Реферат по предмету "Химия"


История алхимии

Содержание
Введение
1. Истоки алхимии
1.1. Происхождение алхимии и ее связь с химией
1.2 Поиски философского камня
1.3 Алхимические школы и достижения алхимиков
2. Алхимический символизм
2.1 Теория четырех элементов
2.2 Знак и символ (общие понятия)
2.3 Символика алхимических веществ и процессов
3. Алхимики
3.1 Алхимисты России
3.2 Придворные алхимики
3.3 Искусство алхимика Зайлера и история Отто фон Пайкуля
3.4 Эликсир долголетия и универсальный растворитель
3.5 От алхимии к научной химии
Заключение
Список литературы
Введение
Алхимия — позднелатинское, донаучное направление в химии. Происхождение алхимии.
Название восходит через арабское к греческому Chemeia от cheo лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.
Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Распространение алхимии приходится на 416 вв., время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Недаром знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией».
Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов.
1. Истоки алхимии
1.1 Происхождение алхимии и ее связь с химией
Термин «химия» египетского происхождения — в глубокой древности Египет называли Страной Кеми — Черной Землей. Жрецы Древнего Египта были выдающимися мастерами химических ремесел, а химию постепенно стали называть «египетской наукой».
За двести лет до нашей эры в городе Александрии Египетской уже существовала Академия наук, где «священному искусству химии» было отведено особое здание, храм Сераписа — храм жизни, смерти и исцеления.
Этот храм был разрушен фанатиками-христианами в 391 году нашей эры, а кочевники-арабы, захватившие Александрию в 640 году нашей эры, завершили его уничтожение. Они следовали простому правилу: все представления, которых нет в Коране, ошибочны и вредны, и потому их надо искоренить. Притом сочинения, которые находятся в согласии с Кораном, тоже следует уничтожить, как совершенно излишние.
Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.
Много позднее, в начале I века нашей эры арабы-химики ввели вместо названия «химия» другое — «алхимия». Полагают, что это слово ближе к понятию «благородная химия», так как алхимию считали «искусством превращения неблагородных металлов (железа, свинца, меди) в благородные» — золото и серебро с помощью особого вещества — «философского камня».
Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Распространение алхимии приходится на 4-16 вв., время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Недаром знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией».
1.2 Поиски философского камня
В течение тысячелетий алхимики пытались найти «философский камень» — некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.
Существовала легенда, что царь Мидас, правивший во малоазиатской стране Фригии с 738 по 696 гг. до н.э., якобы получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся неким таинственным волшебным камнем. Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии.
Алхимики считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо — как недозрелый.
Алхимики не видели существенной разницы между живой и неживой природой и считали, что в неживой природе происходят такие же процессы, как в растительном и животном мире. По их мнению, различие между золотом и серебром — лишь в том, что сера в золоте здоровая — красная, а в серебре — белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера и черная, и порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец — прокаженное золото.
Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс «созревания» незрелых и «исцеления» больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический «философский камень» можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.
Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов — ртуть, а вторая составная часть — сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие.
Поставив себе фантастическую цель — поиск «философского камня» — алхимики достигли вполне реальных практических успехов. Они создали первые аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения.
Знаменитый таджикский врач, алхимик и философ Абу Али аль-Хусейн ибн Сина (980-1037), известный больше под именем Авиценна, уже умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты (HCl, H2SO4 и HNO3), гидроксиды калия и натрия (KOH и NaOH).
Алхимики первыми начали применять амальгаму золота (раствор золота в ртути) для золочения изделий из меди и железа. Они научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков. Дело в том, что золото (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась, и оставалось чистое золото.
Был придуман и другой способ извлечения золота из бедной породы. В Древнем Египте жрецы-алхимики обрабатывали золотоносную породу расплавленным свинцом, который растворял золото и серебро, затем расплав сливали и подвергали обжигу в специальных горшках. Свинец превращался в оксид свинца PbO и впитывался в стенки горшка, увлекая за собой все случайные примеси, а на дне горшка оставался сплав золота и серебра. Главный секрет такого обжига — материал горшков; их делали из костной золы.
