Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра«Профессиональная педагогика и психология»КУРСОВАЯ РАБОТА
подисциплине: «Методика профессионального обучения»
по теме: «Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе»
Выполнил: ст.группы 04ТО1Русяйкин Е.О.
Проверил:к.п.н., Крылова Н.Н.
Пенза 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое определение понятия,необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе
1.1 Научно-исследовательская работа студентов в высшейшколе
1.2 Формирование готовности студентов ВУЗа кнаучно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения
Глава 2. Практический пример организациинаучно-исследовательской работы в высшей школе
2.1 Системный подход к организации научной работы студентовв условиях высшей школыЗаключениеСписок литературы
Введение
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полнопроявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализацииличности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника.Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитиеметодологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деледанному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделятьвнимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательскойдеятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как вобразовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствоватьподходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесснаиболее интересным и продуктивным.
Целью этой работы является определение главных составляющих, структурынаучно-исследовательской деятельности, готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемногообучения, рассмотрение примера практической организациинаучно-исследовательской деятельности.
В данной работе необходимо дать определение научно-исследовательскойдеятельности. Рассмотреть методы теоретических и эмпирических исследований.Рассмотреть понятие готовности к научно-исследовательской деятельности, уровни,и условия её формирования.
Работа включает в себя теоретическую часть, в которой рассматриваетсяпонятие, структура научно-исследовательской деятельности и понятие готовности кэтой деятельности, и практическую часть в которой описывается применениесистемного подхода к организации научно-исследовательской работы в учебномзаведении.
Глава 1. Теоретическоеопределение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работыв высшей школе
В этой главерассказывается о понятии научного знания его значения внаучно-исследовательской деятельности. Подробно описываются методы эмпирическихи теоретических исследований, условия их применения и использования, методы иформы привлечения студентов к научному исследованию, которым относится курсовоеи дипломное проектирование. Рассматриваются элементы теории и методологиинаучно-технического творчества. Важным элементом научной деятельности являетсяготовность к этой деятельности, поэтому в работе рассматриваются уровниготовности и условия её формирования у студентов в высшей школе.
На данном этапе работынеобходимо дать определение научно-исследовательской деятельности. Рассмотретьметоды и формы эмпирических и теоретических исследований. Определить понятиеготовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формированиесредствами проблемного обучения. Это включает и определение уровней готовностии рассмотрение условий их формирования.
1.1 Научно-исследовательскаяработа студентов в высшей школе
В этом параграферассматривается основной понятийный аппарат всей работы, касающийсянаучно-исследовательской работы студентов. Необходимо рассмотреть основныепонятия и компоненты научно-исследовательской работы: «научно-исследовательскаяработа студентов », научное знание, методы исследования. Определить понятие иразобрать элементы научно-исследовательского творчества. Определить этапымышления по «добычи» научного знания. Рассмотреть все методы научного познанияи определить условия их использования.
1) Формы и методыпривлечения студентов к научному творчеству.
Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС)включает в себя два взаимосвязанных элемента:
1) обучение студентовэлементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
2) собственно научныеисследования, проводимые студентами под руководством профессоров ипреподавателей.
Руководство НИРС являетсяобязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов,аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС, возглавляемый ректором;на факультете – деканом; на кафедре – заведующим кафедрой. Главными задачамисоветов являются: оказание всесторонней помощи руководству вуза в созданииусловий для широкого участия студентов в научно-исследовательской,конструкторской и творческой работе; распространение положительного опытаорганизации научной работы студентов; методическое руководство работойнижестоящих советов; организация научно-технических конференций, выставок,конкурсов, смотров и др.
Формы и методыпривлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на НИР,включенную в учебный процесс, а также НИР, выполняемую студентами во внеучебноевремя. Учебно-исследовательская работа (УИРС) выполняется в отведенноерасписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательномпорядке каждым студентом. Основной задачей УИРС является обучение студентовнавыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомлениес реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.
К таким занятиямотносятся :
1) лекции по дисциплине«Основы научных исследований» (ОНИ);
2) практические илабораторные занятия с элементами научных исследований по дисциплине (ОНИ,Автомобили и др );
3) курсовое и дипломноепроектирование с элементами научных исследований, наличия внедрения в видеизготовленных стендов, установок, датчиков; публикаций статей, тезисовдокладов, изготовленных материалов на изобретения.
Основной формой научнойработы студентов, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов внаучных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научныхучреждений вуза по госбюджету и хоздоговорной тематике.
Формы творческой работыстудентов: студенческие КБ, проектные, технологические, исследовательские бюро(СКБ), научные и вычислительные центры, научно-производственные отряды.
2) Понятие научногознания
Знание – идеальноевоспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связяхобъективного мира. Функции знания – обобщенное разрозненное представление озакономерностях природы, общества и мышления; хранение в обобщенныхпредставлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основыпрактических действий. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знаниюназывают познанием, в основе которого лежит отражение объективнойдействительности в сознании человека в процессе его общественной,производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребностипрактики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. Отпрактики к теории и от теории к практики, от действия к мысли и от мысли кдействительности – такова общая закономерность отношений человека в окружающейдействительности.
Диалектика процессапознания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний ибезграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формойи объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбымнений, позволяющих путем логических доказательств и практической проверкиустановить истину. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижениюистинных знаний, верно отражающих действительность. Истинные знания существуютв виде законов науки, теоретических положений и выводов, учений, подтвержденныхпрактикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых.Поэтому истинное научное знание объективно. Научное знание может бытьотносительным и абсолютным. Относительное знание – неполное, абсолютное –полное. Непрерывное развитие практики исключает возможность превращения знанияв абсолютное.
Познание включает в себядва уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное познаниеобеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью.Элементы: изучение, восприятие, представление и воображение. Рациональноепознание способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерностиразвития. Форма – абстрактное мышление. Мышление – это опосредованное иобобщенное отражение в мозгу человека существующих свойств, причинных отношенийи закономерных связей между объектами или явлениями. Основной инструментмышления – логические рассуждения человека, элементы которых: понятия,суждения, умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая существенные инеобходимые признаки предмета или явления.
