--PAGE_BREAK--Рассматривая империализм как высшую стадию капитализма, В. Ленин выделяет пять его основных признаков. В современных условиях их содержание трактуется по-новому. Концентрация производства и капитала осуществляется в целях снижения издержек и увеличения прибыли, а трансформация систем собственности и структур управления отражает четкое преобладание конкурентных начал над монополистическими, и, кроме того, позволяет повысить мобильность воспроизводственного процесса. Концентрация позволяет развивать научно-технический прогресс — так как внедрение новых технологий и техники сокращает расходы и, как результат, повышает эффективность деятельности. Доступ к финансовым ресурсам способствует совершенствованию производительных сил. Слияние банковского с промышленным капиталом ориентировано на развитие производства, а это ведет к дополнительным рабочим местам, к увеличению объема конкурентоспособной продукции. Такое соединение делает возможным перелив капиталов в перспективные и развивающиеся отрасли, продукция которых потенциально интересна для потребителя. Капитал при таком объединении позволяет действительно работать производству, подчиняясь известному закону Д-Т-Д'. Вывоз капитала определяется существованием экономических связей между странами (наличие транснациональных компаний и объединений).
На Западе рынки практически целиком контролируются аналогом ФПГ-ТНК, которых насчитывается свыше 40 тыс. Располагая в 150 с лишним странах более 180 тыс. филиалами, они контролируют от 1/3 до 1/2 промышленного производства, половину внешней торговли, около 4/5 патентов и лицензий на новейшую технику, технологию, «ноу-хау».
Современный этап развития экономики характеризуется процессами интеграции. Однако следует подчеркнуть ряд важных, на наш взгляд, моментов. Во-первых, в существовавшей практике объединений в России акцент делался на технологической связи. Пример — производственные объединения 60-70-х годов. Данные процессы базировались на основе государственных предприятий и учреждений, а финансирование их развития осуществлялось за счет государственных источников, а также, впоследствии, — за счет специальной системы фондов экономического стимулирования. Переход от плановой системы к рыночным отношениям лишил предприятия госбюджетных ассигнований. Условия банковского кредита (высокие уровни процента, короткие сроки) не позволяли многим хозяйствующим субъектам привлекать заемные средства.
Во-вторых, возникновение широкого спектра форм собственности, начиная от государственной и заканчивая частной. Процесс приватизации вывел в лидеры форму собственности — акционерные общества (40,2 тысячи предприятий). Специфика акционерного капитала: наличие «фиктивного» капитала, способность использовать инструменты рынка ценных бумаг — обусловили частичное решение проблемы внутренних источников, но общеэкономическая ситуация, а также незавершенность процесса приватизации (вернее сказать отклонение от истинной цели) не позволили эффективно использовать данный потенциал.
В рыночных условиях предприятия идут на объединение своих активов, руководствуясь коммерческими целями.
Объединение должно привести к лучшему использованию материальных и нематериальных ресурсов, которыми владеют участники союза, в том числе и за счет синергизма (явление в деловой практике, означающее, что совокупный результат превосходит сумму отдельных эффектов).
Главный вопрос, возникающий при рассмотрении управления капиталом хозяйственных объединений, связан с определением различий между крупным диверсификационным предприятием (корпорацией) и вертикальным комплексом (холдингом). Вертикальный комплекс — это хозяйственное объединение, основанное на участии головной компании в производственных связях и в капитале входящих в него предприятий (филиалов). Реальный характер вертикального объединения определяется национальной спецификой. Холдинги не однотипны и различаются главным образом степенью самостоятельности входящих в него предприятий.
Сильные стороны вертикальной интеграции: стабильность хозяйственных связей, гарантированность поставок, контроль над ресурсами, доступ к технологии. Слабые стороны: устранение действия рыночных сил, искушение ввести субсидии. Другой формой объединения является несвязанная диверсификация или производственные конгломераты. Это скорее диверсификация капитала, а не производства.
Для эффективного управления в многоотраслевых системах необходим финансовый стержень, каким становится финансовый холдинг. Финансовый холдинг — это особый тип финансовых компаний, который создается для контроля и управления деятельностью входящих в объединение предприятий путем владения их контрольными пакетами акций. Наличие в концерне или конгломерате самостоятельного финансового центра дает основание называть такое объединение финансово-промышленной группой.
Создание финансово-промышленных групп в России имеет свою специфику.
Рассмотрение экономического содержания финансово-промышленных объединений и групп позволяет нам выявить некоторые особенности:
во-первых, характеристика мирового рынка наглядно подтверждает процессы концентрации, охватывающие как сферу производства, так и сферу обращения и финансово-кредитную сферу и определяет данное явление как закономерное;
во-вторых, существование и функционирование финансового капитала как формы сращивания промышленного и банковского капитала, имеет международный характер и наиболее ярко проявляется в крупных международных объединениях и корпорациях;
в-третьих, процессы интеграции в настоящее время ограничивают монополистические начала за счет преобладания конкурентных;
в-четвертых, специфика управления капиталом в таких объединениях определяется наличием банковского и промышленного капитала, особенностями их функционирования и сфер их обращения;
в-пятых, наличие в структуре групп акционерных обществ определяет особенности в формировании, распределении и использовании капитала;
в-шестых, вид, структура и организационно-правовая форма объединения обуславливают специфику управления;
в-седьмых, концентрация банковского капитала в условиях объединенной группы дает новые формы и направления деятельности банка.
Определив общетеоретические позиции по содержанию Ф11Г мы имеем возможность более предметно подойти к анализу современных тенденций создания и функционирования ФПГ за рубежом.
2. Современные тенденции создания и функционирования ФПГ за рубежом Анализ исторического опыта различных форм концентрации и объединения капитала показывает, что каждому этапу развития экономики характерны свои собственные пути концентрации капитала. Появление акционерных обществ, образование финансового капитала характеризуется относительной продолжительностью периода — конец ХГХ — начало XX вв. Однако, темпы развития общества в XX веке ускоряются. Научно-техническая революция, базирующаяся на новых открытиях, внесла изменения: появление информационных технологий вызвало потребность в быстрых изменениях, что выступает адекватным отражением современной стадии развития мировой экономики, которой присущи черты открытости. Размещение производств в других странах послужило объективной основой объединения капиталов, а широта и многообразие таких размещений определили соответствующий спектр форм объединений. Поэтому, мы считаем необходимым рассмотреть международный опыт формирования и функционирования ФПГ, и, прежде всего, там, где эти процессы шли более интенсивно.
Доля транснациональных корпораций в мировом ВВП увеличилась с 17% в середине 60-х до 30% с лишним в 1995 году. По данным «Mounde diplomatic» в начале нынешнего десятилетия примерно 37 тыс. транснациональных фирм н 170 тыс. их филиалов контролировали мировую экономику. При росте мировой экономики на 2,4% 500 крупнейших компаний увеличили объем продаж на 11%, а прибыль на 15%. Характерной чертой является и степень их территориальной концентрации. Доля Японии, США, Германии и Франции составляет для 200 крупнейших компаний 78%, а для 100 — уже 89%. В приведенной таблице (см. прил.1) отражены изменения в лидирующей группе, произошедшие за двадцать лет. Кроме первенства японских объединений отметим увеличение абсолютных показателей объема продаж, что достигнуто, на наш взгляд, в том числе и за счет выбора оптимальной организационной структуры.
Создание ТИК [ФПГ — выделено мной] определяется взаимосвязью макро- и микроэкономических процессов. Основной способ накопления капитала в современных условиях — слияние и поглощение компаний — во многом определен экономическими и политическими условиями. Переход экономически ведущих стран к либеральной системе управления, основанной на демократических принципах, увеличил дефицитность ресурса капитала. Участие финансовых институтов не всегда позволяет решать данную проблему. В качестве внутреннего источника используется финансирование за счет выпуска акций, тем более что спрос на финансовый инструмент с относительно высоким уровнем доходности всегда существует.
Анализ инвестиционной среды определяет и большую группу потенциальных покупателей — «домохозяйства». Однако перелив уже вложенных средств возможен только при условии резкого увеличения доверия к акциям ведущих компаний (за счет стабильности выплат дивидендов, роста курса акций). Возможность этого подтверждается практикой действующих ТНК и процессами слияний и поглощений. Одной из целей создания транснациональных компаний выступает концепция эффективного распределения средств в активах и увеличение средств на более благоприятных условиях, (особенности налогообложения, политический риск, разнообразие используемых финансовых инструментов, национальные ограничения, особенности учетной политики). Подбор оптимальных условий, основанный на аналитических расчетах, определяет целесообразность операций.
В целях большей наглядности обзора международного опыта создания и деятельности ФПГ видится интересным рассматриваемый материал сгруппировать по критерию степени экономического развития: практика капиталистических стран, неоиндустриальных и стран бывшего социалистического лагеря, Такой подход позволяет выявить не только закономерности, но и специфику.
В странах с высокоразвитой рыночной экономикой финансово-промышленные группы играют важную роль и занимают значительное место в народном хозяйстве. Их стержнем являются крупные фирмы, которые осуществляют объединение.
Следует различать две линии группирования. Одна касается объединения самых крупных фирм; это и есть образование собственно ФПГ. Вторая связана с тем, что вокруг крупной фирмы группируется ряд мелких и средних; это создание так называемых предпринимательских групп. Они представляют сеть имущественных и контрактных отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими и средними компаниями. Интеграция предприятий в рамках такого образования — преимущественно вертикальная; соответственно устанавливается идущий «сверху вниз» контроль над деятельностью участников группы, встречается, впрочем, и горизонтальная интеграция в производстве готовых продуктов и предоставлении услуг.
Западная форма предпринимательства предполагает наличие большой дилерской сети. Затраты, связанные с реализацией по каждому из отдельных продуктов, достаточно велики. При создании ФПГ объединение дилерской сети, превращение ее из малопродуктивной в более диверсифицированную при том же количестве агентов значительно сокращает расходы и увеличивает рентабельность капитала.
Другой источник повышения эффективности деятельности — привлечение относительно недорогих финансовых ресурсов. Поэтому промышленные и торговые компании нередко владеют банками или финансовыми компаниями. Так, «General motors acceptance corporation» является крупнейшим в США источником коммерческих кредитов. «General electric capital» финансирует слияния и поглощения за счет заемных средств и занимается коммерческим лизингом самолетов и промышленного оборудования. «Ford motors» владеет сберегательными и кредитными компаниями в Калифорнии, Колорадо и Нью-Йорке. Соединение промышленности и финансов, разумеется, не случайно. Овладение финансовыми операциями способствует развитию основного бизнеса, например, через кредитование потребителей. Благодаря собственным финансовым компаниям можно мобилизовать капитал, не прибегая к помощи банков. Для предпринимательских групп характерно преобладание вертикальной интеграции; для ФПГ наибольшее значение имеют горизонтальные связи.
ФПГ представляют собой объединение крупных фирм олигополистического типа. Между ними развиваются отношения экономической и финансовой взаимозависимости, ведутся разделение труда и его координация. ФПГ — это финансово-индустриалъно-торговый комплекс. Например, «Toyota motor» входит в ФПГ «Mitzui» («Mitzui Bank», Mitzui mining", Mitzui Total Chemical", «Toshiba» — всего 24 компании). ФПГ «Mitzui» охватывает, едва ли не все сферы народного хозяйства Японии — добывающую промышленность, химическую, электротехническую, автомобилестроение, финансы и торговлю.
С организационной точки зрения отметим разноплановость в подходах формирования ФПГ. Образование групп осуществляется разными путями. Первый — разделение фирм на несколько самостоятельных компаний. В частности, итальянский «Fiat» в 80-е годы разделился на 12 компаний с тем чтобы каждой из них был обеспечен доступ на рынок капиталов. Второй из важных путей — отпочкование какого-либо подразделения от материнской компании; делается это обычно для того, чтобы избежать недугов крупного бизнеса (организационного разбухания). Так, «Toyota» в 1950 году отделила от себя «Toyota motor Sales» (торговую компанию), оставив за собой 44,9% акций. В 1982 году, однако, обе компании слились вновь. Третий путь — слияние и поглощение компаний, в ходе чего одна из них (головная фирма) овладевает контрольным пакетом акций другой. Группирование, опирающееся на банки, которые финансируют деятельность компаний и при этом ее координируют — таков 4 путь. И пятый путь: фирмы заключают контракты об управлении, трансферте технологий, долгосрочной закупке товаров.
Отметим, что выбор варианта определяется спецификой экономического уклада той страны, где осуществляется данный процесс, а также законодательной и нормативной базой. Кроме того, выделим транснациональный характер ФПГ, когда у многих участников группы филиалы функционируют в странах с другими условиями налогообложения.
Вопрос оптимизации величины налоговых платежей приобретает особую значимость при объемах финансовых средств, вращающихся в рамках ТНК. На уровень налогообложения влияют организационно-правовая форма предприятия, его место расположения, методы ведения бухгалтерского учета, налоговые ставки. Так, например, в Испании ставка налога на прибыль составляет 35% (существует льгота на инвестиции — 5%, создание каждого дополнительного рабочего места уменьшает налогооблагаемую базу на 15 тыс. песет). В Германии налог на доходы корпораций взимается по ставке 45%, а наличие льгот приводит к тому, что фактическая ставка налога в среднем составляет 42%. В других западноевропейских странах ставки налога на доходы корпораций составляют: Бельгия — 43%, Норвегия — 28%, Португалия -36,5%, Турция — 46%, Финляндия — 33%. На этом фоне исключением выглядит Швейцария с весьма льготной налоговой ставкой 9,8%.
Наиболее распространенным налогом является НДС. В Италии НДС является пропорциональным налогом с дифференцированными ставками — от 4% до 19% (международные услуги и связанные с ними операции не облагаются НДС так как не считаются осуществленными на территории государства, и облагаются налогом в стране назначения). В Германии ставка НДС составляет 15%. В Швейцарии величина налогов, которыми облагаются юридические лица, не превышает 35%.
Таким образом, при осуществлении рационализации налоговой политики исходят из расчетов вариантов прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам деятельности применительно к деятельности в зависимости от различных правовых форм ее реализации в разных странах.
Регулирование деятельности ФПГ имеет различные формы. Первая -координация деятельности участников посредством холдинговой компании. Примером может служить концерн Ф. Флика (ФРГ). В состав этого концерна входят 49 компаний, в том числе 17 финансовых. Он представляет собой группировку крупных фирм олигополистического типа: «Dinamit Nobel», «Buderus», «Feldmulle», «Krauss Maffey» Концерн не располагает собственной банковской компанией и опирается в своей деятельности на связи с «Doutche Bank». При второй форме роль координатора могут выполнять траст-фонды и банк (так обстоит дело в группе Рокфеллера). Суть третьей формы в том, что единство участников ФПГ обеспечивается через взаимное владение акциями; эта форма распространена в Японии. Перекрестное владение акциями предотвращает захват со стороны иностранных капиталистов. В соответствии с исследованиями японской Комиссии по справедливым сделкам средняя доля перекрестного владения акциями внутри групп Mitsubishi, Mitzui и Sumitomo в 1987 году составила 28,93%, групп Fue, Daiichi Kangu и Sanva — 16,36%, в среднем для шести главных ФПГ Японии — 22,65%. Центральным органом координации деятельности ФПГ являются совещания президентов фирм, проводящиеся секретно. Групповые отношения строятся так, чтобы обеспечивалась помощь компаниям-членам, испытывающим трудность. Надо подчеркнуть, что ни одна компания, в названии которой значится «Mitsubishi» или «Sumitomo», не обанкротилась.
продолжение
--PAGE_BREAK--Существенная особенность японских ФПГ — в финансировании из главного банка. Внутригрупповые сделки проводятся через генеральную торговую компанию, которая продает продукты, производимые компаниями-членами группы, и покупает сырые материалы. Если участником становится тот, кто предлагает наиболее низкие цены, то по взаимному соглашению сначала определяется контрагент, а потом уже вырабатываются условия сделки. Поскольку при деловых операциях по взаимному соглашению корпорация все время имеет дело с заведомо определенными контрагентами, межфирменные сделки приобретают долговременный, постоянный характер. При гарантированных долговременных деловых связях корпорации могут осуществлять долгосрочные инвестиции, заниматься техническими разработками совместно с партнерами.
Сердцевину ФПГ Японии образуют банки и генеральные торговые компании. В японских ФПГ существуют компании, учрежденные совместно всеми членами, например, для развития нефтяных источников за рубежом, для решения задач информационной технологии, космической связи. Участники группы используют общий информационный потенциал.