Алхимики научились использовать азотную кислоту для отделения серебра и меди, с которыми золото часто образует природные сплавы. С азотной кислотой золото не взаимодействует, а серебро и медь образуют растворимые в воде соли — нитраты AgNO3 и Cu(NO3)2:
Ag + 2 HNO3= AgNO3+ NO2+ Н2О
Cu + 4 HNO3 = Cu(NO3)2 + 2 NO2 + 2 Н2О
В этих реакциях образуется также диоксид азота NO2, выделяющийся в виде красно-бурого газа.
1.3 Алхимические школы и достижения алхимиков
Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии. Римский император Диоклетиан повелел в 296 предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото (речь, вероятно, шла о позолоте и искусстве изготовления поддельных украшений). В 4 веке нашей эры задача превращения металлов в золото исследовалась александрийской школой ученых. Писатель, выступавший под псевдонимом Демокрита, принадлежавший, очевидно, к александрийским ученым, своим сочинением «Физика и мистика» положил начало длинному ряду алхимических руководств. Для того чтобы обеспечить успех, такие труды появлялись под именами известных философов (Платон, Пифагор и т. д.), но, вследствие общей затемненности стиля, они мало доступны пониманию. Крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции.
Из дошедших до нас алхимических текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование способов получения ценных соединений и смесей, таких, как минеральные и растительные краски, стекла, эмали, соли, кислоты, щелочи, сплавы, лекарственные препараты. Они использовали такие приемы лабораторных работ, как перегонка, возгонка, фильтрование. Алхимики изобрели печи для длительного нагревания, перегонные кубы.
2. Алхимический символизм
2.1 Теория четырех элементов
Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый — квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.
Все последующие теории:
Теория серы и ртути.
Теория серы ртути и соли. --PAGE_BREAK--
и т.д. (перечислены две основные) лишь трансформируют количество и качество элементов. В первом случае до двух элементов во втором до трех, прибавляя по мере надобности еще и такие: квинтесенция, AZOT, и т.д.
Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится театрикс Пифагора. Театрикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек. В его основании находится четыре точки на вершине одна, ну а между ними соответственно две и три. Аналогия довольно проста:
Четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого — холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса.
ОГОНЬ
СУХОЙ-ГОЯЧИЙ
ВОЗДУХ
ГОРЯЧИЙ-ВЛАЖНЫЙ
ВОДА
ВЛАЖНАЯ-ХОЛОДНАЯ
ЗЕМЛЯ
СУХАЯ-ХОЛОДНАЯ
Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.
Графическое (знаковое) изображение четырех элементов:
/>/>/>/>
Далее три точки — это триада алхимиков — сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера — Дух, Ртуть — Душа, Соль — тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов — тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим:
Сера — бессмертный дух / то что без остатка исчезает из материи при обжиге.
Ртуть — душа / то что соединяет тело и дух
Соль — тело / то материальное что остается после обжига.
/>/>/>
Две точки серно — ртутная теория. Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.
Одна точка — идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень.
2.2. Знак и символ (общие понятия)
Знак — изображение несущее конкретное значение.
Пример:
/>/>/>
Символ — изображение, имеющее более широкое значение, чем знак. Если у знака значение определено, то символ имеет множество зачастую противоречивых значений. Алхимические символы повторяют форму предметов или существ (как реальных, так и вымышленных — мифических).
Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения...
Основных сложностей в понимании алхимической символики три:
Первая — это то, что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.
Второе — алхимический символ аллегоричен.
И третье наиболее важное — это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).
Ниже приведен ряд правил для облегчения интерпретации алхимического символа. Однако следует учесть, что с их помощью можно преодолеть лишь первые две вышеперечисленные трудности (да и то частично). Насчет же третей, то ее преодоление зависит только от внутренней восприимчивости исследователя.
5 правил для анализа алхимического символа:
Правило №1
Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.
Правило №2
Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.
Правило №3
Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.
Правило №4
Выделить главную идею сюжета.
Правило №5
Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.
/>/>
Пример:
/>
Лев, пожирающий солнце.
1. Это символ сложный т.к. состоит из нескольких простых (лев и солнце).
2. Простые символы на которые можно разделить гравюру:
3. Основные: лев и солнце
Дополнительные: кровь, камень, фон..
4. Солнце находится с правой стороны лев с левой от зрителя и т.д.
5. Основной идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота).
Таким образом, на этой гравюре изображен процесс растворения ртутью золота.
