Реферат по предмету "Финансы"


Государственная пошлина 6

--PAGE_BREAK--Рисунок 2 – Порядок уплаты государственной пошлины
Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ)[6]. Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины. Уплачивать государственную пошлину можно только в рублях в отличие от некоторых других обязательных платежей в доход государства, оплата которых может совершаться как в российских рублях, так и в иностранной валюте, котируемой Банком России (таможенные пошлины и др.).[11, С. 211]

В соответствии с рисунком 3, плательщик государственной пошлины может внести причитающуюся сумму наличными либо перечислить ее со своего счета.



Рисунок 3  – форма уплаты госпошлины

Если за совершением юридически значимого действия или выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними.

В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, то размер этой пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально числу лиц, имеющих право на льготы. В этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготы. Так, если за удостоверением договора дарения квартиры обратились три лица, одно из которых участник Великой Отечественной войны, то лица, не имеющие права на льготу, должны уплатить за удостоверение этого договора 2/3 подлежащей уплате государственной пошлины. Эта ситуация представлена на рисунке 4.



Рисунок 4  – форма уплаты госпошлины

Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:

¾   квитанция, выдаваемой плательщику банком;

¾   квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата[3].

Форма бланкаплатежного документа физического лица на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приведена в таблице 1 в приложении Г.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса РФ иностранным организациям, не имеющим в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, предоставлялось право уплачивать государственную пошлину через уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета. [11, С. 222]

Подведя итог можно сказать, что обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

¾   в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

¾    если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Размеры государственной пошлины определяются кратно минимальному размеру оплаты труда (на день уплаты госпошлины) или в зависимости от цены иска, сделки, имущества и устанавливаются для каждого вида юридически значимых действий в отдельности.

Государственная пошлина уплачивается либо наличными деньгами в учреждениях банков, либо путем перечисления со счета плательщика, либо непосредственно нотариусу. Прием банками государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж.
1.3 Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды. Особенности уплаты государственной пошлины при совершении в отношении плательщика различных юридически значимых действий

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

¾   при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

¾   цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

¾   при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке: если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19НК; если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19НК;

¾   при предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями ст. 333.19НК;

¾   при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

¾   в других случаях.[4]

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

¾   при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

¾   цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты(Рисунок 5); 





Рисунок 5  – Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в              арбитражные суды

¾   при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18НК. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40НК. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;

¾   в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;

¾   в других случаях, предусмотренных статьей 333.22 [4]

Случаи доплаты и уплаты гос. пошлины представлены на рисунке 6



Рисунок 6  – Уплата гос. пошлины при обращении в арбитражные суды

 Примечательно, что правильное определение размера государственной пошлины и уплата ее в надлежащем порядке связано с верным определением цены иска и характера заявленного требования, категорией дела, что в силу норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) является и правом и обязанностью истца (заявителя).

    В силу ст. 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований как имущественного, так и неимущественного характера. [9]

    Например, иск заявлен о взыскании задолженности по договору в сумме 250000 руб., неустойки в сумме 18000 руб. и о расторжении этого договора. Требование о взыскании задолженности и неустойки по договору имеет имущественный характер и подлежит оценке. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты, в данном случае цена иска составляет 268000 руб. (250000 руб. +18000 руб.), размер государственной пошлины = 3500 руб. +2% от (268000 руб.-100000 руб.)=3500 руб.+2% от 168000 руб.=3500 руб. +3360 руб.=6860 руб. Требование о расторжении договора носит неимущественный характер и облагается госпошлиной в размере 2000 руб., таким образом, государственная пошлина по данному делу подлежит уплате в размере 8860 руб. (6860 руб.+2000 руб.). Если истец в исковое заявление включил ходатайство об обеспечении иска, такое требование в не зависимости от вида обеспечительных мер также подлежит оплате государственной пошлиной в размере 1000 руб., при этом в ситуации, когда истец по правилам ч. 1 ст. 91 АПК РФ заявил ходатайство о принятии одновременно нескольких обеспечительных мер, госпошлина подлежит уплате в сумме 1000 руб. независимо от их количества и характера, поскольку госпошлиной облагается само заявление, а не обеспечительные меры.

    В случае если иск заявлен об оспаривании решения общего собрания акционеров, то дело подлежит рассмотрению по правилам искового производства. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе, при обращении акционеров – физических лиц с исками о признании недействительными решений собраний акционеров, подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000 руб., а апелляционной и кассационной инстанциях – 1000 руб. Сумма госпошлины по иску подлежит расчету исходя из количества заявленных требований, а не акционеров, подписавших исковое заявлений, которые могут уплатить госпошлину в солидарном порядке.

За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

¾   за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;

¾   при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;

¾   при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;

¾   за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены настоящей главой. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном ст. 333.40НК. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;

¾   в других случаях, предусмотренных в ст. 333.25[16, C. 246].

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий обычно привязаны к минимальному размеру оплаты труда.

Размеры государственной пошлины за нотариальные действия в зависимости от МРОТ представлены в приложении Д в таблице 1.

Нотариальные действия в РФ в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

За выполнение нотариальных действий, по которым предусмотренаобязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия вгосударственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между нотариусом и физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нему.

Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на эти лица при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, а также за составление ими проектов документов государственная пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий, за выдачу копий и дубликатов документов – при их выдаче .

В случаях заключения договора, предметом которого является отчуждение имущества, на сумму ниже той, которая указана в оценочном документе, государственная пошлина исчисляется исходя из суммы, указанной в оценочном документе.

При удостоверении сделок, исчисляемых в иностранной валюте, а также в случаях, когда иностранная валюта – предмет наследования, размер государственной пошлины подлежит пересчету на рубли по курсу, котируемому ЦБ РФ и действовавшему на день уплаты государственной пошлины.

За нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы или других органов исполнительной власти и консульских учреждений, государственная пошлина взимается в полуторакратном размере.

В соответствии со ст. 187 ГК РФ лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. Плательщиком государственной пошлины является лицо, обращающееся за совершением юридически значимого действия. Таким образом, в случае нотариального удостоверения доверенности в порядке передоверия размер пошлины должен определиться исходя из родственных отношений между лицом, осуществляемым передоверие, и новым доверенным лицом.

За выдачу свидетельства о праве на наследство государственная пошлина взимается со стоимости всего имущества, переходящего в порядке наследования, на день открытия наследства. Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим – день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений, где инвентаризация указанными органами не проведена, — органами местного самоуправления или страховыми организациями.

Стоимость ценных бумаг (государственных облигаций, векселей, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских сберегательных книжек на предъявителя, коносаментов, акций, приватизационных ценных бумаг и других документов, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таких бумаг) не может быть ниже номинальной.

Стоимость транспортных средств определяется судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Оценочные документы приобщаются к документам, остающимся в нотариальной конторе. [13, С.440].

При определении размера госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство в соответствии с действующим законодательством не принимаются в расчет и не включаются в стоимость переходящего по наследству имущества:

¾   жилые дома, квартиры, если наследники проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, этой квартире после его смерти (при этом освобождение граждан от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство комнат и долей комнат в коммунальных квартирах Законом РФ «О государственной пошлине» не предусмотрено);

¾   имущество лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущество лиц, подвергшихся политическим репрессиям;

¾    вклады в банках;

¾   страховые суммы по договорам личного и имущественного страхования;

¾      суммы оплаты труда, авторских прав и суммы авторского вознаграждения, предусмотренные законодательством об интеллектуальной собственности.

В тех случаях, когда имеется несколько наследников (в том числе наследников по закону, по завещанию и имеющих на обязательную долю в наследстве), пошлина исчисляется с доли наследства, причитающейся каждому наследнику[6, С.318].

Если по заявлению наследников свидетельство о праве на наследство выдается на часть наследственного имущества, пошлина исчисляется со стоимости той части имущества, которая указывается в выдаваемом свидетельстве. При выдаче в дальнейшем свидетельства на остальную часть имущества пошлина исчисляется с общей его стоимости, а к уплате предъявляется разница между исчисленной суммой и суммой, уплаченной за выдачу первого свидетельства.

За выдачу свидетельств о праве на наследство, выдаваемые на основании решений судебных органов о недействительности прежних свидетельств, пошлина взыскивается на общих основаниях. При этом сумма, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату или по заявлению плательщика зачету в счет суммы, причитающейся за выдачу нового свидетельства, если не истек годичный срок со дня зачисления пошлины в бюджет.

При записи повторных свидетельств и договоров в реестре нотариальной конторы в соответствующей графе указывается, когда и в какой сумме была взыскана пошлина и где имеется запись о взыскании. При этом к основным документам, остающимся в делах нотариальной конторы, должны быть приложены решения суда о признании недействительными соответствующих свидетельств и договоров.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
За удостоверение договоров, платежи по которым производится периодически, пошлина исчисляется и взимается исходя из общего размера платежей по договору за все время его действия. Если договор заключен без указания срока его действия, то пошлина исчисляется и взимается исходя из суммы платежей по договору за три года.

По договорам о передаче прав и обязанностей, договору о продлении срока его действия либо об увеличении первоначальной суммы договора пошлины исчисляется со стоимости еще не осуществленных прав или передаваемых обязанностей либо с суммы, на которую увеличивается сумма ранее заключенного договора.

За удостоверение сделок об обмене имуществом (договора мены) государственная пошлина уплачивается со стоимости имущества, которая выше, или со стоимости имущества с учетом денежной доплаты к нему.

За удостоверение договоров аренды (имущественного найма) и найма жилого помещения государственная пошлины исчисляется и взимается с сумм платежей за наем, учитывая стоимость предусмотренных в договоре возводимых нанимателем строений и других сооружений, а также оборудования помещений, если эти строения, сооружения и оборудование по договору подлежат безвозмездной передаче по окончании договора собственнику имущества, сдаваемого внаем; стоимость обусловленного договором капитального ремонта и т. д.

За удостоверение договоров об уступке требования и переводе долга, о продлении срока действия ранее заключенного договора либо об увеличении первоначальной суммы договора пошлина исчисляется и взимается исходя из оценки неосуществленных прав и неисполненных обязанностей или суммы, на которую увеличивается сумма ранее заключенного договора.

В случаях добровольного соглашения сторон о нотариальноудостоверении сделок, для которых гражданским законодательством не предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение, пошлина исчисляется в том же порядке, который изложен для соответствующих видов сделок.

За совершение исполнительной надписи сумма уплачиваемой пошлины в случае освобождения взыскателя от ее уплаты взыскивается с должника при взыскании долга по надписи. Если должником является гражданин, то исполнительная надпись должна быть направлена в суд по месту жительства должника. Взыскание осуществляется судебным приставом-исполнителем. Если должником является юридическое лицо, тог исполнительная надпись направляется судебным приставом-исполнителем или непосредственно взыскателем в банк, обслуживающим должника[13, С.444].

При государственной регистрации актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами настоящего государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей :

1)при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записи актов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подп. 5 п. 1 ст. 333.26НК, независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств;

2)  за выдачу свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с переменой имени государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подп. 6 п. 1 ст. 333.26НК, за каждое свидетельство.

За выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина не уплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда.

Существуют также другие особенности уплаты государственной пошлины: в случаях совершения действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации; совершения действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора; уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации[1].



 1.4 Льготы по государственной пошлине для отдельных категорий лиц

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ выделяются 5 групп льгот по уплате государственной пошлины:

1)льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций;

2)  льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;

3)   льготы при обращении в арбитражные суды;

4)  льготы при обращении за совершением нотариальных действий;

5)  льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния.

Все данные виды льгот представлены на рисунке 1 приложения Ж. и в таблицах с1-ой  по 6-ую в приложении Ж.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиков, за исключением льгот по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. Органы местного самоуправления, наделенные представительными полномочиями, имеют право устанавливать для отдельных плательщиков дополнительные льготы по уплате государственной пошлины, зачисляемой в местный бюджет, за выполнение нотариальных действий и выдачу документов, которые осуществляются государственными нотариальными конторами и уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления[18, С.670].

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций предоставляются федеральным органам государственной власти, государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, бюджетным учреждениям и организациям, полностью финансируемых из федерального бюджета — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений; судам общей юрисдикции, арбитражным судам и мировым судьям — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации; Центральному банку Российской Федерации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации; государственным и муниципальным музеям, архивам, библиотекам и иным государственным и муниципальным хранилищам культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; физическим лицам — авторам культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей; физическим лицам — участникам и инвалидам Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также другим категориям граждан и организациям[1].

Основанием для предоставления льготы, предусмотренной является документ, выданный в установленном порядке.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; по искам о взыскании алиментов; по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением; по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака; физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка а также прокуроры, вынужденные переселенцы и беженцы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и другие категории граждан и организаций.[16, C 290]

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями и по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы — инвалиды I и II группы;

В статьях 333.38 и 333.39 предусмотрены льготы за совершение нотариальных действий и за государственную регистрацию актов гражданского состояния. Перечень льгот является закрытым, судьи, мировые судьи и арбитражные суды не могут предоставить льготы физическим лицам и организациям не указанных в перечне. [4]
1.5 Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

Правовое регулирование возврата и зачета излишне уплаченных сумм налогов (сборов) осуществляется в порядке, установленным ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ, а также ст. 333.40, определяющей особенности возврата и зачета государственной пошлины (п. 7 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ).

Рассматриваемой статьей установлен исчерпывающий перечень оснований возврата государственной пошлины, приведенный в приложении К на рисунке 1:

¾   уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

¾   возврат заявления, жалобы или иного обращения или отказ в их принятии судами либо отказ в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

¾   прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;

¾   отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

¾    отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина РФ за пределами территории РФ и на территории РФ, проездного документа беженца.[4]

При этом надо иметь в виду, что если было заключено мировое соглашение до принятия решения арбитражным судом, то возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

В перечисленных случаях государственная пошлина возвращается в полном объеме.

Также предусмотрены случаи частичного возврата государственной пошлины:

¾   при прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины

¾   при заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины

В пунктах 2, 4 ст. 333.40 указаны случаи, когда возврат государственной пошлины не может быть осуществлен, Не возвращается государственная пошлина, уплаченная за:

¾   государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния;

¾   государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.[4]

Порядок возврата государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, и уплаченной за совершение иных юридически значимых действий различен. Этот порядок приведен в приложении К на рисунке 2.

Заявление о возврате государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дел судами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным судом РФ, а также конституционными (уставными) судами субъектов РФ) и мировыми судьями подается в налоговый орган по месту нахождения суда, который рассматривал или должен был рассматривать дело.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

В случае, если государственная пошлина подлежит возврату, арбитражный  суд выдает справку на возврат государственной пошлины на одном листе и возвращает оригинал платежного поручения на уплату государственной пошлины, которое по правилам судопроизводства должно быть приложено к заявлению или иску, подаваемому в суд.

Справка и оригинал платежного поручения высылаются судом по адресу заявителя, указанному в заявлении (иске).

На основании этой справки и платежного поручения возможны следующие действия плательщика государственной пошлины:

Первый вариант.

Плательщик обращается с заявлением о возврате государственной пошлины

К заявлению о возврате государственной пошлины должны быть приложены следующие документы:

¾   подлинные платежные документы об уплате государственной пошлины. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме должны быть приложены подлинники платежных документов. При частичном возврате государственной пошлины — их копии.

¾   решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. [28, С.2].

Государственная пошлина должна быть возвращена плательщику в течение месяца с момента подачи заявления о возврате государственной пошлины. (п 3 ст. 333.40) Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина. Орган Федерального казначейства осуществляет возврат государственной пошлины в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2004 г. № 116н. Возврат излишне уплаченной (взысканной)суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Второй вариант.

Он предпочтителен в том случае, если размер уплаченной государственной пошлины невелик, а плательщик предполагает возникновение других судебных споров в течение трех лет со дня уплаты пошлины.

Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.

Подлинные документы, полученные из суда, сохраняются, а при другом обращении в суд подается заявление о зачете государственной пошлины с приложением документов, ранее полученных из суда (то есть справки на возврат государственной пошлины и оригинала платежного поручения).

Такие действия правомерны, поскольку плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Иными словами, если государственная пошлина была уплачена за рассмотрение заявления (иска) в арбитражном суде то она может быть зачтена при повторном обращении в арбитражный суд. Порядок зачета государственной пошлины схематически представлен на рисунке 3 приложения К.

Вышеуказанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган в который он обращался за совершением юридически значимого действия.

Зачет государственной пошлины может быть произведен только в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение юридически значимых действий аналогичных тем, за которые была уплачена пошлина. [28, С.2].

Заявление о зачете государственной пошлины необходимо подать в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому)он обращался за совершением юридически значимого действия. Также как к заявлению о возврате государственной пошлины, к заявлению о ее зачете должны быть приложены:

¾   платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины;

¾   решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины.

Срок подачи заявления о зачете государственной пошлины также ограничен тремя годами со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет[8].

Налоги – существенная часть расходов любой организации. И случается, что возникает необходимость перенести их уплату. Отсрочка (рассрочка) по уплате одного или нескольких налогов являются формами изменения срока уплаты с единовременной или поэтапной уплаты суммы задолженности (п. 1 ст.64 НК РФ), переносом установленного срока уплаты на более поздний срок. Если у вас нет денег на уплату пошлины (например, налоговая инспекция заблокировала ваш расчетный счет), вы можете попросить суд предоставить отсрочку или рассрочку по ее уплате. Порядок отсрочки и рассрочки государственной пошлины схематически представлен на рисунке 4 приложения К.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах одного года (этот срок установлен в п. 1 ст.64 НК РФ).Форма такого ходотайства представлен на рисунке 7 приложения К. [23, С.1].

К ходатайству о предоставлении отсрочки или рассрочки обязательно следует приложить документы, подтверждающие наличие оснований для ее предоставления.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины может быть обжаловано.

В п.2 ст. 64 Налогового кодекса определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых заинтересованным лицам может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора.

Итак, отсрочка (рассрочка) предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований (п. 2 ст. 64 НК РФ):

¾   если организации причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы ;

¾   если учреждению задержали финансирование из бюджета или оплату выполненного государственного заказа ;

¾   при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;

¾   при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

¾   если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.[4]

Проценты на сумму государственной пошлины не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка (рассрочка)[1], кроме трех последних случаев (а также при предоставлении отсрочки(рассрочки) министром финансов РФ) исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При  этом подача заявления о предоставлении рассрочки (отсрочки) не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. 

