Реферат по предмету "Финансы"


Виды международного кредита, их развитие в Республике Беларусь

--PAGE_BREAK--
    Льготные кредиты – самый выгодный для заемщика тип внешнего финансирования. Однако получить подобный кредит крайне сложно. Как правило, это прямое кредитование правительства для решения или предупреждения каких-либо глобальных проблем, имеющих последствия не только для заемщика, но и для кредитора. Иногда фактическое субсидирование страны-заемщика носит явно или косвенно политический характер. Правительства стран-кредиторов используют подобную финансовую помощь как средство для привода к власти или поддержки дружественных политических режимов в странах третьего мира, рассматривая сохранение этих режимов с точки зрения собственной безопасности. Например, программа «Союз ради прогресса» – американская стратегия помощи странам Латинской Америки в ответ на укрепление позиций Ф.Кастро на Кубе [15, 482].






1.2 Международные финансовые институты

    Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации – это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Международный валютный фонд, Банк международных расчетов, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

    Международный валютный фонд (МВФ). Основные цели МВФ заключаются в следующем: содействие международной валютной кооперации; обеспечение сбалансированности роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов; осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей и устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли; обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса без использования торговых ограничений и ограничений платежей.

    Количество стран-членов МВФ постоянно растет и составляет в настоящее время 182 страны. В 90-х гг. в МВФ вступили страны СНГ, Восточной Европы, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципов «конструктивного нечленства».

    Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя – в основном министра, отвечающего в своей стране за валютную политику, либо президента эмиссионного банка.

    Все каждой страны как в совете управляющих, так и в исполнительном директорате напрямую зависит от финансового участия страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов и один дополнительный голос на 100000 единиц квоты страны. Квота рассчитывается на основе таких показателей, как ВНП, величина золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и др.[1, с.454]

    Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В соответствии с квотами определятся права заимствования и право голоса.

    Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами, поэтому необходимо отметить его наиболее важные черты. SDRпредставляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов.

    Поскольку SDRне торгуют на валютных рынках, постольку эта единица не имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для определения цены SDRв настоящее время используют метод корзины четырех важнейших мировых валют: доллар США, японская иена, евро и британский фунт.

    Каждой валюте присваивается свой относительный вес, вычисляемый на основе следующих показателей: а) доля экспорта товаров и услуг стран, валюты которых входят в состав корзины SDR, в общемировом экспорте и б) размер резервов, номинированных в соответствующих валютах, которые держаться другими членами МВФ (т.е. за исключением страны, валюта которой рассматривается).

    Список и веса валют пересматриваются каждый пять лет на основе этих показателей. Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые колебания, которому подвержены курсы соответствующих валют, и, следовательно, уменьшить курсовой риск. По этой причине SDRактивно используется для деноминации финансовых активов не только самим МВФ, но и другими международными организациями, фирмами. SDRиспользуют также и в многосторонних иностранных соглашениях в качестве счетной единицы.

    Кредитный портфель МВФ достаточно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи странам-членам прекращают свое существование, другие – вводятся в практику. В связи с этим необходимо отметить наиболее важные из кредитов фонда.

    Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со стороны МВФ:

а) «чистые» резервные транши; б) кредитные линии (транши); в) специальные кредитные (фондовые) линии; г) кредиты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.

    Резервные транши (reservetranches) осуществляются за счет собственных  предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» резервный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выплаченной в собственной валюте, если последняя не была использована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляются процентные платежи.

    Кредитные линии предоставляются в рамках соглашений, известных под названием «stand-by». Главное их назначение – кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Средства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставляются траншами (общее количество – 4), каждый из которых соответствует 25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных программ.

    Специальные кредитные линии открываются для стран – экспортеров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных потерь в результате действия непредсказуемых внешних факторов, финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга и ряда других целей.

    Кредитные линии структурных преобразований (StructuralAdjustmentFacility, SAF, и ExtendedStructuralAdjustmentFacility, ESAF), называемые также концессионными кредитами, предоставляются развивающимся странам с низким доходом на душу населения на особо благоприятных условиях. Процентная ставка по ним не превышает 0,5 % годовых.

    Группа всемирного банка (ГВБ). К Всемирному банку причисляют две организации: Международный банк реконструкции и развития и его дочернюю структуру – Международную ассоциацию развития (InternationalDevelopmentAssociation). В группу Всемирного банка помимо указанных организаций входят также на правах ассоциированных членов Международная финансовая корпорация (InternationalFinancialCorporation, IFC), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (MultilateralInvestmentGuaranteeAgency, MIGA) и Международный центр урегулирования инвестиционных споров (InternationalCenterforSettlementofInvestmentDisputes, ICSID).

    Основными целями организации ГВБ являются:

·     содействие реконструкции и развитию народного хозяйства стран-членов;

·     поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях и инвестициях частных кредиторов и других инвесторов;

·     стимулирование сбалансированного роста международной торговли и поддержание сбалансированного платежного баланса стран-членов.

    Разрабатываются скоординированные механизмы реализации задач, что обеспечиваются также и организационной интеграцией, в частности, наличием общего президента, Совета управляющих и исполнительного директората. Принципы построения квот, количества голосов, представительства в органах управления ГВБ сходны с МВФ. Советы управляющих МВФ и ГВБ проводят один раз в году совместное собрание.

     Однако имеются особенности в механизме финансирования организаций ГВБ, критериях отбора стран-кандидатов на получение помощи, условиях кредитования.[1, с. 458]

     Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР). Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства. Членство в МБРР являются, в свою очередь, предпосылкой членства в других организациях Группы Всемирного банка.

    В соответствии со ст. 1 Устава МБРР он был создан в 1944 г. в связи с большой потребностью в финансовых средствах стран-членов для возрождения экономического развития.

    МАР была создана в 1960 г. с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Оно является почти доверительным органом, находящимся под управлением МБРР.

    У МАР, также как и у MIGA, имеется две группы членов. К первой их них относятся в основном промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении, например, Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Арабские Эмираты. Все остальные члены отнесены к другой группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи и определения размеров дивидендов, начисляемых на доли участия при прямых инвестициях.

    Основные средства в настоящее время МБРР получает за счет операций на международных финансовых рынках путем эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивысший кредитный рейтинг, а также путем частного размещения средств правительства, центральных банков и других кредиторов по фиксированным ставкам процента. МБРР размещает свои ценные бумаги более чем в 100 странах и является при этом крупнейшим заемщиком на мировых рынках капитала, а также одним из крупнейших заемщиков-нерезидентов на национальном рынке.

      В отличие от МВФ МБРР занимает средства не только у правительства, но и у частных организаций, причем в значительно больших размерах.

    В последнее время все большее значение приобретают средства от погашения ранее предоставленных ссуд и проценты по ним. Периодически МБРР осуществляет также продажу гарантированных требований по ссудам, предоставленным банком, инвесторам, которые ищут возможности надежного вложения капитала.

    У МАР основным источником ресурсов являются взносы в уставный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР и погашение ранее выданных ссуд. МБРР и МАР проводят одинаковую политику в отношении отбора проектов для финансирования, предоставляя ссуды и кредиты для проектов, которые в экономическом и техническом плане безупречны и имеют высокий приоритет для экономического развития стран-должников.

Ссудополучателем может быть правительство или организация, имеющая правительственную гарантию.

    Специалисты Всемирного банка следующим образом классифицируют свои кредиты.

    Особыеинвестиционныессуды(Specific Investment Loans). Они предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического обслуживания. Фактически именно ссуды такого рода относятся к проектным ссудам и по-прежнему преобладают а общем объеме займов.

    Секторальные операции (Sectoroperations). Под этим названием объединены различные ссуды, которые предоставляются для финансирования проектов в границах целевых секторов экономики, например транспорта, энергетики, сельского хозяйства  т.д. Определение финансируемых проектов в рамках целевых секторов осуществляются правительствами-ссудополучателями по критериям, устанавливаемым Всемирным банком.

    Ссуды структурной реорганизации (бюджетозамещающие реабилитационные займы). Они введены в 1980 г. как помощь странам, испытывающим проблемы с платежным балансом, и предусматривают проведение широкого спектра мероприятий национального правительства.

    Международная финансовая корпорация (МФК). МФК была создана в 1956 г.  Она содействует развитию частно экономической инициативы в развивающихся странах путем предоставления совместно с заинтересованными частными инвесторами кредитов на льготных условиях. В отличие от МБРР и МАР страны-члены должны полностью выплачивать подписанную ими долю, что отражает коммерческий характер МФК.

    Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долгосрочных ссуд, участия в собственном капитале, гарантий либо путем их комбинации.

    Ссуды, предоставляемы МФК, предназначены в первую очередь для финансирования развития финансовых услуг и институтов рынка капиталов. Большое значение имеют также ссуды в перерабатывающую промышленность, автомобилестроение, химическую промышленность и сферу туризма.[1, с.461]

    Многостороннее агентство гарантирования инвестиций. MIGAбыло создано в апреле 1988 г. и является самым молодым членом Группы Всемирного банка.

    Основная цель этой организации – содействие прямых инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий против некоммерческих (политических) рисков. Кроме того, MIGAконсультирует правительства развивающихся стран при разработке программ содействия иностранным инвестициям.

    Гарантии обычно распространяются только на вновь вводимые предприятия, но могут включать также расширение, модернизацию и перестройку уже существующих предприятий, а также приобретение полугосударственных предприятий, подлежащих приватизации.

    Гарантии также могут предоставляться и по ссудам частных инвесторов. Последние могут быть как физическими, так и юридическими лицами, на не должны принадлежать к стране, в которой осуществляется инвестиция. Сумма гарантий зависит от оценки рисков проекта.

    Банк международных расчетов (БМР). БМР создан в 1930 г., является уникальным институтом центральных банков на международном уровне, который принадлежит им, контролируется ими и предоставляет им свои услуги.

    Ключевые задачи БМР заключаются в содействии кооперации центральных банков и созданий условий для развития международных финансовых операций. Однако из основных целей кооперации центральных банков всегда было поддержание международной финансовой стабильности. В современных условиях глобализации финансовых рынков такая кооперация еще более важна. БМР представляет, таким образом, важный форум для международной финансовой кооперации центральных банков, ее регулирования и контроля.

    Значительная доля мировых валютных резервов сосредоточена на депозитах в БМР. Банк действует также как доверенный агент центральных банков в соответствии с различными международными финансовыми соглашениями.

    Европейский центральный банк (ЕЦБ). ЕЦБ – первый в истории поднациональный центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большой части государств ЕС к единой валюте. Предшественниками ЕЦБ были сначала Европейский фонд валютного сотрудничества, а с 1993 г. – Европейский валютный институт.

    ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все 15 центральных банков стран ЕС. Центральные банки государств, не входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют право влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

    Правление ЕЦБ избирается на восьмилетний срок без права переизбрания, и его члены независимы от рекомендовавших и избравших их стран и правительств. Правление ЕСЦБ состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Общий совет, в отличие от Совета управляющих, наряду с президентом и вице-президентом, включает управляющих всех центральных банков стран ЕС. Таким образом, структура управления ЕСЦБ является двухъярусной с учетом наличия двух групп стран.  Общий совет, как и Правление ЕСЦБ, выступает связующим звеном между странами зоны евро (ins) и странами, не вошедшими в нее (pre-ins).

     Уставный капитал ЕЦБ определен в 5 млрд. евро. Доля центральных банков в нем рассчитывается исходя из доли их стран в ВВП и населении ЕС.

При этом центральные банки стран insдолжны вносить 100% подписанного капитала, а станы pre-ins– 5%. Наряду с этим центральные банки должны перечислять ЕЦБ резервы иностранных валют (в сумме, эквивалентной 50 млрд. евро), за исключением их национальных валют, евро и SDR. Резервные взносы установлены пропорциональными долями центральных банков в подписанном капитале.

    ЕЦБ принадлежит ключевая роль в осуществлении  кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. [1, с.463]

    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР начал свою деятельность с 1991 г. Его членами, количество которых превышает 60, являются страны ЕС, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне пределов Европы, и Европейский инвестиционный банк.

    Основная цель ЕБРР заключается в содействии к переходу к рыночной экономике и  стимулировании развития частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. К приоритетным направлениям деятельности банка обносятся содействие приватизации, демонополизации и децентрализации, объединение энергетических, транспортных и телекоммуникационных сетей Европы, защите окружающей среды.

    Устав ЕБРР предусматривает преимущественное направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур, укрепление финансовых институтов и правовых систем, развитие инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора. Цели и методы деятельности ЕБРР в значительной степени совпадают с МФК.

     Банк не предоставляет гарантий под экспортные кредиты и не работает с индивидуальными клиентами. ЕБРР не предоставляет финансирование, если считает, что заявитель может получить средства из других источников на приемлемых условиях. ЕБРР, как правило, заключает напрямую соглашения с крупными организациями-клиентами. Кредиты малым и средним предприятиям предоставляются через посредником.

    Кредитные операции подразделяются банком на обычные и специальные. Первый вид операций финансируется за счет основных ресурсов банка, а второй – их ресурсов специальных фондов.

    ЕБРР осуществляет финансирование путем предоставления кредитов, приобретения акций предприятий или выдачи гарантий. Заемщики получают кредиты, а ЕБРР берет на себя ответственность за все риски или за определенные виды. При финансировании через посредников им открываются средне- и долгосрочные кредитные линии. Посредниками выступают национальные банки и в некоторых случаях правительство.[1, c.464]

   




1.3.Механизм международного кредитования

Порядок предоставления и возврата кредита зависит от его формы и может быть “наличным”, акцептным ( в форме акцепта тратты ), рыночным        ( путем купли-продажи ссудного капитала на рынке капиталов ), финансовым ( с использованием финансовых инструментов, например облигационные займы ).

Вариантов возвращения кредитов несколько:

·                    равномерное погашение равными долями в течение всего срока;

·                    неравномерное, согласованное погашение ( например, постепенное увеличение суммы погашения );

·                    единовременное погашения всей суммы и стоимости кредита;

·                    перечисление согласованных взносов за суммы кредита одновременно с процентами (аннуитет)

Международный кредит может быть обеспеченным или необеспеченным. Не обеспеченным называется бланковый. Он выдается под обязательство должника ( соло-вексель с одной подписью ). Разновидность бланкового кредита – кредит с контокоррентного счета и овердрафт. Контокоррентный счет представляет собой текущий счет, на котором учитываются все операции банка с клиентом. При зачислении кредитных ресурсов на этот счет банк не требует от владельца обеспечения, поэтому данный кредит относится к бланковым.

Обеспечение кредита может выступать в нескольких формах: гарантийное письмо кредитного учреждения, государственная гарантия, поручительство, аваль, тратты импортера с акцептом его покупателя, делькредере брокере, страхование кредитного риска, залог ценностей ( недвижимость, ценные бумаги ), открытие целевых накопительных счетов и др.

Гарантия кредита представляет собой обязательство гаранта обеспечить возврат займа. При гарантии обязательство выполняет либо гарант, либо сам заемщик. В этом заключается отличие гарантии от поручительства. При поручительстве поручитель будет выполнять обязательства заемщика только в случае отсутствия возможности или желания у заемщика возвратить ссуду.

