План
Введение
Глава1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраныокружающей среды и природопользования
1.1Теоретические основы государственного управления в области охраны окружающей средыи природопользования
1.2Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды иприродопользования
Глава2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей средыи природопользования в Калужской области
2.1Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающейсреды и природопользования в Калужской области
2.2Проблемы государственного управления в области охраны окружающей среды иприродопользования в Калужской области и возможные пути их решения
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Необходимостьгосударственного регулирования в области охраны окружающей среды иприродопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности.Процесс производственной деятельности, а также личное потреблениесопровождается значительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы,излучения и т.п.) в окружающую среду (атмосферный воздух, почва, водная среда).
Окружающаясреда обладает ассимилирующей способностью, т.е. способностью поглощатьзагрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Например,биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные органическиевещества, попавшие в воду в результате загрязнения, полностью уничтожаютсябактериями без каких-либо негативных последствий. Однако возможности природы всамоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемоввыбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличиваетсяущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградацияокружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов,уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта,загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накоплениетвердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п.Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованиючеловека как вида.[1]
Большинствонынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались “в наследство”с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономическихкризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированиюпроцессов управления и контроля, способствовали противопоставлениюэкологических интересов экономическим. Результат — повсеместное ухудшениекачества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимыхприродных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний иреальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительнойинерционности экологических процессов.[2] Экологическаябезопасность — важная составляющая национальной безопасности России.
Острота и необходимостьрешения экологических проблем, которые во все большей степени приобретаютглобальный характер осознаны сегодня практически во всех странах мира. Нарубеже 1960—1970-х гг. в развитых странах начался поиск регуляторов в областиохраны окружающей среды. Практически во всех развитых странах появилисьцентральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой внациональном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в областиохраны окружающей среды: приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедурыприродопользования, дающие методические рекомендации, декларирующиеприродоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулированииприродосберегающей деятельности, определены права и обязанностиприродопользователей.
О росте внимания к проблемезащиты окружающей среды свидетельствует тот факт, что 1987 г. был объявлен Советом Европейского сообщества «европейским годом защиты окружающей среды». В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по развитию и окружающей среде, в работе которойприняли участие представители 179 государств мира. На Конференции были принятыдокументы, в основе которых лежит так называемая концепция устойчивого (самоподдерживающегося,допустимого) развития (sustainabledevelopment). В соответствии сконцепцией устойчивого развития устранение сложившихся противоречий междурастущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферыобеспечить эти потребности в рамках стабильного социально-экономическогоразвития требуется постепенное восстановление естественных экосистем до уровня,гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь толькоусилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая странадолжна самостоятельно.
Вработе Конференции ООН по развитию и окружающей среде приняла участие ироссийская делегация, подготовившая доклад о состоянии окружающей среды вРоссии. После Конференции была разработана стратегия национального развития РФ«Повестка дня для России на XXIвек», основанная на принципах устойчивого развития. В апреле 1996 г. Президент РФ подписал Указ (№ 440) «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивомуразвитию».[3]
Необходимостьгосударственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена итем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночныхмеханизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешниеэффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающейсреде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценитьколичественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во вниманиесубъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, онипредставляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений.Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходовпри производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностьюучитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товарыпредлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всехрасходов, вызванных охраной окружающей среды.
Ценообразование,искаженное внешним эффектом, ведет к ошибкам в управлении производством ипотреблением. Соответственно возникает необходимость устранить расхождениямежду расходами и доходами отдельных хозяйствующих субъектов и расходами(убытками) общества в целом.
Цель государственногорегулирования в области охраны окружающей среды в России — переходк устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решениесоциально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающейсреды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущихпоколений россиян.
Обеспечениеэкологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ наздоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решеныв процессе государственного управления охраны окружающей среды иприродопользования.
В этой связи даннаякурсовая работа представляется мне наиболее важной и актуальной.
Объектом курсовойработы является охрана окружающей среды и природопользования, а предметом — система государственного управления в области охраны окружающей среды иприродопользования в Калужской области.
Цель исследования –предложить рекомендации по совершенствованию государственного управления вобласти охраны окружающей среды и природопользования в Калужской области.
Задачами курсовойработы являются:
v изучениетеоретических и правовых основ государственного управления в области охраныокружающей среды и природопользования;
v анализдеятельности органов государственного управления в области охраны окружающейсреды и природопользования в Калужской области;
v выявлениеосновных проблем, а также предложение рекомендаций по совершенствованию системыгосударственного регулирования в области охраны окружающей среды иприродопользования в Калужской области.
Информационной базойпри написании работы послужили труды А.К. Бродского, А.Н. Голицына, А.Н. Павлова, Б.Б.Прохорова, М.В. Гальперина, Н.А. Платоновой, В. А.Шумаевой, И.В. Бушуевой, законодательные акты РФ, а также официальные сайтыорганов управления охраны окружающей среды и природопользования РФ и Калужскойобласти.
