--PAGE_BREAK--1 Сущность государственного бюджета
1.1
Необходимость и зарождение бюджета
Важнейшим звеном финансовой системы страны являетсягосударственный бюджет, а финансовая система в свою очередь связана со всеми другими звеньями. Исторические данные свидетельствуют, что изначально бюджет не был присущ государству. Зарождение бюджета было связано с необходимостью аккумуляции определенных средств в виде бюджетного фонда для осуществления государственных расходов. Таким образом, бюджет сначала не являлся финансовой категорией, а представлял собой особую систему общественных отношений.
В переводе с английского языка бюджет означает мешок. Когда палата общин Англии в XVI— XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.[Фис, с. 88]
Итак, постепенному процессу трансформации бюджета в финансовую категорию способствовало развитие общества и государства, а также товарно-денежных отношений.Рассматривать бюджет как самостоятельную экономическую категорию с точки зрения его сущности начали только в последние годы, а с точки зрения законодательного установления финансовой базы государства — как его финансовый план.
На начальном этапе развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений и т. п. покрывать за счет поступления от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Врабовладельческой и феодальной формациях поступления в казну были натуральными, и, естественно, еще не являлись «налогами». Это были дань, подать, оброк, сбор и т. д. Немалую роль в пополнении казны играли войны (прямой грабеж, добыча пленных, рабов, сбор дани с побежденных). В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.
В средние века роль бюджета играла смета королевских доходов и расходов. Так, например, в России впервые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654 г. Однако разработка такого важного документа осуществлялась нерегулярно. Лишь при Петре I, когда проводились крупные реформы по увеличению доходов казны, была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Ежегодный бюджет России начал разрабатываться только с 1812 г. после образования Министерства финансов.
Первоначально доходы и расходы государей и государства не разграничивались. При феодализме свои потребности правители удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но в дальнейшем по мере роста расходов они устанавливали обязательные подати со своих подданных. При этом необходимо отметить, что правители могли бесконтрольно расходовать в своих интересах основную часть собранных средств.
Постепенно развивались товарно-денежные отношения, что обеспечивалось возникновением городов, центров ремесел, ростом производительных сил, разделением общественного труда, расширением обмена. В этих условиях появляются денежные налоги, таможенные и другие сборы с товаропроизводителей и отдельных граждан для покрытия все возрастающих расходов государства. Примечательно, что на данном этапе общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие промышленности, торговли, образования, здравоохранения. [Сор, 11]
В конце XVIII– начале XIXв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Следует отметить, что во многих странах (России, Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. 18 века существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. В такой ситуации необходима была демократизация бюджетного права. Основными принципами, которые молодая буржуазия выдвигала в качестве важных своих лозунгов, были гласность бюджета, более полное отражение в нем доходов и расходов, контроль за ними. Хотя в дальнейшем, защищая свою власть, буржуазия пытается скрыть некоторые расходы, используемые прежде всего для поддержания интересов господствующего класса. Поэтому допускались фальсификация отдельных статей, скрытее непопулярных затрат, доходов, широко использовались средства дополнительно создаваемых целевых фондов, резервов.
Таким образом, на заре капитализма бюджет – это общая смета вероятных доходов и расходов государства. Поскольку бюджет государства возник и начал действовать как совокупность различных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям, для того времени такое определение было вполне приемлемым. Однако с развитием общества оно не позволяет в полной мере раскрыть сущность бюджета, который уже приобретает характер основного финансового плана и определяет движение основной части финансовых ресурсов страны. С расширением функций государства значительно увеличиваются размеры доходов и расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами. Вместе с тем прогрессивные методы расчетов, экспериментальная оценка финансовых прогнозов, применение электронно-вычислительной техники для многовариантных проектов повышает обоснованность важнейших статей доходной и расходной части бюджета. [Аудит, с. 14]
2.1
Сущность бюджета
Отношения по поводу перераспределения доходов составляют основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов. При этом основная роль в этих отношениях принадлежит бюджету, поскольку с одной стороны существует необходимость удовлетворения возрастающих потребностей общества, а с другой стороны – ограничения, которые вызваны влиянием рынка на формы и методы государственного регулирования. Перераспределение финансовых ресурсов через бюджетную сферу обусловлено потребностями развития производства и социальной сферы, функционирования государственных структур. Ведь для организации бесперебойного кругооборота средств в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов на уровне государства. Поэтому с его возникновением и развитием связано существование и развитие бюджета. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдьнерезультат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.
Отсутствие единых подходов к определению понятия «бюджет», разнообразие мнений по поводу характерных его черт и функций приводит к затруднению в определении сущности бюджета и его роли в макроэкономическом регулировании.[Ром, с. 149]
С одной стороны государственный бюджет можно рассматривать как централизованный фонд денежных средств. Конкретная величина этого фонда зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях; решаемых обществом экономических и социальных задач. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах. На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежных средств создаются условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.