2.3 Символика алхимических веществ и процессов
Алхимики использовали в своей деятельности различные металлы и вещества, каждому из которых соответствовал свой символ или знак. Однако надо учитывать, что в своих трактатах они описывали эти вещества различно, причем зачастую в одном и том же трактате одно и тоже вещество называлось по-разному. Это, прежде всего, относится к трем основным веществам используемых в делании: первовеществу, тайному огню и философской ртути.
Первичная материя
Первичная материя — для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дань ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя — это то, что остается от предмета когда он лишен всех своих характеристик.
Первовещество — вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам. В качестве примера ниже приведен ряд символических характеристик Первовещества:
Первовещество — это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.
Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.
Далее Первовещество — это не однородная субстанция оно (Первовещест) состоит из двух компонентов: «мужского» и «женского». С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть. (Хотя кто его знает?)
Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.
Философская ртуть
Философская ртуть — душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. По этому Философская ртуть чаще всего изображалась в виде гермафродита.
Тайный огонь
Тайный огонь — реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество Философской ртути.
Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:
ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ) И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ) ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИНАЧАЛСЯ
Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:
ПЕЛИКАН (кормление кровью)
ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)
ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)     продолжение
--PAGE_BREAK--
Как видно из схемы существуют три основные этапа Делания: нигредо (nigredo) — черная стадия, альбедо (albedo) — белая стадия, рубедо (rubedo) — красная. Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них…
7 алхимических правил:
1. МОЛЧАНИЕ нарушая его, ты подвергаешь опасности не только себя, ты подвергаешь опасности наше дело.
2. МЕСТО РАБОТЫ. Выбирай его тщательно. Выбирай его так, чтобы оно не бросалось в глаза и было для тебя удобным.
3. Начинай свое дело в СРОК и вовремя его заверши. Совсем не спеши не надо спешить, зачем нам спешить, но и не медли, медлят проигрывающие.
4. ТЕРПЕНИЕ, ничего не дается без терпения и усердия. C усердием начинай с усердием продолжай Дело. Желание отдохнуть — первый признак поражения.
5. Знай, свой предмет, знай свое дело, знай его символику. Совершенство требует знаний, незнание ведет за собой смерть.
6. Будь внимателен к материалам, используй только чистые вещества и процессы, дабы избежать загрязнения.
7. Не начинай Великого Делания не запася средствами и уверенностью. Без средств и уверенности ты только приблизишь себя к и без того неизбежной смерти, а это ли не поражение?
3. Алхимики
3.1 Алхимисты России
В России алхимия не получила широкого распространения: к алхимикам не было доверия ни у властей, ни в народе. Вместо алхимиков при аптеках и при царском дворе существовали алхимисты. Они готовили обычные лекарства, являясь по существу химиками-лаборантами.
Алхимисты получали и очищали самые различные вещества, смешивали их по указанию аптекаря. Вместе с аптекарем они принимали участие в анализе и экспертизе («надкушивании») новых лекарств. В XVIII веке название профессии «алхимист» постепенно заменяется на «химик».
Должность химика при заводах в России впервые появилась при Екатерине II. В «Положении о Тульском оружейном заводе» от 1782 года сказано: «При заводе полагается Химик, Механик и Архитектор». На этом заводе в то время производилась в небольших количествах азотная кислота.
В одном из сочинений испанского алхимика Раймонда Луллия (1236-1315) есть такое определение: «Алхимия — весьма необходимая божественная часть тайной небесной натуральной философии, составляющая и образующая единую, но всем известную науку… превращать все металлы в настоящее серебро, а затем в настоящее золото посредством единого всеобщего медикамента».
А вот как определял алхимию Роджер Бэкон: «Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство (эликсир) которое, брошенное на металл или на несовершенное вещество, делают их совершенными в момент прикосновения».
Альберт Великий считал таким эликсиром или ферментом (это название применяли греки и римляне) смесь серы, ртути, мышьяка, нашатыря и сульфида мышьяка As2S3.
3.2 Придворные алхимики
Многие коронованные особы, князья, султаны и ханы держали в своем окружении алхимиков, надеясь с их помощью увеличить свое богатство. Но уже в конце III века нашей эры стало ясно, что среди алхимиков полно шарлатанов и мошенников. Не случайно император Диоклетиан (245-316) приказал выгнать из Рима всех алхимиков, а их рукописи сжечь.
Тысячу лет спустя Данте Алигьери (1265-1321) в «Божественной комедии» помещает алхимиков в ад как злостных обманщиков.
