Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовый менеджмент и его роль в управлении финансами организации

Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра экономики
Код специальности080505
Курсовая работа
По дисциплине: «Финансы и кредит»
На тему: «Финансовый менеджмент и его роль вуправлении финансами организации»
Покачи 2010г.

Содержание
Введение
1. Цель, задачи, базовые понятияфинансового менеджмента
1.1 Сущность, функции, цель и задачифинансового менеджмента
1.2 Терминология и базовые понятияфинансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента
2. Финансовая деятельность и финансовый механизмпредприятия.
2.1 Управление финансами предприятия
2.2 Цели и задачи финансовогоменеджмента в управлении финансами
2.3 Понятие финансовой деятельности ифинансового механизма предприятия
2.4 Внешняя правовая и налоговая среда. Информационноеобеспечение финансового механизма
2.5 Сферы финансового менеджмента3. Управление капиталом предприятия
3.1 Источники и методы финансирования
3.2 Понятие дивидендной политики иосновные теории
3.3 Управление источникамифинансирования оборотных активов и виды стратегий финансирования
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Актуальность темыисследования. Применительно к настоящему времени задачи финансовогоменеджмента сводятся к решению проблемы выживания в посткризисных условиях исопряжены со всеми понятиями хозяйственной деятельности — запасами, затратами,доходами, налогами, долгами, формами расчетов, ценными бумагами и др. Все этотребует постановки финансового менеджмента, включающего анализ, планирование,контроль, учет, мониторинг и регулирование, но приоритет в условиях кризисанеплатежей и доминанты неденежных расчетов следует отдать управлению денежнымисредствами.
Современные сложностиуправления денежными средствами (денежные и неденежные формы расчетов вбухгалтерском учете смешиваются и выступают в виде формального денежногооборота) только подчеркивают обоснованность указанного приоритета.
Финансовый менеджмент ворганизациях сфокусирован на управлении бизнес-процессами и охватывает такиенаправления как планирование, принятие управленческих решений и контроль. Приэтом важнейшей особенностью финансового менеджмента является теоретическиобоснованный системный подход к управлению всем комплексом направленийдеятельности банка как хозяйственно независимого субъекта рыночной экономики.
Финансовый менеджментвключает разработку и выбор критериев для принятия правильных финансовыхрешений, а также практическое использование этих критериев с учетом конкретныхусловий деятельности предприятия.
Исходной базой дляуправления финансами предприятия является его финансовое состояние, сложившеесяфактически. Оно дает возможность ответить на вопросы, насколько эффективнымбыло управление финансовыми ресурсами и имуществом, рациональна ли структура последнего;как сочетаются заемные и собственные источники финансирования деятельности,какова отдача производственного потенциала, оборачиваемость активов,рентабельность продаж и т. д.
Финансовые решенияпринимаются конкретно для данного предприятия; для другого предприятия онимогут быть совершенно иными. Более того, финансовые решения на одном и том жепредприятии могут быть совершенно различными в разные периоды его деятельности.Стоит измениться какому-нибудь одному параметру во внутренних или внешних условиях— и это изменение вызывает необходимость переориентации в целом рядестратегических и тактических направлений воздействия на финансы предприятия.
Финансовый менеджментпредполагает многовариантные подходы к оценке последствий возникновения тех илииных ситуаций в зависимости от того, каковы сопутствующие этим ситуациямусловия.
Целью данной работыявляется выявление состояния и путей совершенствования финансового менеджментаорганизации. В работе определяются роль, цели и содержание финансового менеджмента.Рассчитываются базовые показатели финансового менеджмента. Определяютсяназначение, методы расчета показателей, характеризующих риски предприятия.Сравниваются различные способы определения этих показателей.
Одной из задач работыявляется формирование направлений совершенствования финансового менеджмента.Данная тема является относительно новой в отечественной практике, поэтомувзгляды экономистов на проблему отличаются разнообразием методов и подходов.
Курсовая работа состоитиз введения, основной части, трех глав, заключения, приложений и спискаиспользованной литературы.