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате вступает в действие с указанного в нем дня. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включая сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу (п.8 ст. 64 НК РФ).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Получить отсрочку (рассрочку) не получится, если в отношении организации (п.1 ст.62 НК РФ);

¾   возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

¾   проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением через таможенную границу Российской Федерации;

¾   имеются достаточные основания полагать, что эта организация воспользуется отсрочкой для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Не предоставляется отсрочка (рассрочка) и налоговым агентам.

Для того чтобы получить отсрочку (рассрочку) платежа, учреждение должно подать соответствующее заявление в уполномоченный орган(по федеральным налогам – это ФНС России, по региональным и местным – УФНС России по субъекту РФ). Его форма приведена на рисунке 6 приложения К.

В течение пяти дней после этого надо направить копию заявления в инспекцию по месту учета. Помимо заявления понадобятся и другие документы, перечень которых дан в ст. ст.64, 64.1 Налогового кодекса. Все эти документы в течение месяца с момента подписания их уполномоченным лицом должны быть направлены налогоплательщиком в органы, уполномоченные на изменение срока уплаты налогов и сборов. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается в течение одного месяца со дня получения заявления (п.6 ст.64 НК РФ). Действие   отсрочки, рассрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения. Максимальный срок отсрочки или рассрочки — 6 месяцев.[28, С.2].

Началом течения срока отсрочки уплаты госпошлины следует считать следующий день после календарной даты вынесения определения о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству.

Следует отметить, что споры с налоговиками по поводу недоказанности факта недофинансирования налогоплательщика не редкость. Дело в том, что законодательство о налогах и сборах не указывает на конкретный документ, подтверждающий факт недофинансирования, который учреждение должно представить для получения отсрочки по уплате налогов, а также не содержит каких-либо требований к такому документу.

Поэтому отсрочка уплаты государственной пошлины не может осуществляться по произвольному или инициативному усмотрению арбитражного суда. Она предоставляется арбитражным судом только после изучения оценки и удовлетворения письменного ходатайства истца, обоснованного совокупностью документов о тяжелом финансовом и имущественном положении. Следовательно. Одним из обязательных условий для предоставления налогоплательщику отсрочки является наличие информации о сумме недофинансирования.

Форма заявления о представлении отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины при подаче заявления в арбитражный суд приведена на рисунке 5 приложения К.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины, арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 333.41 Налогового кодекса общий срок  предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

Все основания для возврата госпошлины  установлены нормы НК РФ. При этом в случае  отказа уполномоченным органом от совершения юридически значимых действий, за которыми обратилось лицо, госпошлина не возвращается.

Государственная пошлина уплачивается также лицом которое обращается за совершением юридически значимых действий. При этом нормами НК РФ не предусмотрена уплата пошлины за другое лицо. [14, C. 158]

Данный раздел курсовой работы можно представить в виде схемы, изображенной в приложении К на рисунке 8. Здесь изображены четыре основные юридически значимых действия, при совершении которых у налогоплательщика появляется обязанность по уплате государственной пошлины. Это приобретение и выход из гражданства РФ, рассмотрение заявлений и жалоб, удостоверение договоров нотариусом и государственная регистрация фирмы.

Таким образом, при практической реализации плательщиками права на возврат (затрат), отсрочку (рассрочку) налогов необходимо в первую очередь обращать внимание на виды налогов, по которым возможно произвести зачет (возврат), на соблюдение сроков в отношении соответствующих действий и основания для проведения возврата (зачета), а так же отсрочки (рассрочки) налога.




2. Практические примеры исчисления государственной пошлины
Пример 1.

Истец, освобожденный от уплаты государственной пошлины, подал в арбитражный суд иск о взыскании задолженности по платежам в размере 5000 руб. Судом удовлетворен иск только в части взыскания с ответчика 500 руб. Определить размер государственной пошлины.

Решение

Для того чтобы определить, какую сумму государственной пошлины следует взыскать с ответчика, необходимо определить размер государственной пошлины, который должен был бы уплатить истец, — это 250 руб. (5 % от 5000 руб.), а затем определить, в какой части удовлетворен иск (500: 5000 = 0,1), и в этой же части определить размер государственной пошлины, подлежащей уплате ответчиком, не освобожденным от уплаты государственной пошлины, который составит 25 руб. (250 руб. х 0,1).
Пример 2.

Инвалид II группы обратился в суд общей юрисдикции с исковым заявлением имущественного характера. Сумма иска составляет 1 050 600 руб.

Определить размер государственной пошлины.

Решение

Сумма государственной пошлины от цены иска, превышающей 1 000 000 руб., определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Данным пунктом установлено, что при цене иска свыше 500 000 руб. сумма госпошлины равна 6600 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

Сумма госпошлины с 1 050 600 руб. составит:

6600 руб. + (1 050 600 — 500 000) x 0,5% = 6600 + 2753 = 9353 руб.

Сумма госпошлины с 1 000 000 руб. составляет:

6600 руб. + (1 000 000 — 500 000 руб.) x 0,5% = 6600 + 2500 = 9100 руб.

Таким образом, инвалид II группы, подавший исковое заявление в суд общей юрисдикции, должен заплатить государственную пошлину в сумме 253 руб. (9353 — 9100).
Пример 3.

Инвалид I группы обратился в арбитражный суд с исковым заявлением имущественного характера. Сумма иска составляет 1 700 000 руб.

Определить размер государственной пошлины.

Решение

Сумма государственной пошлины от цены иска, превышающей 1 000 000 руб., определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.31 НК РФ и составляет 16 500 руб. плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 100 000 руб.

Сумма госпошлины с 1 700 000 руб. составит:

16 500 руб. + (700 000 руб. x 0,5%) = 16 500 + 3500 = 20 000 руб.

Сумма госпошлины с 1 000 000 руб. составляет:

11 500 руб. + (500 000 руб. x 1%) = 11 500 + 5000 = 16 500 руб.

Таким образом, инвалид I группы, подавший исковое заявление в арбитражный суд, должен заплатить 3500 руб. (20 000 — 16 500).
Пример 4.

Государственное автономное учреждение «Лесхоз «Заря» решило обратиться в арбитражный суд с иском к ООО «Сова» о взыскании основного долга по договору аренды лесного фонда в размере 526 000 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 23 500 руб.

Определить размер государственной пошлины.
Решение

Цена иска составляет 549 500 руб. (526 000 + 23 500), следовательно, Государственное автономное учреждение «Лесхоз «Заря» до подачи искового заявления в арбитражный суд должно уплатить государственную пошлину в размере 11 995 руб. (11 500 руб. + 49 500 руб. x 1%).
Пример 5.

Организация «Квадро» подала в арбитражный суд исковое заявление о взыскании со своего покупателя неустойки в размере 100 000 руб. В тот же день до подачи заявления была уплачена государственная пошлина.

Определить размер государственной пошлины.

Решение

По имущественным делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при цене иска от 50 001 до 100 000 руб. размер пошлины составляет 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.

Таким образом, сумма государственной пошлины, уплаченная предприятием, составила 3500 руб. [2000 руб. + (100 000 руб. — 50 000 руб.) x 3%: 100%].

В суде первой инстанции до принятия судебного решения истец уменьшил сумму исковых требований до 60 000 руб. Арбитражный суд признал это не противоречащим закону и не нарушающим права других лиц.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату.

Сумма государственной пошлины, рассчитанной исходя из новой цены иска, составила 2300 руб. [2000 руб. + (60 000 руб. — 50 000 руб.) x 3%: 100%].

Таким образом, на дату подачи искового заявления об уменьшении размера исковых требований истцу должно быть возвращено 1200 руб. (3500 — 2300).[23, C. 4]
Пример 6.

ООО «Актив» заверило у частного нотариуса перевод документов с английского языка на русский. За 10 страниц заверенного перевода уплачено 1500 руб. Согласно установленному тарифу за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой берется 100 руб. за одну страницу перевода (п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Определить затраты на нотариальные услуги

Решение

Затраты на нотариальные услуги отражают так:

— в бухгалтерском учете включают полностью в состав расходов по обычным видам деятельности 1500 руб.;

— в налоговом учете включают в состав прочих расходов только 1000 руб. (100 руб. x 10 стр.).

Сумму превышения — 500 руб. (1500 — 1000) при налогообложении прибыли не учитывают.
Пример 7.

Учреждение, освобожденное от уплаты государственной пошлины, заявило иск в арбитражный суд к другому учреждению, не освобожденному от ее уплаты, на сумму 600 000 руб. В ходе судебного разбирательства исковое заявление удовлетворено в пользу истца в сумме 200 000 руб.

Определить размер государственной пошлины.

Решение

Размер госпошлины при цене иска от 500 001 до 1 000 000 руб. составляет 11 500 руб. плюс 1 процент суммы, превышающей 500 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

В случае полного удовлетворения требований истца размер государственной пошлины составил бы 12 500 руб. (11 500 руб. + (600 000 — 500 000) руб. x 1%). Но, учитывая, что требования уменьшены, ответчик уплатит госпошлину пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 4167 руб. (12 500 руб. / (600 000 / 200 000)).
Пример 8.

Учреждение обратилось в арбитражный суд с иском к организации о признании договора на оказание услуг недействительным (неимущественный характер иска) и взыскании денежных средств за его досрочное расторжение в сумме 200 000 руб. (имущественный характер иска).

Определить размер государственной пошлины.