Бывают: общими,единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными иотносительными. По признаку отношений между понятиями их делят натождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные,противоречащие и противоположные.
Раскрытие содержанияпонятия называют его определением. В научном исследовании определения обычнозавершают процесс исследования, закрепляют те результаты, к которым ученыйпришел в своем исследовании. Без определения понятий возможно ложное толкованиемыслей автора исследования. Суждение – это мысль, в которой посредством связипонятий утверждается или отрицается что-либо; — это сопоставление понятий,устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками.Умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух илинескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение. По другомуумозаключение называют выводом, через который становится возможным переход отмышления к действию, к практике.
В процессе научногоисследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формированиепонятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных фактов; доказательствоправильности гипотез, суждений. Научная идея – интуитивное объяснение явлениебез промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, наосновании которой делается вывод. Гипотеза – это предположение о причине,которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемымифактами, то в науке ее называют теорией или законом. По мере уточнения иисправления гипотеза превращается в закон. Закон – внутренняя существеннаясвязь явлений, обуславливающая их необходимое закономерное развитие; выражаетопределенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальныхобъектов. Теория – система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторондействительности.
Структуру теорииформируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории ифакты. Аксиома – это положение, которое берется в качестве исходного,недоказуемого в данной теории. Теория слагается из относительно жесткого ядра иего защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс содержитвспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Теория является наиболееразвитой формой обобщенного научного знания.
3) Методы теоретических иэмпирических исследований
Метод — это способдостижения цели! Метод объективен, он является программой построения ипрактического применения теории. К общенаучным методам относятся: наблюдение,сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование,формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование,идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический,исторический и системный методы. Разнообразные методы научного познания условноподразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический,теоретический и метатеоретический. Методы эмпирического уровня: наблюдение,сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб иошибок и т.д. Методы эксперементально-теоретического уровня: эксперимент,анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический,исторический и логический методы. Методы теоретического уровня:абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция идедукция, аксиоматика, обобщение и т.д. К методам метатеоретического уровняотносятся диалектический иметод системного анализа.
Наблюдение – это способпознания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметови явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороныисследователя.
Сравнение — этоустановление различия между объектами материального мира или нахождение в нихобщего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощиспециальных устройств.
Счет – это нахождениечисла, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или ихпараметров, характеризующих те или иные свойства.
Измерение – этофизический процесс определения численного значения некоторой величины путемсравнения ее с эталоном.
Эксперимент – одна изсфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинностьвыдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
Обобщение – определениеобщего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующееобъекты данного класса.
Абстрагирование – этомысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов ивыделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
Формализация –отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственногоязыка (математики, химии и т.д.).
Аксиоматический метод –способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаютсябез доказательств.
Анализ – метод познанияпри помощи расчленения или разложения предметов исследования на составныечасти.
Синтез – соединениеотдельных сторон предмета в единое целое.
Индукция – умозаключениеот фактов к некоторой гипотезе
(общему утверждению).
Дедукция – умозаключение,в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знанияобщих свойств всего множества.
Аналогия – метод,посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основаниитого, что они имеют сходство с другими.
Гипотетический методпознания предполагает разработку научной гипотезы на основе изученияфизической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулированиегипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ,разработка теоретических положений.
Исторический методпознания предполагает исследование возникновения, формирования и развитияобъектов в хронологической последовательности.
Идеализация — это мысленное конструирование объектов, которые практическинеосуществимы.
Системные методы:исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теориямножеств и др.
4) Элементы теории иметодологии научно-технического творчества.
Творчество – мышление вего высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность,порождающая нечто качественно новое.
В частности, научноетворчество связанно с познанием окружающего мира. Научно-техническое творчествоимеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностейчеловека. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура.Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы:биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным длятворчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладаетрядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долгоудерживать его на каком-либо вопросе или проблеме.
Общая схема решениянаучно-технических задач:
1) анализ систем задач ивыбор конкретной задачи;
2) анализ техническойсистемы и разработка ее модели;
3) анализ и формулировкаусловий технической задачи;
4) анализ и формулировкаусловий изобретательской задачи;
5) поиск идей решения(принципа действия);
6) синтез новоготехнического решения.
На основе рассмотренного в данном параграфе можно сделать вывод о том,что научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы,который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечениекоторой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимыхдля полноценного исследовательского процесса. Сделан анализ методов познания.Определена структура научного знания, как последовательность этапов мышления ирассмотрение их функций. Таким образом, рассмотрев все компонентынаучно-исследовательской работы, можно переходить к рассмотрению следующегопараграфа.
1.2 Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельностисредствами проблемного обучения
В данном параграфе решается проблема осознанности и необходимостинаучно-исследовательской деятельности для студентов, и её положительное влияниена весь учебный процесс. Эта проблема освещается постановкой таких задач, какготовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Для этогонеобходимо, во-первых раскрыть структуру готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности, во-вторых рассмотреть условияформирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, атакже выявить сущность понятия научно-исследовательская деятельность.Необходимо раскрыть возможности проблемного обучения и его роль внаучно-исследовательской работе.
На современном этаперазвития системы высшего образования научно-исследовательская деятельностьстудентов приобретает все большее значение и превращается в один из основныхкомпонентов профессиональной подготовки будущего учителя. Это, прежде всего, обусловлено,тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнемсформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностныхкачеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности. Крометого, овладение учебными дисциплинами также требует от студентов владенияметодами научного познания и исследовательскими умениями.
Научно-исследовательскаядеятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность,творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить,что процесс исследования индивидуален и является ценностью как вобразовательном, так и в личностном смысле.
В связи с этим, будущийспециалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательскойдеятельности. А в свою очередь, готовность к научно-исследовательскойдеятельности позволит в дальнейшем в профессионально-педагогической работе и нанаучном уровне решать воспитательно-образовательные задачи.
