Реферат по предмету "Финансы"


Финансовые результаты хозяйственной деятельности организации

--PAGE_BREAK--3.2.4. Учет затрат по ремонту основных средств
Для равномерного включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на проведение всех видов ремонта основных средств, предприятия могут создавать резерв средств (ремонтный фонд), исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых в ус­тановленном порядке самими предприятиями. Данное действие производится в соответствии с п. 10 Положения о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденного приказом Минфина РФ № 170 от 26.12.94.

Использование данного варианта обеспечивает бо­лее равномерное формирование себестоимости продук­ции на предприятиях со значительными затратами на периодически осуществляемый ремонт основных средств. Это позволяет избежать случаев реализации продукции по цене не выше себестоимости и, следова­тельно, необходимого доначисления налогов на добав­ленную стоимость, на прибыль, на пользователей авто­дорог, исходя из рыночных цен на реализуемую про­дукцию.

Вторым возможным вариантом учета затрат по ре­монту основных средств является их учет в составе расходов будущих периодов. Затраты по ремонту ос­новных средств, при этом варианте учета включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из ус­тановленного предприятием норматива, с отражением разницы между общей стоимостью ремонта и суммой, относимой по нормативу на себестоимость продукции (работ, услуг) в составе расходов будущих периодов, что также позволяет добиться достаточно равномерного формирования себестоимости.

Третьим возможным вариантом учета затрат являет­ся включение их в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, в котором были прове­дены ремонтные работы. Этот вариант учета затрат по ремонту основных средств наиболее прост. Он может применяться предприятиями при небольших затратах на ремонтные работы, не приводящих к значительным колебаниям себестоимости продукции, либо в тех слу­чаях, когда дорогостоящий ремонт основных средств планируется на период, в течение которого на предпри­ятии ожидается поступление значительной выручки от реализации продукции. В последнем случае включение затрат на ремонт основных средств в себестоимость продукции позволит снизить налогооблагаемую при­быль и, следовательно, налог на прибыль предприятия.


3.2.5. Способы группировки и включения затрат в се­бестоимость реализованных товаров, продукции (работ, услуг)
Законодательством РФ разрешены два способа группировки и включения затрат в себестоимость реа­лизованных товаров, продукции, работ, услуг: традици­онный способ формирования полной себестоимости продукции и способ прямого счета – «директ-костинг».

а) Традиционный способ. Суть традиционного способа состоит в ежемесяч­ном определении полной фактической себестоимости продукции, работ, услуг путем группировки всех рас­ходов, связанных с производством соответствующей продукции, по способу включения в себестоимость от­дельных видов продукции, работ, услуг. Данный при­знак группировки расходов предусматривает их деле­ние на прямые и косвенные.

б) Способ «директ-костинг». В соответствии с законодательством РФ этот способ может применяться в РФ с 01.01.96. Напомним, что в основе этого способа лежит группировка затрат в зависимости от объема производства продукции, вы­полнения работ, оказания услуг.

Система “директ-костинг” является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния предприятия. Наиболее важные аналитические возможности системы “директ-костинг” следующие:

·                     оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;

·                     определение цены на новую продукцию;

·                     просчет вариантов изменения производственной мощности предприятия;

·                     оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;

·                     оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования и др.

Для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по различным признакам. Сущностью системы “директ-костинг” является разделение затрат на производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства:

·                     затраты на сырье и материалы;

·                     заработная плата основных производственных рабочих;

·                     топливо и энергия на технологические цели;

·                     другие расходы непосредственно связанные с производством продукции, а потому пропорциональные ее объему.

В зависимости от соотношения темпов роста объема производства и различных элементов переменных затрат последние, в свою очередь, подразделяются на:

·                     пропорциональные,

·                     прогрессивные,

·                     дигрессивные.

К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства:

·                     арендная плата,

·                     проценты за пользование кредитами,

·                     начисленная амортизация основных фондов,

·                     некоторые виды заработной платы руководителей предприятия, фирмы и другие расходы.

Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы “директ-костинг”.