Сложность в определении сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает особую сферу финансовых отношений, что обусловлено существованием основного централизованного денежного фонда страны. В данном случае бюджет является составной частью экономического базиса общества. Другое же связано с законодательным оформлением соответствующего финансового документа, а потому относится к надстроечным отношениям.[Ром, с. 150]
Помимо определения государственного бюджета как централизованного фонда денежных средств, в экономической литературе бюджет рассматривается, во-первых, как финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления, который составляется в виде баланса доходов и расходов. Во-вторых, как совокупность денежных отношений, которые складываются у органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан.[Фис, с. 88]
Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь, бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. [БК]
Основной финансовый план, его централизованный фонд финансовых ресурсов государства, — это внешние признаки бюджета: форма и ее материальное воплощение. Глубинную сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Формируя доходную часть бюджета, государство вступает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других видов неналоговых поступлений. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся население и предприятия, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды. Отношения между государством, населением и предприятиями возникают и при использовании бюджетных ресурсов. [Аудит, с. 15]
Таким образом, бюджетные отношения — отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства. [БК] Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования. [Вах, с. 155]
Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда или, другими словами, экономическое содержание бюджетных отношений.
Внешняя форма бюджетных представляет собой обособление у органов власти и местного самоуправления части стоимости созданного общественного продукта. При этом использование государством различных форм и методов формирования и использования бюджетных средств, потребность в конкретизации их объема и структуры приводят к необходимости принятия в обществе соответствующего финансового документа, в котором отражаются перераспределяемые через бюджет денежные ресурсы. Бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса. [Ром, с. 152]
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений,государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновременно ряд особенностей:
1) бюджетные отношения носят денежный и перераспределительный характер;
2) бюджетные отношения связаны с формированием централизованного фонда денежных средств
3) сфера действия бюджетных отношений (она ограничена рамками бюджетного процесса);
4) участники отношений (один из них всегда государство). Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством;
5) бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением (однако речь идет о безвозмездности в смысле экономической или социальной отдачи в соответствующем периоде или на перспективу). [Вах., с. 157]
Государственный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным относятся прежде всего характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета. С развитием общества, изменением способа производства, распределения валового продукта, отношений собственности меняется глубинная суть бюджета, его содержание и основное назначение. К объективным факторам можно также отнести природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфику развития на данном историческом этапе.
К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономическая ситуация и др. Следует отметить, что бюджеты разных стран в одном историческом периоде при едином общественном строе имеют общие черты, похожую структуру доходов и расходов. [Аудит, с. 14-15]
Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет— это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно — территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет
— это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету. Одной из приоритетных задач, стоящих перед правительствами многих развитых стран и некоторых государств с формирующимися рынками, является консолидация государственного бюджета. [Бики, с. 5]
3.1
Доходы и расходы бюджета
Доходы и расходы – особые экономические формы, которые отражают отдельные этапы бюджетного перераспределения стоимости. Факт их присутствия в обществе связан с развитием материального производства, самого человека и экономических отношений, систематически производящих необходимость их регулирования,и не зависит от политики или любой другой области государственной деятельности.
Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и населением в процессе формирования бюджетного фонда.Расходы бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.Оказывая воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, названные экономические категории различны по своим функциям, общественному назначению. С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, в то время как расходы опосредствуют процесс их использования. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них.[Ром, с. 154-157]
Доходы и расходы государственного бюджета связаны как между собой, так и с экономикой в целом, кроме того они оказывают влияние друг на друга. Объем расходов бюджета ограничен размерами поступающих бюджетных доходов, которые, в свою очередь, зависят от количественных показателей развития экономики. С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможности производства, осуществляется содействие росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно, влияет на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств.
Доходы бюджетапредставляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с формированием денежных фондов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Формирование доходов бюджета осуществляется главным образом в виде налогов и обязательных платежей. Субъекты хозяйствования, в том числе и индивидуальные предприниматели, а также некоторые организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, граждане как физические лица, выступают плательщиками налогов и сборов в государственный бюджет в строгом соответствии с установленным законодательством.[Фис, с. 91]
Доходы бюджета формируют не только материальную основу существования самого государства, базу удовлетворения потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Они выступают средством перераспределения денежных ресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий, являются одним из важнейших элементов системы финансового и, в целом, государственного регулирования хода воспроизводства, которое стимулирует либо дестимулирует течение тех или иных социально-экономических процессов.
Доходы бюджета оказывают воздействие на уровень доходности социальных групп и видов деятельности, поэтому их необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития.[Струк, с. 35]
Но необходимо отметить, что регулирующие возможности бюджетных доходов имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что в результате может привести к падению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного ВНП, а впоследствии — и потенциальных доходов самого государства. Установление же низкого уровня изъятия сокращает бюджетные доходы, ограничивая тем самым масштабы возможного государственного регулирования.