В педагогической наукерассматривался вопрос готовности студентов к научно-исследовательскойдеятельности, однако на современном этапе развития общества необходимопереосмыслить имеющийся педагогический опыт с целью выявления новых,оптимальных путей формирования их готовности к научно-исследовательскойдеятельности, которые бы эффективно работали в современной социокультурнойситуации.
Недостаточно раскрытывозможности проблемного обучения в формировании готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности; мало исследованы вопросы о сущности иструктуре готовности к научно-исследовательской деятельности; не в полной мереразработаны условия для формирования готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности.
У большинства студентовпредставления о научно-исследовательской деятельности достаточно общие инеполные, кроме того, умения, соответствующие научно-исследовательскойдеятельности, практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно.Большинство студентов не осознает социальной и личностной значимостинаучно-исследовательской деятельности, 30 % студентов имеют низкий уровеньсформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, 70 % — средний уровень.
Недостатки теории ипрактики, а также состояние готовности студентов вуза кнаучно-исследовательской деятельности порождают противоречия:
1) между потребностьюобщества в педагоге, способном осуществлять исследовательский подход к организацииучебно-воспитательного процесса в школе и низком уровне готовности студентов косуществлению научно-исследовательской деятельности;
2) между необходимостьюформирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельностисредствами проблемного обучения и неразработанностью педагогических условий егореализации.
Формирование готовностистудентов к научно-исследовательской деятельности средствами проблемногообучения будет успешным, если:
3) реализуютсявозможности проблемного обучения, способствующие формированию у студентовпознавательного интереса, самостоятельности, творческой активности, стремленияовладеть исследовательскими умениями и навыками, составляющими основунаучно-исследовательской деятельности;
4) обеспечиваетсяформирование мотивации научно-исследовательской деятельности студентовпосредством структурирования и целенаправленного отбора учебного материала длясоздания проблемных ситуаций, организации субъект-субъектных отношенийпреподавателя и студентов, основанных на принципах взаимного доверия,соучастия, равноправного партнерства, диалога;
5) осуществляется активизациянаучно-исследовательской деятельности студентов на основе создания и разрешенияпроблемных ситуаций, способствующих «включенности» студентов в активную мыслительнуюдеятельность, направленную на расширение диапазона знаний о научномисследовании, на развитие логических форм мышления (анализа, синтеза,сравнения, обобщения и др.), приобретение первоначального опытанаучно-исследовательской деятельности;
6) предусматриваетсявключение студентов в деятельность по овладению исследовательскими умениями инавыками на основе оптимального сочетания традиционного и проблемного обучения.
Для выявления сущностипонятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности» обобщеныразличные точки зрения на ключевые понятия — «научно-исследовательскаядеятельность», «готовность».
Сущность понятиянаучно-исследовательская деятельность выявлялась на основе философского ипсихолого-педагогического анализа категории деятельность и представления ологике и этапах научного исследования. Это позволило сформулировать рабочееопределение научно-исследовательской деятельности: научно-исследовательскаядеятельностью студентов — это деятельность, связанная с поиском ответа натворческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Онавключает в себя следующие этапы: постановку проблемы; изучение теории,посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическоеовладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственныевыводы.
Структуранаучно-исследовательской деятельности представляет собой совокупностьвзаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов: мотив — совокупностьсоциально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предметисследования; цель — получение объективно нового знания о реальности иформирование способов действия по овладению этим знанием; объект — выделенныйдля изучения фрагмент материальной или духовной действительности; предмет — совокупностьустанавливаемых свойств объекта; процесс – последовательность действий,протекающих в соответствии с логикой научного исследования; продукт — объективно новое знание о действительности.
На основании анализапонятия «готовность», представлений сущности научно-исследовательскойдеятельности нами было сформулировано определение готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности, которая рассматривается нами какличностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающеемотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологическихзнаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать прирешении возникающих профессионально-педагогических задач.
На основаниисогласования структуры готовности и структуры научно-исследовательскойдеятельности определены следующие компоненты готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности: мотивационный, характеризующийсяосознанием значимости знаний о научно-исследовательской деятельности, наличиемположительного мотива к занятию научно-исследовательской деятельностью,личностного смысла в научно-исследовательской деятельности, удовлетворенностьюсобственной научно-исследовательской деятельностью; ориентационный, включающийв себя представления о логике и этапах научного познания, структуре научногоисследования, этапах научно-исследовательской деятельности, экспериментальныхосновах изучения физических явлений, способах получения и обработкирезультатов; деятельностный, определяющийся умениями планировать иреализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать слитературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования,выявлять противоречия, формулировать гипотезы, осуществлять подборсоответствующих средств (приборы) для проведения исследования, делать выводы;рефлексивный, предполагающий способность к самоанализу, объективной самооценке,самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению ихпричин
В соответствии сопределенными компонентами разработаны одноименные критерии: мотивационный,ориентационный, деятельностный, рефлексивный, а также параметрысформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:
Уровни сформированностиготовности студентов к научно-исследовательской деятельности:
1) высокий уровеньхарактеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности, интересомк изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности,удовлетворенностью от изучения дисциплины и собственной научно-исследовательскойдеятельности, владением базовыми знаниями относительно изучаемой дисциплины,умением анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать слитературой, владением логикой научного исследования, способностьюсамостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализоватьее, высокой познавательной активностью, адекватной самооценкой, способностьюанализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития);
2) средний уровеньхарактеризуется пониманием личностной значимости научно-исследовательскойдеятельности, поверхностным представлением о научно-исследовательскойдеятельности, несформированностью навыков научно-исследовательскойдеятельности, неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, неполным владениембазовыми знаниями и умениями, не всегда адекватной самооценкой, стремлением ксамообразованию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности);
3) низкий уровеньхарактеризуется неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, непониманиемсоциальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, малымпредставлением о научно-исследовательской деятельности, неумением работать слитературой, видеть проблему, выделять противоречие, неспособностьюсамостоятельно выстроить логику исследования, недостаточной удовлетворенностьюсобственной деятельностью, неспособностью к творческому решению задач,незначительной рефлексией своей деятельности, не всегда адекватной самооценкой,фрагментарным самоанализом, отсутствием стремления к саморазвитию исамосовершенствованию).
