Реферат по предмету "Международные отношения"


Социально-экономический аспект развития Судана

Социально-экономическийаспект развития Судана
суданарабский ресурс генофонд
Арабскиестраны Северной Африки, в том числе и Судан, обладают немалыми естественнымибогатствами, рациональное использование которых может изменить их судьбу. Нодаже на этом фоне Судан выделяется своими агроклиматическими исельскохозяйственными ресурсами, которые превышают потребности егоэкономического развития, что в перспективе может позволить ему стать «продовольственнойкорзиной» для всего Ближнего Востока.
Арабские страны всвоем большинстве унаследовали от многолетнего колониального присутствиясерьезные социальные проблемы: бедность, неграмотность, слабую базумедицинского обслуживания и другие проявления отсталости. Между тем ныне этистраны переживают крупные изменения, которые способны оказать влияние на разныестороны их социально–экономического развития. Таковы, например, показателидемографического роста. Если ещё не так давно в бывших колониальных странахестественное движение населения характеризовалось высокими рождаемостью, смертностьюи малой продолжительностью жизни, т.е. быстрой сменой поколений, то ныненаблюдается иная картина: рождаемость имеет тенденцию к повышению, ипараллельно с этим, заметно некоторое снижение смертности, что в совокупностидает значительный прирост населения. Эта тенденция в определенной мерераспространяется и на Судан.
Характерестественного движения населения зависит от многих причин. Смертность тесносвязана с материальными условиями жизни в той или иной стране, уровнемблагосостояния и культуры, развитием медицины и др. Рождаемость, в отличие отсмертности, не столь определено зависит от этих показателей, она в большейстепени связана с особенностями поло–возрастной структуры населения, со среднимвозрастом вступающих в брак, с уровнем образования граждан.
Значительныйрост населения в арабских странах начался в основном после первой мировойвойны. Но ещё более темпы роста населения здесь усилились после второй мировойвойны и обретения независимости, когда эти страны, а также Судан развернулиборьбу с высокой смертностью, осуществляя рядсоциальных и оздоровительных программ. Правительства этих стран стали уделятьзначительно большее внимание организации медицинских учреждений, внедрениюпрофилактических мероприятий, применению антибиотиков, санитарному контролюводоемов, а также развертыванию акушерской службы, что имеет очень большоезначение для снижения смертности. Тем не менее и поныне хронические трудностина социальном фронте в арабском, мире, включая здравоохранение, не преодоленыдо конца. Ситуация такова, что и сегодня поддерживается довольно высокаясмертность: 20 чел. на 1 тыс. жителей, в то время как в Западной Европеэто соотношение составляет 8 чел. на 1 тыс. граждан.
Скудноепитание, антисанитарные условия, отсутствие квалифицированной медицинскойпомощи ведут к сохранению множества опасных инфекционных заболеваний, особеннораспространенных в африканской части арабского мира, в частности, в Судане.Здесь зарегистрированы многочисленные случаи заболевания крови, гипотрофии,белкововитаминной недостаточности, столбняка, особенно у новорожденных, так каких прием часто проходит без соблюдения элементарных правил антисептики. Однойиз самых распространенных болезней является туберкулез. Высока смертность оттаких болезней, связанных с постоянным недоеданием, как бери–бери, рахит,квашиоркор. Это последнее – тяжелое детское заболевание, вызываемое недостаткомв пище белков и часто приводящее к летальному исходу. Высокая заболеваемость исмертность населения обусловлены сохраняющимся низким уровнем медицинскогообслуживания. В этих странах на 1 тыс. человек приходится в 15 раз меньшеврачей, чем в промышленно развитых государствах. Остро не хватает медицинскогооборудования, лекарств, вообще возможностей для реализации планов в областиздравоохранения и социального обеспечения.
