском районе, выявлены очаги загрязнения, проведены работы по ликвидации последствий;

— разработана региональная система управления отходами;

— оказана помощь муниципальным образованиям в части ликвидации свалок на территории области (ликвидированы свалки на15-ти гектарах)

— выполнена оценка влияния состояния ОС на здоровье населения с созданием электронного атласа (оценка медико-экологического состояния области)

— разработан план ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов;

— завершена инвентаризация ООПТ регионального значения, оценено их состояние, природоохранная и научная значимость;

— проведено научное и информационное обеспечение ведения Красной Книги Тверской области;

— возобновлена практика подготовки ежегодных отчётов (докладов) о состоянии ОС Тверской области;

— проведены работы по лабораторному обеспечению осуществления наблюдения за состоянием ОС;

— проведена инвентаризация гидротехнических сооружений в области. В результате обследовано 60 сооружений, подготовлен их реестр и ведомость ремонта.

— проведен ряд выставок, акций, реализующих общественные программы в области охраны ОС.

Работа в рамках Программы позволила выполнить ряд практических мероприятий по предупреждению загрязнения ОС, сохранению природного наследия; определены направления деятельности по улучшению экологической ситуации на планируемый период до 2011 г.

В течение последних лет в Тверской области увеличились затраты на охрану ОС.
Таблица 1.Фактические затраты на охрану ОС, тыс.руб.



2005

2006

2007

2008

2008 — % к 2007

Текущие, всего

584340

942506

793726

853740

108

В т.ч.

Охрана водных ресурсов

373957

446173

633232

494274

78

Охрана воздуха

46880

49350

68910

234175

В 3,4 раза

Охрана ОС от загрязнения отходами

161998

446092

90513

122554

135

Рекультивация земель

1505

891

1072

2737

В 2,6 раза

Кап.ремонт основных фондов по охране ОС, всего

315090

291772

277768

257136

93

В т.ч.

Установок улавливания и ЗВ в воздухе

2201

2528

95644

85626

90

о/с сточных вод

45456

52343

163359

155253

95

Оборудования для обезвреживания отходов

267433

236900

18747

16257

87

 
В 2009 г. завершена реализация ОЦП «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2009 годы»

Стратегическими целями программы были:

— улучшение состояния окружающей среды;

— повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала с учетом сохранения и восстановления экосистем.

Результаты реализации программы: оптимизация  управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, выполнение возложенных функций в части делегированных  субъекту полномочий, повышение уровня безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, подготовка 24 информационных блоков в области охраны окружающей среды, предоставление площади для пользования животным миром в виде охоты и рыбалки от 350 до 600 тыс. га

(количество водных объектов предоставленных в пользование 50 шт, количество отчужденных водных объектов 20 шт).

Прогнозируется ежегодный рост доходов от природопользования в размере 6 %. 

Доходы от природопользования в 2009 году составили 152 млн. руб., в т.ч. поступающие в бюджет субъекта 70 млн. руб. 

Рост числа контрольно-надзорных мероприятий и выданных предписаний увеличился на 20 %, возрастет число мер административных принуждений на 25 %. 

  
Заключение.

В последние годы усиливается внимание общества к окружающей среде.

В связи с обострением экологических проблем люди всё лучше осознают свою зависимость от природы, связь состояния среды и человеческой деятельности.

Наблюдается тенденция к повышению экологической культуры общества, развивается система многоуровневого экологического образования.

Формируется экологическое сознание, общество разрабатывает экополитику и экологизирует моральные и правовые нормы.

Социализация взаимодействия человека и природы расширяет границы этого взаимодействия. Природа рассматривается уже не как источник материальных ресурсов и дохода, а как духовная ценность. Общество заинтересовано в сохранении благоприятных условий окружающей среды, в разумном и экономном её использовании, каждый человек обязан беречь природу.

Несмотря на это, не все считают своим долгом бережное отношение к окружающей среде. Негативное влияние на окружающую среду несет угрозу будущим поколениям, но всегда находятся люди, которые ставят экономическую и личную выгоду от использования природных ресурсов выше экологических интересов всего общества. То, что от их деятельности пострадают и они сами, и их потомки, не делает их менее опасными для человечества.

Отстаивание экологических принципов в борьбе с технократическими и прагматическими установками и ценностями требует от общества коллективной воли, а нередко и личного мужества людей. Только совместными усилиями общество может добиться успеха в решении природоохранных задач, постоянно и эффективно заботиться об окружающей среде.
Литература

Основная:

Конституция Российской Федерации.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (N 7-ФЗ)

Государственный Доклад о состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2008 году.   Тверь, 2009

Охрана окружающей среды в Тверской области в 2005-2008гг. Статистический сборник.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Актуальные проблемы маркетинговой деятельности высших учебных заведений современной России
Реферат Мировоззренчесское значение мифа о вечном возвращении
Реферат Особенности стилистической окраски, ошибок и синонимов
Реферат Бюджетная система 8
Реферат Розвиток мислення 2
Реферат Литература - Социальная медицина (правовые аспекты деятельности врача)
Реферат Литература - Психиатрия (СИНДРОМЫ 2)
Реферат "Туристические" потенциал и продукт национальных парков
Реферат Организация электроснабжения сельскохозяйственного комплекса
Реферат Пейзаж в "Записках охотника" И.С. Тургенева
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины бизнес- планирование и экономический анализ производственной деятельности ресторана Направление подготовки: 260800 «Технология продукции и организация общественного питания»
Реферат Шляхи підвищення якості ресторанних послуг 2
Реферат Советское телевидение и радиовещание
Реферат A Piercing Experience Essay Research Paper To
Реферат Объективные основы, формы и методы государственного руководства экономикой и контроля за хозяйственной деятельностью