Установлено, что у 70 %студентов низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательскойдеятельности, а у 30 % — средний уровень. Полученный результат свидетельствуето недостаточной подготовленности студентов к научно-исследовательскойдеятельности и дает основания для разработки условий формирования готовности кнаучно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения.
Педагогические условияформирования готовности к научно-исследовательской деятельности средствамипроблемного обучения:
1) использованиевозможностей проблемного обучения в формировании готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности;
2) активизациюнаучно-исследовательской деятельности студентов на основе создания и разрешенияпроблемных ситуаций в учебном процессе;
3) взаимосвязьтрадиционного и проблемного обучения.
Для экспериментальногообоснования эффективности обозначенных условий в формировании готовности кнаучно-исследовательской деятельности были созданы контрольная иэкспериментальная группы. В контрольной группе обучение было традиционным, вэкспериментальной – с элементами проблемного. Равноценность сформированныхгрупп обосновывалась посредством критерия хи-квадрат. Эксперимент проводился набазе факультета технологии и профессионально-педагогического образованияБийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина впериод с 2004- 2007 гг. Всего в эксперименте участвовал 331 студент.
Для реализации первогоусловия анализировали сущность проблемного обучения на основании сравнительнойхарактеристики с традиционным обучением, что позволило определить основныефункции проблемного обучения и его структуру.
К функциям проблемногообучения относятся: формирование мотивации обучения; усвоение системы знаний испособов умственной деятельности; развитие познавательных и творческихспособностей; формирование навыков применения системы логических приемов илиотдельных способов творческой деятельности; формирование навыков применения усвоенныхзнаний в новой ситуации; формирование умений решать учебные проблемы;накопление опыта творческой деятельности, овладение методами научногоисследования, решения практических проблем.
При характеристикеструктуры проблемного обучения было выявлено, что в его основе лежит проблемнаяситуации, в основе которой, основой которой является противоречие, составляющеесодержательную сторону проблемы. Оно возникает из-за дисбаланса междутеоретической и практической информацией, избытком одной и недостатком другойили наоборот. Проблемная ситуация – это психологическое состояние студентов, аусловия появления проблемной ситуации создает преподаватель. Логика разрешенияпроблемной ситуации имитирует логику научного познания.
На основании анализасущности проблемного обучения были определены следующие его возможности вформировании научно-исследовательской деятельности:
1) Посколькунаучно-исследовательская деятельность носит творческий (продуктивный) характер,то целенаправленное ее формирование может происходить в процессе поисковойучебно-познавательной деятельности, являющейся, в свою очередь, ведущим видомдеятельности проблемного обучения.
2) Так как основаннаяфункция проблемного обучения – развитие процессов теоретического мышления(анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстракция, сравнение, аналогия), аэти процессы составляют основу умений научно-исследовательской деятельности, томы считаем возможным средствами проблемного обучения целенаправленноформировать готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.
3) Поскольку главное впроблемном обучении — создание проблемной ситуации, а динамичность проблемнойситуации обусловлена диалектическими законами развития, то в рамках разрешенияпроблемных ситуаций возможно формировать у студентов представления о логикенаучного познания и методологии научного исследования, что способствуетформированию ориентационного и деятельностного компонентов.
4) Так как проблемнаяситуация стимулирует познавательную активность и повышает интерес к процессуобучения, то посредством применения проблемных ситуаций возможно формированиемотивационного компонента готовности студентов к научно-исследовательскойдеятельности.
Выявленные возможностибыли использованы в формирующем эксперименте с целью формирования готовностистудентов к научно-исследовательской деятельности.
Для реализации второго изобозначенных нами условий формирования научно-исследовательской деятельностисредствами проблемного обучения проведено теоретическое исследованиевозможностей проблемной ситуации в активизации научно-исследовательскойдеятельности и на его основании было выявлено, что проблемная ситуация по своейпсихологической структуре представляет собой довольно сложное явление,включающее не только предметно-содержательную сторону (известное — данныеусловия задачи (вопросы, задания) и неизвестное (искомое), т.е. усваиваемыеновые знания и способы деятельности), но и мотивационную (познавательныепотребности студента), личностную (познавательные возможности студента).Предметно-содержательная сторона предполагает активную познавательнуюдеятельность субъекта по выявлению, осознанию затруднений и формулированиюпротиворечия.
Так как проблемнаяситуация стимулирует познавательные потребности студента, то в процессесоздания и разрешения проблемных ситуаций мы обеспечивали условия дляформирования познавательного интереса к научно-исследовательской деятельности ипотребности в ней.
В ходе совместногоанализа проблемной ситуации мы акцентировали внимание студентов на ихдеятельности, тем самым формируя представления о логике научного познания и техмыслительных процессах, которые ими задействованы. Такого рода совместнаядеятельность преподавателя и студента в ходе разрешения проблемной ситуацииспособствует активизации ориентировочного компонента научно-исследовательскойдеятельности.
В процессе разрешенияпротиворечий, лежащих в основе проблемной ситуации, студенты усваивают такиеприемы логического мышления, как умение анализировать, выделять главные ивторостепенные признаки явлений, процессов, устанавливать причинно-следственныесвязи между ними, выбирать то или иное суждение из нескольких возможных, делатьзаключение, оценивать его правильность, осуществлять перенос усвоенных знаний испособов деятельности в новые условия. Перечисленные процессы теоретическогомышления составляют основу умений научно-исследовательской деятельности.Следовательно, работа в условиях проблемной ситуации позволяет активизировать деятельностныйкомпонент готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
Предоставлениевозможности студентам самостоятельного анализа собственной деятельности на базесформированных представлений о ней позволяет активизировать рефлексивныйкомпонент научно-исследовательской деятельности.
