--PAGE_BREAK--налога на добавленную стоимость являются:
1) лица, которые встали на учет по налогу на добавленную
стоимость:
— индивидуальные предприниматели;
— юридические лица, за исключением государственных учреждений; нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
2) структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость.
Плательщиками налога на добавленную стоимость при импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
Постановка на учет по НДС осуществляется при достижении оборота по реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период определенного минимума (последнее значение на 2010 год – 15 тыс. МРП).
Объектом обложения НДС является облагаемый оборот и облагаемый импорт, а «НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ, услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет, по облагаемому обороту определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги». В последнем проявляется механизм зачета по налогу.
Оборот по реализации товаровозначает:
— передачу прав собственности на товар (продажу, отгрузку, обмен на другие товары, работы, услуги, экспорт, безвозмездную передачу, взнос в уставной капитал, передачу работникам в счет оплаты труда);
— отгрузку товара по договорам комиссии;
— передачу имущества в финансовый лизинг и передачу заложенного имущества в случае неуплаты долга;
— отгрузку товара структурному подразделению, являющемуся плательщиком НДС;
— иное использование товаров, приобретенных для предпринимательской деятельности и не относящихся к такой деятельности.
Оборот по реализации работ и услугвключает разное оказание услуг или выполнение работ, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение.
Облагаемым оборотомявляется оборот по реализации товаров, работ, услуг, совершаемый плательщиком НДС, за исключением освобождаемого оборота по НДС и осуществляемого за пределами Казахстана. Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них НДС. В случаях изменения стоимости товаров, работ, услуг корректируетсяразмер облагаемого оборота, а также при полном или частичном возврате товара.
К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица – резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и государственных учреждений, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.
Механизм взимания и уплаты корпоративного подоходного налога сводится к следующему.
Объектом обложенияявляется:
1) налогооблагаемый доход;
2) доход, облагаемый у источника выплаты;
3) чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянноеучреждение.
Учитывая, что налогообложение каждого из названных объектов имеет существенные различия, рассмотрим их раздельно.
1) Налогооблагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.
В совокупный доход входят все доходы, полученные юридическим лицом в течение налогового периода: доходы от реализации товаров (работ, услуг), доход от сдачи в аренду имущества, дивиденды, вознаграждения, выигрыши и т. д.
К вычетам относятся расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода (выплата заработной платы, оплата приобретенного сырья, необходимого для производства основного продукта, выплачиваемые вознаграждения работникам налогоплательщика, производимые помимо заработной платы и т. п.).
Окончательный расчет по корпоративному подоходному налогу по итогам прошедшего налогового периода, который равен одному году, осуществляется налогоплательщиком не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации. Данная же декларация должна быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Исчисление земельного налога производится путем применения соответствующей налоговой ставки к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку.
Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, месторасположения, водоснабжения и установлены на единицу земельной площади — гектар и квадратный метр. Базовые налоговые ставки установлены в ст. 378 — 383 Налогового кодекса. Согласно ст. 387 Налогового кодекса местные представительные органы на основании проектов (схем) зонирования земель, проводимого в соответствии с земельным законодательством РК, имеют право понижать или повышать ставки земельного налога не более чем на 50% от базовых ставок земельного налога, установленного ст. 378, 379, 381, 383 Налогового кодекса. При этом запрещается понижение или повышение ставок земельного налога индивидуально для отдельных налогоплательщиков.
Для отдельной категории налогоплательщиков при исчислении налога применяется коэффициент 0,1 к соответствующим ставкам. К таким плательщикам относятся: оздоровительные детские учреждения, государственные природные заповедники, государственные ботанические сады, государственные предприятия рыбовоспроизводственного назначения, юридические лица, определенные в п. 1 ст. 134 Налогового кодекса, т.е. организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере (оказание медицинских услуг, услуг в сфере образования, деятельность в сфере науки, спорта и т.д.) и др. юридические лица.
Налоговой базой по объектам налогообложения имущества юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей является среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей объектов обложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.
В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса расчет сумм текущих платежей по налогу на имущество (ф. 701.02) представляется не позднее 15 февраля отчетного налогового периода. Расчет предназначен для определения текущих платежей по налогу на имущество по срокам уплаты 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября налогового периода по налоговой базе — остаточной стоимости объектов налогообложения на начало налогового периода. Вновь созданные предприятия представляют расчет до 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки в налоговых органах на регистрационный учет. Для вновь созданных предприятий в соответствии с п. 2 ст. 166 Налогового кодекса первым налоговым периодом является период времени со дня создания до конца календарного года. Следовательно, если вновь созданные предприятия не приобретали основные средства и нематериальные активы до срока представления расчета, то данный расчет представляется в виде так называемой «пустографки». В случае, если основные средства и нематериальные активы были приобретены в течение налогового периода, базой для исчисления налога на имущество будет стоимость приобретенных активов.
Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические и лица, в том числе иностранные, их представительства, филиалы, постоянные учреждения, физические лица, в том числе иностранные, индивидуальные предприниматели, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.
Объектами обложения являются транспортные средства, находящиеся на праве собственности, подлежащие государственной регистрации.
Налоговые ставки установлены в месячных расчетных показателях в зависимости от объема двигателя, мощности или грузоподъемности (вместимости) транспортного средства и дифференцированы по видам транспортных средств. К ставкам применяются поправочные понижающие коэффициенты на срок эксплуатации.
Плательщиками социального налога являются:
1) индивидуальные предприниматели;
2) частные нотариусы, адвокаты;
3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи;
4) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения.
2. По решению юридического лица-резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.
Объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам в виде доходов, а также доходы иностранного персонала.
В случае если объект обложения, определенный в соответствии с Налоговым Кодексом, за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то объект обложения социальным налогом определяется исходя из минимального размера заработной платы.
Социальный налог исчисляется по ставке 11 процентов.
Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:
1) производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;
2) импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;
3) осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан;
4) осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории Республики Казахстан подакцизных товаров;
5) осуществляют реализацию конкурсной массы подакцизных товаров.
Плательщиками акцизов являются также юридические лица-нерезиденты и их структурные подразделения.
Ставки акцизов устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.
Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении либо в зависимости от объемного содержания в ней безводного (стопроцентного) спирта.
На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.
2.2 Роль налоговых платежей предприятий в пополнении государственного бюджета: анализ 2007-2009гг.
Почти девять десятых всех доходов республиканского бюджета формируются за счет поступлений по трем видам налогов. Так, от корпоративного подоходного налога, НДС и использования природных и других ресурсов поступило средств в республиканский бюджет в 2007 году в сумме 1482,4 млрд. тенге или 86% доходов, неналоговые поступления — 56,8 млрд. тенге или 4% официальные трансферты (бюджетные изъятия от областных бюджетов) — 96,4 млрд. тенге или 5,6%. Доля таможенных платежей, акцизов и других сборов в республиканском бюджете составляет менее 5%. Как мы видим, исполнение доходной части республиканское бюджета, в основном зависит от корпоративного подоходного налога (834,0 млрд. тенге) и поступлений от использования природных ресурсов (304,2 млрд. тенге). В свою очередь, от сырьевого сектора поступило корпоративного подоходного налога в сумме 369,8 млрд. тенге, роялти от организаций сырьевого сектора поступили в сумме 83,6 млрд. тенге, а по разделу продукции сырьевого сектора — 26,7 млрд. тенге.
За 2008 год в государственный бюджет поступил доход в сумме 2098,2 млрд. тенге и в республиканский бюджет — 1626,7 млрд. тенге, или 77,5%, а в местные бюджеты — 471,5 млрд. тенге, или 22,5%. При этом из 471,5 млрд. тенге были изъяты 95,0 млрд. тенге в республиканский бюджет. В результате в распоряжении местных исполнительных органов остались доходы в сумме 376,5 млрд. тенге. В свою очередь, из республиканского бюджета были выделены целевые трансферты местному бюджету на 278,0 млрд. тенге и кредитов на сумму 43,2 млрд. тенге.
