Реферат по предмету "Финансы"


Анализ финансового состояния промышленного предприятия

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и виды финансового состояния
1.2 Финансовое обеспечение, принципы его организации. Классификация источников финансирования
1.3 Анализ финансового состояния предприятия
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АВТОАГРЕГАТ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Автоагрегат»
2.2 Анализ платёжеспособности ОАО «Автоагрегат»
2.3 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Автоагрегат»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АВТОАГРЕГАТ»
3.1 Выявление резервов улучшения финансового состояния ОАО «Автоагрегат»
3.2 Анализ финансового состояния ОАО «Автоагрегат» по методике ФСФО РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рынка основой стабильности любой организации является ее финансовая устойчивость, которая зависит от финансового состояния организации как конечного результата ее хозяйственной деятельности, возможность предприятия быстро окупить вложенные средства.
Финансовое состояние – комплексное понятие, которое формируется в процессе всей хозяйственной деятельности под влиянием внешних и внутренних факторов.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Первоочередное внимание в хозяйственной деятельности предприятия необходимо сосредоточить на финансовой деятельности предприятия, рациональном и эффективном использовании финансовых ресурсов.
Финансовая деятельность охватывает совокупность операций по поступлению и затратам средств в денежном выражении, эффективном их использовании в процессе производства и реализации продукции и товаров.
Анализ финансового состояния состоит в изучении размещения и использования средств производства, платежеспособности предприятия, обеспеченности собственными оборотными средствами, состоянии производственных запасов, собственных и заемных источников их образования, дисциплины в расчетах с поставщиками, организациями и государством, выявления эффективности использования финансовых ресурсов.
Значение анализа финансового состояния в настоящее время существенно возрастает как для собственников и руководителей организаций, так и для региональных и федеральных органов власти, инвесторов, деловых партнеров и других заинтересованных пользователей.
Целью данной курсовой работы является анализ финансовой деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат» и предложение мероприятий по совершенствованию анализа финансового состояния ОАО «Автоагрегат».
Реализация данных целей требует решения следующих задач:
— рассмотреть сущность и виды финансового состояния предприятия;
— изучить принципы организации финансового обеспечения
— рассмотреть классификацию источников финансирования;
— проанализировать платёжеспособность предприятия;
— проанализировать финансовую устойчивость предприятия;
— предложить пути совершенствования анализа финансового состояния предприятия.
Объект исследования – финансовое состояние ОАО «Автоагрегат».
Предмет исследования – процесс анализа финансового состояния ОАО «Автоагрегат».
Практическая значимость заключается в возможности использования предложенных рекомендаций по совершенствованию анализа финансового состояния предприятия.
При написании курсовой работы использована учебная, периодическая литература, статистическая информация.
В аналитической части использована бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия ОАО «Автоагрегат».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и виды финансового состояния
В условиях рынка основой стабильности любой организации является ее финансовая устойчивость, которая зависит от финансового состояния организации как конечного результата ее хозяйственной деятельности, возможность предприятия быстро окупить вложенные средства.
Финансовое состояние – комплексное понятие, которое формируется в процессе всей хозяйственной деятельности под влиянием внешних и внутренних факторов.
В связи с этим в настоящее время представляется актуальным переход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе стратегических целей организации, адекватных рыночным отношениям, и поиска путей их достижения. К числу основных стратегических задач анализа финансового состояния любой организации относятся:
— разработка системы бюджетного планирования;
— оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;
— максимизация прибыли;
— достижение прозрачности финансово-хозяйственного состояния организации для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;
— обеспечение инвестиционной привлекательности;
— поиск направлений вложения свободных капиталов в целях расширения деятельности организации;
— создание эффективного механизма управления организацией.
С позиции внутренних пользователей этапы анализа финансового состояния необходимо строить исходя из операционных циклов организации (бюджетов). Такая система бюджетного планирования позволит хозяйствующему субъекту рационально использовать финансовые ресурсы, сократить непроизводственные расходы, оперативно управлять и контролировать себестоимость продукции, а также повысить точность плановых показателей.[12]
Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Главная цель финансовой деятельности – решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.
Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.
Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения ФСП и его платежеспособности.
Источники анализа финансового положения предприятия — формы отчета и приложения к ним, а также сведения из самого учета, если анализ проводится внутри предприятия.
В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии — сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п.
Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным источникам, так как постоянно находятся в обороте предприятия, используются для финансирования его хозяйственной деятельности, но ему не принадлежат. К ним относится: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, в пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости; минимальная задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и платежей; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и др. [7]
По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала. поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.
Можно выделить следующие классы финансовых состояний.
Первый класс – это организации с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютно платежеспособные, чье финансовое состояние позволяет быть уверенными в своевременном выполнении ими обязательств в соответствии с договорами. Это организации, имеющие рациональную структуру имущества и его источников и, как правило, довольно прибыльные
Второй класс – это организации нормального финансового состояния. Их финансовые показатели в целом находятся очень близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допущено некоторое отставание. У них, как правило, неоптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования в пользу заемного капитал. Причем наблюдается опережающий прирост кредиторской задолженности по сравнению с приростом других заемных источников. А также по сравнению с приростом дебиторской задолженности. Это, обычно, рентабельные организации.
Третий класс – это организации, финансовое состояние которых можно оценить как среднее. При анализе бухгалтерского баланса обнаруживается слабость отдельных финансовых показателей. У них либо платежеспособность находится на границе минимально допустимого уровня, а финансовая устойчивость нормальная, либо наоборот – неустойчивое финансовое состояние из-за преобладания заемных источников финансирования, но есть некоторая текущая платежеспособность. При взаимоотношениях с такими организациями вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение ими обязательств в срок представляется сомнительным. --PAGE_BREAK--
Четвёртый класс – это организации с неустойчивым финансовым состоянием. При взаимоотношениях с ними имеется определенный финансовый риск. У них неудовлетворительная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений. Прибыль у таких организаций, как правило, отсутствует вовсе или очень незначительная, достаточная только для обязательных платежей в бюджет.
Пятый класс – это организации с кризисным финансовым состоянием. Они неплатежеспособны и абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения. Эти предприятия убыточны. [4]
Таким образом, финансовое состояние характеризуется совокупностью показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Это способность предприятия финансировать свою деятельность.
1.2 Финансовое обеспечение, принципы его организации. Классификация источников финансирования
Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры.
Предпринимательская структура является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу.
В связи с этим особое значение приобретают способы финансирования предпринимательской структуры.
Способы финансирования определяются в процессе стратегического финансового менеджмента. При этом различают два понятия: вертикальная и горизонтальная интеграция.