Алгоритм созданияпроблемной ситуации включает в себя шесть этапов: поисковый, аналитический,подготовительный, определяющий, разрешающий, заключительный.
Поисковый этаппредполагает первичный отбор содержания учебного материала на наличиеобщенаучных противоречий, аналитический – выявление вопросов, на базе которыхвозможно создание проблемных ситуаций, подготовительный этап – созданиепротиворечий и формулирование проблем для внедрения в учебный процесс,определяющий – планирование предполагаемой деятельности студентов с целью созданияусловий для формирования деятельностного компонента (развития теоретическогомышления), разрешающий – прогнозирование возможностей разрешения проблемныхситуаций, методологический – организация анализа деятельности студентов назаключительном этапе занятия с целью формирования рефлексивного иориентационного компонента готовности студентов к научно-исследовательскойдеятельности.
На основании спецификиразных форм организации занятий (лекционное, практическое) и их возможностей в организацииучебного процесса для проблемного изложения с целью активизациинаучно-исследовательской деятельности была проведена классификация проблемныхситуаций:
1) проблемные ситуации,созданные преподавателем при изучении нового материала, результатом которыхявляется новое знание, сообщаемое преподавателем;
2) проблемные ситуации,возникающие при изучении нового материала и основанные на реальныхпротиворечиях науки (могут иметь и не иметь разрешения). Они способствуютактивизации ориентационного и мотивационного компонентанаучно-исследовательской деятельности, так как в процессе их создания иразрешения формируются представления о логике научного познания, умениянаучно-исследовательской деятельности, стимулируются познавательные потребностии интерес студентов к научно-исследовательской деятельности;
3) проблемные ситуации,возникающие в ходе рассуждения студентов. Результатом таких ситуаций являетсяформирование процессов теоретического мышления, (анализ, обобщение, синтез,конкретизация, абстагирование и др.), на базе которых осуществляетсяформирование умений научно-исследовательской деятельности, следовательно,активизируется деятельностный компонент готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности.
Выделенные проблемныеситуации способствуют активизации научно-исследовательской деятельности.
Для разработки третьегоусловия формирования научно-исследовательской деятельности был проведен анализнедостатков и достоинств традиционного обучения и тех направлений, по которым внастоящее время внедряются в вузы элементы проблемного обучения.
Существует предположениео необходимости взаимосвязи проблемного и традиционного обучения дляформирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.Такое предположение основывается на следующем:
1) посколькунаучно-исследовательская деятельность требует как необходимых знаний, так иумений навыков исследовательской действий, то целенаправленное ее формированиеможет происходить и в процессе усвоения «готовых истин» (традиционноеобучения), и в процессе поисковой учебно-познавательной деятельности(проблемное обучение);
2) поскольку главное впроблемном обучении – создание проблемных ситуаций, а основной задачейтрадиционного обучения является вооружение студентов системой знаний, умений инавыков, то мы считаем необходимым и возможным управлять созданием проблемныхситуаций на основе имеющихся знаний;
3) разрешение учебныхпроблем, вытекающих из проблемных ситуаций, можно осуществить, владея опорнымизнаниями и методами познавательной деятельности, которые, в свою очередь,формируются в процессе разрешения этих проблем и составляют основудеятельностного компонента готовности студентов к научно-исследовательскойдеятельности.
4) сочетание методовпроблемного и традиционного обучения,
позволяет наилучшим образомучесть специфику различных разделов
учебного материала;обеспечивает органическое единство репродуктивной и продуктивной познавательнойдеятельности студентов; вызывает и сохраняет у студентов познавательный интереск научно-исследовательской деятельности в течение всего срока обучения; позволяетобучаемым лучше раскрыть свои возможности и способности; позволяет формироватьумения анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, выстраивать логикурассуждений, формулировать выводы, видеть противоречия и др.; способствуетвыявлению наиболее рациональных для себя приемов овладения знаниями и способамидеятельности; создает условия для формирования представлений о процессетеоретического мышления и логике научного познания.
В качестве условий,существенно влияющих на взаимодействие (сочетание) проблемного и традиционногообучения, выделены следующие:
1) уровень знанийобучаемых о научно-исследовательской деятельности и фактические знания поизучаемой дисциплине;
2) уровень развития иподготовленности обучаемых (насколько они
владеют умениями, приемами,способами научно-исследовательской деятельности);
3) задачи обучения, выдвигаемыепреподавателем на каждом определенном этапе организациинаучно-исследовательской деятельности в рамках учебного процесса;
4) содержание и логикаучебного материала (чисто описательный
фактологический материал;вывод какого-либо закона на основе опытных фактов; решение какой-либоглобальной научной проблемы, стоящей перед человечеством», итогом которогоявилась фундаментальная теория; теоретический вывод какого-либо закона илизакономерности; опытные факты, подтверждающие или противоречащие известнымтеориям и т.д.);
5) лимит времени,отведенного на изучение данной учебной дисциплины.
Формирование готовностик научно-исследовательской деятельности на основе взаимосвязи традиционного ипроблемного обучения при различных формах организации занятий в вузе
Первое направление(через лекционные занятия)
Цель: формированиепредставлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формированиепредставлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикойнаучного познания, определение этапов научного исследования.Второе (черезпрактические занятия)
Цель: применениетеоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательскойдеятельности.
Задачи: формирование уменийанализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логикурассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делатьвыводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.Третье (черезлабораторные работы)
Цель: развитиеиндивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи: формированиепредставлений о целостном научном исследовании, формирование уменияосуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственныхмикро–исследований.
В рамках обозначенныхнаправлений раскрываются возможности разных форм организации учебнойдеятельности студентов в плане формирования компонентов готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности посредством взаимосвязи проблемного итрадиционного обучения.