Посредством другой формы функционирования бюджета — бюджетных расходов — образуются доходы нетрудоспособных, и оказывается поддержка другим социально незащищенным гражданам. Если государство воздействует на величину указанных выплат, оно тем самым регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии с экономическими возможностями общества. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на формирование нового качества экономического роста. Приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизация структуры материального производства, сглаживание региональных диспропорций — основные направления расходования бюджетных средств. Помимо этого, расходы являются еще и основой существования рыночной инфраструктуры общего назначения. В итоге бюджетного воздействия в целом становится возможным процесс регулирования финансовой базы самого государства и денежных ресурсов, оставляемых в распоряжении других субъектов воспроизводства, корректировка объемов фондов потребления и накопления.
Определенные формы, принципы и методы мобилизации и расходования бюджетных средств оказывают влияние на социально-экономические процессы. Степень регулирующего воздействия доходов и расходов зависит от соответствием отдельных элементов системы бюджетного воздействия условиям хозяйствования, реальным экономическим отношениям и сущности бюджета с одной стороны, а с другой — от проводимой в данный момент государственной политики.[Ром, с. 154-157]
Таким образом, возникновение государственного бюджета связно с появлением государства и развитием товарно-денежных отношений. В настоящее время нет единого подхода к определению сущности бюджета. Его можно рассматривать как экономическую категорию, как фонд и как план. Другими словами государственный бюджет – основной финансовый план страны, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Кроме того бюджет отличают некоторые только ему присущие признаки. Основными формами функционирования бюджета являются доходы и расходы. Они определяют размеры и порядок образования основного централизованного фонда, в совокупности с направлениями и методами использования этих средств обеспечивают материальную базу существования государства, создают условия для выполнения органами власти yправленческих функций и самым непосредственным образом влияют на достижение целей системы государственного регулирования.
2 Функции государственного бюджета
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. Через него государство осуществляет регулирование экономики, обеспечивает ее стабильность и развитие. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующих ресурсов. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.
Посредством налогов бюджет может активно влиять на общественное воспроизводство, а направления использования мобилизованных ресурсов – на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. [Аудит]
В процессе выполнения своих функций, бюджет оказывает неоднозначное воздействие на экономику страны. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Но в то же время создаются дополнительные возможности для проведения государственных программ, финансируемых за счет бюджетных средств. Выравнивание доходов нижестоящих бюджетов за счет финансовой поддержки вышестоящих способствует улучшению положения более бедных территорий, но при этом оно может оцениваться как несправедливое с позиции более богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, очень важно достижение баланса различных общественных интересов.
Итак, основной функцией бюджета является продолжение
--PAGE_BREAK--распределительная. Она заключается в том, что бюджет позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными сферами общественного производства, уровнями государственного управления, слоями общества. Поскольку в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса, границы действия распределительной функции очень широки. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться:
— содействие развитию приоритетных отраслей экономики;
— поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности;
— выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны;
— преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Из бюджета финансируются важнейшие государственные программы: развитие рыночной инфраструктуры, инвестиционные, природоохранные, приватизация, создание новых рабочих мест, конверсия военного производства, социальная защита граждан, развитие топливно-энергетического комплекса и др. Основными направлениями государственных инвестиций являются прогрессивные и приоритетные отрасли экономики, обеспечивающие стратегические направления ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры, ускорение научно-технического прогресса.
Не маловажное значение имеют инвестиции в человеческий капитал, которые подразумевают расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру и способствуют воспроизводству трудовых ресурсов. Через бюджетный фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение расходов, сохранение политической стабильности. Бюджетные трансферты выравнивают доходы отдельных территорий и уровень их социально-экономического развития. [Сор, с. 24]
Распределительная функциясостоит в том, что при функционировании бюджетных отношений осуществляется прямое движение стоимости, которое обеспечивает реализацию объективных закономерностей распределения доходов и одновременно эффективное стимулирующее воздействие на результаты хозяйствования различных субъектов деятельности.
Во-первых,посредством бюджетных отношений реализуются последовательность распределения доходов на фонды целевого назначения. Весь опыт развития хозяйствования в условиях товарно-денежных отношений показывает, что прежде чем дело дойдет до распределения доходов на индивидуальное потребление, общество должно создать фонды.
Игнорирование государством закономерностей распределения доходов приводит к серьезным негативным последствиям в экономике страны.
Во-вторых,бюджет обеспечивает оптимальное количественноесоотношение между фондами, образуемыми при распределении доходов. Это означает, что при распределении доходов страны важное значение имеют не только последовательность обособления их отдельных частей, но и соблюдение необходимых пропорций между ними. Ошибки и просчеты в процессе распределения доходов на каждом данном этапе развития общества могут приводить также к негативным последствиям в развитии экономики страны.
В-третьих, бюджетные отношения должны обеспечивать оптимальное сочетание различных интересов в обществе (общегосударственных, региональных, коллективных, ведомственных, личных) и тем самым стимулировать наиболее эффективную деятельность субъектов хозяйствования. Игнорирование при распределении доходов одних интересов в пользу других, отсутствие научных подходов к изучению их развития также неизбежно приводят к снижению эффективности хозяйствования. [Мульт, с.23]
Другой важнейшей функцией государственного бюджета является контрольная функция.
