Реферат по предмету "Право"


Эмансипация несовершеннолетнего гражданина

Эмансипация несовершеннолетнего гражданина. Актуальность исследования. Политические и социально экономические перемены в нашей стране в последние годы коренным образом изменили роль человека в обществе. Человек, его права и свободы признаны высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Именно с человеком, его предприимчивостью и инициативой связываются экономическое благополучие, как страны, так и его самого. Провозглашенные

Конституцией РФ частная собственность, свобода предпринимательства создают реальную основу для созидательной деятельности человека, его самореализации. Общие конституционные положения, определяющие правовое положение граждан, нашли свою конкретизацию в отраслевых нормах права и в первую очередь в гражданском законодательстве, являющегося правовой основой рыночных экономических отношений. Определяя правовое положение гражданина как субъекта гражданских правоотношений, действующий

ГК РФ содержит целый ряд новых положений, ранее неизвестных не только советскому, но и русскому дореволюционному законодательству. Это, в частности относится к установленной возможности приобретения полной гражданской дееспособности гражданами, не достигших совершеннолетнего возраста. По общему правилу гражданская дееспособность, как и прежде, возникает с достижением гражданином восемнадцати лет. Однако при определенных условиях несовершеннолетний может приобрести полную гражданскую дееспособность

по достижении шестнадцати лет. Подросток приобретает полную дееспособность не автоматически, а только по решению органа опеки и попечительства или суда об объявлении его эмансипированным. Возможность признания подростка полностью дееспособным (эмансипированным) обусловлена, полагаем, целым рядом причин. Учитывается более быстрое физиологическое созревание подростков (акселерация), стремление подростков казаться старше, прибрести определенную независимость от опекающих их родителей.

Однако стремление подростков к экономической независимости вызвано также изменившимися социальными условиями. Кризис экономики сказался на всех сторонах жизни страны и общества. Вынужденная безработица миллионов взрослых побуждает их детей искать какой-то источник дохода. Платность внешкольного образования, недоступность для многих бесплатного высшего образования также способствует более раннему социальному взрослению подростков, стремящихся собственным трудом приобрести

экономическую свободу. Этому способствует возможность получения полной гражданской дееспособности, С правовой точки зрения эмансипированный подросток приравнивается к совершеннолетнему гражданину. В связи с эти возрастает его значимость как личности. Такой подросток признается достигшим такой социальной зрелости, которой обладает взрослый гражданин. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности развития подростка, устраняются препятствия равного

участия подростка в гражданских правоотношениях наряду со взрослыми. Одинаковое со взрослыми правовое положение эмансипированных подростков проявляется и в равной с ними ответственности за свои действия, что требует очень тщательного подхода к признанию подростков эмансипированными, поскольку не все они готовы взвалить на свои еще не окрепшие плечи вместе с самостоятельностью соответствующие ей обременения. В возникающих для несовершеннолетних, признанных эмансипированными, обременениях (в

частности, самостоятельной гражданско-правовой ответственности) заложено препятствие, которое могут преодолеть лишь подготовленные для этого подростки. Это обстоятельство должно побуждать лиц, принимающих решение об эмансипации подростка, тщательно относиться к выяснению всех обстоятельств. Необходимо учитывать то обстоятельство, что подростковый возраст имеет такие функциональные особенности, как повышенная возбудимость, неуравновешенность, раздражительность,

быстрая утомляемость. Для подростков характерна двойственность поведения. Отстаивая перед взрослыми свою позицию, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, подросток одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ожидает, что они обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Ошибка может быть чревата как для подростка, так и для других лиц, вступающих с ним в гражданские правоотношения.

Значимость эмансипации для подростка заключается, таким образом, в том, что «через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями».

Отсутствие жизненного опыта, умения вести дело, азарт, высокая степень подражательства все это факторы риска не только для подростка, но и для окружающих. Нередко угроза общественным устоям исходит не столько от самонадеянности подростка, сколько от взрослых, стоящих за его спиной и прикрывающихся им в «прокручивании» кредитов, аренды, особенно во взаимоотношениях с государственным сектором, где возможностей «спрятать концы» в современной практике куда больше, чем

в иной сфере предпринимательства Более того, очевидны и криминологические последствия досрочного объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным. Эмансипация подростков имеет значение и для общества. Признание за ним правового положения, соответствующего его социальной зрелости, способствует более ранней созидательной реализации им своих сил и способностей. Трудовая деятельность подростка, являющаяся необходимым условием эмансипации, отвлекает его от компаний

сверстников, ведущих неправильный, порой антисоциальный образ жизни. Лаконичность ст. 27 ГК РФ, предусматривающей эмансипацию, ( Прихожан A.M. Проблемы подросткового кризиса Психологическая наука и образование. 1997. 1. 82-83, 87 См.: Казарина А. Предпринимательство и несовершеннолетние: права и ответственность Законность. -1996. 4. 13) дает множество вопросов теоретического и практического характера.

В частности, отсутствует правовая регламентация процедуры объявления несовершеннолетнего эмансипированным органом опеки и попечительства. Отсутствуют рекомендации относительно тех требований, которым должен соответствовать подросток, желающий стать эмансипированным. Ничего не сказано о социальной зрелости такого подростка и относительно того, кто должен ее определять. Полагаться только на родителей в таком случае не всегда правильно.

Для некоторых родителей эмансипация ребенка может быть выгодной. Сегодня эмансипация подростков не носит массового характера. Такое положение объясняется тем, что трудовая и предпринимательская деятельность несовершеннолетних не стала обычным явлением российской действительности. Определенная категория молодежи, в частности проживающая в детских домах, приютах и интернатах*, безнадзорные

и беспризорные дети, дети, проживающие в зонах военных и межнациональных конфликтов, подростки, содержащиеся за различные правонарушения в воспитательных колониях, в местах лишения свободы, реально воспользоваться имеющейся у них возможностью быть эмансипированными не смогут. В подтверждение сошлемся на статистические данные по Центральному району Барнаула Алтайского края: на 3663 подростка в возрасте шестнадцати-семнадцати лет

на период с 1995 по 2002 г. было эмансипированно всего 38. Более того, сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. Сегодня отмечается рост сельской общей и зарегистрированной безработицы. См.: Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г.

568-р СЗ РФ. 2003 №46 Ст. 4532. Например, в Алтайском крае более 6 тысяч детей содержатся в детских домах, приютах и интернатах. Методы воспитания таких детей не позволяют полноценно подготовить их к самостоятельной жизни, так как у них нет необходимости и возможности работать, или заниматься предпринимательством. Букшина Светлана Владимировна. Эмансипация несовершеннолетних граждан по законодательству Российской Федерации : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.03 :

Новосибирск, 2003 185 c. РГБ ОД, 61:04-12/697 20. Имущественная обособленность и ответственность юридического лица. Баланс (смета) юридического лица. 30. Несостоятельность (банкротство) юридического лица: основания признания, порядок ликвидации и удовлетворение требований кредиторов. 40. Основные положения о дочерних и зависимых хозяйственных обществах.

50. Понятие и виды ценных бумаг. Порядок передачи прав по предъявительским, именным и ордерным ценным бумагам. 60. Недействительность сделок «с пороком воли» (совершенных под влиянием заблуждения обмана, насилия, угроз и т.п.). 70. Понятие, виды и принцип полного возмещения убытков. Критерии размера упущенной выгоды. 80. Приостановление, перерыв течения и восстановления срока исковой давности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :