Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Особенности бега на короткие дистанции

Содержание Введение 1.Техника бега. Определение и краткая характеристика 1.Анализ техники бега 2.Особенности техники бега на различных спринтерских дистанциях 2. Обучение технике бега на короткие дистанции Заключение Список литературы Введение Бег на короткие дистанции является самым древним видом легкоатле-тических упражнений, входящих в современную легкую атлетику.

Еще на античных олимпиадах атлеты соревновались в беге на один стадий (192,27 м). В наше время бег на короткие дистанции в соревнованиях стал прово-диться впервые в Англии, и предпочтение было отдано дистанции 100 ярдов (91,4 м, 1860 г.). Первым официальным мировым рекордсменом в беге на 100 м с ре-зультатом 10,6 с ИААФ утвердила Д. Липпинкотта (США). Этот результат он показал в полуфинале

Стокгольмской олимпиады (1912 г.). Бег на короткие дистанции раньше других видов легкой атлетики был признан доступным для женщин и был включен в программу Олимпийских игр 1928 г. (в беге на 100 м результат победительницы, американки Э. Робин-сон, был равен 12,2 с). Спринтерский бег в России получил распространение позже, чем в за-падных странах.

В первых официальных соревнованиях по легкой атлетике в России (1897) в программу был включен бег на 300 футов (91,5 м) и на 188,5 сажени (401,5 м). Дореволюционные рекорды России в беге на 100 м равня-лись 10,8 с у мужчин (В. Архипов) и 13,1 с у женщин (Н. Попова). 1.Техника бега. Определение и краткая характеристика Понятие "бег на короткие дистанции" объединяет группу

беговых ви-дов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистан-ции протяженностью до 400 м, а также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4х100 м и 4х400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в про-грамму олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в сорев-нования в закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов. Спринтерский бег входит составной частью в ряд видов легкой атлети-

ки (все виды прыжков, многоборий и некоторые виды метаний), а также во многие виды спорта. Различные виды бега на короткие дистанции включены в нормативы комплекса ГТО всех ступеней. Бег на короткие дистанции, как правило, характеризуется максималь-ной интенсивностью пробегания всей дистанции в анаэробном режиме. На дистанциях до 200 м бегуны стремятся за минимальное время набрать мак-симальную скорость бега и поддерживать ее до финиша.

1.Анализ техники бега Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширова-ние. Начало бега (старт). В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. При низком старте ОЦМТ бегуна сразу оказывается далеко впереди опоры—как только спорт-смен отделит руки от дорожки. Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок

и ко-лодки. Они обеспечивают твердую опору для отталкивания, стабильность расстановки ног и углов наклона опорных площадок. В расположении стар-товых колодок можно выделить три основных варианта: 1. При «обычном» старте передняя колодка устанавливается на рас-стоянии 1—1,5 стопы спортсмена от стартовой линии, а задняя колодка — на расстоянии длины голени (около 2 стоп) от передней колодки; 2. При «растянутом» старте бегуны сокращают расстояние между ко-лодками до 1 стопы и менее, расстояние

от стартовой линии до передней ко-лодки составляет около 2 стоп спортсмена; 3. При «сближенном» старте расстояние между колодками также со-кращается до 1 стопы и менее, но расстояние от стартовой линии до передней колодки составляет 1—1,5 длины стопы спортсмена. Стартовые колодки, расположенные близко друг к другу, обеспечивают одновременное усилие обеих ног для начала бега и создают большее ускоре-ние бегуну на первом шаге.

Однако сближенное положение ступней и почти одновременное отталкивание обеими ногами затрудняют переход к попере-менному отталкиванию ногами на последующих шагах. Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45—50°, задняя — 60—80°. Расстояние (по ширине) между осями колодок обычно равно 18—20 см. В зависимости от расположения колодок изменяется и угол наклона опорных площадок: с приближением колодок

к стартовой линии он умень-шается, с удалением их увеличивается. Расстояние между колодками и уда-ление их от стартовой линии зависят от особенностей телосложения бегуна, уровня развития его быстроты, силы и других качеств. По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки,

стоящей впереди, а другой ногой— в заднюю колодку. Носки туфель касают-ся рантом дорожки или первые два шипа упираются в дорожку. Встав на ко-лено сзади стоящей ноги, бегун переносит руки через стартовую линию к се-бе и ставит их вплотную к ней. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем и остальными, сомкнутыми между собой. Прямые нена-пряженные руки расставлены на ширину плеч.

