Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Самарский государственныйархитектурно строительный университет»
Факультет ЗЭ
Специальность ЭУСКУРСОВАЯ РАБОТА
«Финансовая система и ее роль встабилизации экономики»Выполнил студент 4 курса гр. инд.
Ротштайн Р.В.
шифр: 211047
Проверила: ЩеголеваИ.П.
Самара 2010г.
Введение
Финансовая системаРоссийской Федерации напрямую связана с формированием, распределением ииспользованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств(государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) вцелях выполнения функций и задач государства.
Считается, что понятиефинансовой системы является развитием общего определения — финансы. При этом,как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения
Финансовая системахарактеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешнейсредой. Финансовые ресурсы, информация — это объекты обмена с внешней средойчерез проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственнойсистемы в условиях рынка — это более открытая система, чем в условияхдирективной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынкаобусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционернойсобственностью. Такое многообразие форм собственности открывает возможностьсоздания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека идр. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и покупатьвалюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции,участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Целью данной работы является анализфинансовой системы РФ и ее роль в стабилизации экономики. Для решенияпоставленной цели необходимо решение следующих задач: Определить распределениефинансов в финансовой системе РФ; Выявить роль бюджета в экономической политикегосударства; Определить роль бюджета в финансовой системе государства какфинансовый инструмент в стабилизации экономики; Финансированиесо стороны государства; Развитие межбюджетных отношений.
Степень открытостифинансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
1. Финансовая система
Финансовая система — этосистема форм и методов образования, распределения и использования фондовденежных средств государства и предприятий. Выделяют в общей совокупностифинансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансыхозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование,государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи(подфункции финансовой системы), собственную организационную структуруфинансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую системугосударства.
Совокупность всехорганизационных структур, осуществляющих управление финансами, называетсяфинансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовойполитики государства.
Анализ закономерностейразвития финансов в разных условиях общественного воспроизводствасвидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловленосочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этихусловий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существованиегосударства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостныхкатегорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансыорганически связаны функционированием государства. Однако общие признаки всехфинансовых отношений не включают определенные различия между ними.
Финансовая системапредставляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений,каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использованиифондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФвключает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет,внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок ифинансы предприятии различных форм собственности.
Все вышеперечисленныефинансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственныефинансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровнеи финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечениявоспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Разграничение финансовойсистемы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, атакже в методах формирования и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственныецентрализованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения иперераспределения национального дохода, созданного в отраслях материальногопроизводства.
Важная роль, которуювыполняет государство в области экономического и социального развития, приводитк необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовыхресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды,обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических исоциальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежныхфондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов инакоплений самих предприятий.
Основой единой финансовойсистемы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют впроцессе материального производства. Источником централизованныхгосударственных фондов денежных средств выступает национальный доход,создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансампринадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всехотраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов междуотраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами,а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активнойфинансовой политики государства.
Общегосударственные финансыорганически связаны с финансами предприятий всех организационно-правовых формсобственности и предпринимателей. С одной стороны, главным источником доходовбюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материальногопроизводства где государство выступает акционером. С другой стороны, процессрасширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственныхсредств предприятий всех организационно-правовых форм собственности ипредпринимателей, но и с привлечением общегосударственного фонда денежныхсредств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. Принедостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционернойоснове средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами- заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниямиосуществляется страхование предпринимательских рисков.
Взаимосвязь ивзаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единойсущностью финансов.
Через финансовую системугосударство воздействует на формирование централизованных и децентрализованныхденежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги,расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Финансовая политика и еероль в стабилизации экономики:
— повышение объема иэффективности использования финансовых ресурсов. Последнее, очень важно дляпроверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышенияэффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведениифинансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источниковудовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностейобщества;
— оздоровление и структурнаяперестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслейвторой группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и вперспективе восстановление конвертируемости рубля;
— достижение более высокогоуровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельскогохозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не тольков изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых наповышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной целиэкономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющейразвитие производства, направление и структуру использования финансовыхресурсов.
1.1 Финансы РФ их роль вфинансовой системе
Финансы — это системаэкономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуютсяфонды денежных средств.
Финансы — совокупностьобъективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительныйхарактер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах инакоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования дляцелей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих,удовлетворение социальных и других потребностей.
Финансы — «finance» (лат.) — денежный платеж.
Денежный платеж — отношениясубъектов, следовательно, финансы как экономическая категория есть совокупностьотношений. Эти отношения характеризуются определенными признаками. Отношениясуществуют между субъектами воспроизводственного процесса. Они возникают навсех стадиях и уровнях жизни общества. Именно как совокупность определенныхотношений они образовывают экономическую категорию.
1.1.1 Функции финансов
1. Распределительная(распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);
2. Перераспределительная(перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение междучленами общества);
3. Контролирующая (финансымогут, как стимулировать производство, так и угнетать его); контрольная(благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потокив государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).
Распределительная функция.Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчиваетсяформированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадияперераспределения — многоступенчатый этап, на котором формируетсяобщегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковскиефонды и фонды предприятий. Распределительная функция — объективное свойствокатегории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта вденежном выражении.
Перераспределительная стадияотличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяютсяранее созданные доходы.
Контрольная функция.Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимаетсяконтрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны искладываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектомконтроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемойпропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.
В связи с развитием рыночныхотношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств напроведение социально — культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды.Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличиваетсянагрузка на предприятия, которые производят отчисления.
1.1.2 Признаки функцийфинансов
1. Финансы носят денежныйхарактер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются инатуральные товары;
2. Финансовые отношенияносят распределительный характер;
3. Финансовые отношениявсегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимаютформу финансовых ресурсов;
В первую очередь важно знатьвзаимосвязь финансов с такими экономическими категориями как цена, заработнаяплата, кредит. А также, в какой последовательности эти категории вступают враспределительный процесс.
Цена. Именно она первойвступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем.Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов. В ценезаключены все структурные части стоимости, которые далее распределяются иполучают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов. Вусловиях жесткой централизации доля заработной платы меньше; доля же доплат кзаработной плате — больше. В условиях демократии: заработная плата — основная,а дополнительные выплаты значительно меньше. У нас есть общественно необходимыеи индивидуальные затраты. Разница между ними выливается в прибыль. Цена подготавливаетусловия для функционирования финансов. Либо средства накапливаются упредприятия, но тогда увеличиваются суммы налогов, либо общественный продуктразрастается, что приводит к высвобождению ресурсов, которые перемещаются вотрасли с наиболее высокой нормой прибыли.
Зарплата. Следом за ценой,внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата.Финансы создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондовоплаты труда. Эти категории создают предпосылки для воспроизводства рабочейсилы; во взаимодействии стимулируют воспроизводственный процесс. С помощьюфинансов формируется множество фондов, а с помощью заработной платы — фондзаработной платы и премиальный фонд. Они составляют фонд оплаты труда. Заработнаяплата — основа для уплаты налогов. Источником заработной платы являютсяфинансовые ресурсы, а фонд заработной платы при его экономии сам становитсяисточником финансовых ресурсов.
Кредит. Фонды банковформируются на стадии перераспределения, т.е. кредит завершаетраспределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, чтопоявляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью.Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессурасширенного воспроизводства. С помощью кредита происходит перераспределениефинансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами. Постояннопроисходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Всефонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источникамиссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами многообщих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте ивоспроизводственном процессе.
1.2 Финансовая система вусловиях внутреннего рынка и финансы как инструмент хозяйствования
1.2.1 Использованиефинансов в финансовой системе РФ
1. Финансы функционируют вовсех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении);
2. Финансы обладаютпотенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает израспределительной функции. Распределение начинается в сфере материальногопроизводства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадияпроизводства:
а) сфера материального производства,таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;
б) сфера обращения, онапредставлена торговлей. В ней характерны процессы купли — продажи.Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товарпродается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этойвыручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношенияпредшествуют и завершают процесс купли продажи.
в) сфера потребления, гдевыделяют:
— коммерческие организации;
— бюджетные организации.
Финансовая система напрямуюсвязана с экономической природой финансов. Поскольку это распределительнаякатегория, то общество использует ее для своих целей. Сознательноеиспользование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращаетфинансовую систему РФ из объективной экономической категории в экономическийинструмент хозяйствования.
Экономический инструмент — это экономическая категория воплощенная в конкретных формах проявления исознательно используемая обществом для достижения конкретных целей.Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое — объективное (вытекающее из экономической категории), второе — субъективное(орудие реализации экономической политики государства).
2. Бюджет и его роль в стабилизацииэкономики
Во всех государствах в результатедеятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт инациональный доход. Произведенный в сфере материального производстванациональный доход проходит последовательно стадии распределения иперераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшемиспользовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределениянационального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет иобразует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет представляет собой формуобразования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства. Бюджету принадлежитведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает частьраспределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиямии населением — с другой, которые связаны с формированием и использованиемобщегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношенийобусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной историческийпериод. Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитиемнационального дохода страны и его перераспределением.
2.1 Понятие государственного бюджета и егоструктура
Государственный бюджет — это роспись(смета, баланс) денежных доходов и расходов государства. Роль бюджета в развитиинациональной экономики неоднозначна на разных периодах истории.
При этом достаточно четко выделяются дваэтапа. В эпоху классического капитализма государство, как известно, невмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущихстранах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18%национального дохода. Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощныйрегулятор макроэкономики.