Решение

При цене иска в размере от 100 001 до 500 000 руб. госпошлина рассчитывается так: 3500 руб. плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Государственная пошлина будет уплачиваться в следующем порядке:

— по данному требованию пошлина составит 5500 руб. (3500 руб. + (200 000 — 100 000) руб. x 2%);

— при подаче заявления по спорам, возникающим, в частности, при расторжении договоров, госпошлина уплачивается в сумме 2000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Общая сумма государственной пошлины составит 7500 руб.
Пример 9.

Учреждение-истец заявило имущественное требование к ответчику, не относящееся к государственным или общественным интересам, в сумме 100 000 руб. В процессе рассмотрения дела выявлены новые обстоятельства невыполнения ответчиком договорных обязательств, в результате чего исковые требования увеличены до 150 000 руб. и полностью удовлетворены арбитражным судом.

Определить размер государственной пошлины.

Решение

Спор имеет имущественный характер, поэтому пошлину следует рассчитывать, руководствуясь положениями пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса.

Госпошлина при цене иска от 50 001 до 100 000 руб. рассчитывается так: 2000 руб. плюс 3 процента суммы, превышающей 50 000 руб.

Изначальная сумма пошлины составила: 3500 руб. (2000 руб. + (100 000 руб. — 50 000 руб.) x 3%).

Истец увеличил размер исковых требований, следовательно, недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

В нашем случае с учетом измененных исковых требований сумма госпошлины составит 4500 руб. (3500 руб. + (150 000 руб. — 100 000 руб.) x 2%). Соответственно, учитывая ранее уплаченную госпошлину, учреждение должно доплатить 1000 руб. (4500 — 3500).
Пример 10.

Организация подала иск в суд одного из муниципальных районов областного центра. Сам истец зарегистрирован в соседней области. Соответствующая госпошлина была им уплачена по месту своей регистрации в безналичной форме. Так как к моменту судебного слушания денежные средства еще не поступили на расчетный счет суда, то оно было отложено.

Вопрос: как оптимально уплатить пошлину?

Ответ: Тут следует исходить из территориальной расположенности органа, совершающего юридически значимые действия в пользу лица. Если это будет судебный орган областного значения или Арбитражный суд федерального арбитражного (кассационного) органа, то пошлину можно внести в бюджет в безналичной форме и по месту своей регистрации (жительства). Если же речь идет о мировом судье, муниципальном или территориальном органе федерального органа исполнительной власти, наименьший риск возникает при уплате пошлины по месту его нахождения.
Пример 11.

Компания получила лицензию на осуществление пассажирских перевозок, сроком действия три года. Госпошлина за нее составила 1000 руб. Поскольку налог на прибыль организация уплачивает ежемесячно, то каждый месяц со счетов расходов будущих периодов на счета расходов будет переноситься сумма, равная 27,8 руб. (1000 руб. / 36 мес.). При этом важно четко отслеживать платежи и не допускать пропуска срока списания, так как в противном случае у организации возникнет риск представить искаженную финансовую и налоговую отчетности.

Чтобы избежать претензий налоговых органов, которые могут возникнуть в результате противоречивости позиций Минфина, необходимо данный вопрос отразить в Учетной политике для целей налогообложения.



Пример 12.

ООО «Окси» 27 апреля 2007 г. подало в арбитражный суд исковое заявление о взыскании с контрагента ЗАО «Скай» неустойки в размере 250 000 руб. за нарушение условий договора.

Определить размер государственной пошлины.

Решение

В соответствии со ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 100 001 руб. до 500 000 руб. государственная пошлина составляет 3500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб.

ООО «Окси» уплатило госпошлину в размере 6500 руб. (3500 руб. + 2% от 150 000 руб.).

ООО «Окси» использует метод начисления.

Заседание суда состоялось 28 мая 2007 г. Решением суда иск был удовлетворен частично в размере 170 000 руб. Суд обязал ЗАО «Скай» перечислить данную сумму на расчетный счет ООО «Окси» и возместить судебные расходы.

Сумма госпошлины, подлежащая возмещению ЗАО «Скай», рассчитанная пропорционально размеру удовлетворенных требований, составляет 4420 руб. (6500 руб.: 250 000 руб. x 170 000 руб.).

ЗАО «Скай» не стало обжаловать решение суда и 5 июня 2007 г. перечислило на расчетный счет ООО «Окси» 174 420 руб.
Пример 13.

 Федеральное государственное унитарное предприятие «Вертикаль» обратилось к нотариусу с целью удостоверения копий учредительных документов, удостоверения сделки, предмет которой не подлежит оценке. Каковы особенности расчета с бюджетом по налоговым платежам?

Так как указанное предприятие, очевидно, относится к категории предприятий, полностью финансируемых из федерального бюджета, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, оно освобождено от уплаты государственной пошлины.
Пример 14.