Примечательной чертой японских ФПГ является их «вложенность». Например, на основе компании «Toyota Motor» образована промышленная группа. Помимо изготовления различных компонентов к автомобилям эта группа занимается производством стали, станков, автоматических ткацких станков, текстиля, потребительских товаров, оказанием строительных услуг. В группе 15 подконтрольных компаний, которые занимаются производством компонентов («Toyota auto body» — кузова автомобилей и другие изделия), готовых изделий («Hino motor» — крупнотоннажных грузовиков, автобусов), фундаментальными научными исследованиями, экспортом и импортом сырьевых продуктов. «Toyota» располагает пакетом акций каждой из подконтрольных компаний — от 22,7 % акций в «Auti steel works», до 39,8 % в «Toyota auto body». Кроме того, «Toyota» получает компоненты от двух ассоциаций — «Kehokai», состоящей из 231 компаний, и «Aihokai», объединяющей 77 компаний. «Toyota» не участвует в капитале членов ассоциаций. Связи с ними развиваются на основе контрактных отношений. В тоже время компания «Toyota motor» входит в более мощную организационную структуру — ФПГ «Mitzui», в которую также входят «Mitzui Bank», «Mitzui & Co», «Mitzui real estate development», «Odgi render», «Mitzui construction», «Toshiba» — всего 24 компании. ФПГ «Mitzui» охватывает едва ли не все сферы национальной экономики Японии — добывающую промышленность, химическую, электротехническую, машиностроение, финансы и торговлю.
Взаимоотношения участников групп можно свести к сотрудничеству и конкуренции. Участие в группе не устраняет возможности самостоятельного развития фирм, а, следовательно, и конкурентных противостоянии между ними.
Тенденцию ведущей роли банков в формировании и функционировании ФПГ поддерживает Италия. Катализатором формирования холдингов (финансово-промышленных групп) стала неадекватная экономическая ситуация, которая сложилась в начале 80-х, когда задолженность крупных фирм банкам составила более двух третьих их капитала, в результате чего банки приобрели существенную часть акционерного капитала этих компаний. К числу наиболее крупных ФПГ следует отнести концерны «Fiat», «Pirelli», концерн Карло де Бенецетги «Kofide». В состав ФПГ Италии входят предприятия различных отраслей.
Иной путь у так называемых неоиндустриальных стран. Проиллюстрируем этот феномен на примере южнокорейских ФПГ. Становление крупных южнокорейских финансово-промышленных образований происходило при законодательном регулировании со стороны государства и финансовой поддержке. В развитии экономики Южная Корея отдала предпочтение крупным компаниям, являющимися фундаментом экономики этой страны и ориентированным, в основном, на внешний рынок.
Такие крупные южнокорейские частные АКБ, как «Chunbuk Bank», «Korean Bank», «Korean merchant banking corp.» и другие входят в ФПГ «Teu», которая охватывает 29 ведущих фирм, действующих в автомобилестроении, судостроении, машиностроении, электронике, нефтехимии и др. Общее число занятых на предприятиях «Teu» — около 100 тысяч человек, а средняя годовая сумма продаж составляет примерно 15 миллиардов долларов. При такой мощной организационно-производственной взаимосвязи исключены банкротства различных банков, входящих в данный финансово-промышленный конгломерат. «Теу» открыла свое представительство в Российской Федерации, хотя объем ее деловых операций в нашей стране ограничен. На аналогичной финансово-организационной основе действует «Korean French Banking Corp», действующий в сфере южнокорейской ФПГ «Hanchgin».
Через систему крупнейших ФПГ Южной Кореи идет интенсивный процесс привлечения иностранного капитала из самых различных регионов мира. Так, один из ведущих смешанных национально-индустриальных банков «Korea-Kuwait banking corporation» наряду с рядом других сильных финансовых и страховых учреждений, действует в рамках ФПГ «Hyundai», объединяющей в свою очередь около 30 крупнейших компаний, специализирующихся на выпуске морских судов, продукции машиностроения и т.д. Общая сумма продаж «Hyundai» — около 40 млрд. долларов.
При этом " Korea-Kuwait banking corporation", имеющий на своем балансе солидные инвестиции арабских нефтедолларов, имеет возможность финансировать не только предприятия своей ФПГ, но и другие южнокорейские фирмы. Опыт Южной Кореи показывает, что ускоренный рост конгломератов может привести к монополизации отдельных отраслей экономики. В последние несколько лет Южная Корея стала проводить политику по разукрупнению ФПГ, введя ограничение на их диверсификацию. Теперь по южнокорейскому законодательству ведущие десять ФПГ имеют возможность функционировать в трех отраслях экономики, остальные — только в двух, в отличие от Японии, где ФПГ действуют в 8-9 отраслях. Однотипные процессы сращивания финансового и промышленного капитала развернулись в Тайване, Сингапуре, Малайзии, Таиланде и других странах Восточной Азии. Ясно, что подобное сращивание финансового и промышленного бизнеса открывает качественно новые резервы финансово-валютного маневрирования, сводит до минимума угрозы предпринимательских банкротств, хотя, конечно, избежать полностью такого рода катаклизмов при рыночной экономике невозможно.
Приведенный пример выделяет определяющую роль государства при формировании ФПГ и приоритетную цель — привлечение иностранного капитала.
В российских условиях, когда сами предприятия не настолько сильны, чтобы оказывать достойную конкуренцию на внешнем рынке, а внутренний рынок не способен потребить продукцию вследствие низкой платежеспособности, государство постоянно имеет дефицит бюджета, чтобы дать ощутимую поддержку, на наш взгляд, более приемлем вариант Польши.