А позже появилось стихотворение:
«Алхимию постигнуть каждый рад:Безмозглый идиот, старик и юный фат,Портной, старуха, юркий адвокат,Монах плешивый, пастырь и солдат»
Тем не менее интерес к «философскому камню» сохранялся и в средние века.
Особенно жаждали золота Габсбургские монархи. Увлечению алхимией здесь положил начало император Рудольф II (1552-1612), получивший немалую известность как покровитель алхимиков. Другой монарх римско-германской империи Фердинанд III (1608-1657) содержал алхимика Иоганна фон Рихтгаузена, который обещал изготовить «философский камень». В присутствии императора он «превратил» ртуть в золото, вызвав восторг у придворных, но потом выяснилось, что алхимик заранее растворил золото в ртути и, добавив щепотку растертого в порошок «камня», нагреванием испарил ртуть. Что было с Рихтгаузеном дальше, история умалчивает...
Поощрял алхимиков и император Леопольд I (1640-1705). Его любимец алхимик-монах Венцель Зайлер при помощи «философского камня», таинственного красного порошка, превращал цинк в золото, из которого чеканили дукаты — венецианские золотые монеты, имевшие хождение по всей Европе. На одной стороне дукатов якобы была надпись: «Силой порошка Венцеля Зайлера я из цинкового стал золотым. 1675 год». Однако ни одной такой монеты до наших дней не сохранилось.Под впечатлением от успешного получения золота император даже возвел Зайлера в дворянское сословие.
3.3 Искусство алхимика Зайлера и история Отто фон Пайкуля
Это случилось в 1676 году. Монах-алхимик Зайлер провел опыт получения золота из ртути в присутствии императора Леопольда I и нескольких его придворных. Местом опыта была секретная лаборатория императора — любителя алхимии, которая находилась в мрачном подвале с узкими окнами и освещалась факелами на стенах.
Зайлер облепил воском щепотку красного порошка, который он называл «философским камнем» и бросил в кипящую в тигле ртуть, затем он стал ее перемешивать довольно толстой деревянной палкой. Повалил густой едкий дым, который заставил всех отвернуться от тигля и отойти подальше. Зайлер приказал слуге еще сильнее раздуть мехами огонь под тиглем, и бросил в ртуть несколько углей, которые тут же сгорели сверкающим пламенем.
Когда жидкость перелили из тигля в плоскую чашу, все увидели, что ртути сталор значительно меньше… Постепенно расплавленный металл затвердел и засверкал золотисто-желтым цветом; вместо ртути в чаше оказалось золото. Тот час же пробу полученного металла отнесли к придворному ювелиру. Через некоторое время тот объявил: получено чистейшее золото!
Зайлеру присвоили звание «королевского придворного химикуса», произвели в рыцари и назначили обермейстером монетного двора Богемии.
Как же удалось Зайлеру обмануть самого императора и его челядь? По-видимому, палка, которой мошенник перемешивал кипящую ртуть, была снизу полая, в ней был спрятан порошок золота, а отверстие Зайлер залепил воском. Нижняя часть палки — вещественное доказательство обмана — сгорела. Угли, которые Зайлер бросал в тигель, тоже, вероятно, были полыми, и внутри их было спрятано некоторое количество золотого порошка. А воск и сажа были прекрасной маскировкой. Порошок золота быстро растворяется в ртути с образованием жидкого сплава ртути с драгоценным металлом (амальгамы), которая может содержать до 10% золота. Когда ртуть нагревали до кипения, она испарилась, и в тигле осталось лишь чистое золото. За «философский камень» вполне мог сойти оксид ртути HgO, который при высокой температуре полностью разлагается на ртуть (которая тоже испаряется) и кислород: 2 HgO = 2 Hg + O2 Вот так плут-алхимик превратил ртуть в золото на глазах у высокородных простаков — императора и его приближенных…
Можно привести еще одну историю авантюриста. Речь пойдет о шведском генерале Отто фон Пайкуле.
Он служил в войсках польского короля Августа II Саксонского, воевавшего на стороне Петра I со Швецией. В 1705 году под Варшавой Пайкуль попал к шведам в плен и был приговорен к смертной казни. Генерал обратился к шведскому королю Карлу XII (1697-1718) с просьбой о помиловании и, будучи алхимиком, обещал получить золото в большом количестве из сурьмы, оксида железа и сульфида сурьмы.
