Реферат по предмету "Финансы"


Анализ финансового состояния предприятия МТПП Фармация

--PAGE_BREAK--Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга при рассмотрении и описании показателей анализируемого предприятия.
Одним из важнейших факторов эффективности основной деятельности предприятий является эффективность использования основных средств. Главными задачами анализа основных средств являются:
­        установление степени обеспеченности предприятия основными средствами;
­        изучение состава и динамики основных средств, произошедших за отчетный период.
­        По данным таблицы рассчитываются следующие показатели:
­        доля активной части основных фондов (машины, оборудование и транспортные средства);
­        коэффициент поступления рассчитывается как соотношение стоимости поступивших за отчетный период основных средств к общей стоимости основных средств на конец года (1);
­        коэффициент обновления, который рассчитывается как соотношение новых основных средств, поступивших в отчетном периоде к общей стоимости основных средств на конец года (2);
­        коэффициент выбытия определяется отношением стоимости выбывших за отчетный период основных средств к первоначальной стоимости основных средств на начало года (3);
­        коэффициент прироста рассчитывается как отношение стоимости прироста основных средств к их стоимости на начало периода (4);
­        коэффициент износа определяется как соотношение износа основных средств к их первоначальной стоимости (5);
­        коэффициент годности является обратным дополнением этого показателя;
Целью анализа структуры капитала является оценка основных соотношений элементов собственного и заемного капитала, тенденции их изменения. Особое внимание при оценке структуры источников образования имущества предприятия нужно уделить способу их размещения в активе. В этом проявляется неразрывная связь анализа активной и пассивной частей баланса.
Анализируя имущественное положение предприятия необходимо сказать о таком показателе, как чистый оборотный капитал. Он определяется как разница между текущими активами и текущими пассивами.
Следующим шагом в данной работе является анализ дебиторской и кредиторской задолженности,
Целью анализа оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия является определение скорости оборота этих средств, составление рекомендаций по более эффективному их использованию.
Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используются следующие показатели:
­        коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  рассчитывается как отношение выручки от реализации к сумме
дебиторской задолженности (16).
­        период погашения дебиторской задолженности определяется как отношение количества дней периода к оборачиваемости дебиторской задолженности (17).
­        доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов.
­        Аналогично выполняется анализ кредиторской задолженности, который необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости.
Сопоставление этих показателей является одним из этапов анализа предприятия  (соотношение оборачиваемости дебиторской задолженности к оборачиваемости кредиторской задолженности).
2.  Анализ ликвидности предприятия
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, то есть возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше времени требуется для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.
Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.
Понятия «платежеспособность» и «ликвидность» очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия.
В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывания ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Все имущество по степени ликвидности подразделяется на:
1.                абсолютно ликвидные активы (А1) — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;
2.                 легкореализуемые активы (А2) — готовая продукция, товары, отгруженные и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты;
3.                медленнореализуемые активы (А3) — запасы сырья, материалов, незавершенное производство, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 мес.;
4.                труднореализуемые активы (А4) — внеоборотные активы.
Все источники средств предприятия также подразделяются на группы:
1.                наиболее срочные обязательства (П1) — кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства;
2.                краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочные кредиты и займы, подлежащие погашению в течение 12 мес. после отчетной даты;
3.                долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные кредиты и прочие долгосрочные пассивы;
4.                постоянные пассивы (П4) — собственный капитал и резервы за минусом убытков, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
Баланс считается абсолютным ликвидным, если имеют место следующие неравенства:
                    А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; АЗ ≥ П3; А4 ≤П4                                 
Для оценки ликвидности и платежеспособности рассчитывают:
­        коэффициент общей ликвидности, который определяется отношением текущих активов к краткосрочным обязательствам (18);
­        коэффициент текущей ликвидности – отношение разницы между текущими активами и дебиторской задолженностью, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев к краткосрочным обязательствам (19);
­        коэффициент срочной ликвидности – отношением суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев (20);
­        коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к сумме краткосрочных обязательств (21);
­        ликвидность средств в обращении, рассчитывается как отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. (22);
­        коэффициент материального покрытия, рассчитывается отношением материальных оборотных средств к краткосрочным обязательствам (23);
­        Величина собственного оборотного капитала. Она определяется  как стоимость текущих активов за минусом стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров, задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, дебиторской задолженности (24).
­        Маневренность собственного оборотного капитала. Она определяется как отношение суммы денежных средств к величине собственного оборотного капитала. (25)
­        Показатель маневренности собственного оборотного капитала для нормально функционирующего предприятия обычно меняется в пределах от 0 до 1.
­        Доля оборотных средств. Она определяется соотношением стоимости текущих активов за минусом стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров, задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, дебиторской задолженности (26).
­        Доля собственного оборотного капитала в общей сумме текущих активов определяется как отношение величины собственных оборотных средств к сумме оборотных, активов (27).
­        Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов определяется как отношение собственного оборотного капитала к стоимости запасов (28).
­        Коэффициент покрытия запасов. Он рассчитывается как отношение «нормальных источников покрытия запасов» (29).
3. Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость предприятия — это такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска.
Оценка финансовой устойчивости проводится на основании сравнения фактических показателей финансовой устойчивости за период с их нормативной величиной. Анализ финансовой устойчивости включает в себя расчет и оценку следующих показателей:
­        коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала к валюте баланса (30);
­        коэффициент задолженности рассчитывается как отношение заемного капитала к собственному (31);
­        уровень инвестированного капитала рассчитывается как отношение суммы долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений к общей величине активов (35);
­        уровень функционирующего капитала рассчитывается как отношение разницы между общей стоимостью активов и долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями к общей стоимости активов (37).
4. Анализ эффективности и интенсивности использования
капитала предприятия
Бизнес в любой сфере деятельности начинается с определенной суммы денежной наличности, за счет которой приобретается необходимое количество ресурсов, организуется процесс производства и сбыт продукции. Капитал в процессе своего движения проходит последовательно три стадии кругооборота: заготовительную, производственную и сбытовую. Чем быстрее капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени. Задержка движения средств на любой стадии ведет к замедлению оборачиваемости капитала, требует дополнительного вложения средств и может вызвать значительное ухудшение финансового состояния предприятия.
Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости капитала эффект выражается в увеличении суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением.
Для характеристики интенсивности использования капитала
рассчитывается коэффициент его оборачиваемости (отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости капитала).
Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемостью выражается следующим образом: (37)
Иными словами, рентабельность совокупных активов (ROA) равна произведению рентабельности оборота (Rоб) и коэффициента
оборачиваемости капитала (Коб).
Факторный анализ рентабельности капитала может выявить слабые и сильные стороны предприятия. Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности капитала можно произвести методом абсолютных разниц:
­        за счет коэффициента оборачиваемости капитала
Δ ROA = Δ Коб * Rоб0                                                   (38)
­        за счет рентабельности оборота
Δ ROA = Δ Коб1 * Δ Rоб                                              (39)
Получение достаточно высокой прибыли на средства, вложенные в предприятие, зависит главным образом от изобретательности, мастерства и мотивации руководства. Следовательно, показатель RОА является хорошим средством для оценки качества управления.
Анализируя эффективность функционирования предприятия необходимо провести факторный анализ доходности собственного капитала.
Вся деятельность предприятия должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения уровня его доходности. Рассчитывается она отношением суммы чистой прибыли к среднегодовой сумме собственного капитала.
                            (40)
Нетрудно заметить, что рентабельность собственного капитала (RОЕ) и рентабельность совокупного капитала (RОА) тесно связаны между собой:
RОЕ = Дчп * RОA * МК,                                          (41)
где, Дчп — доля чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли;
МК — мультипликатор капитала, т.е. объем активов, опирающихся на фундамент собственного капитала. Он выступает как рычаг, увеличивающий мощь собственного капитала или (13)
Данная взаимосвязь показывает зависимость между степенью финансового риска и прибыльностью собственного капитала.
Расширить факторную модель ROE можно за счет разложения на составные части показателя RОА:
ROE =  Дчп * МК * Коб * Rрп                                            (42)
5. Анализ деловой активности
Для анализа деловой активностимогут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основными из них являются показатели:
­        фондоотдачи – отношение выручки от реализации к стоимости основных средств или только их активной части (6).
Изменение выручки от реализации под влиянием изменения фондоотдачи и стоимости основных средств следующее:
ΔРП=Σf1Е1 / Σf0Е0                         ΔРП = Σf1Е1 — Σf0Е0                            (7)
На изменение показателя фондоотдачи оказывают влияние такие факторы, как доля активной части в общем объеме основных фондов и фондоотдача активной части основных фондов
                               f = BР / Fа * Fа / F                                                     (8)
 Изменение фондоотдачи под совокупным влиянием этих факторов
следующее:
                              Δf = fа1 * da1 / fа0 * da0                                                (9)
­        Фондоемкость – выражение, обратное показателю фондоотдачи.
Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги. На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего и внутреннего характера. К числу первых следует
отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия, экономическую ситуацию в стране и связанные с ней условия хозяйствования. К внутренним факторам относится ценовая политика предприятия, структура активов, методика оценки запасов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Оценка оборачиваемости активов дает возможность определить факторы, влияющие на скорость оборота капитала, вложенного в основную деятельность предприятия.
Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются следующие показатели:
­        Коэффициент оборачиваемости текущих активов, который
рассчитывается, как отношение выручки от реализации к стоимости текущих активов (10).
­        Период оборачиваемости текущих активов рассчитывается как отношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости (11).
­        Коэффициент закрепления определяется отношением оборотного капитала к выручке от реализации (12).
­        Величина высвобождения оборотного капитала рассчитывается по следующей формуле:
                        ΔСО = СО1 — СО0* Кур,                                                 (13)
где ΔСО — величина экономии (-) или привлечения (+) оборотного капитала;
СО1, СО0 — оборотный капитал в текущем и базисном периодах;
Кур — коэффициент роста выручки (в относительных единицах).
­        Величину прироста объема реализованной продукции за счет ускорения оборачиваемости оборотного капитала можно определить, применяя метод цепных подстановок:
                            ΔVр = (К1 — К0) * СО1,                                                 (14)
где К1, К0 — коэффициенты оборачиваемости оборотного капитала за отчетный и базовый периоды;
СО1 — оборотный капитал в отчетном периоде
­        Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли можно рассчитать по формуле:
ΔР = Р0* ( К1 / К0 ) -  Р0 ,                                          (15)
где ΔР — прибыль в базисном периоде (балансовая прибыль по форме №2).
К обобщающим показателям от­носятся следующие показатели:
­        Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансирован­ного капитала).
­        Коэффициент устойчивости экономического роста. рассчитывается как отношение суммы собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме активов (36);
­        коэффициент обеспеченности внеоборотных активов собственным капиталом рассчитывается как отношение внеоборотного капитала к собственному (32);
­        соотношение оборотного и внеоборотного капитала. Оно показывает
изменение структуры имущества в разрезе его основных групп;
­        коэффициент маневренности собственного капитала. Рассчитывается как отношение собственного оборотного капитала  к сумме собственного капитала (33);
­        уровень чистого оборотного капитала рассчитывается как отношение чистого оборотного капитала к общей величине активов (34);
Итак, в первой главе приведены теоретические основы финансового анализа, который является частью общего экономического анализа, который состоит из двух разделов — финансового и управленческого анализа. Было дано определение финансового анализа, его цели, задачи, предмет и объект. Произведено сравнение его двух взаимодополняемых разделов. Дано содержание экономического анализа, его цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены в процессе исследования, объект и субъект.
Были также изучены информационная и нормативно-правовая база финансового анализа, перечислены требования, которым должна отвечать информация, определенные ограничения, которые должны соблюдаться при формировании отчетной информации, документы, входящие в бухгалтерскую отчетность и основные нормативные акты в области бухгалтерского учета.
Также в первой главе приведены современные методы и приемы финансового анализа, по которым выполнен анализ финансового состояния МТПП «Фармация» и его этапы.

2. Оценка финансового состояния МТПП «Фармация» 2.1 Технико — экономическая характеристика МТПП «Фармация» Муниципальное территориальное производственное предприятие «Фармация» является унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Руководитель предприятия Волкова Кира Георгиевна
Главный бухгалтер — Мухина Валентина Сергеевна
Юридический адрес: 162622 Вологодская область, г. Череповец, ул. Набережная, дом 39.
Адрес постоянно действующего исполнительного органа: г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, дом 36.
Предприятие зарегистрировано Постановлением Мэрии г. Череповца №1346 от 05.11.1993 г., с изменениями и дополнениями Постановлением
Мэрии №1385 от 26.07.1994 г. Собственником имущества предприятия
является Комитет по управлению имуществом Мэрии г. Череповца.
Финансирование осуществляется за счет собственных средств предприятия.
МТПП «Фармация» осуществляет свою деятельность в сфере реализации лекарственных средств населению на территории г. Череповца и Череповецкого района на основании лицензии А 478454 № 150-97, выданной Комиссией по лицензированию и аккредитации медицинской и
фармацевтической деятельности Администрации Вологодской области. Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с Положениями о бухгалтерском учете и отчетности и Учетной политикой предприятия. Бухгалтерская отчетность содержит данные о состоянии средств предприятия и их источниках — собственных и заемных, размере основных и оборотных средств, в том числе и денежных, дебиторской и кредиторской задолженности, балансовой и нераспределенной прибыли.
Основные направления деятельности МТПП «Фармация»:
­        закуп, получение, хранение и реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
­        изготовление всех видов лекарственных форм, разрешенных к изготовлению в условиях аптеки по утвержденным стандартам аптечной технологии, контроль качества выпускаемой продукции, изготовление очковой оптики;
­        обеспечение аптечных работников, врачей, населения города фармацевтической информацией;
­        реализация пищевых добавок, косметической продукции, детских товаров.
Реализация продукции осуществляется через торговую сеть предприятия, включающей в себя: два магазина «Оптика», 15 аптек в г. Череповце, а также 9 аптек, расположенных в Череповецком районе. Предприятие осуществляет как розничную, так и оптовую торговлю.
МТПП «Фармация» реализует готовые лекарственные препараты, косметическую продукцию, детские товары, пищевые добавки, закупаемые у предприятий-изготовителей, а также медикаменты и очковую продукцию собственного производства. Производство медикаментов и очковой оптики осуществляется по заявкам ЛПУ и индивидуальным рецептам населения.
МТПП «Фармация» на протяжении многих лет было единственным предприятием в г. Череповце, которое занималось производством и реализацией лекарственных препаратов.
 МТПП «Фармация» является крупнейшим среди них по объему реализации лекарственных средств и очковой оптики и единственным в городе, имеющим лицензию по производству лекарственных средств и медикаментов.
Уставный капитал предприятия составляет 7 тыс. руб. Среднесписочная численность на конец 2005 года составляла 405 человек, в том числе провизоры  фармацевты 132, вспомогательный персонал — 137, служащие — 56, администрация — 6.
Основным показателем, характеризующим размеры предприятия является объем реализованной продукции, который в 2004 г. составлял 106813 тыс. руб., а в 2005 г. — 129635 тыс. руб. Оптовая реализация составляет 65,4% от общего объема реализованной продукции, а розничная — 34,6%. Согласно учетной политики предприятия для целей налогообложения предприятие определяет выручку от реализации продукции в момент ее отгрузки.
МТПП «Фармация» Доля продукции собственного производства в среднем составляет 33,9% от общего объема реализации. Однако, согласно прогнозам, дальнейшее развитие собственного производства связано с трудностями, обусловленными ограниченностью спроса на продукцию, изготавливаемую аптеками, поэтому изготовление лекарственных средств осуществляется по заказам ЛПУ и рецептам врачей.
По сравнению с конкурирующими фирмами МТПП «Фармация» устанавливает цены на товар на среднем уровне. Конкурентоспособность товара достаточно высокая в связи с тем, что предприятие уделяет большое внимание качеству продукции: проверяет сертификаты качества у закупаемого товара и проводит лабораторные исследования продукции собственного производства. Основными направлениями в области развития объема продаж на предприятии являются:
­        совершенствование организации торговли;
­        совершенствование сервисного обслуживания покупателей;
­        реклама продукции.
2.2 Анализ имущественного положения предприятия Для оценки имущественного положения предприятия с начала получим общее представление об имеющих место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений. Воспользуемся  основными методами вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности и с помощью расчетных коэффициентов.
Таблица 1. Аналитическая группировка и анализ статей актива баланса за 2005 г.
Статьи актива баланса
На начало периода
На конец периода
Абсолютное отклонение, тыс.руб
Темп роста, %
Сумма,
тыс.руб
Уд.вес %
Сумма,
тыс.руб.
Уд.вес, %
1.Внеоборотные активы, в т.ч.
1359
6,51
1663
6,94
304
122,37
Нематериальные активы
29
0,14
16
0,07
-13
55,17(50)
Основные средства
1202
5,76
1492
6,23
290
124,13
Незавершенное строительство


27
0,11
27

Долгосрочные
финансовые вложения
128
0,61
128
0,53

100
2. Оборотные активы, в т.ч.
19504
93,48
22285
93,06
2781
114,26
Запасы
12701
60,88
13058
54,53
357
102,81
НДС
3
0,014
2
0,01
-1
66,67
ДЗ (долгосрочная)






ДЗ(краткосрочная)
2220
10,64
4121
17,21
1901
185,63
Краткосрочные
финансовые вложения






Денежные средства
4580
21,95
5104
21,31
524
111,44
Стоимость имущества
20863
100
23948
100
3085
114,79
Выручка от реализации
106813

129635

22822
121,37
Темп роста выручки от реализации за 2005 год составил 121,37%, а темп роста валюты баланса — 114,77%. Более высокий темп роста выручки от реализации по сравнению с темпом роста стоимости имущества свидетельствует о рациональном регулировании предприятием своих активов.
В нашем примере удельный вес внеоборотных активов в общей стоимости имущества составляет 6,94%, а оборотных активов
— 93,06%. Такое соотношение является совершенно приемлемым, если учесть, что предприятие занимается преимущественно торговой деятельностью.
Из таблицы 1 видно, что за отчетный год структура активов анализируемого предприятия практически не изменилась, однако, в разрезе
статей баланса произошли некоторые изменения.
Стоимость внеоборотного капитала увеличилась на 304 тыс. руб., что составляет 22,37%. Это произошло за счет увеличения стоимости основных средств на 24,13%. Вместе с тем наблюдается снижение стоимости нематериальных активов на 13 тыс. руб., что свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.
Стоимость долгосрочных финансовых вложений за анализируемый период не изменилась, хотя их удельный вес в общей стоимости активов уменьшился на 0,08%, это произошло за счет увеличения общей стоимости имущества. Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений предприятия.
На конец отчетного периода появился такой показатель, как
незавершенное строительство не участвует в производственном обороте и при определенных условиях увеличение его доли может негативно сказаться на результативности финансовой деятельности предприятия.
Одним из важнейших факторов является эффективность использования основных средств.
Таблица 2. Анализ состава, структуры и динамики основных средств
Показатели
Остаток на начало периода
Поступило тыс.руб.
Выбыло
тыс.руб.
Остаток на конец года, тыс.руб.
Изменения за период
(+,-)
Темп роста, %
Основные средства, в т.ч.
Здания
482
91

