ПЛАН
Сущность и функции финансов
Государственные финансы
Финансы предприятий
Сущность и функции финансов
Финансы — историческая категория, возникшая на определенном этапе развития товарно-денежных отношений. Появление финансов обусловлено возникновением государства и связано с тем, что государство уже на заре своего становления выполняло ряд общественно-политических и экономических функций, таких, как охрана границ и общественного порядка, постройка и содержание общественных зданий, ведение войн и обеспечение дипломатических миссий и т.д. Понятно, что для выполнения данных функций были необходимы определенные ресурсы. Эти ресурсы государство аккумулировало в форме сборов (налогов), первоначально взимаемых в натуральной, а позднее в денежной форме. Исторически этот период приходится на XIII – XV вв.
Термин «финансы» происходит от латинского глагола «finare», что означает «окончить, урегулировать спор (обычно денежный)». Отсюда затем «financia»- «обязательная уплата денег или денежный платеж вообще». С XVII века термин «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами государства. Современная наука обычно ассоциирует финансы с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях или о перечислении налоговых платежей в доходы бюджетов различного уровня, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Однако это движение само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.
Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений является создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Обычный воспроизводственный процесс может обеспечиваться только в результате первичного распределения прибавочного продукта и направления его на восполнение израсходованной части средств производства и стоимости рабочей силы. Такой кругооборот фондов в состоянии обеспечиваться без участия государства, т.е. прибавочный продукт, а не государство, является основой и началом возникновения финансов.
Таким образом, историческими условиями возникновения финансов являются, во-первых, товарное производство, во-вторых, опосредование товарного производства денежными отношениями, в-третьих, наличие процесса первичного распределения созданного валового внутреннего продукта (ВВП).
Объективный характер финансовых отношений с государством носит уже вторичный, перераспределительный характер, связанный с выполнением государством своих функций. Прибавочный продукт в данном случае является объектом формирования централизованных денежных фондов денежных ресурсов государства.
Можно выделить период возникновения всех финансовых отношений и момент возникновения государственных финансов. Период возникновения финансов вообще связан с возникновением товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости ВВП (возмещая стоимость израсходованных средств производства, выплачивая работникам заработную плату и получая прибавочный продукт).
Возникновение государственных финансов является новым историческим этапом в развитии финансов, его следует рассматривать как перераспределительный процесс уже созданного в материальном производстве прибавочного продукта, без которого невозможны никакие иные перераспределительные процессы.
Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:
— экономические денежные отношения, определяющие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий;
— экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства.
Современное определение финансов можно сформулировать следующим образом.
Финансы – это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных доходов в форме фондов денежных средств у государства, субъектов хозяйствования и населения.
Финансы – категория стоимостная; ближе всего она находится к категории денег. Однако деньги и финансы – это не одно и то же. Деньги являются обязательным условием существования финансов.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Следует заметить также, что не все денежные отношения являются финансовыми. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их относить к сфере функционирования финансов.
На второй стадии движения стоимость в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других), или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму с денежной на товарную.
Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости; на третьей двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.
На третьей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, выступающим посредником обменных актов (ТД и ДТ); во-вторых, ценой, на основе которой происходит количественное соизмерение обменивающихся стоимостей, находящихся в разных формах товарной и денежной. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
Однако и этого признака недостаточно для полной характеристики сущности финансов, т.к. распределительными категориями являются также кредит, цена, заработная плата.
В отличие от других категорий распределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы, выступая материальными носителями финансовых отношений, позволяют выделить финансы из всей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Важным фактором, характеризующим финансы, является то, что использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает преимуществами по сравнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.
Еще одной характеристикой финансов является двойственный характер данной категории. С одной стороны, будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису. Формирование чистого дохода как части совокупного продукта, отражающей финансовые отношения, явление объективное, ибо без него немыслимо расширенное воспроизводство. С другой стороны, распределение и перераспределение чистого дохода носит субъективный характер и зависит от понимания властными структурами государства экономических законов развития общества, что может замедлить или ускорить развитие экономики.