Контрольная функция финансов находится в тесной взаимосвязи с распределительной. Это обусловлено объективным характером бюджетных отношений и одновременно их субъективной организацией со стороны государства.
Итак, поскольку существуют объективные закономерности распределения доходов (названы выше), то существует и объективный механизм сигнализациио результатах соблюдения или несоблюдения данных закономерностей. Рассмотрим данный тезис более подробно.
Как уже было отмечено, бюджетные отношения имеют объективный характер, но это не означает, что они складываются стихийно, без какого-либо участия государства. Наоборот, государство разрабатывает стратегию и тактику использования бюджетных ресурсов, в результате чего бюджетные отношения обретают определенные субъективные формы, а государство определяет методы их осуществления. Вот почему субъективная деятельность в области создания форм бюджетных отношений может приводить к различным последствиям в экономике страны. В одних случаях данные формы обеспечивают реализацию объективных закономерностей распределения доходов на данном этапе развития экономики и общества, в других — этого не происходит. В результате независимо от воли и желания органов власти и управления, появляются положительные или отрицательные последствия в экономической жизни общества.
Контрольная функция — это способность выявлять конкретные последствия в экономике и обществе в целом при реализации субъективных форм бюджетных отношений и тем самым сигнализировать о соответствии или несоответствии их тем отношениям, которые необходимы на данном этапе развития общества. [Мульт, с.24]
Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями, со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики. [прав]
Кроме таких важнейших функций, как распределительная и контрольная, можно выделить еще не менее важную функцию государственного бюджета – регулирующую.
В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой выступает бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые до начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, ее структурную перестройку, на социальную сферу.
Очевидно, что в перспективе успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях будет происходить преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Так как любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, то они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.
Государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны, осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг. Кроме того бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций, вследствие чего могут отставать в экономическом и социальном развитии от других территорий.
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
Выше названные три функции государственного бюджета являются основополагающими. Их определение можно встретить в любой литературе по финансам, в их выделении солидарны все ученые-экономисты. Однако они не в полной мере отражают всю сущность и значение бюджета. Именно поэтому целесообразно выделить отдельно некоторые другие функции. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, это информационная функция.
Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Например, рост доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, отражает усиление регулирующего воздействия на экономику. Наоборот, ее снижение является показателем более либеральной экономической политики. Структура доходной и расходной части бюджета позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации, основанный на результатах предыдущих периодов. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными, и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.
Во-вторых, бюджет способствует институционализации общественных предпочтений.
Безусловно, бюджетная политика затрагивает интересы самых разных категорий населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов, она также оказывает влияние на экономику страны в целом и отдельные ее сегменты. Поэтому без учета различных групп интересов планирование и утверждение бюджета невозможно. Обсуждение законов о бюджете вызывает широкий общественный резонанс и привлекает внимание не только специалистов, но и средств массовой информации, простых граждан. Помимо текущих приоритетов бюджетной политики, дискуссии разворачиваются вокруг фундаментального вопроса экономической теории и практики — о роли и масштабах государственного регулирования. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики, которые впоследствии воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.
В разных странах данная функция бюджета реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько велика степень участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Большое значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.
Необходимо отметить, что названные функции бюджета имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики, то есть они носят объективный характер. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Задачи политики государства, сложившиеся традиции общественные предпочтения, а также ряд других факторов предопределяют выбор между стабильностью и гибкостью бюджета.[http://www.budgetrf.ru]
Кроме того, в учебном пособии М.В. Романовского, О.В. Врублевской и Б.М. Сабанти выделяются и другие функции бюджета, хотя такое выделение является дискуссионным. К таким функциям данные авторы относят:
· образование основного общегосударственного фонда денежных средств (входе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
· использование средств основного общегосударственного денежного фонда (данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств);
· осуществление контроля за движением бюджетных ресурсов, ана этой основе — за динамикой экономического развития и ходом социально-экономических процессов в целом. [Ром, с. 152]
Для эффективного выполнения бюджетной системой возложенных на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета. Сущность данного понятия заключается в следующем:
— информационная открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом;
— полнота отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей;
— точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета;
— четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения;
— наличие контроля на всех этапах бюджетного процесса.
Бюджетный процесс должен быть четко регламентирован на всех этапах, а также должны быть конкретно определены полномочия его участников для повышения прозрачности. Законодательно определяются функции отдельных органов государственной власти, участвующих в разработке и исполнении бюджета, порядок их взаимодействия на различных этапах бюджетного процесса и ряд других моментов.
Прозрачность бюджета дает возможность гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому все важнейшие документы должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и, например, отчета о его исполнении, оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, и т.д.
