Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Технико-тактические действия соревновательной деятельности волейболистов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГООКРУГА-ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕНЕДЖМЕНТАИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Исполнитель:
студент Токмаков А.В. гр. 8150.
Научный руководитель:
д.п.н., профессор Н.И. Санникова
Ханты-Мансийск 2010

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
1.1 Анализсоревновательной деятельности волейболистов
1.2 Критерииоценки технико-тактической деятельности
1.3Характеристика методик статистического анализа соревновательной деятельности вволейболе
ГЛАВА 2.ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачиисследования
2.2 Методы исследования
2.3Организация исследования
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ЮГОРСКОГО КОЛЛЕДЖА-ИНТЕРНАТАОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ UTILIUS VS
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Качественные и количественные характеристики игрового соревновательногопротивоборства являются элементами единой системы, и ее функционирование зависитот эффективности каждого составляющего, поэтому необходим системный подход кисследованию соревновательной деятельности.
В настоящее время широко представлен анализ технико-тактическихдействий в соревновательной деятельности волейболистов. Уже давно разработаны различныеварианты условно-кодированной записи игр, позволяющие фиксировать технико-тактическиедействия, выполняемые волейболистами в ходе игры [21].
Условно-кодированная запись игры позволяет изучать следующие компонентысоревновательной деятельности: содержание и объем технико-тактических действий,эффективность технико-тактических действий, загруженность зон в атаке и эффективностьнападения в различных игровых ситуациях (после приема и в «доигровке»). Многочисленныеисследования показывают, что современный волейбол характеризуется значительным увеличениеминтенсивности игры за счет повышения скорости развития атак, использованием игроковзадней линии в нападении [6].
С развитием компьютерной техники появились новые информационныетехнологии, расширяющие возможности записи технико-тактических действий в процессеигр. Разработаны качественные компьютерные программы, позволяющие записывать технико-тактическиедействия в наиболее полном объеме, оценивать не только эффективность техническихприемов, но и определять такие показатели, как направление нападающего удара, загруженностьзон в атаке и прочее. [7].
При анализе результативности и эффективности технико-тактическихдействий в соревновательной деятельности особый интерес вызывает сравнительная характеристикаданных показателей у победителей и побежденных. Подобные исследования позволяютвыявить наиболее весомые факторы, определяющие победу одной команды над другой.Это необходимо для определения приоритетов втренировочном процессе высококвалифицированных волейболистов и ближайшего резерва[28].
Одним из существенных недостатков предлагаемых вариантов оценкитехнико-тактических действий в соревновательной деятельности является недостаточнополная характеристика действий в защите. Во всех вариантах записи игр фиксируетсятолько успешный блок и успешное действие в защите. Более детальной оценки защитныхтехнико-тактических действий не осуществляется.
Данная тенденция, возможно, является одной из предпосылок того,что в современном волейболе наблюдается явное преобладание атаки над зашитой. Даи количество работ посвященных совершенствованию командных технико-тактических действийзначительно больше, чем совершенствованию защитных действий [28].
Новая система подсчета очков в волейболе повысила требования кпсихологической подготовленности волейболистов. Ситуации, когда любая ошибка приводитк начислению очка команде соперника, приводит к тому, что усиливается напряженностьигры, особенно в «концовках» партий, не говоря уже о пятых партиях. Поэтому в тренировочномпроцессе необходимо использовать средства и методы для повышения психологическойвыносливости в критических ситуациях [21].
Проанализировав структуры различных методик анализасоревновательной деятельности, нами не были найдены элементы выполненныхтехнических действий по зонам. Имея данный материал, тренерский состав мог бывидеть более подробную карту игры, как команды, так и игрока в частности. Этоспособствовало бы более результативному планированию тактической подготовки в соревновательнойдеятельности, а именно: загруженность зон в нападении; слабые и сильные зоны взащите и в блоке противников; качество выполнения нападения игрока сопределенной зоны; вероятность нападения противника в определенную зону.
Имея эти знания, тренер может выгодно построить тактическиедействия команды индивидуально к каждому противнику.
Объект исследования — спортивная подготовка волейболистов Ханты-МансийскогоАвтономного Округа – Югры.
Предмет исследования – методика анализа соревновательной деятельностиволейболистов высшей лиги «Б» Чемпионата России.
Гипотеза исследования – предполагается, что анализ соревновательнойдеятельности с использованием программного обеспечения Utilius VS позволит дополнить оценку соревновательной деятельности волейбольныхкоманд.
Цель работы- исследование соревновательной деятельности волейболистов высшей лиги «Б» сприменением современных информационных технологий.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ АНАЛИЗА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
 
