--PAGE_BREAK--
Рис. 2.1. Общий вид карточки расчетов с бюджетом
2.2.
Анализ методики исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Как было рассмотрено в первой главе, ЕНВД для отдельных видов деятельности относится к специальным налоговым режимам. Но поступления от его сборов служат источником формирования как муниципальных бюджетов, так и бюджетов фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования.
Нормативы распределения ЕНВД для отдельных видов деятельности по уровням бюджетов устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (рис. 2.2.) [1].
ЕНВД подлежит зачислению:
— в бюджет муниципального образования – по нормативу 90 %;
— в бюджет Фонда социального страхования РФ – по нормативу 5 %;
— в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – по нормативу 0,5 %;
— в бюджет территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования – по нормативу 4,5 %.
Рис. 2.2. Нормативы распределения ЕНВД для отдельных видов деятельности
Данные Управления ФНС РФ по Тульской области о мобилизации ЕНВД для отдельных видов деятельности за 2008-2009 г.г. приведены в таблице 2.1.
Данный метод представления принят, исходя из концепции ФНС, так как табличная форма является вариантом структурирования информации, а графическая модель отражает динамику методом сравнения пропорциональных объектов.
Анализ поступлений и начислений ЕНВД в бюджетную систему проводится на основании данных статистической налоговой отчетности ф.№1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» за 2008-2009 г.г.
Таблица 2.1
Поступление и начисление ЕНВД в Тульской области
за 2008-2009 г.г., тыс. руб.
Показатель
2008 год
2009 год
Изменение,
% к 2009 г.
Начислено
561 661
567 555
101
Уплачено
529 383
555 055
104,8
Согласно данным статистической отчетности за 2009 год ЕНВД для отдельных видов деятельности поступило 555 055 тыс. рублей, что на 4,8% больше аналогичного показателя прошлого года. Сумма начисленного налога за 2009 год составляет 567 555 тыс. рублей или 101% к уровню 2008 года.
Рис. 2.3. Динамика поступлений и начислений ЕНВД в Тульской области
за 2008-2009 г.г., тыс. руб.
На основании данных отчета можно провести анализ структуры поступления ЕНВД для отдельных видов деятельности по видам зачислений в бюджеты.
Таблица 2.2
Анализ структуры поступления ЕНВД для отдельных видов деятельности за 2008 – 2009 г.г., в тыс. руб.
Вид бюджета
2008 год
2009 год
ЕНВД, зачисляемый в бюджет Тульской области (90 %)
476 444
499 550
ЕНВД, зачисляемый в бюджет Фонда социального страхования (5%)
26 469
27 753
ЕНВД, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (0,5 %)
2 646
2 775
ЕНВД, зачисляемый в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования (4,5%)
23 823
24 977
Из рис. 2.4. видно, что поступления ЕНВД, зачисляемого в бюджет Тульской области за 2009 год увеличились на 23 106 тыс. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
Рис. 2.4. ЕНВД зачисляемый в бюджет Тульской области
за 2008 – 2009 г.г., тыс. руб.
На 4,8 % или на 1 284 тыс. рублей возросли поступления от ЕНВД, зачисляемого в бюджет Фонда социального страхования (рис. 2.5)
Рис. 2.5. ЕНВД, администрируемый Управлением ФНС по Тульской области, зачисляемый в бюджет Фонда социального страхования,
за 2008 – 2009 г.г., тыс. руб.
На рис. 2.6. отражена динамика поступлений ЕНВД, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. За 2009 год поступления увеличились на 129 тыс. рублей по сравнению с 2008 годом.
Рис. 2.6. ЕНВД, администрируемый Управлением ФНС по Тульской области, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2009 г.г., тыс. руб.
Из рис. 2.7. видно, что за 2009 год поступления от ЕНВД, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования увеличились на 1 154 тыс. рублей.
Рис. 2.7. ЕНВД, администрируемый Управлением ФНС по Тульской области, зачисляемый в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 – 2009 г.г., тыс. руб.
Динамика начислений и поступлений единого налога на вмененный доход в инспекции ФНС по Привокзальному району г. Тулы в 2008 году представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика поступлений и начислений ЕНВД в инспекции ФНС
по Привокзальному району г. Тулы в 2008 г., тыс. руб.
Анализ поступлений ЕНВД в бюджетную систему проводится на основании данных отчета ф.№1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» [30].