Согласно направлениямосуществления взаимосвязи традиционного и проблемного обучения создана системачисто информативных лекций и лекций с элементами проблемного обучения, а такжесистема практических занятий с использованием проблемных ситуаций и проблемныхзадач, система семинарских занятий по формированию представлений студентов онаучно-исследовательской деятельности. Содержание семинарских занятий включаетвопросы методологического характера, определялась специфика и социальнаязначимость научного исследования на примере эволюции физических представлений омире. Для лабораторных занятий по разным разделам общей физики разработаныэкспериментальные задачи.
На основе сказанного вэтом параграфе дано представление о готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности. Определена структура готовностистудентов к научно-исследовательской деятельности. Выявлены условияформирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.Рассмотрены уровни сформированости готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности. Установлена роль проблемного обучения вформировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.Определено понятие «научно-исследовательская деятельность».
Глава 2.Практический пример организациинаучно-исследовательской работы в высшей школе
В данной главерассматривается практический пример организации научно-исследовательской работыв высшей школе. Всесоставляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской работыстудентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс,результативность которого определяется системным подходом к его организации.Рассматривается понятие системного подхода, рассмотрение целей и задач которыеставятся перед этой системой.
Необходимо решитьпроблему осуществления системного подхода. Рассмотреть структуру реализациисистемного подхода. Раскрыть структуру системного подхода – все составляющие отуправляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются.
2.1 Системный подход к организации научной работы студентов в условияхвысшей школы
В параграфе решается ряд задач, необходимых для всестороннегопредставления о системном подходе. Рассмотреть понятие и необходимостьсистемного подхода к организации научной работы студентов в условиях высшейшколы. Определить цели и задачи, которые решаются системным подходом. Решитьпроблему осуществления системного подхода. Рассмотреть структуру реализациисистемного подхода. Раскрыть структуру системного подхода – все составляющие отуправляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются. Такжерассмотреть методы и формы научной работы, которые используются в системномподходе.
Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни идеятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых куровню профессионализма выпускников высшей школы. Повсеместно наблюдается спросна высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи,прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональнойдеятельности, искать пути и средства самовыражения и самоутверждения в условияхпрактической, самостоятельной работы. Многие из разработчиков интересующей наспроблемы отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к творческомувыполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственныхвопросов. Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач, невсегда должная готовность к научной работе и владения ее методикой будущимипедагогами позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке педагогическихкадров все еще не полностью используется потенциал научно-исследовательскойдеятельности.
Рефлексивный подход кизучению состояния проблемы в теории и практике, ее актуальность предопределяютнеобходимость комплексного подхода к использованию потенциала научной работыстудентов в их профессиональной подготовке.
Все составляющие звеньяучебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентовпредставляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которогоопределяется системным подходом к его организации.
Под системным подходом мыбудем понимать такую организацию научной работы, при которой все ее компонентынаходятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекциирезультатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности,формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих емунестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационнымитехнологиями и методикой научной деятельности.
Системный подходпредусматривает определение целей и задач научной работы, создание концепции(основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики)подготовки будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности;определение структурных компонентов этой системы; установление характеравзаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативностинаучной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы;приемов рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей деятельности студентовв области научного поиска.
Осуществление системногоподхода носит поэтапный характер. В организации и проведении научной работы состудентами большое значение придается мотивационному, диагностическому,проективному, деятельному, рефлексивному и коррекционному этапам. Реализациясистемного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработкаконцептуальных положений, создание материальной и научно-методической базы; разработкаграфика научной работы в соответствии со спецификой факультета и границамиучебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов;включение их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельностьс учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.
Научная работа, какважное звено подготовки конкурентоспособного специалиста, должна заниматьведущее место в условиях высшего образования.
Задача высшей школысостоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов кучебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в томслучае, если с первых дней пребывания в высшей школе студент будет активноучаствовать в разнообразных формах научной работы, проводимых кафедрами,факультетами.
Успешность ирезультативность научной работы в первую очередь определяется созданием органовуправления, студенческого актива, который призван определить цель, задачи,основные направления научной деятельности, задачи, формы, методы и средства ихреализации.
Таким органом выступаетнаучно-методический совет (НМС), в состав которого входят по одномупредставителю от студентов и преподавателей от каждого факультета. В своюочередь на каждом факультете создан совет, объединяющий в себе представителейот каждого курса для организации и координации научной работы с учетомспецифики курса, уровня подготовки и опыта научной работы студентов. НМСзаседает один раз в месяц по заранее составленному плану, который составляетсяв конце мая каждого учебного года.
Научно-методический советопределяет содержание работы по годам обучения и по направлениям работы.Главная его цель: обеспечение условий для формирования личности будущегоспециалиста, способного и готового к научно-исследовательской деятельности.Научно-методический совет координирует научную работу факультетов, курсов,планирует общеуниверситетские мероприятия, направленные на формирование положительноймотивации и позитивного отношения студентов к научной работе.
Студенческий актив своиусилия сосредотачивает на общеуниверситетских мероприятиях, призванных убедитьстудентов в возможностях научной работы, в их профессиональном обогащении,повышении уровня их профессионализма конкурентоспособности. В последнее времябольшой интерес у студентов, аспирантов и преподавателей имеют брей-ринги.Брей-ринги проводятся ежегодно (конец ноября – начало декабря). Командысоставляются из студентов различных факультетов, аспирантов и преподавателей.Их цель: широкая пропаганда знаний, компетентности, интеллектуальной культуры,умения пользоваться знанием как средством творческой адаптации. Принимаяучастие в них, студенты убеждаются в том, что без знаний, широкого научногокругозора, информационной культуры и овладения методикой научной работы нельзястать настоящим профессионалом, конкурентоспособным специалистом. В здоровойконкурентной борьбе будущие специалисты учатся формулировать свои идеи,отстаивать их перед большой аудиторией, доказательно и в нестандартной формепоказывать их преимущество перед представителями конкурирующих сторон иобосновывать способы решения научных проблем.
