Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет

Курсоваяработа
Дидактическаяигра как средство воспитания
звуковойкультуры речи детей 4-5 лет
 

Оглавление
 Введение1. Воспитаниезвуковой культуры речи детей дошкольного возраста
1.1 Подходы к изучению проблемызвуковой культуры речи: теория и современность
1.2 Особенности звуковой культурыречи детей 4-5лет
2. Возможность дидактической игры в воспитаниизвуковой культуры речи детей дошкольного возраста
2.1 Характеристика средств воспитаниязвуковой культуры речи детей дошкольного возраста
2.2 Дидактическая игра — как средствовоспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
2.3 Методические рекомендации кпроведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи
Заключение
Список литературы
Приложение дидактические игры

Введение
 
Поступление в школуявляется важным моментом в жизни каждого ребенка.
Полноценная речь ребенкаявляется непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работа повоспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание.Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детейдошкольного возраста.
Звуковая культура речидетей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себяфонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкуюдикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности(мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детскойречи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.
Формирование звуковойкультуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценнойречевой среды.
Систематическая работанад развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школув совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенствоустной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показываютисследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность кзвуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два разахуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываютсяне в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать вдошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка иподатлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтомувсе недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они непревратились в стойкий и сложный дефект.
В дошкольном возрастенаиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра.Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитаниидетей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детейдошкольного возраста.
Дидактическая игра(игра обучающая) –это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Они впервые былиразработаны Ф. Фребелем и М. Монтесори, для начального обучения О. Декрали.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическоеявление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, иформой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средствомвсестороннего воспитания личности ребенка. Дети любят играть и даже к знакомымиграм проявляют интерес. Дидактическая игра — незаменимое средство обучениядетей преодоление различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторонречи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) — необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте. Игры и игровыеупражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыгратьположительно только при правильном подборе игр и их провидении. Если игры посвоей сложности не соответствует возрасту детей, они не могут в них играть инаоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Таким образом, темаактуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателювозможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно.Вот в этом и видится основная проблема – как достичь эффективного использованиядидактические игры, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка,ведь игра – основной вид его дельности. Проблема определила тему курсовойработы: Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речидетей 4-5 лет. Таким образом, объект – воспитание звуковой культуры речидетей 4-5 лет.
Предмет – использование дидактической игрыкак средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Цель: изучение роли дидактической игры ввоспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучитьпсихолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитаниязвуковой культуры речи у дошкольников.
2. Датьхарактеристику особенностей звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
3. Изучить средствавоспитания звуковой культуры речи.
4. Систематизироватьдидактические игры по звуковой культуре речи, доступные детям 4-5 лет.
Структура курсовой работыпредставлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы иприложением.
В главе « Воспитаниезвуковой культуры речи детей дошкольного возраста» представлены различные точкизрения о проблеме звуковой культуры речи. Во второй « Возможность дидактическойигры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»анализируются работы ученых, психологов и логопедов, изучавших звуковую культуруречи детей дошкольного возраста А.И Максакова, Штерн, И.П. Павлов, Н.Х.Швачкин, Д.Б. Эльконин, С.Н. Ржевкин, а также рассматриваются особенностизвуковой культуры речи детей 4-5 лет, методы и приемы воспитания. В этой главераскрывается сущность понятия «дидактическая игра», ее структура, рекомендациипо организации игры.
В приложении представленыдидактические игры по воспитанию звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
звук речьдидактическая игра

1. Воспитание звуковойкультуры речи детей дошкольного возраста
1.1 Подходы к изучениюпроблемы звуковой культуры речи: теория и современность
 