ГЛАВА 1.Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающейсреды и природопользования
1.1Теоретические основы управления в области охраны окружающей среды и природопользования
Согласно Закону «Об охране окружающейсреды», принятым в 2002 г. окружающая среда – это совокупность компонентовприродной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а такжеантропогенных объектов; охрана окружающей среды – это деятельность органовгосударственной власти Российской Федерации, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных ииных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная насохранение и восстановление природной среды, рациональное использование ивоспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействияхозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию еепоследствий/>; использование природных ресурсов — эксплуатацияприродных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все видывоздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;[4]
Внастоящее время значительная часть основных производственных фондов России неотвечает современным экологическим требованиям, а состояние 16 % территориистраны характеризуется как экологически неблагополучное. В связи с этим защитаокружающей среды сегодня становится базисной функцией государства.[5]
Среди задачгосударственного регулирования в области охраны окружающей среды можно выделитьследующие:
v улучшениесостояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности врамках институциональных и структурных преобразований;
v формированиеправовой основы экономического механизма регулирования природопользования иохраны окружающей среды;
v созданиеусловий для становления новой модели хозяйствования и широкого примененияэкологически ориентированных методов управления;
v оценкахозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определениедопустимого антропогенного воздействия на них;
v активноеучастие в международных экологических мероприятиях;
v формированиеэффективной системы пропаганды идей экологической безопасности и созданиесоответствующей системы экологоправового воспитания и обучения (формированиеэкологического мышления).[6]
Поиск эффективныхгосударственных регуляторов в области охраны окружающей среды иприродопользования связан с выбором критерия эффективности природоохранныхмероприятий:
v критерийэкологической эффективности — объем выбросов не должен превышать установленногомаксимально допустимого-значения;
v критерийэкономической эффективности в статическом смысле — достижение экологическойцели с минимальными народно-хозяйственными издержками при данном уровнетехнических знаний;
v критерийэкономической эффективности в динамическом смысле постоянное снижение минимуманародно-хозяйственных издержек на предотвращение ущерба с развитием науки итехники;
v критерийсоциальной эффективности применяемых инструментов государственногорегулирования. Например, меры по стимулированию природоохранных мероприятиймогут вызвать значительное увеличение издержек производства, что может привестик уменьшению инвестиций, сокращению производства, в крайнем случае к закрытиюпредприятия. Меры по усилению природоохранных мероприятий могут противоречитьобеспечению занятости в условиях высокой безработицы. В то же время меры позащите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровеньзанятости, например в результате создания новых рабочих мест в производственнойи административной сферах, связанных с контролем за осуществлениемприродоохранных мероприятий;
v критерийполитической осуществимости мер по усилению защиты окружающей среды.[7]
Таким образом, длядостижения цели природоохранной политики необходимо определить ее приоритеты ирассмотреть все возможные последствия планируемых мероприятий.
Система стандартов,инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителейправовых норм определены Законом «Об охране окружающей среды», принятым в 2002г.
ВРоссии используются следующие группы методов: административное регулирование,предполагающее введение нормативных стандартов и ограничений, а также прямойконтроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителюрамки, которые он должен соблюдать; система экономических стимулов —механизмов, предполагающих внедрение системы платежей за загрязнение,экологических налогов, субсидий, а также использование других экономическихстимулов, имеющих целью заинтересовать производителя в рациональном природопользовании;природоохранное нормирование проводится с целью государственного регулированиянормативов качества окружающей среды и нормативов воздействия на нее, присоблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественныхэкологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; системаспециальных механизмов и инструментов.[8]
1. Административныеметоды управления природоохранной деятельностью.[9]
Стандарты качества окружающейприродной среды регламентируют допустимое состояние ее составляющих. Обычно длякаждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация егосодержания (ПДК).
Технологическиестандарты устанавливают определенные требования к процессупроизводства или очистной технологии. Этот стандарт означает, что предприятие,к которому он применен, должно соблюдать следующее требование: природоохраннаятехнология соответствует некой эталонной технологии.
Стандарты качествапродукции. Наиболее показательным примером служит стандартсодержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.п.
Прямые запреты применяют,если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настольконежелательное воздействие на окружающую среду (пестициды, высокотоксичныематериалы), что эффективным становится только их полный запрет.
Сертификаты наиспользование земель и воды выдаются для ранжирования потенциальноконкурирующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективностиприродопользования. Вместе с системой стандартов они служат для защиты отнезапланированных выбросов.
Оценка воздействия насостояние окружающей среды служит для организации сбора ипредоставления информации о потенциальных экономических издержках предприятий.
Разрешения и лицензии получаюторганизации, планирующие активизироваться в видах деятельности, подлежащихлицензированию, или легально осуществлять выбросы. Обычно они привязаны ктехнологии реализации проекта или стандартам качества окружающей среды.Лицензии и разрешения выдаются на определенный период.
На первом этапе административногорегулирования определяется, какую нагрузку может выдержать окружающая природнаясреда, и на этой основе приводится расчет ПДК. При этом выброс некоторыхвеществ и способы деятельности оказываются под запретом, что отражается впостановлениях или законодательных актах. На втором этапе определяютсявозможности каждого предприятия и устанавливаются индивидуальные стандартывоздействия предельно допустимого выброса (сброса) ПДВ (ПДС). На основании этихстандартов, предприятию выдают (не выдают) лицензию на выбросы, котораяузаконит его право осуществлять воздействие на окружающую среду.
2. К методам экономическогорегулирования в области охраны окружающей среды относятся:
/>v разработкагосударственных прогнозов социально-экономического развития на основеэкологических прогнозов;
/>v разработкафедеральных программ в области экологического развития Российской Федерации ицелевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РоссийскойФедерации;
/>v разработка ипроведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращенияпричинения вреда окружающей среде;
/>v установление платыза негативное воздействие на окружающую среду;
/>v установление лимитовна выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов наразмещение отходов производства и потребления и другие виды негативноговоздействия на окружающую среду;
/>v проведениеэкономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
/>v проведениеэкономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности наокружающую среду;
/>v предоставлениеналоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий,нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработкеотходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающейсреды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
/>v поддержка предпринимательской,инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования),направленной на охрану окружающей среды;
/>v возмещение вустановленном порядке вреда окружающей среде;[10]
/>/>/>/>/>Также в РФ используетсясистема отчислений, платежей, налогов, субсидий. Каждыйхозяйствующий субъект в рамках заданной экологической нормы может решать длясебя: не загрязнять окружающую среду или платить за загрязнение (загрязнятьокружающую среду или получать субсидии), выбирая для себя оптимальный вариант.У производителя появляется постоянный стимул для поиска новых возможностейснижения затрат на предотвращение выбросов. В результате затраты народногохозяйства на охрану окружающей среды в целом сводятся к минимуму.
