--PAGE_BREAK--
Из таблицы видно, что в хозяйстве лишь молочное производство имеет наименьший разрыв между ценой и себестоимостью продукции, реализация прибыльна и рентабельна. По остальным отраслям можно сделать вывод, что реализация убыточна, особенно по свинине — себестоимость выросла практически вдвое, а цена реализации увеличилась менее, чем на 1 %. Аналогичная ситуация складывается по КРС и зерну — себестоимость выросла на 68% и 127% соответственно, а цена только на 6% и 50% соответственно.
Как показал анализ в хозяйстве за 2008 г. себестоимость по всем показателям резко увеличилась, что снизило эффективность производства. Хозяйству необходимо детально проанализировать структуру себестоимости продукции и выявить наиболее затратные статьи, а затем разработать меры по снижению этих затрат. В частности, в себестоимости молока большую долю занимают расходы на корма, хотя в 2008 г. надои снизились и, соответственно снизился объем его производства. Это говорит о том, что в кормлении животных используются корма плохого качества. Чтобы снизить себестоимость молока, необходимо применять корма высокого качества с высоких содержанием питательных веществ, тогда можно будет сократить его количество, а соответственно и стоимость.
1.5. Структура товарной продукции и специализация хозяйства
Важное место в организационно-экономической характеристике хозяйства занимает специализация. Для ее определения необходимо проанализировать структуру товарной продукции, которая представлена в таблице 6.
Таблица 6 — Структура товарной продукции
Вид продукции
Выручено, тыс. руб.
В среднем за два года
Место (i)
базисный год
отчётный год
выручено
структура товарной продукции
Зерновые и зернобобовые — всего
1
1425
713
0,39
4
Прочая продукция
растениеводства
40
325
183
0,1
-
Всего по растениеводству
41
1750
896
0,49
-
Молоко в пересчёте на цельное, включая переработку
99880
140929
120405
66,21
1
в т. ч. цельное
57640
75680
66660
36,65
-
молочные продукты
42240
65249
53745
29,55
-
Скот и птица в живой массе, включая переработку
35402
33273
34338
18,88
-
в т. ч. кр. рог. скот в живой массе, включая переработку
32910
30565
31738
17,45
2
свиньи в живой массе, включая переработку
2448
2547
2498
1,37
3
Итого продукция
животноводства
135282
174202
154742
85,09
-
Продукция подсобных производств и промыслов
7020
27182
17101
9,4
-
Товары
6846
5904
6375
3,5
-
Работы и услуги
18281
21410
19846
10,91
-
Всего по организации
160450
203266
181858
100,0
-
Проведенный анализ показал, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции имеет продукция животноводства – 85,09%. Наибольший удельный вес в этой категории продукции составляет молочный подкомплекс – 66,21%. Растениеводческая продукция в структуре товарной продукции занимает менее 1%, и наибольший удельный вес в этой категории продукции приходится зерновые и зернобобовые — 0,39%.
Коэффициент специализации хозяйства составляет:
100 = 0,78
66,21*(2*1-1) + 17,45*(2*2-1) + 1,37*(2*3-1) + 0,39*(2*4-1)
Из расчета видно, что в хозяйстве углубленная специализация, сельскохозяйственное производство имеет молочное направление. Молочное производство является менее затратным, по сравнению с мясным скотоводством. Поэтому лишь по производству молока хозяйство имеет положительный экономический эффект.
Товарность по различным видам сельхозпродукции показана в таблице 7
Таблица 7 – Товарность основных видов продукции
Продукция
Базисный год
Отчётный год
Изменение, +,-
произ-ведено, ц
реали-зовано, ц
% товар-ности
произ-ведено, ц
реали-зовано, ц
% товар-ности
произведено, ц
реали-зовано, ц
1. Зерно
72386
3
81865
2847
3,48
+9479
+2844
5. Молоко
97585
90194
92,43
90950
83548
91,86
-6635
-6646
6. Мясо КРС
8227
8678
105,5
7362
7554
102,6
-865
-1124
7. Мясо свиней
499
664
133,07
273
622
227,84
-226
-42
Из таблицы видно, что процент товарности по растениеводству увеличился за счет увеличения производства и за счет увеличения реализации на 2844 ц, но остается очень низким, так как хозяйство производит зерно в основном для собственных нужд.
Процент товарности по молоку сократился в связи со снижением производства и, следовательно, снижением реализации, но показатель очень высок, т.к. практически все произведенное молоко идет на реализацию.
По мясу КРС процент товарности сократился в связи с низкими показателями прироста КРС и уменьшением реализации. По мясу свиней увеличился за счет высокой реализации по сравнению с приростом.
1.6. Общая экономическая ситуация в ООО «Агрофирма „Ирбитская“
Об общей экономической ситуации в хозяйстве свидетельствуют финансовые результаты деятельности, приведенные в таблице 8
Таблица 8 — Результаты финансовой деятельности ООО „Агрофирма “Ирбитская»
По данным таблицы видно, что в хозяйстве из всех видов реализованной продукции только молоко носит прибыльный характер, хотя в 2008 г. прибыль от его реализации существенно сократилась. Это связано, прежде всего, с высокой себестоимостью и уменьшением выхода валовой продукции по молоку, а следовательно уменьшением объема реализации. По всем остальным направлениям хозяйство получило убыток.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
В ООО «Агрофирма „Ирбитская“ глубокая специализация по молочному направлению. По реализации молока ООО „Агрофирма “Ирбитская» имеет прибыль, поэтому хозяйству необходимо повышать эффективность молочного скотоводства: снижать себестоимость, увеличивать надои.