В понятие звуковойкультуры речи входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливоепроизнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а такжеречевой слух.
Формирование звуковойстороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степенисформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от ихвзаимодействия между собой в речевой практике.
В связи с этим будет нелишним обратиться к результатам исследования, проведенного А.И. Максаковым.Ученый выяснил, что всех детей дошкольного возраста можно разделить на четырегруппы.
Первая хорошовоспринимающие все недостатки произношения в своей и чужой речи. Обычно этодети, у которых собственные недостатки произношения ограничиваются неправильнымпроизношением одного или двух звуков (чаще сонорных, выражающихся в замене).
Вторая группаулавливающие все неправильно произносимые звуки в чужой и в своей речи, но несразу, в момент речи, а пир прослушивании записи на магнитофоне. Они имеютнедостатки произнесения одной из групп звуков по характеру отсутствия и заменызвуков, реже – искажение.
К третьей группе относятсядети, имеющие нарушения звукопроизношения, но не все нарушенные у них звуки ониодинаково четко улавливают своей и чужой речи как в момент их произношения, таки входе прослушивания магнитофонной записи. Они не правильно произносятнесколько звуков из разных фонематических групп.
Четвертая группа – этодети, не замечающие никаких недостатков ни в своей, ни в чужой речи. Они имеютнедостатки произношения, выражающиеся, чаще всего, в искажении, при этомколичество нарушенных звуков отличается вариативностью.
Дальнейшие исследованияпоказали, что дети из первой и второй дифференцированных групп, в отличие от ихсверстников из третьей и четвертой групп, демонстрируют более высокиерезультаты обучения не только по разделу « воспитание звуковой культуры речи»,но и « обучение грамоте».
Например, А.И. Максаковдоказал, что дети, которые не подмечают недостатков произношения в своей ичужой речи (при их отсутствии и замене), испытывают затруднения и в анализеслов, в составе которых находятся смешиваемые звуки. [3, 5]
Штерн классифицировалнедостатки речи по трем категориям. К первой относятся те, которые присущи всемдетям на определенной возрастной ступени и обусловлены состоянием их развития;ко второй категории относятся и неправильностями в развитии механизмов речи, ик третьей – приобретенные благодаря плохой воспитательной работе.
По поводу недостатковречи первой категории Штерн говорит следующее:
« Каждое через подражаниеусвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно бытьпроизнесено и удержано память. Отсюда проистекают, произнесено и удержанопамятью. Отсюда проистекают четыре источника речевых ошибок:
1) сенсорные ошибки,обоснованные тем, что восприятия ребенка еще недостаточно дифференцированы, апотому тонкие различия в звучании не воспринимаются; только глубоко общееусваивается;
2) апперцептивныеошибки: слабое и неустойчивое внимание ребенка обусловливает неодинаковоеотношение его к разным частям слышимого вообще, и частям отдельных слов вчастности;
3) моторные ошибки:артикуляция и структура органа речи ребенка не доразвились до того, чтобыправильно произносить определенные звуки или сочетания звуком;
4) ошибкивоспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объемуречевого восприятий, что обуславливает при произношении ранее слышанных словнеизбежные ошибки памяти.
Речевые рефлексыприобретаются ребенком в результате одновременной деятельности слуховых,зрительных, двигательных, кинестетических, кожных и вибрационных анализаторов.Такую уравновешенную систему внутренних процессов И.П. Павлов назвалдинамическим стереотипом.
Обучение детейправильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевыхдинамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клетоккоры головного мозга. Работу над правильным произношением необходимо проводитьпараллельно с обучением звуковому анализу слова, ибо готовность к обучениюграмоте определяется, в том числе возможностью осознания ребенком звуковогостроя языка. Переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу,то есть к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположеныв определенной последовательности.
Звуковой анализ являетсявысшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различатьзвуки речи (фонемы). Эта способность формировать у детей постепенно, в процессеестественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со второй –четвертой недели жизни, в семь – одиннадцать месяцев уже откликается на слово,но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это такназываемый период дофонемного развития речи. [18, 71]
К концу первого годажизни словарь становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать наего звуковую оболочку – фонемы, входящие в его состав (Н.Х. Швачкин). Далеефонематическое развитие происходит, бурено, опережая артикуляционныевозможности ребенка. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизниребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Дети вдва и даже в три года заменяют акустически или артикуляционные сходные звуки [ш]на [с], [р] на [л], [ч] на [ть], [щ] на [сь] и наоборот, не замечают своегонеправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговуюструктуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки, чтосвидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематическоговосприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализациейпроизношения вплоть до окончательного завершения последней. Правильноепроизношение не всегда является показателем сформированности фонематическоговосприятия.
В пять лет ребенок может,чисто произносить все звуки речи. Но задания на повтор трех сложных по звучаниюслов (бак – бык; миска – мишка мышка), слоговых рядов с согласными звуками,оппозиционными по звонкости-глухости или мягкости-твердости (па-ба-па,ша-жа-ша, ро-рё-ро), слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты,мотоциклисты, трактористы, транспорт, фотографироваться), выполняет смногочисленными ошибками.
Это свидетельствует отом, что при внешне благоприятной картине формирование фонематическоговосприятия не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется впроизношении. Но только в фонематических сложных комбинациях, которые редковстречаются в самостоятельных высказываниях. При произношении слов счередованием акустически и артикуляционно-близких фонем: шоссе, раскладушка,учительница, смеющаяся девочка, балерина, рояль. Если ребенок не имеетспециальной подготовке, он не сможет в дальнейшем грамотно писать и читать.
Д.Б. Эльконин определяетфонематическое восприятие как « слышание отдельных звуков в слове и умениепроизводить анализ звуковой формы слов при внутреннем их прогорании». Он жеуказывает: « под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов извуков в слове, 2) установление различной роли звука,3) выделение основныхкачественных характеристик звука». [18, 73]
Фонематическое восприятие(если речевое развитие ребенка в норме) не требует специального обучения, азвуковой анализ требует (это дидактический фактор, определяющий необходимостьорганизации специального обучения). Фонематическое восприятие – первая ступеньв поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая (порядковыйфактор). Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период отодного года до четырех лет, звуковой анализ – более поздним возрастом(возрастной фактор). Так же фонематическое восприятие – способность различитьособенности их устно, звуковой анализ – способствует то же самое, чтобывоспроизвести звуки в письменной форме (содержательный фактор).
По данным Р.Е. Левиной,Р.М. Боскис, Н.Х. Шваркин, в переод от одного года до четырех лет развитиефонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительнойстороной речи. А.Н. Гвоздев и Н.И Красногорский отмечают, что особенностьпередачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивостьартикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образзвука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а сдругой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит воснове совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильноепроизношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б.Эльконин). Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следуетрассматривать как завершение акустического процесса, направленного звука иопределение его отличия среди других.
В поступательном развитиифонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далекихзвуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайшихнюансов звука (звонких – глухих, мягких – твердых согласных). Сходствоартикуляции побуждает ребенка « заострить» слуховое восприятие и«руководствоваться слухом, и только слухом». Ребенок начинает со слуховойдифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процессдифференциации согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин,Н.Х. Шваркин, С.Н Ржевкин)
Одновременно с развитиемфонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладениепроизношением. Четкие фонематические представления о звуке возможны только приправильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, « безусловно, правильномы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
В работах Л.Е. Журовой,Г.А. Тумаковой установлено, что при соответствующем обучении четырехлетние детилегко овладевают умением выделять знакомый звук, интонируемый взрослым во фразеили четверостишии.
Проблемы, существующие удетей при воспитании основных компонентов звуковой выразительности речи, будутвлиять на нарушения ее воспитания и понимания, а значит, будут изучатьсяучеными.
Именно поэтому общийкультурный уровень человека может определить по выбору им и использованию техили иных средств интонационной и звуковой выразительности. Если он обладаетзвуковой культурой речи, то чаще всего не имеет трудностей ни при ихвосприятии, ни при воспроизведении. Поэтому искусству «риторики» как в древниевремена, так и в современных условиях жизни необходимо учиться специально.