Туловище выпрямлено, голо-ва держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть тела равномерно рас-пределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги. По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет ко-лено сзади стоящей ноги от дорожки. Этим он несколько перемещает ОЦМТ вверх и вперед. Теперь тяжесть тела распределяется между руками и ногой, стоящей впереди, но так, чтобы проекция

ОЦМТ на дорожку не доходила до стартовой линии на 15—20 см. Ступни плотно упираются в опорные пло-щадки колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается на 10—20 см выше уровня плеч до положения, когда голени будут параллельны. В этой позе важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руки, так как это отрица-тельно отражается на времени выполнения низкого старта.

В позе готовности важное значение имеет угол сгибания ног в колен-ных суставах. Увеличение этого угла (в известных пределах) способствует более бы-строму отталкиванию. В позе стартовой готовности оптимальные углы меж-ду бедром и голенью ноги, опирающейся о переднюю колодку, равны 92—105°; ноги, опирающейся о заднюю колодку,— 115—138°, угол между туло-вищем и бедром впереди стоящей ноги составляет 19—23° (В. Борзов, 1980). Указанные значения углов можно использовать для построения

оптимальной стартовой позы; вначале с помощью транспортира расположить тело спорт-смена в соответствии с оптимальными углами сгибания ведущих звеньев те-ла, а затем «подставить» ему стартовые колодки. Положение бегуна, принятое по команде «Внимание!», не должно быть излишне напряженным и скованным. Важно только сконцентрировать вни-мание на ожидаемом стартовом сигнале. Промежуток времени между коман-дой «Внимание!» и сигналом для начала бега правилами не регламентирован.

Интервал может быть изменен стартером в связи с различными причинами. Это обязывает бегунов сосредоточиться для восприятия сигнала. Услышав выстрел (или другой стартовый сигнал), бегун мгновенно устремляется вперед. Это движение начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха руками (сгибание их). Отталкивание от стартовых колодок выполняется одновременно двумя ногами значительным давлением на стартовые

колодки. Но оно сразу же перерастает в разновременную рабо-ту. Нога, стоящая сзади, лишь слегка разгибается и быстро выносится бедром вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, резко выпрямляется во всех суставах. Угол отталкивания при первом шаге с колодки составляет у квалифи-цированных спринтеров 42—50°, бедро маховой ноги приближается к туло-вищу на угол около 30° (В.

Петровский, 1978 г.). Это обеспечивает более низкое положение ОЦМТ спортсмена, а усилие выпрямляющейся ноги будет направлено больше на продвижение тела бегуна вперед. Указанное положе-ние удобно для выполнения мощного отталкивания от колодок и сохранения общего наклона тела на первых шагах бега. Стартовый разбег. Чтобы добиться лучшего результата в спринте, очень важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скоро-сти, близкой к максимальной.

Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зави-сит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна. Первый шаг заканчивается полным выпрямлени-ем ноги, отталкивающейся от передней колодки, и одновременным подъемом бедра другой ноги. Бедро поднимается выше (больше) прямого угла по от-ношению к выпрямленной опорной ноге. Чрезмерно высокое поднимание бедра невыгодно, так как увеличивается подъем тела вверх

и затрудняется продвижение вперед. Особенно это заметно при беге с малым наклоном тела. При правильном наклоне тела бедро не доходит до горизонтали и в силу инерции создает усилие, направленное значительно больше вперед, чем вверх. Первый шаг заканчивается активным опусканием ноги вниз - назад и переходит в энергичное отталкивание. Чем быстрее это движение, тем скорее и энергичнее произойдет следующее отталкивание. Первый шаг следует выполнять возможно быстрее.