Пайкулю дали возможность показать свое искусство. В присутствии короля он получил золото, подействовав на указанную смесь порошком «философского камня». Его опыт продолжался 140 дней, причем на ночь он уносил смесь «на отдых» к себе домой, где, видимо, и подмешивал в нее золотой порошок. Смертной казни Пайкулю избежать не удалось…
Известный шведский химик Йенс-Якоб Берцелиус в 1802 году попытался по записям Пайкуля повторить его опыт и, естественно, золота не получил. Уже в XX столетии выяснилось, что природная ртуть и ртуть, полученная из минерала киновари (сульфида ртути HgS), всегда содержит небольшую примесь золота. Ртуть образует с золотом ряд соединений, причем некоторые из них способны переходить вместе со ртутью в пары и затем конденсироваться. Поэтому от примеси золота ртуть невозможно освободить даже многократной перегонкой.
Только продолжительным электрическим разрядом в парах ртути можно выделить на стенках реакционной трубки черный налет тонко раздробленного золота. Это явление послужило причиной возрождения в двадцатых-тридцатых годах нашего столетия старой алхимической сказки о возможности превращения ртути в золото — теперь уже под действием электричества… Увы, это золото было примесью в ртути.
В исчезающе малых количествах можно получить золото из ртути в ядерных реакторах. Например, из радиоактивного изотопа ртути-197 в ядерной реакции, когда в результате захвата ядром электрона из электронной оболочки атома ртути (так называемого K-захвата) один из протонов ядра атома ртути превращается в нейтрон с выбросом фотона.
3.4 Эликсир долголетия и универсальный растворитель
Наиболее известным алхимиком, который утверждал о возможности получения таинственного вещества, которое позволит человеку жить долго, почти вечно, был Джабир ибн Хайян (721-815) из Багдада. В Европе он был известен в течение многих столетий под именем Гебер. Его имя овеяно легендами. В Багдаде Джабир создал научную школу, как в свое время Аристотель создал Ликей, а Платон — Академию.
Джабир оставил один из рецептов долголетия. «Надо только, — писал он, — найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке».
Ясно, что Джабир вложил в описание рецепта свою иронию, подчеркнув его нереальность. Но он, как и другие алхимики, твердо верил, что металлы образуются в земле из серы и ртути под влиянием планет, и эта идея пережила своего создателя на 700 лет.
Легенда об эликсире долголетия зародилась около двух с половиной тысяч лет до нашей эры в Шумерском царстве, находившемся в междуречье Тигра и Евфрата. Это был эпос о Гильгамеше, сыне богини Нинсун и смертного человека. В конце жизни Гильгамеш захотел обрести бессмертие и получил совет съесть «траву жизни», которая растет на морском дне. Добыв траву, по дороге к дому Гильгамеш решил искупаться. Змея нашла «траву жизни» на берегу, проглотила ее и стала бессмертной, а Гильгамеш умер.
Талантливый философ и алхимик Роджер Бэкон вполне серьезно считал, что благодаря «эликсиру долголетия» человек сможет жить тысячу лет.
Врач французского короля Людовика XIII алхимик Давид Кампи в 1583 году рекомендовал для продления жизни свой «эликсир долголетия» — коллоидный раствор золота в воде. В одном из сочинений Кампи есть слова: «Золото есть вся природа, золото — семя земли».    продолжение
--PAGE_BREAK--
Реформатор алхимии врач Теофраст Парацельс (1493-1541) предсказывал, что «эликсир долголетия», если он будет получен, должен удлинить жизнь человека до шестисот лет.
В России получением «эликсира долголетия» занимался соратник Петра I Яков Брюс (1670-1735), у которого была лаборатория в Москве на Сухаревой башне. Для неграмотных москвичей Брюс слыл чернокнижником, и они обходили Сухареву башню за версту. По одной из легенд, ходивших в то время по Москве, Брюс получил «живую» и «мертвую» воду и завещал слуге оживить себя после смерти.
Вряд ли это правда: ведь Брюса после смерти торжественно похоронили. Яков Брюс был одним из самых просвещенных людей России. Он занимался не только химическими опытами, но также астрономией и математикой.