1.2 Особенностизвуковой культуры речи детей 4-5лет
 
В основе формированиязвуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой ифонематический слух, на умения и навыки фонематического восприятия, благодарякоторым развивается умения и навыки языкового и звукового, а в дальнейшем извукобуквенного анализа и синтеза.
Четвертый год жизниотмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказыватьпростейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности,делать умозаключения о них, устанавливать зависимость между ними. Однако впроцессе общего и речевого развития у детей могут быть резкие индивидуальныеразличия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, речь других ещедалеко от совершенства.
На четвертом году жизнидети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и спосторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка.Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мирребенок чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами.
Концу четвертого годажизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов.Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи все чащевстречаются местоимения, наречия, появляются числительные (один, два),прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов(холодный, горячий, твердый, хороший плохой). Ребенок начинает ширепользоваться служебными (прилагательными, союзами). К концу года использует вречи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные(папин стул, мамина чашка). Но ребенок не пользуется собирательнымисуществительными (одежда, обувь, фрукты, овощи). Он лишь перечисляет конкретныепредметы, вещи. Иногда ребенок, не зная названия предмета, употребляет,обобщающие слова. [13, 22]
В процессе овладенияновыми словами ребенок, запоминает их и начинает осмысливать их звуковуюсторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, егообозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов,действий. Это значит, что у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике.Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке.
Повышенный интерес кзвуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими.Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускаютграмматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительныесреднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания;при образовании родительского падежа существительных множественного числаотмечается влияние окончания; при образовании родительского падежасуществительных множественного числа отмечается влияние окончания [-ов, -ев] надругие склонения; допускаются часто ошибки в употреблении несклоняемых именсуществительных; неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемыеглаголы.
На четвертом году жизнипроисходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становится болеекоординированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков(языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика спинки языка способствуетправильному произношению без смягчения твердых согласных.[13, 24]
Дети все чаще начинаютверно произносить слова со стечением 2-3 согласных, становятся возможнымупотребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более). Некоторыедети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов,подмечать ошибки в их звучании у сверстников. Большинство детей правильнопроизносят такие ранее непроизносимые звуки, как звуки [ы], [э], [х],приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляются звук [ц].У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза, но большинство непроизносят шипящие звуки, заменяя их твердыми свистящими. Сонорные звукизаменяют звуком й или ль.
Ребенка пятого года жизниотмечается значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинаетвыделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов,устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становитьсяразнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость вниманияк речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. [13, 26]
Увеличение активногословаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнеестроить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети пятилетнего возраста всечаще используют прилагательные, чем дети четырехлетнем возрасте. Прилагательныеони пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, отражениявременных м пространственных отношений: для определения цвета, кроме основных,называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появлятьсяпритяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все ширеребенок использует наречия, личные местоимения в роле подлежащих, сложныепредлоги (из-под, около и другие).Появляются собирательныесуществительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), но ребенок ихупотребляет еще очень редко.
В этом возрасте детиначинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляютсяпредложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильносогласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах.
У детей резко возрастаетинтерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимыевзрослым, ребенок пытается установить свойства в их звучании и нередко самдовольно успешно подбирает пары слов: «Маша – каша, Миша – Гриша».
В этом возрасте великотяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создаваясобственные небольшие двух-, четырехстишия, порою лишая их при этом всякогосмысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенкаречевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
В результате специальнойработы по ознакомлению со словом у ребенка начинает формироваться представлениео том, что слово имеет смысловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначаеткакой-то предмет, явление, качество и состоит из звуков, звучит.
Дети начинают достаточноправильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанновслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в нихопределенные звуки.
На пятом году жизнидостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенкуосуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движениеи положение их необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрастезначительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченноепроизнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинстводетей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [рь],[р]отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в нихслоговую структуру. Часто правильно употребляют в словах ударение, соблюдаютнормы литературного произношения слов. У некоторых детей еще неустойчивое ишипящих – в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно,неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.Иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах,которые насыщены определенными согласными, например свистящими и шипящимиодновременно, звуками [л] и [р]: старушка, лаборатория. Это объясняется тем,что у детей не закреплены некоторые знания или они нечетко дифференцируют их наслух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такое несовершенствозвукопроизношения со временем исчезает.
Характерна для этоговозраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, тонеправильно, даже в оном и том же слове (сейчас» и через минуту это же словозвучит «сейцас» или «жук зуззит», «петушок золотой гребесок»). В одномзвукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» — тут жеребенок говорит «часы».
Интересное явлениеотмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда онипереходят к правильному произношению звуков[ ш, ж] и звука[р]. Ребенокначинает непомерно часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужныхслучаях: «горубой» (голубой), «шад» (сад), «рампа» (лампа), «жонтик» (зонтик),«шобака» (собака). Обычно эта замена не случайна. Ребенок, почти как правило,заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителяминедостающего, у ребенка звука. если вместо р он произносил л, то теперьон делает обратную замену, не сразу ориентируясь, где она нужна, а гденеуместна («горубой», «рошадь»).
К пяти годам отмечаетсярезкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из нихзаканчивается процесс овладения звуком. Речь в целом становится чище,отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и употребления звуков,слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастная речевая активность детей,они чаще и чаще задают вопросы взрослым. Начинают овладевать монологическойречью.[13, 28]
К концу пятого года жизнимногие дети правильно произносят все звуки родного языка, однако некоторые изних все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук [р]. У некоторыхотмечаются искаженное произнесение звуков [с], [з](при высунутом междузубами кончике языка), звука [р] ( не за счет колебания кончика зуба, а врезультате дрожания мягкого нёба или язычка). Такие дети нуждаются вспециальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.
Таким образом, в среднемдошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Это создаетблагоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, длячистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатковпроизношения.
Воспитатель начинаетработу по развитию фонематического слуха, по развитию слухового восприятия, атакже звуковой культуры речи используя в работе разнообразные средствавоспитания. Таким образом, к концу пребывания в средней группе многие детиусваивают и правильно произносят все звуки родного языка.

2. Возможностьдидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
 
2.1 Характеристикасредств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
 
Работа по воспитаниюзвуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общениядетей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и наспециальных занятиях по речи. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляциизвуков или в модуляции голоса при интонировании.
При полноценной речевойсреды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного сконкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общениявзрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условиемпри этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковыхнорм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.
В процессе такого общенияребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и другихособенностей родного языка. Считается, что первоначально восприятие речевыхзвуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда ребенокпытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтомуодновременно артикуляцией (то есть с движением и позициями речевых органов, нужнымидля произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальныхпризнаков, необходимых для различения звуков родного языка. [3, 4]
Воспитание звуковойкультура речи осуществляется в процессе всех речевых занятий. Оно включаетформирование правильного звукопроизношения, умения пользоваться умереннымтемпом речи, интонационными средствами выразительности, развитиефонематического слуха и фонематического восприятия, голосового аппарата,речевого дыхания. Среди задач ведущими является формирование навыковправильного звукопроизношения и выработка хорошей дикции.
Специальные занятия пофонетике всегда имеют конкретные задачи:
1) постановкадыхания;
2) усвоение ритмаслова (слогоразделение);
3) усвоениеартикуляций отдельных звуков речи;
4) приобретениенавыка в произнесении законченной интонации предложения или интонационных фигурсмысловых отрезков предложения.
Воспитание правильногопроизношения звуков и устранение дефектов произношения представляют длявоспитателей детских садов значительные трудности, так как эта работа требуетточного знания положения и движения речевых органов при произнесении того илииного звука. Кроме теоретических знаний нужно еще уметь наглядно показатьребенку артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Такое умениедостигается тренировкой только перед зеркалом.
Некоторые упражнения,например дыхательные, проводятся с детьми всех возрастных групп, другие,формирующие все усложняющиеся умения, начинают проводить с детьми по мереразвития их организации.
Для укрепления речевоедыхание детей воспитатель использует игры на под вдувание: дети дуют на«листочки», сдувают с руки «снежинки», с «солнышка тучки». Педагог учитпроизносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, наодном выдохе.
Исправление ошибок должнобыть тактичным: воспитатель показывает образец, как тот говорит в данномслучае, и поощряет ребенка, когда тот старается подражать.
Важно, чтобы дошкольникичетко произносили все звуки родного языка. Особое внимание следует уделять звукам[с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж],[ щ], [ч], [л], [л`], [р], [р`].
У воспитанников среднейгруппы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствиемвслушиваются в слова, играют ими. А значит, продолжается работа по формированиюпредставлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разнымисредствами.
При ознакомлении детей созвуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогаютребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.
Четкое произнесениевоспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово ивслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как созвуковым явлением. [10, 61]
Сначала закрепляетсяпроизношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах,фразах, в связной речи. При обработке звука в словах успешных результатовпомогает достичь приема усиленного выделения его голосом, а в связной речи –использование специального речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки,короткие стихотворения.) Совершенствования у детей навыки произношения звуков,предлагается им говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельныезвуки; произносить рифмовки в слегка замедленном темпе.
Для развития голосовогоаппаратами умения менять громкость голоса используются различные игры иупражнения. Такие игры называют словесные. Также учат детей внимательнослушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры.
При выработке дикции педагогследит за правильностью и четкостью произнесения слов и, а кроме того, широкогоиспользует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные позвукослоговой структуре слова. [10, 60]
Для фонематического слухавоспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяютналичие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитательвыделяет голосом отрабатываемые звуки слова), а дети определяют, есть ли в этомслове заданный звук.
Такие упражнения даются иформе дидактической игры. В дальнейшем задания усложняются. Воспитательназывает звук, затем произносит слово, не выделяя в нем этот звук голосом. Детиопределяют, есть ли в слове названный звук. Или из двух разных предметомотрабатываемый звук.
Далее дети выполняютзадания на подбор таких игрушек, предметов, в названиях которых естьопределенные звуки. Звуки выделяют двумя способами: или произносят дольше всехостальных звуков слова, или громче. Интонационно выделять звуки необходимо наслитном проговаривании всего слова.