Раздел 2. Организация коммерческой деятельности ООО «Агрофирма „Ирбитская“
Организация коммерческой деятельности на предприятии представлена в лице коммерческого агента.
Коммерческий агент относится к категории технических исполнителей.
На должность коммерческого агента назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.
Назначение на должность коммерческого агента и освобождение от нее производится приказом директора ООО „Агрофирма “Ирбитская».
Коммерческий агент должен знать:
— Нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся ведения бизнеса.
— Основы рыночной экономики.
— Методы установления деловых контактов.
— Порядок оформления документов, связанных с куплей-продажей товаров и заключением договоров, соглашений и контрактов на оказание услуг.
— Основы трудового, финансового хозяйственного и налогового законодательства.
— Действующие формы учета и отчетности.
— Организацию погрузочно-разгрузочных работ.
— Условия хранения и транспортировки товаров.
— Правила внутреннего трудового распорядка.
- Правила и нормы охраны труда.
Коммерческий агент подчиняется непосредственно директору.
Функции коммерческого агента:
Коммерческий агент участвует в работе по установлению необходимых деловых контактов между покупателями и продавцами товаров, включая техническую и другую продукцию (оборудование, сырье, полуфабрикаты и др.), а также оказанию различных коммерческих услуг.
Содействует покупке и продаже партий товаров (оптом).
Обеспечивает надлежащее оформление заключаемых договоров и контрактов, других необходимых документов, в том числе страховых и экспортных лицензий.
Выполняет необходимую техническую работу при заключении соглашений, договоров и контрактов, размещении рекламы в средствах массовой информации.
Организует предоставление транспортных средств и обеспечение выполнения других условий, предусмотренных заключенными соглашениями, договорами и контрактами, оказывает помощь в доставке товаров.
ООО Агрофирма «Ирбитская» имеет налаженный рынок сбыта продукции молока и мяса. Фирменных магазинов и торговых точек не имеет.
Молоко-сырье реализуется на ОГУП «Ирбитский молочный завод». В 2008 году объем реализации молока составил 83548 ц.
Объёмы поставок осуществляются по договору, утверждённому на год с заключением протоколов согласования цен. Закупочные цены составляют 6-7 рублей за 1 литр молока в зачётной массе высшего и І сорта.
Мясо КРС и свиней реализуется на ООО «Байкаловское мясное предприятие», «Богдановичский мясокомбинат» и ОАО «Талицкий торговый дом».
Цена устанавливается по договорам разовых сделок от 33-35 рублей за 1 кг мяса в пересчёте на живой вес.
Выручка за сданную продукцию перечисляется на расчётный счёт.
С ГУП СО «Ирбитский молочный завод» заключаются бартерные сделки, что не всегда выгодно хозяйству, так как ГСМ, запчасти и другие материальные ценности приобретаются по завышенной цене.
На расчётный счёт поступает незначительная часть выручки за сданное молоко, что значительно снижает платёжеспособность хозяйства.
2.1. Оценка сложившейся ситуации на рынке деятельности ООО «Агрофирма „Ирбитская“
В Ирбитском районе выделяются два ведущих хозяйства по производству молока — колхоз «Урал» и СПК «Килачевский». Они выдвигают Ирбитский район в лидеры по производству молока; результат 2008 года — 4349 кг молока на фуражную корову.
Данные хозяйства не являются конкурентами ООО «Агрофирма „Ирбитская“, так как колхоз «Урал» сам является переработчиком молока с широким ассортиментом продукции. СПК «Килачевский», в основном, осуществляет поставки молока-сырья в г. Екатеринбург и г. Тюмень.
ОГУП «Ирбитский молочный завод» постоянно ощущает нехватку сырья для переработки, поэтому практически все молоко, произведенное ООО „Агрофирма “Ирбитская», реализуется в полном объеме. Данный канал сбыта является достаточным.
2.2. Сбытовая деятельность предприятия
Объем продаж молока по каналу реализации, цены и эффективность коммерческой деятельности ООО «Агрофирма „Ирбитская“ приведены в таблице 9.
Из таблицы видно, что в 2008 г. по сравнению с 2007 г. уменьшился объем реализации молока 6646 ц или 7,4%. Понижение уровня производства и реализации молока обусловлено уменьшением надоев молока за рассматриваемый период. Уровень товарности по данному виду продукции изменяется незначительно и колеблется в пределах 91-92%, т.е. практически все произведенное молоко идет на реализацию. Средняя цена реализации закаждый год рассматриваемого периода является выше, нежели себестоимость продукции, следовательно, финансовым результатом реализации продукции молочного скотоводства является прибыль. Но размер прибыли уменьшился на 22,37%. Доля прибыли в выручке в 2007 г. составляла 23,87%, в 2008 г. — 13,14%
Исходя из сделанных выводов, на предприятии необходимо разрабатывать перспективную коммерческую стратегию по увеличению прибыли.
Для получения положительных результатов от проведения стратегического развития предприятия по производству и сбыту молока необходимо увеличение поголовья дойного стада и повышение качественного полноценного и сбалансированного по всем питательным элементам кормления животных.
--PAGE_BREAK--