 
1. Цель, задачи, базовые понятия финансовогоменеджмента
 
1.1 Сущность, функции, цель и задачи финансовогоменеджмента
 
Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, илиформу управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансамипредприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами впроцессе их формирования, распределения и использования с целью полученияоптимального конечного результата.
Финансовый менеджмент представляет собой управлениефинансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курсаакций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровнядивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержаниеконкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта[2.с 25]
Финансовый менеджмент как наука управления финансаминаправлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующегосубъекта.
Финансовый менеджмент как система управления состоитиз двух подсистем:
1) управляемая подсистема (объект управления)
2) управляющая подсистема (субъект управления).
Финансовый менеджмент реализует сложную системууправления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих ввоспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансированиепредпринимательской деятельности.
Объектом управленияявляется совокупность условий осуществления денежного оборота и движенияденежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов ифинансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
1) Денежный оборот;
2) Финансовые ресурсы;
3) Кругообороткапитала;
4) Финансовыеотношения.
Субъектуправления – совокупность финансовых инструментов, методов, техническихсредств, а также специалистов, организованных в определенную финансовуюструктуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объектауправления. Элементами субъекта управления являются[4.с 35]:
1) Кадры(подготовленный персонал);
2) Финансовыеинструменты и методы;
3) Технические средствауправления;
4) Информационноеобеспечение.
Целью финансовогоменеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальныхконечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочнымии долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущеми перспективном финансовом управлении.
Главной цельюфинансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственниковпредприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретноевыражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) иреализует конечные финансовые интересы его владельца.
Основные задачифинансового менеджмента:
1). Обеспечение формирования достаточного объемафинансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегиейразвития.
2). Обеспечениеэффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направленийдеятельности предприятия.
3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политикипредприятия.
4). Максимизацияприбыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политикеналогообложения.
5). Обеспечениепостоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е.обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.
Существует 2 основныхтипа функций финансового менеджмента:
1). Функции объектауправления
- воспроизводственная,обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;
- производственная– обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборотакапитала;
- контрольная(контроль управления капиталом, предприятием).
2). Функции субъектауправления
- прогнозированиефинансовых ситуаций и состояний;
- планированиефинансовой деятельности;
- регулирование;
- координациядеятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным иобслуживающим подразделениями предприятия;
- анализи оценка состояния предприятия;
- функциястимулирования;
- функцияконтроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовыхресурсов.[10.с 235]

1.2Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепциифинансового менеджмента
 