При большом на-клоне туловища длина первого шага составляет 100— 130 см. Преднамерен-но сокращать длину шага не следует, так как при равной частоте шагов большая их длина обеспечивает более высокую скорость, но и преднамерен-но удлинять его нет смысла. Лучшие условия для наращивания скорости достигаются, когда ОЦМТ бегуна в большей части опорной фазы находится впереди точки опоры.

Этим создается наиболее выгодный угол отталкивания, и значительная часть уси-лий, развиваемых при отталкивании, идет на повышение горизонтальной скорости. При совершенном владении техникой бега и при достаточной быстроте первых движений бегуну в первом или в двух первых шагах удается поста-вить ногу на дорожку сзади проекции ОЦМТ. В последующих шагах нога ставится на проекцию ОЦМТ, а затем— впереди нее. Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины уско-рения наклон

тела уменьшается, и техника бега постепенно приближается к технике бега по дистанции. Переход к бегу по дистанции заканчивается к 25—30-му метру (13—15-й беговой шаг), когда достигается 90—95% от мак-симальной скорости бега, однако четкой границы между стартовым разгоном и бегом по дистанции нет. Следует учитывать, что спринтеры высокого клас-са выходят на рубеж максимальной скорости к 50—60-му метру дистанции, а дети 10—12 лет — к 25—30-му метру.

Бегуны любой квалификации и воз-раста на 1-й секунде бега достигают 55% от максимума своей скорости, на 2-й—-76%, на 3-й — 91%, на 4-й — 95%, на 5-й-99% (Л. Жданов, 1970). Скорость бега в стартовом разгоне увеличивается главным образом за счет удлинения шагов и незначительно — за счет увеличения темпа. Наибо-лее существенное увеличение длины шагов наблюдается до 8—10-го шага (на 10—15 см), далее прирост меньше (4—8 см).

Резкие, скачкообразные из-менения длины шагов свидетельствуют о нарушении ритма беговых движе-ний. Важное значение для увеличения скорости бега имеет быстрое опуска-ние ноги вниз - назад (по отношению к туловищу). При движении тела в ка-ждом шаге с увеличивающейся скоростью происходит увеличение времени полета и уменьшение времени контакта с опорой. Большое значение имеют энергичные движения рук вперед-назад. В стартовом разбеге они в основном такие же, как и в беге по дистанции, но с большой амплитудой

в связи с широким размахом бедер в первых шагах со старта. На первых шагах со старта стопы ставятся несколько шире, чем в беге по дистанции. С увеличением скорости ноги ставятся все ближе к средней линии. По существу бег со старта — это бег по двум линиям, сходящимся в одну к 12—15-му метру дистанции. Если сравнить результаты в беге на 30 м со старта и с ходу, показанные одним и тем же бегуном, то легко

определить время, затрачиваемое на старт и наращивание скорости. У хороших бегунов оно должно быть в пределах 0,8—1,0 с. Бег по дистанции. К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно (72—80°) наклонено вперед. В течение бегового шага происходит изменение величины наклона. Во время отталкивания наклон ту-ловища уменьшается, а в полетной фазе он увеличивается.

Нога ставится на дорожку упруго, с передней части стопы, на расстоя-нии 33—43 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точ-ки стопы. Далее происходит сгибание в коленном и разгибание (подошвен-ное) в голеностопном суставах. В момент наибольшего амортизационного сгибания опорной ноги угол в коленном суставе составляет 140—148° (В.Жулин, X. Гросс и др 1981). У квалифицированных спринтеров полного опускания на всю стопу не происходит.

Бегун, приходя в положение для от-талкивания, энергично выносит маховую- ногу вперед-вверх. Выпрямление опорной ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко и снижается скорость его подъема. Отталкивание завер-шается разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах (по-дошвенное сгибание). В момент отрыва опорной ноги от дорожки угол в ко-ленном суставе составляет 162—173° (В. Тюпа, 1978). В полетной фазе про-исходит активное, возможно более быстрое сведение бедер.

