--PAGE_BREAK--1.2. Показатели конъюнктуры
Все показатели конъюнктуры можно представить в виде четырех групп:
1. показатели материального производства, характеризующие предложение товара;
2. показатели спроса на товары;
3. показатели валютной и кредитно-денежной ситуации, характеризующие как предложение, так и спрос;
4. цены, как наиболее концентрированные показатели.
Показатели материального производства. Показатели материального производства, к которым относятся данные о промышленном производстве товаров (автомобилей, полезных ископаемых, урожае сельскохозяйственных культур), можно классифицировать следующим образом.
Þ абсолютные показатели (натуральные и стоимостные);
Þ относительные показатели (индексы, темпы роста и пр.);
Þ косвенные показатели.
Абсолютные показатели
Обычно в натуральных показателях измеряется производство многих важнейших товаров, на характеристики которых практически не влияют достижения научно-технического прогресса. Например, выпуск металлургической продукции, сбор зерновых, выработку электроэнергии, добычу нефти удобно измерять соответственно в тоннах, киловатт в час, баррелях. В данном случае такие показатели дают вполне объективную картину состояния конкретного товарного рынка.
В тех случаях, когда потребительские свойства готовых изделий подвергаются быстрым изменением под воздействием научно-технического прогресса, использование только натуральных показателей может давать искаженную картину состояния рынков. Например, едва ли возможно оценивать конъюнктуру автомобильных рынков по количеству единиц выпускаемой продукции, если не учитывать все возрастающую долю малолитражных и сокращающуюся долю крупно- и среднелитражных автомобилей.
С другой стороны, использование стоимостных показателей производства готовой продукции также не может считаться универсальным средством анализа конъюнктуры рынка, поскольку такие показатели исчисляются в текущих ценах, причем в разных странах эти цены могут быть различными. Поэтому возникает необходимость внесения в эти показатели определенных корректив. Кроме того, следует иметь в виду, что стоимостные показатели приводятся в национальных валютах, курсовые соотношения которых также подвержены частным и даже значительным колебаниям.
Относительные показатели.
В ряде случаев данные об изменениях объема производства публикуются в виде индексов, составленных на основе стоимостных показателей по отраслям или отдельным крупным секторам экономики. В то же время следует помнить, что возможности анализа конъюнктуры с помощью индексов достаточно ограничены.
Косвенные показатели.
Когда абсолютные показатели не позволяют оценить конъюнктуру или эти показатели не доступны, прибегают к косвенным показателям. К ним можно отнести: объем или портфель заказов, динамику загрузки производственных мощностей, объем инвестиций и даже уровень занятости в соответствующей отрасли и т.д. Такие показатели целесообразно использовать при анализе машиностроительной продукции с большим технологическим циклом, например в судостроении, крупном энергомашиностроении и т.д.
Показатели спроса на товары. Показатели спроса на внутреннем рынке отражают характер потребления на рынке потребительских товаров и включают в себя данные об оптовой и розничной торговле, движение товарных запасов, объем внутренних перевозок грузов. На внешнем рынке такими показателями спроса выступают валовой импорт и валовой экспорт. Рост этих показателей говорит о росте спроса на товар, а снижение – о его падении.
Показатели валютной и кредитно-денежной ситуации. Для оценки конъюнктуры рынка на отраслевом и национальных уровнях важную роль играют показатели валютной и кредитно-денежной ситуации: курсы акций, величины учетного процента, число банкротств и т.п.
Курс акций – это показатель, характеризующий уровень цен на акции и дающие их владельцу право на получение дохода. Курс акций, – ведущий показатель при прогнозировании конъюнктуры рынка, поскольку он зависит не только от размеров полученных в прошлом году дивидендов, но и от размера ожидаемых доходов в будущем.
Изменение спроса на акции наиболее ясно показывает, как покупатели акций, вкладчики капитала оценивают перспективы развития конъюнктуры того или иного рынка.
