--PAGE_BREAK--1.2. Краткосрочное и долгосрочное планирование
Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализированности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы. [7. С.356]
В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании – производителя и ее партнеров. Краткосрочный план позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах. [6. С.25]
Красткосрочное финансовое планирование должно отвечать таким требованиям:
·заниматься будущими поступлениями и выплатами;
·содержать все поступления и выплаты, не сальдируя их;
·показывать фактические поступления и выплаты ежедневно, т.е. указывать точное время их наступления.
Приведенные требования относятся только к краткосрочному финансовому планированию. Для долгосрочного они вряд ли выполнимы, поскольку чем дальше период планирования, тем менее точно можно оценить будущее финансовое положение предприятия. Поэтому перед краткосрочным финансовым планированием стоит задача управления текущей ликвидностью, а долгосрочное в большей мере ориентируется на структурные взаимосвязи в оснащенности предприятия капиталом и использовании этого капитала для гарантии ориентированной на баланс структурной ликвидности.
1.3. Организация планирования
Организация планирования зависит от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных предприятиях работа по составлению бюджетов (планов) должна производиться децентрализовано. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем. [5. С.48]
Бюджеты подразделений должны разрабатываться не изолированно друг от друга. При расчете, например, плановых показателей реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия производства и запланированные отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей. [13, С.273]
Обычно различают две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу break-down (сверху-вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). [15. С.168]
По методу break-down работа по составлению бюджетов начинается “сверху”, т.е. руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели во все более детализированной, по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия, форме включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Например, расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый бюджет (план), который в последствии может войти составной частью в общий бюджет (план) предприятия. [12. С.213]
Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике не целесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. [15. С.169]
Процесс финансового планирования включает несколько этапов. На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [9. С.236]
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [14. С.278]
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением [12, С.237].
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.
2. Анализ финансовых планов и их роль в управлении предприятием ОАО «Кондитерское объединение «СладКо»
2.1. Стратегическое финансовое планирование
«Кондитерское объединение „СладКо“ было создано в Екатеринбурге в апреле 2001 года как закрытое акционерное общество с иностранным капиталом. Учредителями „СладКо“ выступили голландская компания «United Confectioneries bv» и Екатеринбургская кондитерская фабрика ОАО „Фирма КОНФИ“.
«СладКо» — один из крупнейших производителей кондитерских изделий в России. Объединение — в пятерке лидеров кондитерской отрасли и производит все основные виды кондитерских изделий: шоколад, конфеты, карамель, печенье, вафли.
«СладКо» — компания с национальной дистрибуцией, продукция которой представлена на территории всей России от Хабаровска до Калининграда. Продукция «СладКо» также присутствует в странах СНГ. В 2005 году компания была приобретена норвежским концерном «Orkla».
Кондитерское объединение представлено в трех основных категориях:
1. Шоколад (конфеты в коробках, шоколадные плитки, батончики, весовые конфеты, упакованные весовые конфеты);
2. Мучные кондитерские изделия (печенье, вафли, вафельные торты, крекеры);
3. Карамель (весовая, пакетированная).
В настоящее время продукция «СладКо» производится на 2-х производственных площадках: в Екатеринбурге, в Ульяновске.
Миссия предприятия — создавать качественные и инновационные продукты для потребителя. Задача, которую объединение решает сегодня, — соединить современные знания и технологии в области управления, производства, маркетинга, логистики с лучшими традициями российских кондитеров.
Цели общества – диверсификация производства, расширение географии сбыта своей продукции, формирование конкурентоспособного предприятия.
Ближайшие конкуренты ОАО «Сладко»: «Красный Октябрь», «Рот Фронт», Концерн «Бабаевский», «Россия», «Нестле», «Mars», «Cadbury». Для кондитерской отрасли в целом на текущий момент характерны сильная конкуренция и процесс концентрации производства, в том числе за счет поглощения крупными производителями средних региональных фабрик и/или объединения в национальные холдинги и концерны (пример – холдинг «Объединенные кондитеры»). В то же время можно отметить отсутствие какого-либо единственного производителя, который бы доминировал во всех сегментах рынка.
Основными факторами конкурентоспособности Общества являются наличие узнаваемого “бренда” («СладКо»), оптимальное соотношение цены и качества производимой продукции, эффективная система дистрибуции.
Эта краткая характеристика предприятия ОАО «Сладко». Теперь рассмотрев миссию, цели и внешнюю среду объединения, необходимо проанализировать финансовые документы за 2004-2005 года. Всё это нужно для составления и реализации стратегического планирования.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
· распределение ресурсов;
· адаптация к внешней среде;
· внутренняя координация;
· организационное стратегическое предвидение. [29, с. 239]
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
1. Определение миссии и целей организации.
2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
3. Выбор стратегии.
4. Реализация стратегии.
5. Оценка и контроль выполнения.
Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный (2,5-5 лет). Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трёх документов: плана движения денежных средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. [18, с. 342]
Проанализируем некоторые финансовые показатели за предыдущий 2004 год с 2005. В 2005 году объем производства составил 40554тн. Продажи собственной продукции Общества в 2005 году в натуральном объеме снизились по сравнению с предыдущим годом на 2%. В то же время выручка от реализации при более низком объеме выросла на 8% по сравнению с 2004 годом. Это объясняется улучшением структуры продаваемого ассортимента.
Прибыль от продаж кондитерских изделий за 2005 год составила 156 051 тыс.руб. в 2004 – 173651 тыс.руб.
После сравнения данных за 2004 и 2005 года, составляются прогнозы документов и рассчитываются показатели на 3 последующих года. Уточнив и конкретизировав показатели прогнозных финансовых документов, совершается практическое внедрением планов и контроль за их выполнением. После реализации плана сравниваются фактические данные (приложений 1, 2, 3) с плановыми и выявляются отклонения.
В нашем случае отклонения от плана за анализируемее периоды составили приблизительно 6 %. Балансовая стоимость активов на 2008 год1 689 388 тыс. руб. Стоимость чистых активов 1 304 319 тыс. руб. Разница между балансовой стоимостью активов и чистыми активами: 385 069 тыс.руб. Резервный фонд Общества составляет 7 002 тыс.руб.
Прибыли (убытки), тыс.руб.
Показатели
2004
2005
2006
2007
2008
Выручка от реализации
4 036 455
4 344 068
3 577 876
3 792 343
4 276 114
Себестоимость
3 575821
3 712 755
2 970 824
2 724 614
2 870 752
Коммерческие и управленческие расходы
286 983
475 262
536 131
913 876
1 194 863
Прочие доходы
132 883
89 805
131 123
103 546
101 323
Прочие расходы
214 334
257 910
305 805
306 249
308 674
Прибыль/Убыток от обычной деятельности
92 200
— 12 054
— 103 761
— 66 850
-52835
Риски, связанные с изменение процентных ставок на кредиты, несущественны для Общества, поскольку обычно величина заемных ресурсов по отношению к чистым активам эмитента незначительна. Общество зарекомендовало себя как финансово устойчивое предприятие.
Риск неисполнения Обществом своих обязательств по договорам с поставщиками незначительный, так как Общество в отчетном периоде не испытывал проблем нехватки денежных средств.
В результате усиления конкуренции (увеличение объемов продаж холдинга «Объединенные кондитеры и увеличился ввоз кондитерской продукции из ближнего зарубежья) произошлоснижение объемов реализации основных видов продукции, выпускаемых Обществом; снижение выручки от реализации кондитерских изделий, как результат ценовой конкуренции; снижение прибыли от реализации кондитерских изделий, связанное с увеличением затрат на маркетинг и продвижение продукции.
2.2. Текущее финансовое планирование
Разработка текущего планирования на предприятии ОАО «Сладко» также как и в стратегическом планировании осуществляется с помощью тех самых трех документов, только временной интервал будет равен одному году с разбивкой по кварталам.
Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.
Этапы текущего финансового планирования такие же, что и в стратегическом планировании. Отличие этих планов только во временном периоде и дополнения к текущему финансовому планированию оперативного планирования, в котором составляется кассовый план и платежный календарь. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств (приложение 3) и объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства. [5. С. 251]
В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.
Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках предприятия.
Кроме платёжного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. [9. С. 463]
Заключительным этапом текущего планирования является составление сводной аналитической записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли.
Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования. [9. С. 256]
В нашем случае текущее финансовое планирование ОАО «Сладко» составляется на 2006 год, предварительно проанализировав 2004 и 2005 года. Затем следует практическое применение и бюджетный контроль за реализацией плана.
В 2006 году объем производства составил 31 696 тн. 99% доходов компания получает от продажи собственных и покупных кондитерских изделий. Продажи собственной продукции Общества в 2006 году в натуральном объеме снизились по сравнению с предыдущим годом на 22%. В то же время выручка от реализации по сравнению с 2005г. снизилась лишь на 18%.Прибыль от продаж кондитерских изделий за 2006 год составила 70 921 тыс.руб. Ухудшение показателей обусловлено усилением конкуренции на рынке кондитерских изделий и рисками, связанными с закупкой сырья:
1) В первом полугодии 2006 года наблюдался бурный рост мировых цен на сахар-сырец, связанный с повышением цен на нефть (до +80% по сравнению с 4 кварталом 2005 года). Сахар-сырец на бирже перешел в разряд энергетических товаров. Бразилия, как основной поставщик сахара-сырца на мировой рынок, переключалась на производство биоэтанола в качестве альтернативного топлива для легковых машин. Во втором полугодии цены на сахар-сырец начали снижаться после снижения цен на нефть и достигли уровня 2005 года. При этом внутренние цены на сахар-песок также снизились к концу года. Снижение цен было обусловлено рекордным урожаем сахарной свеклы в России в 2006 году (+20% к урожаю 2005 года);
2) В середине 2006 года наблюдался резкий всплеск цен на какао-бобы (до +20% в сравнении с началом года), обусловленный спекулятивной активностью фондов на бирже. Тем не менее к концу 2006 года цены вернулись на уровень конца 2005 года;
3) В 2006 году наблюдался физический дефицит и рост цен (до +40% по сравнению с 2005 годом) на эквиваленты какао-масла. Поставщики выставляли на продажу ограниченные объемы, при этом многие не могли делать предложения по ценам и не заключали контракты ввиду отсутствия сырья для производства (экзотические плоды);
4) Со второго полугодия 2006 года наблюдался рост рыночных цен на патоку (до +40% в сравнении с концом 2005 года) в связи с физическим дефицитом кукурузы для производства патоки и ростом отпускных цен на сырье из Украины;
5) В четвертом квартале 2006 года наблюдались рекордные по сравнению с предыдущими годами отгрузки миндаля от производителей в США. Рост отгрузок, связанный с повышением спроса, повлек за собой рост цен на миндаль (до +10% по сравнению с 3 кварталом);
6) В четвертом квартале 2006 года возросли внутренние цены на муку (до +10% по сравнению с началом года). Рост цен обусловлен повышением цен на пшеницу на мировом и внутреннем рынке в связи с возрастающим потреблением, возросшими объемами продаж экспортеров и снижением урожая на мировом рынке.
Указанные риски не являются критичными для Общества, так как большинство производителей кондитерских изделий используют те же источники сырья, что и Общество. продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3 Совершенствование финансового планирования
на ОАО «Сладко»
Общество планирует оставаться в пятерке ведущих производителей кондитерских изделий. Качество продукции и интересы потребителей остаются приоритетами для Общества. Общество продолжит разработку и вывод на рынок новой продукции, расширение дистрибьюторской сети.
В перспективах развития у предприятия:
· увеличить производительность труда на 5%
· установить новое упаковочное оборудование в бисквитном цехе
· полностью модернизировать компрессорную станцию
· реконструировать столовую на фабрике.
Для выполнения поставленных целей планируется осуществить мероприятия по обновлению и расширению производственных мощностей, в частности, в Ульяновском филиале будет установлено новое оборудование по производству шоколадных масс.
Модернизация производственных мощностей позволит увеличить производство шоколада, ассорти, карамели.
В Екатеринбурге планируется установка нового упаковочного оборудования на производственной линии по выпуску вафельной продукции.
В целом Общество укрепит свои позиции на рынке кондитерских изделий за счет постоянного улучшения качества существующей продукции, разработки и вывода на рынок новой продукции и максимального удовлетворения интересов потребителей.
В 2007 году проведена реорганизация Общества в форме присоединения к нему Открытого акционерного общества Кондитерская фабрика «ВОЛЖАНКА» (г. Ульяновск). Такое решение было призвано юридически оформить объединение предприятий, связанных единством уставных целей и задач, в целях достижения наиболее эффективного использования активов и иного потенциала предприятий, рационализации управления, сокращения издержек, повышения в конечном счете прибыльности объединения и укрепления позиций «СладКо» как одного из ведущих игроков на кондитерском рынке.
Общество планирует продолжить обновление ассортимента, разработать и запустить несколько новых конкурентных продуктов (включая новый вид, карамели), увеличить до 100% коэффициент использования производственных мощностей по существующим высоколиквидным товарам, которые в настоящее время производятся и успешно реализуются Обществом. Кроме того, планируется существенное увеличение затрат на маркетинг и рекламу.