Полвека польские внешнеторговые главки являли собой ограниченный круг фирм, имевших право торговать за границей.
В начале этого десятилетия главки стояли перед реальной угрозой краха, поскольку, во-первых, промышленные предприятия начали самостоятельно заниматься внешней торговлей, во-вторых, в страну пошли зарубежные инвесторы. Они покупали польские предприятия или строили свои, налаживали производство конкурентоспособной продукции. Но у бывших главков, которые стали преобразовываться в открытые акционерные общества, на банковских счетах лежали большие денежные средства в валюте. «Главки» стали скупать предприятия, продукцию которых до того времени экспортировали.
Эволюцию от чисто торговой фирмы до крупной ФПГ прошла польская компания «Агрос-Трейдинт». Это своего рода феномен, какого не встретишь в других пост социалистических странах. «Агрос» воспользовался тем, что многие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции имели многолетние обязательства перед своим главком внешней торговли сельскохозяйственной продукцией. Теперь она возглавляет крупный холдинг и уже исчерпала возможности своего участия в приватизации, перерабатывающей и пищевой промышленности (количество хозяйствующих субъектов, тесно зависимых от материнской фирмы, в Польше ограничено 20, «Агрос» свою норму выбрал). Этот холдинг ищет и другие пути наращивания капитала, в частности, планирует открытую эмиссию облигаций, так как нужны средства на финансирование долгосрочных инвестиций в производство продовольственных товаров.
Образовывая ФПГ, «главки» поначалу скупали те предприятия, которые были приписаны к ним еще во время плановой системы, то есть происходила вертикальная интеграция. Она обеспечивала более низкую себестоимость продукции, внедрение технологических новшеств. Потом в состав ФПГ стали включаться «непрофильные предприятия». Возникла проблема контроля над фирмами из разных отраслей: имея хорошие капиталы, «главки» не в состоянии эффективно контролировать их использование. Финансовые расчеты показывают, что концентрация в одной отрасли приносила значительно лучшие результаты, чем широкая диверсификация; «главки» вынуждены вернуться в лоно тех отраслей, в которых действовали минувшие 50 лет.
Таким образом, промышленные предприятия Польши после попыток выхода на зарубежный рынок все-таки были объединены под «главками», что позволило в некоторой степени избежать роста затрат и утечки валюты за рубеж, сократить потери от «допинговых» цен, следствием применения которых явился безэквивалентный трансферт значительной части ВНП за рубеж. Отличия создания и деятельности по группам приведено в прил. 2. Обзор материалов деятельности зарубежных ФПГ показывает, что:
— образование ФПГ — это не всегда организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, а чаще складывающиеся в течение длительного времени связи посредством участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Движущей силой образования ФПГ является, с одной стороны, стремление обеспечить гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам и с другой — наиболее надежное и прибыльное размещение капитала;
— ФПГ не имеют сколько-нибудь четко очерченных организационных рамок, предписанных форм и государственной регистрации, некоторая ограниченная государственная регламентация существует для национализированных холдинговых компаний;
— отсутствует стандартизация принципов, по которым возникают ФПГ, как в области специализации, так и пространственной: имеются многоотраслевые, специализированные по некоторым отраслям, региональные, национальные, межнациональные ФПГ, единственным образующим началом является возможность получения дополнительной выгоды от консолидации капиталов и расширения сферы их влияния.
Обзор зарубежного опыта позволяет выделить основные преимущества практики формирования и функционирования финансово-промышленных групп:
— Ускорение создания ФПГ как формы концентрации финансово-промышленного капитала, что обуславливается снижением рисков, созданием маркетинговых структур, которые посредством прогнозирования реализации продукции способствуют упрочнению и расширению сегмента на рынке.
— Достигается сокращение общественных затрат труда, так как с использованием достижений НТР и ускоренной реализацией инновационных проектов в рамках ФПГ упрощается создание и продвижение на рынок новых продуктов.
— Происходит существенная минимизация финансовых издержек за счет большей доступности кредитов, их обеспеченности, более высокой степени маневрирования капиталов, ускорения оборачиваемости,
— Возникает возможность создания центров прибыльности, внутрифирменных центров расчетов, что ведет к минимизации налоговых платежей, увеличению размера дивидендов, стоимости акций, и, таким образом, к повышению имиджа и значения ФПГ.
— Повышается инвестиционная способность как в количественном, так и в качественном разрезах, способная составлять конкуренцию на международном уровне. Таким образом, достигается главная цель — повышение рентабельности собственного капитала и снижение затрат.
— Оптимизируется величина налоговых платежей вследствие учета национальных особенностей налоговых систем государств, на территории которых осуществляют деятельность участники ТНК – ФПГ.
— Совокупность оптимизации вышеизложенных фактов прямо отражается на величине и направлениях денежных потоков, способствуя увеличению оборота, а, соответственно, эффективности капитала.
При наличии положительных моментов, существуют и отрицательные стороны. Отметим следующие:
— Создание и функционирование крупных ФПГ ведет к монополизации рынка, и, как следствие, существует достаточно большое отраничение на деятельность ФПГ со стороны государства, что уменьшает возможности получать сверхприбыли.
— Отмечаются трудности в управлении совокупным акционерным капиталом, происходит бюрократизация управления, усугубляются противоречия между менеджерами и собственниками.
— Увеличивается асимметрия информации о движении капитала и его стоимости, что в потенциале грозит неблагополучными последствиями для фондового рынка, что собственно и произошло в азиатских странах в ноябре 1997 г.