Нога после окончания отталкивания по инерции движется несколько назад-вверх. Затем, сгибаясь в колене, начинает быстро двигаться бедром вниз-вперед, что по-зволяет снизить тормозящее воздействие при постановке ноги на опору. При-земление происходит на переднюю часть стопы. При беге по дистанции с относительно постоянной скоростью у каждо-го спортсмена устанавливаются характерные соотношения длины и частоты шагов, определяющие скорость бега.

На участке дистанции 30—60 м сприн-теры высокой квалификации, как правило, показывают наиболее высокую частоту шагов (4,7—5,5 ш/с), длина шагов при этом изменяется незначитель-но и составляет 1,25±0,04 относительно длины тела спортсмена (А. Левченко, 1986). На участке дистанции 60—80 м спринтеры обычно показывают наибо-лее высокую скорость, при этом на последних 30—40 м дистанции сущест-венно изменяется соотношение компонентов скорости: средняя длина шагов составляет 1,35 ±0,03 относительно длины тела, а частота шагов

уменьшает-ся. Такое изменение структуры бега способствует достижению более высо-ких значений скорости бега и, главное, удержанию ее на второй половине дистанции. Шаги с правой и левой ноги часто неодинаковы: с сильнейшей ноги они немного длиннее. Желательно добиться одинаковой длины шагов с каж-дой ноги, чтобы бег был ритмичным, а скорость равномерной. Добиться это-го можно путем развития силы мышц более слабой ноги.

Это позволит дос-тичь и более высокого темпа бега. В спринтерском беге по прямой дистанции стопы надо ставить носками прямо - вперед. При излишнем развороте их на-ружу ухудшается отталкивание. Финиширование Максимальную скорость в беге на 100 и 200 м необ-ходимо стараться поддерживать до конца дистанции, однако на последних 20—15 м дистанции скорость обычно снижается на 3-8%.

Бег заканчивается в момент, когда бегун коснется туловищем верти-кальной плоскости, проходящей через линию финиша. Бегущий первым ка-сается ленточки (нити), протянутой на высоте груди над линией, обозначаю-щей конец дистанции. Чтобы быстрее ее коснуться, надо на последнем шаге сделать резкий наклон грудью вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью». Применяется и другой способ, при котором бегун, наклоняясь вперед, одновременно поворачивается к финишной

ленточке боком так, чтобы кос-нуться ее плечом. При обоих способах возможность дотянуться до плоскости финиша практически одинакова. Она определяется максимально возможным выведением ОЦМТ вперед в момент финишного броска. При броске на лен-точку ускоряется не продвижение бегуна, а момент соприкосновения его с плоскостью финиша за счет ускорения движения верхней части тела (туло-вища) при относительном замедлении нижней. Опасность падения при бро-ске на финише предотвращается быстрым выставлением

маховой ноги дале-ко вперед после соприкосновения с финишной лентой. Финишный бросок ускоряет прикосновение бегуна к ленточке, если бегун всегда затрачивает на дистанции одно и то же количество шагов и бросок на нее делает с одной и той же ноги, примерно с одинакового расстояния (за 100— 120 см). Бегунам, не овладевшим техникой финишного броска, рекомендуется пробегать фи-нишную линию на полной скорости, не думая о броске на ленточку.

1.2.Особенности техники бега на различных спринтерских дистан-циях. Бег 100 м. Эту дистанцию надо пробегать с максимально возможной скоростью. Быстрое выбегание со старта переходит в стремительное ускоре-ние, с тем чтобы быстрее достичь максимальной скорости и по возможности не снижать ее до финиша. Бег 200 м. Бег на этой дистанции отличается от бега на 100 м располо-жением старта и прохождением первой

половины дистанции по повороту до-рожки. Чтобы со старта пробегать больший отрезок по прямой, стартовые колодки устанавливаются у внешнего края дорожки по касательной к пово-роту . При беге по повороту бегуну необходимо наклониться всем телом внутрь, иначе его вынесет в сторону центробежной силой, создаваемой при беге по кривой. При этом правая нога в момент вертикали согнута в колене меньше, чем левая. Увеличивать наклон тела влево - внутрь нужно постепен-но.