Отчет ф.№1-НМ позволяет соотнести фактические налоговые поступления с суммами налога, начисленным по декларациям, тем самым определив коэффициент собираемости, как отношение фактических налоговых поступлений к начисленной сумме соответствующего налога.
Из таблицы 2.3. видно, что поступления ЕНВД в 2008 г. составляли 70 994,08 тыс. рублей, начисления соответственно 79 528,48 тыс. рублей.
Исходя из данных таблицы 2.3. коэффициент собираемости ЕНВД в 2008г. составил 89,26%.
Графическое отображение динамики показателей таблицы 2.3 представлено на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Динамика начислений и поступлений ЕНВД в инспекции ФНС
по Привокзальному району г. Тулы в 2008г., тыс. руб.
Динамика начислений и поступлений единого налога на вмененный доход в инспекции ФНС по Привокзальному району г. Тулы в 2009 году представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Динамика поступлений и начислений ЕНВД в инспекции ФНС
по Привокзальному району г. Тулы в 2009 г., тыс. руб.
Из таблицы 2.4. видно, что поступления ЕНВД в 2009 году составляли 64 087,4 тыс. рублей, начисления соответственно 70 915 тыс. рублей.
Исходя из данных таблицы 2.4. коэффициент собираемости ЕНВД за 2009 год 90,37%.
Графическое отображение динамики показателей таблицы 2.4 представлено на рис. 2.9.
Рис. 2.9. Динамика начислений и поступлений ЕНВД в инспекции ФНС
по Привокзальному району г. Тулы за 2009 год, тыс. руб.
Рассмотрим сравнительную динамику поступлений 2008 года и 2009 года (рис. 2.10).
Рис. 2.10. Динамика поступлений ЕНВД в инспекции ФНС по Привокзальному району г. Тулы в 2008 – 2009 г.г., тыс. руб.
Как видно из рис. 2.10 наибольший уровень поступлений ЕНВД наблюдался в 1 квартале 2008г. – 23 648,19 тыс. рублей, что на 8 556,9 тыс. рублей больше аналогичного периода 2009 г. В дальнейшем наблюдается практически одинаковый уровень поступлений, т.е. существенного роста за 2009 год по сравнению с аналогичным периодом 2008 года не произошло.
Контроль за правильностью исчисления, полноты и своевременностью уплаты осуществляется в форме камеральных и выездных налоговых проверок. Для анализа результативности контрольной работы налоговой инспекции использованы данные отчета ф.2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» и данных о фактически взысканных (поступивших) суммах из доначисленных по результатам проведенных проверок. Анализ результативности и эффективности контрольной работы проводится отдельно по камеральным и выездным налоговым проверкам.
В ходе камеральных налоговых проверок в 2009 г. инспекцией был доначислен 1 млн. руб., что составляет 1,25% от общей суммы начислений.
В 2009г. при проведении выездных налоговых проверок доначислено 700 тыс. руб. или 0,8% от исчисленного плательщиками налога. Доначисления налога произведены в результате выявления применения налогоплательщиками схемы ухода от налогообложения.
2.3. Анализ ЕНВД, уплачиваемого организацией и его сравнение с общей системой налогообложения на примере ООО «НИКА»
Общество с ограниченной ответственностью «НИКА» учреждено 2 октября 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Состоит на налоговом учете в ИФНС по Привокзальному району г. Тулы как плательщик ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Целью деятельности общества является получение прибыли.
ООО «НИКА» продмаркет «Елена» занимается розничной торговлей продуктами питания, табачными изделиями, алкогольными и иными напитками, промышленными товарами.
Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.
ООО «НИКА» является коммерческой организацией, уставный капитал которой составляет 30 000-00 (Тридцать тысяч) рублей.
ООО «НИКА» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. ООО «НИКА» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «НИКА» имеет гражданские права и исполняет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
ООО «НИКА» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Высшим органом управления общества является собрание учредителей. Оно регулярно собирается один раз в год для утверждения бухгалтерской отчетности, отчета директора, отчета главного бухгалтера общества, распределения чистой прибыли, выборов исполнительного органа, решения стратегических вопросов деятельности общества.
Оперативной деятельностью общества руководит единоличный исполнительный орган – директор.
ООО «НИКА» реализует только сертифицированную продукцию (товары, работы, услуги) в соответствии с действующим законодательством и несёт ответственность за реализацию продукции (товаров, работ, услуг), причиняющих вред потребителям.