1.1 Анализ соревновательной деятельностиволейболистов
Соревновательная деятельность характеризуется множественными показателями,по которым можно определять эффективность деятельности как одного спортсмена, таки команды в целом. Эти показатели – своеобразные критерии действий спортсмена. Поэтомуучет этих действий позволяет не только отразить и восстановить процесс соревнованияи поведения спортсмена и команды, но также планировать и корректировать дальнейшуюподготовку.
Известно, что совершенствование системыуправления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательнойдеятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивногомастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствованиясистемы спортивной подготовки [4, 5, 8]. Один из важнейших элементов системы управленияподготовкой спортсменов — комплексный контроль, который предусматривает практическуюреализацию различных видов контроля, в том числе и оперативного, применяемого дляполучения объективной информации [14].
В работе Э.Ю. Дорошенко 2006г. отмечается,что в структуре контроля соревновательной деятельности основными функциями являетсяоценка выполнения освоенных движений, овладение индивидуальными, групповыми и команднымидействиями в нападении и защите, эффективность применения изученного в процессесоревновательной деятельности волейболистов. Не менее важными составляющими являетсяанализ и интерпретация количественных и качественных показателей, полученных в процессесоревновательной деятельности [12].
В волейболе различные действия в соревновательныхусловиях выполняются не одинаково часто и в различной степени влияют на итог игры.Следовательно, необходимо учитывать не только качество выполнения отдельных действий,но и частоту их повторения в игре. Введение этих понятий в оценку технико-тактическихдействий волейболистов позволяет наиболее объективно судить о мастерстве командыили игрока и вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочный и соревновательныйпроцессы [14].
Успешная работа тренера во многом зависитот умения: записывать игровую деятельность игроков; анализировать полученные данные;методически грамотно строить учебно-тренировочный процесс команды. При этом модельныепоказатели соревновательной деятельности волейболистов различного амплуа служаториентиром в учебно-тренировочном процессе, позволяют дифференцированно подбиратьупражнения с целью совершенствования индивидуальных, групповых и командных технико-тактическихдействий. Сравнение полученных данных с модельными характеристиками соревновательнойдеятельности высококвалифицированных игроков позволяет тренеру своевременно исправлятьошибки и вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс [20].
В волейболе, одним из важнейших направленийсовершенствования системы тренировочного процесса является применение научно обоснованныхметодик изучения структуры и особенностей технико-тактической деятельности на основеаналитико-синтетических подходов.
Спортивная техника – это сознательное, целеустремленное выполнениеспортсменом движений и действий, направленных на достижение определенного эффектав соревновательной деятельности [21].
В каждом виде спорта, в том числе и в волейболе, существует эталоннаиболее совершенной техники. Этому эталону (как основе) и обучают студентов.
В теории и практике волейбола сложилась определенная классификациятехники игры, состоящей из частей, взаимодействующих друг с другом.
По целевому признаку организации действий техника игры делитсяна технику нападения и технику защиты [10].
Техника нападения включает в себя технику перемещений (стойкии разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающегоудара, нападающие удары и перебивания).
Стойки – приобретение готовности к перемещению и выходу в исходноеположение для выполнения технического приема. Виды стоек: устойчивая и неустойчивая.В зависимости от предстоящих действий игрок выполняет стойку, рациональную для определенноговида деятельности. Для стоек характерно следующее положение: одна нога впереди,вторая чуть сзади, туловище слегка наклонено вперед, предплечья согнуты в локтевыхсуставах, ладони рук на уровне пояса, ноги переступают [18].
Перемещение – выбор места для выполнения технического приема.Подача – средство введения мяча в игру и средство нападения. По данным исследований,«чистый» выигрыш от подач составляет 7–10 %, при этом затруднение в приеме мячас подачи имеет место в 35–60 % случаев.
Верхняя передача мяча. Передача (при тактической реализации каквторая передача) – технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнегокрая сетки для выполнения нападающего удара.
Нападающий удар (НУ) – технический прием тактики, заключаетсяв перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки
Техника защиты. Защитные действия волейболистов складываются изтехники перемещений, стоек и техники владения мячом (прием мяча после подачи, отнападающих ударов и блокировании).
Блок – технический прием защиты, с помощью которого преграждаютпуть мячу, летящего после атакующих действий противника, с помощью поднятых рукнад верхним краем сетки.
Педагогический анализ технико-тактическойдеятельности сборных и клубных команд высокой квалификации на крупнейших мировыхи континентальных соревнованиях позволяет из всей массы факторов, влияющих на значимостьигры команд, выделить особенности, которые играют ведущую роль. На их основаниипутем определения количественных характеристик могут быть созданы модельные характеристикиволейболистов различных игровых специализаций по видам соревновательной деятельности,отдельных звеньев команды, линий нападения или защиты, команды в целом [19, 21].
Изучение особенностей тренировочного процессав командах юношей и высококвалифицированных мастеров выявило отсутствие научно обоснованнойсистемы взглядов на тренировочный процесс. Недостаток объективной информации порождаетмножество точек зрения на характер игры, не исключает педагогических просчетов,а вместе и в целом не обеспечивает системности взглядов на тренировочный процесс,поскольку отсутствует знание причинных факторов, обеспечивающих эффективность спортивно-соревновательнойдеятельности [22].
Об эффективности соревновательной деятельностиможно судить по спортивному результату на соревнованиях. Однако спортивный результаткак интегральный показатель не всегда детально информирует о составе и структуретех или иных технико-тактических действий. Победа или поражение сами по себе недают конкретной информации об управлении подготовленностью игроков и планированиитренировочных нагрузок. Этим целям служат частные показатели, которые можно получитьв процессе регистрации соревновательной деятельности при анализе ее состава (изкаких элементов состоит) и структуры (как эти элементы связаны друг с другом).
Структуру соревновательной игровой деятельностиследует рассматривать как совокупность технико-тактических приемов, операций, объединенныхв целостную систему результативных действий. При этом, прежде всего, следует выделитьэлементарный набор технико-тактических действий в игре спортсменов и умение эффективноприменять их с учетом игровых ситуаций [6].
Предлагаемая Г.В. Барчуковыми Ю.Н. Лоховым (1998) методика оценки в игровых условиях психической, функциональнойи технической подготовленности теннисистов позволяет составлять на них технико-тактическийпаспорт, сравнивать игроков по уровню готовности, планировать индивидуальную тактикуигры с учетом текущего состояния спортсмена, прогнозировать успешность выступленияв конкретном соревновании, индивидуализировать технико-тактическую подготовку игрокас учетом слабых и сильных сторон на основе четкого дозирования нагрузок и сложноститренировочных упражнений [3].