Кроме прозрачности бюджета, осуществление им функций, в первую очередь информационной и контрольной, невозможно без выполнения такого требования, как полнота. Все финансовые потоки государственных учреждений должны отражаться в бюджете. Все виды доходов должны поступать в централизованный фонд денежных средств, из которого финансируются все предусмотренные расходы.
Инструментом обеспечения прозрачности и полноты бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга Республики Беларусь, обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей. Это своего рода универсальный язык описания бюджета. [БК] По мере появления новых видов доходов или направлений расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.
Как уже было отмечено, функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но выполнение этих функций, использование бюджета в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что отражается в бюджетном механизме, который представляет собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, юридическую базу, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. [Фис, с. 90]
Итак, подводя итог по данной главе, необходимо отметить, что бюджету как финансовой категории присущи определенные функции. Прежде всего это распределительная и контрольная. Т. е. бюджет мобилизует средства в руках у государства, которые в дальнейшем направляются на финансирование определенных расходов. Кроме того он позволяет выявлять положительные или отрицательные последствия в процессе его утверждения и исполнения органами государственной власти, а также оказывать регулирующее воздействие через доходы и расходы. Помимо всего этого бюджет несет в себе информацию о текущем и перспективном состоянии экономики, социальной сферы, а его планирование и утверждение невозможно без учета различных групп интересов. Эффективная реализация функций бюджета зависит от выполнения таких требований, как полнота и прозрачность.
3 Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики
Роль бюджета в макроэкономическом регулировании неоднозначна на разных периодах истории. Например, в эпоху классического капитализма государство, как известно, активно не вмешивалось в хозяйственную деятельность. Так, в ведущих западных странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18 % национального дохода. Мощным регулятором макроэкономики бюджет стал во второй половине XX в. В настоящее время в западных государствах через бюджет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.
Бюджет оказывает воздействие на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Государство изменяет уровень государственных расходов и налогообложения и тем самым может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов). Таким образом, различают экспансивную и рестриктивную бюджетную политику. Первая предполагает увеличение государственных расходов и снижение уровня налогообложения, что способствует преодолению экономических кризисов и ускорять экономический рост. При второй уменьшаются расходы и повышаются налоги, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру.
В связи с возрастанием роли бюджета, западные ученые рассматривают его как план финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. Такое назначение бюджета во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов. Основным источником поступления доходов в западных государствах являются налоги (90 % поступлений на центральном и 70 % — на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30 % валового национального продукта в США и Японии, до 40-50 % — в Германии, Франции, Швеции. [Борисов]
Государственный бюджет – важный инструмент воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство посредством перераспределения ВВП изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом могут применяться различные методы формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
· налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
· прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества;
· субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования;
· выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию и т.п.);
· создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства и т.д. [Аудит, с. 16]
В бюджетной политике очень важно прислушиваться к тенденциям и реалиям рынка и не терять единства целей и задач развития экономики. Бюджет является активным инструментов воздействия на структуру и пропорции рынков товаров и услуг, в целом на баланс спроса и предложения. [Вестник, с. 24]
Бюджетная сфера в экономике весьма широка, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом. Государство с учетом конкретной ситуации в стране может посредством бюджета, кредита, инвестиционной политики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень жизни населения. При этом большое влияние на экономику страны бюджет способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться для ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогообложения и другие подобные бюджетные меры направлены на стимулирование научных открытий и новых технических достижений, сокращение сроков их внедрения в производство, что способствует ускорению научно-технического прогресса.
В таких условиях бюджет определяет формирование важнейших стоимостных пропорций:
· между производством средств производства и потребления;
· между накоплением и потреблением;
· между материальной и непроизводственной сферами и отраслями хозяйства.
Установление таких пропорций является результатом перераспределения национального дохода. Специфика такого перераспределения заключается в безвозвратности средств, которые направляются на конкретные мероприятия. Поэтому взаимоотношение государственного бюджета как с предприятиями, организациями всех форм собственности, так и населением отличаются от других денежных отношении не только своим содержанием, но и своей формой – безвозмездностью. То есть изъятие налогов, сборов или передача бюджетных средств субъекту не требует обязательного возмещения какого-либо эквивалента. При этом нельзя отождествлять безвозвратность и безвозмездность. Передача средств подразумевает экономическую или социальную отдачу в текущем или будущем периодах. При формировании доходов бюджета, как и при финансировании расходов, использовании бюджетных ассигнований следует всегда руководствоваться принципом эффективности, который предполагает достижение наибольшего результата при минимальных затратах. А это означает их возвратность в виде дополнительных товаров, услуг, доходов от расширения, совершенствования производства или увеличение социальных благ населению. Поэтому очень важно выстроить эффективную структуру доходов и расходов бюджета, определить способы аккумуляции доходов, направления бюджетных ассигнований. [Фис, с. 94]
Большое влияние на структуру бюджета, содержание его доходов и расходов оказывают национальные особенности, политическая ситуация, развитие рыночных отношений на определенном историческом этапе. Несмотря на это существуют и общие черты для бюджетов разных стран. Как уже называлось, доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития.