Корпоративный подоходный налог в доходах государственного бюджета занимает долю от 28 до 30% в разные годы, то есть это самый доходообразующий налог. В Приложении 1 представлена структура доходов бюджета за 2007-2009 годы. Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2007 году корпоративный налог поступил в государственный бюджет Республики Казахстан в размере 382814 млн. тенге, что составило 29,7% к общему доходу бюджета (1286734 млн. тенге) и 32,2 % к налоговым поступлениям. В 2008 году корпоративный подоходный налог в государственном бюджете увеличился в 2,17 раз или на 451518 млн. тенге и составил сумму 834332 млн. тенге. Доля корпоративного подоходного налога в 2005 году в общем доходе бюджета составила 39,7% (2098532 млн. тенге) и к налоговым поступлениям его доля составила 41,7% (1998314 млн. тенге).
Данные 2009 года свидетельствуют о том, что корпоративный подоходный налог был собран за этот период в сумме 506436 млн. тенге, что выше на 87232 млн. тенге за аналогичный период 2008 года. Доля корпоративного подоходного налога за указанный период 2006 года составила к общим доходам бюджета 32,3% (1566220 млн. тенге) и к налоговым поступлениям его доля составила 34,0% (1488612 млн. тенге).
Как видим, рост доли корпоративного подоходного налога в общих налоговых поступлениях является довольно значительным. Доля поступления корпоративного подоходного налога имеет тенденцию к увеличению, так если в 1997 году его доля составляла только 9,9%, то уже в 2007 году она составила 32,2%.
Основными плательщиками корпоративного подоходного налога являются крупные предприятия Республики Казахстан, среди которых наибольшие поступления дали такие предприятия сырьевого сектора, как ТОО «Тенгизшевройл», от которого поступило корпоративного подоходного налога в 2006 году за первое полугодие – 132301 тысяч тенге, 99882 тысячи тенге было уплачено АО «Разведка Добыча «Казмунайгаз» и третьим по величине налогоплательщиком в сырьевом секторе является ОА «Тургай-Петролеум», от которого поступило в бюджет 68855 тысяч тенге корпоративного подоходного налога. Среди других отраслей промышленности наиболее крупными плательщиками корпоративного подоходного налога за тот же период являются такие предприятия, как ТОО «Концерн «Цесна-Астык» от которого поступило в бюджет 1953 тысячи тенге корпоративного подоходного налога, АО «Кант», перечисливший в бюджет указанный вид налога в сумме 1069 тысячи тенге.
Корпоративный подоходный налог, начиная с 2002 года, согласно Закону «О бюджетной системе Республики Казахстан» от 17 ноября 2001 года №1853 между республиканским и местным бюджетами не распределяется, а полностью используется для формирования доходов республиканского бюджета.
В 2007 году поступления НДС в республиканский бюджет составили 234 788 млн. тенге. Удельный вес поступления НДС к налоговой части дохода республиканского бюджета составил 28,7% (налоговые поступления составили 816 458 млн. тенге), к общим доходам республиканского бюджета, который в 2004 году составлял 961 859 млн. тенге удельный вес НДС составил 24,4%. Динамика поступления налога на добавленную стоимость за 2007-2009 годы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика поступления НДС в составе доходов государственного бюджета за 2007-2009 гг.
За 2008 год в республиканский бюджет поступил доход в сумме 1 723 913 млн. тенге. При этом налоговые поступления республиканского бюджета составили 1 561 912 млн. тенге или 90,6% к доходу, а НДС составил 343 926 млн. тенге или 19,9% к поступлениям общего дохода республиканского бюджета и 22,0 % к налоговым поступлениям республиканского бюджета. Такое снижение удельного веса НДС в доходах бюджета было связано с тем, что часть дохода НДС была направлена на формирование местных бюджетов. В результате в распоряжении местных исполнительных органов остались доходы в сумме 376,5 млн. тенге. В свою очередь, из республиканского бюджета были выделены целевые трансферты местному бюджету на 278,0 млн. тенге и кредитов на сумму 43,2 млн. тенге.
В 2008 году сумма возмещения НДС по нулевой ставке на экспорт составила 139,0 млрд. тенге и по сравнению с 2007 годом увеличилась в 1,5 раза. Это огромная поддержка отечественных товаропроизводителей. Однако возмещения из НДС из республиканского бюджета в основном получают крупные компании, акционерные общества, производящие нефть, металл, а также хозяйствующие субъекты, экспортирующие пшеницу и другое сырье.