Для определения эффективности применения ЕНВД, проанализируем его расчет и сравним с общей системой налогообложения. В таблице 2.5 представлено штатное расписание.
Таблица 2.5
Штатное расписание ООО «НИКА» на 2009 год
Кол-во чел.
Оклад, руб.
Надбавка, 30%,
руб.
Надбавка, 30%,
руб.
Итого за месяц, руб.
Итого за год на всех сотрудников, руб.
1
2
3
4
5
6
7
Генеральный директор
1
14 000
4 200
4 200
22 400
268 800
Директор магазина
1
12 000
3 600
3 600
19 200
230 400
Главный бухгалтер
1
13 000
3 900
3 900
20 800
249 600
Заместитель главного бухгалтера
1
10 000
3 000
3000
16000
192000
Товаровед
1
9 000
2 700
2 700
14 400
172 800
Продолжение таблицы 2.5
1
2
3
4
5
6
7
Итого
5
58 000
17 400
17 400
115 200
1 113 600
Кол-во чел.
Оклад, руб.
Надбавка, 30%,
руб.
Надбавка, 30%,
руб.
Итого за месяц, руб.
Итого за год на всех сотрудников, руб.
Товаровед по приемке товара
1
9 000
2 700
2 700
14 400
172 800
Старший продавец
2
10 000
3 000
3 000
16 000
384 000
Продавец
14
7 000
2 100
2 100
11 200
1 612 800
Фасовщик
2
3 000
900
900
4 800
115 200
Грузчик
2
5 000
1 500
1 500
8 000
192 000
Уборщица
2
2 500
750
750
4 000
96 000
Водитель
1
3 500
1 050
1 050
5 600
67 200
Итого
24
39 000
11 700
11 700
64 000
2 640 000
Итого
29
97 000
29 100
29 100
179 200
3 753 600
Рассчитаем, какую сумму налога уплатит ООО «НИКА» в бюджет при базовой доходности в месяц 1800 рублей и корректирующих коэффициентах равных:
— К1, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары, равен 1,295;
— К2, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности, например, ассортимент товаров (работ, услуг) налогоплательщика, сезонность и время его работы, особенности места ведения предпринимательской деятельности равен 0,396.
Площадь торгового зала составляет 105 кв. м.
Сумма ЕНВД исчисляется за квартал по формуле:
(2.1)
ЕНВД = ((БД * (№1 + №2 + №3) * К1 * К2) * 15%),
где БД — значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности;
№1, №2, №3 — физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода (для организаций розничной торговли физическим показателем является площадь торгового зала)
К1, К2 — корректирующие коэффициенты базовой доходности.
Таким образом, сумма исчисленного ЕНВД за квартал в рассматриваемом случае составит:
((1800 руб. * (105 кв. м. + 105 кв. м. + 105 кв. м.) * 1,295 * 0,396) * 15%) = 43615,34 рублей.
Сумма единого налога, исчисленную за налоговый период, в соответствии с НК РФ уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
База для начисления страховых взносов за отчетный период составляет 938400 руб.
Все работники магазина моложе 1967 года рождения.
Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за отчетный период составляет:
— на страховую часть трудовой пенсии –93840руб. (938400 * 10%);
— на финансирование накопительной части трудовой пенсии – 56304 руб. (938400 * 6%).
Общая сумма страховых взносов на пенсионное страхование составляет:
150144 руб. (93840 + 56304)
Помимо этого за IVквартал 2009 года магазином начислены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 17348,6 руб. (за каждый месяц квартала по 5782,9 руб., в том числе за счет средств ФСС РФ – 925,3 руб., а за счет собственных средств организации 4857,6).
Вся сумма платежей, на которую магазин имеет право уменьшить свой налог, составляет:
164716,8 руб. (150144 + 14572,8)
Но эта цифра больше, чем 50% от суммы налога. Поэтому ЕНВД можно уменьшить только на 21807,67 руб. (43615,34 / 2).
Таким образом, сумма единого налога, которую заплатит ООО «НИКА» за налоговый период (2009 год) составит:
43615,34 – 21807,67 = 21807,67 руб.
Проследим получение прибыли ООО «НИКА», полученную за IVквартал 2009 года, имея следующие исходные данные, представленные в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Статьи формирования и расходования денежных средств
Выручка от продажи имущества, тыс. руб. (без НДС)
7451
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. (без НДС)
7254
Выплаты работникам за квартал, руб.
938,4
Первоначальная стоимость основных средств, тыс. руб.