Этот показатель не может считаться абсолютно надежным индикатором изменений конъюнктуры, поскольку курсы акций подвержены достаточно резки колебание под воздействием самых разных факторов – спекуляции на фондовом рынке, изменением политической ситуации и т.д.
Обычно регулирующее воздействие государства на конъюнктуру рынка проявляется через изменение учетного процента. Повышение учетного процента ведет к снижению капиталовложений в промышленную сферу и, в конечном счете, к экономическому спаду, и наоборот, уменьшение учетного процента способствует увеличению инвестиций в промышленность, что ведет к повышению занятости и росту предложений товара на рынке.
Еще один показатель валютной и кредитно-денежной ситуации — число банкротств. Обычно функционирование рыночной экономики сопровождается непрерывным разорением старых и появлению новых предприятий. Само по себе число банкротств ничего не говорит о состоянии экономики, если оно уравновешивается возникновением новых предприятий. Поэтому показателем конъюнктуры может служить существенное превышение числа банкротств над числом вновь возникающих предприятий. Этот показатель важен потому, что относится к числу опережающих и отражающих начальную фазу кризиса.
Цены. Они являются важнейшим показателем конъюнктуры. Цены можно разделить на две группы: абсолютные, характеризующие уровень и изменение цен в денежном выражении на конкретные изделия, и относительные, характеризующие изменение цен во времени (индексы). В динамике цен отражается по сути дела движение всех других показателей и влияющих на них факторов.
Изучение ценовых показателей представляется сложной задачей, обусловленной спецификой многообразных товарных рынков, наличием нескольких рядов ценовых показателей на один и тот же товар, не всегда надежной и доступной информацией о ценах.
Поэтому при анализе ценовых показателей следует полагаться на детальное знание товара и рынка, изучение всех имеющихся на товар ряда цен, учет зависимости результатов анализа от квалификации экспертов.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2
Проблемы разработки финансовой стратегии предприятия
2.1. Место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия
Для каждого предприятия разработка финансовой стратегии вообще и финансовой стратегии в частности заключается, как правило, в поиске наилучшего способа адаптации к условиям внешней среды. В этой связи целесообразно рассмотреть основные показатели экономики России, которые определяют основные аспекты финансовой стратегии предприятия.
Выработка стратегии развития предприятия обеспечивает эффективное распределение и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение предприятия на рынке в конкурентной среде /6/.
В этой связи, в первую очередь необходим переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
Выработка стратегии предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа его сильных и слабых сторон (рис. 2).
Поведение на рынке
Формирование стратегии поведения на рынке включает определение следующих параметров /12/:
· регион или территория, на которую направлен сбыт, степень географической дифференциации сбыта;
· доля рынка, которую предполагается занять;
· группа потребителей, на которую направлен сбыт;
· определение связи «продукт — рынок» в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);
· базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
· выбор вида стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
· квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
· необходимость кооперации.
Рис. 2. Процесс выработки стратегии предприятия
Внутренняя структура предприятия
В соответствии с выбранной стратегией рыночного поведения определяется взаимоувязанная система принципов внутренней структуры предприятия, которая состоит из /12/:
· снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинге оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
· производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
· ценовой политики (установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и наивысшего возможного уровня прибыльности операций);
· кадровой политики и управления персоналом (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение персонала, организация работ и руководство персоналом, повышение квалификации и подготовка персонала, внедрение системы стимулирования его деятельности, развитие социального партнерства).
· финансовой политики (стратегии), которая состоит из /14/:
¨ кредитной стратегии (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
¨ инвестиционной стратегии (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных направлений финансирования, размещение мобилизованных средств);
Разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энергоемкости, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии.
Разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками.
Определение механизмов и направлений инвестирования, возможных источников привлеченных средств, кредитных ресурсов, гарантий (в том числе за счет средств и механизмов Бюджета развития).
Разработка стратегии вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.).
Подготовка предложений по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных) /5/.