573
+ 81
118,88
Машины в оборудование
401
54
4
451
+ 50
112,47
Транспортные средства
411


411

100
Произв. в хоз.инвентарь
1209
350
2
1557
+ 348
128,78
ИТОГО осн. ср-в, в т.ч.
2503
495
6
2992
+ 489
119,54
Производственных
2503
495
6
2992
+489
119,54
Непроизводственных





Амортизация
1301


1500
+199

Из таблицы 2 следует, что на анализируемом предприятии стоимость основных средств возросла на 489 тыс. руб., темп роста составляет 119,54%. Увеличение произошло за счет вложения капитала в здания, оборудование и производственный инвентарь.
По данным таблицы 2 рассчитаем следующие показатели:
1.          доля активной части основных фондов
на начало периода = (401+411)/2503*100% = 32%
на конец периода = (451+411)/2992*100% = 29%
В нашем примере произошло уменьшение доли активной части в общей стоимости основных средств.
2.          коэффициент поступления рассчитаем по формуле (1): 
Кпост  = 495 / 2992 = 0,17
13% составляют поступившие основные средства.
3.          коэффициент обновления (2): 
Кобн  = 386,99 / 2992 = 0,13
Это означает, что 13% из всех имеющихся составляют новые основные средства.
4.          коэффициент выбытия (3):   
Квыб = 6 / 2503 = 0,002
В отчетном периоде лишь 0,2 % основных средств выбыло по различным причинам. Это свидетельствует о том, что на предприятии используются основные средства с низким уровнем морального и материального износа.
5.          коэффициент прироста (4):
Кприроста = 489 / 2503 = 0,20
За отчетный период уровень прироста основных средств составил 20%.
6.          Коэффициент износа  (5):
Ки = 1500 / 2992 = 0,50
Это означает, что 50 % стоимости основных средств подлежит списанию на затраты в последующих периодах.
7. Коэффициент годности является обратным дополнением коэффициент износа и также составит 50 %.
8. Фондоотдача (6)
Фосб= 106813 / 2503 = 42,67 (руб.);   Фосо= 129635 / 2992 = 43,33 (руб.)
Фоактивной частиб = 106813 / 812 = 131,54 (руб.)
Фо актовной частио= 129635 / 862 = 150,39 (руб.)
За отчетный период фондоотдача основных средств увеличилась на 0,66 руб. и показывает, что на конец периода на каждый рубль основных средств приходится 43,33 руб. выручки от реализации.
С помощью индекса фондоотдачи и индекса стоимости основных фондов мы можем определить влияние экстенсивного фактора (объема основных фондов) и интенсивного фактора (фондоотдачи) на изменение объема реализованной продукции.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 3. Показатели эффективности использования основных фондов
Показатели
Обозначение
2004 год
2005 год
Стоимость основных фондов (тыс.руб)
F
2503
2992
Стоимость акт. части осн. фондов (тыс.руб)
Fa
812
862
Доля акт. части в общем объеме осн. фондов

0,32
0,29
Фондоотдача основных фондов (руб.)
Ф
42,67
43,33
Фондоотдача акт. части осн. фондов (руб.)
Fa
131,54
150,39
Выручка от реализации продукции (тыс.руб)
ВР
106813
129635
Изменение выручки от реализации по формулам (7) под влиянием изменения фондоотдачи и стоимости основных средств:
ΔРП = 129635/106813 = 1,21;     ΔРП = 129635-106813 =22822
­        в том числе за счет изменения фондоотдачи
ΔРП = 129635 / (42,67 * 2992) = 1,015;    ΔРП = 129635 — 127669 = 1966
­        за счет изменения стоимости основных средств
ΔРП =(42,67 * 2992) / 106813 = 1,195;     ΔРП = 127669 — 106813 = 20856
Таким образом, изменение объема выручки от реализации под совокупным влиянием фондоотдачи и стоимости основных средств составляет 13%. За счет увеличения фондоотдачи выручка от реализации увеличилась на 1,5%, что составляет 1966 тыс. руб., а за счет прироста стоимости основных фондов — на 19,5%, что составляет 20856 тыс. руб.
Доля активной части в общем объеме основных фондов (8):
На начало года:  f = 106813 / 812 * 812 / 2503 = 42,67
На конец года: f = 129635 / 862 * 862 / 2992 = 43,33
Изменение фондоотдачи под совокупным влиянием этих факторов (9):
Δf = 150,39 * 0,29 / 131,54 * 0,32 = 1,015;    Δf = 43,33 — 42,67 = 0,66
­        за счет увеличения фондоотдачи активной части основных фондов:
Δf = 43,33 / 131,54 * 0,29 = 1,136;    Δf = 43,33 — 38,15 = 5,18
­        за счет снижения доли активной части в общем объеме основных фондов:
Δf = 13 1,54 * 0,29 / 42,67 = 0,89;      Δf = 38,15 — 42,67 = — 4,52
Таким образом, доля активной части в общем объеме основных фондов на конец года увеличилась на 0,66. Абсолютное изменение фондоотдачи под совокупным влиянием факторов составило 0,66 руб., в том числе за счет увеличения фондоотдачи активной части основных фондов общая фондоотдача возросла на 13,6%, что составляет 5,18 руб., а вследствие снижения доли активной части основных фондов — уменьшилась на 11%, что составляет 4,52 руб. Повышение фондоотдачи активной части основных фондов обусловлено применением новейших технологий и современного оборудования.
9. Рассчитывается фондоемкость (обратное показателю фондоотдачи):
Фе в базисном периоде = 2503 / 106813 = 0,02
Фе в отчетном периоде = 2992 / 129635 = 0,02
Данные свидетельствуют, что в анализируемом периоде на 1 руб. реализованной продукции приходится 0,02 руб. стоимости основных средств. Чем больше фондоемкость, тем меньше эффективность использования основных фондов. Как видно из нашего примера, фондоемкость осталась неизменна.
Для оценки оборачиваемости оборотного капитала рассчитаем следующие показатели, используя формулы (10-15):
1. Коэффициент оборачиваемости текущих активов:
Коборб = 106813 / 19504 = 5,5;     Коборо = 129635 / 22285 = 5,8
2. Период оборачиваемости текущих активов:
Т0 = 365 / 5,5 = 66,4 (дн.);    Т1 = 365 / 5,8 = 62,9 (дн.)
Таким образом, из приведенных данных видно, что скорость
оборачиваемости оборотных активов увеличилась на 0,3, что повлекло за собой уменьшение периода обращения текущих активов на 3,5 дня.
3. Коэффициент закрепления:
Кзб = 19504 / 106813 = 0,18;   Кзо  = 22285 / 129635 = 0,17
Расчет коэффициента закрепления показывает, что в базисном периоде на 1 руб. реализованной продукции потребовалось 0,18 руб. оборотных средств, а в текущем периоде 0,17 руб. Данное снижение – весьма положительная тенденция, так как чем меньше величина коэффициента закрепления, тем более эффективно используется оборотный капитал.
Величина высвобождения оборотного капитала рассчитывается по следующей формуле (4):
ΔСО  = 22285 — 19504* 1,2 = -1119,8 (тыс. руб)
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что экономия оборотных средств вследствие ускорения оборачиваемости текущих активов составляет 1119,8 тыс. руб.
Величина прироста объема реализованной продукции за счет ускорения оборачиваемости оборотного капитала (5):
ΔVр = (5,8 — 5,5) * 22285 = 6685,5 (тыс. руб)
То есть за счет ускорения оборачиваемости оборотного капитала объем реализованной продукции увеличился на 6685,5 тыс. руб.
Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли (6): 
ΔР = 9659 * (5,8/5,5) — 9659 = 526,9 (тыс. руб)
Таким образом, под влиянием ускорения оборачиваемости оборотного капитала балансовая прибыль увеличилась на 526,9 тыс. руб.
Таблица 4. Аналитическая группировка и анализ статей пассива баланса
Наименование
статей пассива баланса
На начало периода
На конец периода
Абс. Изм.
(+,-)
ТТемпы роста, %
Сумма, тыс.руб
Уд.вес, %
Сумма, тыс.руб.
Уд.вес, %
Собств. капитал, в т.ч.
15243
73,06
19891
83,06
+4648
130,49
1. уставный капитал
7
0,03
7
0,03

