Реферат по предмету "Финансы"


Территориальные финансы и их роль в развитии региона

--PAGE_BREAK--1.2.Принципы формирования и функции территориальных финансов
Система территориальных финансов состоит из совокупности подсистем и элементов. Территориальные финансы;— это прежде всего совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Основное направление использования территориальных финансов— это финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Главным источником ее финансирования служат бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (организаций).

Региональные бюджеты выступают одной из основных частей территориальных финансов. С развитием идей федерализма и самоуправления территориальные органы власти все в большей степени призваны обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. В современных условиях роль местных органов власти заметно возрастает. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти.

Средства субъектов хозяйствования являются одним из звеньев территориальных финансов. В их состав включают финансовые ресурсы организаций, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальных организаций); а также финансовые ресурсы организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Территориальные внебюджетные фонды также выступают составной частью территориальных финансов. По закону источниками их формирования служат добровольные взносы организаций и населения, специальные сборы и др. Как правило, внебюджетные фонды имеют целевое назначение.

Территориальные органы власти имеют в качестве финансовой базы территориальные бюджеты. По закону бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им полномочия в составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении своих бюджетов, распоряжении переданными в их ведение организациями и получении от них доходов.

Формы государственного устройства постоянно развиваются. Развитие государственных систем идет по пути распространения демократических принципов. В государственной системе управления многих развитых стран обязательным компонентом демократического государственного строя выступает местное самоуправление. Оно осуществляется самим населением посредством свободно избранных им представительных органов, которые для выполнения своих функций наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовая система государства охватывает множество финансовых подсистем. Важнейшими составными частями финансовой системы государства выступают территориальные финансы, охватывающие территориальные бюджеты, и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Роль территориальных финансов состоит в том, что они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

По содержанию территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которой распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий. С помощью территориальных финансов государство имеет возможность осуществлять социальную политику. Также территориальные финансы делают возможным финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог.

Таким образом, территориальные финансы позволяют осуществлять выравнивание уровней экономического и социального развития отдельных территорий, которые вследствие исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом и социальном развитии от других территориальных районов страны.

2. Анализ состояния территориальных финансовРТ 2.1. Анализ динамики, состав доходов территориальных финансов
Для выполнения функций, возложенных на местные (региональные) органы власти, последние наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Экономически это реализуется через местные (региональные) финансы, которые представляют собой совокупность денежных средств, сформированных и используемых на экономическое и социальное развитие регионов.

Основной составной частью местных (региональных) финансов являются региональные бюджеты и бюджеты административно-территориальных образований.

Порядок формирования и расходования бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов в Российской федерации определяется в соответствии с конституционными нормами государства, бюджетным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, а для органов местного самоуправления — с учетом решений вышестоящих органов самоуправления. Законодательство РФ различает понятие бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Доходы регионального бюджета формируются за счет закрепленных и регу­лирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Источники формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов РФ подразделяются на налоговые и неналоговые поступления, а также иные поступления из вышестоящих бюджетов.

В Республике Татарстан основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс, является Закон Республики Татарстан «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан» от 26.12.91 № 1366-XII. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения. Так, например, 15.02.94 был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и ряд конкретизирующих положения Договора соглашений, в том числе Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республики Татарстан. Соглашение, в частности, устанавливает, что Республики Татарстан производит взносы платежей в федеральный бюджет, исходя из следующих нормативов и соглашений:? налога на прибыль по нормативу 13 процентов;? подоходного налога с физических лиц по нормативу 1 процент;? налога на добавленную стоимость по нормативу, определяемому в ежегодных соглашениях между министерствами финансов РФ и РТ. Данное соглашение давало возможность оставлять в бюджете РТ акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, акцизы на нефть и газ, плату за землю, доходы от приватизации, специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Однако следует отметить, что Договор и соглашения к нему явились результатом политического торга между Федерацией и ее субъектом, своего рода «платой» за лояльность центральному Правительству. В настоящее время политическая ситуация изменилась и условия подписания нового соглашения вряд ли сохранят особый статус Республики Татарстан (срок действия вышеназванного соглашения истекает 15.02.99 — оно было заключено на 5 лет — однако по ряду соглашений, срок действия которых уже истек, до сих пор не принято какого-либо решения).

Структура доходов бюджета представлены в таблице 1.

Таблица 2.1.1.

Структура доходов бюджета

Группы доходов

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Налоговые доходы,  в том числе:

82,24



84,64

76,61

76,53

77,85

Налоговые доходы,  в том числе:

82,24



84,64

76,61

76,53

77,85

Налог на прибыль организаций

22,92



20,84

16,01

21,96

28,28

Налог на доходы физических лиц

28,60



28,95

18,32

24,72

24,05

Акцизы

2,10



8,66

4,47

7,91

8,61

Налоги на имущество

10,43



9,38

6,31

13,3

12,89

Платежи за пользов. природ. ресурсами

19,92



23,56

17,17

5,18

6,96

Неналоговые доходы

4,65



5,30

1,93

5,21

5,09

Безвозмездные перечисления

9,15



8,36

24,45



12,89

Всего доходов

100



100

100

100

100



Налог на доходы физических лиц занимает значительно меньший удельный вес в налоговых доходах бюджета РТ в сравнении со среднероссийскими показателями. Причем, эта картина сохраняется на протяжении всех четырех лет. Одной из причин такой динамики является наличие большой задолженности организаций по заработной плате.

В налоговых доходах бюджета республики существенно более значима, по сравнению со среднероссийскими показателями роль платежей за пользование природными ресурсами. Однако поэтапная централизация налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья привела, начиная с 2006 года, к снижению его роли в доходах бюджета области.

В доходах бюджета республики  доля местных бюджетов в течение рассматриваемого периода ежегодно изменялась: 51 % — в 2004 г., 40 % — в 2005 г., 61,5 % — в 2006 г., 51 % — в 2007 г., 60 % — в 2008 г. В целом прослеживается нарастающая динамика, но при сокращении самостоятельности местных бюджетов и увеличении доли безвозмездных перечислений из бюджета области.

В налоговых доходах местных бюджетов наиболее заметна тенденция снижения роли местных налогов и сборов, доля которых в налоговых доходах уже в 2004 году оказалась менее 1 % и становится все более символической. Но одновременно увеличивается роль регулирующих налогов, среди которых наиболее существенны поступления от налога на доходы физических лиц, платежей за пользование природными ресурсами и налога на прибыль.

Бюджет республики на 209 года по доходам запланирован в сумме 25,7 миллиардов рублей, по расходам в сумме более 29 миллиардов рублей. Дефицит республиканского бюджета, согласно проекта на 2009 год,  составляет более 3 миллиардов рублей или почти 15%.

Взаимоотношения финансовых органов муниципальных образований с финансовым управлением администрации области способствуют проведению единой финансовой, бюджетной и налоговой политики.

В настоящее время бюджетное регулирование в республике  осуществляется, прежде всего, через систему регулирующих налогов, а также через систему финансовой поддержки, в том числе через дотациина выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований и различные субвенции. При этом необходимость параллельного действия двух различных систем финансового выравнивания определяется крайне высокой степенью внутрирегиональной социально-экономической и бюджетно-финансовой дифференциацией.

Известно, что муниципальные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов, поскольку они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, обеспечивать финансирование предусмотренных в бюджете мероприятий, добиваться увеличения платежей в бюджет. К сожалению, собственные доходы не являются основными источниками формирования бюджетов муниципальных образований РТ.

Более того, проведенный анализ местных бюджетов республики свидетельствует о том, что в последние годы наблюдается снижение доли собственных доходов муниципальных образований в общей сумме налоговых поступлений. Что касается регулирующих налогов, то здесь ситуация противоположная — наблюдается увеличение их доли в доходах бюджетов муниципальных образований РТ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Анализ доходной и расходной частей регионального бюджета


Важной составляющей региональных финансов являются региональные бюджеты (субъектов РФ – республик, краев, областей) и местные (муниципальные) бюджеты входящих в их состав муниципальных образований (городов, районов, сельских населенных пунктов и т.п.). Эти бюджеты вместе с федеральным составляют единую бюджетную систему страны. Единство всех звеньев бюджетной системы проявляется в том, что у них общие правовая база и подходы к разработке, рассмотрению, принятию и контролю за исполнением. Бюджеты разрабатываются исполнительной властью, принимаются законодательной, исполняются – вновь исполнительной. Несколько иначе бюджетный процесс проходит на муниципальном уровне, что связано со спецификой организации власти в органах местного самоуправления. Вместе с тем, каждый из бюджетов имеет свои особенности, источники наполнения и направления расходования бюджетных средств.

Рассмотрим динамику и структуру доходов бюджета РТ (Таблицы 2.2.1, 2.2.2.).

Таблица 2.2.1.

Состав и структура доходов бюджета РТ

Группы доходов

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн.    руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Доходы всего

1844,4

100

1946,0

100,0

2187,8

100,0

2450,0

100,0

3443,2

100,0

в том числе:





















Налоговые доходы

1670,4

90,57

1832,5

94,17

1682,5

76,9

1681,1

68,62

1642,2

47,69

Неналоговые доходы

102,0

5,53

113,5

5,83

120,7

5,52

228,6

9,33

287,0

8,34

Безвозмездные поступления

75,8

4,11





384,6

17,58

539,7

22,03

1513,9

43,97




Таблица 2.2.2.

Динамика доходов бюджета РТ (в %)

Группы доходов

Темп роста

2005/2004

Темп роста

2006/2005

Темп роста

2007/ 2006

Темп роста

2008/ 2007

Доходы всего

105,5

112,43

111,98

140,54

в том числе:









Налоговые доходы

109,7

91,81

99,92

97,69

Неналоговые доходы

111,2

106,34

189,40

125,55

Безвозмездные поступления





140,33

280,51



Как видно из представленных таблиц,  доходы бюджета республики  в период с 2004-2008 г.г. увеличились почти в 1,8 раза, с 1844,4 млн. руб. в 2004 году до 3443,2 млн. руб. в 2008 г. Увеличение доходов бюджета города произошло за счет  роста  неналоговых доходов в 2,8 раза и безвозмездных перечислений – почти в 20 раз. При этом наблюдается уменьшение поступлений налоговых доходов в бюджет республики с 1670,4 млн. руб. в 2004 году до 1642,2 млн. руб. в 2008 году.

В структуре доходов бюджета республики на  долю налоговых доходов  в 2004 г. приходилось 90,57 %, в 2005 г. -94,17 %,  в  2006 г. — 76,9 %, в 2007 г. — 68,62 %, в 2008 г. налоговые доходы бюджет РТ были запланированы  размере 1642,2 млн. руб., что составляет 47,69 % всех доходов бюджета республики. При этом наблюдается значительное увеличение доли безвозмездных перечислений в доходах бюджета республики: с 4,11 % в 2004 году до 43,97 % в 2008 году. Удельный вес неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета РТ в период с 2004 по 2008 г.г. увеличился с 5,53 %  до 8,34 %.

Региональный бюджет — это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального законодательного акта — закона о бюджете — уполномоченной государственной/муниципальной структурой; чаще всего финансовым управлением — подразделением Министерства финансов РФ либо в относительно небольших населенных пунктах — самой местной администрацией.

Порядок принятия регионального бюджета как он должен быть в принципе отражен на рисунке 1. Во многих российских регионах имеют место значительные и разнообразные отклонения от этой схемы.



Рис. 1.Схема принятия бюджета
субъекта федерации.

На первом этапе Министерство финансов РФ доводит до сведения финансовых органов субъектов федерации основные макроэкономические параметры и методику расчета бюджета (рис.1). В то же время комитет по экономике администрации субъекта готовит собственные расчеты по региональной экономике (1.2). Финорган, руководствуясь указаниями Минфина РФ и комитета по экономике, доводит до сведения финорганов муниципалитетов порядок подготовки проекта бюджета (1.3) и принимает от собственных бюджетных учреждений заявки на финансирование в следующем году (1.4).