продолжение
--PAGE_BREAK--Организационно-управленческая структура
В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией рекомендуется изменить организационно-управленческую структуру предприятия с учетом следующих принципов /8/:
· обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;
· обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
· организацию и выполнение каждой функции, реализуемой предприятиями, предлагается закрепить за каким-либо его структурным подразделением, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;
· ответственность за организацию и выполнение функции, реализуемой предприятием, целесообразно персонифицировать.
Вышеуказанные изменения предлагается закрепить в положении об организационной структуре, определяющем:
· основные направления деятельности предприятия;
· основные функции управления предприятия (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);
· обслуживающие функции деятельности предприятия;
· определение типа структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);
· организационные звенья предприятия и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);
· выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;
· определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.
Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
Развитие любого предприятия сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация предприятий и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, руководство предприятия должно «спроектировать» принципы финансовой и инвестиционной и кредитной стратегии на основе следующих крупных целей /8/:
· консолидация структурных подразделений предприятия в отношении налогов;
· создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния подразделений;
· проникновение через посредничество предприятия в производство и сбыт различных товаров;
· проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов предприятия;
· ускорение процесса диверсификации;
· организация внутренних инвестиционных потоков;
· централизация участия в капитале других предприятий и др.
Кредитная стратегия предприятия должна быть ориентирована, прежде всего, на оптимизацию мобилизуемых ресурсов за счет привлечения капиталов путем выпуска и работы с ценными бумагами, активного взаимодействия с зарубежными фондами и организациями, использования оффшорных и свободных экономических зон, аккумулирования средств работников предприятия в негосударственных пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале самого предприятия. Таким образом, успешная финансовая деятельность предприятия обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий предприятия, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.
2.2 Стратегия управления финансами предприятия продолжение
--PAGE_BREAK--Структура системы управления финансамипредприятия
Управление – процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления /1/.
Управляющее воздействие – воздействие на объект управления, направленное на достижение поставленной цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку, передачу необходимой информации, принятие решений.
Специфика стратегического управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга бизнес-процессов, которые взаимодействуют между собой.
Особенность данного взаимодействия заключается в том, что каждый бизнес-процесс предприятия является неотъемлемой его частью, что позволяет рассматривать совокупность как единое целое при осуществлении процесса управления. Поскольку различные функции распределены между бизнес-процессами, их можно расположить в порядке выполнения операций таким образом, что информация или продукт предыдущего является исходными данными для последующего.
Такая интеграция преследует несколько целей:
1. Повышение эффективности функционирования предприятия за счет того, что каждый из ее участников заинтересован в конечном результате.
2. Возможность более быстрого получения средств для осуществления производственной программы. Поскольку процесс контроля со стороны финансовых институтов (кредиторов) заключается только в контроле всего предприятия в целом.
Для осуществления управления единым процессом руководству предприятия, во-первых, необходимо четко представлять себе, насколько эффективно взаимодействуют все бизнес-процессы в рамках предприятия, во-вторых, необходимо на каждом этапе отслеживать и выявлять узкие места при реализации производственных программ. В этой связи, структура управления предприятием может иметь следующий вид (рис. 3) /17/.
Каждый из департаментов имеет собственные функции на предприятии:
Производственный департамент– выполняет функции управления производством, а коммерческий департамент – функции управления сбытом в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования предприятия.
Юридический департамент– разрабатывает нормативные документы и дополнительные изменения в уставе предприятия, контролирует выполнение уставных положений, занимается составлением договоров (о совместной деятельности, о выдаче кредита и т.д.).
В процессе управления бóльшее внимание следует уделять финансовому департаменту, который является основным департаментом в управляющей компании.
Рис. 3. Структура управляющей компании
В финансовый департамент входят:
· отдел статистики, который выполняет работу по накоплению и анализу статистической информации, оказанию информационно-справочных услуг;
· экономический отдел, который занимается подготовкой отчетов о деятельности предприятия, анализом финансового состояния всех подразделений;
· отдел планирования, осуществляющий планирование производства в соответствии со стратегией функционирования предприятия, планирование эффективности деятельности подразделений предприятия, а также всех бизнес-процессов, составление инвестиционных проектов;
· отдел денежного регулирования, занимающийся распределением прибыли в рамках совместной деятельности всех подразделений предприятия, распределением кредитных ресурсов;
· внешнеэкономический отдел, отвечающий за установление внешнеэкономических связей, составление внешнеторговых контрактов.