Через бюджет западных государств нынеперераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяетбюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятостиработников. Путем изменения уровня расходов и налогообложения правительствамогут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционныхрасходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную(ограничительную) бюджетную политику. Первая из них выражается в увеличениирасходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолеватьэкономические кризисы и ускорять экономический рост.
Вторая означает уменьшение расходов и повышениеналогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственнуюконъюнктуру. Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащегоэффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежнойсфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объемаденежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, еслиполитика сочетается с жесткими ограничениями объема денежных средств, то этоможет вызвать экономический кризис. Бюджетный механизм служит важныминструментом долгосрочной структурной политики.
Он используется для более быстрогоразвития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальномхозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов. Возросшаярегулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве планафинансового хозяйства, который служит средством достижения экономическойстабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначениебюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формированияего доходной части и направленности расходов. Подавляющая часть всех доходовбюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений нацентральном и 70% — на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджетнаправляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40–50% —в Германии, Франции, Швеции.
Доходная часть бюджета образуется засчет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога накорпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметыпотребления. Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальныйподоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом личныедоходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата,жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов.
Подоходный налог подсчитывается попрогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной отналогообложения, прирост дохода делится на части, из которых каждая последующаяоблагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2(США и Великобритания) до 14 (Франция) При этом размер минимальной налоговойставки составляет от 10 до 25%, максимальной — от 28 до 70%. Налоги на прибыликомпаний составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинствезападных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьшению.
Налог на прибыль взимается с облагаемойприбыли предприятий, которая равняется валовой выручке от реализации за вычетомпроизводственных и коммерческих издержек (включая заработную плату, проценты побанковскому кредиту, затраты на рекламу). Вычитаются также расходы, в соответствиис действующим законодательством полностью или частично освобождаемые отналогообложения: затраты на НИОКР, взносы в благотворительные фонды, налогиместным органам власти и т. д. Максимальная ставка налога на прибыль колеблетсяот 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелкихпредприятий, чтобы стимулировать их деятельность.
Прямые налоги на личные доходы граждан ина прибыль компаний обладают высоким коэффициентом эластичности, то естьзависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валовогонационального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованноговоздействия на экономику. В последние годы возрастает значение взносов насоциальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовомузаработку) и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы).Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся.
Вместе с тем затраты фирм на эти целивключаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен ониперекладываются на покупателей. Существенную фискальную роль играют косвенныеналоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями.
Второй составной частью бюджета являютсярасходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в финансовыхресурсах. Возрастание роли государства в регулировании макроэкономикивыразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций, в развитиифункций государственного бюджета. Одна из них — обеспечение устойчивогоэкономического роста. В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базыпроизводства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальныенаучные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммырасходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям,которые участвуют в выполнении государственных программ экономическогоразвития.
Существенно увеличились объемыинвестиций в «человеческий капитал» (образование, повышение квалификации и переквалификациюрабочей силы).
Важнейшая функция бюджета — увеличениеобъема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг,в том числе и на военные цели.
Бюджет выступает также как главныйинструмент социальной политики государства. С его помощью проводитсяширокомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большейсоциальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачиваетсравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в видетрансфертных (лат. transferre — переносить) платежей, идущих на социальныенужды. Общая сумма налогов за вычетом социальных выплат населению можетрассматриваться как чистые налоги. В среднем половина всех расходов центральныхбюджетов на Западе идет на социально-экономические цели. Эти расходыподразделяются на две большие группы. Первая из них касается собственносоциальных нужд (затраты на выплату пенсий, пособий, на здравоохранение, образованиеи подготовку кадров). Вторая группа предусматривает непосредственноэкономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальноехозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды,добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, связь,транспорт и т. п.).
Существенная доля бюджетных средств идетна прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военнуюпомощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военнойобласти, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в рядестран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.Характерное для второй половины XX в. резкое возрастание экономической ролигосударства и огромное увеличение его расходов привело к хроническому бюджетномудефициту (превышению затрат над поступлениями).
2.2 Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит представляетсянесомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенстводоходов и расходов.
Об этом можно судить, например, побюджету отдельного человека или семьи. Государственный бюджет не должен бытьежегодно сбалансированным. Объясняется это главным образом тем, чтогосударственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики.Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два разныхрезультата в соотношении доходов и расходов в бюджете. Во время кризисногоспада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо (ит. saldo — расчет). Тоесть при бухгалтерском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом- расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышаютдоходы. В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо.Профицит — существенное превышение доходов над расходами — является следствиембольшого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятиезначительной части доходов на фазе бума способствует снижению «перегрева»экономики.
