Введение
В системеэкономического регулирования деятельности организации одно из ключевых местзанимает финансовое планирование, реализуемое на основе планированияпроизводства и реализации, а также контроля за расходованием средств.
Актуальность рассмотренных вопросовсвязанных с финансовым планированием, очевидна в нынешних условиях российскойдействительности. Связано это прежде всего с тем, что современный рынокпредъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижностьпроисходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезногоприменения планирования. В рыночной экономике предприниматели не могут добитьсястабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать своюдеятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состояниицелевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективахи возможностях.
Основной деятельностью любой компанииявляется получение прибыли, а это невозможно без тщательного планирования всехфинансовых ресурсов и процессов предприятия, внешних и внутренних связей. Вусловиях рыночной экономики выживают только те, которые с помощью финансовогопланирования как бы видят на два шага вперед, прогнозируют финансовую ситуациюв зависимости от изменения различных внешних и внутренних факторов. Предприятиязаинтересованы в том, чтобы иметь реальные представления о своих возможностях.Финансовое планирование связано с одной со стороны, с желанием предотвратитьвозможные ошибки в финансовой деятельности, а с другой с тем, чтобыиспользовать все возможности для получения прибыли. В этих целях желательноучитывать последствия инфляции, изменения с ситуации на рынке, нарушениедоговорных обязательств с партнерами и даже возможность изменения политическойситуации. Финансовое планирование помогает своевременно выполнять обязательстваперед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самымзащищая фирму от применения к ней штрафных санкции. Финансовое планированиепредставляет собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателейпо обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и увеличению эффективности еедеятельности на определенном отрезке времени. А также финансовое планированиевоплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных показателей, даетвозможность определить насколько перспективен тот или иной проект. Вбольшинстве развитых стран финансовое планирование поставлено на высокуюнаучную основу, хорошо организовано. Созданы специальные органы, которые,используя прогрессивные методы и эффективную вычислительную технику,разрабатывают бюджет, финансовые планы всех общегосударственных институтов,балансы, обеспечивающие финансирование и результативность намеченных программ.Таки образом, финансовое планирование становится важным элементомгосударственного регулирования общественными процессами. В условиях рынкахвозрастает значимость финансового планирования на микроуровне, поскольку каждыйшаг предприятий, предпринимателей сопряжен с риском, приносит доходы или потерии должен быть предварительно рассчитан, обоснован в разных вариантах, преждечем будет принято решение. От наличия денежных средств, их расходования,финансового положения хозяйствующего субъекта зависит его нормальноефункционирование, конечные результаты, а значит и избежание банкротства. Спомощью финансового планирования прогнозируются доходы, их рациональноераспределение с учетом интересов каждого участника воспроизводственногопроцесса и конечных результатов. Для этого обосновываются финансовыепоказатели, характеризующие движение финансовых ресурсов на разных стадиях ихкругооборота, разрабатываются финансовые балансы.
Объектом исследования является ООО «Болдинский Хлебозавод».
Предметом исследования являетсяфинансовое планирование на предприятии ООО « Болдинский Хлебозавод».
Цель дипломной работы рассмотретьсущность, задачи и содержание финансового планирования; ознакомится с основнымиэлементами финансового планирования и возможностями его совершенствования.
Для достижения поставленных целейнеобходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотретьсущность, задачи и содержание финансового планирования на предприятии;
2. Рассмотреть видыи методы финансового планирования;
3. Проанализироватьосновные технико-экономические показатели по предприятию ООО « БолдинскийХлебозавод».
4. На примерепредприятия ООО « Болдинский Хлебозавод», рассмотреть основные показателифинансовой деятельности предприятия, такие как: ликвидность,платежеспособность, финансовая устойчивость, оборачиваемость оборотных средств,а также показатели деловой активности.
5. Разработатьфинансовый план.
6. Предложить направленияпо совершенствованию финансового планирования на ООО « Болдинский Хлебозавод».
Структурно дипломнаяработа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованнойлитературы.
Первая главатеоретическая. В ней отражено сущность, задачи, виды финансового планированияна предприятии.
Вторая главаметодическая. Проведены методы используемые при финансовом планировании.
Третья глава проектная.Разработаны основные способы улучшения финансового планирования на исследуемомпредприятии.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ1.1 Сущность,задачи и содержание финансового планирования
Финансовоепланирование- (англ, financial planning) — вид управленческой деятельности,связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективноговыполнения им плановых заданий.[1] Различные авторыдают следующие определения понятию финансовое планирование:
О.Н. Лихачева»Финансовое планирование — это процесс анализа финансовой и инвестиционнойполитики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическоеокружение предприятия; процесс принятия решений о допустимом уровне риска ивыборе окончательных вариантов финансовых планов».
И.А Ревинский., РомановаЛ.С. «Финансовое планирование представляет собой процесс разработки мер пообеспечению организации необходимыми ресурсами, повышению эффективности еедеятельности в будущем».
А.И.Балабанов., И.Т.Балабанов«Финансовое планирование — процесс выработки плановых заданий, составленияграфика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ(финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочейсилой, контроль за их исполнением».
Л.Н. Павлова«Финансовое планирование это не что иное, как планирование финансовых ресурсови фондов денежных средств»
Из выше сказанногоможно сделать вывод о том, что целью финансового планирования по моему мнению является,обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования,объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановымизаданиями и конъюнктурой рынка. Финансовое планирование на предприятиивзаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основебизнес-плана. Финансовое планирование представляет собой систему долгосрочных,текущих и оперативных планов. В долгосрочном плане определяют основныефинансовые показатели, дают финансовую оценку изменений стратегического порядкав деятельности предприятия. В текущем плане обеспечивают увязку всех разделовплана предприятия с финансами. При этом финансовое планирование должно игратьактивную роль, не сводясь к обсчету других показателей в денежном выражении.Прежде всего, организуют воздействие финансового планирования напроизводственно-сбытовую сферу с целью разработки плана производства и продажипродукции, обеспечивающего для предприятия наилучшие финансовые результаты.Финансовое планирование охватывает ряд взаимосвязанных этапов (обязательныхусловий (компонентов), необходимых для успешной организации финансовогопланирования)[2]:
-анализ финансовогосостояния предприятия;
-прогнозированиефинансовых условий хозяйствования в планируемом периоде;
-определение финансовыхзадач;
-разработку вариантов,показателей финансового плана и выбор оптимального варианта;
-корректировкуотдельных финансовых показателей в увязке с другими заданиями плана предприятия
-производство,программа, капитальное строительство, техническое развитие и др.);
-доведение заданийплана до подразделений и ответственных исполнителей; организацию учета иконтроль за выполнением плана.