Объединив функции вышеперечисленных департаментов можно сказать, что в обязанности руководства входит: планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании всех подразделений, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли в рамках бизнес-процессов. Система управления представляет собой замкнутый процесс (рис. 4) /1/.
Управление предприятием построено по принципу федеративного устройства. Руководитель определяет политику предприятия в целом, а руководители подразделений – политику деятельности своего подразделения в соответствии с политикой и интересами предприятия. Само предприятие, в свою очередь, выступает как ответчик по всем спорам и перед государством, (например, по договорным спорам и при уплате налогов).
Рис. 4. Процесс управления
Поскольку каждое предприятие имеет определенные цели функционирования, управление должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис. 5.
Рис.5 Этапы процесса управления по целям
В то же время управление предприятием может быть затруднено тем, что информация, которая необходима для контроля за деятельностью всех подразделений, зачастую неоднородна, а также тем, что порой невозможно получить полную информацию о функционировании всех подразделений в конкретный момент времени.
Для эффективного осуществления процесса управления руководство предприятия должно определить и согласовать с руководителями подразделений и всех бизнес-процессов перечень и объем информации о функционировании каждой структурной единицы, предоставляемый руководству предприятия с нижних уровней управления.
Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.
продолжение
--PAGE_BREAK--Финансовая стратегия предприятия
В рамках финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта[1] непременно возникают две равноважные задачи:
1. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности. При этом необходимо учитывать, что привлекаемые ресурсы состоят из /5,9/:
· акционерного (уставного) капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);
· ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);
· кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
· реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).
Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на рынок ссудных капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.
Таким образом, инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта – совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других.
В результате перед предприятием возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству хозяйствующего субъекта необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.
Рис. 6. Система анализа финансового потенциала
субъектов финансовой системы
С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед обществом неизменно возникает вторая – задача распределения полученных ресурсов (инвестирования). Заметим, что инвестиции делятся на /4/:
· реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);
· финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);
· интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).
Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить его инвестиционный потенциал.
Инвестиционную привлекательность и кредитоспособность предприятия можно представить как основные составляющие его финансового потенциала (рис. 6) /4,17/.
Поскольку объем инвестиционных ресурсов предприятия ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, обществу необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость формирования инвестиционной стратегии предприятия.
В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия составляют финансовую стратегию предприятия (рис. 7) /4/.
Рис. 7. Финансовая стратегия предприятия
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии предприятия и достижение его целей /1/.
Поскольку предприятие представляет собой совокупность различных бизнес-процессов, выполняющих различные функции в рамках предприятия, представляется целесообразным структурировать подразделения по целям и задачам, выполняемым ими в рамках группы.
На основании такого распределения функций разработка финансовой стратегии основывается на совокупности финансовых функций подразделений корпорации (рис. 8).
Рис. 8. Финансовые функции подразделений предприятия
Разработки стратегии включает осуществление нескольких этапов /12,16/:
1. Оценка долгосрочных перспектив.
2. Прогноз развития.
3. Осознание цели.
4. Анализ сильных и слабых сторон.
5. Обобщение стратегических альтернатив.
6. Разработка критериев оптимизации.
7. Выбор оптимальной стратегии.
8. Планирование мероприятий.
После выработки общей финансовой стратегии предприятия специальные подразделения в соответствии с выработанной стратегией предприятия, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии. Такой подход позволяет, с одной стороны, «директировать» деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности предприятия в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с миссией предприятия, а с другой стороны – гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту предприятия планировать развитие прочих направлений деятельности.