Гарантом выполнения обязательств заемщика по возврату международного кредита могут выступать банк заемщик или импортер, иной банк-гарант, небанковские кредитно-финансовые учреждения, транснациональная корпорация. Наиболее обеспеченными считаются кредиты, гарантированные государством.[11, с.136-137]

При продаже товаров в кредит через брокеров или иных посредников, последние иногда принимают на себя обязательство импортера по оплате долгов, такой порядок называется делькредере. Для обеспечения коммерческого международного кредита используют формы:

·        система специальных резервных и других счетов

·        сохранение за экспортером права собственности на товар, проданный в кредит

·        увеличение в стоимости контракта доли авансовых платежей

·        залог ценностей (ценных бумаг, недвижимости и др.)

Обеспечение кредита во многом зависит от показателей кредитоспособности и платежеспособности заемщика. Кредитоспособность заемщика – это его возможность оплатить получение кредита, платежеспособность – его способность выполнить свои обязательства. Кредитор перед предоставлением кредита иностранному заемщику тщательно собирает и внимательно изучает информацию о потенциальном клиенте. К основным источникам информации относятся: балансы, и отчеты иностранных компаний, публикуемые в печати; сведения, сообщаемые собственными агентами за границей; справки местных иностранных банков, правительственных учреждений – консульств, внешнеэкономических министерств, специальных информационных агентств  (  Worldscope, Exshare, FTInteractiveData, ReutersFundamentals).[17, с.297]

Международный кредитным операциям сопутствуют кредитные риски, которые подлежат страхованию.

К основным видам рисков международного кредита относятся: кредитный, трансфертный и валютный.

Страхование международных кредитных рисков может происходить в двух формах: частного страхования и государственных гарантий. Частное страхование – это когда специальные страховые компании принимают на себя риск по экспортным кредитам, а в случае государственных гарантий риск берет на себя государство.

Страхование экспортных кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своевременного платежа за товары, которые он продал иностранным покупателям. Страховая компания берет на себя лишь часть кредитного риска, обычно не выше 75%.

Помимо частного и государственного страхования для минимизации рисков используются срочные валютные сделки, валютные и мультивалютные оговорки, досрочное погашение кредитов с целью избежать процентных и курсовых потерь, лимитирование кредитов, межфилиальные  зачеты.

Порядок предоставления и возврата кредита регламентирует уже складывающиеся отношения между кредитором и заемщиком по поводу движения ссудного капитала. Поскольку ссудный капитал является специфическим товаром, на котором он обращается,- рынок ссудных капиталов.[12, 138-140]

Ценой особого товара – ссудного капитала, который предоставляется в кредит, является процентная ставка. Уровень процентной ставки формируется под влиянием рыночных условий и включает премию за риск. Процентная ставка по своей экономической сути является той частью прибыли, которая может быть получена при использовании временно свободных денежных средств и определена как отношение годового дохода  на ссудный капитал к его абсолютной величине.

На уровень процентной ставки, формирующейся под влиянием спроса и предложения на временно свободные денежные средства, влияет совокупность факторов, которые можно было условно разделить на две группы:

·        факторы, вытекающие из кредитно-денежной политики государства и места страны в мировом экономическом пространстве такие уровни как: уровень ставки центрального банка; темпы инфляции и инфляционные ожидания; источники кредита ( внешние и внутренние); политическая и социально-экономическая стабильность и кредитный рейтинг; срок кредита; динамика курса валют; состояние мирового рынка ссудного капитала.

·        факторы, учитывающие характеристику участников кредитного соглашения, например кредитный статус, финансовое положение и репутация заемщика и кредитора; сумма кредита и качество его обеспечения.

Минимальный уровень процентной ставки, формирующийся под влиянием спроса и предложения на кредитные ресурсы, приближается  к процентной ставке по краткосрочным государственным ценным бумагам с учетом инфляционных ожиданий.

По кредитам, предоставляемым в долларах США американским банком, может быть использована ставка прайм-рейт т.е ставка по кредитам для первоклассных заемщиков.

В процентной  ставке по международным кредитам премия за риск учитывается как процентный риск, т.е вероятность повышения процентных ставок  в будущем и потеря потенциального процентного дохода или рост платежей по срочным депозитам, так и кредитный и валютный риски. Кредитный риск ( риск  ликвидности ) представляет собой возможности невозвращения долга заемщиком. [11, с.382-383]

Процентная ставка по международному кредиту отличается от ставок в стране кредитора или заемщика. Как правило, используются ставки, принятые на мировых рынках ссудных капиталов. Цена кредитов в евродолларах и других евровалютах формируется  на мировом рынке в Лондоне по схеме ЛИБОР плюс. С помощью ставки ЛИБОР ( Londoninterbankofferedrate) т.е ставки предложения на Лондонском межбанковском рынке депозитов, банк увеличивает ее таким образом, чтобы обеспечить доход банку. Ставки предложения ссудного капитала в Бахрейне называются BIOR, в Сингапуре – SIBOR, в Париже – PIBOR, на европейском рынке – EURIBORи т.д. Процентная ставка по выдаваемому кредиту будет изменяться каждые 3 или 6 месяцев согласно тому, каков был уровень ставки LIBORна дату обновления банком депозитов.[12, с.133]





    продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Республика Беларусь как субъект международного кредита

   В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

   Решения о привлечении и последующем использовании иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных кредитов принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.      