В условиях рынкапредприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять своефинансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, длятого, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобысвоевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами,банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций.Финансовое планирование является важным элементом корпоративного плановогопроцесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, долженбыть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, покрайней мере настолько, насколько это касается его деятельности. Финансовоепланирование охватывает важнейшие стороны финансово — хозяйственнойдеятельности предприятия, обеспечивает необходимый контроль за образованием ииспользованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия дляукрепления финансового состояния предприятия.[3] Важнейшие объектыфинансового планирования: расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг)для составления достоверного баланса доходов и расходов, формирования ираспределения прибыли, текущего и перспективного объема оборотных активов;определение источников прироста норматива собственных оборотных активов ипокрытия их недостатка; расчет амортизационных отчислений; расчет ремонтногофонда; формирование и распределение социальных фондов предприятия; мобилизациявнутренних ресурсов в капитальном строительстве; взаимоотношения с бюджетом ивнебюджетными фондами. Опираясь на расчеты и установленные нормы и нормативы, впроцессе финансового планирования определяют возможные объемы собственныхфинансовых ресурсов на планируемый период. Планирование помогает предотвращатьошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованныхвозможностей. Финансовый план обеспечивает предпринимательский планхозяйствующего субъёкта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние наэкономику предприятия.[4] Происходит этоблагодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовыхпланах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельностис реальными возможностями. В результате корректировки достигаетсяматериально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового планасвязаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны сосновными разделами предпринимательского плана: производством продукции иуслуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления,повышением эффективности производства, капитальным строительством,материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности,экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказываетвоздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредствомвыбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствуетрациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Из выше сказанногоможно определить основные задачи финансового планирования:
·обеспечениенормального воспроизводственного процесса необходимыми источникамифинансирования. При этом огромное значение имеют целевые источникифинансирования, их формирование и использование;
·соблюдение интересовакционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснованиеинвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом,стимулирующим вложение капитала;
·гарантия выполненияобязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками идругими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капиталаприносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи вбюджет.
·выявление резервов имобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и другихдоходов, включая и внереализационные;
·контроль рублём зафинансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Руководство любогопредприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания вобласти экономической деятельности оно может запланировать на следующий период.Группы заинтересованных в деятельности предприятия лиц предъявляют определенныеминимальные требования к результатам его работы. К тому же при планированиинекоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсытребуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, кпланированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличениеакционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.[5]По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрироватьфактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактическиепоказатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетныйконтроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которыеотклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Такимобразом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областяхдеятельности предприятия, намеченные планы выполняются неудовлетворительно.[6]Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что самбюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоихслучаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобыпредпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов илиревизовать положения, на которых основывается бюджет. Разрабатывая финансовыйплан на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до началадеятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того,что разработчикам плана хватит времени для выдвижения и анализа альтернативныхпредложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последниймомент. Финансовое планирование осуществляется посредством составленияфинансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач иобъектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить наперспективные, текущие и оперативные. Для решения проблем финансовогообеспечения нового предприятия имеет значение юридический план, в которомопределяется организационно-правовая форма предприятия и виды деятельности. [7]Такжевключается раздел по оценке рисков и страхованию. Завершающая частьбизнес-плана представляет собой финансовый план, обобщающий все предыдущиеразделы в стоимостном выражении. В нем должны быть отражены данные об объемепродаж и общей прибыли, объеме инвестиций, использовании собственных и заемныхсредств, срок окупаемости вложений, процентное соотношение доходов и расходов,сроки выплаты дивидендов. В состав финансового плана входит план доходов, планрасходов и баланс активов и пассивов фирмы.[8]
Обобщив всевышесказанное, можно сделать вывод о том, что основными задачами финансовогопланирования являются:
-обеспечениенормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение вреальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств,социальное развитие;
-выявление резервов имобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходовпредприятия;
-соблюдение интересовакционеров и инвесторов;
-определениевзаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями;работниками предприятия;
-оптимизация налоговойнагрузки и структуры капитала;
-контроль за финансовымсостоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций;
-обеспечение реальнойсбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия на принципахсамоокупаемости и самофинансирования. Важнейшие объекты финансовогопланирования: расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг) длясоставления достоверного баланса доходов и расходов, формирования ираспределения прибыли, текущего и перспективного объема оборотных активов;определение источников прироста норматива собственных оборотных активов и покрытияих недостатка; расчет амортизационных отчислений; расчет ремонтного фонда;формирование и распределение социальных фондов предприятия; мобилизациявнутренних ресурсов в капитальном строительстве; взаимоотношения с бюджетом ивнебюджетными фондами.
1.2Основные виды финансового планирования
В условиях рыночныхотношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резкоповысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта,при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов.[9]Главным источником производственного и социального развития трудовыхколлективов становится прибыль.[10] Предприятия сталиобладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручкуот реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью,формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимыесредства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансовогорынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первыйплан вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующегосубъекта. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное(стратегическое).
Финансовое планированиена фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку накоторый он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное,текущее и перспективное (стратегическое)[11].Все виды финансовогопланирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определеннойпоследовательности.
Виды финансовогопланирования[12]:
-Перспективное(стратегическое) финансовое планирование
-Текущее финансовоепланирование
-Оперативное финансовоепланирование
Исходной точкойпланирования является прогнозирование основных направлений финансовойдеятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективногопланирования, которое определяет задачи и параметры текущего финансовогопланирования. В свою очередь основа для разработки оперативных финансовыхпланов формируется именно на стадии текущего финансового планирования. Мнекажется, очень важно осознавать тесную взаимосвязь всех видов финансовогопланирования. И то, что с переходом от одного вида планирования к другому цели,задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятсяболее четкими.
Ø Перспективноефинансовое планирование
В современных условияхперспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трехлет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегиипредприятия и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегияпредприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовойдеятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения.Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы,хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.
Процесс формированияфинансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов[13]:
-определение периодареализации стратегии;
-анализ фактороввлияния внешней среды фирмы;
-формированиестратегических целей финансовой деятельности;
-разработка финансовойполитики фирмы;
-разработка системымероприятий по обеспечению финансовой стратегии фирмы;
-оценка разработаннойфинансовой стратегии.
При разработке финансовойстратегии фирмы очень важно четко и изначально честно и правильно определитьпериод реализации стратегии. В наше время достаточно сильно среди маленькихфирм и предприятий распространена практика «фирм однодневок», когда с цельюполучения льгот, ухода от налогов или возможной ответственности предприятиесуществует от силы два — три года, а затем зачастую появляется в том жесоставе, но под другим названием. Большое внимание в процессе формированияфинансовой стратегии должно отводиться анализу факторов внешней среды, изучениюэкономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, ведь зачастуюразличные ошибки и правонарушения совершаются не по злому умыслу, а из-заэлементарного незнания правил, актов, законов. Также важно особое вниманиеуделять изучению факторов риска, отслеживать тенденции, происходящие наинтересующем предприятие сегменте рынка, фиксировать и учитывать колебаниякурса валюты и направление экономического курса страны.
Следующий этапсоставления финансовой стратегии предприятия это формирование стратегическихцелей финансовой деятельности. Главной целью должно стать максимальноеувеличение рыночной стоимости предприятия. Все цели должны быть сформулированынаиболее четко и кратко.[14] Цели должны бытьотражены в конкретных показателях-нормативах.
Обычно в качествестратегических нормативов используют такие как[15]:
-среднегодовой темпроста собственных финансовых ресурсов;
-коэффициентрентабельности собственного капитала фирмы;
-соотношение оборотныхи внеоборотных активов фирмы и т.д.