Таким образом, финансовая стратегия предприятия необходима не только руководству, но и всем сотрудникам предприятия для наилучшего выполнения ими своих обязанностей. Финансовая стратегия разрабатывается с использованием основных инструментов. Рассмотрим основные направления разработки финансовой стратегии предприятия и наиболее эффективные инструменты, используемые в этом процессе.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Инструменты разработки финансовой стратегии предприятия
Финансовая активность предприятия определяется, прежде всего, объемами средств, которые оно может привлечь. Однако привлечение средств – не самоцель. Объемы привлекаемых средств зависят не только от состояния рынка, но и от инвестиционных потребностей предприятия. В этой связи, выделяются такие понятия как:
· инвестиционные ресурсы предприятия – это средства, которые имеются в распоряжении предприятия, то есть располагаемые ресурсы, полученные из всех источников предприятия;
· инвестиционный потенциал предприятия – ресурсы, которые оно может мобилизовать на финансовом рынке;
· инвестиционные потребности – объем средств, необходимый всем подразделениям предприятия для осуществления комплексной инвестиционной программы;
· инвестиционная программа – разработанная в рамках финансовой стратегии предприятия программа, включающая направления, сроки и объемы инвестиций по всем проектам;
· потребность предприятия в инвестиционных ресурсах – разность между инвестиционными потребностями и инвестиционными ресурсами предприятия.
Таким образом, одним из основных факторов при разработке финансовой стратегии предприятия является определение основных инвестиционных потребностей, на основе которых определяется потребность в ресурсах и, соответственно, разрабатывается кредитная стратегия предприятия.
Инвестиционный портфель предприятия
В соответствии с принятыми в мировой практике положениями любая совокупность инвестиционных ценностей, находящихся в собственности одного инвестора называется инвестиционным портфелем. Составляющими инвестиционного портфеля являются инвестиционные ценности различных видов. Каждый вид инвестиционных ценностей имеет отличительные черты, но перед тем, как охарактеризовать эти виды классифицируем их следующим образом:
· по степени материализации: материальные, нематериальные;
· по отдаленности возврата вложенных средств: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
· по степени риска: высокого риска, среднего риска, низкого риска;
· по объему требуемых инвестиционных ресурсов: дорогостоящие, средней стоимости, дешевые;
· по целевому использованию: спекулятивные, прямого участия;
Рассмотрим виды классификации более подробно.
Степень материализациипозволяет различать такие инвестиционные ценности как права, технологии, интеллектуальный потенциал персонала – как нематериальные инвестиционные ценности – с одной стороны, и недвижимость, оборудование – как материальные инвестиционные ценности – с другой.
Отдаленность возврата вложенных средств– классификатор, позволяющий с определенной вероятностью прогнозировать срок возврата средств и, как следствие, формировать план финансовых потоков предприятия.
Степень рискапозволяет инвестору устанавливать приемлемую плату за риск или определенный уровень дохода при вложении в конкретную инвестиционную ценность. Причем, высокорискованные инвестиции как правило называются венчурами. Инвестиции среднего риска – это наиболее распространенная и многочисленная группа, к которой относятся практически все корпоративные ценные бумаги, типовые инвестиционные проекты, а также инвестиции в переподготовку персонала. Низкорискованные инвестиционные ценности: государственные ценные бумаги, объекты тезаврации и др.
Расчет объема требуемых инвестиционных ресурсов производится на этапе оценки инвестиционных возможностей инвестора. Он позволяет разделить объекты на приемлемые и неприемлемые для инвестиций по объемам требуемых ресурсов для конкретного инвестора.
Целевое использование инвестиционных ценностейможет быть охарактеризовано следующим образом. Спекулятивные инвестиционные ценности используются для перепродажи. В этом случае приобретаемая инвестиционная ценность удерживается в руках инвестора сколь угодно долгий срок, по истечении которого она может быть продана по цене, более высокой, чем цена приобретения (например, акции предприятий – голубых фишек). При этом инвестор не принимает непосредственного участия в изменении рыночной стоимости данной инвестиционной ценности. С другой стороны, инвестиционные ценности прямого участия позволяют инвестору оказывать влияние на изменение их рыночной стоимости (собственный инвестиционный проект, акции дочерних предприятий и т. д.).