1100
Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб.
980
Ставка амортизационных отчислений
11
Прибыль будет равна:
7451000 – 7254000 – 21807,67 = 175192,33 руб.
Теперь используя указанные выше данные, рассчитаем прибыль, полученную ООО «НИКА» в том случае, если бы продмаркет находился на общем режиме налогообложения и уплачивал бы НДС, налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество организаций и сравним полученный результат с реально существующим.
1) Найдем ЕСН.
На выплаты, произведенные продмаркетом своим работникам, начисляется ЕСН по ставке 26%:
938400 * 26% = 243984 руб.
2) Найдем налог на имущество организаций.
Для начала найдем сумму амортизации, списываемой ежемесячно:
11% / 12 * 1100 = 10,1 тыс.руб.
Теперь найдем остаточную стоимость имущества за каждый месяц года:
980 тыс. руб.
980 – 10,1 = 969,9 тыс. руб.
969,9 – 10,1 = 959,8 тыс. руб.
959,8 – 10,1 = 949,7 тыс. руб.
949,7 – 10,1 = 939,6 тыс. руб.
939,6 – 10,1 = 929,5 тыс. руб.
929,5 – 10,1 = 919,4 тыс. руб.
919,4 – 10,1 = 909,3 тыс. руб.
909,3 – 10,1 = 899.2 тыс. руб.
899,2 – 10,1 = 889,1 тыс. руб.
889,1 – 10,1 = 879 тыс. руб.
879 – 10,1 = 868,9 тыс. руб.
Годовая остаточная стоимость равна 11093,4 тыс. руб.
Налог на имущество организаций равен:
11093,4 * 2,2% = 244,05 тыс. руб.
За квартал будет уплачен авансовый платеж:
244,05 / 4 = 61,01 тыс. руб.
3) Найдем НДС, который уплатит ООО «НИКА» в бюджет.
Начислим НДС на полученную продмаркетом выручку:
7451 * 18% = 1341,18 тыс. руб.
Начислим НДС на себестоимость проданных товаров:
7254 * 18% = 1305,72 тыс. руб.
1341,18 – 1305,72 = 35,46 тыс. руб. – уплаченный в бюджет НДС.
4) Найдем прибыль, полученную ООО «НИКА» за вычетом произведенных расходов, ЕСН, налога на имущество организаций и НДС.
7451000 – 7254000 – 30300 — 243984 — 61010 – 35460 = — 173754 руб.
Не рассчитав налог на прибыль организаций, нами уже получен убыток. Таким образом, можно сказать, что ООО «НИКА», перейдя на общую систему налогообложения, будет работать с убытком. Поэтому деятельность организации на специальном налоговом режиме гораздо целесообразнее и выгоднее, чем на общем режиме налогообложения.
Даже если организация не будет работать с убытком, то нераспределенная прибыль, полученная в процессе деятельности, будет гораздо ниже, чем прибыль, полученная организацией, которая уплачивает ЕНВД.
Режим в виде ЕНВД значительно снижает налоговую нагрузку, дает предприятию развиваться. Но мировой финансовый кризис отразился на финансовом состоянии предприятия. Экономически это выразилось в существенном снижением прибыли.
продолжение
--PAGE_BREAK--ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЕНВД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Анализ проведения проверок в ИФНС России по Привокзальному району города Тулы
Инспекцией Федеральной Налоговой Службы по Привокзальному району города Тулы при проведении камеральных проверок было установлено, что недоимки по сбору ЕНВД имеют следующий вид:
Таблица 3.1
Недоимки по сборам ЕНВД в 2008 году по данным инспекции ФНС
по Привокзальному району г. Тулы, тыс. руб. [31]
Из табл. 3.1. видно, что недоимки ЕНВД в 2008 г. составляли 8534,4 тысяч рублей, что составляет 10,73 % от общей суммы начисленных платежей. Недоимки по кварталам составляют, соответственно, в процентном отношении – 4,76 %, 17,35 %, 15,25 % и 7,4 %. Отсюда, становится ясным, что наибольшие суммы недоимок в 2008 году были зафиксированы в третьем и четвёртом кварталах, причём они превысили недоимки в первом и четвёртых кварталах в 3 и более раз.