На основе финансовойстратегии фирмы формируется финансовая политика фирмы по конкретнымнаправлениям финансовой деятельности фирмы: налоговой, амортизационной,дивидендной, эмиссионной и т.п. Далее происходит разработка системы мероприятий,обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, определяются права, обязанностии меры ответственности руководителей отделов и подразделений фирмы зарезультаты реализации финансовой стратегии фирмы. Заключительный этапразработки финансовой стратегии фирмы это оценка эффективности даннойстратегии. Эта оценка должна проводиться по нескольким параметрам:
1.Оценивается,насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегиейфирмы, выявляются возможные не состыковки или противоречия. Уточняется степеньсогласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
2.Оцениваетсясогласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями вовнешней предпринимательской среде.
3.Оценивается гибкостьфинансовой стратегии, то насколько быстро и правильно сможет отреагироватьфирма на возможные резкие изменения во внешней среде.
4.Оцениваетсяреализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваютсявозможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовыхресурсов.
5.Оцениваетсярезультативность финансовой стратегии, то насколько она повлияет на положениефирмы на рынке, повысит ее репутацию, увеличит прибыли и т.д.
Основу перспективногопланирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы наперспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейсяинформации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационнойбазой прогнозов является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.В отличие от планирования перед прогнозированием не стоит задача реализациипрогнозов на практике, так как прогноз это всего лишь возможность предугадатьвариант развития ситуации. Прогнозирование предполагает разработкуальтернативных финансовых показателей и параметров. Их использование принаметившихся и заранее спрогнозированных тенденциях изменений на рынке помогаетопределить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Результатомперспективного финансового планирования является разработка трех основныхфинансовых документов[16]:
-прогноза отчета оприбылях и убытках;
-прогноза движенияденежных средств;
-прогнозабухгалтерского баланса.
Основной целью созданияэтих документов является оценка финансового положения предприятия на конецпланируемого периода. Для составления прогнозных финансовых документов важноправильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для правильнойорганизации производственного процесса, распределения денежных средств,контроля над запасами. Прогноз объема продаж дает представление о том, какуюдолю рынка предприятия предполагает занять. Прогнозы составляются на основеданных о продажах за предыдущие периоды и маркетинговых исследований, в томчисле опросов потенциальных потребителей, изучении тенденций и новых веяний нарынке. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в натуральных единицах.С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величинаполучаемой прибыли в предстоящем периоде, он показывает динамику финансовыхопераций предприятия. Прогноз баланса отражает фиксированную, статистическуюкартину финансового положения предприятия. Прогноз движения денежных средствотражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовойдеятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогнозаповышает эффективность управления денежными потоками. С помощью прогнозадвижения денежных средств можно более точно оценить, сколько потребуетсяденежных средств в определенные периоды, синхронизировать поступление ирасходование денежных средств. После составления этого прогноза определяютстратегию финансирования предприятия. Последовательно определяются источникидолгосрочного финансирования, формируется структура капитала и затрат,выбирается способ наращивания долгосрочного капитала.
Ø Текущеефинансовое планирование
Ведущим финансовымпланом в современных условиях является текущее финансовое планирование. Онразрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой балансдоходов и расходов предприятия, или его бюджет. Текущее планирование финансовойдеятельности является составной частью перспективного плана, оно основываетсяна разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельнымаспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию егопоказателей. Система текущего планирования финансовой деятельности предприятияосновывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике заотдельными аспектами финансовой деятельности. Этот вид финансового планированияхарактеризуется разработкой конкретных видов финансовых планов. Они даютвозможность предприятию определить на текущий период все источникифинансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат,обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активови капитала фирмы на конец планированного периода.
По результатам текущегофинансового планирования разрабатываются три основных документа:
-план движения денежныхсредств;
-план отчета офинансовых результатах;
-план бухгалтерскогобаланса.
Главной цельюразработки этих документов выступает оценка финансового плана предприятия наконец планированного периода. Составления финансового плана используютсяследующие источники информации:
-бухгалтерский балансза 2–3 года, предшествующему планируемому периоду, а также на последнюю датусоставления отчета;
-данные об объемепроизводства;
-смета затрат напроизводство или свод общих расходов предприятия на производство продукции,выполнение работ, оказание услуг;
-сметы затрат насодержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.);
-данные об объемахкапитальных вложений;
-сведения о движенииосновных фондов и оборотных средств;
-отпускных цен;
-анализ выполненияфинансовых заданий за предыдущий год;
-лимиты расходов поотдельным статьям затрат, например, на фирменную одежду, командировочные и др.;
-нормы амортизационныхотчислений;
-нормативы собственныхоборотных средств, платежей в бюджет и отчислений в централизованные фондыгосударства.[17]:
Основная цель этихдокументов — оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода.Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются на основе данных о[18]:
-финансовой стратегиифирмы;
-результатахфинансового анализа за прошедший период;
-планируемых объемахпроизводства и реализации продукции;
-других экономическихпоказателях операционной деятельности фирмы.
В процессеосуществления текущего финансового планирования для составления финансовыхдокументов важно правильно определить объем реализованной продукции. Этонеобходимо для организации производственного процесса, эффективногораспределения средств. Как правило, прогнозы объемов реализации составляют натри года. Годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем корочепериод прогноза, тем точнее и конкретнее информация, которая содержится в нем.Прогноз объема реализации помогает определить влияние объема производства, ценыреализованной продукции на финансовые потоки фирмы. Также на разрабатываемыепланы влияет действующее законодательство, система налогообложения и иныевнешние факторы. Для составления финансовых документов важно определить объембудущих продаж, обычно этот план составляется еще на этапе перспективногофинансового планирования. На основе этих данных рассчитывается необходимоеколичество материальных и трудовых ресурсов, определяются и другие составныезатраты на производство. И уже на основе этих данных разрабатывается плановыйотчет о прибылях и убытках. С помощью этого отчета прогнозируется величинаприбыли, которая должна быть получена в расчетном периоде. В настоящее время насредних и крупных предприятиях широко распространен способ планирования затратпо центрам ответственности, когда руководитель каждого отдела несетответственность за издержки своего отдела. Далее разрабатывается план движенияденежных средств. Этот план учитывает все поступления и платежи, затраты ирасходы, показывает чистый денежный поток, то есть избыток или дефицит денежныхсредств на определенный момент времени. Фактически он показывает движениеденежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.Разграничение типов деятельности позволяет повысить эффективность управленияденежными потоками. План движения денежный средств составляется на год сразбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления ирасходы. Эти части в свою очередь разбиты на расходы (доходы) по типамдеятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Заключительным документомтекущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивовна конец планируемого периода. Он показывает состояние имущества и финансовпредприятия в результате планируемой деятельности. Цель разработки балансовогоплана формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточнуюфинансовую устойчивость фирмы в будущем периоде. По мере реализации заложенныхв текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результатыдеятельности предприятия. Финансовый контроль осуществляется путемсопоставления реальных показателей с плановым.