   Республика Беларусь в 1992 году стала членом Группы Всемирного банка: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Подписка республики на акционерный капитал Банка составляет 3323 акции на сумму 400,9 млн. долларов США.[13, с.187]

   Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кобяков А.В. является управляющим от Республики Беларусь в Группе Всемирного банка, Министр финансов Харковец А.М. – заместителем управляющего от Республики Беларусь в Группе Всемирного банка. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 Министерство экономики определено головным органом по работе с Группой Всемирного банка.[18]

   В 1994 году в Минске открыто Постоянное представительство Международного банка реконструкции и развития. С августа 2009 г. его главой назначен И.Велев.

   Республика Беларусь входит в состав страновой бельгийской группы МВФ и Всемирного банка, которая представляет интересы нашего государства в бреттон-вудских учреждениях. От Республики Беларусь в дирекции бельгийской группы Всемирного банка с 2009 года работает советник Мисюковец В.С.

   Сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществляется в рамках одобренной Исполнительным советом директоров 4 декабря 2007 г. Стратегии сотрудничества Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. Принятие данного документа позволило активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для Республики Беларусь.[18]  

    Республика Беларусь взаимодействует с международными финансово-кредитрыми организациями по реализации следующих проектов:

1.     Проект «Модернизации объектов инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь»

   Основная задача проекта – снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на объектах социальной сферы.

    В июне 2001 г. Международный банк реконструкции и развития предоставил Республике Беларусь заем в размере 22,6 млн. долларов США для целей модернизации инфраструктуры в социальной сфере. Проект был завершен в декабре 2007 г. Кредитные средства Банка в рамках проекта освоены в полном объеме.

   Выполненные в рамках проекта мероприятия позволили снизить потребление энергоресурсов в среднем на 15–20%, а также получить экологический и социальный эффект: снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, улучшить тепловой комфорт и освещенность в помещениях, что положительно сказывается на здоровье, в первую очередь подрастающего поколения.

   В декабре 2007 г. достигнута договоренность о дополнительном финансировании проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере в размере 15 млн. долларов США сроком на 3 года – до 31 декабря 2010 г.

   Дополнительные средства будут использованы для финансирования мероприятий, аналогичных тем, которые проводились в рамках проекта: замена окон, изоляция стен и крыш, замена котлов, а также установка энергоэффективных систем освещения в 140 школах и больницах по всей территории Беларуси.

2.     Проект «Реабилитация районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»

   Продолжается реализация Соглашения о займе между Республикой         Беларусь и МБРР, предусматривающего выделение 50 млн. долларов США для реализации проекта по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, подписанного 19 апреля 2006 г.

  Общая сумма проекта составляет 60,964 млн. долларов США, в том числе заем Всемирного банка – 50 млн. долларов США, вклад Правительства Республики Беларусь – 10,964 млн. долларов США.

  В рамках проекта реализуется 2 компонента:

·        Компонент по повышению энергоэффективности, предусматривающий выполнение энергоэффективных мероприятий, в том числе оптимизацию теплоснабжения, включая внедрение кооперационных установок, внедрение энергоэффективных светильников, тепловую реабилитацию зданий и др., на 250 объектах социальной сферы загрязненных районов Могилевской, Гомельской и Брестской областей.

·        Компонент по газификации, в основе реализации которого – газификация индивидуальных жилых домов в загрязненных радионуклидами районах (около 20 населенных пунктов).

     Предполагаемая дата завершения проекта – 31 декабря 2010 г.

3.     Проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения»

   Целью проекта является повышение эффективности, качества и устойчивости услуг по водоснабжению и водоотведению для 1,7 миллиона потребителей, проживающих в 20 районах страны. Мероприятия дополняют Государственную программу по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода».[18]

   В ходе подготовки стоимость проекта была определена в размере 60 млн. долларов США. Банк выразил готовность финансировать из средств займа 100 процентов расходов по проекту, включая разработку проектно-сметной документации, что стало первой инициативой Всемирного банка по возможности 100%-го финансирования кредитных проектов в республике.

   30 сентября 2008 г. Совет исполнительных директоров Всемирного банка одобрил выделение данного займа. При этом необходимо отметить, что одобрение займа прошло с применением упрощенной процедуры – т.е. без обсуждения. Это свидетельствует о более благоприятной, чем ранее, оценке со стороны руководства Всемирного банка условий реализации операций в республике.

   Предполагаемая дата завершения проекта – 30 июня 2013 г.

4.     Проект «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь»

   В июне 2009 г. Республика Беларусь и Всемирный банк подписали соглашение о предоставлении нашей республике займа.

   Стоимость проекта определена в размере 125 млн. долларов США.

   Из средств займа Минэнерго выделяется 109 млн. долларов США на реконструкцию объектов энергетики и 16 млн. долларов США – Департаменту по энергоэффективности Госстандарта на реконструкцию котельных жилищно-коммунального хозяйства.

   Основной задачей проекта является преобразование действующих отопительных котельных в ТЭЦ. В результате, на основе установки современных газотурбинных установок и газомоторов будет получено около 90 мВт дополнительной электрической мощности. Ожидается, что эффективность производства тепла и электроэнергии на объектах проекта, увеличится на 30 процентов. По предварительным подсчетам, ежегодно будет сэкономлено около 90 миллионов кубических метров природного газа, что приведет к сокращению выбросов СО2 на 165 000 тонн в год.