Отсюда видно, что если бюджет будетежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующуюполитику, которая призвана «гасить» экономические колебания. Более того,ежегодно уравновешенное соотношение доходов и расходов может усилитьциклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будетменьше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится. Значит, очевидно:ежегодно сбалансированный бюджет не является «нейтральным» по отношению к циклическимколебаниям; государственный бюджет целесообразно балансировать с положительнымсальдо при буме и отрицательным — при спаде производства.
Между тем типичен бюджет с отрицательнымсальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разныхсферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих,умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпызатрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.[
Государственный долг представляет собойзадолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствованияденег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. В ряде случаев этавеличина достигает поистине астрономических размеров, которую невозможно погасить.
Государство с бюджетным дефицитомпопадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потомучто оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числуотносятся: печатание новых денег, что, разумеется, усиливает инфляцию;неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целомони составляют 6% ВНП, в России менее 1%); внешний долг — международный кредит,получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должникамиявляются не только слаборазвитые, но и развитые страны. внутренний долг — государственныеценные бумаги, продаваемые фирмам и населению.
К их числу относятся государственныеоблигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денегв будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные до одного года казначейскиевекселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной(обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когдагосударство выкупает его обратно. Увеличение государственного долга имеет рядотрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, чтоуменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяетсявсе увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу(10–20% всех бюджетных затрат).
Широкая продажа государственных ценныхбумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и кувеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итогевозникает так называемый «эффект вытеснения». С рынка ценных бумаг уходят иныепродавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежныеинвестиции.
3. Формирование финансовой системы ибюджетная политика – как основной элемент финансовой стабилизации
Структура финансовой системы:
1. Бюджетная система.
2. Внебюджетные целевые фонды.
3. Финансы предприятий и организаций.
4. Фонды имущественного и личногострахования.
5. Кредит, который подразделяется нагосударственный, муниципальный и банковский. Главным звеном финансовой системытрадиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должнообеспечивать нормальное развитие производство и средств производства. Этовзаимосвязано и касается производственной и непроизводственной сферы,промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций.
Финансовую систему необходимо отличатьот финансового аппарата. Финансовый аппарат — это часть аппаратагосударственного управления, на который возложено управление финансовойсистемой.
Внебюджетные целевые фонды. Правовойстатус фондов подробно регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательствесубъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, товнебюджетные связаны с конкретной задачей, например, пенсионный фонд.
Фонд имущественного и личногострахования. Источниками образования этих фондов являются денежные средствапредприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двухгрупп, тем лучше будет состояние этих фондов. Финансы предприятий. Объем такихдецентрализованных денежных фондов напрямую зависит от состояния налоговойсистемы государства. Если налоговая система государства достаточно«щадящая» и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованныефонды государства растут.
Это хорошо, поскольку средства этихфондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд.
Кредит. Государственный и муниципальныйкредит представляют собой механизм объединения свободных денежных средствпредприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментовкак выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей.Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счетсвободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся наопределённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения — за счет нихбанк сам дает кредиты.
3.1 Основные итоги бюджетной политики ицели стабилизации финансовой системы РФ
В Бюджетном послании ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетнойполитике в 2009–2011 годах были определены стратегические ориентиры насреднесрочную перспективу — содействие социальному и экономическому развитиюРоссийской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности ирезультативности бюджетных расходов. Следование этим стратегическим ориентирампозволило существенно продвинуться в достижении определённых на среднесрочнуюперспективу целей бюджетной политики – улучшения качества жизни населения,создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике исоциальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности,повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Были реализованы меры по следующимнаправлениям: 1. Модернизация бюджетного процесса. В результате внесениякомплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была созданазаконодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетнойсистемы страны, повышения результативности бюджетных расходов иреструктуризации бюджетного сектора. Законодательно определён новый механизмиспользования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметрыформирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицитафедерального бюджета.
Действовавший в 2004-2007годахСтабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачиподдержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетнойсистемы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговойнагрузки. Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированностьфедерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случаенедостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния,ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечениядолгосрочной устойчивости пенсионной системы. В целях обеспеченияпреемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовойосновы для заключения многолетних государственных контрактов, формированиясреднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетовбюджетной системы Российской Федерации к среднесрочному финансовомупланированию; федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондовРоссийской Федерации формируются и утверждаются на 3-летний период. В 2007 годуфедеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерациивпервые были приняты на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов, чтопозволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетныхпроектировок на 2009–2011 годы в формате «скользящей трёхлетки».
Многие субъекты Российской Федерации имуниципальные образования также утвердили свои первые 3-летние бюджеты. Дальнейшеесовершенствование системы среднесрочного финансового планирования сдерживается,в частности, отсутствием утверждённого Правительством Российской Федерациипорядка разработки прогноза социально-экономического развития РоссийскойФедерации. Законодательно установлены нормы, направленные на повышениерезультативности бюджетных расходов. В качестве новых бюджетных инструментоввведены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные имуниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты,упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций,созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечениягосударственных и муниципальных услуг.