Вертикальная интеграция возникает, когда предпринимательская структура входит в более крупное образование. В этом случае часть управленческих функций передается вышестоящему звену, где происходит процесс перераспределения денежных средств подведомственных предприятий для образования централизованных фондов, используемых для финансирования общих программ из единого центра.
Особенностью вертикальной интеграции является то, что она может объединять различные предпринимательские структуры. В этом случае основными задачами текущего финансового менеджмента являются:
— обеспечение условий для адаптации этих структур в системе деятельности вышестоящего звена;
— сопоставление структур издержек производства и обращения;
— определение уровня себестоимости в предпринимательских структурах;
— определение уровня самоокупаемости.
При горизонтальной интеграции осуществляется самостоятельность в решении всех вопросов, производственных и финансовых. В этом случае повышается роль и значение финансового менеджера и принятых им управленческих решений, а также требования к текущему финансовому менеджменту. В условиях горизонтальной интеграции текущий финансовый менеджмент призван обеспечить:
— оперативное реагирование на происходящие события как внутри фирмы, так и за ее пределами;
— постоянное обновление информации в процессе формирования фондов денежных средств.
Кроме того, в финансовом менеджменте используется ряд показателей, с помощью которых можно определить конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта на рынке капиталов. К ним относятся доступность капитала, взаимная привлекательность ценных бумаг, стремление к финансовому сотрудничеству.
В целом же финансовый менеджмент опирается на концепцию обеспечения прибыльности, превышающей среднеотраслевой уровень. [2]
В последнее время значительно возросло внимание к вопросам эффективного управления финансовым обеспечением предпринимательской деятельности. В связи с этим в экономической литературе появились различные варианты определения финансового обеспечения предпринимательской деятельности. В частности, Л.Н. Павлова дает следующее определение: «финансовое обеспечение предпринимательства — это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию»
Исходя из этого очевидно, что рассмотрение вопросов финансового обеспечения предпринимательской деятельности невозможно без знания конкретных источников финансирования.
В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы:
— собственные средства хозяйствующих объектов;
— заемные средства;
— привлеченные средства;
— бюджетные ассигнования.
Финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации принципов самоокупаемости и самофинансирования.
Самоокупаемость как метод финансирования означает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов.
Самоокупаемость в условиях рыночной экономики должна обеспечиваться в первую очередь за счет собственных ресурсов (выручки от реализации) или за счет заемных, если собственных не хватает. В отдельных случаях возможна поддержка государства, однако в современных условиях роль бюджетных средств как источника финансирования предпринимательской деятельности резко сократилась в связи с дефицитом государственного бюджета.
Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости составляются сметы издержек производства и обращения, рассчитываются нормы расходования сырья и основных материалов, устанавливаются конкретные задания по росту повышения производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Для реализации принципа самоокупаемости большое значение имеет управление затратами. Процесс управления затратами предполагает стремление не просто к уменьшению затрат, а к определению оптимальной величины себестоимости.
Определение оптимальной величины затрат подразумевает:
— планирование затрат;
— планирование капитальных вложений;
— фиксацию уровня затрат;
— улучшение стоимостных показателей.
Важным моментом для реализации самоокупаемости является включение в состав окупаемых затрат денежных накоплений. [11]
Содержание самофинансирования в условиях формирования рыночной экономики всецело определяется внутренними финансовыми возможностями предприятия.
Таким образом, самофинансирование — это финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.
Понятие самофинансирования используется при разработке стратегии развития фирмы. Зарубежный опыт показывает, что основной стратегической линией для большинства крупных компаний является достижение самофинансирования, причем свободных финансовых ресурсов, как правило, предприятие не имеет, так как вложение их в дело дает все большую прибыль.
Для разработки стратегии развития предприятия пользуются стратегическим финансовым менеджментом. Важнейшими его элементами являются гибкость и оперативность.
Использование этих методов в практике позволяет быстро реагировать на происходящие перемены, вносить коррективы в стратегию предприятия, избавляться от неэффективных методов финансирования.
Стратегический финансовый менеджмент должен, в конечном счете, обеспечить рост предприятий.
Внутренний рост обеспечивается за счет расширения действующего производства путем развития собственной материально-технической базы в результате поэтапного финансирования.
Внешний рост происходит путем присоединения новых предприятий, методом единовременного финансирования заранее выбранных объектов покупки. Единовременное финансирование имеет смысл только при условии, что приобретаемый объект не дорог, готов к эксплуатации и может приносить прибыль. Приобретение новых предприятий может осуществляться в целях укрепления собственного дела или выгодного инвестирования свободных денежных средств.
Разрабатывая стратегию развития или роста предприятия, финансовый менеджер должен четко разграничивать области текущего и стратегического финансового менеджмента.
Текущий финансовый менеджмент занимается вопросами:
— стимулирования коммерческой инициативы;
— роста производительности труда;
— оптимизации издержек обращения;
— определения величины внутренних источников финансирования, обеспечивающих самоокупаемость;
— эффективности использования имеющихся в распоряжении денежных средств за определенный отрезок времени.
Стратегический финансовый менеджмент рассматривает вопросы:
— затрат с позиций окупаемости;
— капитальных вложений с позиций величины будущей прибыли;
— поиска путей наиболее эффективного накопления капитала;
— перераспределения финансовых ресурсов в наиболее прибыльные сферы деятельности;
— роста предприятия.
При разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выводы, полученные в ходе текущего и стратегического финансового менеджмента.
Основным побудительным мотивом, как правило, является стремление завоевать большую сферу влияния, что достигается путем покупки различных ценных бумаг. Основная цель при этом — участие в управлении как можно большего числа коммерческих организаций и предприятий.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Инвестировать капитал можно и в конкурирующие фирмы, и в предприятия-поставщики, и в приватизируемые объекты незавершенного производства, и в различные формы бизнеса. Однако в каждом конкретном случае финансовый менеджер должен сопоставить объем инвестиций с выгодой, которую получит предприятие от вложения капитала, с учетом альтернативных вариантов и факторов риска. Обычно финансовый менеджмент ориентируется на диверсификацию финансовых вложений, которая относится к области стратегического финансового менеджмента.
При разработке стратегии развития предприятия могут сложиться различные ситуации, которые в состоянии привести не к росту, а к сокращению или, возможно, свертыванию производства, например в ситуации с постепенным переключением капитала.
Постепенное переключение капитала подразумевает модернизацию и переоснащение производства для выпуска новой продукции. При этом в оборот вовлекаются дополнительные финансовые ресурсы, которые накапливались предприятием для целей расширенного воспроизводства.
Свертывание производства, а в отдельных случаях и прекращение деятельности предприятия, происходит, когда доходы на вложенный капитал не покрывают произведенных затрат. Его наиболее предпочтительно осуществлять поэтапно, с постепенным переводом капитала в новые сферы бизнеса. Однако резкое прекращение деятельности в одной сфере и подключение к новой сфере имеет и ряд преимуществ: до минимума сводится период снижения рентабельности, финансовые ресурсы сразу включаются в сферу деятельности с более высоким доходом.
Для правильной организации финансирования предпринимательской деятельности следует классифицировать источники финансирования. Отметим, что классификация источников финансирования в российской практике отличается от зарубежной. В России все источники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре группы:
1) собственные средства предприятий и организаций;
2) заемные средства;
3) привлеченные средства;
4) средства государственного бюджета.
В зарубежной практике отдельно классифицируют средства предприятия и источники финансирования его деятельности. Поскольку эти вопросы тесно взаимосвязаны, рассмотрим их более подробно. Одна из наиболее общих группировок средств предприятия в зарубежной практике представлена на рисунке 1.
/>