Китайский алхимик Вэй По-ян, живший во втором веке нашей эры, готовил пилюли бессмертия (по-китайски «ху-ша» и «тан-ша») из сульфида ртути HgS. В легенде говорится, что эти пилюли Вэй По-ян принимал сам и давал своим ученикам и любимой собаке. Все они умерли, но потом якобы воскресли и жили вечно. Однако его примеру почему-то никто не последовал.
В средние века, где-то около 1600 года, легендарный монах-алхимик Василий Валентин решил добиться долголетия монахов своей обители бенедиктинского ордена. Он стал «очищать их организм от вредоносных начал», добавляя в пищу пилюли из оксида сурьмы Sb2O3. Некоторые монахи от такого «очищения» умерли в муках. Отсюда и пошло второе название сурьмы — «антимониум», что значит «противомонашеский».
Создание «эликсира долголетия» — задача фантастическая, но вот синтез веществ, с помощью которых человек смог бы прожить до ста лет, вполне по плечу современным биохимикам.
Одновременно шел поиск «алкагеста» — универсального растворителя, с помощью которого алхимики надеялись выделить «философский камень» из природных и искусственных веществ. Они считали, что, растворив в таком растворителе металлы и минералы, можно будет путем упаривания полученного раствора осадить золото или серебро.
Одно время казалось, что такой растворитель найден. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фаданци, известный под именем Бонавентура, подбирая жидкие смеси для получения универсального растворителя, слил вместе концентрированные соляную и азотную кислоты и попробовал действие этой смеси на порошок золота. Золото на его глазах исчезло...
Взволнованный Бонавентура не мог устоять на ногах. «Неужели универсальный растворитель получен?» — подумал он. Смесь была названа «царской водкой» за ее способность растворять «царя металлов» — золото.
А Бонавентура приступил к выделению «философского камня». Однако прошло десять лет, были проведены сотни опытов, но цели достичь так и не удалось. Оказалось, что царская водка не действует на стекло, керамику, морской песок (диоксид кремния), оловянный камень (диоксид олова) и многие другие вещества, и, следовательно, не обладает универсальными свойствами. Бонавентура забросил алхимические опыты и занялся приготовлением лекарств...
Закат алхимии начался в Европе в конце XVI века и продолжался до конца XVIII века, чему в немалой степени способствовали химики многих стран и прежде всего Германии, Франции, Голландии, Англии и России.
3.5 От алхимии к научной химии
В 1804 г. состоялась встреча Дальтона с известным английским химиком и историком химии Т. Томсоном. Тот был восхищён теорией Дальтона и в 1807 г. изложил её в третьем издании своей популярной книги “Новая система химии”. Благодаря этому атомистическая теория увидела свет раньше, чем она была опубликована самим автором.
Джон Дальтон является создателем химической атомистики; он впервые, использует представления об атомах, объяснил состав различных химических веществ, определил их относительные и молекулярные веса.
И тем не менее в начале XIX в. атомно-молекулярное учение в химии с трудом пробивало себе дорогу. Понадобилось ещё полстолетия для его окончательной победы. На этом пути был сформулирован ряд количественных законов (закон постоянных отношений Пруста, закон объёмных отношений Гей-Люссака, закон Авагадро, согласно которому при одинаковых условиях одинаковые объёмы всех газов содержат одно и то же число молекул), которые получали объяснения с позиций атомно-молекулярных представлений. Для экспериментального обоснования атомистики и её внедрения в химию много усилий приложил Й. Б. Берцелиус. Окончательную победу атомно-молекулярное учение (и опирающиеся на него способы определения атомных и молекулярных весов) одержало на 1-м Международном конгрессе химиков (1860).
В 50-70-е гг. XIX в. на основе учения о валентности и химической связи была разработана теория химического строения (А.М. Бутлеров, 1861), которая обусловила огромный успех органического синтеза и возникновение новых отраслей химической промышленности (производство красителей, медикаментов, нефтепереработка и др.), а в теоретическом плане открыла путь построению теории пространственного строения органических соединений — стереохимии (Дж.Г. Вант-Гофф, 1874). Во второй половине XIX в. складываются физическая химия, химическая кинетика — учение о скоростях химической реакций, теория электролитической диссоциации, химическая термодинамика. Таким образом, в химии XIX в. сложился новый общий теоретический подход — определение свойств химических веществ в зависимости не только от состава, но и от структуры.