Ускоренное создание ФПГ является объективным, закономерным процессом зарождения и развития форм и методов формирования финансового капитала с учетом коренных изменения, произошедших в конце XX века в области внешнеэкономических связей и международного разделения труда.
Таким образом, образование ФПГ — является общемировой тенденцией экономики, позволяющей достигнуть ускорения экономического роста, сокращения общественно необходимых затрат, снижения издержек и более рациональной системы регулирования и финансового контроля за деятельностью ФПГ.
Тщательный анализ и использование приемлемых моментов зарубежного опыта может способствовать эффективному развитию данного процесса и в нашей стране.
3. Анализ российского опыта создания ФПГ. Экономико-правовое регулирование Как было показано в предыдущем параграфе, мировой опыт свидетельствует, что концерны, холдинги, конгломераты и консорциумы, финансово-промышленные группы, включающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки, а также многие структуры ассоциативного типа, базирующиеся на внутренних договорных отношениях, можно назвать своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран, да и мирового хозяйства в целом.
В России такие структуры пока еще не стали основой расширенного воспроизводства. Однако в последнее время резко выросла мотивация предприятий к вхождению в финансово-промышленные группы.
Обнародованные органами государственной статистики итоги 1997 г. свидетельствуют о том, что стабилизации российской экономики не произошло. ВВП составил 95% от его величины в 1996 г., объем промышленной продукции 96%. Сокращение произошло практически по всем показателям по отношению к соответствующему периоду 1996 года: грузооборот уменьшился на 5%, инвестиции в основной капитал — на 18%, ввод жилья — на 16%. В то же время численность безработных увеличилась на 10%.
Затянувшийся период переходного этапа в развитии российской экономики характеризуется рядом процессов:
Во-первых, либерализация цен. Как и многое другое данный процесс не был всесторонне рассмотрен законодательно. Эти пробелы привели к ослаблению финансового контроля, а в конечном итоге — к бесконтрольности. Кроме того, либерализация цен привела к росту уровня инфляции. Приток импортного товара показал видимую неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции. Возникли ценовые диспропорции. Динамика роста цен на сырье, топливо, энергию опережает динамику роста цен на готовую продукцию, отражая экстенсивный характер эксплуатации недр без восстановления и модернизации производственного аппарата.
Во-вторых, инфляционный всплеск обесценил, а вернее сказать практически лишил предприятия оборотных средств. Если в 1990 г. на 100 руб. основных фондов приходилось 26 руб. оборотных средств, то в 1994 г. — лишь 2 руб. И как результат — снижение уровня рентабельности, складывающейся в сфере промышленности.
В-третьих, отказ от планового ведения хозяйства привел к разрыву хозяйственных связей; возникла система взаимных неплатежей, которая усиливалась ненадежностью существующих коммерческих банков. Приведенные ниже цифры позволяют отразить динамику развития банковского сектора в России. Число отечественных банков сокращается, с января по октябрь 1997 г. оно уменьшилось с 2007 до 1742. Из них около 400 банков имеют убытки, которые значительно превышают объем собственных средств.
продолжение
--PAGE_BREAK--Председатель ЦБ России С. Дубинин, выступая по телевидению, назвал долю финансово-надежных банков по состоянию на 01.12.97 в размере 38%, в том числе в Москве и Московской области — 51%, Дальневосточном регионе -14%, Северо-Кавказском — 20%, Центрально-Черноземном районе — 21%. По его данным 36% активов коммерческих банков в Москве приходится на 5 крупнейших банков, более 800 банков (свыше 1/3 от общего их числа) располагаются в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.
В-четвертых, отмечается спад объема промышленного производства. В 1995 г. сокращение по отношению к 1991 г. составило в целом 50,9%: в машиностроении и металлообработке — на 64,1%, в легкой — на 82,3%, в черной металлургии — на 41,6%, в топливной промышленности — лишь на 35,2%, в электроэнергетике — 20,7%. Добавим, что экспорт отечественных товаров по своей структуре представлен продукцией первичных отраслей. Налицо процесс структурной деградации промышленности, выражающейся в изменении ее структуры в пользу менее сложных в технологическом отношении производств.
Большое влияние оказал процесс конверсии. Попытки наладить на военных предприятиях выпуск конкурентоспособной гражданской продукции для внутреннего рынка в большинстве своем оказались неудачными и не спасли предприятия от падения прибыльности, сокращения объемов производства и оттока наиболее квалифицированных кадров. По данным Минэкономики РФ, в 1996 г. доля убыточных предприятий в промышленности возросла с 35% до 43%. Общая сумма убытков в промышленности, строительстве и на транспорте составила 79,7 трлн. руб. и возросла по сравнению с 1995 г. в 3 раза
В-пятых, стагнация и наличие низкого платежеспособного спроса определяется оторванностью производства и финансового рынка. Как правило, финансовый капитал не направляется в материальное производство, а функционирует самостоятельно. Осуществление посреднических операций с ценными бумагами, с недвижимостью, валютой дает более высокую прибыль при меньших издержках.
В то же время существует ряд предпосылок, позволяющих использовать международный опыт при создании интегрированных объединений.
Во-первых, наличие крупных промышленных предприятий, практически лишенных собственных оборотных средств и инвестиций;
Во-вторых, появление несовершенных и фрагментарных финансовых рынков;
В-третьих, появление и развитие финансового капитала и финансовых институтов (инвестиционные компании, фонды и др.);
В-четвертых, потребность соединения промышленного и финансового капитала в целях решения инвестиционных проблем.