/>/>/>/>/>

/>/>

/>/>

/>/>

Рисунок 1 – Группировка средств предприятия
В данной классификации средств предприятия основным элементом является собственный капитал.
Структура собственного капитала представлена на рисунке 2.
/>

/>/>/>/>

/>/>/>

/>/>/>/>/>

/>/>/>/>

/>/>/>

/>/>

Рисунок 2 – Структура собственного капитала
Существует еще один вариант классификации средств предприятия, где все средства делятся на собственные и привлеченные.
К собственным средствам предприятия в этом случае относятся:
— уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);
— выручка от реализации;
— амортизационные отчисления;
— чистая прибыль предприятия;
— резервы, накопленные предприятием;
— прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы). К привлеченным средствам относятся:
— ссуды банков;
— заемные средства, полученные от выпуска облигаций;
— средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг;
— кредиторская задолженность.
В зарубежной практике существуют различные подходы к классификации источников финансирования деятельности предприятия. [9]
Согласно одному варианту все источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
К внутренним источникам финансирования относятся собственные средства предприятия.
К внешним источникам относятся:
— ссуды банков;
— заемные средства;
— средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
— кредиторская задолженность и др.
Существует вариант деления источников финансирования на:
1) внутренние источники — это расходы, которые предприятие финансирует за счет чистой прибыли;
2) краткосрочные финансовые средства — это средства, используемые для выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов, различных текущих расходов. Формы реализации источников финансирования в этом случае могут быть следующими:
— банковский овердрафт — сумма, получаемая в банке сверх остатка на текущем счете. Овердрафт подлежит оплате по требованию банка. Обычно это наиболее дешевая форма займа, величина процентов по нему не превышает 1-2% базисной учетной ставки банка;
— переводный вексель (тратта) — денежный документ, согласно которому покупатель обязуется уплатить продавцу определенную сумму в установленный сторонами срок. Банк учитывает векселя, предоставляя их владельцам заем на период до их погашения. В качестве платы за выданный заем по векселю банк взимает дисконт (процент), величина которого ежедневно меняется. Переводные векселя наиболее часто применяются во внешнеторговых платежах;
— акцептный кредит применяется, когда банк принимает к оплате вексель, выписанный на имя его клиентов (перепродажа права на взыскание долгов — факторинг). В этом случае банк выплачивает кредитору стоимость векселя за вычетом дисконта, а по истечении срока его погашения взыскивает эту сумму с должника;
— коммерческий кредит — приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа на один — два месяца, а иногда и больше. Использование коммерческого кредита определяется конкретным видом хозяйственной деятельности. Обращение к нему зависит от скорости реализации товара и возможностей отсрочки платежей самого предприятия;
3) среднесрочные финансовые средства (от 2 до 5 лет) используются для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских работ.
Покупка предприятием в кредит машин, оборудования и транспортных средств происходит на фиксированных условиях под залог приобретаемых товаров с регулярным погашением кредита частями. К группе среднесрочных финансовых средств относится аренда машин и оборудования. Плата за пользование арендованными средствами ведется регулярными взносами, при этом право собственности никогда не переходит к должнику;
4) долгосрочные финансовые средства (сроком свыше 5 лет) используются для приобретения земли, недвижимости и долгосрочных инвестиций. Выделение средств этим путем осуществляется; как:
— долгосрочные (ипотечные) ссуды — предоставление страховыми компаниями или пенсионными фондами денежных средств под залог земельных участков, зданий сроком на 25 лет;
— облигации — долговые обязательства с установленным процентом и сроком погашения. Значительная часть облигаций имеет нарицательную стоимость;
— выпуск акций — получение денежных средств путём продажи различных видов акций в форме закрытой или открытой подписки.
Появление такой классификации источников связано с особенностями внутрифирменного планирования за рубежом, которое включает долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
При определении потребности в денежных ресурсах обязательно учитываются следующие моменты:
— для какой цели и на какой период (краткосрочный или долгосрочный) требуются денежные средства;
— с какой срочностью требуются средства;
— есть ли необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам;
— каковы затраты при уплате долгов.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Только после детальной проработки всех пунктов делается выбор наиболее приемлемого источника денежных средств. [3]
Таким образом, финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации принципов самоокупаемости и самофинансирования и при разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выводы, полученные в ходе текущего и стратегического финансового менеджмента
Анализ финансового состояния предприятия
Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик оценки финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием.
Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются:
— оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения;
— оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения;
— анализ абсолютных относительных показателей финансовой устойчивости предприятия оценка изменения ее уровня;
— анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса.
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
— определение финансового положения;
— выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
— выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
— прогноз основных тенденций финансового состояния.
Оценка финансового состояния компании состоит из нескольких этапов:
— комплексная оценка нескольких направлений деятельности предприятия;
— применение широкого набора показателей с целью всестороннего изучения финансового состояния предприятия;
— использование экспертных методов для выявления количественных критериев.
Алгоритм традиционного финансового анализа включает следующие этапы:
— сбор необходимой информации (объем зависит от задач и вида финансового анализа);
— обработку информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности);
— расчет показателей изменения статей финансовых отчетов;
— расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, платежеспособность, рентабельность);
— сравнительный анализ значений финансовых коэффициентов с нормативами (общепризнанными и среднеотраслевыми);
— анализ изменений финансовых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения);
— подготовку заключения о финансовом состоянии компании на основе интерпретации обработанных данных. [17]
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования.
На основании доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.
Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Финансовый анализ дает возможность оценить:
— имущественное состояние предприятия;
— степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед третьими лицами;
— достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
— потребность в дополнительных источниках финансирования;
— способность к наращиванию капитала;
— рациональность привлечения заемных средств;
— обоснованность политики распределения прибыли и др.
Современный финансовый анализ имеет определенные отличия от традиционного анализа финансово-хозяйственной деятельности. Прежде всего, это связано с растущим влиянием внешней среды на работу предприятий. В частности, усилилась зависимость финансового состояния хозяйствующих субъектов от инфляционных процессов, надежности контрагентов (поставщиков и покупателей), усложняющихся организационно-правовых форм функционирования.
В результате инструментарий современного финансового анализа расширяется за счет новых приемов и способов, позволяющих учитывать эти явления.
В целях рыночных отношений исключительно велика роль анализа финансового состояния предприятия. Это связано с тем, что предприятия приобретают самостоятельность, несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами.
Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. [1]
Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов.
Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использование финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Анализ финансового состояния предприятия предполагает следующую методику его проведения:
— экспресс – анализ;
— анализ и оценка платежеспособности;
— анализ и оценка финансовой устойчивости;
— анализ и оценка деловой активности;
— анализ и оценка эффективности использования ресурсов.
При экспресс-анализе необходимо определяем следующие коэффициенты:
коэффициент текущей ликвидности показывает общую обеспеченность предприятия оборотным капиталом для ведения финансово-хозяйственной деятельности и своевременности погашения текущих обязательств:
/>, (1)
где ОА – оборотные активы;
ТП – текущие пассивы.
Коэффициент текущей ликвидности показывает долю оборотного капитала, сформированного из текущих обязательств. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности равно 2.
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует степень участия собственного капитала в формировании оборотных средств:
/>(2)
Согласно Постановлению, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ≥ 1/10, что означает, что хотя бы на 10% оборотный капитал должен состоять из собственных денег.
В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общие представления о качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамики этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа.
Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Он необходим для проведения межхозяйственных сравнений результатов деятельности предприятий, различающихся по величине использования ресурсов и другим объемным показателям; для сглаживания негативного влияния инфляции, которая может существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым, затруднять их сопоставление в динамике.
Динамику показателей финансовой отчетности можно показать в горизонтальном анализе. Для этого выбирают базу, которую принимают за 100% по каждой строчке финансовой отчетности и абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга, поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.
Платежеспособность предприятия означает возможность погашения им в срок и в полном объеме своих долговых обязательств. [1]
При анализе финансовой устойчивости необходимо рассчитать следующие показатели:
коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
К1=/>, (3)
где ЗК- заёмный капитал,
СК- собственный капитал.
коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом
К2=/>, (4)    продолжение
--PAGE_BREAK--
где СОК-собственный оборотный капитал,
ОК-оборотный капитал.
маневренность собственного оборотного капитала
К3=/>, (5)
доля текущих обязательств в итоге баланса
К4=/>, (6)
где КО — краткосрочные обязательства,
ИБ – итог баланса.
доля заемного капитала в итоге баланса
К5=/>, (7)
где ДО – долгосрочные обязательства.
коэффициент финансовой устойчивости
К6=/> (8)
собственный капитал в обороте
К7= СК-ВА, (9)
где ВА – внеоборотные активы.
коэффициент автономии
К8=/>, (10)
где СА – сумма активов.
Платежеспособность предприятия означает возможность погашения им в срок и в полном объеме своих долговых обязательств. Для анализа платёжеспособности необходимо рассчитать следующие показатели:
степень платежеспособности общая
К1=/>, (11)
где СЗС — сумма заёмных средств,
СВ – среднемесячная выручка.
коэффициент задолженности по кредитам банков и займам
К2=/>, (12)
где СДП — сумма долгосрочных пассивов
ККБ – краткосрочные кредиты банков.
коэффициент внутреннего долга
К3=/>, (13)
где ЗПП — задолженность перед персоналом организации;
ЗВД — задолженность участникам по выплате доходов;
ДБП — доходы будущих периодов;
РПР — резервы предстоящих расходов;
ПКО — прочие краткосрочные обязательства.
коэффициент задолженности фискальной системе
К4=/>, (14)
где ЗГВФ — задолженность перед государственными внебюджетными фондами;
ЗБ — задолженность перед бюджетом.
Таким образом, чтобы оценить финансовое положение предприятия, следует воспользоваться таким инструментом как финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Основными задачами анализа финансового состояния предприятия являются: оценка динамики состава и структуры активов, их состояния и движения, оценка динамики состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения, анализ абсолютных относительных показателей финансовой устойчивости предприятия оценка изменения ее уровня, анализ платежеспособности предприятия и ликвидности активов его баланса.
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АВТОАГРЕГАТ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Автоагрегат»
ОАО «Автоагрегат» — крупнейший производитель фильтров и фильтрующих элементов очистки масла, воздуха и топлива В России и СНГ.
Номенклатура выпускаемой ОАО «Автоагрегат» продукции постоянно увеличивается, в настоящее время она составляет свыше 400 наименований фильтров и фильтрующих элементов. Выпуск такой номенклатуры стал возможен благодаря имеющимся производственным мощностям, высокотехнологичному импортному оборудованию и слаженной работе технических служб предприятия.
Процесс производства продукции включает в себя разнообразные операции: по штамповке, сварке, сборке, окраске, механической обработке металлов резанием, гальванопокрытиям и др. Возросшая за последние годы конкуренция на рынке автокомпонентов предъявляет жесткие требования к качеству продукции, ее внешнему виду и другим характеристикам.
С целью обеспечения бесперебойной работы основного производства существует инфраструктура вспомогательного производства.
На предприятии действуют цеха по производству нестандартного оборудования, изготовлению и ремонту спецоснастки и специнстумента, ремонту оборудования. Ответственность за обеспечение ритмичной работы производства электроэнергией, производство пара и горячей воды, система подачи сжатого воздуха лежит на службе энергомеханического отдела. Силами транспортного цеха осуществляется большая часть всех грузоперевозок.
Одновременно с производственным оборудованием ОАО «Автоагрегат» предприятие было оснащено уникальными испытательными установками, потому что производство фильтров невозможно без их контроля и испытания.
Лаборатория — гордость предприятия. Ее оснащенности и возможностям (все испытательные стенды японской фирмы KAWASAKI) позавидует иной исследовательский центр, а у большинства конкурирующих производств таких лабораторий вообще нет.
В 1939 году в городе Ливны началось строительство мотороремонтной тракторной мастерской (МТМ). В 1941 году строительство в основном было закончено, но вероломное нападение фашистской Германии прервало планы мирного строительства. В 1941 году все было разрушено и сожжено. Остались одни стены мастерской. В 1943 году в трудных условиях началось восстановление мастерской. Приказом по Орловскому земельному отделу от 17 марта 1945 года, во исполнение постановления Исполкома Облсовета депутатов трудящихся и Бюро Обкома ВКП(б) от 10 марта 1945 г. и приказа Наркомзема СССР от 30 января 1945 г. №70, было принято решение об организации Ливенского моторно — ремонтного завода (МРЗ) на базе восстанавливаемой мотороремонтной тракторной мастерской. Эта дата является датой основания Ливенского Автоагрегатного завода, началом его трудовой летописи.
До 1960 года МРЗ производил капитальный ремонт автомобильных и тракторных моторов, изготавливал запасные части к тракторам, диски для кольчатых колес, конуса крышек насоса и насосы ГН-200, ГН-500, фильтры для очистки горючего при заправке тракторов, бороны, сеялки для лесного хозяйства, кольчатые катки для сельскохозяйственной техники.
В августе 1960 года Ливенский Мотороремонтный завод переименован в Завод маслонасосов.
На протяжении последующих десятилетий предприятие динамично развивалось, увеличивалась номенклатура выпускаемой продукции.
В начале 90-х годов ОАО «Автоагрегат» преобразовано в акционерное общество в результате приватизации государственного предприятия «Ливенский автоагрегатный завод». Перед предприятием возникли проблемы, связанные с изменением общественного строя государства, становлением рыночных отношений, развитием новых форм собственности.
С 2002 года ОАО «Автоагрегат» входит в холдинг ОАО «Орловская промышленная компания».
На деятельности ОАО «Автоагрегат» отражаются все изменения в области автомобилестроения и машиностроения, происходящие в России. Конкурентная борьба, недавний спад в области производства отечественной автомобильной техники привели к уменьшению потребности выпускаемых изделий на сборочных конвейерах автогигантов: АО «АвтоВАЗ», ОАО «КамАЗ», АМО ЗИЛ, ОАО «ГАЗ» и др. В то же время, появление на рынке импортных грузовых и легковых автомобилей, импортной сельскохозяйственной техники, а также переориентация отечественных автомобилестроителей на новые современные технологии, позволили предприятию осваивать на имеющихся мощностях и площадях производство фильтров и фильтрующих элементов очистки масла, топлива и воздуха для легковых и грузовых автомобилей, тракторов, комбайнов, автобусов, судовых двигателей, дорожно-строительной техники, погрузчиков, газокомпрессорных станций как отечественного, так и импортного производства. Произошел рост номенклатуры товарной продукции в основном за счет освоения новых фильтров и фильтрующих элементов для сельхозмашин, тракторов, импортных машин и мотоциклов.