Развитие атомно-молекулярного учения привело к идее о сложном строении не только молекулы, но и атома. В начале XIX в. эту мысль высказал английский учёный У. Праут, исходя из результатов измерений, показавших, что атомные веса элементов кратны атомному весу водорода. На основе этого Праут предложил гипотезу, согласно которой атомы всех элементов состоят из атомов водорода. Новый толчок для развития идеи о сложном строении атома дало великое открытие Д.И.Менделеевым (1869) периодической системы элементов.
Менделеев написал блестящий учебник органической химии- первый в России, за который ему была присуждена Большая Демидовская премия Академии наук.
Прочитав в 1867-1868 гг. курс лекций по неорганической химии, Менделеев убедился в необходимости создания отечесвенного “руководства к химии”. Он приступает к написанию учебника “Основы химии”.Этот труд был призван “познакомить публику и учащихся” с достижениями химии, её применением в технике, сельском хозяйстве и т.д.Затруднения встретились при написании второй части учебника, где предполагалось поместить материал о химических элементах. В какой последовательности излагать его? А что, если сопоставить группы сходных элементов? Перепробовав несколько вариантов, Менделеев заметил, что элементы можно располагать в порядке возрастания атомных весов и тогда… Тогда оказывалось, что в каждой колонке свойства элементов постепенно менялись сверху вниз! Это была первая таблица, озаглавленная “Опыт систем элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве”. Дмитрий Иванович понимал, что таблица отражает принцип периодичности, определённый закон природы, который устанавливает тесную связь между химическими элементами.
В июне 1871 г. Менделеев закончил статью “Периодическая законность химических элементов”, в которой дал формулировку периодического закона:
“Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел состоят в периодической зависимости от их атомного веса”.
Заключение
В прошлом веке специально подчёркивалось, что “химия занимается не телами, а веществами” (Д.И. Менделеев), то теперь мы являемся свидетелями того, как объектом всё более пристального внимания учёных-химиков становятся именно реальные макротела- те самые смеси, растворы, сплавы, газы, с которыми они непосредственно имеют дело в лаборатории и на производстве. По словам К. Маркса, прогресс химии “не только умножает число полезных веществ, но и число полезных применений уже известных веществ”.
История алхимии насчитывает более двух тысяч лет, за все это время она пережила свой рассвет, закат и забвение. Однако алхимия не умерла, нет, она оставила после себя богатое наследие алхимических рукописей. Как цветок алхимия подарила нам семена, из которых она возродится вновь. Эти семена — алхимические символы, несущие в себе огромный духовный потенциал, который будет оценен по достоинству в новом тысячелетии.
Алхимические символы это не просто аллегорическое понимание Космоса, а сосредоточие вневременной Вечности, в которой нашли свое конкретное воплощение — прошлое, настоящее и будущее. Именно этим алхимия столь ценна для человечества — она приобщает человека к Вечности, а значит к истине и бессмертию. Для алхимика символически обозначить предмет (принцип, понятие) — значит, приблизится к его истинному значению, к той истине, что сокрыта за ним.
Список литературы
Большая детская энциклопедия. Химия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2000.
Джуа М. История химии. / Пер. с итал. — М.: «Мир»: 1996.
Алхимии золотые сны. / Ред.-сост. Астахова В.Г. — М.: «Мистерия»: 1995.
Энциклопедический словарь юного химика / Под ред. Д.Г. Трифонова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Энциклопедический словарь школьника: Химия, сост. А. Кошель. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Энциклопедия для детей. Химия. – Москва: Аванта+, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Уединённый труд души как основная форма саморазвития личности
Реферат Бизнес-план сельхозпредприятия
Реферат Козацько-селянські повстання кінця ХVІ - першої половини ХVІІ ст
Реферат Конституционно-правовой статус человека и гражданина 3
Реферат Виктор Франкл
Реферат Фантазии глубокого проникновения
Реферат Палестина витоки протистояння арабів та євреїв
Реферат Фактор страха
Реферат Видатні постаті французького та німецького менеджменту
Реферат Феномен "Экзистенциально нового" в dasein- и экзистенциальном анализе (антропологическое исследование)
Реферат Гендерные стереотипы у юношей и девушек в студенчестве
Реферат Феномен игры
Реферат Формирование самостоятельности учащихся в процессе изучения темы физики: "Тепловые явления"
Реферат Формирование у учащихся практических познавательных умений по физике
Реферат Компетенция Президента Российской Федерации 3