Россия— одна из первых стран в мире, применившая платежи за загрязнение окружающейсреды на практике. Они призваны компенсировать экономический ущерб, наносимыйпредприятиями природной среде в процессе своей деятельности. В соответствии сэтим платежи выполняют две функции: стимулируют предприятия сокращать выбросывредных веществ, являются источником последующего аккумулирования денежныхсредств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствийпроизводства.
В настоящее времяприменяются три вида платежей: за загрязнение атмосферы, за сброс в водныеобъекты загрязняющих веществ, за размещение отходов.
В России применяютсядве ставки платежей: базовая, соответствующая выбросам (сбросам) загрязняющихвеществ в пределах установленных нормативов, и ставка за сверхлимитныезагрязнения, равная пятикратному значению базовой ставки.
Государственныесубсидии (денежные пособия). Система государственных субсидийориентируется на стимулирование экологосбалансированной деятельности. Например,предоставляются субсидии местным органам на строительство очистных сооружений.
Экологические налоги (ихчасто называют «зеленые») призваны решать по крайней мере две задачи: сделатьстоимость продукции более адекватной по отношению к затратам и ущербу,наносимому окружающей среде; способствовать тому, чтобы экологический ущербкомпенсировал загрязнитель, а не все общество. «Зеленые» налоги могут выполнятьстимулирующую роль для развития экологосбалансированных производств и видовдеятельности, а также «подавлять» природоемкую деятельность. Здесь государстводает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а всеостальное должны «делать» рыночные механизмы воздействовать на поведениепроизводителя и потребителя, на спрос и предложение продукции в зависимости отстепени ее экологичности и проч.
Налоговые льготы устанавливаютсядля производителей с учетом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичностидеятельности. При осуществлении эффективной природоохранной деятельностицелесообразно уменьшение налогооблагаемой прибыли, например на сумму, которуюпредприятие реинвестировало на природоохранные цели. В ряде случаев налогивообще могут не взиматься, например от налогообложения освобождаютсяэкологические фонды.
Ускоренная амортизация основныхфондов (увеличение амортизационных отчислений). Ускоренная амортизацияэкологически чистой техники или очистного оборудования позволяет уменьшить сумму,облагаемую налогами, и тем самым увеличить чистую прибыль предприятия.
Создание рынковокружающей среды. В основе, так называемой концепции рынкаокружающей среды, — идея купли-продажи прав на различного рода загрязнения.Каждое предприятие решает для себя, что выгоднее — тратить деньги намероприятия по предотвращению выбросов или приобрести право на использованиеокружающей среды. Часто предприятия, а также домашние хозяйства незаинтересованы в том, чтобы брать на себя дополнительные расходы, связанные сприродоохранными мероприятиями, если взамен они получают такие неосязаемыеблага, как улучшение качества воздуха или устранение источника шума.
3. Нормирование в области охраны окружающейсреды осуществляется в целях государственного регулирования воздействияхозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующегосохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологическойбезопасности./> Нормирование в области охраны окружающей средызаключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативовдопустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной ииной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а такжегосударственных стандартов и иных нормативных документов в области охраныокружающей среды.
/>/>/>/>Нормативы качества окружающейсреды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическимии иными показателями, гарантирующими экологическую безопасность населения исохранение генетического фонда.[11]
Нормативы допустимоговоздействия на окружающую среду устанавливают требования кисточнику вредного воздействия в соответствии с показателями влиянияхозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и определяют пределантропогенного воздействия, превышение которого может создать угрозу сохранениюоптимальных условий совместного существования человека и внешнего природногоокружения.
В целях предотвращениянегативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или инойдеятельности, а также для сохранения здоровья человека, дляприродопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимоговоздействия на окружающую среду:
v нормативы допустимыхвыбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
/>v нормативыобразования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
/>v нормативы допустимыхфизических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующегоизлучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
/>v нормативыдопустимого изъятия компонентов природной среды;
/>v нормативы допустимойантропогенной нагрузки на окружающую среду;
/>v нормативы иногодопустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной ииной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации изаконодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающейсреды.[12]
Преимуществонормативного регулирования — оперативность его внедрения в практику иэффективность с экологической точки зрения. Оно используется в особо тяжелыхслучаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностьючеловека экосистемы.
Система специальныхмеханизмов и инструментов, непосредственно связанных с охранойокружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия,имеющие экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ееосновные элементы следующие:
v непосредственноеосуществление государством различных мер природоохранного характера (подготовкаспециалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамкахмеждународных программ и организаций);
v административно-правовоерегулирование (применение мер административного пресечения и юридическойответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращениедеятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение кадминистративной ответственности за нарушение законов и причинение вредаприродной среде);
v государственноеэкономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частногосектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускореннаяамортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных ивнебюджетных экологических фондов);
v мерыгосударства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды(отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);
v формированиеи реализация экологических программ.
В этих мероприятиях вкачестве объектов выступают охрана окружающей среды и улучшение использованияприродных ресурсов. В случае появления негативных экологических эффектов отпроведения «большой» экономической политики государство бывает вынужденореализовать дополнительные экологические программы или мероприятия длястабилизации ухудшающейся экологической ситуации.
1.2Правовые основы управления в области охраны окружающей среды иприродопользования
Важнейшиминструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития являетсязаконодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериевохраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценкикачества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентированона регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества иприроды, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересахсохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства,сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущихпоколений.
Главнымаспектом в РФ в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охранеокружающей среды» от 10 января 2002 года №7 ФЗ. Данный Закон раскрывает иаргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраныокружающей среды.