Нормальноемедико–санитарное обеспечение населения Судана всегда было проблематичным. В1970 г. в стране насчитывалось 93 больницы на 12 тыс. коек, 73поликлиники, 606 диспансеров (обслуживаются, в основном, фельдшерским составом)и 1161 амбулаторий (обслуживаются медсестрами). Несколько лучше эта ситуацияпредстает в середине 90-х годов. К этому времени в стране насчитывалось 165больниц и 120 поликлиник, в то же время имелось 202 аптеки и 1,1 тыс. врачей, т.е.один врач на 14 тыс. жителей. В системе государственного здравоохранения на1975 г. работало 22% врачей–специалистов, а основную часть составлялиобщепрактикующие врачи. В целом в стране ощущается нехватка медицинских кадров:их готовит в ограниченном количестве всего одно специальное заведение –медицинский факультет Хартумского университета, неспособный преодолеть нехваткуквалифицированных специалистов. В 1973 г. было принято на первый курс 189студентов, в 1993 г. – 423, а выпущено соответственно 60 и 189 врачей. Нодаже троекратное увеличение выпуска не решает проблемы, тем более, чтоколичество медицинских учреждений и качество подготовки врачей в Суданезначительно ниже норм, установленных комиссией экспертов ВОЗ (ВсемирнаяОрганизация Здравоохранения при ООН) для стран «третьего мира».
Медицинскиеучреждения распределены крайне неравномерно по стране: в основном онисосредоточены в городах и крупных поселках. По этой причине в начале 90-х годовв Судане медицинская помощь была фактически доступна менее, чем половиненаселения. Смягчить тяжесть ситуации в какой–то мере может поощрениетрадиционных общинных систем взаимопомощи. Государство же должно защищатьпрежде всего наиболее уязвимые группы – женщин, детей, инвалидов и стариков.
В 1975 г.правительство Судана приняло первую программу развития здравоохранения,рассчитанную на 8 лет (1977–1984 гг.). Она предусматривала строительстволечебных и санитарно–гигиенических учреждений, охватывающих всю страну, а такжеобеспечение питьевой водой населения пустынь и безводных областей. Но этапрограмма в связи с хронической политической нестабильностью во многих своихпунктах не была выполнены.
В реализациипрограмм в области здравоохранения Судану, как отмечалось, оказывает помощьВОЗ, а также ряд государств по двухсторонним соглашениям. Они предоставляютмедицинское оборудование и препараты, направляют врачей, готовят медиков изчисла граждан Судана. Большую помощь Судану в этой области оказывал СССР,который, помимо обучения суданцев медицинским специальностям, построил в 1978 г.в Собе (пригород Хартума) госпиталь, ставший учебно-клинической базоймедицинского факультета Хартумского, университета.
Средифакторов, оказывающих отрицательное влияние на социальную ситуацию в Судане,быстрый рост народонаселения и постоянное отставание производствапродовольствия от спроса на него. В течение последних десяти лет наблюдаетсянекоторое снижение показателей рождаемости в Судане. Однако оно вызвано вбольшей степени особенностями ситуации в конкретных районах страны, нежелиуспехами демографической политики. В целом же явление снижения рождаемости длямусульманской общины нетипично. Ведь в основе отношения современных жителейСудана к планированию семьи лежит глубоко укоренившееся в их сознании представлениео том, что количество детей является важным (а для женщины – важнейшим) мериломсоциального престижа, а бездетность, даже вынужденная – факт, подлежащийосуждению.
В большинствеслучаев дети воспитываются и живут в рамках большой семьи, где все её члены втой или иной мере занимаются воспитанием ребёнка, подготовкой его к трудовойдеятельности. Дети всегда были помощниками в крестьянском труде. Поэтомузначительная их часть участвует в сельскохозяйственных работах с раннеговозраста, по достижении 6–7 лет. Семья является первоначальной трудовой ячейкойв большинстве деревень и стремится к расширению своих размеров. Минимальноечисло детей, на которых рассчитывает суданская семья, – это 3 ребёнка(предпочтительно – мальчики), потому что, в противном случае, семье сложносправиться с большим объемом ручного труда. Дети образуют большую частьработников, участвующих в сборе хлопка: по некоторым данным в 1994 г. детив возрасте 7–10 лет составили 8% всех сборщиков суданского хлопка в провинцииГезира, Ар-Рахад и других. Детский труд эксплуатируется наряду со взрослым.Производительность труда при сборе хлопка у детей почти такая же или лишьнесколько меньше, чем у взрослых. Другими словами, во всех сельскохозяйственныхрайонах дети рассматриваются как своего рода «трудовой капитал», причем нетолько в период интенсивных сельскохозяйственных работ. В результате, детистрадают даже больше взрослых. Они не только лишены возможности нормальнопитаться, но и получать доступ к образованию, вообще нормально развиваться, чтоотрицательно сказывается на национальном генофонде, здоровье народа,сказывается на его репродуктивном потенциале.