Предложенная классификация является достаточно общей для всех видов инвестиций, поэтому использование ее для целей управления инвестиционным портфелем предприятия является целесообразным. Как уже отмечалось выше, по видам инвестиции делятся на реальные, финансовые и интеллектуальные.
В то же время, помимо большого разнообразия самих инвестиционных инструментов, на рынке присутствуют разновидности инвестиционных возможностей. Например, объекты реальных инвестиций (капиталовложений). Типичным объектом капиталовложений могут быть затраты на земельные участки, здания, оборудование. Помимо затрат на разного рода приобретения инвестору приходится также производить другие многочисленные затраты, которые дают прибыль лишь через длительный период времени. Такими реальными затратами являются, например, инвестиции в совершенствование продукции, долгосрочную рекламу, сбытовую сеть, реорганизацию предприятия.
Глава 3
продолжение
--PAGE_BREAK--РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «СИНТЕЗ» 3.1. Оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционных потребностей ООО «Синтез»
Как правило, все теоретические разработки проходят практическую апробацию. В этой связи целесообразно разработать финансовую стратегию по данным ООО «Синтез» для доказательства применимости теоретических положений.
Как уже отмечалось выше, на начальном этапе разработки финансовой стратегии составляется баланс финансовых ресурсов, на основании анализа которого у руководства предприятия появляется возможность аргументированного выбора вариантов стратегии. Дополнительно к указанному в ходе предварительной работы может быть проведена оценка инвестиционной привлекательности ООО «Синтез».
Одним из факторов, позволяющих оценить инвестиционную привлекательность, как уже упоминалось выше, является общая рентабельность предприятия, поскольку она показывает сколько чистой прибыли (то есть, возможной ренты) удалось заработать предприятию, используя имеющееся в его распоряжении имущество (активы). Соответственно факторный анализ динамики общей рентабельности позволяет оценить влияние факторов на ее изменение.
Факторный анализ основных показателей
Общество с ограниченной ответственностью «Синтез» учреждено в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах и извлечения прибыли.
ООО «Синтез» было организовано 2 июля 1999 г. Расположено по адресу г. Тюмень, ул. Холодильная 129. ООО «Синтез» занимается производством и оптовой продажей полуфабрикатов.
Общество в своей деятельности руководствуется учредительным договором, настоящим уставом, законодательством Российской Федерации для исполнения актами исполнительных органов власти. Настоящий устав разработан в соответствиями с положениями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона РФ «Об акционерных обществах».
Рассмотрим исходные данные для анализа инвестиционной привлекательности ООО «Синтез» за предыдущие несколько лет (табл. 1,2,3). На основе приведенных в указанных таблицах данных, проведем расчеты для выявления влияния изменения факторов на изменение основных показателей его деятельности. Для этого, в частности в мультипликативных моделях используем модифицированный метод элиминирования, суть которого заключается в расчете частных изменений, сумма которых дает общее изменение функции. Формула расчета частного изменения следующая:
Для ответа на первый вопрос необходимо воспользоваться алгоритмом, суть которого состоит в следующем:
1. Определяются исходные значения факторов в начальный (X0) и конечный (X1) периоды исследования.
2. Определяется приращение (Dxi) каждого фактора за исследуемый период времени:
Dxi = xi1 – xi0, i = 1,…, n (n – количество факторов),
где
хi0 – величина i-го фактора в начальном периоде;
хi1 – величина i-го фактора в конечном периоде.
3. Вычисляется влияние приращения каждого фактора на приращение показателя взаимодействия за исследуемый период времени:
DYxi = * Dxi * , (n – количество факторов),
при этом:
DY = .
4. По полученному значению DYxi определяется, изменение какого фактора оказало максимальное влияние на изменение значения показателя взаимодействия предприятия.
5. Если период исследования состоит из нескольких промежутков времени, то оценить влияние изменения факторов на изменение показателя взаимодействия можно на каждом промежутке. В этом случае конечное значение фактора на предыдущем интервале является начальным значением для последующего.