100
2. добавочный капитал
859
4,12
859
3,59

100
3. резервный капитал
22
0,11
22
0,09

100
4.фонд соц. сферы
205
0,98
205
0,86

100
5. нераспред. прибыль
14150
67,82
18798
78,49
+4648
132,85
Заемный капитал, в т.ч
5620
26,94
4057
16,94
-1563
72,19
кредиторская зад-ть
5558
26,64
4003
16,72
-1555
72,02
доходы будущих пер-в
62
0,3
54
0,22
-8
87,1
валюта баланса
20863
100
23948
100
+3085
114,8
       
По данным таблицы 4 можно сделать вывод, что основным источником формирования имущества предприятия является собственный капитал, доля которого составляет 83,06% в общем объеме источников средств. За отчетный год собственный капитал увеличился на 4640 тыс. руб. Это произошло не за счет увеличения инвестированного капитала, а за счет накопленного капитала, а именно увеличения такой статьи, как нераспределенная прибыль.
Доля заемных средств составляет лишь 16,94% от общего итога. В течение 2005 года изменение заемный капитала составляет -1563 тыс. руб. Долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов в базисном и отчетном периодах предприятием не привлекалось, вероятно, это обусловлено наличием достаточного объема собственного капитала.
В состав заемного капитала входит краткосрочная кредиторская задолженность, которая за отчетный год уменьшилась на 1555 тыс. руб. и составляет на конец периода 4003 тыс. руб. Таким образом, финансирование на данном предприятии происходит за счет собственных источников, а именно прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности.
Чистый оборотный капитал:
ЧОК0= 19504 — 5558 = 13946 (тыс. руб);
ЧОК1 = 22285 — 4003 = 18282 (тыс. руб)
За текущий период величина чистого оборотного капитала увеличилась на 4336 тыс. руб. Увеличение этого показателя свидетельствует о ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.
Предприятие не имеет ни долгосрочной, ни просроченной дебиторской задолженности, отсюда следует, что руководство предприятия ведет рациональную политику по предоставлению отсрочки платежей для различных дебиторов.
Таблица 5. Анализ состава и структуры краткосрочной дебиторской задолженности
Показатели
Остаток на начало периода
Возникло обязательств
Погашено обязательств
Остаток
на конец периода
Изменение
(+,-)
Краткосрочная ДЗ, тыс. руб.
2220
4121
2220
4121
+1901
1)         коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (16):
К0 = 106813 / 2220 = 48,11;   К1 = 129635 / 4121 = 31,46
В анализируемом периоде коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности снизился на 16,65, данный факт является настораживающим, так как увеличение суммы оборотных средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность может негативно повлиять на платежеспособность предприятия.
2)         период погашения дебиторской задолженности (17):
Т0= 365 / 48,11 = 7,59 (дн.);   Т1 = 365 / 31,46 = 11,6 (дн.)
В среднем срок расчетов покупателей и заказчиков за приобретенные товары составляет 11,6 дня. За отчетный период срок погашения дебиторской задолженности увеличился на 4,01 дня. Руководству предприятия необходимо принять меры по ужесточению политики расчетов с различными дебиторами, особенно с такими, у которых задолженность высока.
3)         доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов
Д0= 2220/19504 * 100 = 11%;    Д1= 4121/22285 * 100 = 18%
За анализируемый период на 18% оборотные активы состоят из дебиторской задолженности. Увеличение данного показателя за отчетный год на 7% свидетельствует об ухудшении «качества» оборотных активов.
Таблица 6. Анализ состава и структуры кредиторской задолженности
Показатели
Остаток на начало
Возникло обязательств
Погашено обязательств
Остаток на конец
Изменение
(+,-)
КЗ краткосрочная, тыс.руб.
5558
4003
5558
4003
-1555
Вся имеющаяся кредиторская задолженность является краткосрочной и не просроченной.
Уменьшение кредиторской задолженности на 1555 тыс. руб. свидетельствует об улучшении платежной дисциплины на предприятии.
1)         коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
К0= 106813 / 5558 = 19,2;   К1 = 129635 / 4003 = 32,4
2)         период погашения кредиторской задолженности
Т0= 365 / 19,2 = 19,01;    Т1 = 365 / 32,4 = 11,3
Увеличение коэффициента оборачиваемости на 13,2 раза повлекло за собой сокращение периода погашения кредиторской задолженности на 7,71 дня, который на конец отчетного периода составил 11,3 дня.
3) доля кредиторской задолженности в общем объеме текущих пассивов
Д0= 5558 / 5558 * 100 = 100%;    Д1 = 4003 / 4003 * 100 = 100%
Данные свидетельствуют, что текущие пассивы предприятия на 100% состоят из краткосрочной кредиторской задолженности.
Коэффициент соотношения оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности:
К0= 48,11 / 19,2  = 2,5;    К1 = 3 1,46 / 32,4 = 0,97
Дебиторская задолженность превышает кредиторскую, это свидетельствует от иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность, что может создать угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных средств.
За отчетный год ситуация изменилась коренным образом. Если в базисном периоде скорость оборота дебиторской задолженности в 2,5 раза превышала скорость оборота кредиторской задолженности, то в отчетном периоде эти обе скорости практически равны.
2.3 Анализ ликвидности предприятия Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывания ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Таблица 7. Анализ ликвидности баланса МТПП «Фармация»
Актив
2005 год
Пассив
2005 год
Платежный изл. (+), недост. (-)
На начало года,
тыс.руб.
На
конец года, тыс.руб.
На
начало года, тыс.руб.
На
конец года, тыс.руб.
На
начало года, тыс.руб.
На
конец
года, тыс.руб
1.Наиболее ликвидные (А1)
4580
5104
1.Ниболее срочные об-ва (П1)
5558
4003
-978
+1101
2. Легко-реализуемые (А2)
14077
16231
2.Краткосрочные пассивы (П2)