Объединение в форме финансово-промышленных групп представляется наиболее разумным. И. Стародубровская приводит ряд аргументов, которые, по ее мнению, обосновывают необходимость формирования подобных групп:
— приватизацию отдельных предприятий или их структурных подразделений нельзя признать оптимальным вариантом, поскольку она не создает базы для структурной перестройки в будущем. Мировой опыт показывает и конкурентоспособность крупных интегрированных комплексов, а поэтому формирование ФПГ, концентрирующие инвестиции, является предпосылкой экономического роста и прорыва на экспортные рынки;
— в условиях развала хозяйственных связей и нестабильности экономики вертикально интегрированные ФПГ с замкнутым производственным циклом могут стать «островками устойчивости» в море хаоса, содействовать стабилизации конъюнктуры производства и спроса (пример — «ЛУКОЙЛ»);
— экономика, зависящая от функционирования огромного числа отдельных предприятий, не поддается никакому усиленному воздействию со стороны государства, что порывает возможности проведения любой осмысленной экономической политики. Создание ФПГ сделает экономику более управляемой, позволит концентрировать ресурсы в «точках роста» и эффективно осуществлять взаимодействие государства с производственным сектором;
— в России наиболее заметное воздействие на усиление темпов инфляции оказывает не проблема спроса, а рост издержек. В рамках ФПГ можно осуществлять взаимовыгодное и добровольное ценовое регулирование, удерживая рост цен, что будет способствовать макроэкономической стабилизации экономики;
— естественные процессы изменения структуры промышленности идут чрезвычайно медленно. Приватизация не привела к возникновению слоя эффективно действующих собственников промышленных предприятий, доминируют собственность трудовых коллективов и администрации, и контроль над производством с их стороны.
Теоретическое обоснование необходимости формирования ФПГ не бесспорно. Сформулируем лишь несколько аргументов, опровергающих приведенные выше утверждения.
Во-первых, типы объединений, существовавшие до начала реформ, создавались в совершенно иных условиях и с другими целями, чем те, которые характерны для высокоразвитого рыночного хозяйства.
Во-вторых, официально признавая и поддерживая становление ФПГ, государство, особенно слабое и подвергающееся массированному лоббистскому давлению, рискует создать еще одну влиятельную группировку, на содержание которой в будущем придется выделять немалые средства.
В-третьих, не очевидно, что иностранные инвесторы с большей заинтересованностью отнесутся к крупным интегрированным структурам, чем к отдельным предприятиям. Иностранные инвесторы хотят иметь дело с конкретными партнерами и четко определенными проектами. Если окажется, что партнер не свободен в принятии решений и для реализации проекта необходимо вести переговоры и прийти к соглашению с другими структурами, то это обстоятельство, скорее всего, сыграет отрицательную роль.
Создание ФПГ — это закономерное синтетическое явление — неизбежная стадия индустриальных и организационных изменений в сколь-нибудь масштабной экономике, стадия не просто концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала, но и формирование саморазвивающихся макроэкономических структур, возникающая на определенной стадии зрелости первичного накопления и перераспределения капитала.
Процесс создания ФПГ в России возник по вполне объективным причинам и выражал достаточно определенные социальные интересы. Проблема ФПГ приобрела широкое общественное значение в тот период, когда борьба за передел собственности в производственной сфере стала достаточно заметным явлением в экономической жизни России, что отразилось в дискуссиях, активно развернувшихся по этому вопросу, начиная с лета 1993 года.
К сожалению, рамки диссертации не позволяют привести полное содержание дискуссий, поэтому отметим их слабые стороны. Наибольшую известность получили 2 подхода к формированию ФПГ, В первом случае в основу был положен принцип принудительного формирования ФПГ.
Концепция вызывала сомнения в возможности создания экономически эффективных структур сверху, в короткие сроки и на основе экономических и политических критериев; подчеркивала разницу между теми условиями, при которых подобные образования оказывались эффективными в некоторых странах Юго-Восточной Азии, и российскими реалиями. Анализ данной концепции показал, что в случае ее осуществления руководители групп могли приобрести значительную часть государственной собственности по ценам, намного меньшим, чем ее реальная стоимость, и без серьезных нововведений (на что обычно требуется более чем два года), а лишь используя возможности приоритетного доступа к информации, а также улучшая краткосрочные показатели деятельности групп в ущерб долгосрочным. Фактически эту концепцию можно охарактеризовать как попытку со стороны части «новых» предпринимателей наиболее тесно связанных с государственными структурами, бесплатно присвоить государственную собственность, взяв себе в союзники представителей региональных органов власти.
На наш взгляд, к критике данной концепции следует добавить существенный момент. Предоставляется опасным для экономического развития страны сложившаяся практика концентрации управления в Москве. Концепцией предусматривалось размещение штаб-квартир этих групп в регионах. Однако центральная компания должна быть в Москве. Это чревато концентрацией не только банковского капитала (величина которой уже достигает 80%), но и концентрацией капиталов ФПГ. Как результат — несправедливое распределение денежных потоков между регионами и центром. На наш взгляд, это повлечет за собою отрицательное отношение к созданию и функционированию ФПГ со стороны исполнительных органов власти, которые заинтересованы в наполнении доходных частей бюджетов регионов.
Принципиально другой подход к формированию ФПГ был представлен в «Проекте основных положений концепции государственной промышленной политики России на среднесрочную перспективу (1994-1995 гг.)». Эта концепция отражала позиции и интересы «старых» управленцев: фактически удерживая в своих руках полную власть над собственностью, директора стремятся обеспечить сохранение привычной для них государственной поддержки, при этом увеличиваются их возможности лоббистского давления на правительство и снимается ответственность за поиск наиболее выгодных хозяйственных партнеров.