В 2009 году доход республиканского бюджета составил 1 847 225 млн. тенге, то есть произошло незначительное увеличение доходности республиканского бюджета по сравнению с предыдущим 2008 годом, а именно на 123 312 млн. тенге. Налоговые поступления республиканского бюджета составили в 2009 году 1 667 823 млн. тенге или 90,3% к общему доходу. В составе налоговых поступлений доля НДС составила 489 572 млн. тенге или 29,3%, а к общему доходу республиканского бюджета доля НДС составила 26,5 %.
По итогам 2009 года налоговые поступления в компетенции Налогового Комитета Министерства финансов Республики Казахстан в бюджет от предприятий мониторинга составило 2089,2 млрд. тенге, что по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года меньше на 577,0 млрд. тенге, или на 21,6%.
Наибольшее снижение произошло по отраслям: добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях — на 19,3%, или на 377,3 млрд. тенге, металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий — в 2 раза, или на 94,6 млрд. тенге, банковская деятельность — на 35,1%, или на 40,7 млрд. тенге, и строительство на 10,7%, или на 4,7 млрд. тенге (Приложение 2).
Уменьшение поступлений объясняется внесением изменения в Налоговый кодекс в части снижения ставок КПН с 30% до 20%, НДС с 13% до 12% и введением фиксированной ставки социального налога. Кроме того, значительно повлияло снижение объемов производства по отдельным предприятиям нефтяного и горнорудного секторов экономики в связи со снижением цен на нефть и металлы.
Если рассматривать структуру поступлений предприятий мониторинга в разбивке по видам деятельности, то наибольший удельный вес продолжают занимать предприятия, занимающиеся добычей сырой нефти и природного газа, а также предприятия, осуществляющие услуги в этих областях, — 75,7%. Предприятиями транспорта и связи обеспечено 5,0% поступлений, банковской деятельности — 3,6%, предприятия металлургической промышленности и производства готовых металлических изделий — 4,0%, торговли нефтепродуктами — 2,1%, поступления в сфере строительства занимают 1,8% и по остальным отраслям — 7,8% (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура поступлений налогов предприятий мониторинга по видам деятельности
3 Проблемы уплаты налоговых платежей предприятий и пути их решения
3.1 Основные проблемы предприятий по уплате налоговых платежей
В современных условиях рыночных отношений растет число налоговых правонарушений, что связано с нежеланием налогоплательщиков своевременно и правильно платить налоги. Одним из обстоятельств, способствующих увеличению числа налоговых правонарушений, является несовершенство и нестабильность налогового законодательства, часто вносимые изменения и дополнения создают новые трудности. Негативное отношение налогоплательщиков к налоговой системе в немалой степени объясняется недостаточным уровнем их правовой налоговой культуры. Все эти обстоятельства приводят к увеличению дефицита государственного бюджета. К сожалению, существенно изменилась структура налоговых правонарушений. Обозначился ряд основных способов уклонения от уплаты налогов: сокрытие объектов налогообложения, в том числе путем ведения двойной бухгалтерии; непредставление документов налоговой отчетности в налоговые органы или включение в документы налоговой отчетности заведомо искаженных данных о доходах, расходах, объектах налогообложения, суммах убытков или суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет; уклонение от постановки на учет предприятия в налоговом органе в целом или по отдельным видам.
Среди других проблем взимания налогов следует отметить: открытие нескольких банковских счетов без уведомления налогового органа; умышленное уменьшение активов организации с целью уклонения от применения по отношению к организации мер принудительного взыскания налоговой задолженности; проведение расчетов по хозяйственным операциям, минуя банковские счета организации, в том числе через банковские счета третьих лиц, либо проведение расчетов наличными деньгами; уклонение от оформления счетов-фактур или оформление фиктивных счетов-фактур. продолжение
--PAGE_BREAK--
Среди способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства наиболее действенным в отношении неплательщиков является вынесение решения об ограничении в распоряжении имуществом и его дальнейшей реализации. Однако, как показала проверка, этот механизм в деятельности налоговых органов практически не работал в том виде, какой предусмотрен законом. На момент проверки, ограниченное у злостных неплательщиков имущество фактически налоговой службой не передавалось в установленном порядке для реализации в счет погашения задолженности. Практически повсеместно были выявлены факты, когда ограниченное имущество в таком состоянии находилось до одного года, а иногда и более. За этот период должники успевали растратить его, а налоговые органы лишь формально неоднократно дублировали наложение ограничений.