В то время как расходная часть бюджета отличается разнообразием. В ней планируется вложение в материальное производство, в социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Поскольку в условиях рынка предприятия функционируют на принципах самофинансирования, а в случае недостатка собственных средств используют заемные средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена. Поэтому бюджет финансирует в основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные, конверсии и т.д.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку фермерским хозяйствам, малому бизнесу и др. Существенное место занимают военные расходы и ассигнование на содержание правоохранительных органов, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, защиту их собственности, юридических и имущественных прав.
Необходимо отметить, что особое место в бюджете занимают расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, социального обеспечения. Бюджетные ассигнования обеспечивают в основном начальное и среднее образование, противоэпидемические мероприятия, медицинскую помощь для бедных слоев населения. Определенные средства направляются и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения.
С ростом государственного долга повышается и доля расходов на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание аппарата государственного управления и другие непроизводительные цели. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюджете расходов необходимо, чтобы они покрывались доходами. Иначе возникает бюджетный дефицит. [Аудит, с. 17]
Переходный период к рыночным отношениям, в котором очутилась экономика Республики Беларусь в начале 90-х гг., существенно отражался на содержании, структуре доходов и расходов ее бюджета. Это время характеризуется развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, разгосударствлением, созданием различных форм хозяйствования. Однако рыночные отношения пока еще только на стадии формирования. В данной ситуации вмешательство государства в регулирование экономики становится необходимым, и главным инструментом такого регулирования является бюджет.
Увеличение доли бюджетных расходов в ВВП означает возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов. (табл.)По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития. (articles.excelion.ru/science/em/55266849.html)
Итак, проанализируем роль бюджета в регулировании экономико-социальных процессов в нашей стране на разных этапах ее развития: в период становления Республики Беларусь как суверенного государства и в настоящее время. В первое десятилетие происходит активное формирование рыночных отношений и, как уже говорилось, усиление роли бюджета в государственном регулировании воспроизводственных процессов. После распада СССР ситуация в экономике характеризовалась как кризисная. Одновременно с другими многочисленными преобразованиями требовалось и реформирование бюджета, изменение структуры его расходов и доходов. Освоение рыночных отношений представило бюджет в новом свете — как наиболее эффективный инструмент государственного регулирования. При этом обязательно должны были учитываться конкретная экономическая и социальная ситуация в стране, внутренняя и внешняя политики. [Шим, с. 100]
Так, за 1992-2001 гг. значительно увеличились расходы государственного бюджета. Если в 1992 г. через государственный бюджет перераспределялось 34,4% ВВП, то в 1993-1994 гг. – уже более 40%. Конечно отчасти на такой рост повлияла инфляция. Но помимо этого произошло реальное увеличение объема бюджетных ресурсов, направляемых на новые приоритеты и потребности (поддержку субъектов хозяйствования, развитие внешнеэкономической деятельности и защиту внутреннего рынка, а также на финансирование других общегосударственных программ и мероприятий), поскольку этого требовал переход к рыночным отношениям. Отдельно необходимо отметить рост расходов на социальную защиту граждан –с 30,4% в 1992 году до 46,8% общего объема расходов в2001году.
В то же время характерны более низкие темпы роста расходов на отрасли хозяйства (41,8% в 1992 году и 18,1% общего объема расходов бюджета в 2001 году) по сравнению с темпами роста расходов бюджета на национальную оборону, науку, что видно из таблицы В.1.Уменьшение бюджетных ассигнований в отрасли экономики позволило высвободившиеся бюджетные ресурсы направить на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий. В целом это соответствовало требованиям развития рынка.Однако наиболее существенное сокращение наблюдалось лишь с 1992 года по 1996 (с 41,8% до 13,6%). Но уже в последующие годы отмечается увеличение доли расходов на отрасли хозяйства до 19% в 1999 году. Кризисные явления в экономике продолжали существовать. Несмотря на проводимые реформы, экономическое положение субъектов хозяйствования к середине 90-х гг. ухудшилось. В связи с этим государство выделяло субсидии, дотации из бюджета. Значительные средства направлялись на поддержание уровня действующих розничных цен и тарифов, выплату разницы в ценах на основные продукты питания, некоторые товары и коммунальные услуги. Основными целями таких мер было снятие социальной напряженности в обществе, оказания материальной поддержки населению в условиях инфляции.