В волейболе кодирование ианализ показателей соревновательной деятельности спортсменов имеют некоторые отличительныеособенности, обусловленные выбором клуба, тренера либо статиста. Каждый, из которыхво многом унифицировал свою методику регистрации показателей. Однако, остаются малоизученнымивопросы создания унифицированной методики регистрации показателей эффективностидействий спортсменов и команды в целом. Остаются нерешенными вопросы, связанныес определением вклада каждого спортсмена в действия команды в отдельные промежуткиигры.
1.2 Критерии оценки технико-тактическойдеятельности
Любой творчески работающий специалистфизического воспитания, будь то студент факультета физической культуры, пишущийкурсовую или дипломную работу, аспирант, докторант, научный сотрудник, анализирующийнаучные данные, учитель физической культуры, тренер, в ходе своей работы получаютфактический экспериментальный материал (первичный цифровой массив). Если эти данныене будут корректно обработаны с помощью методов математической статистики, то ихработа теряет всякий теоретический и практический смысл [26].
Однако, несмотря на важность изучения соревновательной деятельностив литературе преобладают работы по теории и методике спортивной тренировке, тогдакак структура соревновательной деятельности представлена фрагментарно.
Одной из причин незначительного количества фундаментальных работ,посвященных анализу соревновательной деятельности в спортивных играх, является еесложность. Спортивный результат в волейболе зависит от множества факторов, как стабильных,прогнозируемых, так и случайных, незапланированных.
В волейбольной практике большинствотренеров придерживаются примерно единой стратегии. Эти стратегии отражены в работахА.В. Ивойлова (1997), В.К. Лисянского (1981), С.С. Ермакова (2004), Э.Ю. Дорошенко(2006) и др.
А.В. Ивойлов (1997)представляетспособ определения интегрального показателя технико-тактического мастерства волейболистовс учетом амплуа по формуле:
/>,
где h — эффективность i-го приема, n — количество приемов, K1 — коэффициент специфичности приема, К2 — коэффициент ценности приема.
Этой же позиции придерживаетсяи Э.Ю. Дорошенко, отмечая, что современное состояние развития теории и методикиспортивной тренировки, системы подготовки квалифицированных волейболистов нуждаетсяв новых способах определения технико-тактического мастерства отдельных игроков икоманд в целом, которое позволит оптимизировать процессы учебно-тренировочной деятельностив волейболе и повысить ее эффективность.
В пляжном волейболе В. Костюков [22] для повышения объективности оценки предлагаетиспользовать показатель — коэффициент игровой подготовленности (КИП):
КИП = (а1+а2+а3+а4+а5)/n,
где, а1-а6 — оценка выполнения отдельных групп игровых действий, n — число групп игровых действий,выполняемых спортсменом.
По данным А.Н. Колумбета,Д.С. Ельцова, Н.Ю. Максимовича 2006г. интересен и полезен для других спортивныхигр подход в отношении количественных показателей технико-тактических действий ввиде показателя технико-тактического разнообразия [24]. Под разнообразием деятельностикоманды или игрока понимается ее способность использовать с одинаковой частотойи мастерством весь арсенал технико-тактических приемов. В качестве численной мерыразнообразия ведения атакующих действий может быть использована величина энтропиираспределения использованных командой или игроком приемов. Эта величина характеризуетстепень неопределенности, с которой встречается команда соперника. В соответствиис определением, энтропия (Н) определяется:
/>,
где М3i — вероятность применения i- го приема; L — количество приемов.
Вероятность применения i-того приема (M3i) оценивается какотложение количества раз применения данного технического приема ко всему количествутехнических приемов:
M3i=Mi/M,
где Мi- количество применения i-го приема; M — количество всех технико-тактических приемов.
Введение этих понятий в оценкутехнико-тактических действий волейболистов позволяет наиболее объективно судитьо мастерстве команды и игрока, и вносить соответствующие коррективы в учебно-тренировочныйи соревновательный процессы [21].
Кандидат педагогических наук, профессор; заведующий кафедрой спортивныхигр Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университетаМ.Д. Ашибоков считает, что способы оценки технико-тактическойподготовленности команд волейболистов устарели в связи с изменениями правил игры,а соответствующие расчетные формулы нуждаются в усовершенствовании (в частности,из-за отмены правила перехода подачи без начисления очка). Им определены критерииоценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов, которые включают18 количественных и 14 качественных показателей (прил. 1).
С использованием приведенных формул были рассчитаны качественные и количественные показателиподготовленности команд высшей лиги (МСМК и МС), коллективовфизической культуры (КМС и I разряд), выпускников ДЮСШ (массовые разряды) и разработаназависимость квалификаций спортсменов от качественных и количественных показателей(прил. 2). Данный подход к оценке количественных и качественных показателей позволяетопределить не только количество выполненных технико-тактических действий за партию,за матч, но и выявить успешность применения отдельных элементов игры, а также «вклад»каждого элемента в успешность действий команд в целом.
Высокие достижения ведущих национальных команд были бы невозможныбез современного технического оснащения, в частности, без компьютерной поддержки.Компьютерная техника дает возможность получения индивидуальных показателей каждогоигрока, видеозапись и компьютерное моделирование являются незаменимыми средствамианализа уже проведенных игр и прогнозирующего конструирования предстоящих [17].
Отсутствие квалифицированной научной помощи и современного техническогообеспечения сдерживает процесс подготовки и соревновательной деятельности волейболистов.
Изменение правил игры способствует поиску новых путей в методикеспортивной тренировки и в организации игры [19].
Прогрессивные методики и современные передовые технологии всегдастояли на службе достижения в спорте превосходства и лучших результатов. Современныеметоды и новейшие технологии позволяют выявить наиболее перспективные и экономичныеметоды тренировок, определить наиболее рациональные варианты техники, тактики, разрабатыватьинформационные и формализованные модели, производить быстрый статистический анализкомплексных данных, хранить большой объем информации.
Подготовка высококвалифицированных спортсменов в волейболе предполагаетдостаточно широкое информационное обеспечение тренировочного и соревновательногопроцесса. Современному тренеру для достижения высоких результатов необходимо применятьнаучно обоснованные методы тренировок, знать и использовать последние техническиедостижения и технологии, иметь качественный и быстрый анализ результатов диагностики,тестовых показателей и статистических данных [26].
1.3.Характеристика методик статистического анализа соревновательнойдеятельности в волейболе.
Использование компьютеров и специальных программ позволяет определятьоптимальные варианты стратегии и тактики ведения игры, выполнять экспресс обработкустатистических показателей, создавать специализированные базы данных.