В Судане (каки в большинстве мусульманских стран) очень распространены ранние браки: дляженщины брачный возраст начинается с 13 лет. Снижение брачного возраста удевушек имеет место потому, что семья обычно спешит выдать их замуж, чтобыизбежать внедрения в свою среду сторонних лиц, претендующих на брачный союз.Число женщин, достигших 30 лет и не состоящих в браке, весьма незначительно ине превышает 1% в подавляющем большинстве районов Судана. Браки междуродственниками – обычное явление в Судане, и это, помимо сказанного, ведёт краспространению негативных тенденций в деторождении, влияет на физический обликпотомства и ухудшает качественный состав подрастающего поколения. Учитываяпотребность в рабочих руках и подход к проблеме деторождения, суданцы стремятсякомпенсировать высокую смертность увеличением числа детей в семье. Постатистике, в большинстве районов африканского континента, включая и Судан,один ребёнок из четырех умирает, не достигнув одного года. Уровень смертностиособенно высок в течение первых лет жизни.
В этихусловиях первостепенной необходимостью является усиление внимания к улучшениюсанитарно–гигиенических условий в сельской местности, вообще к осуществлениюмер, которые могут изменить материальные условия существования, населения. Приэтом подобные шаги должны сопровождаться соответствующей политикой,направленной на регулирование рождаемости, подкрепленной заботой об уменьшениимладенческой смертности. Такой подход нашёл отражение в словах вице–президентаСША А. Гора, заявившего на международном экологическом форуме в декабре1997 г. в Киото, что «назрела необходимость принятия целого комплексасоответствующих программ планирования семьи. В развивающихся странахсохраняется высокий уровень детской смертности. Соответственно, если увеличитьпроцент выживаемости детей, то может отпасть экономическая необходимостьрождения большого количества детей. Для достижения цели следует также усилитьроль женщин как в политическом, так и в социальном плане в том, что касаетсяпринятия решений по поводу планирования семьи».
Высокаярождаемость и стремление увеличить мужской компонент в семье вызваны остройнеобходимостью – преобладание детей мужского пола рассматривается, помимосказанного выше, и как элемент социального обеспечения в старости. Ведь внастоящее время в Судане не существует всеохватывающей системы социальногообеспечения на случай нетрудоспособности и по старости. Общественные же видысоциального обеспечения, как в государственном, так и в частном секторераспространяются на очень небольшую часть общества. В связи с этимпоказательно, что еще в ноябре 1972 г. президент Нимейри обещал ввести ужев 1973 г. закон о социальном обеспечении. Этот закон в крайне урезанномвиде вступил в силу лишь в середине 1975 г. Он предусматривал организациюсоциального обеспечения только для ограниченного контингента рабочих и служащихгосударственного сектора. По этому закону пенсионный возраст для мужчин былустановлен с 60 лет, для женщин – с 55. Пенсионное обеспечение было назначенотакже лицам, утратившим трудоспособность. Для того времени, безусловно, это былпрогрессивный закон, если учесть, что до введения его в действие во всехвопросах социального обеспечения существовал, по сути, полный произвол.
Это былосвязано с тем, что ввиду больших масштабов бедности прежние институтысоциальной защиты оказались явно недостаточными, ибо традиционная общиннаявзаимопомощь была подорвана урбанизацией, а социальное обеспечение в городахохватывало, как указывалось, только узкий слой наемных работников (не более 10%самодеятельного населения и даже в госсекторе не более 16%, тогда как виндустриальных странах этот показатель достигает 80%).
В настоящеевремя, несмотря на усилия правительства Судана на национальном уровне,значительная часть суданцев продолжает существовать в условиях материальныхлишений. Резкое неравенство в распределении доходов и богатства внутри странытолько оттеняет глубину обнищания большинства населения страны. Примерно 10%наиболее богатых хозяйств обычно присваивают около 40% дохода, в то время как 45%беднейших хозяйств получают менее 15%. Отсюда проистекает огромная разница вусловиях существования разных слоев суданского общества и общий низкий уровеньжизни. По отчету ФАО, например, среднее потребление калорий в день на 1 чел.в 1995 г. оказалось ниже уровня 1969–71 гг., а число недоедающихувеличилось на 22–26%. Между тем плохое питание подрывает здоровье граждан,ослабляет их жизненную энергию, сужает до предела жизненные интересы и стимулы,создает эмоциональную неуравновешенность.