Финансовый менеджмент базируется на следующихвзаимосвязанных основных концепциях:
1). Концепция денежногопотока.
2). Концепция временнойценности денежных ресурсов.
3). Концепциякомпромисса между риском и доходностью.
4). Концепция ценыкапитала.
5). Концепцияэффективности рынка капитала.
6). Концепцияасимметричности информации
7). Концепция агентскихотношений.
8). Концепцииальтернативных затрат.
 1). Концепцияденежного потока предполагает
- идентификациюденежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, спроцентами или без);
- оценкафакторов, определяющих величину элементов денежного потока;
- выборкоэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока,генерируемые в различные моменты времени;
- оценкариска, связанного с данным потоком, и способы его учета
2). Концепциявременной ценности денежных ресурсов.
Временная ценность –объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяетсятремя основными причинами:
А) Инфляцией
Б) Рискомнедополучения, или неполучением ожидаемой суммы
В) Оборачиваемостью
3). Концепциякомпромисса между риском и доходностью.
Смысл концепции:получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, изависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации,когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.
4). Концепция ценыкапитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходитсядля фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальныйуровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждогоисточника и позволяющий не оказаться в убытке.
Количественная оценкацены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов ивыборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.
5). Концепцияэффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценнымибумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуютвнутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, ив том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающийфактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняетсяуровень эффективности рынка.
Термин «эффективность»в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане,т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационнойнасыщенности и доступности информации участникам рынка. [5.с 58]
Достижениеинформационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:
- рынкусвойственна множественность покупателей и продавцов;
- информациядоступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано сзатратами;
- отсутствуюттранзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершениюсделок;
- сделки,совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять наобщий уровень цен на рынке;
- всесубъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемуювыгоду;
- сверхдоходыот сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемоесобытие для всех участников рынка.
Существует две основныххарактеристики эффективного рынка:
1). Инвестор на этомрынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход наинвестиционный капитал при заданной степени риска.
2). Уровень дохода наинвестируемый капитал – это функция степени риска.
Эта концепцияэффективности рынка на практике может быть реализована в трех формахэффективности:
- слабой
- умеренной
- сильной
В условиях слабой формы текущие цены на акцииполностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможенобоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистикидинамики цен.
В условиях умеренной формы эффективноститекущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всюравнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается наценах.
В условиях сильной формы текущие цены отражаюткак общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. всяинформация является доступной, следовательно, никто не может получитьсверхдоходы по ценным бумагам.
6). Концепция ассиметричности информации – напрямуюсвязана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельныекатегории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка.Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.
7). Концепция агентских отношений введена вфинансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых формбизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрывмежду функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компанийудалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобынивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничитьвозможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нестиагентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованиемприбыли).
8). Концепция альтернативных затрат: любоевложение всегда имеет альтернативу. [4.с 89]
1.3 Основные этапы развитияфинансового менеджмента
В настоящее время западными специалистами выделяютсяпять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента.
Первый подход связан с деятельностью «школыэмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители — профессиональныеаналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний,пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такогоанализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитическихкоэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетностии являются полезными для принятия управленческих решений.
Второй подход обусловлен деятельностью школы«статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, чтоаналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности,полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениямикоторых эти коэффициенты можно сравнивать.
Третий подход ассоциируется с деятельностью школы«мультивариантных аналитиков» (70е годы). Представители этой школы исходят изидеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненнойсвязи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние иэффективность текущей деятельности.
Четвертый подход связан с появлением «школыаналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний» (30-е годы).Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивостькомпании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.
Пятый подход представляет собой самое новоенаправление (развивается с 60-х годов) – школа «участников фондового рынка».Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозированияуровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этогонаправления состоит в его излишней теоритеризованности, не случайно оноразвивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике. [10.с154]

 
2.Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия
2.1 Управление финансами предприятия
 