В современном волейболе применяются различные программы и методикиоценки результативности и эффективности соревновательной деятельности, что составляетинформационное обеспечение тренировочного и соревновательного процесса. Данные используютсяпри анализе динамики спортивных достижений, определении соревновательного потенциаласпортсменов и команд, подборе и комплектовании национальных сборных [25].
Как говорит статист сборной России по волейболу Владимир Хроменков,в России большое внимание точным цифрам и грамотно составленным техническим отчетамстали уделять не так давно. Пальму первенства в этой спортивной науке держат итальянцы.Впрочем, в России тоже имеются специалисты высочайшего уровня, готовые уже сейчассоперничать с законодателями мод.
Исследования соревновательной деятельности в спортивных играх,и в волейболе в частности, носят, как правило, односторонний характер. Изучаютсялибо количественные стороны игрового соревновательного противоборства, либо егокачественные характеристики, как отдельные, не взаимосвязанные показатели.
Необходим системный подход к исследованию соревновательной деятельности,поскольку качественные и количественные характеристики игрового соревновательногопротивоборства являются элементами единой системы, и ее функционирование зависитот эффективности каждого составляющего.
Наиболее широко представлен анализ технико-тактических действийв соревновательной деятельности волейболистов. Уже давно разработаны различные вариантыусловно-кодированной записи игр, позволяющие фиксировать технико-тактические действия,выполняемые волейболистами в ходе игры [28].
Условно-кодированная запись игры позволяет изучать следующие компонентысоревновательной деятельности: содержание и объем технико-тактических действий,эффективность технико-тактических действий, загруженность зон в атаке и эффективностьнападения в различных игровых ситуациях (после приема и в «доигровке»). Многочисленныеисследования показывают, что современный волейбол характеризуется значительным увеличениеминтенсивности игры за счет повышения скорости развития атак, использованием игроковзадней линии в нападении [26].
Ведение статистического анализа специалистами производится с помощьюразличных средств: от блокнота с карандашом до специализированных компьютерных программ.
С ноября 2008 по март 2009 года нами было проведено исследованиесоревновательной деятельности волейболистов сборной команды ЮГУ с использованиемблокнота и ручки для регистрации технических действий и программы Microsoft Excel для вычисления результатов (Прил. 3).
Соревновательная деятельность анализировалась по материалам видеосъемкиЧемпионата России по волейболу среди мужских команд 2 лиги. Участвовали команды:«ЮГУ»- г. Ханты-Мансийск и команда «Ямал»- г. Ноябрьск Ямало-ненецкий АвтономныйОкруг. Игры состоялись 13 и 14 декабря 2008 года в спортивном зале института спортаи туризма г. Ханты-Мансийска.
Анализировались показатели объем технических действий, объем выполненныхприемов, передач, подач, нападающих ударов, игры на блоке. Рассчитывались показателив целом за игру, и на одну партию.
Вычисляли среднее арифметическое количество действий за одну партиюиз пяти элементов. Так же вычислялась разница ошибок. Команду Ямала брали за норму,как победившую, и от нее смотрели отклонения ЮГУ. Из методов математической статистикииспользовались показатели объем выборки, процент.
Многие спортивные клубы используют специализированное программноеобеспечение для анализа соревновательной деятельности.
Для ведения и анализа статистики матчей волейбольной команды «Северсталь»города Череповца применяется собственная разработка: программное обеспечение VolleyballAnalyzer (автор идеи, алгоритмов и кода тренер СамбурскийР.В.). Её использует ряд команд первой лиги, 3 клуба высшей лиги «А» и1 клуб Суперлиги («Уралочка» г. Екатеринбург).
Программный комплекс позволяет выполнять следующие функции:
Анализ игровых действий: способа, качества, эффективностии направления подачи; качества приёма, передачи; разыгрываемой комбинации;направления, эффективности атаки и её результатов; качества постановки блока;действия игроков в защите; эффективности расстановок команды.
Прочие функции системы:базы данных статистической информации; прогнозирование технических и физическихпараметров игрока; постигровой видеоанализ матча; объективная мотивация игроков.
Достоинства программы: оператора; гибкость кода; совместимостьс популярным ПО (MS Office); работа с аппаратурой залов; создание персональных видеороликовдля игроков.
На сайте волейбольного клуба «Северсталь» [43] приведены две аналогичныесхемы (табл. 1,2), в одной из которых появляется количество попыток, но нет учетаошибок:
Таблица 1. Статистика бомбардиров№ Фамилия Имя Подача Атака Блок Очки 1 Пилипенко Марина 15 588 78 681 2 Андрусенко Ольга 49 390 52 491 3 Рыжова Ольга 18 268 82 368 4 Гузеева Тамара 13 204 50 267 5 Буева (К) Юлия 11 217 28 256 6 Подскальная Юлия 26 185 45 256 7 Маслова Елена 34 36 23 93 8 Круглова Анастасия 4 59 3 66 9 Новикова Наталья 3 29 4 36 10 Ефремова Александра 2 25
Таблица 2 Статистика лучших нападающих№ Фамилия Имя Попыток Ошибок Очков Коэффициент 1 Рыжова Ольга 562 58 268 47,69 2 Пилипенко Марина 1237 219 588 47,53 3 Круглова Анастасия 128 22 59 46,09 4 Новикова Наталья 65 13 29 44,62 5 Андрусенко Ольга 934 168 390 41,76 6 Подскальная Юлия 451 83 185 41,02 7 Гузеева Тамара 521 96 204 39,16 8 Буева(К) Юлия 562 106 217 38,61 9 Маспова Елена 128 46 36 28,13
В первой учитывают количество забитых мячей с подачи, атаки иблока в итоге очки суммируются. Это стандартная методика определения результативности,то есть выявления бомбардира (табл. 1).
Второй рейтинг выявляет только лучшего нападающего игрока и выстроенпо эффективности нападения игрока, которая рассчитывается путем деления принесенныхим очков на количество попыток исполнения нападающего удара и выражается в процентах(табл. 2).
Это несложные схемы, используемые у многих команд различных уровней.Для ее выполнения можно обойтись карандашом и бумагой. Здесь отражаются далеко невсе действия игрока, а уделено внимание лишь нападающим исполнителям.
Существуют и более объективные методы ведения статистики. Рассмотримна примере статистики волейбольного клуба «Югра-Самотлор» [40], участника ВысшейЛиги «А», обработанной при помощи видеосъемки и специализированного программногообеспечения Data Volley. Здесь подробно уделено внимание таким техническим элементамкак: подача прием, атака, блок.
В таблице (рис.1) изображено время и счет каждой партии. Восновной таблице в графе сет указано количество заработанных очков игроком вкаждой партии.
В разделе очки можно увидеть общее количество очков, брейкпоинты, а так же разницу набранных и проигранных очков.
Атака, как и подача, делится на общее количество попыток,ошибок, и забитых очков, а так же удары в блок и общее количество забитыхмячей, выраженных в процентах. Рассчитывается путем деления принесенных имочков на количество попыток исполнения нападающего удара.
Прием рассматривает общее количество принятых мячей, ошибок,а так же количество позитивного и отличного приема в процентах. Блок разделенна ошибки и принесенные очки. Снизу подсчитаны результаты всей команды.
Так же здесь представлена таблица промежуточных результатовкаждой партии всех игроков.
Раздел сет разбит на количество сыгранных партий, гдеуказано, сколько очков заработал игрок в каждой партии.
/>
Рис. 1 Обработка протокола соревновательной деятельностикоманды «Югра-Самотлор» при помощи программы Data Volley