Годовой бюджет Общества составляется с учетом возможных рисков повышения цен на те или иные виды сырья. При этом заключаются годовые контракты с фиксированной ценой на все основные виды сырья и материалов, что позволяет избежать серьезных колебаний цен в течение одного календарного года. Укрепление курса российского рубля является также благоприятным фактором, так как косвенно способствует снижению затрат на закупку импортируемого сырья.
В себестоимости продукции долю, способную серьезно влиять на деятельность Общества, составляет только сырье и упаковка. Резкий рост цен на одни виды сырья может быть нейтрализован падением цен на другие виды. Ведется постоянный поиск альтернативных и взаимозаменяемых видов сырья. Кроме того, серьезное повышение цен на тот или иной вид сырья отразится на себестоимости продукции всех производителей кондитерских изделий, что повлечет за собой общее повышение стоимости готовой продукции.
Заключение
Изучив основы финансового планирования, можно заключить, жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Стратегическое планирование определяет текущее планирование, которое рассчитано на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.
Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.
Стратегический анализ, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.
Данная работа имела целью доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот.
Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
· делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
· проясняет возникающие проблемы;
· стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
· улучшает координацию действий в организации;
· создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
· увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
· способствует более рациональному распределению ресурсов;
· улучшает контроль в организации.
В рамках данной работы были решены задачи:
1. Рассмотрена сущность и содержание финансового планирования;
2. Описаны виды финансовых планов и их роль на предприятии ОАО «Сладко»;
3. Выявлены недостатки и преимущества финансовых планов на предприятии ОАО «Сладко»;
4. Предложены направления совершенствования финансовых планов на ОАО «Сладко».
Список использованной литературы
1. Александрова, Е.И. Финансы и кредит / Е.И. Александрова // Журнал 4. — 2003. – С. 114-118.
2. Артеменко, В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Г Артеменко, М.В. Беллендир — М.: «ДИС», НГАЭ и У, 2000. – 456 с.
3. Галицкая, С. В. Деньги. Кредит. Финансы: учеб. пособие / С.В. Галицкая — М.: изд-во Экзамен, 2002. — 224 с.
4. Донцова, Л.В., Никифорова, Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности: учебник, 3-е изд. – М.: «Дело и Сервис», 2001. – 304 с.
5. Литвин, М.И. Финансовый менеджмент / М.И. Литвин // Журнал 6: изд-во «Финпресс» — 2003. – С. 140.
6. Камаева, В.Д. Основы экономической теории: учеб. пособие / В.Д. Камаева — М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001. – 270 с.
7. Ковалёва, А.М., Лапуста, М.Г. Сканай, Л.Г. Финансы фирмы: учебник. – М.: ИНФРА, 2000. – 416 с.
8. Морозова, Т.Г., Пикулькин, А.В., Тихонов, В.Ф. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 318 с.
9. Соколова, О.В. Финансы, деньги, кредит: учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 784 с.
10.Солнцев, И.В. Финансовый менеджмент / И.В. Солнцев //Журнал 3: изд-во «Финпресс» — 2003. – С. 144.
11.Фомин, П.А. Финансы и кредит / П.А. Фомин // Журнал 5. — 2003. – С. 107.
12.Целых, А.А.Финансовый менеджмент/ А.А. Целых // Журнал 1: изд-во «Финпресс» — 2004. – С. 147.
13. Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С., Негашев, Е.В. Методика финансового анализа: учеб. и практ. Пособие/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев – М.: «ИНФРА-М», 2000. – 208 с.
14. Шуляк, П.Н. Финансы предприятий: учебник. – М.: изд. дом «Дашков и К», 2000. – 752 с.
15. www.sladco.ru.
Приложение 1
Таблица
Бухгалтерский баланс на 2004-2008 г.