На втором этапе подготовленный финансовым управлением проект бюджета попадает на рассмотрение в администрацию субъекта федерации (2.1 и 2.2), после чего проект бюджета согласовывается с Министерством финансов РФ (3.1). Практически параллельно идет процесс согласования финорганом субъекта федерации параметров местных бюджетов (4.1). Только после согласования бюджета субъекта федерации (3.2) финорган может окончательно согласовать бюджеты муниципалитетов (4.2).

Далее проект бюджета передается в законодательный орган власти (5), который утверждает закон о бюджете (6).

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Структура доходов регионального бюджета отображена на рис.2.

Доходы бюджета слагаются из налоговых и неналоговых поступлений. Также доходы бюджета можно классифицировать как собственные и закрепленные. К закрепленным относятся налоги и сборы, утверждаемые и вводимые иным уровнем власти. В РФ, например, применительно к закрепленным за муниципалитетами налогам можно отнести федеральные (например, налог на прибыль, НДС, подоходный налог с физических лиц) и региональные (например, налог на имущество юридических лиц) налоги. К собственным налогам муниципалитета относятся местные налоги и сборы. К собственным налогам субъекта федерации относятся региональные налоги и сборы.



Рис.2.Структура доходной части регионального бюджета

Источниками погашения дефицита бюджета являются трансферты, заемные средства и внутренние ресурсы. Трансферты — это безвозмездные, так же, как и доходы, поступления, однако их получение (плата за трансферт) связано зачастую не с денежными, а с политическим условиями.

Под трансфертами мы понимаем дотации, субсидии и субвенции. Дотация — это денежные средства, не имеющие целевого назначения; субсидия — средства, имеющие целевое назначение; субвенция — средства на финансирование части совместного проекта. Еще одна категория, которая должна быть в составе трансфертов, — это политические трансферты, предоставление которых обусловлено только политическими причинами.

По большому счету к трансфертам следовало бы отнести еще и отчисления от регулирующих налогов, поскольку это средства федерального бюджета, оставляемые регионам. Но, с другой стороны, эти отчисления характеризуются безвозвратностью и, за исключением отдельных политических уступок, безвозмездностью. Поэтому данные отчисления традиционно учитываются в составе доходов, однако необходимо постоянно иметь в виду временный характер их структуры и размеров.

Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рам­ками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Региональные органы заин­тересованы в закрепленных источниках доходов. Закрепленные средства принад­лежат субъекту бюджетного права, то есть полностью или в твердо фиксирован­ной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюд­жет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличиваю­щиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закре­пленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов (напри­мер, подоходный налог с населения — до 80 %, прибыль предприятий — 30 %), ак­цизы. НДС — 9.09 — 20 %).

Расходы региональных бюджетов предполагает обеспечение затрат на соци­альные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание общественного по­рядка (примерно 20 %), затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации регионального регулиро­вания структура расходной части может меняться. Так, скажем, увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшение благоустройства насе­ленных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, увеличение ассигнований на охрану окружающей среды (мониторинг), развитие рыночной инфраструктуры и т. д.





    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Bureaucracy Essay Research Paper Bureaucracy is a
Реферат Економічна природа митного тарифу, його класифікація та функціональні завдання
Реферат Planning For Management Information System Essay Research
Реферат Gone With The Wind Essay Research Paper
Реферат Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе
Реферат Алгоритмические языки: обработка массивов
Реферат Проблема адаптации является одной из тех общезначимых областей научных знаний, в которых представлено огромное количество теоретических направлений
Реферат Teenage Suicide Essay Research Paper The teenage
Реферат Проблема формування лексико-граматичних засобів мови
Реферат How To Maintain A Strong Relationship Essay
Реферат Общий экономический анализ ООО "Невада ОПТ"
Реферат Понятие и сущность валового регионального продукта
Реферат Основные предприятия размещения и питания, расположенные на территории Санкт-Петербурга
Реферат Антиинфляционная политика 12
Реферат Бабур