Рассчитаем размер недоимок по ИФНС в 2009 году. Расчётные данные представим в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Недоимки по сборам ЕНВД в 2009 году по данным инспекции ФНС
по Привокзальному району г. Тулы, тыс. руб. [31]
Из табл. 3.2 видно, что недоимки ЕНВД в 2009 г. Составляли 6827,6 тысяч рублей, что составляет 9,63 % от общей суммы начисленных платежей. Недоимки по кварталам составляют, соответственно, в процентном отношении – 10,7 %, 7,4 %, 12,28 % и 8,04 %. Отсюда, становится ясным, что наибольшие суммы недоимок в 2008 году были зафиксированы в третьем и первом кварталах, но суммы недоимок сильно не разнятся и примерно одинаковы.
На основании приведённого расчёта, становится ясным, что хотя в 2008 году сумма недоимок превысила сумму недоимок в 2009 году на 1706,8 тысяч рублей или на 20,0 %, но структура недоимок более благоприятная в 2008 году, чем в 2009 году, поскольку здесь размер недоимок примерно одинаковый и нет скачкообразных показателей роста.
Покажем данное изменение размера недоимок графически:
2008 год
Рис. 3.1. Изменение размера недоимок в 2008 году
Рис. 3.2. Изменение размера недоимок в 2009 году
В механизме налогового контроля налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.
В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Одним из основных направлений камеральной проверки является проверка правильности и своевременности оплаты ЕНВД.
На сегодняшний день проблема недоимок по ЕНВД остается достаточно серьезным препятствием для развития экономики региона, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность проведённых операций.
Для полного анализа работы налоговых органов на региональном уровне просмотрим динамику задолженности по ЕНВД, расчётные данные представим в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Динамика задолженности по ЕНВД за 2008 – 2009 годы
Период
Сумма, тысяч рублей
Структура, %
2008 год
8534,4
100,0
Первый квартал
1182,48
13,85
Второй квартал
3308,9
38,8
Третий квартал
2728,6
31,97
Четвёртый квартал
1314,42
15,38
2009 год
6827,6
100,0
Первый квартал
1810,96
26,52
Второй квартал
1278,64
18,73
Третий квартал
2268,83
33,2
Четвёртый квартал
1468,17
21,55
Итого
15362,0
100,0
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таким образом, совершенно очевидно, что размер недоимок снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом, но структура стала более сформированной и устойчивой, что опять же не совсем хорошо, поскольку задолженность плавно распределилась по кварталам.
Обобщая вышеуказанные данные можно сказать, что налоговая система в интересах государственного бюджета успешно функционирует, о чём свидетельствует увеличение налоговых поступлений. Тем не менее, не стоит забывать о повышении уровня инфляции и как следствие – увеличение денежной массы во всех сферах экономики. В интересах достоверного хронологического анализа, вышеприведённые показатели должны быть скорректированы таким образом, чтобы исключить влияние фактора инфляции на сравнительные данные отчётных периодов.
Эффективность проверок оценивается налоговыми органами исключительно через показатели величины доначисленных налогов, штрафов, пени и количества найденных нарушений. Таким образом, налоговыми органами искажается установленное законодательством назначение налоговых проверок, которое заключается в контроле соблюдения налогового законодательства. Налоговые проверки рассматриваются как дополнительное средство пополнения бюджета.
В связи с тем, что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки недостаточно совершенно, многие аспекты осуществления камеральной налоговой проверки в настоящее время не урегулированы законом, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями Федеральной налоговой службы. На основе полученных данных о работе ФНС по Привокзальному району города Тулы рассмотрим результативность камеральных налоговых проверок. Все расчётные данные представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Анализ выездных налоговых проверок
По проведенным камеральным проверкам за три года нарушения по разным налогам становятся меньше, но данный фактор, к сожалению, относятся не ко всем проведенным проверкам.
Всего по данному виду налога было проведено 168 налоговых проверок, из них только лишь 85 привели к реальному результату и возымели должные действия.
Таблица 3.5
Результаты камеральных проверок за 2008 – 2009 годы
Период
Сумма недоимок, тысяч рублей
Погашенные суммы недоимок, тысяч рублей
Остаток задолженности, тысяч рублей
2008 год
8534,4
3418,7
5115,7
Первый квартал
1182,48
987,5
194,98
Второй квартал
3308,9
1236,5
2072,4
Третий квартал
2728,6
560,0
2168,6
Четвёртый квартал
1314,42
634,7
679,72
2009 год
6827,6
4156,5
2671,1
Первый квартал
1810,96
1640,0
170,96
Второй квартал
1278,64
780,0
498,64
Третий квартал
2268,83
1368,7
900,13
Четвёртый квартал
1468,17
367,8
1100,37
Итого
15362,0
7575,2
7786,8
Таким образом, на основе представленных данных можно сделать вывод о том, что за год произошли следующие изменения в структуре задолженности по ЕНВД. Результаты представлены в таблице 3.6.