Только достигнув максимально возможной скорости (в стартовом разбе-ге), бегун перестает увеличивать наклон тела и сохраняет его на оставшемся участке поворота. Для уменьшения пробегаемого расстояния при беге по по-вороту дорожки лучше ставить стопы как можно ближе к бровке, поворачи-вая их влево к ней. Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по прямой. Правая рука направлена больше внутрь, а левая — несколько на-ружу.

При этом плечи несколько поворачиваются влево. На последних мет-рах поворота необходимо плавно уменьшить наклон тела и в момент выхода на прямую выпрямиться. Во время бега на 200 м бегун может при выходе из поворота сделать 2—3 шага, как бы выключившись из предельных усилий, после чего снова бежать с полной интенсивностью до финиша. Первую половину дистанции рекомендуется пробегать на 0,1—0,3 с хуже лучшего времени на 100 м (при беге

по прямой). Бег 400 м. В основе техники бега 400 м лежит спринтерский свобод-ный шаг. Бег проводится с относительно меньшей интенсивностью, чем на дистанциях 100 и 200 м. Наклон туловища на поворотах Бег со старта начи-нается так же, как и бег на 200 м. Развив необходимую скорость, бегун пере-ходит на свободный шаг, стремясь поддерживать приобретенную скорость возможно дольше. Следует пытаться преодолеть дистанцию в относительно равномерном темпе.

Кривая скорости бега 400 м очень быстро и высоко поднимается в на-чале первых 100 м, держится примерно на том же уровне вторые 100 м, затем постепенно снижается на третьих 100 м и резко — на последних 100 м, осо-бенно за 70—50 м до финиша. Бегун на 400 м должен пробежать первые 100 м лишь на 0,3—0,5 с медленнее, чем он может пробежать только 100 м, а первые 200 м —на 1,3—1,8 с хуже своего личного рекорда в беге на эту дистанцию. Техника бега на протяжении первых 300 м мало изменяется.

На по-следних 100 м в связи с быстро прогрессирующим утомлением она изменяет-ся существенно—падает из-за уменьшения частоты шагов (вследствие роста времени опоры и полета) и в меньшей степени — длины шагов (Ф. Гусейнов, 1983). 2. Обучение технике бега на короткие дистанции В беге на короткие дистанции развиваются максимальные усилия, и это создает предпосылки к возникновению скованности и искажения рациональ-ной формы движений и целесообразной координации развиваемых усилий.

Напрягаются мышцы, не участвующие в выполнении беговых движений. Все это вызывает лишние энерготраты и снижает частоту рабочих движений. Следует с первых же занятий уделять большее внимание сохранению свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стрем-ление новичка проявить себя с лучшей стороны приводит к чрезмерным на-пряжениям и искажениям естественных движений. На формирование правильной координации сокращения и расслабле-ния

мышц тела бегуна отрицательное влияние оказывает раннее начало обу-чению бегу со старта, и особенно с низкого. Понятие "раннее начало" сугубо индивидуально, и обучающий должен умело определить время готовности отдельно каждого ученика к изучению техники бега со старта, особенно старта по сигналу. Задачи, средства и методы обучения. Задача 1. Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающего-ся, определить его основные недостатки и пути их устранения.

Средство. Повторный бег 60—80 м (3—5 раз). Методические указания. Количество повторных пробежек может быть различно. Оно зависит от того, как скоро занимающийся пробежит дистан-цию в свойственной ему манере. Задача 2. Научить технике бега по прямой дистанции. Средства. 1. Бег с ускорением на 50—80 м в 3/4 интенсивности от максимальной.

2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60—80 м). 3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30—40 м). 4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30—40 м). 5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40—50 м). 6. Бег прыжковыми шагами (30—60 м). 7. Движения руками (подобно движениям во время бега).

8. Выполнить 3, 4 и 6-е упражнения в повышенном темпе и перейти на обычный бег. Методические указания. Перечень упражнений и их дозировка подби-раются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. По мере освоения техники бега упражнения выполняются группой. В беге с ус-корением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными.

Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность. При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением — основное упражнение для обучения технике спринтерского бега.

Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излиш-них напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и се-менящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад. Бег с за-брасыванием голени целесообразнее проводить в туфлях с шипами. В этом упражнении следует избегать наклона вперед. Количество повторений реко-мендуемых упражнений устанавливается в зависимости от физической под-готовленности

(3—7 раз). Задача 3. Научить технике бега на повороте. Средства. 1. Бег с ускорением на повороте дорожки с большим радиусом (на 6—8-й дорожках) по 50—80 м со скоростью 80—90% от максимальной. 2. Бег с ускорением на повороте на первой дорожке (50—80 м) в 3/4 интенсивности. 3. Бег по кругу радиусом 20—10 м с различной скоростью. 4. Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую (80—100 м) с различной скоростью.

5. Бег с ускорением на прямой с входом в поворот (80—100 м) с раз-личной скоростью. Методические указания. Бежать на повороте дорожки надо свободно. Уменьшать радиус поворота следует только тогда, когда достигнута доста-точно правильная техника бега на повороте большого радиуса. При беге с входом в поворот необходимо учить легкоатлетов начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы.

Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности занимающихся (3—8 раз). Задача 4. Научить технике высокого старта и стартовому ускорению. Средства. 1. Выполнение команды «На старт!». 2. Выполнение команды «Внимание!». 3. Начало бега без сигнала, самостоятельно (5—6 раз). 4. Начало бега без сигнала при большом наклоне туловища вперед (до 20 м,

6—8 раз). 5. Начало бега по сигналу и стартовое ускорение (20—30 м) при боль-шом наклоне туловища и энергичном вынесении бедра вперед (6—8 раз). Методические указания. Начинать обучение технике бега со старта следует тогда, когда занимающийся научился бежать с максимальной скоро-стью без возникновения скованности. Следить, чтобы обучающиеся на старте выносили вперед плечо и руку, разноименные выставленной вперед ноге. По мере усвоения старта необходимо увеличивать наклон

туловища, довести его до горизонтального и стараться сохранять Средства. 1. Установка колодок для старта на повороте. 2. Стартовые ускорения с выходом к бровке по пря-мой и вход в поворот. 3. Выполнение стартового ускорения на полной скоро-сти. Задача 5. Научить низкому старту и стартовому разбегу.

Средства. 1. Выполнение команды «На старт!». 2. Выполнение команды «Внимание!». 3. Начало бега без сигнала, самостоятельно (до 20 м, 8—12 раз). 4. Начало бега по сигналу (по выстрелу). 5. Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки по-сле команды «Внимание!». Методические указания. Если бегун с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется, целесообразно

увеличить расстояние от ко-лодок до стартовой линии или установить на старте наклонную рейку, огра-ничивающую возможность подъема. Хорошим упражнением для устранения преждевременного выпрямления бегуна со старта является начало бега из высокого стартового положения с опорой рукой и горизонтальным положе-нием туловища. Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать зани-мающимся, чтобы они не начинали бег до сигнала — фальстарт. При фаль-старте надо обязательно возвращать бегунов в обращать их внимание на

не-допустимость фальстартов. Рекомендуется подавать только один заключи-тельный сигнал. При этом бегуны принимают без команды позу, занимаемую по сигналу «Внимание!». Низкий старт по выстрелу применяется на занятиях после овладения правильными движениями. Количество повторений может колебаться от 3 до 15. Задача 6. Научить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции.

Средства. 1. Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной ско-ростью (5—10 раз). 2. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, постепен-но уменьшая отрезок свободного бега до 2—3 шагов (5—10 раз). 3. Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого стар-та (5—10 раз). 4. Наращивание скорости после свободного бега по инерции, выпол-ненного после разбега с низкого старта (6—12 раз), постепенно уменьшая участок свободного бега до 2—3 шагов.