     Реализация проекта, финансируемого Всемирным банком, началась в 2009 году и займет пять лет.

5.     Заем на цели развития в размере 200 млн. долларов США

   1 декабря 2009 г. Совет исполнительных директоров Всемирного банка утвердил проект по предоставлению Беларуси займа на цели развития в размере 200 миллионов долларов.[18]

   3 декабря 2009 г. в Минске было подписано вышеупомянутое Соглашение о займе.

   ЦР предусматривает однотраншевый заем, поддерживающий реформы в двух областях:

·        решение проблемы последствий экономического спада и проведения реформ за счет укрепления системы социальной помощи;

·        создание основ для восстановления устойчивого экономического роста за счет содействия развитию частного сектора и повышенияконкурентоспособности посредством либерализации экономики и ужесточения финансовой дисциплины.

   Заем выделяется на 16 лет и предусматривает отсрочку начала погашения на 6 лет.

   В 2009 году продолжалась подготовка нового кредитного проекта «Обращение с твердыми бытовыми отходами в Республике Беларусь». Проект предполагает строительство в Гродно производства для сортировки мусора и передачи вычлененных из него вторичных ресурсов на дальнейшую переработку. Общая стоимость проекта – около 70 млн. долл. США. Завершение данной работы планируется в 2010 финансовом году.

   Республика Беларусь является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1992 года. Членство в Фонде является важнейшим составным элементом сотрудничества нашей страны в рамках системы международных финансовых и экономических организаций. [13, c.170]

   Республика Беларусь входит в состав страновой бельгийской группы МВФ и Всемирного банка, которая представляет интересы нашего государства в бреттон-вудских учреждениях.

   Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь Прокопович П.П. является управляющим от Республики Беларусь в Фонде, Первый заместитель Министра финансов Амарин В.В. – заместителем управляющего от Республики Беларусь в МВФ.

   Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2002 г. № 1504 Министерство финансов определено головным органом по работе с Фондом.

   В 1992 году в Минске открыто Представительство МВФ. В марте 2009 г. для осуществления регулярного мониторинга реализации программы stand-by и оперативного решения вопросов взаимодействия Республики Беларусь и МВФ с согласия Национального банка и Правительства Республики Беларусь назначен Постоянный представитель Фонда в Республике Беларусь – Колядина Н.А.

   Наша страна несколько раз использовала финансовые ресурсы МВФ:

ü     по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США (два транша кредита по программе системных трансформаций – в августе 1993 г. и в феврале 1995 г.);

ü     в рамках механизма stand-by  – 77,4 млн. долларов США (один транш в 1995 году).

   Республика Беларусь в 2004 году приняла решение отказаться от кредитов МВФ и ограничиться техническим сотрудничеством и в феврале 2005 г. полностью погасила указанные кредиты МВФ.[18]

   Новый этап взаимодействия между Республикой Беларусь и МВФ начался в 2008 году. В октябре-декабре 2009 года в Беларуси находилась миссия МВФ по подготовке к подписанию финансовой документации для начала программы кредитования stand-by с использованием механизма исключительного доступа и чрезвычайного финансирования.

   Для получения финансирования в рамках программы stand-by Республикой Беларусь в 2008 году были выполнены предварительные условия: отменено решение по росту заработной платы в государственном секторе; установлен нулевой целевой показатель дефицита бюджета на 2008 – 2009 годы; проведена девальвация курса белорусского рубля; принято решение об увеличении уставных фондов четырех крупнейших государственных банков на 2 трлн. рублей для обеспечения их достаточной капитализации.

   12 января 2009 г. Совет Исполнительных директоров Международного валютного фонда одобрил выделение Республике Беларусь финансовых ресурсов по программе stand-by в объеме 2,46 млрд. долларов США сроком на 15 месяцев. Первый транш кредита в размере около 800 млн. долл. США поступил в Беларусь 15 января 2009 г.

   По итогам первого обзора хода реализации программы, Республике Беларусь выделен второй транш кредита на сумму 675 млн. долл. США и увеличен на 1 млрд. долл. США общий объем финансирования.

   21 октября 2009 г. МВФ объявил о предоставлении Беларуси третьего кредитного транша в размере 699,5 млн. долл. США. В декабре 2009 г. наша страна получила очередной, четвертый, транш кредита МВФ в размере более 688 млн. долл. США. Поступление последнего транша планируется в марте 2010 г.

   В настоящее время размер ресурсов, предоставленных Беларуси по программе stand-by, уже достиг около 2,9 млрд. долл. США. Общая стоимость программы оценивается в более 3,5 млрд. долл. США.

   Основанием для положительного решения руководства МВФ послужило выполнение Беларусью всех принятых на себя обязательств в рамках программы stand-by.

   Заключительный, пятый транш кредита МВФ на сумму 670 миллионов долларов поступил в Беларусь в конце марта 2010 года.

   Таким образом, общий объем предоставленных МВФ Белоруссии финансовых ресурсов в рамках программы stand-by составил около 3,46 миллиарда долларов.

   В Нацбанке Белоруссии считают, что программа stand-by сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики республики в 2009 — начале 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить устойчивость финансовой системы.

