Реферат по предмету "История"


Казахстан в конце XVII – начале XVIII веков

Контрольная работа
Тема:
«Казахстан в конце XVII – начале XVIII веков»
2010

Введение
В конце XVII – начале XVIII века Казахское ханство, объединенноепод началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680–1718),занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии.Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров ивосстановить территориальное единство казахской государственности. Однако,смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султанКаип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был нев состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы:в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе – (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшемжузе – Абулхаир хан (1718–1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс. Так началсяпроцесс распада казахского ханства.
Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахскогоханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, ссеверо-сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовалапостоянная угроза от среднеазиатских государств.
Об этой сложной исторической эпохе Ч. Уалиханов писал: «Джунгары,волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов, отгонялискот и уводили в плен целыми семействами».
В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависласо стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнениясвоего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Стратегическаяцель джунгарских правителей была – подчинение огромных просторов Казахстана.
Итак, отсутствие устойчевых политических и экономических связеймежду жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ на величайшиебедствия и лишения.

1. Усилениегосударства при Тауке-хане
Тауке– сын Жангир-хана. Полное имя его, согласно легенде, содержащейся на его личнойпечати, было – Таваккул-Мухаммад-батыр-хан. Он правил очень долго, прожилбогатую событиями жизнь и умер глубоким стариком в 1718 году.
ВXVII веке ханская власть Тауке была достаточно сильной и территориальнораспространялась на все три казахских жуза. При правлении Тауке-хана числоподвластных казахам городов в Присырдарье достигло 32. Основным местомпребывания Тауке-хана был город Туркестан.
Таукебыл государем разумным и окружил себя умными людьми. Достаточно сказать, чточленами совета при нем были такие чрезвычайно сведущие в обычном праве люди иизвестные ораторы своего времени, как Толе би из Улу жуза (Старшего жуза),Казбек би из Орта жуза (Среднего жуза), Айтеке би из Киши жуза (Младшего жуза).Тауке-хан был трезвым политиком, действующим решительно и наверняка. Условиявремени требовали реформ, и он собирает в урочище Куль Тобе (Сырдарьинскаяобласть) своих мудрых биев, и они вместе создают законодательный акт, которыйизвестен под названием «Жети жаргы» («Законы хана Тауке»). В него вошли восновном установления, отвечающие потребностям военно-политической и социальнойжизни казахского общества XVII столетия. Санкционированная в нем совокупностьправовых норм действовала в пределах всего казахского государства.
Такпутем законодательного урегулирования расшатавшихся было общественных устоев,Тауке-хану удалось укрепить хозяйственно-политические связи между тремя жузами,преодолеть политический распад единого Казахского ханства и мобилизовать всеналичные силы страны для общей обороны от сильного внешнего врага –джунгар-ойратов.
Всюсвою долгую жизнь Тауке вел активную внешнюю политику. Еще в молодости, приправлении своего отца, он возглавлял посольство к моголам Кашгарии, и в 90-хгодах XVII столетия, будучи ханом, участвовал в политических делах Монгольскогогосударства. При Тауке происходили столкновения с Аштарханидами из-загосподства над присырдарьинскими городами, но большой войны между Бухарским иКазахским ханствами не было. Зато военные действия между казахами и джунгараминосили характер организованных беспрестанных войн. В этой долгой войнеТауке-хан умело руководил своим войском, приобрел славу знатока военного дела,человека отважного в сражениях, неустрашимого в опасностях. За все эти военныезаслуги, судя по надписи на личной ханской печати, он был удостоен своимиподданными почетного титула батыр (герой, храбрец, витязь). Этот титул (батыр,бахадур) присваивался за личную храбрость в сражении, за умелое руководствовоенными действиями. Как титул слово батыр прибавлялось к собственному именихрабреца. Этот почетный титул мог получить за свои личные военные качества любойсвободный член кочевого общества, будь он рядовым воином или принцем крови.
Упорнаяи многолетняя борьба с Джунгарией создавала тяжелую политическую иэкономическую обстановку в стране и способствовала сближению Казахского ханствас Россией. Только в 1686–1693 годах Тауке-хан отправил в Россию пять посольствс важными дипломатическими поручениями. Сохранилось письмо Тауке-хана Петру I,составленное в октябре 1694 года, с предложением о поддержании дружественныхотношений с Россией. В первые десятилетия XVIII века сношения казахов с Россиейоживились. В 1717 году Тауке-хан возбудил просьбу о подданстве казахов России.Но эти переговоры были прерваны смертью Тауке-хана.