5. Переменный бег. Бег с 3—6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции. Методические указания. Вначале нужно обучать свободному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 60—100 м. Обращается особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоро-стью к свободному бегу, не теряя скорости. Задача 7. Научить правильному бегу при выходе с поворота на прямую часть дорожки. Средства. 1. Бег с ускорением в последней четверти поворота, чередуемый с бе-гом по инерции при выходе

на прямую (50—80 м, 4—8 раз). 2. Наращивание скорости после бега по инерции, постепенно сокращая его до 2—3 шагов (80—100 м, 3—6 раз). 3. Бег по повороту, стремясь наращивать скорость бега перед выходом на прямую. Методические указания. Сокращать продолжительность свободного бега по инерции необходимо постепенно, по мере овладения искусством пе-реключения интенсивности усилий при беге. Задача 8. Научить низкому старту на повороте Средства.

1. Установка колодок для старта на повороте. 2. Стартовые ускорения с выходом к бровке по прямой и вход в пово-рот. 3. Выполнение стартового ускорения на полной скорости. Задача 9. Научить финишному броску на ленточку. Средства. 1. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе (2—6 раз). 2. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге (6—10 раз).

3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном и быст-ром беге индивидуально и группой (8—12 раз). Методические указания. Обучая финишированию с броском на ленточ-ку, надо воспитывать умение проявлять волевые усилия, необходимые для поддержания достигнутой максимальной скорости до конца дистанции. Важ-но также приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, подбирая бегунов, равных по силам, или применяя

форы. Задача 10. Дальнейшее совершенствование техники бега в целом. Средства. 1. Все упражнения, применявшиеся для обучения, а также бег по на-клонной дорожке с выходом на горизонтальную, бег вверх по наклонной до-рожке. 2. Применение тренажерных устройств: тяговые и тормозящие устрой-ства, световой и звуковой лидер и др. 3. Пробегание полной дистанции. 4. Участие в соревнованиях и прикидках.

Методические указания. Техника спринта лучше всего совершенству-ется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ус-корением, в котором скорость доводится до максимальной; при выходах со старта с различной интенсивностью. Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и недостаточной подготовленности поч-ти всегда приводит к излишним напряжениям. Чтобы избежать этого, на пер-вых порах следует применять преимущественно бег в 1/2 и 3/4 интенсивно-

сти, так как при легком, свободном, ненапряженном беге спортсмену легче контролировать свои движения. С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться. Но как только спринтер почувствует напряженность, закрепощение мускула-туры и связанность движений, скорость нужно снижать. В результате совер-шенствования навыков излишнее напряжение будет появляться позднее, спринтер будет достигать все большей скорости бега, выполняя движения легко и свободно.

Надо постоянно следить за техникой низкого старта. Особое внимание необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал, не допуская при этом преждевременного начала бега. Обязательно подавать сигнал возвращения бегунов, если кто-то начал бег раньше сигнала. Заключение Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занима-ют одно из первых

мест по своему характеру двигательных действий. За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и ме-тодика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в ос-новном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнова-ния – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высоко-го

тактического мышления преподавателя-тренера. Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой опреде-ленную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и вынос-ливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться . Бег включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: спринт, стайер, легкая атлетика, пятиборье,

а также и другие. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено при-своение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортив-ной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спор-тивных достижений бегунов. Названные виды бега включены в программы чемпионатов и Кубков мира, Олимпийских игр. В работе были указаны: комплекс упражнений для улучшения техники бега

на короткие дистанции, ознакомила с комплексом упражнений для со-вершенствования низкого старта, стартового разбега, бега по дистанции и финиширования. Список литературы 1. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. Под ред.В.И.Козлова М.:ФиС,1978 2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия для студентов: Учеб.пособие

М.:Изд-во РУДН,1999 3. Иванов Г.Д. Физическое воспитание. Учебник. Алматы: РИК, 2005. 4. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка сту-дентов вузов М.:Высшая школа,1978 5. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер. с венгр. Под общ.ред.В.В.Столбова М.:Радуга,1982 6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры

М.: ФиС,2001 7. Теория спорта/ Под ред.Платонова В.Н.: Киев: Высшая школа,1987 8. Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под общ.ред.В.И.Ильинича-М.:Гардарики, 2003 9. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под общ.ред. Вол-ковой Л.М Половникова

П.В СПб,1998 153 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.