Таблица 3.6
Изменение размера задолженности по ЕНВД за 2008 – 2009 годы
Период
Сумма недоимок, тысяч рублей
Остаток задолженности, тысяч рублей
Суммы, выплаченные в бюджет по ЕНВД
1
2
3
4
Продолжение таблицы 3.6
1
2
3
4
2008 год
8534,4
5115,7
3418,7
Первый квартал
1182,48
194,98
987,5
Второй квартал
3308,9
2072,4
1236,5
Третий квартал
2728,6
2168,6
560,0
Четвёртый квартал
1314,42
679,72
634,7
2009 год
6827,6
2671,1
4156,5
Первый квартал
1810,96
170,96
1640,0
Второй квартал
1278,64
498,64
780,0
Третий квартал
2268,83
900,13
1368,7
Четвёртый квартал
1468,17
1100,37
367,8
Итого
15362,0
7786,8
7575,2
Таким образом, можно отметить, что по данному виду налогов в результате камеральных проверок удалось ликвидировать практически половину имеющейся задолженности, хотя по ЕНВД нарушения в 2009 году выросли на 2411 единиц по сравнению с 2008 годом, что характеризует не выполнение налогоплательщиками своих обязательств по своевременной уплате налога и предоставлению отчетности в налоговые органы.
В результате совместной работы налоговых служб и других, контролирующих и правоохранительных органов, было дополнительно начислено налогов и предъявлено штрафных санкций на сумму 14859,5 тысяч рублей. Около половины из них — в ходе выездных проверок. Часть начисленных платежей была уменьшена во время контрольных мероприятий.
На основании проведенного анализа выездных налоговых проверок проводимых налоговыми органами при участии МВД за период с 2007 года по 2009 года, можно сделать следующие выводы: что выездных налоговых проверок проводимых с привлечением МВД на протяжении рассматриваемого периода становится все меньше, главным образом это связанно с самим уменьшением выездных налоговых проверок, понимание налогоплательщиков и уверенностью в правильности выполнения возложенных на них обязанностей в налоговой сфере, тем не менее, в некоторых ситуациях остается необходимость привлечения МВД при проведении выездных проверок. Анализируя представленную информацию, мы видим, что в 2009 году не наблюдается ни одной проверки проводимой с привлечением МВД, после начала проверки, этому сопутствует отсутствие проявления агрессии со стороны, проверяемого, нежели чем по сравнению предыдущими периодами. Но все, же мы видим тот факт, что не всех проверяемых устраивает данная процедура, поэтому налоговым органам все, же приходится обращаться к МВД, чтобы обезопасить проверяющих лиц, выявить и пресечь нарушения законодательства о налогах и сборах. Министерство внутренних дел является одним из главных помощников в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Тесное сотрудничество МВД и налоговых органов дает возможность пресекать незаконные дела налогоплательщиков и избежать полного сокрытия доходов и получаемой незаконными путями прибыли. Улучшения в налоговом контроле будут очевидны, когда налоговым органам не потребуется помощь правоохранительных органов. В результате проведенного анализа мер, применяемых налоговыми органами к нарушителям законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующий вывод: что протоколов об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы в 2009 году по сравнению с 2008 годом стало на 12,87 % меньше. Это связанно с применением для должностных лиц более жестких мер ответственности за грубое нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. При анализе представленных сведений также можно наблюдать снижение составленных протоколов об административных правонарушениях совершенными физическими лицами, которые направленные в судебные органы, это свидетельствует о повышении грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, а тот факт, что в 2007 году было столько много нарушений обусловлен тем, что налоговое законодательство меняется год за годом, и физические лица, не подозревая, допускают правонарушения.