Согласноуказанному Закону при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой инойдеятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации,т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующимипринципами[13]:
/>v соблюдение правачеловека на благоприятную окружающую среду;
/>v обеспечениеблагоприятных условий жизнедеятельности человека;
/>v научно обоснованноесочетание экологических, экономических и социальных интересов человека,общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятнойокружающей среды;
/>v охрана,воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимыеусловия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологическойбезопасности;
/>v международноесотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.[14]
Развитие научно-технического прогресса и связанная с ним деградацияприродной среды обусловили необходимость усиления ее охраны, правовогорегулирования потребления отдельных природных компонентов, поэтому были приняты[15]:
v Водный кодекс РФ (№74-ФЗ от 3.06.2006года)
v Лесной кодекс РФ (№200-ФЗ от4.12.2006 года)
v Земельныйкодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 года)
v Федеральныйзакон «Обособо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 ред. от30.12.2008)
v Федеральныйзакон «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от24.06.1998 ред. от 08.11.2008)
v Федеральный закон«Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.05.1999 ред. от30.12.2008)
v Федеральный закон «О животном мире»(№52-ФЗ от 24.04.1995 ред. от 14.03.2009)
v Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от30.12.2008)«О недрах»
Охране от загрязнения, порчи,повреждения, истощения, разрушения подлежат:
v земля, ее недра,почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и инаярастительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природныеландшафты;
v естественныеэкологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, неподвергшиеся антропогенному воздействию;/>
v объекты, включенныев Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природногонаследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные,государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природныеи дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местностии курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, местатрадиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленныхнародов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное,историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценноезначение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РоссийскойФедерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, лесаи иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.[16]
Такимобразом, теоретические и правовые основы государственного управления в областиохраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации являются достаточноразработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные с охранойокружающей среды и природопользования.
ГЛАВА2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей средыи природопользования в Калужской области
2.1Деятельность органов государственного управления в области охраны окружающейсреды и природопользования в Калужской области
Государственноерегулирование природоохранной деятельности осуществляется наобщегосударственном, региональном, местном уровнях.
В Россииединую государственную политику в области охраны окружающей среды иприродопользования осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ,которое выполняет координационные функции, разрабатывает соответствующие нормативныеправовые акты и контролирует их выполнение. В последние годы прослеживаетсятенденция увеличения числа органов государственного управления, включаяотраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды на своемучастке, и расширения их функций в этой области[17].
Всоответствии с проводимой в Российской Федерации административной реформой,приведшей к реорганизации Министерства природных ресурсов и его структур всубъектах федерации, в Калужской области образованы:
— Управление Федеральной службы по надзорув сфере природопользования по Калужской области;
— Агентство лесного хозяйства по Калужскойобласти;
— Управление по технологическому и экологическомунадзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзорупо Калужской области;
— отдел геологии и лицензирования поКалужской области регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральномуокругу;
— отдел водных ресурсов по Калужскойобласти Московско-Окского бассейнового водного управления;
— Управление природных ресурсов и охраныокружающей среды Калужской области;
— ГУ «Центр природопользования и охраныокружающей среды Калужской области.[18]
В состав Управления по технологическомуи экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическомуи атомному надзору по Калужской области входят:
v Отдел государственного экологического контроля
v Отдел государственного энергетического надзора
v Отдел по надзору за подъемными сооружениями и государственнымстроительным надзором
v Отдел по котлонадзору и надзору за тепловыми установками и сетями
v Отдел газового надзора
v Отдел по надзору за общепромышленными, взрывоопасными и химическиопасными объектами
v Финансово-кадровый отдел
v Технический отдел
v Отдел государственной экологической экспертизы
Управление по технологическому и экологическомунадзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзорупо Калужской области выполняет следующие функции:
— Осуществляет контроль в сфере:
v охраныокружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия;
v промышленнойбезопасности;
v безопасностиэлектрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей);
v безопасностигидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;
v государственного строительного надзора.
— Осуществляет в установленном порядкеи в пределах компетенции лицензирование и разрешительную деятельность;
— Организует и проводит государственнуюэкологическую экспертизу;
— Проводит администрирование платежейв бюджет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.[19]
Управление Федеральной службы по надзорув сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области является территориальныморганом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющимсвои полномочия на территории Калужской области.
Управлениеподчиняется непосредственно Федеральной службе по надзору в сфере природопользования,а в оперативном отношении — Федеральной службе по надзору в сфере природопользованияпо Центральному федеральному округу.
Всостав Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужскойобластивходят:
v Аппаратпри руководстве, кадровое, юридическое обеспечение, делопроизводство;
v Отделэкологического контроля, контроля за особо охраняемыми природными территориями иразрешительной деятельности;
v Отделэкономики, финансов и бухгалтерского учета, информационно-аналитического и административно-хозяйственногообеспечения;
v Отделгеологического контроля, охраны недр и надзора за водными и земельными ресурсами.
Управление Росприроднадзора по Калужскойобласти в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочияв установленной сфере деятельности (согласно приказу Федеральной службы по надзорув сфере природопользования от 14.12.2007. № 527):
— Контроль и надзор:
v вобласти охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и средыих обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществлениекоторых передано органам государственной власти Калужской области;
v вобласти функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
v загеологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
v заиспользованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль инадзор за использованием и охраной водных объектов);
v заисполнением органами государственной власти Калужской области переданных им дляосуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правомнаправления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечениик ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданныхполномочий;
v государственныйлесной контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
v засоблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающейсреды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами(за исключением радиоактивных отходов);
v государственныйземельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда,лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природныхтерриторий федерального значения;
— Принимает решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительногопроисхождения, выдаваемых Минэкономразвития России
— Согласовывает материалы и выдает разрешения:
v длявыдачи разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенныхв Красную книгу Российской Федерации;
v длявыдачи распорядительных лицензий на оборот диких животных, принадлежащих к видам,занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
v дляпринятия решения о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительногопроисхождения, выдаваемых Минэкономразвития России;
v дляпринятия решения об экспорте коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии,полудрагоценных камней и изделий из них;
v дляпринятия решения об экспорте информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетическогои минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределахконтинентального шельфа и морской зоны Российской Федерации.