Ø Оперативноефинансовое планирование
В целях контроля запоступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличныхфинансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, котороедополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятийдолжно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требуетповседневного эффективного контроля за формированием и использованиемфинансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование заключается всоставлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств.[19].Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия.Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию отенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции,возможных изменениях технологии и организации процесса производства. Оперативноепланирование дополняет текущее и используется с целью контроля за поступлениемтекущей выручки на расчетный счет и расходованием имеющихся финансовыхресурсов. На предприятии финансовое планирование мероприятий можетосуществляться за счет полученных им средств, а это требует эффективногоконтроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Дляосуществления оперативного планирования финансовой деятельности разрабатываютсякомплексы краткосрочных плановых задач относительно финансового обеспеченияосновных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Оперативноефинансовое планирование включает составление и использование платежногокалендаря, кассового плана и расчета потребности в краткосрочном кредите. Вовремя составления платежного календаря надо следить за ходом производства иреализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности с цельюпредотвращения невыполнения финансового плана. Платежный календарь составляютна квартал с разбивкой по месяцам и более коротким периодам. В платежномкалендаре могут быть сбалансированы поступления и расходования денежныхсредств. Правильно составленный платежный календарь позволяет обнаружитьфинансовые ошибки и таким образом избежать финансовых трудностей. Платежныйкалендарь позволяет решать следующие задачи[20]:
-организация учетавременной «стыковки» денежных поступлений и предстоящих расходовпредприятия;
-формированиеинформационной базы о движении денежных потоков и оттоков;
-ежедневный учетизменений в информационной базе;
-анализ неплатежей (посуммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по ихпреодолению;
-расчет потребности вкраткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежныхпоступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;
-расчет (по суммам исрокам) временно свободных денежных средств предприятия;
-анализ финансовогорынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободныхденежных средств предприятия.
Платежный календарьсоставляют на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам.Необходимо учитывать объемы производства и реализации, состояние запасов,дебиторскую задолженность в целях контроля за финансовым планом. Притоки иоттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Информационной базойплатежного календаря служат планы, составленные на предприятии: план реализациипродукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений; а такжевыписки по счетам предприятия и прилоьжения к ним; нормативно установленныесроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; графиквыплаты заработной платы; внутренние приказы.
Процесс составленияплатежного календаря можно разделить на 6 этапов:
-Выбор периодапланирования. Как правило, это – квартал или месяц; декада.
-Планирование объемареализации продукции (работ, услуг) осуществляется с учетом объема производствав рассматриваемом периоде и изменений остатков за период планирования.
-Расчет объема возможныхденежных поступлений (доходов).
-Оценка денежныхрасходов, ожидаемых в плановом периоде.
-Определение денежногосальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов запериод планирования.
-Подведение итоговпоказывает недостаток или излишек средств у предприятия.
Помимо платежногокалендаря на предприятиях может составляться кассовый план. Кассовый план – этоплан оборота наличных денежных средств, определяющих поступления и выплатыналичных денег через кассу предприятия. Кассовый план не только отражаетплатежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением ирасходованием наличных денег. Коммерческому банку, обслуживающему предприятие,так же необходим его кассовый план для, чтобы составить сводный кассовый планна обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Исходные данные длясоставления кассового плана: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы ифонду потребления в части денежных средств, не входящих в фонд оплаты труда,информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, о прочихпоступлениях и выплатах наличными деньгами (выручка от реализации путевок,командировочные расходы и другие), сведения о сумме налогов, а также календарьвыдачи заработной платы и приравненных к ней платежей.
Заключительным этапомфинансового планирования является составление сводной аналитической записки. Вней дается характеристика основных показателей годового финансового плана:величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом,коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источниковфинансирования инвестиций. Большое внимание уделяется распределению прибыли.Завершают аналитическую записку выводами о плановой обеспеченности предприятияфинансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.
Обобщив все вышесказанное можно сделать вывод о том, что финансовое планирование- (англ,financial planning) — вид управленческой деятельности, связанный с определениемфинансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановыхзаданий. Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом иосуществляются в определенной последовательности. Виды финансовогопланирования: Перспективное (стратегическое) финансовое планирование, текущее финансовоепланирование, оперативное финансовое планирование В современных условияхперспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трехлет. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнениеплатежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочномкредите. Платежный календарь – основной оперативный финансовый план. Онявляется самым эффективным и надежным инструментом управления денежнымипотоками предприятия. Текущее планирование финансовой деятельности являетсясоставной частью перспективного плана, оно основывается на разработаннойфинансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовойдеятельности и представляет собой конкретизацию его показателей.
Подводя итоги по первойглаве можно сказать о том, что Финансовое планирование- (англ, financialplanning) — вид управленческой деятельности, связанный с определениемфинансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановыхзаданий. Различные авторы дают следующие определения понятию финансовоепланирование. Финансовое планирование охватывает ряд взаимосвязанных этапов(обязательных условий (компонентов), необходимых для успешной организациифинансового планирования). Важнейшие объекты финансового планирования: расчетвыручки от продажи продукции (работ, услуг) для составления достоверногобаланса доходов и расходов, формирования и распределения прибыли, текущего иперспективного объема оборотных активов; определение источников приростанорматива собственных оборотных активов и покрытия их недостатка; расчетамортизационных отчислений; расчет ремонтного фонда; формирование ираспределение социальных фондов предприятия; мобилизация внутренних ресурсов вкапитальном строительстве; взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типусоставляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовоепланирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое).Всевиды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются вопределенной последовательности. Ведущим финансовым планом в современныхусловиях является текущее финансовое планирование. Кассовый план – это планоборота наличных денежных средств, определяющих поступления и выплаты наличныхденег через кассу предприятия. Кассовый план не только отражаетплатежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением ирасходованием наличных денег.
ГЛАВА 2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЫ.
2.1Процесси этапы финансового планирования
Процесс финансовогопланирования включает несколько этапов (Рис.1) На первом анализируютсяфинансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основныефинансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях иубытках, отчёты о движении денежных средств. Они имеют важное значение дляфинансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчётафинансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой длясоставления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа наэтом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности ипланируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию. Баланс предприятия входитв состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский балансявляется исходной базой на первой стадии планирования.[21]
/>
Рис. 1. Основные этапыфинансового планирования на предприятии
Второй этаппредусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогнозбаланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движениеналичности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются вструктуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапеуточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документовпосредством составления текущих финансовых планов.
На четвёртом этапеосуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процессфинансового планирования практическим внедрением планов и контролем за ихвыполнением. Финансовое планирование содержиттакие элементы(Рис. 2)
/>
Рис. 2. Элементыфинансового планирования
Финансовое планированиедолжно быть дополнено финансовым контролем, который представляет собойсистематическое, регулярное сравнение запланированных и реализованных(фактических) платежей и запасов платежных средств. Только через финансовыйконтроль можно определить эффективность финансового планирования. Результатамифинансового контроля является выявление различных факторов экономической жизни(как правило, отрицательных) и количественных показателей, например:самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров,сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют онеэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений(высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости ихизменения. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющиенаибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативногоруководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложенияотносительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.Жизнедеятельностьфирмы невозможна без планирования, «слепое» стремление к получениюприбыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимоопределить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочноепланирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное икраткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтомуподразумевают большую детализацию и конкретику.[22]Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано впервую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом нарынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь,определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы,сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимостьфинансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должноосуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественныхпоказателей. Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же,носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешнихфакторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевиднына первый взгляд. Активное воздействие финансового планирования на повышениеэффективности общественного производства и каждого хозяйствующего субъекта вомногом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий. Этиметоды динамичные, постоянно развиваются одновременно с развитием общегопознания мира, конкретных наук, а также с оценкой приобретенного опыта. Вдействующей практике финансового планирования применяются в основном следующиеметоды: метод экономического анализа, коэффициентный (т. е. финансовых расчетовс помощью коэффициентов), нормативный, экономико-математическое моделирование,балансовый метод.