Управление финансамипредставляет собой изыскание и распределение финансовых ресурсов, необходимыхдля обеспечения результативной и эффективной деятельности организации. Оноиграет наибольшую роль на стратегическом уровне. Управляющие среднего, а темболее низшего звена, решая задачи тактического и оперативного управления, вменьшей степени участвуют в принятии финансовых решений и в большей степенисвязаны с конкретными сферами деятельности, например, с маркетингом,производством. Финансовые ресурсы как основной компонент системы бухгалтерскогоучета представляют собой связующее звено между учетом, контролем и управлением,а также связующее звено между разными уровнями управления — от стратегическогодо оперативного. [6.с 91]
Роль финансовогоменеджмента велика по причине координирующей роли финансов, а не потому, какэто часто ошибочно полагают, что наиболее важными ресурсами являютсяфинансовые. После завершения индустриализации приоритетную роль приобрелчеловеческий капитал — труд высококвалифицированного персонала и новые технологии,тогда как финансовые, материальные, трудовые ресурсы — труд низкоквалифицированногоперсонала — отошли на второй план в конкурентной борьбе.[10.с 56]
2.2 Цели и задачи финансового менеджмента вуправлении финансами
Цели финансовогоменеджмента в управлении организации определяют по-разному. Обычно считают, чтоуправление финансами организации осуществляется исходя из интересов еевладельцев и высшего управленческого персонала.
Основные цели — этодостижение максимальных темпов роста цены предприятия или максимизация величиныего цены, достижение которых обеспечивается путем наращивания капитализированнойстоимости предприятия. Для достижения этих целей при управлении финансами принимаютсярешения по трем направлениям взаимодействия предприятия с финансовыми рынками:
1) инвестиционнаяполитика;
2) управлениеисточниками средств;
3) дивиденднаяполитика.
Содержание финансовогоменеджмента. В соответствии с целями и задачами финансовый менеджмент как наукаи практическая деятельность включает следующие основные разделы.
1. Общие разделы: финансоваядеятельность предприятия в контексте внешней среды; финансовые и коммерческиерасчеты; финансовые инструменты; риск и его оценка.
2. Общий финансовыйанализ и планирование: оценка финансового состояния предприятия; текущее иперспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности; текущее управлениефинансами предприятия.
3. Управление активамипредприятия: инвестиционными проектами; инвестиционным портфелем; оборотнымиактивами.
4. Управлениеисточниками средств: собственным капиталом; заемным капиталом; определение ценыи структуры капитала.
5. Структура капитала идивидендная политика.
6. Управлениефинансовыми инвестициями: оценка; положения предприятия на рынке капитала; управлениепортфельными инвестициями.
7. Специальные разделы:управление финансами предприятия в случае изменения его организационно-правовойформы; управление финансами в условиях инфляции; управление финансаминекоммерческих организаций; управление финансами в условиях банкротства;международные аспекты.
Информационноеобеспечение финансового менеджмента основывается, как это станет очевидно приизложении содержания рассматриваемой области, на данных о показателях,характеризующих финансовые рынки, на данных бухгалтерского учета и отчетности,на результатах их обобщения по отраслям, а также косвенно на всем комплексе данныхо состоянии внутренней и внешней среды организации.[14.с 45]
2.3 Понятиефинансовой деятельности и финансового механизма предприятия
Финансовая деятельность предприятия связана сформированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовымии денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней средепредприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:
1. отношения, связанные сформированием уставного капитала и его распределением между собственниками;
2. отношения, связанные савансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;
3. деятельность, связанная сформированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытиявоспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсамивоспроизводственного процесса;
4. деятельность, связанная свыполнением обязательств перед бюджетной системой;
5. деятельность, связанная свыполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате имдоходов;
6. деятельность, связанная среинвестированием прибыли в целях приращения активов;
7. деятельность, связанная сформированием различных резервов предприятия;
8. отношения, связанные сформированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;
9. деятельность, связанная сразмещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечениемдополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;
10. деятельность, связанная сперераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевогохарактера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны,синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;
11. деятельность, связанная сполучением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней.[8.с 56]
Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов,инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения,возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.
Финансовая деятельность предприятия реализуетсяпосредством финансового механизма.
2.4 Внешняяправовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма
 
Правовая среда:
- основные законодательные акты,регулирующие предпринимательскую деятельность: ГК, законы «Об акционерныхобществах», «О кооперативах», «О банках и банковской деятельности»;
- законодательные акты, связанные сналоговым регулированием;
- законодательные акты по охранеокружающей среды, безопасности жизнедеятельности и охране труда;
- законодательные акты, касающиесясоциального страхования и обеспечения;
- законодательные акты, связанные свнешнеэкономической деятельностью предприятий;
- законодательные акты, регулирующиебезналичные и наличные расчеты предприятия.
Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемыхпредприятием.
Информационная среда включает:
1. информация внешнего характера:
- информация, формируемая нафинансовых рынках;
- информация налогового характера;
- информация о стоимости ресурсов наразличных рынках;
- информация о конкурентах;
- информационное обеспечение о внешнеэкономическойдеятельности предприятия
2. информация внутреннего характера:
- финансовая отчетность;
- статистическая отчетность;
- внутренняя отчетность;
- данные первичного бухгалтерскогоучета.
 