По графе очки можно судить: о общем количестве заработанных игрокомочков (Все); о брейк-поинте (БП) — очко, забитое не после приема с подачи, а непосредственнопосле защитных действий команды при атаке противника, т.е. мяч должен пересечь сеткуминимум три раза. Это очень важный фактор, поскольку всем известна проблема быстрыхрозыгрышей в профессиональном волейболе, что делает волейбол менее зрелищным; онабранных и проигранных мячей (Н-Б)
В графе подача рассмотрено: количество попыток исполнения (Все);количество ошибок при выполнении (ошб); количество забитых очков (очк).
Прием разбит на: общее количество (все); количество ошибок (ошб);количество позитивного приема, т.е. сохранение мяча для продолжения игры, но неотлично доведенного связующему игроку (пзт%); отлично доведенного мяча связующемуигроку, выражен в процентах (отл%).
Атака в свою очередь делится на: количество попыток исполнения(все); количество ошибок при выполнении (ошб); количество забитых мячей после касанияблока противника «блок-аут» (блк); количество забитых мячей непосредственно в площадкупротивника (очк); общее количество забитых мячей, выраженных в процентах. Рассчитываетсяпутем деления принесенных им очков на количество попыток исполнения нападающегоудара (очк%).
Элемент блок позволяет увидеть: количество ошибок (ошб); количествопринесенных очков на блоке (очк).
Снизу подсчитаны результаты всей команды.
Так же здесь представлена таблица промежуточных результатов каждойпартии всех игроков в общем.
Проанализируем отлаженную систему оперативной передачи статистическихотчетов (Рис. 2), которые в течение пары часов после матча могут наблюдать любителиволейбола на сайтах Всероссийской Федерации Волейбола (ВФВ) и агентства «ВолейСервис»[37].
Здесь всегда имеются свежие данные статистики матчей мужской иженской суперлиги чемпионата России и ежегодных международных турниров. На сайтеможно подробно рассмотреть действия каждого игрока в команде.
Рассмотрим рейтинг игроков в матче Югра-Самотлор (г.Нижневартовск)против ЗСК-Газпром (г.Сургут).
Здесь технические действия расписаны подобно статистикекоманды Югра-Самотлор.
Вдобавок ко всему здесь рассчитан средний коэффициент подачии всех заработанных очков.
На конференции с комиссией FIVB (Всемирная Федерация Волейбола) в 2007 году докторомФрейнером из Лейпцига была представлена программа Utilius VS. Представление включало в себя 66 видеосцен с качествомприема, 83 сцены с качеством передач, показывая многосторонность ииндивидуальность программы [37].
/>
Рис. 2 Система статистических отчетов Всероссийской ФедерацииВолейбола
Utilius — программа, предназначенная для анализа видеозаписейигр, удобна для планирования тренировок, подготовки к матчам, анализа команды соперников.Позволяет удобно и быстро проводить статистические исследования, находить и просматриватьнужные моменты игры.
Система работы с видео utilius® VS предоставляет возможности длябыстрого анализа видеозаписей игр вашей команды и команд противников. При помощиutilius® VS можно собрать необходимые статистические данные и подтвердить их соответствующимивидео, быстро и удобно. Все необходимые характеристики можно получить за один просмотр.
Видеозаписи в utilius® VS классифицируются при помощи ярлыковдля заданных характеристик (Рис. 3). Ярлыки позволяют вернуться к выбранному моментув записи в любое время.
Классификация может происходить «на лету», т.е. во времязаписи. Utilius® VS может быть укомплектована синхронноработающими видео камерами, для обзора игры с разных ракурсов.
Категории для классификации видеозаписей легко настраивается поднужды статиста. Можно использовать любое количество систем категоризации и легкопереключатся между ними. Для повышения эффективности характеристики привязываютсяк горячим клавишам на клавиатуре по вашему выбору. Произвести классификацию можнопри помощи индивидуально настроенного графического представления категорий. Крометого к каждой записи можно добавить устный комментарий.
/>
Рис. 3 Система категорий статистических данных в Utilius VS.
При помощи мышки или клавиатуры можно легко перемещаться по записи.Два видео могут проигрываться синхронно с сохранение всех функций управления.
Развёртка видео позволяет проигрывать видео с частотой 50 кадровв секунду. Удваивание временного разрешения позволяет в деталях рассмотреть и проанализироватьважные моменты на записи.
Все результаты анализа сохраняются в базе данных. Специальныйинтерфейс позволяет составить сложный запрос для поиска по видео на основе классификаций(Рис.4). Например, можно выбрать все удачные действия определённого игрока из несколькихматчей, и на основе этих записей составить обучающий фильм, все возможности дляэтого встроены в программу.
Utilius® VS поддерживает экспорт данных в Microsoft Excel, на основесистемы категорий. Эта программа может быть использована для дальнейшего обсчётастатистических данных.
/>
Рис.4 Система статистических отчетов в Utilius VS.
Возможно, создавать индивидуальные отчеты, основанные на данныханализа или отрезков видео. Статистические вычисления могут содержать таблицы, графикии диаграммы (например, статистика соответствующая записанным действиям, для наглядногопредставления тактических моментов игры)
Существует 3 типа utilius® VS: utilius® VS essential поддерживаетвсе основные функции. Utilius®VS standard, кроме основных функций, позволяет экспортировать данные в MicrosoftExcel, а так же поддерживает некоторые функции для поиска, сортировки и монтажавидео. Utilius® VS advanced в дополнительно позволяетсоздавать индивидуальные отчеты, основанные на результатах анализа и отрезках видео.
Возможности utilius® VS: статистическое исследование любого видаспорта; быстрый и точный доступ к выбранной записи; одновременный просмотр несколькихсинхронизированных видео; создание презентаций для результатов анализа при помощифункций обработки видео; рисование линий, стрелок, окружностей прямо на видео;использование системы в любых условиях, например на игровом поле; копирование результатованализа на CD и DVD диски; возможность создавать индивидуальные отчёты на основеанализа или нарезки видео; три разнофункциональные комплектации.
При помощи функций обработки, видео может быть собрано в произвольныепрезентации с использованием различных эффектов, и способов проигрыша, таких какавтоповтор, замедленный просмотр, стоп кадр.
Возможно добавления сложных заголовков к воспроизводимому видеоили совмещение нескольких заголовков. При помощи функций рисования можно добавлятьлинии, окружности и стрелки, например, помечая игроков или другие объекты. Записаннаяпрезентация может быть записана на видео плёнку, проиграна в utilius® VS или сохраненакак видео файл. Для распространения эти видео файлы могут быть записаны при помощиподходящих устройств на CD или DVD.
Широкие возможности импортирования и экспортирования позволяютобмениваться отдельными категориями, базами, категориями с другими пользователямиutilius® VS.
В настоящее время существует множество средств и методов дляисследования соревновательной деятельности волейболистов. Многие клубы основываютсяне только на доступность и многогранность команд, но и на скорость обработкирезультатов. Главная задача статистического анализа – наиболее информативнопрогнозировать дальнейшую соревновательную деятельность команд. Таким образом,каждая команда, будь то детская спортивная школа или клуб суппер лиги сами выбираютпродукт для проведения статистики.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯИССЛЕДОВАНИЯ
 