— Осуществляет в пределах компетенции Росприроднадзора в проведении мониторинга объектовживотного мира
— Участвует в ведении Красной книги Российской Федерации
— Участвует в ведении кадастра особо охраняемых природных территорий федеральногозначения
-Утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных наземлях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизупроекта освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорийфедерального значения.
УправлениемРосприроднадзора по Калужской области:
v проводятсяработы по исключению дублирования контрольно-надзорных функций с другими надзорнымиорганами. В настоящее время составлен план совместных проверок с Управлениями Россельхознадзораи Роспотребнадзора по Калужской области.
v заключеносоглашение о сотрудничестве с ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» Калужский филиал, согласно которомупоследним будет представляться информация в Управление об осуществлении производственногоконтроля за источниками антропогенного воздействия предприятиями для принятия соответствующихмер к нарушителям природоохранного законодательства.
v осуществляетсясбор и анализ выполнения плана природоохранных мероприятий основными предприятиямиобласти за 2008 год и разработки указанных планов на 2009 год. Результаты анализабудут служить основанием для проведения первоочередных контрольно-надзорных мероприятий,по предприятиям, которые не разрабатывают и не осуществляют мероприятия по снижениюнегативного воздействия на окружающую среду.
v за1 квартал 2009 года государственными инспекторами Управления Росприроднадзора поКалужской области проведено 68 проверок на объектах природопользования. В ходе проведенияпроверок выявлено 159 нарушений природоохранного законодательства, из которых 63устранено, выдано 165 предписаний, выполнено – 67. Рассмотрено 60 дел об административныхправонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования, к административнойответственности за отчетный период привлечено 8 юридических и 52 должностных лица.Сумма наложенных штрафов составила 439,0 тыс. руб., взысканных – 297,66 тыс. рублей.[20]
Такжена территории Калужской области располагается ЗАО Областной научно-производственныйэкологический центр «Регион — Центр-Экология», созданный в 1993 году Администрациями г. Калуги и Калужской области и 25 крупнейшими промышленными предприятиями г. Калуги, Калужской области. Центр имеет большой опыт научного и практического решения проблем утилизации и переработки отходов.Основной сферой деятельности является научное и практическое решение проблемы утилизациии переработки отходов: проектирование строительство и эксплуатация завода-центрапо переработке сложных промышленных и твердых бытовых отходов, состоящего из локальныхпроизводств.
Вструктуру предприятия входят: цех демеркуризации ртутных электроламп, цех по переработкеполиэтилена, площадка сбора и размещения отходов (1-4 класса опасности), отдел капитальногостроительства, служба правовой помощи, научно-технический отдел, производственныйотдел, отдел экологического сопровождения производства, отдел специализированноготранспорта, финансово-экономический отдел, информационно-аналитический центр, отделоптовой и розничной торговли, магазин.
Основнымифункциями предприятия являются:
v Проектированиеи строительство экологических объектов: предприятий по переработке промышленныхи бытовых отходов (полигонов, мусоросортировочной станции, производства по переработкесмазочно-охлаждающих жидкостей, макулатуры, отработанных автопокрышек и резинотехническихизделий, аккумуляторов и т.д.), очистных сооружений.
v Поставка,внедрение энергосберегающего, природоохранного оборудования и технологий.
v Научно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы в области охраны окружающей среды
v Прием на утилизацию металлической ртути и ртутьсодержащих отходов, проведение демеркуризационных работ в помещениях.
v Приемна утилизацию других промышленных отходов.
v Ликвидацияаварийных ситуаций, связанных с проливом ртути.
v Строительство и ремонт жилья.
v Экологическоесопровождение производства.
v Разработкапрограммных и правовых документов регионального значения.
v Обеспечениеметодическими и нормативными материалами экологического характера.
v Информационнаяподдержка руководителей и специалистов предприятий и организаций.
v Юридические услуги организациям.[21]
Такжев Калужской области при консультативной поддержке Центра экологической политикиКалужская областная общественная организация «Экологический центр» совместно с Калужскимгосударственным педагогическим университетом продолжает работы по развитию региональнойсистемы мониторинга здоровья среды. Эта работа финансируется из областного бюджета.К работам также активно привлекаются аспиранты и студенты университета, а на отдельныхэтапах учащиеся школ города Калуги и Калужской области. Основной целью организацииявляется экологическое образование через научно-исследовательскую работу учащихсяи школьных учителей.
На базе центра открыта общественнаяэкологическая приемная, которая отвечает на вопросы населения и оказывает консультативнуюпомощь в решении экологических вопросов. В основном все вопросы касаются загрязненияокружающей среды. Работники приемной представляют гражданам имеющуюся информациюили просят оказать содействие специалистов природоохранных структур, с которыминалажено хорошее взаимодействие.
Большое внимание в Калужскойобласти уделяется подготовке кадров в сфере охраны окружающей среды и природопользования.В 2007 году в Институте естествознания Калужского государственного педагогическогоуниверситета открыта новая специальность «природопользование». Теперь 4 университетана территории Калужской области готовят специалистов по 6 специальностям связаннымс охраной окружающей среды.[22]
Такимобразом, можно сделать вывод, что в Калужской области органы государственного управленияв области охраны окружающей среды и природопользования сотрудничают с государственнымиобразовательными учреждениями, общественными экологическими организациями и населением.