Способ «директ-костинг», по существу, основан на вычитании из выручки от реализации переменных (условно-переменных) затрат и определении валовой маржи прибыли, которая отличается от реальной прибыли на величину постоянных затрат. С помощью способа «директ-костинг» происходит сближение целей бухгалтерского (финансового) и производственного (управленческого) учета, поскольку этот способ широко используется в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятий и имеет следующие преимущества:

1.позволяет избежать сложных расчетов по распреде­лению постоянных затрат между раз­личными видами продукции;

2.позволяет списать все постоянные затраты в теку­щем отчетном периоде и, как следствие, уменьшает налог на прибыль в отчетном периоде за счет уменьшения величины прибыли от реализации на сумму постоянных затрат по сравнению с традиционным способом группировки и списания затрат по мере реализации продукции;

3.позволяет оценить остатки продукции, не выпол­ненных работ, не оказанных услуг по условно-переменным затратам, что уменьшает предприни­мательский риск при отсутствии реализации в бу­дущем периоде.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2.6. Методы определения выручки от реализации то­варов, продукции, работ, услуг в целях налогообложения

До конца 1995 г. законодательством РФ разреша­лось использование двух методов определения момента реализации и финансового результата как для целей учета, так и для целей налогообложения:
1. по моменту оплаты товаров, продукции, услуг («кассовый метод»);
      2. по моменту отгрузки товаров, продукции, выпол­нения работ, оказания услуг и предъявления покупате­лям (заказчикам) расчетных документов (метод «начис­ления»).

С помощью этих методов в бухгалтерском учете производилась оценка наличия и состояния дебитор­ской задолженности предприятия. Причем «кассовый» метод обеспечивал оценку дебиторской задолженности по фактической себестоимости, а метод «начисления» — оценку по ценам реализации. Выбор предприятием ме­тода учета выручки от реализации зависел от условий хозяйствования и характера заключаемых договоров.

В 1996 г. произошло изменение порядка определе­ния выручки от реализации, в соответствии с которым в целях учета используется только один возможный ме­тод определения момента реализации и финансового результата — по моменту отгрузки и предъявления по­купателям (заказчикам) расчетных документов, то есть метод «начисления».

Исключение оговорено для случаев, когда догово­ром поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распо­ряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели на пути от организации к покупа­телю (заказчику).

В то же время, в целях налогообложения предпри­ятиям разрешено определять выручку от реализации, как по моменту оплаты, так и по моменту отгрузки то­варов, продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Метод определения выручки от реализации в целях учета и налогообложения устанавливается предприяти­ем на длительный срок исходя из условий хозяйствова­ния и заключаемых договоров. Цели налогообложения включают расчет следующих налогов:

·         налога на прибыль;

·         налога на добавленную стоимость:

·         налога на пользователей автомобильных дорог;

·         налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы,

·         других налогов, базой для расчета которых является выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг).

Таким образом, если предприятие в приказе об учетной поли­тике на текущий год объявило метод «начисления» для опре­деления выручки от реализации в целях налогообложе­ния, то у этого предприятия данные учета совпадают с налогооблагаемой базой, и вопросов по определению выручки от реализации в целях налогообложения не возникает.

В ином положении оказывается предприятие, кото­рое в учетной политике на текущий год объявило «кассовый» метод для определения выручки от реализации в целях налогообложения, поскольку у этого предприятия воз­никает несоответствие между данными учета и налогооблагаемой базой.

Данное предприятие должно рассчитать две величи­ны выручки от реализации: одну — непосредственно для целей учета и оценки финансового результата, опреде­ляемую методом «начисления», и вторую — для целей налогообложения, которая получается путем корректи­ровки первой величины.

Кроме того, для целей налогообложения должен быть откорректирован и сам финансовый результат, представляющий собой прибыль от реализации, по­скольку этот показатель используется в расчете налога на прибыль.

Корректировка выручки от реализации и финансо­вого результата для получения налогооблагамых баз производится в несколько этапов:

1)      рассчитывается выручка от реализации по опла­ченной продукции «кассовым» методом или по формуле:

TRк= Qон + Qoп– Qoк, где

TRк– выручка от реализации, рассчитанная «кассовым» методом; Qон – стоимость остатка отгруженной, но не оплачен­ной продукции на начало отчетного периода; Qoп– стои­мость всей отгруженной продукции за отчетный пе­риод; Qoк— стоимость остатка отгруженной, но не опла­ченной продукции на конец отчетного периода;