Итак, к общим признакам, позволяющим определить сущность и место финансов в системе производственных отношений, относятся:
исторический характер финансовых отношений;
наличие обширной сферы товарно-денежных отношений;
единая абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения валового внутреннего продукта;
существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства;
выражение распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства;
относительная самостоятельность на стадии распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода (НД), когда происходит раздвоение и разделение его стоимостной и вещественной форм, образуются доходы и накопления, создаются денежные фонды без соответствующего вещественного эквивалента, основой которых является чистый доход общества;
денежные отношения по поводу распределения и перераспределения, главным образом, чистого дохода общества, и на этой основе образования и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования в соответствии с их объективными потребностями;
двойственный характер финансов, принадлежащих одновременно к экономическому базису и надстройке общества.
Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение. Финансы — это система денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных фондов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между различными хозяйствующими субъектами в сфере распределительных отношений (получение дивидендов по акциям другого предприятия, приобретение ценных бумаг другого предприятия и т.п.); предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.--PAGE_BREAK--
Сущность финансов проявляется в их функциях. Применительно к экономической категории функции означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. Функции показывают, каким образом регулируется общественное назначение этой категории.
Финансы являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения. Их назначение состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость ВВП, выраженную в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и государством. Следовательно, первой функцией финансов является распределительная функция.
Объектами действия распределительной функции выступают стоимость ВВП, а также часть национального богатства (принявшего денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и т.п., формируется амортизационный фонд и другие.
Субъектами при финансовом методе распределения выступают предприятия, граждане, государство, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.
Финансы участвуют и в первичном распределении стоимости общественного продукта, и в перераспределении. С их помощью распределительный процесс протекает во всех формах общественной жизни: в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный и местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения: внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Эти виды распределения обслуживаются разными видами звеньев финансовой системы: финансами предприятий, ассоциаций, бюджетами и внебюджетными фондами.
Итак, общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении стоимости ВВП в денежной форме в целях обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых, в создании финансовой основы функционирования государства и всей экономической системы любой общественно-экономической формации.
Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса.
Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. Распределение финансовых ресурсов предполагает предварительное планирование, определение конкретных субъектов, объемы и сроки осуществления, целевое использование денежных ресурсов и закрепление в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, условия платежей в бюджеты, финансирования из бюджета и др. Именно контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает, в свою очередь, содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов. То есть контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым – воспроизводственный процесс. Таким образом, существует еще и третья функция финансов – регулирующая.
Регулирующая функция финансов проявляется на всех уровнях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.
Государственные финансы
Дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы'' является понятие финансовой системы.
Финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. При всей качественной однородности финансовых отношений они, тем не менее, различаются между собой, имеют специфические особенности формирования и использования денежных фондов. Учитывая отличия различных звеньев внутри целого и их взаимосвязь, можно определить финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Основными принципами выделения подсистем (сфер и звеньев) финансовой системы являются:
наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;
характер деятельности субъекта, его роль, в общественном производстве;
состав, назначение, порядок формирования и использования фондов денежных средств данного субъекта;
единство и взаимодействие подсистем, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимосвязанностью их финансовых планов и балансов.
В соответствии с изложенными принципами в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий; государственные финансы; местные финансы.
Финансы предприятий — это денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования. Финансы предприятий составляют основу финансов. Именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данной сферы финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.
Финансы предприятий состоят из трех звеньев: финансов предприятий материального производства, финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы и финансов общественных объединений.
Главенствующую роль занимают финансы первого звена, т.к. именно здесь создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых посредством налогов направляется на формирование доходов государства.
Государственные финансы — это система денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности. Государственные финансы включают в себя бюджет государства, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит.