Игры на развитиефонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебныхзаданий. Вначале дети учат слышать, различать и определять первый звук в одномслове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любуюпозицию звука в слове (в начала, в конце и в середине). В дидактической игре,например « Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбиратьслова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.
Если у многих детей в группееще не выработалось четкое звукопроизношение, педагог организует,дополнительные индивидуальные занятия или занимается с несколькимивоспитанниками, имеющими одинаковые дефекты речи.
Вне занятий воспитательзакрепляет представления детей о слове, его звучании. Для этого широкоиспользуются настольные речевые дидактические игры. Они очень привлекают детей.В процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения.Дети средней группы хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия.Настольные речевые дидактические игры, дают возможность уделить вниманиекаждому ребенку.
Следует регулярноорганизовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам,привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок. В вечернее время можнорассматривать с детьми альбом их словесного творчества, прочитать выборочнорассказы из него. Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору.
Воспитание звуковойкультуры речи осуществляется во время речевой гимнастики, в повседневном общении.Одному ребенку воспитатель предлагает сначала рассказать стихотворение немногогромче обычного (как будто он выступает перед всей группой), затем вполголоса(для одного человека), далее с обычной громкостью (для нескольких), шепотом (какпо секрету).
Для формированияправильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Вначаленеобходимо показать ребенку перед зеркалом правильную артикуляцию, затемребенок повторяет это при помощи логопеда или самостоятельно. Артикуляционнаягимнастика проводится перед зеркалом. Следует использовать также попеременноевыполнение упражнений.
Этап формированияпроизносительных умений и навыков. На этом этапе у ребенка формируется умениеправильно произносить звуки, отличать их сложных звуков, правильно использоватьих в речи.
При постановке звуков поподражанию ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную дляпостановки звука. Работа проводится перед зеркалом с привлечением зрительного,слухового и тактического анализаторов.
Практические методы включаютв себя упражнения и игры и моделирование. Упражнения представляют собоймногократные повторения различных заданий. В результате упражнений создаютсяпредпосылки для правильного произношения, постановки различных звуков.Упражнения делятся на три вида: подражательно-исполнительские: преподавательпоказывает ребенку образец действий, ребенок повторяет за ними. Затемпостепенно демонстрация каких-либо движений становится все более краткой,преподаватель только называет упражнения, а ребенок их выполняет. Этот видупражнений используется при голосовых, дыхательных, артикуляционныхупражнениях, на развитие общей и мелкой моторики. Конструирование в различныхвидах: применяется в логопедической работе, в основном при нарушении письменнойречи; упражнения творческого характера применяются, когда ребенок нужно уметьиспользовать полученных навыков с заданным в новых ситуациях (например,придумывание слов с заданным звуком), отбор картинок по определенной теме.
Ознакомление со звукомдается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховоевосприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и напроизнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки [ф], [в], [с], [з], [ц],[ш], [ч], [р], [л] дается изолированно.
Изолированное произношениезвуков [п], [б], [т], [д], [к], [г], [х] трудно связать с конкретным образом,поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах.
Конкретное воплощениезвуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а в старшейгруппе – с буквой.
Сухое объяснениеартикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны ималодоходчивы не только для детей, но и для взрослых. Поэтому звукипреподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. Вэтих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостиком,твердое нёба – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, авыдыхательная струя при артикуляции звука – ветерок. Каждая песенка язычкасвязана с определенным конкретным образом. Положительная эмоциональная окраскакаждого занятия и применение игровой формы во всех видах речевых упражненийявляется основным требованием при проведении речевых занятий. Примерный планречевого занятия следует акустическое знакомство со звуком по рассказузнакомство с артикуляций звука по сказкам веселого язычка; шутки чистоговоркина данный звук; речевые игры.
Дополнительноиспользуются речевые упражнения (повтор слов, заучивание стихов) и игровыеупражнения, когда происходит имитация каких-либо действий с проговариванием.Это повышает эмоциональный настрой и вызывает положительные эмоции.
Используя дидактическиеигры и упражнения, педагог продолжает учить детей внимательно слушать речьокружающих, подбирать слова, похожие по звучанию, вычислять из ряда слов толькоте, в которых есть заданный звук.
Из выше сказанногоследует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детейдошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче иудобнее воспитателю воспитывать звуковую культуру речидетей дошкольноговозраста. Использования игровых моментов, направленных на развитиефонематического анализа, позволяет закреплять свойственные детям интерес кзвуковой культуре речи. Дидактические игры способствуют развитию ихпознавательной активности, улучшения произношения, расширению активногословаря, углублению интереса к языку. Почти все игры – многоцелевые.Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детямусвоить новый материал и закрепить пройденный.
2.2 Дидактическая игра- как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
 