Проведем оценку влияния факторов по моделям, рассмотренным во второй главе. Результаты расчетов по общей рентабельности сгруппируем в табл. 4 и 5, результаты расчетов по рентабельности собственного капитала в табл. 6. Рассмотрим результаты подробнее.
Таблица 1
Исходные данные для анализа общей рентабельности по предприятию «Синтез»
по первой модели
2006
2007
2008
2009
Чистая прибыль (П), тыс. руб.
400
350
450
400
Валюта баланса (ВА), тыс. руб.
10000
9500
10000
10000
Выручка от реализации
продукции (ВР), тыс. руб.
7000
6300
7500
8000
Текущие активы (ТА), тыс. руб.
6000
5000
5500
7000
Собственный капитал, (СК) тыс. руб.
2000
2000
2000
2000
Таблица 2
Исходные данные для анализа общей рентабельности по предприятию «Синтез»
по второй модели
2006
2007
2008
2009
Чистая прибыль (П), тыс. руб.
400
350
450
400
Валюта баланса (ВА), тыс. руб.
10000
9500
10000
10000
Результат от реализации (РР), тыс. руб.
6500
6100
7000
7400
Затраты на производство реализованной продукции (ЗПРП), тыс. руб.
6300
5850
6280
7120
Текущие активы (ТА), тыс. руб.
6000
5000
5500
7000
Таблица 3
Исходные данные для анализа рентабельности собственного капитала
по предприятию «Синтез»
2006
2007
2008
2009
Чистая прибыль (П), тыс. руб
400
350
450
400
Собственный капитал (СК),
тыс. руб.
2000
2000
2000
2000
Выручка от реализации
Продукции (ВР), тыс. руб.
7000
6300
7500
8000
Валюта баланса (ВА), тыс. руб.
10000
9500
10000
10000
В модель должны корректно войти различные факторы, влияющие на итоговый показатель рентабельности. Мультипликативную модель рентабельности активов можно представить в следующем виде:
, где
ВР – выручка от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость);
ТА – текущие активы корпорации;
СК – собственный капитал корпорации;
ВА – всего активов или валюта баланса;
факторы:
ПП = П / ВР – прибыльность продаж (показывает сколько рублей чистой прибыли получено с каждого рубля реализации);
Оа = ВР / ТА – оборачиваемость активов (показывает количество оборотов всего оборотного капитала за анализируемый период);
Км = ТА / СК – коэффициент маневренности в одной из своих модификаций (показывает долю собственного капитала в финансировании оборотного капитала);
Коп = СК / ВА – коэффициент общей платежеспособности (показывает долю собственного капитала в имуществе корпорации).
Немного видоизменив формулу, можно выяснить степень влияния изменения других факторов на изменение рентабельности активов
, где
показатели:
РР – результат от реализации;
ЗПРП – затраты на производство реализованной продукции;
ТА – текущие активы корпорации;
ВА – всего активов или валюта баланса;
факторы:
Кип = П / РР – коэффициент использования прибыли (показывает какая часть дохода от реализации может быть пущена на выплату дивидендов и на пополнение фондов накопления);
Ррп = РР / ЗПРП – рентабельность реализованной продукции (показывает сумму дохода на каждый рубль, вложенный в производство реализованной продукции);
Оп = ЗПРП / ТА – количество оборотов текущих активов в процессе производства реализованной продукции;
Са = ТА / ВА – структура активов корпорации (показывает какаю часть активов корпорации составляют оборотные средства).
Помимо анализа рентабельности всех вложений корпорации можно провести анализ отдачи на каждый рубль собственных средств или анализ рентабельности собственного капитала.