Основными потребителями производимой предприятием продукции являются предприятия: ОАО «КамАЗ», АО «АвтоВАЗ», ОАО «Автомобильный завод «Урал», г. Миасс, ОАО ПО «Алтайский моторный завод», г. Барнаул, ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», г. Ростов- на — Дону, ОАО «Красноярский комбайновый завод» г. Красноярск, Волгоградский тракторный завод, ОАО «Промтрактор», г. Чебоксары, АМО ЗИЛ, г. Москва, ОАО ГАЗ, г. Нижний Новгород, Волгоградский моторный завод и другие автомобильные и тракторные заводы, технические центры сервиса перечисленных предприятий. С 2003 года ОАО «Автоагрегат» поставляет фильтрующие элементы очистки воздуха двух наименований на сборочный конвейер «FORD MOTOR COMPANY ZAO» в г. Всеволжске Ленинградской области. [Приложение Д]
Анализ финансово-хозяйственной деятельности проведем, рассчитав показатели хозяйственной деятельности ОАО «Автоагрегат» и показатели финансового состояния организации… В расчетах используем данные за 2007 и 2008 годы. Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Автоагрегат» включает расчет многих показателей, первым из которых является товарная продукция. Данные за базовый и отчетный год говорят об увеличении данного показателя на 225 481тыс.руб., что отражает 24,6% прироста по отношению к 2007 году.
Следующим рассматриваемым показателем выступают материальные затраты на выпуск товарной продукции. На ОАО «Автоагрегат» данный показатель увеличился в 2008 году до уровня 623 025 тыс.руб., что говорит об увеличении материальных затрат на 123 710 тыс.руб. (или на 26,3%).
Следующим рассматриваемым показателем выступает валовая прибыль. Она выступает разностью между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции. В 2007 г. прибыль была 217 197 тыс.руб., а в 2008 г. уже 276 081 тыс. руб., что на 58 884 тыс. руб. больше (или же на 27,1 %).
Среднегодовая стоимость имущества ОАО «Автоагрегат» так же как и вышеперечисленные показатели увеличивается. По сравнению с 2007 г. на 100 753 тыс. руб. (или на 19,8%)    продолжение
--PAGE_BREAK--
Среднегодовая стоимость основных средств (многократно участвующие в производственном процессе, но сохраняющие свою натуральную форму до полного изнашивания; свою стоимость переносят на стоимость вновь созданной продукции по частям в виде амортизационных отчислений). Данный показатель определяется как среднее между стоимостью основных фондов на начало и на конец года. В 2007 г. данная стоимость составила 200 601 тыс. руб., в 2008 г. – 245 926 тыс. руб.(наблюдается увеличение на 23,1%).
Следующие три показателя (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность) считаются показателями, характеризующими эффективность использования основных средств на предприятии. На ОАО «Автоагрегат» фондоотдача – показатель, характеризующий выпуск продукции в денежном выражении на 1 руб. стоимости основных фонтов, рассчитывается по формуле:
/>, (15)
где Q – объем выпущенной продукции;
/> – среднегодовую стоимость основных средств.
Тогда получаем, что:
/>
/>
Согласно данным расчетов, можем сказать о сравнительно небольшом увеличении выпуска продукции в денежном выражении на 1 руб. стоимости основных фонтов в 2008 г. по сравнению с 2007г.
Фондоемкость – показатель, отражающий потребность предприятия в основных фондах для выпуска определенного объема продукции. Данный показатель рассчитывается по формуле:
/>(16)
/>
/>
Таким образом, в 2006 г. на 1 руб. выпущенной продукции приходится 0,218 ед. стоимости основных средств, а в 2008 г. этот показатель незначительно снизился, всего на 0,003 ед. и составил 0,215 ед.
Фондовооруженность, — показывает стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника. Рассчитывается по следующей формуле:
/>, (17)
где /> — среднесписочная численность работников.
Тогда для ОАО «Автоагрегат» имеем:
/>
/>
Таким образом, на одного работника в 2007 г. приходится 78,5 тыс. руб. основных средств, а в 2008 г. – 92,9 тыс. руб., абсолютное изменение составляет 14,4 тыс.руб.
Большое значение для эффективности использования оборотных средств имеет расчет относительного высвобождения оборотных средств.
Рассчитаем производительность труда рассчитаем по формуле:
/>, (18)
где ТП – товарная продукция;
/>
/>
Тогда, производительность труда в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросла на 73,1 ед.
Таким образом фонд оплаты труда на «ОАО «Автоагрегат» увеличился на 100 314 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом и составил 307 229 тыс. руб. в 2008 г. Соответственно при росте фонде оплаты труда, должна возрастать и заработная плата рабочих. Об этом может говорить такой показатель как среднемесячная зарплата одного работника. Она увеличилась на 2 934 руб. или на (43,5% по сравнению с базовым периодом).
2.2 Анализ платёжеспособности ОАО «Автоагрегат»
Анализ платежеспособности определяет возможность предприятия своевременно расплачиваться по краткосрочным обязательствам с помощью ликвидных оборотных активов и одновременно продолжать бесперебойную деятельность. Это предполагает, что оборотные активы в форме дебиторской задолженности и части запасов могут быть превращены в денежные средства, достаточные для погашения краткосрочных долгов числящихся на балансе предприятия.
Положительная разница между стоимостью ликвидных оборотных активов и величиной краткосрочной задолженности должна быть не менее стоимости запасов, необходимых для продолжения бесперебойной деятельности, т. е. для обеспечения одного цикла кругооборота средств. Следовательно, оценка платежеспособности на определенную дату — это сопоставление стоимости оборотных активов и краткосрочной задолженности. Одним из условий, позволяющих считать предприятие платежеспособным, является превышение стоимости оборотных активов над суммой краткосрочной задолженности. Показатель, оценивающий уровень платежеспособности предприятия, — коэффициент общей ликвидности как частное от деления стоимости оборотных активов на сумму краткосрочных долгов.
Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка платежеспособности предприятия, под которым принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам.
Оценка платежеспособности предприятия осуществляется на основе показателей ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности показывает общую обеспеченность предприятия оборотным капиталом для ведения финансово-хозяйственной деятельности и своевременности погашения текущих обязательств.
Коэффициент текущей ликвидности показывает долю оборотного капитала, сформированного из текущих обязательств. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности равно 2.
Рассчитаем данный показатель по формуле (1) на основе бухгалтерской отчётности ОАО «Автоагрегат» за 2007 и 2008 годы (Приложение Б, В):
2007 год: />
2008 год: />
Исходя из расчета видно, что на 1 рубль текущих обязательств приходится 2,26 руб. оборотного капитала в 2007 году, и 2,7 руб. в 2008 году;
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует степень участия собственного капитала в формировании оборотных средств.
Согласно Постановлению, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ≥ 1/10, что означает, что хотя бы на 10% оборотный капитал должен состоять из собственных денег.
Рассчитаем данный показатель по формуле (3) на основе бухгалтерской отчётности ОАО «Автоагрегат» за 2007 и 2008 годы (Приложение А):
2007 год: />;
2008 год: />.
Из расчетов следует, что в период 2007-2008г. ОАО «Автоагрегат» был обеспечен оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Доля денежных средств в выручке характеризует финансовый ресурс организации с точки зрения его качества (ликвидности). Доля денежных средств отражает уровень бартерных (зачетных) операций в расчетах и в этой части дает представление о конкурентоспособности и степени ликвидности продукции организации, а также об уровне менеджмента и эффективности работы маркетингового подразделения организации.
От величины этого показателя в значительной мере зависит возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
Произведем анализ платежеспособности ОАО «Автоагрегат» в 2007-2008 г. на основании Приложения Б, В (таблица 1).
Таблица 1 – Анализ платежеспособности ОАО «Автоагрегат» за 2007-2008 гг.
Наименование показателей
2007г.
2008г.
1
2
3
Коэффициент абсолютной ликвидности
0,26
0,34