В практике работы НМС поуправлению и организации научной работы студентов используются разнообразныеформы. Причем они дифференцируются с учетом содержания работы, спецификифакультета, курса обучения, уровня подготовленности и опытанаучно-исследовательской деятельности студентов.
Большое значениепридается проведению вузовских предметных олимпиад и конкурсов. Их цель:проверить уровень знаний и способности решать нестандартные задачипрофессиональной направленности. Конкурсы на лучшую научную работу проводятся вразнообразных формах выражения научного результата: реферат, научная статья,макеты, плакаты, компьютерные программы, творческие работы. Требования по ихпроведению определены в «Положении», где четко определены задачи конкурса, егосодержание, сроки, критерии оценки и формы поощрения победителей. Дляобъективной оценки результатов конкурсных работ из специалистов предметныхкафедр создаются комиссии экспертов по таким направлениям: литературно-языковедческие,естественно-математические, художественно-графически, психолого-педагогические.Конкурсные работы, занявшие призовые места рекомендуются на итоговуюнаучно-практическую студенческую научную конференцию, которая проводитсяежегодно в апреле. Лучшие работы публикуются в сборнике студенческих работ.
Широкое признаниеполучили научные семинары, руководят которыми ведущиеспециалисты, доктора наук,профессора. На кафедре педагогики Криворожского педагогического университетапостоянно действует семинар молодых педагогов-исследователей. В нем принимаютучастие аспиранты и студенты. Цель семинара состоит в овладении методикой итехнологией научного исследования, приобретение навыков общения икоммуникативной культуры. На заседаниях семинара студенты и аспирантыпоочередно выступают с докладами, вместе с руководителем семинара активнообсуждают подходы, методики, технологии решения интересующих научных проблем,первые научные результаты и теоретические обобщения. Молодые исследователиучатся работать с научной литературой, составлять методику исследования,анализировать собранные данные, делать выводы, оценивать находки и решениядругих исследователей.
Семинары выступаютхорошей школой подготовки аспирантов и студентов к научно-исследовательскойработе. Собранные материалы в ходе изучения и анализа научной литературы поизбранной проблеме, отработка методики и технологии исследования создают основудля участия студентов в научных конференциях. Подготовка к участию в этихконференциях служит хорошей школой научной работы студентов. Тематикаконференций определяется на основе опросов студентов, изучения их научныхинтересов, которые систематически проводятся студенческим активом факультетов иобобщаются НМС.
Комплексный подход корганизации научной работы предусматривает систематическую работу по развитиютворческих способностей студентов, вооружению их методикой научногоисследования, повышение их умственной культуры. Процесс подготовки студентов кнаучной работе будет результативным, если Студенты будут вовлечены вразнообразные формы научно-исследовательской деятельности. Становлениетворческой личности будет проходить успешно, если мотивировать познавательную инаучную деятельность студентов; создавать творческие группы с учетом научныхинтересов, способностей, возможностей и опыта научной работы студентов;обеспечить научно-исследовательскую базу; вооружать их методикой научнойработы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику научных результатов;поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решениинаучных проблем.
На этапе созданиятворческой лаборатории решались следующие вопросы: разрабатываются положение отворческой лаборатории; составлялся план работы лаборатории и состав творческихгрупп, определялись научные проблемы для разработки и пути решения их.Содержание работы творческой лаборатории охватывает актуальные педагогическиепроблемы для общеобразовательной и высшей школы. Формы и содержание работытворческих групп определяется с учетом специфики курса обучения студентов. Намладших курсах основной упор делался на развитие положительной мотивациистудентов, устойчивого интереса к научно-исследовательской деятельности.
Результативность научнойработы в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности во многомопределяется своевременным стимулированием (моральным и материальным). Вуниверситете продумана целая система поощрений студентов за успехи внаучно-исследовательской деятельности. Приказ о награждении готовится подокладной НМС, в которой дается мотивированное обоснование каждой кандидатуры,поданной активом групп. За победу в предметной олимпиаде, конкурсе научныхработ, лучшую статью или доклад, сообщение на научной конференции студентыполучают денежную премию, грамоту, благодарность. Награды вручаются на общемуниверситетском мероприятии. Приказ зачитывает председатель НМС, а вручаетграмоты, дипломы, премии и объявляет благодарности ректор или проректор понаучной работе университета. Результаты научной работы широко освещаются настраницах периодической печати университета, города и области. Гласность нетолько утверждает в правильности выбранного пути, но и способствует вовлечениюв разнообразные формы научной работы новых студентов. По итогам года ректориздает приказ о поощрении особо отличившихся в области научных исследованийстудентов и их научных руководителей.
В последнее время сталболее заметным и такой фактор научной работы как позитивное ее воздействие накачество учебной работы. К окончанию университета многие студенты имеют опытисследовательской работы, владеют методикой научной работы. Такие студенты призащите квалификационных работ рекомендуются в аспирантуру. Комплексный подход корганизации научной работы студентов в университете способствует качественномувыполнению социального заказа, позволяет удовлетворить потребность общества ввысококвалифицированных педагогических кадрах.
Рассмотрение данного параграфа помогло определить понятие и необходимостьсистемного подхода к организации научной работы студентов в условиях высшей школы.Выявились цели и задачи, которые решаются системным подходом. Рассмотрелипроблему осуществления системного подхода. Определили структуру реализациисистемного подхода. Расскрыли структуру системного подхода – все составляющиеот управляющих научной работой до студентов, которые ею занимаются. Такжерассмотрели методы и формы научной работы, которые используются в системномподходе.
Заключение
На основе рассмотренногов данной работе можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская работаэто сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационнойсферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и формнаучного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса.Сделан анализ методов познания.Определена сущность готовности студентовк научно-исследовательской деятельности, выявлены ее компоненты (мотивационный,ориентационный, деятельностный, рефлексивный), уточнено их содержание. Выявленывозможности проблемного обучения в формировании готовности студентов кнаучно-исследовательской деятельности: ориентация на потенциальные возможностиличности; формирование осознания студентами ценности и смысланаучно-исследовательской деятельности; превращение студента в субъектаисследовательской деятельности в процессе поиска путей разрешения проблемныхситуаций; создание образовательной среды, направленной на развитиепознавательного интереса и самостоятельности студентов; организациясубъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами. Определенопонятие и необходимость системного подхода к организации научной работыстудентов в условиях высшей школы. Выявились цели и задачи, которые решаютсясистемным подходом. Рассмотрели проблему осуществления системного подхода.Определили структуру реализации системного подхода. Раскрыли структурусистемного подхода – все составляющие от управляющих научной работой достудентов, которые ею занимаются.