Однако практическое внедрение этихинструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство РоссийскойФедерации в установленные сроки не утвердило порядки формирования, реализации иоценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и реализациифедеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансовогообеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям. Несоздана в полном объёме нормативная и методическая база формирования ифинансового обеспечения государственных заданий автономным учреждениям.Поправками к Бюджетному кодексу Российской Федерации более чётко определенысостав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельностьи повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателейбюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании ипредставлении бюджетной отчётности.
С 2008 года внедрена система мониторингакачества финансового управления, осуществляемого главными распорядителямисредств федерального бюджета. В то же время переход к новой организациибюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшимизаконодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного имуниципального финансового контроля, ответственность за нарушение бюджетногозаконодательства, а также сложившейся практикой внесения изменений вутверждённые бюджеты, особенно в конце финансового года. Бюджетные расходы вцелом способствовали реализации приоритетов экономического и социальногоразвития страны.
С 1 февраля 2008г. на 14 процентовувеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на 9процентов повышено денежное довольствие военнослужащих. Была продолжена работапо повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007г. увеличен размербазовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008г. предусмотренаеё индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008г. страховая часть трудовойпенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008г. — на 7,5 процента.В 2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплатфедеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг,размеры «детских» и других социальных пособий.
Соответствующие бюджетные ассигнованияпредусмотрены и на 2008 год. Реализованы решения, направленные на капитализациюинститутов развития и финансовое обеспечение важнейших инфраструктурныхпроектов. Ряд значимых результатов был получен в рамках приоритетных национальныхпроектов. В сфере здравоохранения осуществлялись дополнительные денежныевыплаты 690 тыс. медицинских работников первичного звена. Средняя заработнаяплата врачей первичного звена в 2007 году достигла 22 тыс. рублей. Практическивсе амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современнымрентгенологическим, ультразвуковым и эндоскопическим оборудованием,электрокардиографами, обновлено свыше 70 процентов парка санитарногоавтотранспорта. В рамках программы «Родовой сертификат» медицинская помощьоказана 92 процентам рожениц. Проведена дополнительная диспансеризация имедицинский осмотр 14,2 млн. человек, увеличен объем обеспечения населениявысокотехнологичными видами медицинской помощи, которая за 2006–2007 годы былапредоставлена 313 тыс. человек. В сфере образования осуществлялись выплаты заклассное руководство – более чем 800 тыс. учителей. За 2006–2007годы предоставлено20 тыс. грантов лучшим учителям. Гранты на реализацию инновационныхобразовательных программ получили 6 тыс. школ. В 15 тыс. школ установлено современноеучебное оборудование. Завершено подключение всех школ к международнойкомпьютерной сети «Интернет».
В рамках Государственной программыразвития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы выделяются различныесубсидии в рамках Федеральных законов направленных на развитиесельскохозяйственной отрасли финансовой системы, в том числе стимулированиемолодых семей, специалистов и их привлечение сельхозпроизводителями.
В то же время в целом бюджетныеучреждения слабо ориентированы на повышение качества оказываемых ими услуг,эффективное использование бюджетных ассигнований и закреплённого за нимигосударственного имущества. В ряде случаев сложилась практика взимания разногорода поборов с населения за оказание гарантированных государством и ужеоплаченных бюджетом услуг и увлечения «внебюджетными» доходами в ущерб основнойдеятельности. В результате, с одной стороны, усиливаются различия в доступностии качестве бюджетных услуг для разных категорий населения, с другой — проявляется резкая меж и внутриотраслевая дифференциация реального финансовогосостояния бюджетных учреждений.
3.2 Реформирование межбюджетныхотношений в целях стабилизации финансовой системы
Принятые в 2007 году поправки вБюджетный кодекс Российской Федерации завершили закрепление на долгосрочнойоснове доходов за субъектами Российской Федерации и муниципальнымиобразованиями.
Наряду с заложенными в методикахвыравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним изфакторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированныхбюджетов субъектов Российской Федерации. В целом оправдывает себя и механизмделегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных полномочий,финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субвенций из федеральногобюджета. Изменены подходы к порядку обеспечения федеральной поддержкиосуществления инвестиций в объекты, находящиеся в собственности субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований, предполагающие отказ от утверждениядетализированного перечня этих объектов на федеральном уровне и переход кзаключению между федеральными и региональными органами власти соглашений,предусматривающих взаимные обязательства по осуществлению инвестиций в такиепроекты. Оправдал себя механизм содействия позитивным структурным изменениям врегионах, предусматривающий предоставление субъектам Российской Федерациифедеральных субсидий. Начиная с 2008 года впервые на законодательном уровнесозданы стимулы для сокращения дотационности бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов за счёт расширения бюджетных полномочий субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований с высокой степенью бюджетнойсамообеспеченности.