Дидактическая игра (играобучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как икаждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которойзанимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная играявляется ценным средством воспитания действенной активности, она активизируетпсихические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В нейони охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развиваютспособности и умения.
Дидактическая играпредставляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она являетсяигровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, исамостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитанияличности ребенка.
Под руководствомпрофессора, доктора педагогических наук О.С. Ушаковой в лаборатории развитияречи и речевого общения Института развития дошкольного образования РАО былипроведены экспериментальные исследования. Осветившие вопрос речевого воспитаниядетей, главной целью которого является творческое освоение норм и правилродного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основнымикоммуникативными способами.
Речь ребенка развиваетсяв общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра,организованная определенным образом, оказывает положительное влияние навзаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимаютпсихологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшаютобщение детей со сверстниками и взрослыми.
Двухстороннюю связь междуречью и игрой рассматривали 3.А. Репина. С одной стороны, речь развивается иактивизируется в игре, а с другой – игра развивается в процессе развития речи.Игра сопровождается в процессе развития словами, с помощью которых ребеноксоздает образ, разыгрывает роль, подражания речи, поступкам и действиям изображаемыхлюдей. По Л.С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, аразработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личностирассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л.С Выготский,А… В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин).[1,113]
Дидактическая игра,специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системадидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем иМ. Монтессори, для начального обучения – О. Декроли. В педагогической практике1940-1950 годы дидактические игры рассматривались преимущественно как формаработы в дошкольном воспитании. В 1960-1970 годы дидактические игры сталиприменяться не только в начальных, но и в средних классах. Введение обучения сшестилетнего возраста в 70-80 годы стимулировало использование дидактическуюигру в учебном процессе. Специфическим признаком дидактической игры являетсясочетание условного игрового плана деятельности учащихся с ее учебной цели ипредполагаемый результат.
Дидактические игры вдетском саду являются важным средой обучения их содержанием и характеропреленны программой детского сада для каждой возрастной группы.
В работе с дошкольникамивоспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельнойдеятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогаетобобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учитприменять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почемудидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения,расширения знаний дошкольников.
Несмотря на то, чторуководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношенияс детьми выражаются в игровой форме (он – участник игры). Без этого условияигра перестает быть игрой.
В дидактической игреобязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровыхзадач, игрового действия и правил.
Содержание игры должнорасширяться и обогащаться от младшей группы к старшей.
Дидактическая игра,предназначена для обучения. Она по сравнению с другими играми имеет однухарактерную особенность; цель дидактической игры – учить детей, тренировать иразвивать их умственные способности и прививать им положительные чертыхарактера.
Содержание дидактическойигры – это осуществление, каких- либо нравственных задач.
Структура дидактическойигры включает:
1) задачу
2) действие,
3) правили
4) результат, заключениеигры.
В каждой дидактическойигре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственнодидактическая цель. Задачи в игре составляет учебное содержание игры. Задачи вигре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра. Каждаядидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенногосистематического напряжения, умственной работы.
Действие – самоесущественная часть игры, без действия осуществление цели игры было бы только«сухим» дозированием, оно отпугивало бы детей, чем привлекали их. Действие вигре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактическойигре задачи выполняется действием, которое определяет и организует поведениекаждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив.
Характерная особенностьдидактической игре – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное,дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактической игры –деятельности. Деятельность в больше сосредотачивала внимание детей.
Дидактическая игра –игры, специально предназначенные для целей обучения дошкольников и младшихшкольников. Эти игры развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (наформу, величину, цвет, и так далее) наблюдательность, внимание, память,мышление, речь, представление об окружающем мире. Они имеют также большоезначение для нравственного воспитания, так же способствуют развитиюцелеустремленности, чувства коллективизма, в дошкольной педагогикедидактические игры можно разделить на три основных вида: настольно печатные,игры с предметами, игра проводится со специально дидактическими игрушками(башенки, вкладышами, мозаиками), лото, картинками; существует словесныедидактические игры (например, загадки, звукоподражательные игры, игры с «запретными словами»). Могут быть использованы различные предметы жизненногообихода и природного материала (пуговицы, камушки, шишки).
К большинству игр даютсяварианты: а) для обучения детей на занятиях; Б) для индивидуальной работы содним ребенком или небольшой группой из четырех- шести человек; В) длясамостоятельных игр детей. Два последних вида представляют особый интерес, таккак в методической литературе пока недостаточно широко освещены вопросы,касающиеся работе с детьми вне занятия.
Словесные дидактическиеигры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах идействиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиесяпредставления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играхтребуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новыхобстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи;описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различнымсвойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и другие.
Словесные дидактическиеигры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи,повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведениянародного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи,приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.
Время, отведенное длядетских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детейдидактические игры («что изменилось?», «Чего не стало?», « чудесный мешочек»),в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм.
Игровые действия всловесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал,действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократномуповторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильномпроизношении звуком и слов.
В речевом воспитаниималеньких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевуюсреду, которая благоприятствуют своей динамичностью, содержанием, их легкоиллюстрировать игрушками.
Воспитатель добивается,чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учит их погромкости определять, например, кому принадлежит голос – взрослому животномуили его детенышу.
Познавательный опыт детейраннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказываетсущественное влияние на обогащение их знаний о свойствах, об окружающем мире. Вдидактических словесных играх дети приобретают очень ценный в педагогическомотношении опыт драматизации, эмоционального сопереживания и переживания.
В младших и среднихгруппах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитаниеправильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря,развитие правильной ориентировке в пространстве.
В старшем дошкольномвозрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление,словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности,самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всехвозрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детейстаршего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучениюв школе. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находитьнужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр удетей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процессмышления протекает активнее, трудности умственной работы преодолевает легко, незамечая, что его учат.
Для удобстваиспользования словесные игр в педагогическом процессе их условно можнообъединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощьюкоторых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений:« Отгадай-ка», «Магазин», « Радио», «Где был Петя?», «да – нет». Вторую группусоставляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять,замечать алгоритмы, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Ктобольше заметит небылиц?».
Игры, с помощью которыхразвивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам,объединены в третьей группе: « кому что нужно?», « назови три предмета»,«Назови одним словом».
В особую, четвертуюгруппу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстротымышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает –не летает».
Таким образом,дидактическая игра – игра имеет определенную структуру, отличающую ее от другихвидов игр и упражнений, что делает ее более интересней перед детьми дошкольноговозраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает уучеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производитдоступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В игровой деятельности ребенокусловно может занимать позиции других людей, вступать в ролевыевзаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональныхотношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности,самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. А играименно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.
2.3 Методическиерекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культурыречи
 