Список литературы
1. Долговицкая Т.А. Основные виды исследовательскойподготовки учителя в современной высшей школе: сб. науч. тр. молодых ученых.Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т; ред. Т.Б.Гребенюк, С.М. Конюшенко. C.10-14. Библиогр.: с. 14 (5 назв.) 0,3 п.л.
2. Коточигова Е.В. Создание педагогическихситуаций, способствующих личностному и интеллектуальному развитию ребенка //Психология педагогической ситуации / Под ред. М.М. Кашапова. Ярославль, Яросл.гос. ун — т, 1996. С 86-92.
3 Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательскаядеятельность учащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование:материалы 9-й региональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25п.)
4. Коточигова Е.В. Особенности развитиятворческого педагогического мышления // Психология педагогического мышления:теория и эксперимент: сб. статей / Под ред. М.М. Кашапова. М.: ИП РАН, 1998.С.115- 117.
5. Коточигова Е.В. Оценка мышления педагогаобразовательного учреждения // Ярославский психологический вестник. Выпуск 2.Москва — Ярославль, Издательство «Российское психологическоеобщество», 2000. С.85 — 88.
6. Коточигова Е.В. Креативность как составляющаяпрофессионально важных качеств педагога // Повышение квалификациипедагогических кадров: Материалы межрегиональной научно — практическойконференции, посвященной 60 — летию ЯИРО / Под ред. Проф. Г.К. Селевко. — Ярославль: ЯИРО, 2000. С.69-73.
7. Коточигова Е.В. Развитие фантазии икреативности детей младшего
школьного возраста путем создания загадок //Формирование и развитие креативности и концептуального мышления дошкольника имладшего школьника средствами искусства и природы. Карачаевск, 2001. С.41 — 42.
8. Коточигова Е.В. Творческие аспектыпрофессионального педагогического мышления // Одаренные дети: теория ипрактика. Материалы Российской конференции (Москва, 28 — 30 марта 2001 г.)Дополнительный выпуск./ Под ред. В.И. Панова. М.: — Ярославль: ПсихологическийИнститут РАО — Ярославский Институт развития образования. 2001 г.С.182 — 194.
9. Лук А. Психология творчества.– М., 1978.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2000.
11. Горовая В.И., Антонова Н.А., Харченко Л.Н.Творческая индивидуальность учителя и её развитие в условиях повышенияпрофессиональной квалификации. — Ставрополь: Сервисшкола, 2005.
12. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.:Просвещение, 1993.
13. Пастарнак М.П. Педагогическое творчество.
14. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
15. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшейшколе: Методология,
цели и содержание, творчество. — М.: Академия,2002.
16. Яковенко И.М.Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога// Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып. 3 – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. –С.310-314.
17. Яковенко И.М.Педагогические условия стимулирования развития творческого потенциала студентовКГПУ // Материалы научн-практич. конференции – г. Петропавловск-Камчатский,Изд–во КГПУ, 2001. С.123 132.
18. Яковенко И.М.Педагогическая практика как творческое пространство для формированияпрофессиональных качеств будущего педагога. //Сбор матер научн–практич. конфер.преподавателей КГПУ “Проблемы профессионального образования” – г.Петропавловск- Камчатский, Изд-во КГПУ, декабрь 2001.С.89-106.
19. Никитина, Е.Ю. Новые подходы к преподаванию вВУЗе [Текст] / Ю.А. Никитин, Е.Ю. Никитина // Технолого–экономическоеобразование в ХХI веке: материалы 4-ой международной конференции – Бийск, 2005.– С. 43 -45 (0,19 п.)
20. Никитина, Е.Ю. Проблемная лекция как способактивизации познавательной деятельности студентов [Текст] / Е.Ю. Никитина //Фундаментальные науки и образование: материалы 1-й всероссийской конференции–Бийск, 2006. – С. 184 -186. – Библиогр.: с. 186 (0,19 п.)
21. Никитина, Е.Ю. Применение технологиипроблемного обучения при организации образовательного процесса в высшей школе[Текст] / Е.Ю. Никитина // Гуманизация образования в контексте системногоподхода: материалы 4-й всероссийской конференции – Бийск, 2007. – С. 266-269(0,19 п.)
22. Никитина, Е.Ю. Научно-исследовательская деятельностьучащихся [Текст] / Е.Ю. Никитина // Эвристическое образование: материалы 9-йрегиональной конференции – Ставрополь, 2006. – С. 87 -90 (0,25 п.)
23. Рябова Т.А. Подготовка к научно-педагогическимисследованиям в вузе / Т.А. Рябова // Педагогическое образование вКалининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества:материалы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию образования пед.фак., 19-20 дек. 2003 г. / Калинингр. гос. ун-т; ред. Е.И. Мычко, С.Г.Шпилевая, Е.В. Шахторина [и др.]. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. (Актуальныепроблемы подготовки специалистов педагогического профиля). C. 41-43. Библиогр.:с. 43 (3 назв.) 0,2 п.л.
24. Долговицкая Т.А. Основные видыисследовательской подготовки учителя в современной высшей школе / Т.А.Долговицкая // Проблемы педагогики средней и высшей школы: сб. науч. тр.молодых ученых. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. Вып. 1 / Калинингр. гос. ун-т;ред. Т.Б. Гребенюк, С.М. Конюшенко. (Проблемы обучения и воспитания школьникови студентов). C.10-14. Библиогр.: с. 14 (5 назв.) 0,3 п.л.