И сами налоговые органы также допускают нарушения в части обеспечения полного и своевременного поступления налогов и платежей в бюджет. К примеру, Счетный комитет установил факты искажения налоговыми комитетами областей отчетных данных по исполнению доходов местных бюджетов путем необоснованного зачисления в бюджет авансовых платежей по ряду налогов. Это привело к невыполнению доходной части бюджетов областей.
3.2 Совершенствование уплаты налоговых платежей предприятий
Прежде всего, следует отметить, что наиболее часто преступления в сфере налогообложения совершаются по поводу правильности и полноты начисления НДС и подоходного налога с юридических и физических лиц.
В целях воспрепятствования этому предпринимаются меры по упорядочению контроля за уплатой налогов в сфере малого бизнеса, где внедрены фиксированные платежи в бюджет, а также установлены акцизные посты на крупных предприятиях, выпускающих подакцизные товары.
Для выявления фактов уклонения субъектов предпринимательства от процедуры государственной регистрации необходимо отработать механизм работы налоговых комитетов, проводить оперативную работу по проверке граждан и юридических лиц, размещающих рекламу, объявления в средствах массовой информации с предложением услуг разноге характера. Необходимо также возродить такие проводимые налоговыми службами операции, как «предприниматель», которые в недалеком прошлом давали неплохие результаты по выявлению налоговые правонарушений.
Не секрет, что еще имеются факты недобросовестного отношения работников налоговых служб ксвоим функциональным обязанностям, следователь но, возникает вопрос на местах о необходимости территориального закрепления всех торговых и другие; объектов за каждым работником налоговых служб. Соответственно, каждый будет чувствовать ответственность за свои подконтрольные участки.
У органов финансового контроля также возникает необходимость координировать в некоторых вопросах органы налоговой службы. Благодаря специфике своей работы органы финансового контроля зачастую охватывают вопросы по выявлению необоснованного завышения объема работ, что, в свою очередь, влияет на формирование себестоимости продукции и, соответственно, занижает налогооблагаемые объекты.
Для ужесточения контроля за налоговыми правонарушениями необходимо создавать все условия, препятствующие совершению нарушений. Все юридические лица, имея расчетные и иные счета, допускают случаи финансовых расчетов между собой путем наличного расчета в крупных размерах, что не запрещено законодательством Республики Казахстан. Таким образом, предприятие при расчете со своими кредиторами помогает другому предприятию. В укрытии от официального учета полученных наличных сумм, тем самым укрывая объекты налогообложения. Следовательно, фискальным службам для выявления и доказательства подобных фактов необходимо проводить встречные проверки с выемкой бухгалтерских документов.
В связи с возросшим уровнем профессионализма преступников возрастает роль специальных знаний в судопроизводстве, применение которых имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Специальные знания, используемые в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, составляют научную основу следственной и судебной деятельности.
Несмотря на многообразие форм использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве, особое внимание уделяется основным из них: применение их непосредственно лицом, ведущим процесс; назначение экспертизы; участие специалиста в производстве следственно-судебных действий.
Субъекты малого предпринимательства, как правило, не могут себе позволить иметь высококвалифицированных и высокооплачиваемых бухгалтеров и в большинстве своем исчисляют налоги самостоятельно. В их налоговой отчетности всегда можно найти те или иные нарушения, даже если они хотят честно платить налоги.
Практика показывает, что, в среднем, в 9-ти из 10-ти случаев налоговых проверок нарушения, умышленные или неумышленные, действительно находятся. По результатам такой проверки субъектам малого предпринимательства могут грозить крупные финансовые потери или даже банкротство. Угроза таких потерь подталкивает налогоплательщика «договориться» с налоговым инспектором о не начислении пени и штрафов, что создает условия для различных злоупотреблений, в том числе и коррупционных правонарушений.
Для кардинального решения проблемы соблюдения налогового законодательства и связанных с этим коррупционных правонарушений, создания дополнительных условий для развития субъектов малого предпринимательства и придания их отношениям с налоговыми органами полной прозрачности предлагаются создания государственного учреждения «Государственная налоговая консультация».
Предметом деятельности будет оказания субъектам малого предпринимательства консультационных услуг по вопросам исчисления и уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.