2)      рассчитывается подлежащая взносу в бюджет в отчетном периоде откорректированная величина нало­гов, базой для расчета которых является выручка от реализации (налога на добавленную стоимость, налога на пользователей автодорог, налога на содержание жи­лищного фонда и объектов социально-культурной сфе­ры), по формуле:

T= TRкк×t, где

TRкк– откорректированная выручка от реализации, рассчитанная «кассовым» методом; t — ставка соответст­вующего налога;

3)      рассчитывается откорректированная величина финансового результата (Фr) по формуле:

Фr= Фf×

TRк

 , где

TRн

Фf— финансовый результат, полученный на основе дан­ных финансового учета; TRк — выручка от реализации, оп­ределенная «кассовым» методом; TRн — выручка от реализа­ции, определенная методом «начисления».

При этом существуют и подлежат обязательному учету две разницы:

·         разница между величиной налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащего получению от поку­пателей за реализованные товары, продукцию, рабо­ты, услуги, и его величиной, подлежащей перечис­лению в бюджет по расчету;

·         между финансовым результатом (прибылью от реа­лизации), полученным на основе данных учета, и финансовым результатом (прибылью от реализа­ции), откорректированным для целей налогообло­жения в данном отчетном периоде;

Если на предприятии имеется значительная деби­торская задолженность, то ему следует в целях налогообложения объявить в учетной политике «кассовый» метод определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это значительно сэкономит оборотные средства в текущем отчетном периоде. При­чем, экономия будет не только по налогу на прибыль, но также и по налогу на добавленную стоимость в час­ти стоимости товаров (работ, услуг), не освобожденных от НДС.

4. Контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия

4.1. Цели контроля результатов деятельности предприятия

Усиление конкуренции на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обусловливают новые требования к системе внутреннего контроля предприятия. В современных условиях внутренний контроль на предприятии должен присутствовать на всех уровнях управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия.[4]

Контроль должен быть направлен на обеспечение основных показателей эффективности на всех этапах управления предприятием. В связи с этим целью контроля на предприятии является выявление возможных отклонений запланированных показателей, установление причин этих отклонений и разработка мероприятий по их устранению.

Анализ деятельности ряда российских предприятий показал, что при построении системы контроля на предприятии рекомендуется устанавливать трехэтапный контроль: предварительный, текущий, итоговый. Установление трехэтапного контроля обусловлено необходимостью повышения адаптивности предприятия к изменениям внешней и внутренней среды, в том числе и за счет контроля как функции обратной связи не только за весь цикла управления, но и на каждом его этапе (рис. 3).



Рис. 3. Место контроля в цикле управления предприятием

Это позволит существенно усилить оперативность управляющих воздействий на корректировку целей предприятия и адаптацию планов к изменяющейся ситуации.

4.2. Задачи контроля результатов деятельности предприятия

Для достижения поставленной цели контроля необходимо сформировать задачи контроля на предприятии применительно к этапам цикла управления.

На этапе предварительного контроля осуществляется контроль:

·         процесса формирования целей (правильность выбора целей, проверка их на обоснованность и согласованность между заинтересованными лицами и группами, адекватность соответствия количественных показателей степени достижения поставленных целей и т.д.);

·         ограничений, используемых при постановке целей; прогнозов, необходимых для постановки целей;

·         планов (обоснованность плановых заданий, проверка планов на полноту и согласованность, превращение плановых величин в контролируемые, установление допустимых границ отклонений контролируемых величин, реалистичность, адаптивность и т. д.).

Контроль планированияпозволяет оценить и повысить качество составления плана. Оценивая плановые величины, можно оценить реальность плана и реальность рассматриваемых при его разработке условий, ситуаций, при которых он составлялся (степень устойчивости предприятия на рынке, динамика цен, степень спроса на продукцию и т. д.), а также возможные ошибки при составлении плана. При этом помимо неточности оценок возможных ситуаций могут быть и другие причины отклонений от плана, например ошибки в расчетах, неоднородность содержания планируемых и фактических показателей и т. д. Выявление данных причин позволит усовершенствовать сам процесс планирования и скоординировать планы с реальной действительностью. Чем раньше будет зафиксировано изменение ситуации, тем раньше можно актуализировать планы, соотнести их с действительностью.

Контроль реализации поставленных целей и задач позволяет выявить возможные ошибки и недостатки в управлении и предложить меры по их устранению.