2.1 Задачи исследования
1. Проанализировать современное состояние методик для анализасоревновательной деятельности волейболистов.
2. Разработать методику анализа соревновательнойдеятельности волейболистов с использованием программного обеспечения UtiliusVS.
3. Проанализировать эффективность соревновательнойдеятельности волейболистов ЮКИОР на этапе чемпионата России по волейболу в высшейлиги «Б».
2.2 Методы исследования
Методы исследования: анализ научной, научно-методической литературы, видеосъемка,методы математической статистики, программный продукт Utilius VS.
2.3 Организация исследования
Исследование было проведено в период с октября 2009 г. поапрель 2010 г. Было проанализировано 43 источника 16 из которых иностранныхязыках.
Соревновательная деятельность анализировалась по материалам видеосъемкиЧемпионата России по волейболу среди мужских команд высшей лиги «Б». Видеозаписьпроизводилась на цифровую камеру. Исследование проведено 23-25 декабря вг.Ханты-Мансийск в спортивном зале ЮГУ. Участвовало 4 команды: «ЮКИОР» г.Ханты-Мансийск, «Звезда Югры» г. Сургут, «НефтеГазУнивер» г. Тюмень, «ДЮСШ-САМОТЛОР»г. Нижневартовск. Были проанализированы видеоматериалы трех игр (10 партий).
Видеоматериалы были обработаны с помощью специализированной программыUtiliusVS.
Все технико-тактические действия оценивались по степени эффективностии распределялись по группам: подача, прием подачи, нападение, блок, пасс, защита.
Подача оценивалась по 18 показателям:
«1-6 зоны» — с каких и в какие зоны была выполнена подача.
«подача выиграна» — было заработано очко командой сподачи.
«подача проиграна»:
«в сетку» — подача была выполнена в сетку.
«в аут» — подача была выполнена за пределы волейбольногополя.
«оставил в игре» — была выполнена подача в поле противника,но мяч был успешно обработан принимающим.
«выбил с приема» — была выполнена подача в поле противника,мяч был принят, но не доведен до связующего игрока.
Анализ технико-тактических действий на приеме подачи осуществлялсяпо 17 критериям:
«1-6, в аут, в сетку» — с каких и в какие зоны был выполненприем подачи.
«выигран» — мяч был доведен до связующего игрока.
«проигран» — мяч был проигран при приеме подачи.
«оставлен в игре» — Мяч был принят, но не доведен досвязующего игрока.
Технико-тактические действия в нападении оценивались по 17показателям:
«1-6»- с каких и в какие зоны было выполнено нападение.
«выиграно» — мяч был забит в поле противника или непринят принимающим игроком.
«проиграно»:
«в аут» — нападение было выполнено за пределы волейбольногополя.
«в блок» — нападение было выполнено в блок противникаи проиграно.
«в сетку» — нападение было выполнено в волейбольнуюсетку.
«выбил с приема» -нападение было выполнено в принимающегоигрока противника и не было доведено им до связующего.
«оставил в игре» — нападение было выполнено в принимающегоигрока противника и доведено до связующего игрока. Было выполнено нападение в блокс последующим касанием защитников обеих команд.
Пасс оценивался по 15 категориям:
«1-6»- с каких и в какие зоны была выполнена передача.
«выигран» — была выполнена передача меча нападающемуигроку без ошибок и в точку нападения.
«проигран» — была выполнена ошибка при выполнении передачи.
«оставлен в игре» — передача была выполнена без ошибки,но не передана атакующему игроку в точку нападения.
На блоке технико-тактические действия оценивались по 16 критериям:
«1-6» с каких и в какие зоны был выполнен блок.
«выиграл» — было выиграно очко блоком.
«проиграл» — была выполнена ошибка при выполнении блока.
«оставил в игре» — был выполнен блок, но с последующимтехническим действием защитника.
«выбил из игры» — блок был выполнен в защитника командыпротивника, но не доведен им до связующего игрока в точку пасса.
Так же оценивались техническо-тактические действия при защитемяча по 18 категориям.
«1-6, в аут, в сетку» — с какой и в какую зону быловыполнено техническое действие.
«выиграл» — мяч был доведен до связующего игрока в точкупасса.
«проиграл» — при выполнении защиты мяч был проигран.
«оставил в игре» — был выполнен технический элемент,но не доведен до связующего игрока в точку пасса.
В общей сложности, используя данную модель, можноидентифицировать технические действия игрока по 101 показателям.
Методы математической статистики использовались для расчетапоказателей: объем выборки, среднее значение, процент.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВОЛЕЙБОЛИСТОВ ЮГОРСКОГО КОЛЛЕДЖА-ИНТЕРНАТА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ UTILIUSVS
В результате сыгранных матчей, все три игры команда «ЮКИОР» проиграла:
«ДЮСШ-Самотлор» (г.Нижневартовск) — со счетом 3:1,
«Звезде Югры» (г.Сургут) — со счетом 3:0
«НефтеГазУнивер" (г.Тюмень) — со счетом 3:0.
Установлено, что за три игры командой ЮКИОР было выполнено 891техническое действие. Из этого показателя следует, что в среднем за партию командой«ЮКИОР» было выполнено 89 технических элементов. Основную долю элементовзанимают передачи и нападения — 22%. Меньше всего технических действий быловыполнено на блоке — 7% (рис.5).
/>
Рис. 5. Объем технических действий команды «ЮКИОР»
Общее число проигранных технических действий составляет 181. Тоесть за партию в среднем команда «ЮКИОР» выполнила по 18 проигранных техническихдействий. Основную долю проигрыша составила неудачная игра в защите — 32%. Навтором месте по количество проигранных действий стало нападение, котороесоставляет 25% от всех ошибок. 18% ошибок соответствует приему с подачи. 9% ошибоксоответствовало подачам, и меньшим количеством ошибок является игра на передаче(рис. 6).
/>
Рис.6. Проигранные технические действия команды «ЮКИОР»
При рассмотрении выигранных технических действий учитывалось то,что выиграть очко возможно лишь тремя техническими действиями: блоком, подачей инападением.
Как следует из полученных результатов командой «ЮКИОР» быловыиграно 82 технических действия. То есть в среднем за партию было выиграно 8технических элементов. Существенную долю очков в игре взяло на себя техническоедействие нападение – 69%. Блок и подача составили, 15% и 16% соответственно (рис.7).
/>
Рис.7. Выигранные элементы команды «ЮКИОР»
Перед нами стал вопрос, какие из зон были более загружены в нападении?В связи с этим были проанализированы только пять зон нападений(1-4, 6). Пятую зонумы не рассматривали, так как с нее за три игры не было выполнено ни одного нападающегоудара. Большую часть передач было выполнено в четвертую зону 95(49%), во вторуюзону было выполнено четверть (25%) всех пассов (48), в первую и третью зону по11% (22 и 20), меньше всего нападений было выполнено с шестой зоны 3% (рис. 8).
/>
Рис. 8. Количество выполненных нападающих действий с зон укоманды «ЮКИОР»
Так же было анализировано качество выполненных нападающих действийпо зонам. Анализ показал, что нападающие в четвертой зоне выиграли только 29%из всех ударов, а со второй зоны 40% (рис. 9).
/>
Рис. 9. Качественные показатели нападающих действий по зонаму команды «ЮКИОР»
В игре с командой г. Нижневартовска «ДЮСШ-Самотлор» команда«ЮКИОР» выиграла в нападении 26 очков, из них 38% в шестую зону, 33% — игре сблоком, по 36% — в первую и пятую зону. Несмотря на то, что при атаке в блок быловыиграно больше мячей, чем при атаке в первую зону, все же процент выигрыша в первойзоне более. Следователь команда г. Нижневартовска имеет слабые места в шестой ипервой зоне (рис.10).
/>
Рис. 10. Качество выполненных нападающих ударов по зонам с командой«ДЮСШ-Самотлор» г. Нижневартовск
В игре с командой «НефтеГазУнивер» г. Тюмени команда «ЮКИОР»выиграла 7 нападающих ударов. Из них 30% и 29% было выполнено в третью и пятуюзону, 23% в блок и 12% в шестую зону. Не смотря на то, что по графику видно,что при игре с блок было больше выигранных мячей, процент выигрыша в третью ипятую зоны все же выше (рис. 11).
/>
Рис. 11. Качество выполнения нападающих ударов с командой «НефтеГазУнивер»г. Тюмень