Игра является важнымсредством воспитания и развития познавательной активности детей.
Игра содержит готовыйзамысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, тоесть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеетдва аспекта:
1. Познавательный,то есть то, чему, мы должны научить ребёнка, какие способы действия спредметами хотим ему передать.
2. Воспитательный,то есть те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям,которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игрыдолжна формироваться не как передача конкретных знаний, умений, навыков, а какразвитие опредёленных психических процессов таких, как мышление, память ивнимание, или способностей ребенка. Она является довольно эффективным средствомформирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательныедля всех правила регулируют поведение детей, ограничивают им импульсивность.
Ребенок-дошкольникбольшую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учитсяу него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогуследует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого какобразец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четкоартикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четконужно произносить незнакомые и длительные слова. Живость и богатсво интонацийтоже играет немаловажную роль – способствуют лучшему условию речи.[7]
Организация дидактическихигр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка кпроведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку проведениюдидактической игры входят:
1. отбор игры всоответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний,развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память,внимание, мышлении, речь) и другие.;
2. установлениесоответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучениядетей определенной возрастной группы;
3. определение наиболееудобного времени проведении дидактической игры (процессе организованногообучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессоввремя);
4. выбор места для игры,где дети могут спокойно играть, не мешая другим.
5. подготовканеобходимого дидактического материала для выбранной игры;
6. подготовка к игресамого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место вигре, методы руководства игрой; [4, 21]
Рассматривая подробнеенекоторые приемы и методы руководства дидактическими играми нужно отметить.Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в нейчетко определены дидактические задача, игровые правила и действия. В такой игревоспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, которые в ходеигры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
Организация игрызаключается в том, что воспитатель, обучая детей, сближает их, укрепляет ихдружбу.
Большое значение имееттемп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определеннуюдинамику. В самом начале усваивается содержание игровых действий, правила игрыи ход ее. В этот период темп игры, замедленный. В ходе игры, когда детиувлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижаетсяи темп игры снова замедляется.
Педагог, знающийособенности развития игры, не допускает излишней медлительности ипреждевременного ускорения.
При отработке правильногозвукопроизношения педагогу необходимо четко знать артикуляционный уклад каждогозвука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звуканаходятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы сдетьми педагогу следует изучать положение всех органов артикуляционногоаппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Еслипри этом возникают затруднения, педагогу следует воспользоваться учебнымипособиями по логопедии.
Когда артикуляционныйуклад звука будет педагогом усвоен, следует заняться подбором артикуляционныхупражнений, дидактических игр необходимых для постановки звука.
Обучая детей, необходимокаждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальнымпредметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – лопаточка, узкийкончик языка — иголочка и т.п.). в последующей работе при показе картинки детибудут выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений состороны педагога.
В дошкольных учрежденияхнужно проводить и артикуляционную гимнастику – систему упражнений для речевыхорганов. Ее цель – совершенствование движений артикуляционных органов,необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппаратак речевой нагрузке.
У ребенка органыартикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему вподготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотаниеспособствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимодифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочьартикуляционной гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но иявляется эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.
Правильное исистематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрастеспособствует продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоениюслов сложной конструкции.
Артикуляционнаягимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно трираза:
В утренние часы, послезанятий и после дневного сна, по инструкции педагога. Дети выполняютартикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики –5минут.
Комплекс артикуляционнойгимнастики предварительно разрабатывается педагогом в соответствии сразрабатываемым звуком.
В комплекс входят 4-5упражнений: 2-3 статистических и 2-3 динамических.
Комплекс артикуляционнойгимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется:одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым, направленным напостановку того же звука.
В результате педагогкаждую неделю знакомит детей с одним новым упражнением и отрабатывает его вартикуляционной гимнастике.
Знакомство с новымартикуляционным упражнением желательно начинать с небольшой сюжетной зарисовки,затем педагог предлагает выполнить упражнение (обязательно с визуальнымконтролем). При этом он контролирует правильность его выполнения каждымребенком.
После этого педагогпоказывает картинку, изображающую это упражнение, и называет его. Детивыполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу, а по картинке. Педагогопять проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждымребенком. Сначала движения выполняются медленно, затем темп их удваивается.
Артикуляционнуюгимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Детивыстраиваются перед ними – педагог встает за их спины. Все видят друг друга взеркале. Общение, показ артикуляционных поз происходит через них. В таком положениидети видят, как они выполняют упражнения, как его показывает педагог; видяткартинки, которые демонстрирует педагог. А педагогу видно, как дети выполняютпредложенные артикуляции.