Таблица 4
Результаты оценки влияния факторов на общую рентабельность
ООО «Синтез» по первой модели
2006
2007
2008
2009
ПП
0,05714
0,05556
0,06000
0,05000
Оа
1,16667
1,26000
1,36364
1,14286
Км
3,00000
2,50000
2,75000
3,50000
Коп
0,20000
0,21053
0,20000
0,20000
РО
0,04000
0,03684
0,04500
0,04000
2007-2006
2008-2007
2009-2008
Изменение ПП
-0,00159
0,00444
-0,01000
Изменение Оа
0,09333
0,10364
-0,22078
Изменение Км
-0,50000
0,25000
0,75000
Изменение Коп
0,01053
-0,01053
0,00000
Влияние ПП
-0,00105
0,00333
-0,00800
Влияние Оа
0,00281
0,00317
-0,00927
Влияние Км
-0,00702
0,00350
0,01227
Влияние Коп
0,00211
-0,00184
0,00000
Сумма влияний
-0,00316
0,00816
-0,00500
Изменение РО
-0,00316
0,00816
-0,00500
Таблица 5
Результаты оценки влияния факторов на общую рентабельность
ООО «Синтез» по второй модели
2006
2007
2008
2009
Кип
0,06154
0,05738
0,06429
0,05405
Ррп
1,03175
1,04274
1,11465
1,03933
Оп
1,05000
1,17000
1,14182
1,01714
Са
0,60000
0,52632
0,55000
0,70000
РО
0,04000
0,03684
0,04500
0,04000
2007-2006
2008-2007
2009-2008
Изменение Кип
-0,00416
0,00691
-0,01023
Изменение Ррп
0,01099
0,07191
-0,07532
Изменение Оп
0,12000
-0,02818
-0,12468
Изменение Са
-0,07368
0,02368
0,15000
Влияние Кип
-0,00267
0,00484
-0,00757
Влияние Ррп
0,00042
0,00259
-0,00345
Влияние Оп
0,00401
-0,00093
-0,00625
Влияние Са
-0,00491
0,00166
0,01227
Сумма влияний
-0,00316
0,00816
-0,00500
Изменение РО
-0,00316
0,00816
-0,00500
Таблица 6
Результаты оценки влияния факторов на рентабельность собственного капитала
ООО «Синтез»
2006
2007
2008
2009
ПП
0,05714
0,05556
0,06000
0,05000
Оа
0,70000
0,66316
0,75000
0,80000
ФР
5,00000
4,75000
5,00000
5,00000
РСК
0,20000
0,17500
0,22500
0,20000
2007-2006
2008-2007
2009-2008
Изменение ПП
-0,00159
0,00444
-0,01000
Изменение Оа
-0,03684
0,08684
0,05000
Изменение ФР
-0,25000
0,25000
0,00000
Влияние ПП
-0,00500
0,01667
-0,04000
Влияние Оа
-0,01000
0,02412
0,01500
Влияние ФР
-0,01000
0,00921
0,00000
Сумма влияний
-0,02500
0,05000
-0,02500
Изменение РСК
-0,02500
0,05000
-0,02500
Проведем анализ ООО «Синтез» по данным таблиц. Прежде всего, необходимо отметить, что предприятие прибыльное, то есть имеется чистая прибыль. Норма рентабельности собственного капитала составляет в среднем за все исследуемые периоды около 20%, что свидетельствует о достаточно высокой инвестиционной привлекательности ООО «Синтез». Общая рентабельность составляет около 4%, что дает основания считать объем активов завышенным. Одним из направлений работы менеджмента является в данной ситуации оптимизация состава и структуры активов предприятия.
Рассмотрим факторы, оказывающие негативное влияние как на общую рентабельность, так и на рентабельность собственного капитала. В частности, снижение рентабельности собственного капитала в последнем из рассматриваемых периодов произошло из-за резкого падения прибыльности продаж, а общая рентабельность снизилась как из-за ухудшения использования прибыли, так и из-за изменения структуры активов предприятия.
В целом по проведенному анализу можно заключить, что с устранением указанных недостатков качество деятельности предприятия может улучшиться, а его инвестиционная привлекательность может возрасти.
После проведения факторного анализа целесообразно осуществить анализ инвестиционных потребностей. Рассмотрим основные его этапы для ООО «Синтез» более подробно.
продолжение
--PAGE_BREAK--