На этапе итогового контроля деятельности предприятия подводятся итоги в целом по предприятию по достижению поставленных целей и разрабатываются мероприятия по ликвидации возможных отклонений в будущем.

Таким образом, в широком смысле функция контроля содержит в себе анализ и измерение количественных и качественных характеристик (показателей) деятельности предприятия, а также выявление причин отклонений контрольных величин от плановых, с тем чтобы повысить адаптивность предприятия к появлению возможных неблагоприятных ситуаций.
4.3. Модель контроля результатов деятельности предприятия

С учетом сделанных замечаний модель контроля в рамках системы управления предприятием целесообразно представить в виде рис. 4.





Рис. 4. Модель организации контроля

Основными элементами модели системы контроля являются:

·         объекты контроля — планы и бюджеты предприятия и его структурных подразделений;

·         предметы контроля — показатели поступлений и расходов, изменения статей баланса, системы показателей, характеризующих деятельность предприятия в целом или по отдельным направлениям, и т. д.;

·         субъекты контроля — руководство предприятия и его структурных подразделений, менеджмент предприятия, осуществляющий контроль за соблюдением бюджетов;

·         технология контроля бюджетов — процедуры контроля и их порядок реализации, необходимые для выявления отклонений контролируемых показателей и величин от плановых.

Данная модель контроля должна опираться на информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные). Трудоемкость сбора реальной информации о финансово-хозяйственной деятельности зависит от наличия автоматизированной бухгалтерии, развитости информационных технологий в целом.

4.4. Общая схема технологии контроля результатов деятельности предприятия

Технологически в наиболее общем виде процесс контроля включает в себя выполнение мероприятий, представленных на рис. 5.



Рис. 5. Технологическая схема процесса контроля
4.4.1. Определение контрольных показателей и величин

При определении контрольных величин следует ответить на два важнейших вопроса: сколько и какие показатели и величины должны контролироваться.

Менеджменту следует попытаться найти приемлемый подход к определению рационального количества показателей, назначаемого персонально менеджеру для контроля. Несмотря на то, что выбор числа показателей во многом зависит от качественного анализа деятельности предприятия (подразделения), можно указать верхний предел их числа. Данная задача может решаться на основе типологических группировок.[5] Расчеты показывают, что для интегральной оценки состояния предприятия (подразделения) можно обойтись не более чем 4—5 показателями.

Для оптимизации структуры контролируемых показателей внутри интегральных показателей целесообразно использовать метод АВС—анализа, в основе которого лежит принцип Парето.

Например, проведенный анализ структуры затрат фабрики фотопечати «Экспертфото» (табл. 1) выявил 10 интегральных видов затрат (показателей), из которых по методу АВС—анализа рекомендуется оставить 4 контролируемых показателя: затраты на производство, хранение сырья, сортировка готовой продукции и получение заказа, дающих более 90% затрат.

Таблица 1

Структура затрат фабрики фотопечати «Экспертфото»[6]

Виды затрат по процессам

В % к общему количеству затрат

Группа, к которой относятся затраты

1. Производство

78

А

2. Хранение сырья

9

В

3.Сортировка готовой продукции

3

В

4. Получение заказа

3

В

5. Доставка заказа

2

С

6.Взаиморасчеты с покупателями

2

С

7.Взаиморасчеты с поставщиками

1

С

8. Поставка сырья

1

С

9. Оплата заказа

0,5

С

10. Оплата сырья

0,5

С

Всего

100

 


4.4.2. Выявление отклонений

Следующим шагом в технологии контроля является выявление отклонений. Определение отклонений помогает выявить области эффективности или неэффективности всей деятельности или отдельных областей и функций организации.

Источником информации о фактических значениях и отклонениях контролируемых показателей и величин служит учетная система предприятия, а источником данных о плановых значениях — система планов и бюджетов предприятия. Достаточно трудоемко, да и нецелесообразно выявлять причины всех отклонений. Объектом анализа должны стать лишь те отклонения, которые существенно влияют на достижение поставленной конечной цели.