Предоставление бюджетам субъектовРоссийской Федерации субсидий из федерального бюджета не увязывается сэффективностью деятельности субъектов Российской Федерации, что снижаетстимулирующую роль таких субсидий. Серьёзную озабоченность вызывает и тот факт,что ряд субъектов Российской Федерации отложили до 2009 года завершение реформыместного самоуправления и формирование связанных с ней инструментов и методовмежбюджетных отношений. Далеко не всегда органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации соблюдаются установленные Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, втом числе – закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчисленийот налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Струдом преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходовместных бюджетов.
3.3 Основные цели и задачи бюджетнойполитики на 2009–2011 года согласно Федеральным законам
При определении целей и задач бюджетнойполитики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросланеопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала.Продолжается замедление темпов роста мировой экономики. Внешние факторыоказывают серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и темобстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста впоследние десять лет, нынешняя структура российской экономики ещё не отвечаетсовременным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенноотличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный весобразования, науки, здравоохранения.
При таких условиях необходимо повышениеустойчивости национальной экономики на основе совершенствования её структуры,внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальныхуслуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры,формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности. В этихцелях бюджетная политика должна формироваться с должной степеньюосмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики,включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степенииспользовать все имеющиеся возможности. Наиболее острой проблемой в настоящеевремя является рост цен. Необходимость замедления роста цен – одновременномакроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходыграждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрываетосновы многолетнего бюджетного планирования.
Кроме того, с точки зрения созданияоснов долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета важно преодолениеотрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам, численностьзанятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном ростеколичества пенсионеров. Обеспечение сбалансированности пенсионной системыявляется одной из наиболее серьёзных проблем экономической политики.
3.4 В целях стабилизации экономикиПравительству Российской Федерации необходимо проконтролировать соблюдение ФЗ
1. Бюджетная политика должна сохранитьсвоё значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Онадолжна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играяважную роль в снижении инфляции. Одной из базовых предпосылок решения этойзадачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетнымкодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочнойустойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов иограничению дефицита федерального бюджета. Правительство Российской Федерациисовместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечениюснижения инфляции.
2. Необходимо усилить роль бюджета встимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения надолгосрочную перспективу. Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета ибюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний периоддолжны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов надолгосрочный период, а по отдельным направлениям — на перспективу.
К 1 августа текущего года необходиморазработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2018 года. Она должнавключать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочныериски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимомобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособностироссийской экономики и адресности социальной политики. Долгосрочное бюджетноепланирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективностирасходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для ихнеобоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышениюкачества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда вгосударственном секторе. При расширении горизонта бюджетного прогнозированиявозрастает значение информации о финансовых результатах деятельностигосударственного сектора. Данная информация должна учитываться при принятиирешений, касающихся управления государственными ресурсами.
На федеральном уровне должна бытьсформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а такжеоценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемыхгосударственным корпорациям. В целях обеспечения в полной мере реализациипринципа достоверности экономического прогнозирования как одной изосновополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планированиянеобходимо существенно повысить надёжность и расширить горизонт прогнозасоциально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформироватьсовременную правовую и методическую базу долгосрочного государственногопрогнозирования социально-экономического развития страны.
3. Необходимо сформировать устойчивыймеханизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия дляполучения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, комуэто предстоит в будущем. Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числеупорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственногопенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.Важную роль может сыграть система софинансирования пенсионных накоплений сиспользованием средств Фонда национального благосостояния. Следует завершитьвсе подготовленные мероприятия по её введению в действие до конца текущегогода.
4. Эффективное расходование бюджетныхсредств за счёт перехода к финансовому обеспечению государственных услуг наоснове государственного задания и принципов нормативно-подушевогофинансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечениясоответствия качества и объёма предоставляемых услуг установленным в заданиитребованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений вавтономные учреждения.
5. Завершение переходного периодаформирования новой системы местного самоуправления. С 1 января 2009г. в полномобъёме вступить в силу положения Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» и связанные с нимнормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовыевзаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местнымибюджетами. По-прежнему требуется оказание вновь созданным муниципальнымобразованиям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедуруправления муниципальными финансами.
6. Практический переход на современныепринципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочныхпрограмм за счёт бюджетных средств.
С 2010 года соответствующие нормыБюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Этинормы в максимально возможной степени следует применять и в переходный период.
7. Дальнейшее развитие практикибюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетногопланирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основныхнаправлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочныхпрограмм и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.Каждая программа должна предусматривать конкретные цели её реализации ипоказатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы.
Если программа не позволяет достичьпредусмотренных целей, то надо отказываться от её дальнейшей реализации сосвоевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевыхпрограмм, которые должны в основном использоваться для реструктуризации иповышения эффективности исполнения обязательств.