Расходы за услуги государственной налоговой консультации будут для субъектов малого предпринимательства намного ниже, чем содержание собственного бухгалтера, а качество налоговой отчетности – выше, так как заниматься этим будут профессионалы. Такая налоговая консультация будет нести гражданско-правовую ответственность за правильность исчисления налогов и составления налоговой отчетности ее клиентами – субъектами малого предпринимательства. Если же налоговая инспекция обнаружит какие-либо нарушения в бухгалтерской отчетности по налогам и предъявит субъекту малого предпринимательства дополнительные налоговые требования и штрафные санкции, то Государственная налоговая консультация по гражданско-правовому договору обязана будет возместить своему клиенту эти дополнительные расходы.
Заключение
Таким образом, подводя итоги, можно говорить о том, что налогообложение предприятий играет важную роль в государственном бюджете Республики Казахстан, так как посредством налогов формируется 98% всех доходов государства.
Однако, несмотря на позитивные тенденции в развитии налогообложения предприятий, имеются и негативные аспекты в налогообложении, которые привели к росту «теневой» экономики. Величина теневой экономики только в экспорте продукции, по официальным данным таможенников республики, за последние три года составляла 21-25% к ВВП.
Сегодня продолжается совершенствование налогообложения предприятий и перспективы развития видятся с учетом специфики и уровня развития экономики, сбалансированности фискальной и стимулирующей функций, требований к модели рациональной (эффективной) налоговой системы — разработана модель совершенствования параметров налоговой системы. Она включает в себя комплексное изменение параметров восьми основных налогов в Казахстане, носит комплексный и сбалансированный характер.
В целом предлагаемое комплексное изменение параметров налоговой системы позволит решить проблемы: чрезмерного перекоса налоговой нагрузки между секторами экономики; улучшает условия ведения производственного бизнеса, создает для него новые экономические стимулы; позволяет сохранить устойчивость бюджетных поступлений.
Для дальнейшего повышения эффективности налогового контроля и администрирования создана система электронного мониторинга крупных налогоплательщиков, целью которого является постоянное отслеживание, анализ, обобщение, оценка и выявление причин уклонения от налогообложения.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс РК от 10.12.2008 г. с изменениями на 30.12. 2009 г.
2. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 544 с.
3. Нурумов А. Налоги Республики Казахстан и развитых стран.- Алматы: Словарь.- 2005.- 216 с.
4. Султанова Б.Б. Налоговый учет.- Алматы: Экономика.- 2007.- 250 с.
5. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть.- Алматы: НОРМА-К.- 2003.- 512 с.
6. Гурова И.Н. О некоторых проблемах налогового администрирования // Финансы.- 2010.- № 2.- с. 74
7. Калиакпарова Г. Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество // Бюллетень бухгалтера.- 2010.- № 7.- с.4
8. Кыстаубаев Р. Анализ налоговых поступлений в компетенции Налогового комитета за 2007- 2008 гг. // Вестник налоговой службы РК.- 2009.-№ 4.- с. 13
9. Лалаев С.Г. Амортизационная премия как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы.- 2009.- №9.- с. 76
10. Основные изменения по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество // Бюллетень бухгалтера.- 2010.- № 7.- с.4
11. Четвертый Казахстанский налоговый форум в г. Алматы // Вестник налоговой службы РК.- 2009.- № 12.- с. 5
12. http.:www.salyk.kz
Приложение 1
Структура поступления основных видов налогов в государственный бюджет Республики Казахстан за 2007 – 2009 годы
Наименование показателей
годы
2007
2008
2009
Всего (млн. тенге)
Доля к общим доходам бюджета, %
Доля к налоговым поступлениям бюджета, %
Всего (млн. тенге)
Доля к общим доходам бюджета, %
Доля к налоговым поступлениям бюджета, %
Всего (млн. тенге)
Доля к общим доходам бюджета, %
Доля к налоговым поступлениям бюджета, %
Доходы
1286734
100
100
2098532
100
100
1566220
100
100
Налоговые поступления
1186137
92,1
100
1998314
95,2
100
1488612
95,0
100
КПН
382814
29,7
32,2
834332
39,7
41,7
506436
32,3
34,0
НДС
234 788
24,4
26,2
343 926
19,9
21,7
489 572
26,5
28,8
продолжение
--PAGE_BREAK--