Таукебыл последним казахским ханом, власть которого признавалась во всем государстве.После его смерти подняли голову келте ханы (мелкие ханы) и во всех трех жузахказахов появились свои властелины. С тех пор каждый жуз имел личную историю.
Значениероли Тауке-хана в истории Казахстана определяется многим:
– онбыл главным инициатором и создателем «Жети жаргы» – единственного дошедшего донас памятника права казахов ханского периода;
– решительныедействия, умная политика хана и его ближайшего окружения, умение соединятьверность традиции с новшествами, принципиальность с гибкостью, идеал с реалиямижизни обеспечили в трудные годы борьбы с ойратами сохранение единстваКазахского ханства, его политического суверенитета, целостности основныхтерриторий государства.
Тауке-ханбыл государем от природы: он превосходил всех окружающих умом, отвагой,мудростью и в то же время отличался мягким нравом и справедливостью. Все этосоздало Тауке-хану огромное уважение при жизни, великую славу в потомстве. Вдокументе, датируемом 1748 годом, М. Тевкелев, российский дипломат ипереводчик, так характеризовал его: «Тевке-хан был человек умный и у киргисцов(казахов) в великом почтении». Так уж было суждено первому казахскомугосударству, чтобы его последний правитель оказался выдающейся личностью,которого ученые-историки поставили в один ряд с величайшими законодателядревности Солоном и Ликургом.
2. Свод законов «Жеты жаргы»
Вистории казахского права ханского периода (XV–XIX вв.) известен толькоодин законодательный памятник – «Жети жаргы» («Семь уложений»). По казахскимпреданиям творцом «Жети жаргы» принято называть хана Тауке. По одной версии онсобрал для совета трех биев – Толе би, Казбек би, Айтеке би – и, обсудив с нимислучавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторыезаконоположения. По другой версии, Тауке-хан собрал в урочище Куль-Тобе семьбиев и они соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима в новые обычаи,названные «Жети жаргы». Создание этого документа относится к последней четвериXVII столетия.
Времяправления Тауке-хана приходится на один из самых трудных периодов историиказахского народа. На западе ханства шла война с Аштарханидами за господствонад присырдарьинскими городами, на юго-востоке продолжалась изнурительнаяборьба с джунгарами из-за обладания семиреченскими кочевьями. По мерераспространения экспансии джунгарских феодалов на казахские земли, казахипотеряли к 70-м годам XVII века значительную часть своих кочевий в Семиречье ина северо-востоке страны. Это вызвало внутренние неурядицы, и, прежде всего,борьбу за пастбища среди самих казахов. Возникшая междоусобица вела к нарушениютрадиционных обычаев, права, подрыву норм общественной и государственной жизни.Для того чтобы мобилизовать все силы для общей обороны от сильного внешнеговрага, необходимо было законодательно урегулировать расшатавшиеся общественныеустои. Кроме того, при создании «Жети жаргы» важным, определяющим сам егохарактер оказалось стремление приспособить существующие нормы обычного права кновым потребностям казахского общества, узаконив лишь те из ник, которыесоответствовали интересам феодальной знати, создать вместо устаревших инеугодных ей норм новые и выгодные ей правила.
«Жетижаргы» содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, атакже положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть в нем охватывалисьвсе стороны жизни казахского общества.
Верховнаявласть, по «Жети жаргы», должна быть сосредоточена в руках хана. Судя поотдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал запреступления и проступки, разбирал иски, издавал порядок налогообложения. «Жетижаргы» узаконивало различные сборы в пользу хана и биев. Например, одна изстатей (ст. 33) гласит: «Чтобы всякий, могущий носить оружие, кромесултанов, платил хану и правителям народным в подать 20-ю часть своегоимущества, ежегодно».
Однакохан не был единственным носителем власти. Ему, верховному сюзерену, приходилосьделить ее с султанами и биями, сосредоточившими в своих руках власть и надподвластными им жителями улусов и родовыми объединениями. Управлениеобщегосударственными делами осуществлялось посредством совокупной деятельностисоставляющих господствующую группу феодалов. Так, одним из пунктов уточнялсяпорядок управления ханством султанами родоплеменными старейшинами. Хан, султаныи бии ежегодно собирались осенью в одно место, среди степи, для рассуждения оделах народных (ст. 31). При этом все они должны были являться на«собрания народные» с оружием. Это требование было настолько неукоснительным,что явившийся на курултай безоружным не имел права голоса и младшие в нарушениевсех обычаев могли не уступать ему места.