8. Повышение эффективности управлениясредствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временносвободными бюджетными средствами. Обеспечение надёжности размещения средствэтих фондов остаётся безусловным приоритетом. В то же время по мере накопленияопыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе вцелях повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о расширении составаактивов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активовмогут войти акции и долговые обязательства надёжных эмитентов.
9. Повышение качества управлениягосударственной собственностью и эффективности работы государственного сектора.Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральныхгосударственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми дляисполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база дляприватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечениявозможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации частиимущества унитарного предприятия. Необходимо расширить практику представленияинтересов государства в органах управления акционерных обществ независимымидиректорами вместо государственных служащих. Следует обеспечить полноценныйучёт имущества казны и его отражение в финансовой отчётности публично-правовыхобразований.
10. Расширение практики учётарезультативности работы органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счётсредств федерального бюджета. Развитие межбюджетных отношений на основепоследовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в нихорганов публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных исоциальных расходов. Определение дополнительных сфер государственногоуправления, в которых могут быть применены принципы делегирования исполненияфедеральных полномочий органам государственной власти субъектов РоссийскойФедерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Своевременноепринятие документов, определяющих порядок предоставления субвенций изфедерального бюджета для исполнения делегируемых федеральных полномочий иконтроля за эффективностью их использования.
11. Совершенствование структуры имеханизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключениепараллелизма и дублирования в этой сфере. Назрела необходимость включения вБюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейсягосударственного и муниципального финансового контроля и ответственности занарушение бюджетного законодательства. Соответствующий проект федеральногозакона должен быть внесён в Государственную Думу. В процессе исполнения бюджетаможет иметь место его частичный пересмотр. Государственный бюджет являясьосновным финансовым планом государства, главным средством аккумулированияфинансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществлениявластных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическуювласть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов,разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольноутилитарную функцию — фиксирует избранный государством стиль осуществленияуправления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономическойполитике является производным продуктом, он полностью зависит от избранноговарианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Именно бюджет, показывая размерынеобходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов,определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретныенаправления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям итерриториям, является конкретным выражением экономической политики государства.
Через бюджет происходитперераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджетвыступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционнойактивности, повышения эффективности производства, именно через бюджетосуществляется социальная политика финасовой системы РФ.
Таким образом, бюджет, объединяя в себеосновные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственныерасходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства ииграет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современномобществе.
4. Финансирование средствамифедерального бюджета как финансовый инструмент стабилизации экономики в финансовойсистеме
4.1 Развитие межбюджетныхотношений
Все бюджеты, входящие вбюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения –это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственнойвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Отдельные виды бюджетныхрасходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и избюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.
В основе процессараспределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложенпринцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральнымбюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагаетиспользование единой методики расчета нормативов финансовых затрат напредоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчетафинансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплатыфедеральных и региональных налогов.
Бюджетным кодексомустановлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетнойсистемы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50%от суммы консолидированного бюджета РФ.
Для обеспечения расходовтерриториальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых,областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.
Доходы территориальныхбюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов– виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично засоответствующими бюджетами законодательством РФ. Собственные доходы составляютменьшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечениявыполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций,экономического и социального развития территорий, сбалансированноститерриториальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядкебюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов– это федеральные или региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаютсянормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очереднойфинансовый год, а также на долговременной основе по разным видам такихрасходов. К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся такжетрансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондовфинансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленнымправительством методике и формуле.
В соответствии с Программойразвития бюджетного финансирования, принятой в августе 2001, для оказанияфинансовой помощи регионам используются 5 фондов: 1.Фонд финансовой поддержкисубъектов РФ.
2. Фонд компенсаций.
3. Фонд софинансированиясоциальных расходов.
4. Фонд региональногоразвития.
5.Фонд реформированиярегиональных финансов.
Кроме отчислений отфедеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовойподдержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации,субвенции и субсидии.
4.2 Бюджетная ссуда
2 Бюджетная ссуда (англ.budget advance) — денежные средства, выделяемые из одного бюджета другому навозвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев впределах финансового года.