+14077
+16231
3. Медленно- реализуемые (А3)
847
950
3.Долгосрочные пассивы (П3)


+847
+950
4. Трудно- реализуемые (А4)
1359
1663
4.Постоянные пассивы (П4)
15305
19945
+13946
+18282
Валюта баланса
20863
23948
Валюта баланса
20863
23948


Данные таблицы 7 свидетельствуют, что на конец 2005 года баланс МТПП «Фармация» является абсолютно ликвидным, так как все необходимые соотношения выполняются.
Далее вычислим следующие показатели по формулам (18-29):
1) коэффициент общей ликвидности:
К0 = 19504 / 5558 = 3,5;   К1 = 22285 / 4003 = 5,6
Текущие активы покрывают краткосрочные обязательства в 3,5 раза в базисном периоде и в 5,6 раза — в отчетном.
2) коэффициент текущей ликвидности. Значение коэффициентов общей и текущей ликвидности совпадают, так как отсутствует дебиторская задолженность, платежи по которой наступят более чем через 12 месяцев.
3) коэффициент срочной ликвидности:
К0= (4580 + 2220) / 5558 = 1,2;    К1 = (5104 + 4122) / 4003 = 2,3
Увеличение данного коэффициента в динамике говорит об улучшении платежеспособности предприятия.
4) коэффициент абсолютной ликвидности:
К0 = 4580 / 5558 = 0,8;    К1 = 5104 / 4003 = 1,3
В базисном периоде только 80% краткосрочных обязательств могли быть погашены немедленно, а в текущем периоде при увеличении данного коэффициент на 0,5 краткосрочные обязательства могут быть погашены немедленно в полном объеме.
5) ликвидность средств в обращении:
К0 = 6800 / 19504 = 0,3;    К1 = 9226 / 22285 = 0,4
Согласно рассчитанным коэффициентам, доля наиболее ликвидной части активов в составе оборотного капитала увеличилась с 0,3 до 0,4.
6) коэффициент материального покрытия:
К0= 12704 / 5558 = 2,3;    К1 = 13060 / 4003 = 3,3
Стоимость материальных запасов в базисном периоде в 2,3 раза превышает краткосрочные обязательства, а в отчетном периоде в 3,3 раза.
Сведем показатели в общую таблицу 8:
Таблица 8. Показатели ликвидности
Показатели
На начало периода
На конец периода
Изменения
Рекомендуемые показатели
Коэф. общей ликвидности
3,5
5,6
+2,1
> 1,0
Коэф. текущей ликвидности
3,5
5,6
+2,1
> 1,0
Коэф. срочной ликвидности
1,2
2,3
+1,1
> 0,3
Коэф. абсолютной ликвидности
0,8
1,3
+0,5
0,3-0,5
Ликвидность средств в обращении
0,3
0,4
+0,1
0,6-0,9
Коэф. материального покрытия
2,3
3,3
+1,0
0,3
Как видно из таблицы 8 на анализируемом предприятии коэффициенты ликвидности выше рекомендуемых, при этом их величина имеет тенденцию к увеличению на конец периода, поэтому МТПП «Фармация» можно охарактеризовать как высоколиквидное. С экономической точки зрения это означает, что всю имеющуюся задолженность предприятие сможет погасить в короткий срок и в полном объеме.
Величина собственного оборотного капитала:
СОК0=19504 — 5558=13946(тыс. руб);    СОК1=22285 — 4003 =18282(тыс. руб)
Маневренность собственного оборотного капитала:
М0= 4580 / 13946 = 0,33;    М1 = 5104 / 18282 = 0,28
Доля оборотных средств в активах:
    продолжение
--PAGE_BREAK--Д0= 19504 / 20863 = 0,93;    д1 = 22285 / 23948 = 0,93
Доля собственного оборотного капитала в общей сумме текущих активов:
Д0= 13946 / 19504 = 0,72;    Д1 = 18282 / 22285 = 0,82
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов:
Д0 = 13946 / 12704 = 1,10;    Д1 = 18228 / 13060 = 1,4
Коэффициент покрытия запасов:
К0= 17215 / 12704 = 1,36;    К1 = 19295 / 13060 = 1,48
Таблица 9. Сводная таблица показателей ликвидности предприятия
Показатели
На начало года
На конец года
Изменение
Собственный оборотный капитал
13946
18282
+4336
Маневренность собственного оборотного капитала
0,33
0,28
-0,05
Доля оборотных средств в активах, %
93
93