Для того чтобы можно было профинансировать мероприятия, связанные с осуществлением рыночных преобразований, потребовалось создание специальных фондов для резервирования ресурсов на покрытие непредвиденных расходы, чтобы несколько смягчить возникающие диспропорции в экономике. Кроме того, что касается структуры расходов того времени, большими темпами росли расходы и на международную деятельность, что было связано с развитием интеграционных процессов. Также из-за появления бюджетного дефицита необходимы были расходы по обслуживанию государственного долга. [Сор, с. 100]
Кроме расходов, возрастание роли бюджета выражается также и в изменении доходов бюджета. В целях регулирования макроэкономических процессов, которое государство «взяло в свои руки», происходит усиление централизации финансовых ресурсов в бюджете. Данный процесс отражен в динамике доходов бюджета. Проанализируем эти данные. В начале 90-х гг. доля доходов консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 %. А вот уже в 1993 и в 1994 году этот показатель составил 37,0% и 36,8% соответственно. Кроме того, постепенно в состав доходов стали включаться доходы целевых внебюджетных фондов. Основным направлением расходования всех этих средств была социально-экономической политика государства. Изменяются общие направления вложения бюджетных средств. Из бюджетного фонда финансируются важнейшие государственные программы: инвестиционные, природоохранные, связанные с приватизацией, созданием рыночной инфраструктуры, конверсией военного производства, созданием новых рабочих мест и т. д.
В середине 90-х гг. произошло некоторое ослабление налогового пресса и как следствие – снижение степени централизации финансовых ресурсов, но в дальнейшем ситуация изменяется в обратную сторону. (табл. Г.1. и рис. Г.1, рис. Г.2) Только с 1998 года обеспечена стабилизация и некоторое снижение доли налогов (до 26,0% в 2001 году). Продолжая тему налогов, важно отметить, что для нашей страны было характерно ускоренное развитие косвенного налогообложения, целью которого является обеспечение устойчивой доходной базы бюджета. Однако более эффективными и справедливыми являются прямые налоги, поскольку в таком случае уменьшается налоговое давление в республике. [Сор, 85]
Таким образом, посредством бюджета государство оказывало значительное влияние на экономические и социальные процессы в стране, исходя из конкретной ситуации на данный период. Анализ состояния доходной и расходной частей бюджета Беларуси в период с 1992 по 2001 г. позволяет сформулировать и обобщить особенности его развития в условиях трансформационной экономики:
· расширение сферы бюджетных отношений;
· усиление централизации финансовых ресурсов;
· увеличение бюджетных ресурсов в ВВП;
· формирование в составе бюджета целевых бюджетных фондов;
· сокращение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете;
· усиление социальной направленности расходов бюджета;
· появление специфических расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры и финансированием рыночных преобразований;
· формирование в составе бюджета резервных фондов. [Шим, с. 102]
Что касается современного состояния бюджета, его структуры и его роли в макроэкономическом регулировании, то через консолидированный бюджет суверенной республики перераспределяется значительная часть дохода. Характерным является также абсолютный рост доходов и расходов, что вызвано расширением функций суверенного государства, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности Беларуси. Даная тенденция отражена в таблице Д.1, а нагляднее всего это отражают графики (рис. Д.1 и Д.2).
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и ранее, формируется в основном за счет налоговых платежей. Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры. В настоящее время бюджетная политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Рассмотрим конкретные данные за последние годы. Нагляднее всего эту информацию отражает таблица Д.1., данные по процентам к ВВП представлены в таблице А.1 За 2008 год доходы республиканского бюджета составили 49,0 трлн. рублей, или 105,7 процента годового плана, или 37,8% к ВВП. Основную долю в поступлениях составляет НДС и налог на прибыль (7,8 и 3,2 трлн. рублей соответственно). Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 10,6 трлн. рублей. Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года составили 48,1 трлн. рублей, или 96,7 процента годового плана, или 37,1% к ВВП. Основной удельный вес составляли расходы на социальную сферу.
Что касается особенностей объемов доходов и расходов бюджета в 2009 году, то значительное негативное влияние на экономику республики оказал мировой финансово-экономический кризис. Большинство стран мира были вынуждены корректировать свои бюджеты на текущий финансовый год под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. Как результат, сократились и государственные расходы. [Эк бюл, с. 73]
Доходы республиканского бюджета за январь — декабрь 2009 года сложились в сумме 46,8 трлн. рублей (102,5 процента уточненного годового плана, 34,2% к ВВП). За январь-декабрь 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 26,5 трлн. рублей (101,6 процента), неналоговых доходов на сумму 4,5 трлн. рублей (113,2 процента), взносы на государственное социальное страхование на сумму 15,8 трлн. рублей (101,3 процента). Основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе являются упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении. Принципиально важным является то, что упрощение налоговой системы не является разовым шагом, а эта работа носит планомерный характер. Соответствующие мероприятия в данном направлении последовательно прорабатываются в рамках созданной Правительством Республики Беларусь межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы и реализуются в налоговом законодательстве.
Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2009 года составили 46,3 трлн. рублей (99,5 процента уточненного годового плана, 33,8% к ВВП). Из них, на финансирование социальной сферы направлено 20,3 трлн. рублей (98,3 процента), национальной экономики — 13,5 трлн. рублей (97,4 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 8,7 трлн. рублей (106,1 процента). Для поддержки предприятий ресурсы бюджета направлялись на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами. Это применялось в отношении не всех предприятий, а только тех, которые реализуют высокоокупаемые, импортозамещающие проекты, и имеющие высокий экспортный потенциал. В целях стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию предусматривается предоставление на льготных условиях кредитов гражданам за счет бюджетных средств на приобретение отечественной техники.
