Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Опасность и риск

ОБЖД лекции


Тема 1: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности


БЖД – это система базовых знаний, способствующая обеспечению безопасных условий существования человека, природной, социальной и технической среды, а также системы организации технических мероприятий на уровне отдельного человека (эмбриона), государства, планеты в целом.


Основная направленность мероприятий – предупреждение и минимизация угроз для жизни человека во всех формах его деятельности.



1. охрана здоровья;


2. санитарно – эпидемиологическая безопасность;


3. экология, охрана окружающей среды;


4. техническая, транспортная и радиационная безопасность;


5. действия в экстремальных ситуациях.


Биологическая безопасность – охрана окружающей среды людей от грибов, вирусов, от последствий употребления ГМО (генно – модифицированных организмов!) и ГМП (генно – модифицированных продуктов!).


Охрана труда – система мероприятий техники безопасности на предприятиях. В Украине контроль над состоянием охраны труда осуществляют специальные центральные и территориальные структуры Министерства труда и социальной политики Украины, а также Минздрав, Минэкологии и МЧС. Основная ответственность за безопасность людей возложена на работодателя, он обязан создать безопасные условия труда для своих работников.


Радиационная безопасность – её цель: охрана жизни и здоровья населения, его имущества, окружающей природы от негативного воздействия ионизирующих излучений и др.


БЖД – это степень защиты человека от чрезвычайных опасностей.


Опасность – влияние на человека различных факторов, кот. могут вызвать отклонение в состоянии его здоровья от среднестатистического. Природа таких может быть связана с: 1) социально – экономическим состоянием общества; 2) природными катастрофами; 3) как следствие технических аварий; 4) связанны с уровнем загрязнения; 5) вследствие террористических актов или воин.


Безопасность – такое состояние действительности, при котором отсутствуют угрозы. Это объективное состояние, основанное на отсутствии угрозы; это также состояние покоя, уверенность (психологическая или правовая, при которой человек чувствует уверенность и поддержку другого человека или юридическую урегулированность системы.). Существуют 2 группы:


1. объективное состояние безопасности, т.е. наличие или отсутствие угрозы в общественном или индивидуальном измерении;


2. чувство безопасности – это сознание наличия безопасности (отсутствия опасности) или противодействие угрозе в общественном, местном или индивидуальном измерении.




Отсутствие безопасности – полагают, как угрозу существования жизни и её перспектив.


Управление безопасностью – процесс создания, размещения и применения разнообразных средств для уменьшения угрозы.


Критерием безопасности является – доход граждан, индекс интеллектуального развития, смертность, средняя продолжительность жизни, развитие системы здравоохранения, развитие системы образования.


Законодательная база:


1. КУ (ст. 43, 45, 49, 50, 66);


2. Закон про охрану окружающей среды;


3. ЗУ про охрану труда.


Тема 2: Опасность и риск


Классификация угроз:


1. критические – вмешиваются в виды деятельности человека и препятствуют реализации его прав и свобод;


2. распространенные – действие несет крупномасштабный период;


3. прямые.


Угрозы, опасности и беды подразделяются на: индустриальные, природные, технологические, экологические, экономические и политические.


Согласно ДСТУ 2293 – 99, безопасность – состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключается влияние опасных явлений.


Опасность – деятельность, в результате которой здоровью человека наносится вред, создается угроза для жизни или затрудняется функционирование органов человека.


Соотношение опасности и безопасности соизмеримо: Б = Р*О, где Б – безопасность, Р – вероятность наступления опасности, О – опасность.


Риск – указывает на действие, кот. должно или может произойти с неуверенностью или неопределенностью. Специфика риска: ущерб, время, пространство или масштабность.


Опасность – отрицательное влияние на человека и окружающую среду. Реальная опасность возникает в соответствующих условиях и исходит от источника опасности.


Источник опасности – создаёт угрозу опасности, а сама опасность – реализует.


Риск конкретизирует опасность. Он может быть случайным событием и определён вероятностью.


-1 ≥ Р ≥ 1


Р = ,


где - число реализованных событий и - общее число событий


Реализация опасности проходит по схеме (существует возможность предотвращения опасности!):


Источник ► условия ► опасные факторы ► объект ► риск возникновения ► событие.


Опасность делится по определенным критериям: 1) частота проявления; 2) серьезность риска.


Синергизм – действие нескольких факторов, каждый из последующих усиливает предыдущий.


Виды проявления опасности:


1. природные;


2. техногенные;


Система находится в равновесии пока не будет достигнут уровень активации опасности – энергией активации опасности. В связи с существованиям разного уровня рисков, были приняты границы приемлемости. Во избежание ненужных расходов, имущественных потерь, наноса ущерба здоровью и жизни людей – введена минимальная граница риска.


Предельный риск – может быть отобран с помощью линии приемлемости.