Доля оборотных средств в активах
0,68
0,62
Доля собственных оборотных средств в их общей сумме
0,56
0,63
Доля запасов в оборотных активах
0,6
0,68
Мобильность собственного оборотного капитала
0,2
0,2


Среднемесячная выручка, тыс.руб.
48356    продолжение
--PAGE_BREAK--
51235


Доля денежных средств в выручке
-
-


Степень платежеспособности общая
2,5


1,6


Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам
0,61
0,32
Коэффициент задолженности другим организациям
0,92
0,9
Коэффициент задолженности фискальной системе
0,77
0,09
Коэффициент внутреннего долга
0,27
0,34
Из таблицы 1 видно, что коэффициент абсолютной ликвидности в 2007 году на 0,08 меньше по сравнению с 2008 годом и составляет 0,26. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в пределах 0.2-0.25.
Доля денежных средств в выручке характеризует финансовый ресурс организации с точки зрения его качества (ликвидности). Доля денежных средств отражает уровень бартерных (зачетных) операций в расчетах и в этой части дает представление о конкурентоспособности и степени ликвидности продукции организации, а также об уровне менеджмента и эффективности работы маркетингового подразделения организации. От величины этого показателя в значительной мере зависит возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
Финансовые результаты и эффективность деятельности предприятий характеризуют показатели рентабельности и прибыльности. Под рентабельностью понимается отношение прибыли, полученной за определенный период, к объему капитала, инвестированного в предприятие. Экономический смысл значения рентабельности: показатель рентабельности характеризует прибыль, полученную вкладчиками капитала с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.
2.3 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Автоагрегат»
Идея расчета показателя финансовой устойчивости (или финансового левериджа) предприятия состоит в том, чтобы оценить риски, связанные с финансированием его деятельности с помощью привлеченных источников средств.
Финансовая устойчивость— это способность предприятия маневрировать средствами, финансовая независимость. Степень устойчивости состояния предприятия условно разделяется на 4 типа (уровня):
— абсолютная устойчивость предприятия.Все займы для покрытия запасов полностью покрываются собственными оборотными средствами, то есть нет зависимости от внешних кредиторов;
— нормальная устойчивость предприятия. Для покрытия запасов используются нормальные источники покрытия;
— неустойчивое состояние предприятия.Для покрытия запасов требуются источники покрытия, дополнительные к нормальным;
— кризисное состояние предприятия.В дополнение к предыдущему условию предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок или просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность.
Произведем анализ и оценку финансовой устойчивости ОАО «Автоагрегат» в 2007-2008 г. на основании Приложения Б, В (таблица 2 ).
Таблица 2 – Анализ финансовой устойчивости предприятия за 2007-2008 гг.
Наименование показателей
2007г.
2008г.
1
2
3
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
0,47
0,3
Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом
0,53
0,62
Маневренность собственного ОК
0,54
0,51
Доля текущих обязательств в итоге баланса
0,3
0,23
Доля заемного капитала в итоге баланса
0,32
0,23
Коэффициент финансовой устойчивости
0,69
0,76
Собственный капитал в обороте, тыс.руб.
142364
144483
Коэффициент автономии
0,67
0,76
Из таблицы 2 видно, что коэффициент соотношения заемных и собственных средств в 2007 году составил 0,39, что на 0,04 меньше по сравнению с 2008 годом (0,43).
Устойчивость финансового состояния характеризует также и коэффициент маневренности. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние.
При отсутствии жестко установленных ограничений по этому коэффициенту иногда рекомендуется использовать его значение в размере 0,5, как оптимальное.
Результат расчета данного коэффициента показал, что в 2007 году она составил 0,58, что свидетельствует о положительном финансовом состоянии ОАО «Автоагрегат».
По данным таблицы 2 видно, что коэффициент автономии в 2007 году составляет 0,7, в 2008 году 0,64 это свидетельствует что предприятие ОАО «Автоагрегат» финансово устойчиво.
Следовательно,ОАО «Автоагрегат» является финансово устойчивым и платежеспособным, имеющим возможности дальнейшего роста, то есть, оно вовремя расплачивается по своим долгам и обязательствам перед кредиторами. Большая часть деятельности предприятия финансируется за чет собственных средств. На снижение некоторых показателей в большей степени влияет нестабильность экономической ситуации в стране.
Таким образом, исследование финансового состояния ОАО «Автоагрегат» показало, что в период 2007-2008 годы предприятие ОАО «Автоагрегат» было обеспечено оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива.ОАО «Автоагрегат» является финансово устойчивым и платежеспособным, имеющим возможности дальнейшего роста, то есть, оно вовремя расплачивается по своим долгам и обязательствам перед кредиторами. Большая часть деятельности предприятия финансируется за чет собственных средств. На снижение некоторых показателей в большей степени влияет нестабильность экономической ситуации в стране.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АВТОАГРЕГАТ»
3.1 Выявление резервов улучшения финансового состояния ОАО «Автоагрегат»
ОАО «Автоагрегат» относится к числу платежеспособных и ликвидных предприятий с некоторым «запасом прочности», тем не менее, предприятию необходимо постоянно анализировать свою платежеспособность и принимать меры, способствующие стабилизации финансового положения.
Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для ОАО «Автоагрегат» является выявление резервов улучшения финансового состояния и максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.
Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.
На рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:
— увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;
— снижение себестоимости выпускаемой продукции;
— повышение качества выпускаемой продукции.
Для улучшения финансового состояния на ОАО «Автоагрегат» рекомендуется осуществлять следующие конкретные мероприятия:
1. Строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ. Для предприятия особо важно найти заказчиков на выполнение престижных и наиболее нужных для рынка работ.
2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
4. Улучшать качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками работ.
5. Так же не последнюю роль занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.
6. Сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования
7.Сокращение непроизводственных расходов и производственного брака.
8. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для выполнения работ.    продолжение
--PAGE_BREAK--
9. Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.
10. Повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции.
11. Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий.
12. Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей.
13. Осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда.
14. Осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.
Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре. Максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия. Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:
1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.
2. Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.
3. Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнять хорошо работы, необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.
4. Резко изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.
5. Особой проблемой является и повышение эффективности деятельности предприятия по поиску заказчика. Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого выполнения работ.
К резервам улучшения финансового состояния можно отнести возможность данного предприятия эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.
Как свидетельствуют данные за последнее десятилетие, одним из важнейших резервов себестоимости продукции и получения прибыли является снижение непроизводственных расходов и потерь. Непроизводственные расходы и потери ведут к понижению эффективности общественного производства.