Ее назначение — покрытиевременных кассовых разрывов при исполнении бюджета, связанных с сезоннымирасходами либо сезонными колебаниями поступления доходов. В РФ бюджетные ссуды,как правило, выделяются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации,а из последних — в местные бюджеты. Законодательством предусмотрена такжевозможность выделения бюджетных ссуд органами государственной власти и местногосамоуправления одного уровня. Предоставление бюджетной ссуды оформляетсясоглашением. Если бюджетная ссуда не погашается до конца финансового года, тоостаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетномрегулировании на не формализованной основе, что делает непрозрачной методикутакого регулирования. На этом основании ряд экономистов высказывается за отказот использования данной формы оказания финансовой помощи бюджетам другого уровня.Непогашенная часть бюджетной ссуды в следующем бюджетном году подлежитнезамедлительному возврату или погашению за счет уменьшения финансовой помощи,оказываемой из бюджета, которому она должна быть возвращена. Применениебюджетной ссуды в России вызвано также нестабильной экономической ситуацией,при которой в условиях бюджетного кризиса и низкого уровня оборотной кассовойналичности, а нередко и в связи с ее отсутствием в территориальных бюджетах нехватало средств для финансирования предусмотренных расходов. В этих условияхбюджетная ссуда подчас не погашались до конца года. Так, остатки невозвращенныхв федеральный бюджет бюджетной ссуды на начало 2000г. составили 6,25 млрд р.Согласно Бюджетному кодексу РФ при финансировании бюджетных расходов в форме,предусматривающей предоставление средств юридическим лицам или другому бюджетутолько на возвратной и возмездной основах, применяется бюджетный кредит.
4.3 Субсидия
Субсидия (англ. subsidy, фр.subside) — бюджетные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета одногоуровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также денежные средства,предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (неявляющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам — предпринимателям сцелью экономического воздействия на развитие их деятельности и финансовойподдержки, исходя из проводимой государством экономической политики.
Субсидии предоставляютсяопределенным слоям населения в соответствии с законодательством в порядкеоказания помощи с целью стимулирования потребления.
Субсидирование в рамкахцелевых государственных программ, в соответствии с ФЗ РФ предоставляетсяисключительно на конкурсной основе на цели, под которые выделяются средства изфедерального бюджета.
Субсидии предоставляемые наопределенных условиях, называются «условными» или «обусловленными». Субсидиииногда могут предоставляться в натуральной форме. Субсидирование может бытьпрямым и косвенным. К косвенному относится, например, предоставлениегосударством различных льгот, регулирование цен как бюджетные затраты. В случаене освоения Субсидии в установленный срок, то неизрасходованные соответствующиесредства подлежат возврату в бюджет, из которого Субсидия была получена, а зарасходование не по целевому назначению грозит уголовная ответственность.
4.4 Субвенция
Субвенция (англ.subvention) — бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной ибезвозвратной основе из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другогоуровня или юридическому лицу на определенные целевые расходы с указанием срокаиспользования. Если Субвенция выделяется с указанием и дополнением условий, онаназывается «обусловленной». В случае не израсходования Субвенции вустановленный срок, то неизрасходованные соответствующие средства подлежат возвратув бюджет, из которого Субвенция была получена, а за расходование не по целевомуназначению грозит уголовная ответственность. Субвенция направляется наконкретные объекты по целевым федеральным и региональным программам. По меретого как в РФ все в большей степени будет происходить переход напрограммно-целевой метод бюджетного финансирования, можно ожидать расширениясферы применения С. и на текущие расходы.
Нужно отметить, что дотация,субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальныхбюджетов является главным рычагом финансовой системы РФ как элементстабилизации экономики. Данные финансовые родники стимулируют бюджетырегиональных уровней.
Такая практика целевоговыделения безналичных денежных средств способствует развитию хозяйственной,строительной, предпринимательской и сельскохозяйственной инициатив местныхадминистраций, стимулирует экономические процессы на территории РФ и пополняетдоходную часть областных бюджетов, при этом усиливая финансовый контроль.
Выделение целевыхбезналичных денежных средств как стабилизационные мероприятия, не побоясьвыражусь как превентивные мероприятия направленные на стабилизацию финансовойсистемы РФ, — необходимо направлять для освоения в те населенные пункты, где всилу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающейсреды, наличием исторических памятников и других причин, экономическийпотенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечитьтерриториальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянииобеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города ипоселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научныецентры и др. Субвенции же следует выдавать именно целевым назначением наопределенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств,например таких как строительство метрополитена в г. Самара, проведениемеждународных олимпийских игр.
Список использованной литературы
1. Абрамова М.А.,Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебн. пособие М. Институтмеждунар. Права и экономики, 2003. 2.
2. Антонов Н.Г.,Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки.Учебник, М. Финстатинформ,2004.
3. Деньги, кредит,банки. Учебник для вузов ∕ Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Г. Литвиненко ∕Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова – 3-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. Деньги, кредит,банки. Учебник для вузов ∕ Под ред. Проф. О.И. Лаврушина, изд. 2 е, М.:Финансы и статистика, 2004.
5. Кассель Г. Инфляцияи валютный курс. М., 2005.
6. Курс переходнойэкономики. ∕ Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 2004.
7. Савинский Ю.П. Денежно-кредитноерегулирование. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ. 2004.
8. Современныйэкономический словарь. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева М.:ИНФРА М, 2006.
9. Фишер С., Дорнбуш Р.,Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 2004.
10. Экономическаябезопасность. Производство. Финансы. Банки. / Под ред. В.К. Сенчагова. М.:Финстатинформ, 2005.