Бюджет государства является центральным звеном в сфере государственных финансов. Он играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. Перераспределение доходов между административными территориями страны способствует развитию отсталых в экономическом и социальном плане регионов.
Крупным звеном финансовой системы являются государственные внебюджетные фонды, в которых аккумулируются средства для реализации важнейших социальных гарантий: оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае безработицы, потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, пенсионного обеспечения, проведения мероприятий в производственной сфере, в сфере защиты окружающей среды и т.д. Внебюджетные фонды организуют мобилизацию и использование средств в размерах и на цели, регламентируемые государством.
Важным звеном государственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и учреждений, а также получения займов от иностранных государств и международных организаций. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими и юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования централизованного фонда денежных средств. Необходимость в существовании государственного кредита вызвана наличием бюджетного дефицита.
Местные финансы — это система денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использования их на финансирование социальных и экономических потребностей муниципальных образований. Данная сфера финансовой системы состоит из местных бюджетов, внебюджетных фондов муниципальных образований, муниципальных займов.
Основой местных финансов являются местные бюджеты. За счет них финансируются экономические и, главным образом, социальные потребности населения, проживающего на территории муниципальных образований.
Внебюджетные фонды городов, поселков, районов служат дополнительным источником финансирования развития производственной и социальной инфраструктуры, жилищного строительства, улучшения экологической обстановки населенных пунктов. На эти же цели могут быть потрачены денежные средства, полученные органами власти муниципальных образований путем выпуска муниципальных займов.
Описанные выше сферы и звенья финансовой системы взаимосвязаны и могут быть представлены в виде схемы (рис. 2.1).
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование денежных фондов, каждое звено финансовой системы может подразделяться на подзвенья. Например, по страховому признаку в первом звене (финансы предприятий материального производства) можно выделить финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта и т.д. Во втором звене (непроизводственная сфера) различают финансы учреждений образования, культуры и искусства, здравоохранения, науки, финансы страховых компаний и кредитных организаций.
В зависимости от формы собственности в составе финансов предприятий различают: финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности, основанных на коллективной собственности, основанных на частной собственности, основанных на совместной собственности и на смешанных формах собственности.
Рис. 2.1. Финансовая система Российской Федерации
Все перечисленное уместно назвать «финансовым аппаратом», т.к. понятие «финансовая система» включает в себя «финансовые отношения», а здесь перечислены субъекты, действующие в рамках этих отношений.
Финансы предприятий
Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Денежный оборот, будучи обособленным, полностью или частично, составляет материальную основу финансов предприятий. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.
Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы — собственные источники финансирования расширенного воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетам.
Первоначальное формирование финансовых ресурсов предприятия происходит в момент его учреждения, т.е. когда образуется уставной фонд (капитал). В качестве вкладов могут быть внесены: здания, сооружения, оборудование, другие материальные ценности; ценные бумаги; права пользования землей, водой, и другими природными ресурсами, зданиями и сооружениями, оборудованием; иные имущественные права, в т.ч. на интеллектуальную собственность, «ноу-хау», право на пользование изобретениями; денежные средства в рублях и валюте. продолжение
--PAGE_BREAK--
Источниками уставного капитала в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования могут являться либо акционерный капитал, либо паевые взносы членов кооператива, либо отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), либо долгосрочный кредит, либо бюджетные средства. Величина уставного фонда свидетельствует о размере тех денежных средств основных и оборотных, которые инвестированы в процессе производства.
Основными источниками финансовых ресурсов на уже действующих предприятиях выступают:
выручка от реализации;
средства, полученные от реализации ценных бумаг;
паевые и иные взносы юридических и физических лиц;
кредиты и займы;
средства от реализации выбывшего имущества;
средства от реализации залогового свидетельства;
страхового полиса;
различные целевые поступления (плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.);
устойчивые пассивы;
средства от мобилизации внутренних ресурсов в строительстве;
другие поступления денежных средств (пожертвования, благотворительные и спонсорские взносы и т.п.).
Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), т.к. именно она является непосредственным источником образования прибыли и амортизационных отчислений предприятия.
Прибыль — основной показатель деятельности хозяйствующего субъекта. При этом выделяют несколько видов прибыли: от реализации продукции (товаров, работ, услуг); от прочей реализации (основных фондов, имущества хозяйствующего субъекта, отходов, нематериальных активов и т.п.); балансовая прибыль; расчетная (чистая) прибыль. Последний вид прибыли непосредственно распределяется на предприятии на различные фонды.
Финансы предприятий являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Их функционирование направлено на достижение общих целей эффективного развития предприятий. Финансы микроуровня являются объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти и управления. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений — собственник. Главное лицо, реализующее эти решения и решающее тактические задачи, — финансист предприятия.
Финансы предприятий функционируют в рамках финансовой системы государства. Они являются ее основой. Поэтому все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Как экономическая категория финансы зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микро уровня. Финансы макроуровня, представленные, прежде всего государственным бюджетом, опираются на финансовый потенциал предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов предприятий. Распределение и использование финансовых ресурсов предприятий осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.
Важный методологический фактор — определение принципов организации и функционирования финансов предприятий, необходимое для выявления направлений воздействия финансов предприятий на развитие предпринимательского сектора экономики, выработки критериев его функционирования. При этом необходимо учитывать, что финансы не обособлены рамками предприятий, а постоянно взаимодействуют с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами, страховыми компаниями, институциональными инвесторами.
Финансы предприятий опираются на информационные потоки. Принятие решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в бухгалтерской и статистической отчетности, договорах и соглашениях, коммерческих и расчетных документах и т.п. С ними постоянно работает финансист предприятия.
Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный, договорный и др. Это прибыльная работа, рациональная минимизация затрат, оптимизация финансовых потоков. Финансы предприятий затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на поощрение предпринимательской активности.
Деление организаций на коммерческие и некоммерческие установлено в Гражданском кодексе РФ. Отличительная черта коммерческой организации заключается в том, что основной целью ее создания и деятельности является получение прибыли. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Коммерческие организации РФ могут быть созданы в одной из следующих организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.
Некоммерческие организации создаются в таких организационно-правовых формах, как общественные и религиозные организации; учреждения, финансируемые собственником; благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы; иные формы (организационно-правовые формы некоммерческих организаций достаточно гибкие и менее жестоко определены законом).
Из числа коммерческих организаций особую значимость для экономики страны имеют коммерческие организации, функционирующие в производственной сфере; коммерческие организации финансовой сферы.
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
платежи органам финансово-кредитной системы, обусловленные выполнением финансовых обязательств (налоговые платежи в бюджет, уплата процентов за пользование кредитами, погашение взятых ранее ссуд, страховые платежи и т.д.);
инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и его техническим перевооружением, переходом на новые прогрессивные технологии, использование «ноу-хау» и т.д.;
инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на финансовом рынке акции и облигации других фирм, обычно тесно связанных кооперативными поставками с данным предприятием, в государственные займы и т.д.;
направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;
использование финансовых ресурсов на благотворительные цели.
Ускорение темпов развития экономики, оздоровление финансов хозяйствующих субъектов, территорий и государства в целом во многом зависят от рационального использования источников формирования финансовых ресурсов на всех уровнях, что составляет одну из важнейших задач в области правильной организации управления финансами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Финансы: Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей 06.06.00 «Мировая экономика» и 06.05.00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и /Сост. И.Б. Миронова, О.И. Тишутина. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 20 с.
Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой – М.: Юристъ, 2000 г.
Финансы: Учебник, 2-е изд./ Под ред. В.В. Ковалева – М.: Проспект, 2001 г.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка – М.: Изд-во РАГС, 2003 г.
Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Черновой – М.: ТК Велби, 2004 г.
Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 г.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка – М.: ЮНИТИ, 2001 г.
Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В.В. Иванова, В.В. Ковалева – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г.