Заключение
 
Сегодня вопрос развитияречи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети,да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствамитехнического процесс, чем друг с другом.
Психологи утверждают:дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен дляразвития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая иответственная работа, требующая определенной системы и терпения со сторонывзрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Одно из таких средств –игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В дошкольные годыпроисходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью,знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Это периодинтенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой (слово обозначаетопределенный предмет, явление, действие, качество) и фонематической, илизвуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определеннойпоследовательности, имеет слоги, один из них ударный и тому подобное).
Усвоение дошкольникомзвуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различныхвидах деятельности детей.
Задача взрослого состоитв том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащийкомплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.
Аскарина Н. М указывала: «В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всехдетей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе ихсамостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, а лучшим средствомостается дидактическая игра. Она закрепляет знания».
Дети, в полном объемеовладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей вобучении грамоте.
Таким образом, анализизученной литературы показал, использование дидактической игры в звуковойкультуры речи в детском саду является одной из возможности развития.Дидактические игры не только активно включить учащихся в учебную работу, но иактивизировать познавательную деятельность детей. Использование игры необходимопри обучении детей. Дидактическая игра и может быть использована на всех этапахразвития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить как образовательныезадачи, так и задачи развития познавательной активности детей младшегошкольного возраста.
В курсовой работе былисистематические дидактические игры, направленные на воспитания звуковойкультуры речи, доступные детям 4-5 лет. Эти игры, оформленные в приложены ибудет апробированные в дальнейшем, а результате этой деятельности найдут отражениев выпускной квалификационной работе.
 

Список литературы
 
1) Андреасова М., народная игра каксредство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольноевоспитание 2007, №3
2) Богуславская З.М., Смирнова Е.О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1991.
3) Болотина Л.Р., Микляева Н.В.,Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольномобразовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
4) Бондаренко А.К. Дидактическая играв детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
6) Гербова В.В. Занятия по развитиюречи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.
7) Гризик Т., Тимощук Л.Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.
8) Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речидетей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
9) Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е.,Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титков Т.В. Настольная книгапедагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.
10) Занятия по развитию речи вдетском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.
11) Игра дошкольника./ Под ред. НовоселовойС.Л. — М.: Просвещение, 1989.
12) Катаева А.А…Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями вразвитии. М.: Владос, 2004.
13 Логопедия./Под ред.Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998.
14 Лопухина И.В.Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. — М.:Аквариум, 1995
15 Основы логопедии спрактикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс,2002.
16) Максаков А.И. Правильно лиговорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.
17) Максаков А.И., Тумакова Г.Т.Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
18) Тумакова Г.А. Ознакомлениедошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. — М.: Просвещение, 1991.
20) Швайко Г.С Игры игровыеупражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.
21) Швецова И. формированиефонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общимнедоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007,№5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.