ВКалужской области реализуется областная целевая программа «Экология и природныересурсы Калужской области (2003-2010 годы)». Она включает в себя следующие подпрограммы[23]:
v «Минерально-сырьевыересурсы»
v «Регулированиекачества окружающей среды»
v «Отходы»
v «Сохранениебиоразнообразия и развитие системы особо охраняемых природных территорий»
v «Водныересурсы и водные объекты»
v «Экологическоеобразование и просвещение населения Калужской области».
Поподпрограмме «Минерально-сырьевые ресурсы»:
v быливыполнены работы, направленные на обеспечение охраны подземных вод от загрязненияи истощения путем ликвидации бесхозных скважин;
v проведеноревизионное обследование месторождений торфа для оценки их потенциальной пожароопасности.Выявлено 125 пожароопасных месторождений торфа. Разработаны конкретные противопожарныемероприятия, которые необходимо провести на 30-ти месторождениях;
v впервыеиздан «Геологический атлас Калужской области»;
v проведенополное инспектирование состояния режимной наблюдательной сети территориального уровня,даны рекомендации по ее оптимизации;
v продолженыпоисково-оценочные работы на строительные пески, поиски питьевых подземных вод;
v созданыкарты размещения перспективных участков строительных материалов на территориях 25районов, позволяющие более эффективно осуществлять лицензирование объектов недропользованияи оперативно предоставлять органам местного самоуправления и потенциальным инвесторамнеобходимую информацию о состоянии минерально-сырьевого потенциала области;
v начатыпоисково-оценочные работы в зоне загрязнения подземных вод.
Поподпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» выполнено:
v строительствоканализационного коллектора в п. Бабынино;
v строительствоочистных сооружений Думиничского района;
v капитальныйремонт осушительной системы в п. Кудиново Малоярославецкого района;
v проведениеоценки воздействия использования природных ресурсов на окружающую среду территорииКалужской области;
v обеспечениегосударственного экологического контроля лабораторно-аналитической информацией;
v реконструкцияочистных сооружений.
Подпрограмма «Отходы» включает в себямероприятия по созданию производств по переработке различных видов промышленныхи бытовых отходов, в т.ч. предприятий по переработке изношенных автопокрышек, пластмасс,смазывающе-охлаждающих жидкостей, растворителей и др.; использование в качествеальтернативного топлива изношенных автомобильных покрышек; мероприятия по строительствукомплексов по переработке твердых бытовых отходов, проектированию и строительствуполигонов ТБО, отвечающих современным экологическим требованиям, рекультивации выводимыхиз эксплуатации свалок, а также мероприятия по развитию системы управления отходами,в числе которых создание кадастра отходов и реестра их размещения.
Поподпрограмме «Сохранение биоразнообразия и развитие системы особо охраняемых природныхтерриторий»:
v проведенанатурная инвентаризация особо охраняемых природных территорий, которая включаетнаучное обследование экосистем, находящихся на территории особо охраняемых природныхтерриторий; обследование особо охраняемых природных территорий;
v выполненонаиболее эффективное решение задачи сохранения объектов растительного и животногомира с помощью проведения биотехнических мероприятий на особо охраняемых территориях– НП «Угра» и ГПЗ «Калужские засеки»;
v проведенозарыбление р. Угры стерлядью окской в целях сохранения численности и увеличениявоспроизводства рыбных запасов.
Поподпрограмме «Экологическое образование и просвещение населения Калужской области»были выполнены следующие мероприятия:
v поездкаучащихся Калужской области в Национальный парк «Плещеево озеро» на XV международнуюэколого-краеведческую конференцию школьников, посвященную особо охраняемым природнымтерриториям;
v проведениелетнего экологического лагеря при историко-краеведческом музее Бабынинского района;
v участиешкольников в конкурсах, форумах по вопросам экологии и охраны окружающей среды;
v издание12-ти номеров газеты «Зеленый колокол»;
v организацияи проведение тематических телевизионных и радиовещательных программ.
Поподпрограмме «Водные ресурсы и водные объекты»: осуществляется капитальныйремонт гидротехнических сооружений пруда на р. Дугна Ферзиковского района, у д.Пеневичи Хвастовичского района, разрабатывается проект «Расчистка русла р. Медынкав районе г. Медынь Калужской области.
Такжедля всех программ характерно увеличение средств за счет Федерального и областногобюджета.
Проанализироваврезультаты программы «Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010годы)» за 2008 год, можно сделать вывод, что мероприятия, проводимые в рамках даннойпрограммы, смогли улучшить экологическую обстановку в Калужской области, однако,для комплексного решения экологических проблем необходимо продолжать проводить данныемероприятия, а также включить в программу мероприятия по ликвидации последствийчернобыльской аварии в Калужской области.
2.2Проблемы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользованияв Калужской области и возможные пути их решения
Кострым проблемам Калужской области относятся: обеспечение радиационной безопасностинаселения; охрана от загрязнения р. Ока; утилизация, обезвреживание и размещениеотходов производства и потребления охрана от загрязнения и истощения подземных вод; обеспечение нормативного качества питьевой воды.
Врезультате чернобыльской катастрофы 9 районов южнаяи юго-западная части области подверглись радиоактивному загрязнению(Жиздринский, Ульяновский, Хвастовичский, Людиновский, Думиничский, Кировский, Козельский,Куйбышевский, Мещовский), это 16 процентов всей территории области, где проживаютболее 81 тысячи человек в 326 населенных пунктах.
Запрошедшие годы выполнен большой объем работ по минимизации последствий чернобыльскойкатастрофы. Они проводились в рамках государственных целевых программ и включалитакие важные направления, как:
v охраназдоровья;
v контрольза радиационной обстановкой;
v снижениедоз облучения населения и реабилитация территорий;
v социальнаяи социально — психологическая реабилитация населения.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Преодолениепоследствий радиационных аварий на период до 2010 года», в которой особое местонашли мероприятия, которые проводятся и будут проводиться на территории Калужскойобласти.