Мощный вкладв это вносит безработица. В Судане особенно велика роль сезонной безработицы,часто достигающей значительных размеров. Широко распространена неполнаязанятость и относительная нехватка рабочих мест. Многие виды работ, даютнеобеспеченным слоям доходы, недостаточные для удовлетворения их основных нужд.Эти последние, во–первых, включают некие минимальные потребности, для поддержанияжизни, а во–вторых, – набор услуг, предоставляемых по каналам государственногораспределения, для создания минимально необходимых удобств в т.ч. водоснабжениеи канализация, общественный транспорт, медицинское обслуживание, образование, ит.п.
Судансчитается одной из наиболее отсталых в социально–экономическом отношении страни подвержен к тому же усиливающимся экологическим бедствиям. Это ухудшает общиеусловия существования населения, приводит к деградации природной экосферы,утрате плодородных угодий, к опустыниванию, загрязнению рек и внутреннихводоемов бытовыми и промышленными отходами, повышенному расходуневозобновляемых минеральных ресурсов.
Тем не менееСудан, как отмечалось, обладает крупными потенциальными возможностями дляразвития сельского хозяйства. В стране имеется более 80 млн. га земель,пригодных для сельского хозяйства, из которых используется лишь 6 млн. га, втом числе 1,2 млн. га составляют орошаемые земли, тогда как, по некоторымданным, фонд обрабатываемых земель в Судане составляет 17–18 млн. федданов.Таким образом, основная масса самодеятельного населения страны обрабатываетвсего 8% земель, пригодных для сельского хозяйства. Основнымисельскохозяйственными экспортными культурами Судана являются хлопок, арахис,кунжут, гуммиарабик; среди продовольственных зерновых культур выращиваемых встране, следует выделить просо и пшеницу. Привлечение инвестиций иквалифицированного труда наряду с интенсификацией производства могли быобеспечить резкое повышение выхода товарной продукции и значительно увеличитьэкспортный потенциал Судана. Программа сельскохозяйственного развития,интенсивно осуществляемая с конца 70-х годов, предполагает увеличение мощностейпо переработке сельскохозяйственного сырья и рост площади орошаемых земель, какпредпосылки к этому, в 3 раза. Подобное позволило бы не только обеспечитьпродовольствием население страны, но в несколько раз увеличить доходностьагросектора. Учитывая нехватку продовольствия, арабские страны в качестверезервного варианта разработали программу развития сельского хозяйства Судана стем, чтобы в перспективе иметь потенциальную возможность обеспечивать своиимпортные потребности в сельскохозяйственной продукции за счёт поставок из этойстраны. Арабский фонд экономического и социального развития разработал впредварительном порядке план развития сельского хозяйства Судана на 1976–2000 гг.Уже только на первом этапе (1977–1985 гг.) предусматривалось осуществитьоколо ста различных проектов, расходы по которым оценивались в 6,5 млрд. долл.США. Для финансирования этих проектов был создан Арабский институт инвестиций всельскохозяйственное развитие, участниками которого являлись нефтедобывающиеарабские страны. По оценке, Судан ещё в 1985 г. должен был бы обеспечитьимпортные потребности арабских стран в семенах масличных культур на 42%, сахаре– на 20%, пшенице – на 15% и в кормах – на 56%. Однако этого не произошло.
Проблемы и трудностив сфере финансирования и реализации планов развития Судана можно рассмотреть напримере «Кенана шугар проджект» – уникального проекта создания индустриальныхплантаций сахарного тростника на орошаемых землях и строительства сахарногозавода. Эта новостройка оказалась в тяжелом положении из–за удорожаниястроительства в силу целого ряда причин. Если в 1974 г. первоначальная егостоимость составляла 107 млн. долл., то к концу 1978 г. она достигла600 млн. долл., т.е. увеличилась почти в 6 раз. В результате комплекс былсдан в эксплуатацию с большой задержкой в 1981 г. Не случайно, именно поэтому поводу «Миддл Ист Экономик Дайджест»писал: «Суданстрадает от острой нехватки всех видов транспорта, коммуникаций, что частовыражается в высокой стоимости объектов, длительных задержках, потеряхпотенциальных материальных стоимостей и неэффективности внутренней и внешнейторговли».