Организация финансовогопланирования осуществляется в соответствии с определенными принципами. Онивытекают из общих принципов организации финансов, но имеют свои особенности.
Принцип единствапредполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е.представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся ведином направлении ради общей цели.
Принцип координациивыражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одногоподразделения предприятия вне связи с другими. Всякие изменения в планах однойструктурной единицы должны быть отражены в планах других. Взаимосвязь исинхронность – ключевые черты координации планирования на предприятии.
Принцип участияозначает, что каждый специалист предприятия независимо от должности ивыполняемых функций участвует в планировании.
Принцип непрерывностизаключается в том, что планирование должно осуществляться систематически врамках установленного цикла; разработанные планы непрерывно сменяют друг друга(план закупок → план производства → план по маркетингу). В тожевремя непрерывность внешней и внутренней среды функционирования требуеткорректировки и уточнения плана предприятия.
Принцип гибкостисостоит в придании планам и планированию способности изменяться привозникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают резервыбезопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.).
Принцип точностипредполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы идетализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условиядеятельности предприятия.
Эти общие положенияцелесообразно дополнить специфическими принципами финансового планирования.
Это принцип соотношениясроков получения и использования средств – капитальные вложения с длительнымисроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемныхсредств.
Принципплатежеспособности – планирование денежных средств должно постояннообеспечивать платежеспособность предприятия, т. е. наличие ликвидных средств,достаточных для погашения краткосрочных обязательств.
Принцип рентабельностикапиталовложений – для капвложений необходимо выбрать дешевые способыфинансирования (финансовый лизинг, инвестиционный селенг и др.), привлекаязаемный капитал лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственногокапитала и обеспечивает эффект финансового рычага.
Принципсбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестициицелесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационныхотчислений).
Принципприспособленности к потребностям рынка – важно учитывать конъюнктуру рынка изависимость предприятия от предоставления кредитов.
Принцип предельнойрентабельности – целесообразно выбирать те капвложения, которые обеспечиваютмаксимальную (предельную) рентабельность.
Помимо принциповорганизация финансового планирования требует выбора методов планирования.Финансовые показатели могут планироваться различными методами (экономическийанализ движения финансовых ресурсов за истекший период, нормативным,балансовым, метод прямого счета, метод денежных потоков, методэкономико-математическое моделирование). Всоответствии с рассмотренными принципами необходимо различать методыпланирования. Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановыхрасчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощьюнескольких методов.[23] К ним относятся:
1. В качестве исходногодля разработки финансовых планов используется экономический анализ движенияфинансовых ресурсов за истекший период. Он производится во взаимной увязке спроизводственными заданиями, что дает возможность выявить тенденции развития ипричины отклонений полученных показателей от планов-проектов. Экономическийанализ — первый этап планирования и действенный способ оценки исходного уровнядоходов, расходов, резервов, изучения результативности действующих финансовыхотношений.
2.Аналитическийметод. Аналитический метод планирования прибыли применяется при большомассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу вцелях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что онпозволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. Прианалитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой впредстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчислениеприбыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
— определение базовойрентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год наполную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
— исчисление объематоварной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года иопределение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
— учет влияния наплановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимостисравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента,цен и т.д. При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяетсяотдельно. План по прибыли на следующий годразрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовойрентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно девятьмесяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (зачетвертый квартал). Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии суровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому, если в течение истекшего годаимели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов,повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемойприбыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. На основенайденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объематоварной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыльпланируемого года с учетом влияния одного фактора — изменения объема сравнимойтоварной продукции.
3.Нормативный метод (наоснове заранее установленных норм и нормативов определяется потребностьпредприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. Такими нормативамиявляются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственныесоциальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковскогопроцента и т.д.). Сущность нормативного метода планирования финансовыхпоказателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм итехнико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующегосубъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являютсяставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационныхотчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовомпланировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральныенормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующегосубъекта.Нормативные модели позволяют сравнить фактические результатыдеятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Их сущностьсводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическимпроцессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклоненийфактических данных от этих нормативов.
4.Балансовый методприменяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Сущностьбалансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, чтопутём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовыхресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, преждевсего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов,планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды — фонднакопления, фонд потребления и др. Фонд накопления — это денежные средства,направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели,предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имуществапредприятия. Фонд потребления — это средства нераспределенной прибыли,направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичныемероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.
5.Метод денежныхпотоков(носит универсальный характер при составлений финансовых планов ипомогает при прогнозировании сроков и размеров поступления необходимыхфинансовых ресурсов. Этот метод основывается на ожидаемых поступлениях средствна определенную дату и подстраивании к этому всех расходов и издержек. Методденежных потоков дает более полную информацию, чем метод балансовых расчетов.)
6.Метод прямого счета.Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства,определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколькодостоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешнаяфинансово-хозяйственная деятельность фирмы. Расчет плановой прибыли должен бытьэкономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полноефинансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств,соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты сбюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планированиеприбыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей,но и для экономики в целом. Планируется прибыль раздельно по видам: отреализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услугнетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и отвнереализационных доходов и расходов. Выделяют следующие основные способыпланирования прибыли от реализации товарной продукции: метод прямого счета ианалитический. Рассмотрим эти методы исчисления прибыли. Метод прямого счетанаиболее широко распространен в организациях в современных условияххозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортиментевыпускаемой продукции.[24] Сущность егозаключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой отреализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью завычетом НДС и акцизов. Расчету прибыли предшествует определение выпускасравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полнойсебестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе итоваров, отгруженных на начало и конец планового года.
7.Методэкономико-математическое моделирование. Сущность экономико-математическогомоделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что онопозволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовымипоказателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическуюмодель. Экономико-математическая модель представляет собой точноематематическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов,характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономическогоявления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств,таблиц, графиков и т.д.).
Методологияфинансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятиемряда проблем:[25]
–обоснованиецели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениямдеятельности предприятия в перспективном периоде;
–определение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовыхограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений длябольшинства предприятий является критерий банкротства;
–определениегоризонта финансового планирования;
–выборметодов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;
–разработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующихдолжностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей идокументооборота.