К сожалению, негативные последствия чернобыльской аварии не удается преодолетьв полной мере. К их числу, прежде всего, относятся тяжелые медицинские последствиясреди участников ликвидации последствий аварии, особенно участвовавших в ликвидациипоследствий чернобыльской аварии в 1986-1987 годах. Научные разработки и постояннопроводимый мониторинг состояния здоровья населения, контроль за радиационной обстановкойна загрязненных территориях показывают, что проблемы, связанные с ликвидацией последствийкатастрофы еще предстоит решать не один год. Поэтому необходимо особое вниманиек людям, тем, кто пострадал от радиации. Это проявляется в вопросах реализации социальнойзащищенности и медицинской поддержке граждан, пострадавших в результате радиационныхаварий и катастроф, особенно детей.
Важной, но малоразработаннойостается проблема финансовых ресурсов для ликвидации последствий загрязнения окружающейсреды в результате аварий и катастроф. Поэтому необходимо создание региональногоэкологического фонда в Калужской области, который будет выполнять следующие задачи:
v финансированиеи кредитование программ и научно-технических проектов, направленных на улучшениекачества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;
v мобилизацияфинансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;
v экономическоестимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий;
v содействиеразвитию экологического воспитания и образования.
В 2008 г. отмечено незначительноеснижение (на 0,6 млн. м3) объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностныеводные объекты, который составил 112,1 млн. м3. Только 8,37 млн. м3(6% общего объема сброса) приходится на нормативно очищенные сточные воды.Неэффективная работа очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства городовКалуга, Таруса, Медынь и Козельск, а также молокозаводов, мясокомбинатов и другихпредприятий области наносит значительный ущерб качеству поверхностных водных объектов.Одна из наиболее острых проблем – ухудшение экологического состояния р. Ока. Основнойвклад в загрязнение реки на территории области вносят предприятия города Калуга,в том числе ГП “Калугаоблводоканал” (53 млн. м3) и других крупных населенныхпунктов. Системы ливневой канализации в Калуге и других крупных населенных пунктахне обеспечены очисткой. Ока является основным источником питьевого водоснабженияг. Калуга (48% питьевой воды поступает из Окского водозабора).
Кэкологическим проблемам относится и утилизация промышленных отходов. Центры образованияи накопления основного объема промышленных и бытовых отходов – Калуга, Людиново,Киров, Обнинск и другие города области. За 2008 г. в области образовалось 178,9тыс. т отходов, половина из них использована или полностью обезврежена. В неудовлетворительномсостоянии (по санитарно-гигиеническим показателям) находится большинство эксплуатируемыхрайонных и городских свалок ТБО.
В2008 г. предприятиями выброшено в атмосферный воздух от стационарных источников14,1 тыс. т загрязняющих веществ (на 0,8 тыс. т меньше, чем в 2007 г.). Степеньулавливания загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, выше среднегопо стране показателя (соответственно 87,1 и 74,5%).
Основнаячасть вредных выбросов поступает в атмосферу от предприятий и отопительных системгородов Калуга, Киров, Обнинск, Людиново. К предприятиям – крупным загрязнителямотносятся: АО Кировский завод – 12,8% выбросов от стационарных источников в области,АО “Людиновотепловоз”, г. Людиново 2,8%. На автотранспорт приходится свыше 80% валовыхвыбросов в области.
На мой взгляд, текущие природоохранныемероприятия должны финансироваться из целевых источников, основанных на платежахза загрязнение, а также из средств экологических фондов.
Такой подход исключают недостатки,присущие централизованным капитальным вложениям (их обезличенность, ограниченность,субъективность, возможность нецелевого использования) и формирует условия для реализациипринципа «загрязнитель платит», причем в том месте, где загрязняет, так как экологическиефонды, куда поступают платежи, носят в первую очередь региональный характер.
Только 10 % средств, перечисляемыхпредприятиями, направляется в федеральный фонд, остальные деньги остаются на местах.
Также для решения экологическихпроблем в Калужской области необходимо создание рыночных отношений в экологическойсфере, которое предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешаяорганизациям покупать, продавать, торговать или перераспределять права на загрязнение.
Этот подход базируется напервоначальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваютсяфирмы.
Необходимо введение в практикуследующих методов:
1. Концепция «пузыря»[24]сводитсяк трактовке множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы.Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территориипредприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этотобъем. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличениимасштаба, то за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов,которое будет финансироваться за счет других предприятий, находящихся в «пузыре»и не вкладывающих средства в собственное очистное оборудование. При этом можно получитьсущественную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающейсреды. Принцип «пузыря» устанавливает внешние рамки для торговли правами на загрязнениена уровне региона.
2. Разрешения на выбросраспределяетсямежду отдельными предприятиями. От предприятия требуется выполнение стандарта либочерез инвестиции в очистные технологии, либо через приобретение разрешения у техпредприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем было предусмотренопри первоначальном распределении разрешений.
3. Банки прав на загрязнениеразвиваютпредыдущий подход. Предприятия, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение.Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи.Банк становится посредником, имеющим «запас» прав, продающим и покупающим их, ивыполняет учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав ине допуская их повторного использования. Банк может также предоставлять предприятиям-загрязнителямэмиссионные кредиты, т.е. временные права на увеличение выбросов.
4. Биржи прав на загрязнениепоявятсяпри расширении рынка прав на загрязнение, когда возникает необходимость в посредническихорганизациях, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на выбросы.
Также система налогов, отчисленийи субсидий должна быть более гибкой, т.е. постоянно пересматриваться в соответствиис уровнем технического прогресса, экономической ситуацией в стране, регионе, уровнеминфляции и т.п. местах с наиболее напряженной экологической ситуацией система налогообложениядолжна быть направлена на стимулирование дополнительных затрат на природоохранныемероприятия. Повышенными налогами может облагаться экологически опасная продукцияозоноразрушающие препараты, этилированный бензин, пестициды, энергоемкая техникаи т. д. При этом пониженные налоги должны применяться для ресурсосберегающих и малоотходныхтехнологий.