Таблица 3.7
Меры, принятые к нарушителям законодательства о налогах и сборах
Проанализировав отчета о результатах контрольной работы налоговых органов можно сказать, что налогоплательщики исполняют свои обязанности, и главным образом это связанно не только с повышением грамотности налогоплательщиков в налоговой сфере, но и детально организованным и активным взаимодействием с другими федеральными органами исполнительной власти. Подводя итоги второй части дипломной работы, необходимо отметить, что налоговые проверки служат основными методами осуществления налоговыми органами налогового контроля. Процедура их проведения отражена во многих нормативно-правовых актах. Для камеральной и выездной налоговой проверки критерии оценки деятельности налогоплательщика разные. Выездная налоговая проверка – более глубокое и детальное изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, чем камеральная. В налоговой инспекции Привокзального района города Тулы налоговые инспекторы, как и в других налоговых инспекциях, составляют акты камеральных и выездных налоговых проверок, в которых находят отражение налоговые правонарушения налогоплательщиков, меры ответственности применяемые к ним и рекомендации налогового органа в отношении исчисления уплаты налогов и сборов данными налогоплательщиками.
3.2. Основные направления совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД на примере ИФНС России по Привокзальному району города Тулы
Анализ организации работы налоговых органов по проведению камеральных налоговых проверок говорит о том, что проверки приносят реальный результат, но пока они ещё недостаточно эффективны в связи с несовершенством законодательства в данной сфере и недостаточной осведомлённостью налогоплательщиков. Рассматривая данные показатели можно утверждать о том, что налогоплательщики с каждым годом все в большем количестве начинают интересоваться законами нашей страны. Свидетельством этого является увеличения количества добросовестных налогоплательщиков. Неосведомленность, к большому сожалению, приводит к тому, что возрастают количество невыплат. Результатом этого являются: большие штрафы и пени, недовольство налогоплательщиков, увеличение налогового бремени и нежелание самих сотрудничать с налоговыми и другими финансовыми органами. Многие видят в налогах только его фискальную функцию, забывая между тем про его регулирующую и распределительную функции.
Инспекцией в 2009 г. в суд направлено 112 материалов на принудительное взыскание задолженности по ЕНВД, все материалы рассмотрены в пользу налогового органа.
Проанализировав работу отдела камеральных проверок, мы можем заключить, что в целом результативность в 2009 году увеличился. Нами были рассмотрены поступления и некоторых других налогов в бюджет, в частности, по НДФЛ задолженность по сравнению с 2008 годом в 2009 году увеличилась на 13,5 % По данному налогу было проведено камеральных проверок в 2009 году больше, чем в 2008 г., но по сравнению с 2007 годом количество камеральных проверок снизилось на 27,8 %. По транспортному налогу инспекция не смогла выполнить свои бюджетные назначения ни в одном из исследуемых периодов. Поступления по налогу на имущество с физических лиц в 2009 г. уменьшились на 5,68 % по сравнению с 2008 годом. Для полной собираемости местных налогов нужно, чтобы налоговые органы информировали граждан не только о сумме задолженности, но и о сроках платежа тех или иных налогов. То есть необходимо ежегодно проводить среди населения разъяснительную работу в части изменений в налоговом законодательстве.
Уровень результативности налоговых проверок организаций с учетом предприятий, подлежащих ликвидации и уровень результативности налоговых проверок физических лиц за последние 5 лет составляет 100 %. Удельный вес выездных налоговых проверок организаций, проведенных с использованием целенаправленного отбора объектов проверки с 68 % за 2007 год и с 79 % за 2008 год доведен в отчетном до 82 % в. В отбор не попадают организации подлежащие ликвидации, где проверки проводятся вне плана и по запросам правоохранительных органов. Удельный вес количества комплексных выездных налоговых проверок в общем количестве выездных проверок организаций за отчетный период составил 100 % против 100 % за 2008 и 2007 года.
В целом по выездным налоговым проверкам за исследуемый период происходили значительные изменения в положительную и отрицательную стороны, что в полнее характерно для нестабильной экономики нашего региона. По результатам выездных проверок не выявление нарушений связано с тем, что примененные санкции, штрафы и пени прошлых лет положительно повлияли на налогоплательщиков. Причиной уменьшения результативности проверок служит перегруженность сотрудников налоговой инспекции. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день подталкивает на изменения работы и налоговых органов.
В результате исследования, установлено, что совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить, в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:
1. создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;
2. разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
3. разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
4. совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;
5. создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.
В целом, оценивая применяемые ФНС РФ показатели эффективности камеральных проверок, следует отметить, что по результатам исследования, проведенного в данной дипломной работе, они существенно варьируются по регионам и периодам и не могут с достаточной долей достоверности давать возможность судить о действительном положении дел с эффективностью контрольной работы.