Финансовый планпредприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработкафинансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основываетсяна них. Финансовый план предприятия состоит обычно из следующих разделов:/>
1.Прогноз объемовреализации (план сбыта) – обычно показывает количество единицкаждого изделия, которые компания предполагает продавать. Эта цифра умножаетсяна предполагаемую цену продажи единицы изделия для составления плана сбыта.План сбыта включает также исчисление ожидаемых денежных поступлений от продажив кредит, которые позднее будут учтены при составлении кассового плана. Прогнозобъемов реализации призван дать представление о доле рынка, которуюпредполагается завоевать своей продукцией.
2.Производственныйплан.После того, как подготовлен план сбыта, разрабатывается производственный план,т.е. определяется количество единиц изделия, которое намечается запустить впроизводство, чтобы обеспечить планируемые продажи и потребноститоварно-материальных запасов. Ожидаемый объем производства определяетсявычитанием оцененных запасов готовой продукции на складе на начало периода изсуммы предлагаемых к продаже единиц изделия и желательного объема наличнойготовой продукции на складе на конец периода.
3.Пландоходов и расходов. Задача этого документа – показать, какбудет формироваться, и изменяться прибыль предприятия. В основе его составлениялежит прогноз объемов реализации продукции. Проводя планируемый уровень продажи капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимостьи время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования крабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансированиедолжно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств./>
4.Баланс денежныхпоступлений и выплат. План-баланс демонстрирует финансовоесостояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можносделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы вконкретный период период времени. Отчет о движении денежных средствхарактеризует формирование и отток денежной наличности, а также остаткиденежных средств фирмы в динамике. Баланс денежных поступлений и выплат – этодокумент, позволяющий оценить, сколько денег нужно вложить в проект, причем вразбивке по времени, т.е. до начала реализации и уже по ходу дела. Он строитсяна основе плана дохода и расходов, с поправкой на ожидаемые лаги и с такой жеразбивкой по времени.
5.Планпо источникам и использованию средств. Данный документ показывает,на что расходуются средства, полученные предприятием в качестве доходов отсобственной хозяйственной деятельности и из других источников. Цель такогоплана — дать ясную картину, из чего складываются средства предприятия, и какимобразом они будут тратиться на прирост активов или на покрытие задолженности.План по источникам и использованию средств помогает и предпринимателю, ипотенциальному инвестору лучше понять финансовое положение предприятия иоценить эффективность выбранной финансовой политики.
6.Сводныйбалансовый план активов и пассивов предприятия.Баланс активов и пассивов отражает их состояние на предприятии на определеннуюдату. При его составлении используются подготовленные ранее план доходов ирасходов и баланс денежных поступлений и выплат. Схема баланса имеет такой вид:
Актив: 1.Основныесредства и прочие внеоборотные активы, в том числе: нематериальные активы;основные средства.
2. Запасы и затраты, втом числе: производственные запасы; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;незавершенное производство; расходы будущих периодов; готовая продукция.
3. Денежные средства,расчеты и прочие активы, в том числе: расчеты с дебиторами; расчетный счет;валютный счет; касса.
Пассив: 1. Источникисобственных средств, в том числе: уставный капитал; добавочный капитал;резервный капитал; нераспределенная прибыль прошлых лет.
2. Расчеты и прочиепассивы, в том числе: долгосрочные кредиты; краткосрочные кредиты.7. Анализ безубыточности демонстрирует, каким должен быть объемпродаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощивыполнить свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценкусуммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков./>
8. Стратегияфинансирования. Финансирование фирмы – основополагающий элементдля достижения успеха в деле. Каждая фирма должна планироваться с четким иясным пониманием того, какие вложения потребуются для того, чтобы начатьоперацию, какие дополнительные средства будут нужны для поддержания уженачатого. И где могут быть взяты деньги. Сумма, требуемая для того, чтобыначать дело, может быть определена при помощи составления списка активов,которые должны появиться в наличии, с оценкой их стоимости.
Обобщив все вышесказанное можно сделать вывод о том, что наиболее подходящим методом для моейдипломной работы является метод прямого счета так как, этот метод являетсяосновным при планирование прибыли. Методология финансового планирования базируетсяна следующих важнейших принципах. Цель финансового планирования — обеспечениефинансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и вовремени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями иконъюнктурой рынка. Финансовое планирование является важным элементомкорпоративного планового процесса. Методы планирования — это конкретные способыи приемы плановых расчетов.
1.экономический анализдвижения финансовых ресурсов
2.нормативный
3.балансовых расчетов
4.денежных потоков
5.методмноговариантности
Подводя итоги по второйглаве можно сказать о том, что процесс финансового планирования включаетнесколько этапов. На первом анализируются финансовые показатели за предыдущийпериод. Для этого используют основные финансовые документы предприятий –бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежныхсредств. Второй этап предусматривает составление основных прогнозныхдокументов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движенияденежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективнымфинансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-планапредприятия. На третьем этапе уточняются и конкретизируются показателипрогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовыхпланов. На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов иконтролем за их выполнением. Организацияфинансового планирования осуществляется в соответствии с определеннымипринципами. Они вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют своиособенности. Методы планирования — это конкретные способы и приемы плановыхрасчетов. Финансовые показатели могут планироваться различными методами(экономический анализ движения финансовых ресурсов за истекший период,нормативным, балансовым, метод прямого счета, метод денежных потоков, методэкономико-математическое моделирование). Финансовый план предприятия является составнойчастью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана совсеми разделами бизнес-плана и основывается на них.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯПРЕДПРИЯТИЯ ООО " ХЛЕБОЗАВОД БОЛДИНСКИЙ"
3.1Краткая характеристика предприятия
ООО«Хлебозавод Болдинский» (хлебозавод № 1) построен в 1968 г. Изначально имел лишь хлебный цех, в котором было установлено 5 комплексно — механизированныхлиний по производству подового хлеба и батонов. Производственная мощностьсоставляла — 100 тонн в сутки. В начале 70-ых годов была проведенареконструкция хлебного цеха и пристроен кондитерский цех. В хлебном цехе быласмонтирована шестая комплексно — механизированная линия по производствумелкоштучных булочных изделий. В кондитерском цехе установлена линия попроизводству затяжного печенья на базе печи немецкой фирмы «Специаль», и двелинии по производству «сладкой соломки».
В настоящеевремя на хлебозаводе в хлебном цехе установлены 4 комплекса механизированныелинии по производству подового хлеба на базе печей ПП 1250 производстваЧехословакии; универсальная линия по производству широкого ассортиментахлебобулочных изделий (батонов, булочных изделие кексов, сухарей и т.д.) и однакомплексно — механизированная линия по производству формовых сортов хлеба набазе печи БН-50. Мощность хлебного цеха — 120 тонн в сутки в условномассортименте. В кондитерском цехе установлена комплексно — механизированнаялиния по производству затяжного печенья мощностью 1250 тонн в год на базе печи«Минел» производства Югославии и линия по производству «сладкой соломки» набазе печи ПИК-8 отечественного производства, мощностью 400 кг. в смену. В 1993 году организован цех по производству мучнистых кондитерских изделий,бисквитной и кремовой продукции (торты, пирожные, рулеты, овсяное печенье,пироги, кексы и т. д.) в котором установлено оборудование для приготовлениякремов, бисквитов, суфле, сахарной пудры и т. д., а так же три пекарских шкафаШПЭС-ЗМ, и двух печей «Муссон-Турбо» производительностью 400 кг продукции в смену. В 2000 году освоены новые виды продукции печенье «Овсяное», «сухарисливочные» весовые и расфасованные в термоусадочную плёнку, булка «слойкаБолдинская».