R = 1 (цена жизни человека)


R = 10-6
(допустимый риск)


R = 10-3
(риск несчастного случая)


Виды риска:


1. инженерный риск;


2. модельный риск;


3. экспертный риск;


4. социологический риск.


С позиции здравого смысла: обоснованный и необоснованный.


По волевыявлении: добровольный и вынужденный.


По характеру: экономический, бытовой, социальный, биологический и т.п.


По степени допустимости: незначительный, приемлемый, предельно допустимый и чрезмерный риск.


Предельный риск – максимальный риск, кот. не должен привести к наступлению опасности или проявлению любых её факторов.


Влияние факторов опасности на человека. Рецепторы человека и вегетативная нервная система.


Вегетативная нервная система характеризуется:


1. частота пульса;


2. артериальное давление;


3. минимальный объем крови;


4. дыхание;


5. соотношение вдоха и выдоха;


6. сопротивление или потенциал кожи (кожно – гальванический рефлекс.)


Роль особого строения человека: 1) слух, зрение, чувства и др. ► предвидеть опасность (органы анализаторов); 2) органы чувств – рецепторы (ведущие нервные пути – нейроны или эффекторы, также мозговые окончания в коре ГМ (головного мозга)).


Основные функции рецепторов:


1. преобразование энергии действия раздражителя в нервный процесс (условия – наличие взаимодействия рецепторов с раздражителями, они возбуждаются в ответ на раздражитель);


2. биоэлектрическими явлениями – токами (или пульс) передает сигнал в центр ГМ;


3. центр ГМ ► передает нервные импульсы в анализаторы, а затем (по каналам обратной связи) возвращает их в рецепторы;


4. рецепторы – декодируют сигналы и превращают их в психическое восприятие.


Виды анализаторов: двигательные, зрительные, слуховые, вкусовые, обоняние, кожный (тактильный), висцеральный, вестибулярный.


Висцеральный аппарат (кровь, лимфа, тканевые жидкости – которые сохраняют относительную устойчивость организма):


1. определяет опасность скрытого и внутреннего характера;


2. играет роль в сохранении стабильности и функциональности внутренних органов;


3. играет роль в состоянии здоровья и жизни!


Чувствительность анализаторов близка к теоретическим границам. Рангом меры чуткости является предельная интенсивность, т.е. наименьшая интенсивность раздражителей, дающая ощущение.


Абсолютная граница восприятия – имеет верхние и нижние пределы.


Нижняя абсолютная граница восприятия – минимальная интенсивность раздражителя который вызывает ощущения.


Верхняя абсолютная граница – максимальная допустимая интенсивность раздражителя который не вызывает у человека боль.


Дифференциальная восприимчивость – определяется наименьшей величиной раздражителя, кот. дает возможность ощущать его изменения (за теорией Вебера и Фехнера).


Закон! Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.


S = C×,


где C – коэффициент пропорциональности


Способность к адаптации – возможность приспосабливать уровень своей восприимчивости к раздражителям.


Стресс – попытка восстановить нарушения в гомеостазе, некоторых физиологических, психических и биологических процессов в организме.


Тема 3: ЧС, обеспечение жизнедеятельности.


ЧП предшествует отклонению от нормального или привычного хода событий.


ЧП (ЧС) – нарушение нормальной жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, вызывается аварией , катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпизоотией, эпидемией, эпифитотией, а также военными действиями и приводит (может привести) к людским или материальным потерям.


Эпизоотия – животные инфекции, кот. передаются от животных человеку.


Эпифитотия – заболевания растений (напр., грибок, кот. передается человеку).


Понятие ЧС связанно с понятием опасность и риск.


Характер развития ЧС и её последствия определенны одним или несколькими факторами:


1. природным;


2. антропологическим;


3. социальным;


4. социально – политическим;


5. экономическим;


6. техноэкономическим;


7. организационно – управленческим;


8. специфическим (мультипликативным).


Классификация:


1) сфера возникновения:


1.1. техногенные;


1.2. природные;


1.3. экологические;


1.4. социально – политические.


2) по масштабам последствий:


2.1. локальные;


2.2. региональные;


2.3. национальные;


2.4. глобальные.


3) ведомственной принадлежности:


3.1. ЧС на транспорте;


3.2. с/х;


3.3. строит.;


3.4. промышленности и т.п.


4) по характеру лежащих в основе событий:


4.1. пожар;


4.2. аварии;


4.3. землетрясение и т.п.


В Украине распространенными есть техногенные:


1. аварии на промышленных и энергетических объектах;


2. ЧС на транспорте;


3. растекание на поверхность почвы и воды токсинов.


Группы:



Катастрофа – это крупная авария, тянущая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, разрушение или уничтожение объектов или других материальных ценностей, а также приводит к серьезному загрязнению окружающей среды.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.