После проведения анализа причин отклонений возможны следующие основные варианты действий (рис. 6):



Рис. 6. Динамика изменения контролируемого показателя

а) решение по анализу отклонений принимается только после установления факта выхода контролируемого показателя за пределы отклонений [Xmin / Xmax]. В связи с этим возможен вариантный подход к планированию;

б) решение по анализу причин отклонений принимается только после установления устойчивой тенденции (прогноза) изменения контролируемого показателя в сторону выхода за пределы одной из контролируемых границ Xmax или Xmin. В этом случае целесообразен адаптивный подход к планированию деятельности предприятия;

в) решение по анализу причин отклонений принимается по некоторым, менее важным, показателям только после выхода контролируемого показателя за пределы отклонений [Xmin / Xmax], а по другим, более важным, — только после установления устойчивой тенденции изменения контролируемого показателя в сторону одной из контролируемых границ в результате произведенного прогноза.

Для этого случая желателен адаптивно-ситуационный подход к планированию деятельности предприятия.

Использование того или иного из приведенных вариантов зависит от конкретной ситуации, складывающейся на предприятии. Если задержка по времени с рассмотрением причин отклонений не так важна, то, наверно, вариант а) будет более предпочтителен, чем другие, так как не требует применения достаточно сложных и дорогостоящих методов прогнозирования. И наоборот, если задержка по времени с выявлением причин отклонений крайне нежелательна, то более предпочтительным будет вариант б).

Естественно, что вариант в) более универсален, так как в соответствии с ним вся совокупность показателей разбивается на две группы: менее и более важные, решения по которым принимаются индивидуально. Достоинством такого подхода является также и то, что анализ причин отклонений и разработка мероприятий по ликвидации отклонений осуществляются заранее. Однако использование этого варианта затруднено, если на предприятии неразвита информационная база о его состоянии и отсутствуют отработанные методы прогнозирования изменения показателей.

Каждый показатель верхнего уровня является функцией показателей низшего уровня. Отклонение величин нижнего уровня пирамиды — объяснение отклонения величины другого — ближайшего высшего уровня. Расщепление ключевых показателей на факторы (множители), их составляющие, позволяет определить и дать сравнительную характеристику основных причин, повлиявших на отклонение того или иного частного показателя и предъявить требования к величине его отклонения. Кроме того, пирамидальная структура показателей и их отклонений позволяет оперативно получать и доводить информацию о достигнутых показателях в каждом подразделении до вышестоящего руководителя и принимать соответствующие меры.

Используя идею пирамидальной структуры показателей, можно рассмотреть порядок ее построения на примере двухуровневой системы контроля показателей и их отклонений (рис.7).



Рис. 7. Схема контроля показателей по уровням управления


4.4.3. Анализ отклонений

Анализ отклонений — это своего рода подсистема раннего предупреждения нежелательных отклонений фактических показателей и величин от запланированных. Его задача заключается в том, чтобы выявить причины появления таких отклонений в деятельности предприятия, оценить их значение для будущего и выработать соответствующие корректирующие меры.

Причем следует различать анализ, ориентированный на прошлое, и анализ, ориентированный на будущее.

Причины возможных отклонений можно разделить на две основные группы:

·         первая группа причин относится к ошибкам относительно прогнозирования состояния внешней среды предприятия при реализации процесса планирования, в частности относительно поведения потребителей и конкурентов;

·         вторая группа причин скрыта во внутренней среде предприятия и связана с «промахами» в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности с определением нормативов расхода сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции.

Подобные причины должны выявляться в процессе постоянного действующего контроля за исполнением планов и бюджетов и на их основе разрабатываться соответствующие предложения и мероприятия по выводу предприятия на запланированные показатели или по корректировке самих показателей.

Таким образом, в данном разделе моей курсовой работы мы рассмотрели цели, задачи и модель контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы минералогии гипергенеза
Реферат «Методы активного обучения на уроках экономики как средство формирования социальной компетентности учащихся»
Реферат Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса контроля
Реферат Организация и планирование ОКР
Реферат Путь развития Колумбии
Реферат Предупреждение травм на спортивных занятиях
Реферат Техногенные чрезвычайные ситуации, классификация
Реферат Источники налогового права 2
Реферат Дослідження трифазної системи при з’єднанні споживачів зіркою
Реферат Тематические праздники как явление современной городской культуры на примере города Ростова-наДону
Реферат Сущность и функции кредита
Реферат Методы управления банковскими рисками
Реферат Белая куропатка
Реферат Болиды и метеоры
Реферат Теория элит Вильфредо Парето