Серьезныепроблемы, связанные с доставкой и вывозом материалов и продукции, будут и далееоставаться одним из серьезных препятствий на пути социально–экономическогоразвития Судана, т. к. эта крупнейшая по площади страна имеет неразвитуютранспортную инфраструктуру. Транспортная сеть Судана, основы которойзакладывались при английской администрации, не имела своей целью связать вединое целое различные районы страны, создать единый экономический комплекс, ацеликом и полностью была подчинена одной задаче – способствовать наиболеедешевому и быстрому вывозу сырья и других природных богатств Судана к побережьюКрасного моря. В результате, хотя протяженность автомобильных дорог превышает18 тыс. км, в дождливые периоды они не могут выполнять свои функции, так какоколо. 82% их подвергаются размыванию.
Железнодорожнаяже сеть страны состоит в основном из однопутных узкоколейных линий общейпротяженностью около 6 тыс. км, и их хозяйственное значение невелико. Они немогут служить альтернативой автомобильному сообщению. Через единственный портстраны – Порт–Судан – проходит 97% экспортных и 95% импортных грузов, но онтакже плохо оборудован и работает с большой перегрузкой. Слабое проникновениеиностранного капитала в Судан также не способно стимулировать экономическуюжизнь страны. Так, деятельность компании «Суданиз агрикалчурал энд энималпродакшн», получившей в концессию 200 тыс. га в Гезире, не привела к крупнымсдвигам даже на этом ограниченном пространстве,поскольку реализация этого проекта существенно сдерживалась в связи снерешенностью проблем финансирования, неразвитостью соответствующегозаконодательства, слабой инфраструктурой этого региона. Сооружениеживотноводческого комплекса на площади 50 тыс. га в провинции Голубой Нил такжев итоге оказалось бесперспективным. Мясоперерабатывающий завод вблизи Хартума,построенный фирмой «Селект фуд продакшн», акции которой, помимо саудовцев,принадлежали английскому и бельгийскому капиталу, в свою очередь, не далзаметных результатов для качественного улучшения ситуации на потребительскомрынке Судана. На эффективности этих проектов сказались ошибочнаясельскохозяйственная политика, чрезмерное администрирование, низкие цены навывозимое Суданом сырье, дефицит и низкая квалификация местных кадров и др.
В целом можноотметить, что на пути хозяйственного развития Судана и его социальногопрогресса сохраняются серьезные ограничители: низкий уровень экономическойэффективности, демографические проблемы, слабость внутренних источниковнакопления, политическая нестабильность. В настоящее время перед страной стоитактуальная задача создания основы такой экономической и социальной политики,которая смогла бы обеспечить более результативное продвижение Судана по пути укрепления хозяйственной самостоятельности иобеспечения дееспособности её социальных механизмов.

Литература
1 Гузеватый Я.П. Демографо-экономическиепроблемы Азии. М. 1980.
2 Реввель П.,Реввель Ч. Народонаселение и пищевые ресурсы. М. 1994, стр. 278.
3 Занятость, рост иосновные потребности: общемировая проблема. Женева,1976, с. 44.
4 Текслер Дж. Экологическиетрудности в развитии третьего мира. Будапешт, 1986.
5 Populationgrowth and manpower in the Sudan. U.N., New York, 1994.
6 Гусаров В.И. Социально–экономическое развитие Судана. М., 1983, с. 45.
7 Филоник А.О. Аграрныйстрой Судана. 1820–1971. М. 1975.
8 БИКИ, №73, 24 июня1978.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реформы Ивана 4
Реферат Характеристика центров нормируемых и ненормируемых затрат торгового предприятия
Реферат Сырьевые ресурсы продовольственных товаров
Реферат Понятие лингвистической переменной. Язык программирования Prolog
Реферат Caravaggio Essay Research Paper I was orphaned
Реферат Anootated Bib Essay Research Paper Annotated Bibliography1Paul
Реферат Плодово-ягідні рослини їх походження та використання
Реферат Law In The End Of A Policeman
Реферат Huck Finn Essay Research Paper Mark Twains
Реферат Chernivtsi Centre for Protection
Реферат 3 Страховые риски и страховые случаи
Реферат Поняття, ознаки та особливості процесуального становища відповідача в цивільному судочинстві
Реферат Http://www osp ru/text/302/181130/ html Открытые системы, процессы стандартизации и профили стандартов
Реферат Флора и фауна РБ
Реферат А. С. Пушкина славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие IX кирилло-мефодиевские чтения 13-16 мая 2008 г. Программа