В отличие от административнойи экономической систем регулирования рыночные методы предоставляют предпринимателямполную свободу перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишьследят за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось.
Рыночныеметоды являются наиболее перспективным направлением развития механизма управленияприродоохранной деятельностью, но они не могут заменить другие методы полностью.Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждыйметод имеет свою сферу применения.
Например, одним из эффективныхметодов регулирования охраны окружающей среды и природопользования является использованиеинформационной системы. Если организации предоставляют всю информацию,то потребители или жители близлежащих территорий оповещены о размерах загрязненияили вредных веществах в продукции. Информированность (антиреклама) ведет к изменениюспроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующихпервичных ресурсов или типа технологии.
В Калужской области однойиз проблем является отсутствие Закона Калужской области о территориальной системенаблюдений (областном экологическом мониторинге). Необходимость такого нормативногодокумента признана как учеными Калужской области, занимающимися разными направлениямиэкологической деятельности, так и специалистами природоохранных структур, которыене могут обеспечить функционирование полноценного экологического мониторинга натерритории Калужского региона.[25] Поэтому в настоящее времянеобходима разработка и принятие Закона Калужской области о территориальной системенаблюдений, который сможет эффективно обеспечить экологический мониторинг, учитываяспецифику данного региона.
государственныйрегулирование природопользование охрана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работебыли рассмотрены теоретические основы государственного регулирования в области охраныокружающей среды и природопользования, основные методы государственного регулированияв данной области (административные, рыночные, нормативные и др.), проанализированаправовая основа.
Также было уделено особоевнимание анализу системы государственного управления в области охраны окружающейсреды и природопользования в Калужской области, были рассмотрены основные проблемыданного субъекта, а также предложены способы их решения.
Проанализировав основнуючасть работы, видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств иметодов регулирования охраны окружающей среды и природопользования, однако не вовсех субъектах РФ они эффективно используются.
Законодательная основа охватываетвсе проблемные вопросы, связанные с охраной окружающей среды и природопользования,однако не учитывает особенности различных субъектов РФ. Поэтому для эффективногомониторинга окружающей среды необходима разработка законов субъектов РФ, учитывающихих природные и экономические особенности.
Таким образом,цель исследования – предложить рекомендации по совершенствованию государственногоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования — достигнута.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРФ;
2. Федеральныйзакон «Об охране окружающей среды». – М.: Издательство «Омега-Л», 2009 – 61 стр.;
3. А.К.Бродский: Общая экология. – М.: Академия,2007 – 256 стр.
4. А.Н.Голицын: Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. – М.: Оникс,2008 — 336 стр.
5. А.Н.Павлов: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности:Учебное пособие. — М.: Высшая школа,2005- 343 стр.
6. Б.Б. Прохоров: Социальная экология. – М.: Академия,2007 – 416 стр.
7. М.В. Гальперин: Общая экология. – М.: Инфра-М,2008 – 336 стр.
8. Н.А.Платонова, В. А. Шумаева, И.В. Бушуева: Государственное регулирование национальнойэкономики: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 – 653 стр.
9. http://www.consultant.ru/ — Консультант Плюс";
10. http://www.mnr.gov.ru/- официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
11. http://www.admoblkaluga.ru/- официальный сайт Администрации Калужской области;
12. http://prirodnadzor.kaluga.ru/- официальный сайт Управления Росприроднадзора по Калужской области;
13. http://www.kalugatechnadzor.ru/- официальный сайт Управления Ростехнадзора по Калужской области;
14. http://kspu.kaluga.ru/ — официальный сайтКалужского государственного педагогического университета;
15. http://www.ecopolicy.ru/index.php?id=38– официальный сайт Центра экологической политики России: Калужское региональноеотделение;
16. http://region-eko.kalugacity.ru/- официальный сайт ЗАО Областной научно-производственный экологическийцентр «Регион — Центр-Экология»;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Принципы,которыми должны руководствоваться при осуществлении хозяйственной, управленческойи любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации,т.е. все юридические и физические лица Российской Федерации:
v ответственностьорганов государственной власти, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающейсреды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
/>v платность природопользованияи возмещение вреда окружающей среде;
/>v независимость контроляв области охраны окружающей среды;
/>v презумпция экологическойопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
/>v обязательность оценкивоздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственнойи иной деятельности;
/>v обязательность проведенияв соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и инойдокументации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказатьнегативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществуграждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающейсреды;
/>v учет природных и социально-экономическихособенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
/>v приоритет сохраненияестественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
/>v допустимость воздействияхозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в областиохраны окружающей среды;
/>v обеспечение снижениянегативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду всоответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнутьна основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономическихи социальных факторов;
/>v обязательность участияв деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РоссийскойФедерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридическихи физических лиц;
/>v сохранение биологическогоразнообразия;
/>v обеспечение интегрированногои индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающейсреды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельностьили планирующим осуществление такой деятельности;
/>v запрещение хозяйственнойи иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающейсреды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественныхэкологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений,животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениямокружающей среды;
/>v соблюдение права каждогона получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участиеграждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду,в соответствии с законодательством;
/>v ответственность за нарушениезаконодательства в области охраны окружающей среды;
/>v организация и развитиесистемы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
/>v участие граждан, общественныхи иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;/>
v соблюдение права человекана благоприятную окружающую среду;
v обеспечение благоприятныхусловий жизнедеятельности человека;
v научно обоснованное сочетаниеэкологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государствав целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
v охрана, воспроизводствои рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспеченияблагоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
v международное сотрудничествоРоссийской Федерации в области охраны окружающей среды.[26]