доля собственных оборотных средств в общей сумме оборотных активов, %
72
82
+10
доля собственных оборотных средств в покрытии запасов, %
110
140
+30
Коэффициент покрытия запасов
1,36
1,48
+0,12
Как видно из таблицы 9 величина собственного оборотного капитала за отчетный год увеличилась на 4336 тыс. руб. данная тенденция является безусловно положительной для развития предприятия.
Исходя из полученного результата, можно сделать вывод, что предприятию частично не хватает свободных денежных средств, удовлетворяющих ежедневную потребность, но предприятие в состоянии покрыть запасы собственным оборотным капиталом.
Коэффициент покрытия запасов также имеет тенденцию к увеличению, что еще раз подтверждает стабильное платежеспособное положение предприятия.
2.4 Анализ финансовой устойчивости Рассчитаем и дадим оценку следующим показателям по формулам (30-37):
­        коэффициент автономии (коэффициент независимости):
Ка0 = 15305 / 20863 = 0,73 или 73%;    Ка1 = 19945 / 23948 = 0,83 или 83%
­        коэффициент задолженности:
Кз0= 5558 / 15305 = 0,36 или 36%;   Кз1 = 4003 / 19945 = 0,2 или 20%
­        коэффициент обеспеченности внеоборотных активов собственным капиталом:
Ко0= 1359 / 15305 = 0,09 или 9%;    Ко1 = 1663 / 19945 = 0,08 или 8%
­        соотношение оборотного и внеоборотного капитала:
К0= 19504 / 1359 = 14,35;    К1 = 22285 / 1663 = 13,4
­        коэффициент маневренности собственного капитала:
Км0= 13946 / 15305 = 0,91 или 91%;    Км1 = 18282 / 19945 = 0,92 или 92%
­        уровень чистого оборотного капитала:
У0 = 13946 / 20863 = 0,67;   У1 = 18282 / 23948 = 0,76
­        уровень инвестированного капитала:
У0 = 128 / 20863 = 0,006;   У1 = 128 / 23948 = 0,005
­        коэффициент финансовой устойчивости финансирования:
Кфу0= 15305 / 20863 = 0,73;    Кфу1 = 19945 / 23948 = 0,83
­        уровень функционирующего капитала:
У0= 20735 / 20863 = 0,99;   У1= 23820 / 23 948 = 0,99

Таблица 10. Сравнительная оценка коэффициентов финансовой устойчивости
Показатели
Нормативные
На начало
периода
На конец
периода
Коэф. автономии
> 0,3
0,73
0,83
Коэф. задолженности