На основе проведённого анализа можно сделать вывод о том, что недоимки ЕНВД в 2008 г. составляли 8534,4 тысяч рублей, что составляет 10,73 % от общей суммы начисленных платежей. В 2009 году сумма недоимок составила 6827,6 тысяч рублей, что составляет 9,63 % от общей суммы начисленных платежей. Таким образом, их общий размер снизился на 1706,8 тысяч рублей или на 1,1 %.
Всего по данному виду налога было проведено 168 налоговых проверок, из них только лишь 85 привели к реальному результату и возымели должные действия. Таким образом, можно отметить, что по данному виду налогов в результате камеральных проверок удалось ликвидировать практически половину имеющейся задолженности, хотя по ЕНВД нарушения в 2009 году выросли на 2411 единиц по сравнению с 2008 годом, что характеризует не выполнение налогоплательщиками своих обязательств по своевременной уплате налога и предоставлению отчетности в налоговые органы.
В результате совместной работы налоговых служб и других, контролирующих и правоохранительных органов, было дополнительно начислено налогов и предъявлено штрафных санкций на сумму 14859,5 тысяч рублей. Около половины из них — в ходе выездных проверок. Часть начисленных платежей была уменьшена во время контрольных мероприятий.
Также необходимо отметить, что протоколов об административных правонарушениях должностными лицами организаций, направленных в судебные органы в 2009 году по сравнению с 2008 годом стало на 12,87 % меньше, что может быть связанно с применением для должностных лиц более жестких мер ответственности за грубое нарушения законодательства. Проанализировав работу отдела камеральных проверок, можно сделать вывод, что в целом результативность в 2009 году увеличилась. По результатам выездных проверок не выявление нарушений связано с тем, что примененные санкции, штрафы и пени прошлых лет положительно повлияли на налогоплательщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществление налогового контроля является основной функцией уполномоченных органов государства.
Обязанность платить налоги распространяется на всех экономических субъектов в качестве безусловного требования государства. Налоговые органы, представленные Финансовой налоговой службой России и его территориальными подразделениями контролируют выполнение данной обязанности. Налоговый контроль — та правовая среда, которая сложилась в национальной экономике в сфере взаимоотношений налогоплательщиков и контролирующих органов, то есть это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины. В тоже время, это совокупность приемов и способов, используемых налоговыми органами, которые обеспечивают соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.
Основной формой проведения налогового контроля продолжает оставаться налоговая проверка, которая представляет собой процессуальное действие налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате мероприятий налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
Налоговые проверки служат основными методами осуществления налоговыми органами налогового контроля. Процедура их проведения отражена во многих нормативно-правовых актах. Для камеральной и выездной налоговой проверки критерии оценки деятельности налогоплательщика разные. Выездная налоговая проверка – более глубокое и детальное изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, чем камеральная.
В нашей работе мы проанализировали работу налоговой инспекции на примере ИФНС по Привокзальному району города Тулы. Были рассмотрены виды налоговых проверок, работу отделов инспекции. На основе проведенных анализов можно сказать, что поступления практически по всем налогам и результаты камеральных и выездных проверок были результативнее в 2008 году, чем в 2009 и в 2007 годах. Причиной уменьшения результативности проверок служит перегруженность сотрудников налоговой инспекции. По результатам выездных проверок не выявление нарушений связано с тем, что примененные санкции, штрафы и пени прошлых лет положительно повлияли на налогоплательщиков. Конечно, нельзя утверждать, что все настолько хорошо. Причины имеются и на сегодняшний день и они связаны не только с не желанием налогоплательщиков сотрудничать с налоговым органом, но и с тем, что многие налоги до сих пор не нашли единого истолкования. Следует отметить, что за 2009 год налоговым органам удалось добиться позитивных результатов в деле повышения эффективности форм и методов налогового контроля, следствием чего стало увеличение сумм, дополнительно мобилизованных в бюджет по результатам контрольных мероприятий. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля. Поэтому в настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, — это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово — хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена обстоятельствами: камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля; данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков. Вопрос обеспечения рационального отбора налогоплательщиков в ходе камеральной проверки для проведения выездных налоговых проверок находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля, так как в настоящее время 36 % выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно. Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются. Данная программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки. Таковы основные проблемы, стоящие перед налоговыми органами на текущем этапе. От их эффективного решения в определенной степени зависит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в государственную казну.
продолжение
--PAGE_BREAK--