По нашему мнению, данная концепция отражала практику работы многих предприятий в старых условиях, без учета особенностей рыночной экономики. Сохраняется система госзаказа, который обеспечивает гарантированный рынок сбыта, предусматривается льготное предоставление кредита (при этом неизвестным остается источник, так как средств госбюджета недостаточно, а коммерческие банки без извлечения прибыли на это не пойдут).
Вариант концепции формирования ФПГ был сформулирован в Указе Президента РФ №2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации», подписанном 5 декабря 1993 года.
На наш взгляд, условия, изложенные в Указе, в большей степени имели характер ограничений. С одной стороны, стремление ограничить монопольные явления в промышленности ведут, с другой, к объединению мелких предприятий (не имеющих зачастую необходимого оборудования, и высокой себестоимости выпускаемой ими продукции). Другое противоречие вытекает из структуры действующих предприятий, представляющих, как правило, крупные производственные объединения. Запрет на перекрестное владение акциями снижает заинтересованность участников в объединении. И это далеко не все недостатки приведенного Указа.
Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» № 190-ФЗ от 30.11.95 отменил действие Указа №2096 и выделяет основные структурообразующие принципы группы:
а) объединение активов для осуществления деятельности ФПГ;
б) возможность признания ее участников консолидированной группой налогоплательщиков, и, как следствие, возможность ведения сводного учета, отчетности и баланса;
в) солидарная ответственность участников по обязательствам центральной компании ФПГ.
Рассмотрим основные спорные вопросы, которые являются значительными на наш взгляд.
Во-первых, определение ФПГ достаточно детализировано по целям создания и отражает «детский» уровень развития ФПГ в России.
Во-вторых, организационная структура допускает участие государственных и муниципальных унитарных предприятий, для которых участие предусматривает ведение предпринимательской деятельности.
В-третьих, ФПГ может быть признана таковой после ее государственной регистрации, осуществление которой явно (как показывает практика) затягивается во времени. И это ставит существующие ФПГ неофициально (например, «Газпром», РАО «ЕЭС России») и официально зарегистрированные в неравное положение.
В-четвертых, в статье 11 Федерального закона «О финансово-промышленных группах» записано следующее: «Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимися по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц». И далее: «Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза». Но ассоциации и союзы не могут быть центральной компанией ФПГ! Это не соответствовало бы ни смысловому содержанию этих понятий, ни хозяйственной практике, ни действующему законодательству, в том числе Гражданскому кодексу РФ. Гак, часть первая статьи 121 ГК гласит: «Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций и их союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе».
Выделяя существующие противоречия, мы не затрагиваем характеристику деятельности транснациональных ФПГ.
В-пятых, обратимся к финансовым аспектам поддержки ФПГ. Она выглядит следующим образом:
а) зачет задолженности участников группы, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объемах, предусмотренных условиями этих конкурсов инвестиций для покупателя — центральной компании ФПГ;
б) предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на цели развития группы;
в) передача в доверительное управление центральной компании ФПГ закрепленных за государством пакетов акций участников группы;
г) предоставление этим участникам государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций (проектом бюджет-97 предусмотрен объем госгарантий в размере 50 млрд. руб.);
д) выдача инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ;
е) снижение Центральным банком России нормы обязательного резервирования банкам, входящим в группы;
ж) признание участников ФПГ — производителей товаров (услуг) консолидированной группой налогоплательщиков (в соответствии с проектом Налогового кодекса РФ подобная практика в перспективе реальна для холдинговых структур с глубокой степенью взаимоучастия в капитале);
з) предоставление участникам межгосударственных ФПГ таможенных льгот. В практике это практически отсутствует,
Указом Президента РФ № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996 г. предусмотрена также следующая мера поддержки: предоставление государственным унитарным предприятиям права вносить недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся федеральной собственностью, в уставной капитал центральных компаний, сдавать это имущество в аренду последним, а также отдавать в залог (это право Правительство РФ должно предоставлять «при необходимости»).
Внимание со стороны государства прослеживается и в других нормативных актах. Так, Письмом Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых положениях федерального закона „О финансово-промышленных группах“ определяется статус центральной компании ФПГ как юридического лица и устанавливается солидарная ответственность.
Государство не принимает целенаправленных регулирующих мер ни через систему госзаказов, ни с помощью программ развития перспективных производств, ни через ограничения импорта. О ФПГ нет ни слова в бюджете 1997 и 1998 г., ничего не сказано в Среднесрочной программе правительства РФ на 1997-2000 г., в проекте Налогового кодекса. Законом оставлено ограничение на участие банков и предприятий только в одной ФПГ. Не решена проблема собственности в ФПГ. Передача в рамках группы пакетов акций промышленных предприятий, временно принадлежащих государству, в коммерческое или доверительное управление банком ставили банки в зависимость от государства. Законом также предусматривается государственная поддержка только тех групп, которые зарегистрированы как ФПГ и включены в государственный реестр.
Государственные гарантии ФПГ часто остаются нереализованными. Государство имеет ограниченные возможности финансовой поддержки ФПГ. И такая поддержка является не правилом, а исключением. В частности, только две ФПГ (РУСХИМ и Носта-Газ-Трубы) с большими трудностями получили в доверительное управление центральными компаниями пакеты акций, временно закрепленные в государственной собственности. Только одна ФПГ «Союзагропром» была включена в государственный заказ на формирование федерального продовольственного фонда для государственных нужд, что немного изменило в лучшую сторону баланс между зарубежными и отечественными производителя продовольствия.
продолжение
--PAGE_BREAK--