0,36
0,2
Коэф. обеспеченности внеоб. акт. собственным капиталом

0,09
0,08
Соотношение оборотного и внеоборотного капитала
> 2
14,35
13,4
Коэф. маневренности собственного капитала
> 0,5
0,91
0,92
Уровень чистого оборотного капитала
0,1
0,67
0,76
Таким образом, согласно данным таблицы 10 все полученные коэффициенты значительно превышают нормативные. Следовательно, финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать, как абсолютно устойчивое.
2.5 Анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия Рассчитаем следующие показатели, используя формулы (37-41):
Эффективность использования капитала:
Эф0= 9659 / 17735  = 0,54 (руб.);    Эф1 = 9121 / 22405,5 = 0,41 (руб.)
Данные свидетельствуют, что в базисном периоде на 1 рубль вложенного капитала получено 0,54 руб. прибыли, а в отчетном периоде — 0,41 руб. Уменьшение данного показателя свидетельствует о снижении эффективности использования капитала.
Коэффициент оборачиваемости:
К0= 106813 / 17735 = 6,02;   К1 = 129635 / 22405,5 = 5,79
Согласно данных в нашем примере оборачиваемость капитала
уменьшилась, что, несомненно, является негативной тенденцией.
Взаимосвязь между показателями рентабельности совокупного капитала и его оборачиваемостью:
9121 / 22405,5 = 9121 / 129635 * 129635 / 22405,5
0,41 = 0,41
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности капитала можно произвести методом абсолютных разниц:
­        за счет коэффициента оборачиваемости капитала:
                                   Δ ROA = (5,79 — 6,02) * 0,09 = -0,021
­        за счет рентабельности оборота:
ROA  = 5,79 * (0,07-0,09) = -0,1 16
Таблица 11. Показатели эффективности использования капитала
Показатели
2004 год
2005 год
Балансовая прибыль, тыс. руб.
9659
9121
Выручка от реализации, тыс. руб.
106813
129635
Среднегодовая стоимость капитала, тыс. руб.
17735
22405,5
Рентабельность капитала, %
54
41
Рентабельность оборота, %
9
7
Коэффициент оборачиваемости капитала
6,02
5,79
Таким образом, рентабельность капитала за анализируемый период на данном предприятии уменьшилась на 13%, в том числе из-за снижения рентабельности продаж рентабельность капитала уменьшилась на 11 %, а за счет снижения коэффициента оборачиваемости — на 2%.
Таблица 12. Сравнительная оценка эффективности использования капитала
Наименование
Уровень показателя
Коб
Rоб
RОА
Среднестатистические
данные
10
3
30
МТПП «Фармация»
5,79
7
41
Можно сделать вывод, что рентабельность капитала на данном предприятии очень высокая и это достигается высоким уровнем рентабельности продаж. Если руководство предприятия уделит должное внимание увеличению оборачиваемости капитала, то финансовое положение МТПП «Фармация» будет еще более устойчиво.
Анализируя эффективность функционирования предприятия необходимо провести факторный анализ доходности собственного капитала по формуле (14).
Таблица 13. Исходные данные для анализа рентабельности собственного капитала
Показатели
2004 год
2005 год
Изменения
Балансовая прибыль, тыс.руб.
9659
9121
-538
Налог па прибыль, тыс.руб
3205
4115
+910
Чистая прибыль, тыс.руб.
6454
5006
-1448
Удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли
0,67
0,55
-0,12
Чистая выручка от всех видов продаж, тыс.руб
106813
129635
+22822
Среднегодовая сумма совокупного капитала, тыс. руб
17735
22405,5
+4670,5
В том числе собственного капитала, тыс. руб.
12185,5
17625
+5439,5
Рентабельность продаж до уплаты налогов, %
9,04
7,03
-2,01
Коэффициент оборачиваемости капитала
6,02
5,79
-0,23
Мультипликатор капитала
1,455
1,271
-0,184
Рентабельность собств. капитала после уплаты налогов (ROE), %
53
28
-25
Общее изменение рентабельности собственного капитала составляет -25%, в том числе за счет изменения по формуле (42):
­        удельного веса чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли
Δ ROЕ = 0,12*1,455*6,02*9,04 = -9,5%
­        мультипликатора капитала
Δ ROЕ = 0,55 *(-0,184)*6,02*9,04 = -5,5%
­        оборачиваемости капитала
Δ ROЕ = 0,55*1,271*(0,23)*9,04 = -1,45%
­        рентабельности продаж
Δ ROЕ = 0,55*1,271*5,79*(-2,01) = -8,14
Следовательно, доходность собственного капитала уменьшилась под влиянием снижения удельного веса чистой прибыли в общем объеме балансовой прибыли и за счет снижения рентабельности продаж.
 2.6 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия МТПП «Фармация» В целом, финансовое состояние анализируемого предприятия можно охарактеризовать как абсолютно устойчивое. Однако в ходе анализа были выявлены некоторые факты, которые могут в перспективе привести к снижению экономических показателей. В связи с этим приведем следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия:
1.           В части улучшения эффективности использования оборотных средств рекомендуется провести мероприятия по повышению скорости оборачиваемости дебиторской задолженности, так как финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги.
Для этого необходимо:
­        провести инвентаризацию дебиторской задолженности;
­        вести учет дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;
­        определить максимальный объем реализации товаров в рассрочку;
­        проводить систематический анализ дебиторской задолженности.
2. Рекомендуется периодически проводить анализ цен, устанавливаемых на аналогичную продукцию другими фирмами, в целях установления конкурентоспособных цен на товары розничной продажи. Одной из причин являются высокие цены на товары розничной продажи. В условиях насыщенности рынка товаром и большого числа продавцов на первый план выходит ценовая конкуренция.
3. Рекомендуется, в целях увеличения товарооборота расширение розничной торговой сети, а именно увеличение количества торговых точек.
В последнее время происходит резкое расширение розничной торговой сети коммерческими фармацевтическими предприятиями. При этом большой удельный вес в конкурирующих фирмах занимают аптечные пункты, располагающиеся в торговых залах магазинов и в лечебных учреждениях. Ассортимент товара в аптечном пункте состоит из 150-200 наименований готовых лекарственных препаратов, пользующихся наибольшим спросом у населения. С целью увеличения доли рынка и объема реализованной продукции предлагается открыть несколько дополнительных аптечных пунктов, расположенных в разных частях города. Выбор местоположения необходимо сделать с учетом отдаленности от торговых точек фирм-конкурентов.
4. Рекомендуется регулярное проведение рекламной кампании для привлечения внимания потребителей в целях повышения объема реализации продукции.
Одной из слабых сторон МТПП «Фармация», по сравнению с фирмами-конкурентами, является отсутствие рекламы своей продукции. Это очень серьезное упущение, так как реклама один из самых действенных инструментов в попытках предприятия привлечь внимание покупателей к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность. Поскольку у предприятия нет опыта по проведению рекламной кампании, целесообразно привлечь консультанта по рекламе со стороны.
Учитывая специфику торговой деятельности МТПП «Фармация», наиболее действенной будет реклама по местному телевидению и радио. Особенное внимание необходимо уделить информации о продаже новых препаратов, которые рекламируются по центральному телевидению и в прессе.
5. Рекомендуется проводить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности МТПП «Фармация» одним из отрицательных факторов является нехватка стратегически необходимой информации: отсутствие базы данных по состоянию рынка лекарственных средств и отсутствие мониторинга за фирмами-конкурентами. В связи с этим, на предприятии необходимо организовать сбор и анализ необходимой информации и систематизировать поступающие данные. Именно на основе достоверной и оперативной информации должна строиться работа предприятия, направленная на достижение более высоких экономических результатов и укрепление конкурентных позиций.
Основные направления, согласно которым необходимо вести сбор и анализ информации, следующие.
1.          Сведения о последних тенденциях рынка:
­        прогнозы консалтинговых компаний об изменении емкости рынка в предстоящих периодах;
­        рекламные программы фирм-производителей о выведении на рынок новых препаратов;
­        прогнозы об изменениях покупательской способности населения; а прогнозы Госсанэпиднадзора.
2.          Анализ продукции, предлагаемой фирмами-конкурентами:
­        анализ ассортимента;
­        анализ ценовой стратегии;
­        наблюдение за уровнем сервисного обслуживания;
­        анализ финансового состояния фирм-конкурентов, с целью прогнозирования их возможностей вести борьбу за покупательский спрос посредством снижения цен.
3.          Сведения о потребностях покупателей:
­        ретроспективный анализ покупательского спроса на продукцию в зависимости от сезона (проводится в целях предотвращения летнего спада продаж);
­        выявление потребностей покупателей на лекарственные средства и уровень сервисного обслуживания.
Таким образом, своевременное поступление достоверной информации позволит предприятию гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и разрабатывать мероприятия по решению возникающих проблем. Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, направленную на достижение наивысших экономических результатов.
Во втором разделе проведена оценка финансового состояния МТПП «Фармация», в которой дается технико-экономическая характеристика предприятия,  а так же рассмотрены основные финансово-экономические показатели работы предприятия за 2004-2005 годы. На основе методов и методик первой главы проведены анализы имущественного положения предприятия, эффективности и интенсивности использования капитала, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, а также предложены рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия МТПП «Фармация».

Заключение В данной курсовой работе были выполнены следующие задачи:
­        изучение общетеоретических аспектов финансового анализа;
­        изучение информационной и нормативно-правовой базы финансового анализа;
­        изучение современных методов и приемов финансового анализа.
­        выполнен финансового состояния МТПП «Фармация» с использованием таких методов как метод сравнения, графический и табличный метод, а так же метод  факторного анализа.
– даны рекомендации по улучшению финансового состояния данного предприятия.
Результаты выполненной работы даны в приложении 3, которые на основе поставленных задач, позволяют сделать следующие выводы:
­        более высокий темп роста выручки от реализации (121,37%) по сравнению с темпом роста стоимости имущества (114,77%) свидетельствует о рациональном регулировании предприятием своих активов;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.