В игре с командой г. Сургута «Звезда Югры» командой «ЮКИОР»было выиграно 10 очков в нападении. 53% было выполнено в первую зону и 75% вовторую. Поэтому у команды «Звезда Югры» самые слабые места в защите находятся впервой и второй зоне. И не смотря на то, что количество забитых очков в первуюзону больше, все же вероятность забивания мяча во вторую зону выше (рис. 12).
/>
Рис.12.Качество выполнения нападающих ударов с командой«Звезда Югры» г. Сургута

ВЫВОДЫ
 
1. В настоящее время существует множество средств и методовдля статистического анализа соревновательной деятельности волейболистов. Многиеклубы отдают предпочтения не столько доступности и многогранности функцийпрограммного средства, сколько на скорость обработки результатов.
2. Традиционный анализсоревновательной деятельности волейболистов целесообразно дополнить показателемпо игровым зонам. Это позволить в дальнейшем дополнить теорию волейбола новымисведениями о закономерностях игры команд разного уровня.
Использование средств Utilius VS позволило нам расширить систему категорий статистическогоанализа соревновательной деятельности волейболистов высшей лиги «Б».Традиционная методика статистического анализа соревновательной деятельностиволейболистов была дополнена количественными и качественными показателямитехнических действий по зонам.
3. Использование специализированной программы UtiliusVS является эффективным средствомдиагностики соревновательной деятельности, как волейболистов, так и другихигровых видов спорта (хоккей, футбол, баскетбол и др.).
4. В среднем за партию команда «ЮКИОР» выполнила 89технических действий. Основная доля выигрыша в среднем за одну партию составила8 технических действий. На долю проигрыша команда «ЮКИОР» выполнила в среднем18 технических действий.
5. В команде «ЮКИОР» г.Ханты-Мансийска процент выигрыша со второй зоны больше процента выигрыша счетвертой, поэтому нападение, выполненное со второй зоны более результативно, чемс четвертой зоны, хотя количество забитых мячей с четвертой зоны значительнобольше.
6. В своей дальнейшей подготовке команде«ЮКИОР» следует больше внимание уделить, прежде всего, элементам защиты и нападения.Так же следует пересмотреть приоритеты выбора основной зоны нападения.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих.-Минск:Полымя, 1985.–98с.
2. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск:Нар.асвета,1981 –72с.
3. БарчуковаГ.В., Лохов Ю.Н. Способ оценки технического и технико-тактическогомастерства спортсменов в индивидуально-игровых видах спорта [на примере настольного тенниса] //Теория ипрактика физ.культуры. — 1998. — №2. — С. 50-54.
4. Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. Волейбол. Шаги к успеху.- «АСТ, Астрель», 2004.–312с.
5. Беляев А.В.Исследование тренировочных и соревновательных нагрузок в волейболе: Автореф. дис…канд.пед.наук– М., 1974 – 17с.
6.Волейбол. — М.: СпортАкадемПресс, 2003. — С.45.
7. ГамалийВ. Моделирование техники двигательных действийв спорте //Наука в олимпийском спорте.2005. — №2. — С. 108-116.
8. Германов Г.Н., Германова Е.Г. Программно-целевое построение тренировочныхзаданий в микроциклах соревновательной подготовки юных бегуний на 400 метров. //Культурафизическая и здоровье. Воронеж, 2005. — №4 [6]. — С. 29-33.
9. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.- М.: ФиС, 1980. — 165 с.
10. Губенко Л.Я.«Организация и судейство соревнований по волейболу», М.: ФиС, 1988 г.–54с.
11. ДукальскаяА.В. Методика организации, проведения и судейства соревнований по волейболу: учеб.пособие / Центр физ. культуры и олимп. подгот. — Ростов н/Д: РГПУ, 2000 г. –134с.
12. ДорошенкоЕ.Ю., Бессарабов М.С., Попов С.М., Медвiдь М.М. Способы оценки технико-тактического мастерствав волейболе., 7 февраля 2006 года. — Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. — С. 59-62.
13. Еpмаков С.С. Компьютеpная pегистpация и обpаботка pезультатовсоpевновательной деятельности в волейболе //Пpоблемысоpевновательной деятельности: Тез. докл. межобл. науч.-пpакт. конф., 12-16 сентябpя1990 г. — Хаpьков, 1990. — С. 124.
14. Ермаков С.С. Совершенствование техники движений высококвалифицированныхспортсменов с позиций обеспечения безопасности их жизнедеятельности и инженернойпсихологии //Физическое воспитание студентовтворческих специальностей. — Хаpьков: ХГАДИ [ХХПИ]. — 2004. — № 5. — С. 15-29.
15. Ермаков С.С. Информационные аспекты инженерной психологиив приложении к решению задач взаимодействия спортсмена с техническими устройствамии инвентарем. — Харьков, ХДАДМ [ХХПI]. — 2004. — №19. — С. 100-110.
16. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультураи спорт, 1978. – 224с.
17. Ивойлов А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1981. — 152 с.
18. Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсменов. – Минск,1982. –144с.
19. Ивойлов А.В.Волейбол: Курс спортивного совершенствования в вузах. – Минск, 2000. – 82с.
20. Ивойлов А.В.Волейбол. – Минск, 1997. – 192с.
21. КнижниковА.Н., Книжников Н.Н. Волейбол: история развития, методика организации, проведенияи судейства соревнований. Нижневартовский район.: Приобье, 2001. – 192с.
22.Костюков В. Количественные критериимастерства спортсменов в пляжном волейболе. //Physical Education and sport: Modern Olympic Sport and Sport for All: Sixth International Scientific Congress, Warsaw, June 6-9, 2002.Quarterly. — Volume 46. — Supplement N1. — Part 2. — June 2002. — P. 143-144.
23. Комплексный педагогический контроль в процессе управленияспортивной тренировкой: Сб. научн. тр. /Гл. ред. Е.А. Грозин. — Л.: ЛНИИФК, 1984. — 125 с.
24. КолумбетА.Н., Ельцов Д.С., Максимович Н.Ю. Квалиметрическая оценка технико-тактическихдействий баскетболистов //Проблемы и перспективыразвития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях /сб. ст. под ред. проф. Ермакова С.С. /II международнаяэлектронная научная конференция, 7 февраля 2006 года. — Харьков-Белгород-Красноярск,2006. — С. 111-114.
25.Лакин Г.Ф. Биометрия. – М.: Высшая школа, 1968. – С.196-206, 254-255.
26. ЛолярковЮ., Бабушкин В. Влияние параметров внимания на эффективность игровой деятельностисвязующего игрока в волейболе // Науч.тр. Ташкент. Универ. — 1979. –176с.
27. Матыцин О.В. Надежность соревновательной деятельности в настольномтеннисе. //Теория и парктика физ.культуры. — 2002. — №3. — С. 43-46.
28. Оинума С.Уроки волейбола. Пер. с японского. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 112с.
29. ОсколноваВ.А., Сунгуров М.С. Волейбол: Учеб. пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2001. –296с.
30. Сероштан В.М. Оперативный педагогический контроль спортивно-техническогомастерства юных волейболистов: Автореф. дис.… канд. пед. наук. — Киев, 1987.– 34с.
31. Сычёв Б.В., Мохамед Салем. Исследование соревновательной деятельности защитниковв футболе //Проблемы и перспективы развитияспортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях /сб. ст. под ред. проф. Ермакова С.С. /II международнаяэлектронная научная конференция, 7 февраля 2006 года. — Харьков-Белгород-Красноярск,2006. — С. 240-245.
32. Управление тренировочным процессом высококвалифицированныхспортсменов /Под ред. В.А. Запорожанова,В.Н. Платонова. — Киев: Здоровье, 1985. — 192 с.
33. ФурмановА.Г. «Играй в мини-волейбол», — М.: «Советский спорт», 1983 г. – 192с.
34. Фетисова С.Л. Биомеханическое исследование подач в волейболеи методика их совершенствования: Автореф.дис…канд.пед.наук. – Л., 1974. – 17с.
35. Хапко В.Е., Маслов В.Н. Совершенствование мастерства волейболистов. — Киев: Здоров'я, 1990. — 450с.
36. Цапенко В.А., Петров В.А., Сердюк Д.Г. Педагогический анализ структурытехнико-тактической деятельности квалифицированных гандболистов //Проблемы и перспективы развития спортивныхигр и единоборств в высших учебных заведениях/сб. ст. под ред. проф. Ермакова С.С. /II международная электронная научнаяконференция, 7 февраля 2006 года. — Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. — С. 262-264.
37. Веб сайтвсемирной федерации волейбола \\ www.fivb.org
38. Вебсайт, посвященный пляжному и классическому волейболу \\ www.volley.com
39. Веб сайтпляжного и классического волейбола в Ханты-Мансийском автономном округе – Югры\\ www.volleyhmao.com
40. Веб сайтволейбольного клуба «Югра-Самотлор» г. Нижневартовск \\ www.ugra-samotlor.ru
41. Веб сайт,посвященный Югорскому колледжу олимпийского резерва (ЮКИОР)\\ www.ugrakor.ru/sport/voleyball/
42. Вебсайт, посвященный любителям и фанатам пляжного и классического волейбола \\ www.gvcvolley.ru
43. Веб сайтволейбольного клуба «Северсталь» г. Череповец \\www.severstalvolley.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Приложение 1
Количественные показатели технико-тактической подготовленностив волейболе.Название критерия Условное обозначение Способ определения 1. Объем подач ОПо
/> 2. Количественный показатель эффективности подач КПЭПо
/> 3. Количество выигранных очков с подачи КВОПо
/> 4. Количество допущенного брака при подаче КДБПо
/> 5. Объем приема подач ОПП
/> 6. Количественный показатель эффективности приема подач КПЭПП
/> 7. Количество допущенного брака при приеме подач КДБПП
/> 8. Объем передач ОП
/> 9. Количественный показатель эффективности передач КПЭП
/> 10. Количество допущенного брака при передаче КДБП
/> 11. Объем нападающих ударов ОНУ
/> 12. Количественный показатель эффективности нападающих ударов КПЭНУ
/> 13. Количество очков, выигранных нападающим ударом КОВНУ
/> 14. Количество брака, допущенного при выполнении нападающего удара КДБНУ
/> 15. Объем блокирования ОБ
/> 16. Количественный показатель эффективности блокирования КПЭБ
/> 17. Количество очков, выигранных блокированием КОВБ
/> 18. Количество допущенного брака при блокировании КДББ
/>