          Детский сад, финансируемый из средств бюджета муниципального образования, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО «Строймонтаж» о взыскании денежных средств в размере 60 000 руб., перечисленных в форме аванса организации-исполнителю по договору оказания услуг проведения капитального ремонта здания детского сада. Поскольку услуги не были оказаны в установленные договором сроки и ОАО «Строймонтаж» заявило о полном прекращении работ, бюджетное учреждение приняло решение потребовать в судебном порядке возврата выплаченной суммы. В исковом заявлении также указана сумма штрафных санкций в отношении строительной организации — 15 000 руб.

Какова сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет?

Решение

Требование возврата денежных средств бюджетным учреждением носит имущественный характер. При этом в цену иска следует включить сумму штрафа за нарушение условий договора (пп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Общая стоимость иска: 60 000 руб. + 15 000 руб. = 75 000 руб. В связи с этим размер государственной пошлины рассчитывается на основе пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. — 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.

Сумма налога составит: 2000 руб. + 0,03 x (75 000 — 50 000) = 2750 руб.
Пример 15.

 Кинотеатр «Семейное кино», учредителем которого являются органы власти субъекта Федерации, в марте текущего года подал заявление о повторной выдаче копий решений арбитражного суда по делам, рассмотренным в январе текущего года, и дубликата исполнительного листа. Общее количество страниц документов — 17.

Какова сумма государственной пошлины, рассчитанной и уплаченной налогоплательщиком?

Решение

Осуществление указанных юридически значимых действий облагается по ставке пошлины, установленной пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ: 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб. Сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет: 17 x 2 руб. = 34 руб.
Пример 16.

Арбитражный суд в апреле текущего года рассмотрел иск Отделения Федерального казначейства по Первомайскому району одного из субъектов Федерации в отношении организации, предоставляющей услуги телефонной связи. Сумма, заявленная в иске, составила 30 000 руб. Иск был удовлетворен в пользу истца лишь на 15 000 руб.

Какова сумма государственной пошлины, подлежащей уплате в бюджет?

Решение

Поскольку данное бюджетное учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, ее уплата производится ответчиком в размере, пропорциональном удовлетворенным судом требованиям истца (пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). Сумма иска не превышает 50 000 руб., поэтому действует ставка пошлины: 4% цены иска, но не менее 500 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Ответчиком будет уплачено: (0,04 x 30 000 руб.) / 2 = 600 руб.
Пример 17.

Организация речного транспорта направила в арбитражный суд апелляционную жалобу. На основании пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ организацией была уплачена государственная пошлина в размере: 2000 руб. x 0,5 = 1000 руб. Однако суд отказал организации в принятии жалобы.

Указанное обстоятельство предполагает возврат государственной пошлины в размере уплаченной суммы (пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).[28, C. 3]
Пример 18.

Вопрос: Каким образом производится возврат государственной пошлины, уплаченной за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с пп. 1, 3, 8, 8.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (его должностным лицом) отказано в данной государственной регистрации?

Ответ: Статьей 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 1, 3, 8, 8.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается:

за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий;

за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства;

за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — 20% размера госпошлины, установленной пп. 8 п. 1 ст. 333.33.

При этом государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий, в том числе на совершение регистрационных действий (пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Вместе с тем ст. 23 Закона N 129-ФЗ предусмотрен отказ в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, когда регистрирующий (налоговый) орган выносит решение об отказе в государственной регистрации. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Таким образом, государственная пошлина, уплаченная плательщиком за совершение регистрационных действий, предусмотренных пп. 1, 3, 8, 8.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, подлежит возврату частично или полностью только в том случае, если плательщик отказался от совершения в отношении него данных регистрационных действий до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
Пример 19.

Вопрос: Организация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к контрагенту о взыскании задолженности по договору. Организация направила ходатайство о принятии обеспечительных мер, арбитражный суд вынес определение об отказе в удовлетворении ходатайства. Подлежит ли уплате государственная пошлина при обжаловании определения об отказе в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер?

Ответ: Частью 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами РФ, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Форми і методи професійної підготовки майбутнього вчителя
Реферат Расходы на здравоохранение их состав и структура по звеньям бюджетной системы и видам бюджетов
Реферат Деятельность участкового уполномоченного милиции по обеспечению паспортно-визового и регистрационного режима
Реферат Тупик или выход. Молодежные субкультуры
Реферат Введение в настольную полиграфию
Реферат Классификация угодий Селемджинского района Амурской области
Реферат Вадаи султанат
Реферат Cистеми телекомунікацій /Укр./
Реферат Понятие и содержание хозяйственного учета и его видов
Реферат Особливості та інструменти митно-тарифного регулювання міжнародної економічної діяльності в Фран
Реферат Julius Caesar Essay Research Paper Roseann Mitchell
Реферат Международный долговой кризис
Реферат Советское брачное право
Реферат Прогнозне моделювання фінансових показників відповідно до стратегії розвитку підприємства
Реферат Fifra Essay Research Paper Toxics