Всеказахские племена, роды и поколения должны были иметь свою собственную тамгу.Тамги эти тогда же и были розданы «с обязанностью накладывать их на весь скот иимущество для различения что кому принадлежит» (ст. 34).
Каки в других правовых памятниках эпохи средневековья, основное место в «Жетижаргы» отводилось уголовно правовым нормам. В перечень преступных действийвходили: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, несоблюдениеправил сыновней почтительности, воровство, прелюбодеяние, кровосмешение. За этипреступления наказаниями являлись: кун (откуп), смерть, конфискация имущества,остракизм (изгнание), предание публичному позору.
Самымраспространенным видом наказания был кун (имущественное вознаграждение,возмещение). Уплатой куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себежизнь. Размер куна зависел от социальной принадлежности преступника ипотерпевшего.
Сохранилсяпринцип талиона – «за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем» (ст. 1).Этот принцип со временем потерял свою непреложность. Наказание могло бытьсмягчено, и истец вполне удовлетворялся куном.
Смертнаяказнь была двух видов: удавление, побивание камнями (за богохульство).
Семейно-брачноеправо и право наследования не получили в «Жети жаргы» достойной разработки. Этообъясняется, вероятно, тем, что многие отношения между согражданамирегулировались обычным правом и были общеизвестны, а поэтому «Жети жаргы»касалось их лишь отчасти.
Субъектомправа признавались только лично свободные: раб не признавался юридическимлицом. «Жалоба раба на господина нигде не приемлется», гласит ст. 16, завладетелем признается право над жизнью принадлежащего ему раба.
Личнаясвобода, которой обладала основная масса казахского общества, не всегдапредставляла собой юридическое полноправие. Например, женщины, как слуги ирабы, не могли выступать в суде в качестве свидетелей. Полноправным юридическимлицом был только свободный, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дом, главасемьи.
В«Жети жаргы» вошли также некоторые установления шариата, духовногомусульманского права, в частности предусматривающие меры защиты ислама иопределяющие наказания за богохульство и переход в христианство. В областисемейно-брачных отношений утверждалось право родительской власти над жизньюдетей, закреплялось неравноправное положение женщин в семье.
Встатье о наследственном праве «Жети жаргы» подтверждались, по-видимому, нормыобычного права. После смерти отдельно проживавшего бездетного сына егоимущество поступало к отцу. После смерти родителей малолетние дети отдавались вопеку ближайшим родственникам, а в случае их отсутствия – «посторонним надежнымлюдям» (ст. 23).
Таковолишь в самых общих чертах содержание дошедшего до нас текста «Жети жаргы»,фактически являвшегося конституцией, регулировавшей правовые отношения вгосударстве.

3. Экономика Казахстана в ХVII-ХVIIIвв.
казахстан государствозакон экономика
Вторую половину XVII и первую половину XVIII века не зря называютсгустком казахской истории. Этот период был едва ли не самым тяжелым временем вистории казахской нации и вошел в народное сознание как период великих бедствийи страданий, связанных с нашествием джунгар.
Внутриполитическое положение Казахского ханства в конце XVII – началеXVIII веков было сложным. Характеризовалась политической раздробленностью ихозяйственным упадком. Производительные силы казахского общества развивалисьочень медленно, производственные отношения по-прежнему являлисьпатриархально-феодальными. Пережитки патриархата пронизывали все порыхозяйственной и социальной жизни народа. Феодальная собственность на землюнаходила свое выражение в праве феодалов распоряжаться кочевьями, присваиватьлучшие из них, хотя по форме землепользование было общинным. Объектом частнойсобственности и средством феодальной эксплуатации был также скот. Крупныефеодалы, по свидетельству источников, обладали стадами в несколько десятковтысяч голов.
Верховным распорядителем всех земель в ханстве по-прежнемусчитается хан. В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобреталонаследственное право-сойургал. Скотоводы платили налог-зякет, делали подношениемясом-согым, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж (налоги). Простые людипривлекались к общественным работам-мардикар. Принимали на постойвойска-каналга, а также знатных людей-жамалга. Собирался натуральный сбор дляснабжений войск-тагар. Мусульманское духовенство владело землями.