Приложение 2
 
Качественные показатели технико-тактическойподготовленности в волейболе.Название критерия Условное обозначение Способ определения 1. Абсолютная эффективность подач АЭПо
/> 2. Относительная эффективность подач ОЭПо
/> 3. Коэффициент брака подачи КБПо
/> 4. Качественная эффективность приема подач КаЭППо
/> 5. Коэффициент брака приема подач КБППо
/> 6. Качественная эффективность передач КаЭП
/> 7. Коэффициент брака передач КБП
/> 8. Относительная эффективность нападающих ударов ОЭНУ
/> 9. Абсолютная эффективность нападающих ударов АЭНУ
/> 10. Коэффициент брака при нападающем ударе КБНУ
/> 11. Относительная эффективность блокирования ОЭБ
/> 12. Абсолютная эффективность блокирования АЭБ
/> 13. Коэффициент брака при блокировании КББ
/> 14. Эффективность нападения команды ЭНК
/>

Приложение 3
Результаты технических действий волейболистов матчевой встречисборной команды ЮГУ 13-14 декабря 2008г.
 
Игра на блоке эффективный блок выигрышный блок брак на блоке всего блока Югу 34 43 41 118 ЯМАЛ 27 29 31 87
Игра на передаче хороший пас Плох пас объем передач ЮГУ 175 34 209 ЯМАЛ 204 37 241
Игра на подачах количество подач количество неподач количество эйсов ЮГУ 155 20 7 ЯМАЛ 159 26 8
Игра на приеме подач прием не прием всего Югу 124 39 163 ЯМАЛ 138 22 160
Игра в нападающем ударе Эффективный нападающий удар Выигрыш при нападающем ударе Брак при нападающем ударе Всего нападающего удара ЮГУ 80 81 55 216 ЯМАЛ 87 108 73 268

Приложение 4
Общая статистика игры с командой «Самотлор»качество выиграл проиграл оставил в игре выбил с приема всего /> + - выб /> /> технический элемент /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Нападение (н) 26 29% 24 27% 34 38% 5 6% 89 22% /> подача (пд) 6 9% 8 13% 35 55% 15 23% 64 16% /> прием с подачи (пр) 21 31% 13 19% 34 50% 0% 68 17% /> пас (пс) 64 71% 2 2% 24 27% 0% 90 23% /> блок (б) 9 33% 5 19% 12 44% 1 4% 27 7% /> защита (з) 21 36% 19 33% 18 31% 0% 58 15% /> всего 147 37% 71 18% 157 40% 21 5% 396 /> />
 
Общая статистика игры с командой «Звезда Югры»качество выиграл проиграл оставил в игре выбил с приема всего /> + - выб /> /> технический элемент /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Нападение (н) 19 36% 9 17% 18 34% 7 13% 53 22% /> подача (пд) 3 9% 3 9% 24 69% 5 14% 35 14% /> прием с подачи (пр) 9 20% 10 23% 25 57% 0% 44 18% /> пас (пс) 35 69% 2 4% 14 27% 0% 51 21% /> блок (б) 3 14% 8 38% 8 38% 2 10% 21 9% /> защита (з) 7 17% 16 39% 18 44% 0% 41 17% /> всего 76 31% 48 20% 107 44% 14 6% 245 /> />
 
Общая статистика игры с командой «НефтеГазУнивер»качество выиграл проиграл оставил в игре выбил с приема всего /> + - выб /> /> технический элемент /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Нападение (н) 12 22% 12 22% 21 38% 10 18% 55 22% /> подача (пд) 4 11% 5 14% 20 57% 6 17% 35 14% /> прием с подачи (пр) 12 24% 9 18% 30 59% 0% 51 20% /> пас (пс) 39 70% 3 5% 14 25% 0% 56 22% /> блок (б) 0% 9 69% 4 31% 0% 13 5% /> защита (з) 6 15% 24 60% 10 25% 0% 40 16% /> Всего 73 29% 62 25% 99 40% 16 6% 250 /> />
 
Количественные показатели по зонам с командой «Самотлор»в какую зону в 1 зону во 2 зону в 3 зону в 4 зону в 5 зону в 6 зону в блок в аут в сетку Total /> с какой зоны /> 1 3 21% 0% 2 14% 0% 1 7% 3 21% 0% 3 21% 2 14% 14 2 1 6% 0% 1 6% 0% 4 22% 5 28% 5 28% 2 11% 0% 18 3 1 14% 0% 0% 0% 2 29% 1 14% 1 14% 0% 2 29% 7 4 5 12% 2 5% 3 7% 3 7% 5 12% 7 16% 15 35% 1 2% 2 5% 43 5 1 50% 0% 0% 0% 0% 1 50% 0% 0% 0% 2 6 1 25% 0% 1 25% 0% 0% 2 50% 0% 0% 0% 4 Total 12 14% 2 2% 7 8% 3 3% 12 14% 19 22% 21 24% 6 7% 6 7% 88


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.