Состав непроизводственных расходов и потерь весьма разнообразен. Их характер и отношение к производственному процессу тоже различны. Поэтому для правильного их отчисления, организации и контроля необходима научно-обоснованная классификация непроизводственных расходов и потерь. Предлагаемые классификации построены по ряду признаков:
Так по характеру потерь ресурсов непроизводственных расходы и потери подразделяются на потери рабочей силы, потери средств труда и предметов труда (подразделением на потери сырья, материалов и готовой продукции).
По видам непроизводственных расходов и потерь представлена группировка по следующим признакам: от неполного использования ресурсов, от нерационального их использования, от непроизводственного использования.
В зависимости от принадлежности к процессу производства непроизводственные расходы и потери группируются по следующим признакам: расходы и потери в процессе производства продукции, ее распределения и обращения и потери, не связанные с этими процессами.
По источникам возмещения непроизводственные расходы и потери подразделяются на возмещенные за счет произведенного национального дохода и включаемые в продукт. К первому подразделению относятся непроизводительные расходы и потери, возмещаемые из прибыли и бюджета.
Сюда относятся штрафы, пени, неустойки и другие непроизводительные расходы. Ко второму подразделению относятся непроизводные расходы и потери, которые включены в состав затрат, образующих себестоимость продукции. Сюда включают непроизводственные расходы и потери в сфере материального производства, которые представляют собой расход рабочей силы, предметов и средств труда, в результате которого не была получена продукция и уничтожение или снижение качества (порча) уже произведенной продукции
. К таким расходам относится потери от простоев, от недостачи и порчи предметов и средств труда, потери от брака, потери отходов. Созданную продукцию, имеющую материально-вещественную форму, иногда уничтожают, портят, либо переводят в другую категорию качества из-за длительного хранения. Разница между ее первоначальной стоимостью и ценой использования также относится к непроизводственным расходам и потерям.
Таким образом, основными факторами сокращения и ликвидации непроизводственных расходов и потерь ОАО «Автоагрегат» являются:
1. Совершенствование организации учета непроизводственных расходов и потерь.
2. Введение новых систем оплаты и премирования.
3. Повышение организационно-технического уровня производства. Снижение и ликвидация непроизводственных расходов и потерь в дальнейшем окажет положительное влияние на снижение себестоимость продукции, увеличения спроса на него и, соответственно, на повышение прибыли.
3.2 Анализ финансового состояния ОАО «Автоагрегат» по методике ФСФО РФ
Анализ финансового состояния предприятия по методике ФСФО РФ проводится с использованием коэффициентного анализа. При этом показатели, характеризующие различные аспекты деятельности предприятия, разбиваются на 6 групп:
1.Общие показатели: среднемесячная выручка (К1); доля денежных средств в выручке (К2); среднесписочная численность работников. (К3)
2. Показатели платёжеспособности (К4)
3. Показатели эффективности использования оборотного капитала, деловой активности (К5 – К7).
4. Показатели рентабельности (К8 – К9).
5. Показатели интенсификации процесса производства (К10, К11).
6. Показатель инвестиционной активности (К12).
Показатель среднемесячной выручки равен:
К1=/> (19)
где Вр – выручка от реализации продукции.
Доля денежных средств в выручкеорганизации (К2)рассчитывается как доля выручки организации, полученная в денежной форме, по отношению к общему объему выручки:
К2=/> (20)
где ДС — денежные средства в выручке;
Nво – валовая выручка организации.
Данный показатель дополнительно характеризует финансовый ресурс организации с точки зрения его качества (ликвидности). Доля денежных средств отражает уровень бартерных (зачетных) операций в расчетах и в этой части дает представление о конкурентоспособности и степени ликвидности продукции организации, а также об уровне менеджмента и эффективности работы маркетингового подразделения организации. От величины этого показателя в значительной мере зависит возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.
Среднесписочная численность работников (К3).Данный показатель определяется в соответствии с представленными организацией сведениями о среднесписочной численности работников в формах статистической отчетности.
Степень платежеспособности общая (К4)определяется как частное от деления суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячную выручку:
К4 = /> (21)
где ДО – долгосрочные обязательства;
КО – краткосрочные обязательства.
Данный показатель характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации перед её кредиторами.
Коэффициент обеспеченности оборотными средствами К5 вычисляется делением оборотных активов организации на среднемесячную выручку и характеризует объем оборотных активов, выраженный в среднемесячных доходах организации, а также их оборачиваемость:
К5=/> (22)
где ОА – оборотные активы.
Этот показатель оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Он дополняется коэффициентами оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых характеризуют структуру оборотных активов организации.
Коэффициент оборотных средств в производстве К6вычисляется как отношение стоимости оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке. Оборотные средства в производстве определяются, как средства в запасах с учётом НДС минус стоимость товаров отгруженных;
К6=/>(23)
где Зп – запасы;
ОТ – отгруженные товары.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Коэффициент оборотных средств в производстве характеризует оборачиваемость товарно-материальных запасов организации. Значения данного показателя определяются отраслевой спецификой производства, характеризуют эффективность производственной и маркетинговой деятельности организации.
Коэффициент оборотных средств в расчетах К7вычисляется как отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке:
К7= /> (24)
Коэффициент оборотных средств в расчетах определяет скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве. Показатель характеризует в первую очередь средние сроки расчетов с организацией за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию, то есть определяет средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах.Кроме того, коэффициент оборотных средств в расчетах показывает, насколько ликвидной является продукция, выпускаемая организацией, и насколько эффективны взаимоотношения организации с потребителями продукции. Он отражает эффективность политики организации с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит. Рассматриваемый показатель характеризует вероятность возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности и ее списания в результате непоступления платежей, т.е. степень коммерческого риска.
Возрастание данного показателя требует восполнения оборотных средств организации за счет новых заимствований, что снижает платежеспособность организации.
Рентабельность оборотного капитала К8вычисляется как частное от деления прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и всех отвлечений, на сумму оборотных средств:
К8=/> (25)
где ЧП – чистая прибыль.
Этот показатель отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на 1 руб., вложенный в оборотные активы.
Рентабельность продаж К9вычисляется как частное от деления прибыли, полученной от продажи продукции, на выручку организации за тот же период:
К9=/> (26)
где ПП – прибыль от продаж.
Показатель отражает соотношение прибыли от продажи продукции и дохода, полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции на 1 руб. выручки.
Среднемесячная выработка на одного работника (К10) вычисляется как частное от деления среднемесячной выручки на среднесписочную численность работников;
К10= /> (27)
Этот показатель определяет эффективность использования трудовых ресурсов организации и уровень производительности труда. Выработка, являясь качественным показателем, характеризует развитие производства за счет интенсивных факторов.
Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (К11)определяется как отношение среднемесячной выручки к стоимости внеоборотного капитала:
К11=/> (28)
где ВА – внеоборотные активы.
Показатель характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных масштабу бизнеса организации. Аналогично выработке является качественным показателем, характеризуя интенсивность производственных процессов. Значение показателя эффективности внеоборотного капитала, меньшее, чем значение аналогичного среднеотраслевого показателя, может характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования в том случае, если в рассматриваемый период организация не приобретала новых дорогостоящих основных средств.