Казахское общество состояло из двух основных социальных групп,различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовымпризнакам. Это ак суек-белая кость, к ней относились только чингизиды-потомкиЧингисхана и ходжи-потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали ккара суек-черной кости.
Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанови правителей родов (биев), которые «собирались осенью, в одно место, в серединестепи для рассуждения о делах народных», как гласит один из пунктов «ЖетыЖаргы»
Система государственного управления была основана на обычном праве(адат). Наряду с нормами адата в системе феодального правопорядка действовалинормы мусульманского права (шариат). Составленный при Тауке хане в конце XVIIвека свод законов «Жеты Жаргы» юридически закрепил социальные и правовые нормыказахского общества того времени, направленные на укрепление государственнойвласти, а также власти феодальной верхушки.
Экономический базис казахского общества – кочевое скотоводство – взначительной степени препятствовал созданию предпосылок для развития иупрочнении государства на всей территорий ханств. Постоянные перекочевкинаселения сдерживали развитие контактов между отдельными племенами и родами. Всилу объективных причин обусловленных природой кочевого общества, междуказахскими жузами политико-экономические связи были слабы.
В конце XVII – начале XVIII века Казахское ханство, объединенноепод началом видного государственного деятеля, полководца Тауке хана (1680–1718),занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии.Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров ивосстановить территориальное единство казахской государственности. Однако,смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султанКаип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был нев состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы:в Старшем жузе-Болат хан, в Среднем жузе – (Шахмухамед) Семеке хан, в Младшемжузе – Абулхаир хан (1718–1748), а в Ташкенте ханом стал Жолбарыс.
Так начался процесс распада казахского ханства.
Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахскогоханства. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки, с Северо-Сибирскиеказаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза отсреднеазиатских государств.
Об этой сложной исторической эпохе Ч. Уалиханов писал: «Джунгары,волжские калмыки, яицкие казаки башкиры с разных сторон громили улусы казахов,отгоняли скот и уводили в плен целыми семействами».
В первой четверти XVIII века наибольшая угроза для казахов нависласо стороны Джунгарского ханства, достигшего в 20-х годах наибольшего упрочнениясвоего потенциала, политического веса в Центрально-Азиатском регионе. Стратегическаяцель джунгарских правителей была – подчинение огромных просторов Казахстана.
Итак, отсутствие устойчивых политических и экономических связеймежду жузами, междоусобица казахской феодальной верхушки обрекали народ навеличайшие бедствия и лишения.

Заключение
Тауке хан – один из самых выдающихся государственных деятелейКазахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С егоименем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений вЦентрально – Азиатском регионе. При нем произошло ослабление натиска джунгар.Как пишет историк В.А. Моисеев: «Годы правления Тауке хана безусловно,занимают особое место в казахской истории. Это был «Золотой век» прекращениягубительных феодальных усобиц, и мощного отпора неприятелям, век относительногогосподства законов, развития экономики и процветание торговли».
Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного праваказахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформлениеюридической системы казахского общества, что дало возможность консолидироватьобщественные ресурсы для достижения общих задач, стоящих перед всей страной.
Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властныхотношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Таукепредоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности:
1. Принятие важных государственных и политических решений;
2. Исполнение судебных функций;
3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив.
В совокупности бийские советы исполняли военные, политические иидеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничениеполитического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодныеконсультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечкеКултобе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контрольная по программированию в Паскале Вариант 3 (теория Современные текстовые процессоры)
Реферат Компьютер
Реферат Квантовые вычисления
Реферат Система программирования Турбо Паскаль
Реферат Языки програмирования
Реферат Рынок элетронной коммерции
Реферат А. Степанов порядок разработки и оценки миссии фирмы прежде всего целесообразно ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует. Для вновь создаваемой фирмы такую же работу следует выполнить о
Реферат Особливості використання інформаційних технологій в документознавстві
Реферат Процессоры обработки текстовой информации
Реферат Система эвристического анализа и искусственного интеллекта Экспертные системы
Реферат Спам и методы борьбы с ним
Реферат Роль информации в обществе
Реферат Хронічний остеомієліт
Реферат Что хранится в FAT
Реферат Masque Of The Red Death Essay