Что касается нынешнего года, доходы республиканского бюджета за январь-август 2010 года сложились в сумме 18,7 трлн. рублей, или 52,8 процента годового плана. Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-июнем 2009 года его объем увеличился на 22,1% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-июне 2010 года увеличился на 17%, составив 10,6% всех доходов республиканского бюджета. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократились на 10,8%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 21,3%. Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета.
Расходы республиканского бюджета за январь-август 2010 года составили 20,9 трлн. рублей, или 53,2 процента годового плана. [МФ]
За период январь-июнь 2010 года расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта.
Таким образом, на переходном этапе к рыночной экономике бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций, которые выступают формой проявления общественного назначения бюджета. [Шим, с.101]
В новом законе «О республиканском бюджете» на 2011 год предусматривается, что доходы составят 33,61 трлн. рублей, а расходы — 39,61 трлн. рублей. В качестве основных целей бюджетной политики на 2011 год определены сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, реализация программы жилищного строительства и другие социально значимые программы. В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы базовых отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная политика, физическая культура и спорт, культура и средства массовой информации) планируется увеличить на 40%.
Структуру доходов составят налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Основными источниками налоговых доходов по-прежнему останутся НДС, налог на прибыль, налоги на доходы, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Особенностями бюджета следующего года являются снижение налоговой нагрузки на 0,4% к ВВП и значительный рост в структуре бюджета социального пакета. Нельзя не отметить проблему невыполнения плана по доходам. Вероятнее всего не выполнится он и в этом году, хотя еще есть надежда на внешнеэкономическую деятельность. [Вр7, с. 75]
Таким образом, проанализировав все данные, необходимо отметить рост общего объема расходов. В основном это расходы на социальную сферу, что нельзя не охарактеризовать как положительную тенденцию.В современных условиях без усиления социальной ориентации государственного бюджета не обойтись. Государство должно финансировать национальные программы в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Вместе с тем рыночные отношения в непроизводственной сфере способствовали развитию предпринимательской деятельности. По мере перехода к рынку традиционный набор бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия станет сокращаться, поскольку население будет собственными средствами участвовать в частичном финансировании услуг соответствующих учреждений.
В настоящее время прямое финансирование из государственного бюджета получают ряд отраслей хозяйства. В перспективе одновременно с развитием рыночных методов хозяйствования предстоит осуществить постепенный переход от бюджетного финансирования отраслей экономики к самофинансированию на основе собственных доходов. Основой бюджетной политики должна стать оценка относительной эффективности участия государства в различных сферах экономической деятельности и минимальное распределение бюджетных ресурсов по направлениям, где участие государства необязательно и неэффективно. [Автореф, с. 11]
Необходимо отметить, что в общем сокращения налоговой нагрузки в Республике Беларусь не произошло. По оценке Всемирного банка, уровень налогов в Беларуси в два раза превышает необходимый для страны с таким уровнем дохода на душу населения. В нашей стране преобладающей остается доля косвенных налогов, что является отрицательным моментом. В перспективе необходим переход преимущественно к прямым налогам, так как они считаются более справедливыми и должным образом распределяют налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования и население в целом.[Шим, с. 104]
Необходимо также уменьшение количества вплоть да упразднения целевых бюджетных фондов. Их отличием является целевая направленность доходов. А налоги, не имея закрепленности за конкретными расходами, обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование мероприятий. Функционирование системы целевых бюджетных фондов создает преимущественный доступ к бюджетным ресурсам для отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, делает доходы менее прозрачными, создает ситуации временных кассовых разрывов.По-прежнему актуален вопрос формирования доходов местных бюджетов.
Результативность государственного регулирования с помощью бюджета и налогов достигает определенного эффекта при использовании прогрессивных форм, методов образования доходов бюджета в реализации финансовой политики правительства, регулирования общественными процессами, воздействии на оптимизацию стоимостных пропорций, воспроизводства и его расширение, развитии социальной сферы и т. п.
Таким образом, на различных этапах истории существовали разные точки зрения относительно роли государственного бюджета в регулировании макроэкономических процессов. Особое значение бюджету начало придаваться в условиях переходной экономики, в этот период происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства. В начале 90-х годов с приобретением Республикой Беларусь независимости, появилась необходимость выстраивать собственную бюджетную политику, отвечающую требованиям экономики того времени. Посредством бюджета государство определяло источники поступления доходов и направления финансирования расходов таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ и т. д. На сегодняшний день бюджет не утратил своего значения, а скорее наоборот. Увеличиваются объемы расходов и доходов государства, а это говорит о возрастающей роли основного финансового плана страны. Бюджет приобретает социальную направленность, что адекватно курсу на рыночные преобразования.
продолжение
--PAGE_BREAK--