В то же время высокие значения показателя эффективности внеоборотного капитала могут свидетельствовать как о полной загрузке оборудования и отсутствии резервов, так и о значительной степени физического и Морального износа устаревшего производственного оборудования.
Коэффициент инвестиционной активности К12вычисляется как частное от деления суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую стоимость внеоборотных активов:
К12=/> (29)
где НЗ – незавершённое строительство;
ДВ – доходные вложения;
ДФВ – долгосрочные финансовые вложения.
Данный показатель характеризует инвестиционную активность и определяет объем средств, направленных организацией на модернизацию и усовершенствование собственности и на финансовые вложения в другие организации.
Произведем анализ финансового состояния ОАО «Автоагрегат» в 2007-2008 г. по методике ФСФО РФ на основании Приложения Б, В (таблица 3).
Таблица 3 – Анализ финансового состояния ОАО «Автоагрегат» по методике ФСФО РФ за 2007-2008 гг.
Показатель
2007г.
2008г.
Среднемесячная выручка,, тыс.руб.
48356
51235
Доля денежных средств в выручке,%
99,8
99,9
Среднесписочная численность работников
1289
1242
Степень платежеспособности общая
2,5
1,6
Коэффициент обеспеченности оборотными средствами
5,5
4,5
Коэффициент оборотных средств в производстве
3,3
3
Коэффициент оборотных средств в расчетах
2,2
1,49
Рентабельность оборотного капитала
0,15
0,1
Рентабельность продаж
0,05
0,04
Среднемесячная выработка на одного работника
37,51
41,25
Эффективность внеоборотного капитала
0,4
0,37
Коэффициент инвестиционной активности
0,17
0,15
Таким образом из таблицы 3 видно, что у предприятия увеличилась доля денежных средств в выручке в 2008 году на 0,1 % по сравнению с 2007годом,
Степень платёжеспособности понизилась в 2008 году на 0,9, по сравнению с 2007 годом, это говорит о том что в ОАО «Автоагрегат» увеличился объём заёмных средств и сроки возможного погашения. Среднемесячная выработка на одного работника повысилась в 2008 году на 3,74, что говорит о более эффективном использовании трудовых ресурсов на предприятии. Коэффициент инвестиционной активности снизился на 0,02 в 2008 году по сравнению с 2007 годом, значит предприятие ОАО «Автоагрегат» потратило меньший объём средств на модернизацию и усовершенствование собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Финансовое состояние – комплексное понятие, которое формируется в процессе всей хозяйственной деятельности под влиянием внешних и внутренних факторов.
Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации принципов самоокупаемости и самофинансирования и при разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выводы, полученные в ходе текущего и стратегического финансового менеджмента
К основным направлениям улучшения финансового состояния можно отнести:
— рост объема производства в натуральном выражении;
— снижение себестоимости продукции за счет уменьшения ее материало-, энерго-, трудо- и фондоемкости, более рационального использования всех видов ресурсов;
— изменение структуры ассортимента выпускаемой продукции за счет увеличения в нем доли изделий с более высоким уровнем рентабельности.
Исследование финансового состояния ОАО «Автоагрегат» показало, что в период 2007-2008 годы предприятие ОАО «Автоагрегат» было обеспечено оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива.
За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Следовательно,ОАО «Автоагрегат» является финансово устойчивым и платежеспособным, имеющим возможности дальнейшего роста, то есть, оно вовремя расплачивается по своим долгам и обязательствам перед кредиторами. Большая часть деятельности предприятия финансируется за чет собственных средств. На снижение некоторых показателей в большей степени влияет нестабильность экономической ситуации в стране.
Для ОАО «Автоагрегат »рекомендуется проводить выбор оптимального сценария: высокая норма распределения прибыли на акции или прирост оборота, активов. Здесь нужно осторожно «лавировать» между желаниями акционеров и развитием производства.
ОАО «Автоагрегат» следует более требовательно относиться к затратам предприятия: определенное значение имеет разделение затрат на переменные и постоянные. Это может благоприятно отразиться на уменьшении себестоимости за счет оптимизации каких-либо пунктов затрат.
Эффективность управления имеющимися активами у предприятия ОАО «Автоагрегат» стоит на высоком уровне и следовательно, заработанной прибыли хватит на покрытие стоимости собственного и заемного капитала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМых источников
Абрютина М.С. Оценка финансовой устойчивости и платёжеспособности российских компаний / М.С.Абрютина // Финансовый менеджмент. -2006.- № 6
2 А. Галушкина — Оценка финансовой устойчивости промышленного предприятия / Проблемы теории и практики управления.- 2008г. № 10, с.54 -59.
3 Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник/ А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий.- М.: «ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА», 2006.- 672с.
4 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник/ Т.Б. Бердникова – М.:ИНФРА-М,2007.- 215 с.
5 Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник/ Л.Т. Гиляровская. – М.: ТК Вебли, Изд–во проспект, 2008. – 360 с.
6 Еленева Ю.А. Экономика и управление предприятием: учебник для сред. проф. учеб. зав / Ю.А. Еленева, Т.С. Зуева, О.А. Корниленко и др.; Под ред. Ю.М. Соломенцева. – М.: Высш школа, 2006. – 624 с.
7 Заров, К.Г. Обобщённый анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия / К.Г. Заров // Финансовый менеджмент. – 2008. – № 1.
8 Крутик А.Б. Основы финансовой деятельности предприятия: учебное пособие / А.Б.Крутик, М… М. Хайкин. –Изд. 2-е, перераб. и доп. – Спб.: Бизнес-пресса, 2006.-140 с.
9 Ковалева, А.М. Финансы фирмы: учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
10 Консультационная группа «Воронов и Максимов»[Электронный ресурс] / «Новый комплексный показатель оценки финансового состояния предприятия»: Режим доступа: www.vmgroup.ru/publications/public4.htm свободный. — Загл. с экрана. — Яз. Рус.
11 Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] / Синягин А. «Специфика финансового анализа в российских условиях»: Режим доступа: www.cfin.ru/finanalysis/ru_specifics.shtml свободный. — Загл. с экрана. — Яз. Рус.
12 Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / под ред.Д.В. Лысенко.- М.: Финансы и статистика, 2008. – 320 с.
13 Н. Никитина, В. Филатова – Методы исследования финансового состояния промышленного предприятия / Проблемы теории и практики управления.- 2008г. — № 4, с.25-34
14 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / под ред.Г.В.Савицкая.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 702 с.
15 С. Моисеев – Политика поддержания финансовой стабильности / Вопросы экономики.- 2008. — № 11, с. 51-62
16 Тренев, Н.Н. Управление финансами: учебное пособие / Н.Н. Тренев. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496 с.: ил.
17 Финансы организаций /предприятий/: учебник / под ред. Н.В. Колчиной. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 368 с.
18 Чернов, В.А. Финансовая политика организации: учебное пособие / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 247 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Агентскийдоговор № о продвижении и реализации туристского продукта
Реферат Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет
Реферат Пути оптимизации поступления сумм страховых взносов (премий) по видам страхования на примере представительства
Реферат Gilgamesh Essay Research Paper There once lived
Реферат Довготривале безробіття в Україні: методологія оцінки та регулювання
Реферат Анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень» (Из цикла «Темные аллеи»)
Реферат Shakespear To Be Or Not To Be
Реферат Aвиационные аварии и катастрофы
Реферат Средства обучения в профессональной школе
Реферат Тесты по уголовному праву общая часть
Реферат «панкреатит»
Реферат The History Of Beer Essay Research Paper
Реферат Династия Плантагенетов в истории Англии
Реферат Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ
Реферат Ігнат Абдзіраловіч. Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага сьветагляду. – Мн., 1993