АКТИВ
2004
2005
2006
2007
2008
1
2
3
4
5
6
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
233
1430
3875
4154
4283
Основные средства
203493
284880
261049
493047
450181
Незавершенное строительство
6468
10781
13721
19134
45621
Доходные вложения в материальные ценности
-
-
-
-
-
Долгосрочные финансовые вложения
14186
12644
12483
12888
12498
Отложенные налоговые активы
8879
7773
6423
7725
10957
Прочие внеоборотные активы
-
-
-
-
-
ИТОГО по разделу I
233259
317508
297551
536948
523540
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
201312
212860
154774
304404
342026
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
144396
165582
118322
233107
265733
животные на выращивании и откорме
-
-
-
-
-
затраты в незавершенном производстве
2769
538
6262
15709
15678
готовая продукция и товары для перепродажи
29214
21873
25873
45758
42511
товары отгруженные
-
664
-
-
-
расходы будущих периодов
24933
24203
4317
9830
18104
прочие запасы и затраты
-
-
-
-
-
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
160803
194019
25123
24519
16736
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
-
-
-
-
-
в том числе покупатели и заказчики
-
-
-
-
-
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
409343
581234
398586
451327
705989
в том числе покупатели и заказчики (62 сч.)
236136
404217
226617
286003
592183
Краткосрочные финансовые вложения
14290
14289
14289
330000
-
Денежные средства
49541
31563
123677
42190
55166
Прочие оборотные активы
-
-
-
-
-
ИТОГО по разделу II
835289
1033965
605173
1152440
1119917
БАЛАНС
1068548
1351473
902724
1689388
1643457
продолжение
--PAGE_BREAK--
Продолжение приложения 1
ПАССИВ
2004
2005
2006
2007
2008
1
2
3
4
5
6
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
36418
36418
36418
100005
100005
Собственные акции, выкупленные у акционеров
(-)
(-)
(-)
(-)
-
Добавочный капитал
38113
38113
38113
1163614
1163614
Резервный капитал
5093
5093
5093
7002
7002
в том числе:
резервы, образованные в соответствии с законодательством
-
-
-
-
-
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами
5093
5093
5093
7002
7002
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
87590
75536
28225
33698
(19138)
ИТОГО по разделу III
167498
155160
51399
1304319
1251483
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
-
-
-
-
-
Отложенные налоговые обязательства
2378
2950
3597
3329
6421
Прочие долгосрочные обязательства
-
-
-
-
-
ИТОГО по разделу IV
2378
2950
3597
3329
6421
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Займы и кредиты
167
55
-
-
103585
Кредиторская задолженность
898505
1193308
847728
381634
281862
в том числе:
поставщики и подрядчики
756542
1056357
769101
246926
116821
задолженность передперсоналоморганизации
16244
15207
9852
19057
19964
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
6260
4255
2670
4395
3507
задолженность по налогам и сборам
59997
27544
29490
61730
100928
прочие кредиторы
59462
89945
36615
49526
40642
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
-
-
-
-
-
Доходы будущих периодов
-
-
106
106
Резервы предстоящих расходов
-
-
-
-
-
Прочие краткосрочные обязательства
-
-
-
-
-
ИТОГО по разделу V
898672
1193363
847728
381740
385553
БАЛАНС
1068548
1351473
902724
1689388
1643457
Приложение 2
Таблица
Отчет о прибылях и убытках
за 2004-2008 г.
Показатель
2004
2005
2006
2007
2008
наименование
1
2
3
4
5
6
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
4036455
4344068
3577876
3792343
4276114
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
(3575821)
(3712755)
2970824
(2724614)
(2870752)
Валовая прибыль
460634
631313
607052
1049729
1405362
Коммерческие расходы
(286983)
304123
(388948)
(697901)
(949191)
Управленческие расходы
(-)
171139
(147183)
(215975)
(245672)
Прибыль (убыток) от продаж
173651
156051
70921
135853
210499
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению
105
76
156
4547
3068
Проценты к уплате
(17159)
(1716)
(-)
-
(2517)
Доходы от участия в других организациях
4847
(1775)
81
2
-
Прочие доходы
127874
86775
115350
92644
78181
Прочие расходы
(161248)
(223914)
(276384)
(242748)
(285158)
Прибыль (убыток) до налогообложения
128070
-615740
(89876)
9702
4073
Отложенные налоговые активы
(1375)
(236)
(1350)
1128
3232
Отложенные налоговые обязательства
57
(1442)
(647)
1031
3092
Текущий налог на прибыль
(34035)
(29766)
(23792)
65289
(70547)
Пени и штрафы
Налог на прибыль прошлых налоговых периодов
(517)
(777)
4670
(3632)
15536
371
6353
(3155)
16654
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
92200
(643291)
(103761)
66850
(52835)
СПРАВОЧНО.
Постоянные налоговые обязательства (активы)
4623
22430
47359
65208
69430
продолжение
--PAGE_BREAK--