В 1996 году организовантранспортный участок, который в настоящее время насчитывает 26 автомобилей дляперевозки х/б и кондитерских изделий, сырья и материалов необходимых дляпроизводственных нужд. Работая в рыночных условия появилась острая потребностьв организации собственной торговой сети. В настоящее время в структурепредприятия имеется 4 фирменных магазина и 32 киоска по продаже хлебобулочных икондитерских изделий.
В августе 2004 г. введена в эксплуатацию горизонтальная упаковочная машина РТ – УМ — ГШ для фасовки и упаковки штучнойпродукции в прозрачную или крашеную полипропиленовую пленку (3х шовный пакет с проставлениемдаты в шве пакета). Упаковочная машина позволит упаковывать от 2,5 до 10 –12 тоннхлебобулочной продукции в сутки, что позволит увеличить объемы упакованной продукциибез ухудшения ее внешнего товарного вида. В кондитерском цехе установленалиния по производству затяжного печенья мощностью 250 тонн в год на базе печи«Минел» производства Югославии и линия по производству « сладкой соломки» набазе печи ПИК – 8 отечественного производства, мощностью 400 кг в смену.
В 1993 году организованцех по производству мучнистых кондитерских изделий, бисквитной и кремовой продукции( торты, пирожные, рулеты, овсяное печенье, пироги, кексы) в котором установленооборудование для приготовления кремов, бисквитов, суфле, сахарной пудры и т.д.,а также три пекарских шкафа ШПЭС – 3 и две печи «Муссон – Турба», производительностью400 кг продукции в смену.
В 2000 году освоены новыевиды продукции печенье «Овсяное», сухари сливочные весовые и фасованные в термоусадочнуюпленку, булка «Слойка Болдинская». Основныевиды деятельности завода: производство хлеба и хлебобулочных изделий,кондитерские мучные изделия, розничная торговля. В июне 2005 года введена дополнительнаялиния по производству формовых сортов хлеба. Новое оборудование позволят проводитьпланово – предупредительные и капитальные ремонты уже существующих линий повыпуску хлебобулочной продукции.
В 2006 году приобретено оборудованиедля производства бараночных изделий. Новое оборудование позволяет в настоящеевремя дополнительно реализовывать до 10 тн. хлебобулочных изделий в месяц. Этосушка «Малышка», сушка «Челночок», бублики в ассортименте. Новое оборудованиеразмещено в хлебном цехе, используется печь № 6. В 2006 году был списан паровойкотел ММ3 – 0,8 –0,7. Взамен ему был приобретен паровой котел МЗК- 7Г., которыйиспользуется для выработки пара как для отопления завода, так и дляприготовления горячей воды, используемой в технологическом процессе.Свнедрением котла МЗК — 7 Г появилась возможность вырабатывать дополнительныйобъем пара, который используется в технологическом процессе приготовлениябараночной продукции.
3.2Структура предприятия и бухгалтерии
Структурауправления ООО «Хлебозавод Болдинский» представлена на рис.1. (Приложение 1). Высшиморганом управления предприятия является собрание акционеров, которое назначаетгенерального директора, отвечающего за эффективную и устойчивую работу заводаруководства определенными функциями, подразделениями, направлениям деятельностираспределяются между заместителем генерального директора по производству,заместителем генерального директора по финансово-экономическим вопросам,главным инженером. В непосредственном подчинении генеральному директорунаходится старший юрист предприятия, начальник отдела кадров, служба охраны, атакже производственно-технологическая лаборатория, которая также подотчетна изаместителю генерального директора по производству, главному инженеру. Финансовуюслужбу предприятия возглавляет заместитель генерального директора пофинансово-экономическим вопросам, который осуществляет контроль заформированием финансовой и экономической отчетности, организует финансовыйконтроль за движением денежных средств, представляет предприятие в качествепервого лица при заключении договоров и финансовых расчетах с другимиюридическими и физическими лицами, организует работу в области экономическогопрогнозирования и планирования, труда и заработной платы. Ему подчиняютсяпланово-экономический отдел, бухгалтерия. Заместитель генерального директора попроизводству осуществляет руководство хозяйственной деятельностью предприятия вобласти материально-технического снабжения, заготовки и хранения сырья, сбытапродукции, транспортного обслуживания. Координирует работу коммерческогоотдела» транспортного участка.
Коммерческийотдел проводит всю работу по маркетинговым исследованиям, по продвижениюпродукции, проводит сертификацию торговых точек, включает в себя отдел снабжения,отдел сбыта, сеть магазинов.Заведующий хозяйством осуществляет работу похозяйственному обслуживанию предприятия, обеспечивает сохранностьхозяйственного инвентаря, руководят работой обслуживающего персонала.
Главный инженерпроводит техническую политику на предприятии, несет ответственность завнедрение новой техники и технологии, качество продукции. Ему подчиняютсятехнические службы предприятия: хлебный участок, отдел главного механика, отделглавного энергетика, производственно-технологическая лаборатория. На рис.2.(Приложение 2). Структура основного производства ООО «Хлебозавод Болдинский».Производством завода управляет генеральный директор через своего заместителя попроизводству и Технический директор. Заместителю директора подчиняется старший менеджерпо торговле, который руководит работой коммерческого отдела.
Коммерческийотдел включает в себя:
•Отдел снабжения, который организует обеспечение предприятия всеми необходимымидля его производственной деятельности материальными ресурсами.
•Отдел сбыта, который занимается реализацией продукции, поиском новых клиентов,контролирует работу хлебной инспекции. заключает договора на поставку х/бизделий.
Производственныйпроцесс начинается с деятельности отдела снабжения, закупка муки и сырья, еетранспортировка на территорию завода, анализ поступившего сырья. После анализасырье поступает на хлебный цех, где проводится пробная выпечка на данном сырье,после чего производственной лабораторией дается служебная записка, как работатьс данной мукой. Хлебная инспекция совместно с транспортным участком принимаетготовую продукцию и отправляет по месту назначения, согласно заявок (киоскигорода, больницы, воинские части и т.д.).
Учетнаяполитикой организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерскогоучета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущий группировки иитогового обобщения факторов хозяйственной деятельности. К способам ведениябухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактовхозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организациидокументооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерскогоучета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные т.д.
Вцелях соблюдения единой методики отражения в бухгалтерском и налоговом учетехозяйственных операций и оценки имущества учет имущества, обязательств ихозяйственных операций вести способом двойной записи. Основанием для записей врегистрациях бухгалтерского учета является первичные документы, фиксирующие фактсовершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.
Основаниемдля формирования данных налогового учета являются:
•Первичные учетные документы ( включая бухгалтерские справки)
•Аналитические регистры налогового учета
•Аналитические документы бухгалтерского учета
•Специальные расчеты налоговой базы
•Отчетным годом считается с 1 января по 31 декабря.