   Ожидается, что эксперты миссии МВФ прибудут в Минск в мае текущего года для подведения окончательных итогов выполнения программы stand-by и проведения переговоров по обсуждению дальнейшего сотрудничества Белоруссии с фондом.

   В рамках кредитного соглашения с Фондом проводится совместная работа по определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, разработке и использованию рекомендаций экспертов МВФ в экономической политике государства. В частности, совместно с экспертами Фонда совершенствуются подходы по регулированию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой и денежно-кредитной стабильности.

   Республика Беларусь традиционно принимает участие в ежегодных заседаниях советов управляющих МВФ и Всемирного банка. С 4 по 7 октября 2009 г. состоялся визит делегации Беларуси во главе с Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Кобяковым А.В. в Турцию (г.Стамбул) для участия в заседании советов управляющих Всемирного банка и МВФ.

   Международные денежные поступления позволяют во многом смягчить последствия глобального экономического кризиса и способствовать поступательному развитию экономики. Вместе с тем Республика Беларусь не стремиться привлечь кредитные ресурсы любой ценой. Во главу угла неизменно ставится экономическая целесообразность и соответствие предлагаемых условий экономическим нуждам и потребностям нашей страны.

   В 2009 году ЕБРР реализовал в Беларуси ряд проектов по кредитованию негосударственного сектора экономики. В частности, ЕБРР одобрил проект «Беларусь: механизм финансирования белорусского финансового сектора» (50 млн. долл. США на 2 года), предусматривающий поддержку микро-, малых и средних частных предприятий, инвестирование в акционерный капитал коммерческих банков и предоставление синдицированных кредитов. Первый кредитный договор был подписан с ЗАО «МТБанк» (июле 2009 г.). В июле 2009 г. подписана вторая часть кредитного договора для ОАО «Белгазпромбанк» на сумму 30 млн. долларов США.[18]




3. Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь

    Разные формы международных  капиталопотоков оказывают различное влияние на экономику страны-рецепиента.

Международное движение капитала осуществляется в форме международной миграции капитала, который представляет собой перемещение капиталов между странами, определяемое источниками, интервалом времени и причинами.

В целом привлечение зарубежных инвестиций содействует модификации производственных методов национальных фирм. Зарубежные инвестиции оказывают положительное влияние на рост производительности труда в принимающей стране. Также, зарубежные инвестиции стимулируют рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу, повышают уровень благосостояния населения, так как ТНК платят более высокую зарплату по сравнении с местными фирмами.

Наряду с позитивным влиянием притока зарубежных инвестиций  на экономику принимающей стороны есть и возможные негативные эффекты: эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными  инвестициями вытеснения местных фирм более конкурентноспособными зарубежными ТНК.

За четверть века доля прямых зарубежных инвестиций в мировом ВВП постоянно растет.

За годы реформирования экономики Республика Беларусь привлекла большое количество иностранного капитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, полученные под гарантии правительства.

Иностранные кредиты и займы, привлекаемые в Республику Беларусь, расходуются по различным отраслям республики (прил. А), по различным отраслям экономики (прил. Б). Также Республика Беларусь сотрудничает со многими странами мира (прил. В).[8]

   В конце марта текущего года Белоруссия получила последний транш кредита МВФ в рамках действующей программы «стэнд-бай» в размере 700 млн. долл. Наблюдая за темпами наращивания страной внешних долгов и отсутствием предпосылок для их возврата, эксперты предрекают белорусской экономике непростые времена.

    Национальный банк недавно отчитался о том, что совокупный внешний долг Белоруссии на 1 января 2010 года достиг отметки в 22 млрд. долл. (прил.  Г), что составляет 45% ВВП. При этом он увеличился за год на 45,4%, или почти на 7 млрд. руб. В структуре совокупного внешнего долга около 40%, или 8,8 млрд., составляет государственный долг, который бременем ложится на бюджет и население. Каждый белорус к концу 2009 года оказался должен зарубежным кредиторам около 900 долл. Между тем МВФ прогнозирует увеличение валового внешнего долга Белоруссии в 2010 году до пикового значения на уровне порядка 52% ВВП. [19]

    Несмотря на предостережения экспертов, власти страны продолжают наращивать внешние обязательства. Таким образом, Белоруссия уже вышла за пределы лимита внешнего госдолга, который в прошлом году был установлен на уровне 8 млрд. долл. [20]

    Беспокойство экспертов тем не менее вызывают пока не размеры самого государственного долга – при допустимом уровне внешнего госдолга в размере 50% ВВП в Белоруссии он составляет около 18%. По отношению к объемам экспорта размер госдолга составляет около 490 при допустимом в международной практике уровне в 220%.

    Внешняя задолженность банков и предприятий растет куда более медленными темпами (банков – на 15,3%, всех остальных секторов экономики – на 22%) и вызывает меньшую обеспокоенность экспертов.

    Несмотря на то что суммы долгов не являются критическими, о чем постоянно заявляют представители правительства, их темпы и необеспеченность возврата вызывают беспокойство экспертов. Для Беларуси более важен не сам объем этой задолженности, а темпы ее роста. Вот эти темпы и вызывают у беспокойство. Если посмотреть с точки зрения международных стандартов, внешняя задолженность Беларуси не такая уже и большая. Есть страны, которые имеют и более высокие долги. Но в случае Беларуси проблема состоит именно в том, что внешний долг растет очень быстро и нет никаких гарантий для его погашения.

    Экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич  отмечает тот момент, что большинство взятых Белоруссией кредитов долгосрочны, однако это не значит, что время рассчитываться по долгам не наступит никогда. С 2011 года из бюджета придется выделять 1 миллиард долларов на обслуживание долгов.  С каждым годом сумма будет расти.

   Эксперты предостерегают руководство страны от дальнейшего наращивания внешней задолженности в первую очередь из-за того, что эти ресурсы идут не на развитие, не создают основу для возврата заимствований, а фактически проедаются. Они идут на оплату дефицита торгового баланса. По итогам прошлого года этот показатель превысил 7 млрд. долл.

    Эксперты, как международные, так и белорусские, рекомендуют властям начинать-таки рыночные реформы, предоставлять предприятиям свободу в принятии решений, проводить приватизацию и делать более либеральным хозяйственное законодательство. Тогда создастся база для возврата накопленных долгов. Однако в ближайшее время едва ли стоит этого ожидать. Во-первых, потому, что любые реформы, как бы щадяще они ни проводились, ведут к изменению привычных схем действий, ухудшают уровень жизни. Во-вторых, укрепление бизнеса и превращение его в самостоятельную силу в принципе невыгодно президенту.

  Также в настоящее время Международный валютный фонд (МВФ) обсуждает с властями Беларуси возможность реализации новой программы stand-by, которая рассчитана на три года.

     Для принятия решения МВФ о реализации новой программы stand-by очень важным является заинтересованность властей в проведении структурных реформ, МВФ не заинтересован в навязывании мер структурных реформ — это должна быть заинтересованность властей.

   Власти Белоруссии заинтересованы в том, чтобы у них была следующая программа с МВФ. Но для этого должны быть усилены структурные преобразования в экономике Беларуси, это должно стать еще более важной частью программы. Это потребует некоторого времени для осмысления мер структурных преобразований со стороны властей.

   После завершения действующей программы МВФ традиционно осуществляет постпрограммный мониторинг. Представители МВФ будут следить за развитием экономической ситуации в Беларуси, и власти будут консультироваться с ними по вопросам макроэкономической политики.

    В мае этого года тему реализации новой программы с властями Беларуси обсудит миссия МВФ. Тем не менее, миссия не примет решение о начале программы.

Республика Беларусь в международном кредитовании чаще выступает в качестве страны-заемщика иностранного капитала, т.к за счет своих резервов ( банковских) республика способна осуществлять кредитование предприятий, юридических и физических субъектов только внутри страны. Для преодоления данной проблемы следует модернизировать собственный кредитный аппарат: создавать условия для привлечения иностранного капитала в большем объеме за счет снижения налоговой ставки на международный капитал ввозимый в страну, предлагать проекты, которые будут привлекать иностранных инвесторов. В данной ситуации объем совокупного предложения иностранного капитала не должен превышать спрос на его т.к при несоблюдении этих условий может возникнуть инфляция. Страны-кредиторы оценивая ситуацию в стране потенциального заемщика капитала, приходят к заключения: выдавать кредит или нет, определяют ставку процента по кредиту в зависимости от платежеспособности страны, в которую будет направлены инвестиции.[20]

Меры государственного регулирования структуры движения международного капитала должны быть дополнены тщательным мониторингом, позволяющим сделать вывод о соответствии Беларуси международным экономическим задачам.

1.Сопоставление стоимостных характеристик обслуживания экспорта и импорта капитала Беларуси с международными и внутрибелорусскими финансовыми показателями.

2. Структуру использования привлеченных иностранных ресурсов на обслуживание и рефинансирование ранее взятых долгов, вложений в модернизацию отечественных производства и приобретение импортного оборудования производственного назначения.

3. Анализ уровня проникновения иностранного капитала в акционерный капитал белорусских компаний и контроль за сохранением экономической безопасности  РБ.

4. Выявление объемов привлеченного иностранного капитала отечественного происхождения и уровень нагрузки на прибыль отечественных предприятий, связанных с репатриацией доходов нерезидентов за рубеж.

Данный комплекс мер позволит достигнуть сбалансированности государственных и частных экономических интересов РБ в области эффективного  использования капитала, снижения риска эксплуатации, мобилизированного с международных рынков для поступательного развития экономики Республики Беларусь, снизить риск эксплуатации отечественного экономического потенциала.



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политико-терминологический словарь
Реферат Исторический опыт привлечения иностранного капитала
Реферат "Язык" наркоманов как отражение социального окружения
Реферат Архипелаг ГУЛаг АИСолженицына как художественный текст некоторые наблюдения
Реферат Barbados Essay Research Paper Barbados is an
Реферат Addicted To Love Essay Research Paper Addicted
Реферат Проблемы и перспективы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России
Реферат Лидерами и рождаются, и становятся
Реферат Социальное партн рство муниципальной власти общественности и бизнеса при решении социальных проблем
Реферат Класс жгутиковые (Flagellata)
Реферат Martial Arts Essay Research Paper To most
Реферат Различные богословские и домостроительные главы, Преподобный Максим Исповедник
Реферат Философская герменевтика Г. Гадамера
Реферат АПК
Реферат Депозитные операции, их виды. Депозитная политика в кредитной организации (банке)