Бухгалтерскийучет в организации ведется в соответствии с, рекомендованным Планом счетовбухгалтерского учета в РФ.
3.3 Анализ технико-экономических показателей ООО«Хлебозавод Болдинский»
Однойиз основных задач анализа финансово-экономического состояния являетсяисследование показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия. Финансоваяустойчивость предприятия определяется степенью обеспечения запасов и затратсобственных и заемных средств, и характеризуется системой абсолютных иотносительных показателей.
Для анализафинансово-экономических показателей воспользуемся данными за 2007, 2008,2009гг.За период 2008 года на заводе налажена и пущена в эксплуатацию технологическая линия№ 7 по выработке формовых сортов хлеба с установкой отечественногооборудования. В 2007 году проведена реконструкция печи ППЦ — 1250 № 6 для выработкихлебобулочных изделий. Для механизации технологических процессов, сокращения ручноготруда на линии № 5 установлен мелкоштучный делитель и дежеопрокидыватель ПО –2.На технологических линиях №№ 2, 3 на тестоприготовлении заменены устаревшие черпачковыедозаторы на станции дозировочные СДМ – 4 с электронным блоком управления. На технологическойлини № 3 на подаче ржаной муки в производство установлен дозатор муки МД–50.Проведен планово — предупредительный ремонт технологической линии №№ 1, 2, 3. В2007 году смонтирован, прошел наладку и пущен в эксплуатацию паровой котел Е 1/9,для перевода системы отопления от заводской котельной, смонтированы и налажены подогревателиПП – 2 – 6 -22 и 3-76х 2000 РГ. Для улучшения хранения готовой продукции построенадополнительная камера площадью 60 кв. м. Контроль производства осуществляется контрольно-производственной лабораторией. Лаборатория обеспечена необходимой нормативной документацией,регламентирующей требования к физико-химическим и бактериологическим испытаниям.Контроль качества готовой продукции, а также входной контроль качества основногои дополнительного сырья осуществляется своевременно. Испытательное оборудованиеаттестовано. Все средства измерения эксплуатируются с действующими сроками проверки.Предприятием соблюдаются технологические параметры выработки хлебобулочных изделий.Высокое качество поставляемой муки 1 сорта позволило предприятию в декабре 2005года поднять выход хлеба подового 1 сорта на 1 %, что дало экономию в 27,7 тыс.руб. только на муке.
Таблица 1
Технико-экономическиепоказатели ООО «Хлебозавод Болдинский» за 2007-2009гг. Наименование показателей 2007 г. 2008г. 2009г. Товарная продукция всего, в руб. 105446 109455 115160 Хлебобулочные изделия, руб. 50725,32 106 825 107911 Кондитерские изделия, руб. 9493,97 104 220 3769,11 Хлебобулочные изделия, тн 4432,14 2 178 7170,83 Кондитерские изделия, тн 18,10 81,23 74,53 Среднесуточная выработка по х/б изделиям, 24,49 44,77 19,65 Численность всего, чел 345 322 348 в том числе ППП, чел 343 336 346 ФОТ всего, тыс. руб. 9956,69 2297,4 2525,00 Средняя з/плата, руб. 4 805,00 5702,00 7255,75 Производительность труда, тыс. руб. 305,24 317,93 328,09 Себестоимость производства, руб. 92197 94276 99623 Затраты на 1 руб. тов. Продукции 1,01 1,01 1,10
По вышеприведеннойтаблице можно сделать следующие выводы о работе предприятия: Резкое ухудшение качествахлебобулочной продукции в 2007года привело к падению объемов производства. Это связанов первую очередь с использованием муки Астраханского КХП с ухудшенными хлебопекарнымисвойствами. Один из основных конкурентов– это хлебозавод «Наримановский»,который по неофициальным данным работает до 20 тн подового хлеба в сутки. В целяхудержания доли рынка и ее увеличения было ужесточено требование к качеству выпускаемойпродукции. Поставка со 2 полугодия 2009года качественной муки позволило удержатьобъемы выпускаемой продукции на уровне 24-25 тонн в сутки. Основой для расчета оптово– отпускной цены является анализ фактической калькуляции затрат на производствохлебобулочных изделий. Именно таким образом, исходя из себестоимости, прибыли ирентабельности формируется отпускная цена предприятия. Рентабельность продукциина протяжении 2007 года колебалась в пределах -2% до +1%. Невысокая рентабельностьобъясняется в первую очередь ростом затрат, вызванным повышением тарифов наэнергоносители, рост цен на сырье, снижением объемов производства и, как следствие,снижением товарной продукции. Показатель рентабельности помогает в дальнейшейстратегии развития предприятия, в частности в решении вопроса о том, следует липовышать прибыльность за счет увеличения цены на свою продукцию или же мыдолжны обеспечить ее рост за счет снижения издержек. преимущественно используетсявторой вариант. так как наличие предприятий — конкурентов заставляет учитывать ихценовую политику. Перед предприятием стоит задача покрыть все затраты, поэтому планируетсяк выпуску и реализации более прибыльный ассортимент. Для ООО «Хлебозавод Болдинский»это, прежде всего подовой хлеб, по которому с 1 января 2009ода изменена навескас 0,83 до ,8 кг. Для целей оперативного контроля затрат и наблюдения зарентабельностью продукции ежемесячно проводится анализ сложившейся номенклатурывыпускаемой продукции, составляются финансовые планы и контролируется их исполнениена основе сопоставления фактических и плановых показателей, обеспечивается формированиепроизводственных планов, определяются нормативные показатели издержек в структуресебестоимости и также контролируется их исполнение. На предприятии на протяжении2009 года применялись различного рода скидки на хлебобулочную продукцию, восновном на хлеб подовой Болдинский 1 сорта. Анализ скидок приведен в (таблице2).
финансовыйпланирование устойчивость ликвидность
Таблица 2
Анализ скидок 2009г. сиюля-декабрьНаименование Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Итого 2009од Недополучено ТП по скидкам., руб. -153 685,60 -156 566,69 -203 153,50 -239 861,24 -234 450,66 -270 044,15 -1 739 847,82 Итого недополучено ТП., руб. -153 685,60 -156 566,69 -203 153,50 -239 861,24 -234 450,66 -270 044,15 -2 131 375,83 Хлебобулочные изделия, тн 692,36 740,46 730,67 774,17 748,58 788,04 8 906,49 Хлебобулочные изделия со скидками по тендеру 186,51 148,65 173,33 199,93 194,18 223,41 2 090,95 Отношение в % 26,94% 20,07% 23,72% 25,83% 25,94% 28,35% 23,48% Хлеб подовой Болдинский, тн 569,02 606,45 605,76 642,25 627,51 674,76 7 375,78 Отношение в % к подовому хлебу 32,78% 24,51% 28,61% 31,13% 30,94% 33,11% 28,35%
По вышеприведенной таблице 2можно сделатьследующие выводы о работе предприятия: Применение скидок в настоящее время искусственноудерживает объемы выпускаемой продукции на уровне 25 тонн в сутки. В декабре 2009годазавод приступил к выпуску печенья песочного орехового, кекса «Чайный», пирожного«Песочное кольцо». Изделия отличаются натуральным вкусом и прекрасно подходят клюбому столу.