2.5 Сферы финансовогоменеджмента
Сферы финансового менеджмента:
1. Финансовый анализ и планирование,а также финансовое прогнозирование:
- оценка и анализ активов иисточников их формирования;
- оценка величины и составаресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала компании и расширенияее деятельности;
- оценка источников дополнительногофинансирования;
- формирование системы контроля засоставлением и эффективным использованием финансовых ресурсов.
2. Обеспечение предприятияфинансовыми ресурсами:
- оценка объема требуемых финансовыхресурсов;
- выбор форм их получения;
- оценка степени доступности ивремени получения этих ресурсов;
- оценка стоимости обладания даннымвидом ресурсов (%, дисконт и др.);
- оценка риска, ассоциируемого сданным источником финансирования.
3. Распределение и использованиефинансовых ресурсов:
- анализ и оценка долгосрочных икраткосрочных решений инвестиционного характера;
- оптимальность временитрансформирования финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные,трудовые, денежные);
- целесообразность и эффективностьвложений в ОФ, НМА и формирование их рациональной структуры;
- оптимальное использованиеоборотных средств;
- обеспечение эффективностифинансовых вложений.
3.  Управлениекапиталом предприятия
3.1 Источники и методыфинансирования
В общем виде всеисточники финансирования можно разделить на две группы.
1. Внутреннеефинансирование – подразумевает использование СК, который по источникамформирования имеет следующую структуру на схеме 3.1.1.:
/>/>/>СК/>
взносы учреди-   амортизация       пожертвования,           резервы
телей:                                               благотв.взносы,          и фонды
/>/>                                                        целев.фин-ние            
1. уставный капитал                                                   1.резервный
2. эмиссионный доход                                                капитал                                                                                                             2.добавочный                                                                                                  капитал                                                                                                              3.нераспред.                                                                                                    прибыль
Схема 3.1.1.

2. Внешнеефинансирование на схеме 3.1.2.: его источник – ЗК
/>/>/>/>/>ЗК
облигационные   банковские         коммерческие     государ.    спонтанное
займы                  кредиты             кредиты              кредиты     финан-ние
                                                                                              иликреди-
                                                                                              торскаяза-
                                                                                              долженность
Схема 3.1.2.
Внешнее финансированиеможет быть не только заемным, но и формировать СК предприятия в процесседополнительной (вторичной) эмиссии акций. Рассмотрим принципиальные различиямежду ЗК и СК на таблице 3.1.Признак СК ЗК 1. Право на участие в управлении капиталом дает нет 2. Право на получение части прибыли и имущества по остаточному принципу практически дает первоочередное право 3. Срок возврата капитала не установлен по договору 4. Льготы при налогообложении нет есть, в зависимости от вида ЗК
 В процессе функционирования предприятия используется4 основных способа финансирования. Они, в основном, связаны с внешнимиисточниками (Таблица 3.1.2.)

Таблица 3.1.2.Методы финансирования Преимущества Недостатки 1. закрытая подписка на акции между прежними и новыми акционерами Контроль за предприятием не утрачивается; финансовый риск возрастает незначительно Объем финансирования ограничен и может сложиться высокий уровень стоимости привлечения средств 2. открытая подписка Возможна мобилизация крупных денежных средств на достаточно большие сроки; финансовый риск возрастает незначительно Возможна потеря контроля над предприятием 3. долговое финансирование Возможно привлечение солидного объема ресурсов; контроль за предприятием не утрачивается; возрастает рентабельность СК Финансовый риск возрастает; срок использования и возмещения ограничен 4. комбинированный Преобладание тех или иных преимуществ (недостатков) наблюдается в зависимости от количественных параметров сформированной структуры средств
Внутреннефинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов(амортизация и прибыль) и должно обеспечить процессы самоокупаемости исамофинансирования [11.с 213]
3.2 Понятие дивиденднойполитики и основные теории
Термин «дивиденднаяполитика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах.Однако рассматриваемые в данном случае принципы и методы распределения прибылиприменимы не только к АО, но и к предприятиям любой организационно- правовойформы. В связи с этим в финансовом менеджменте используется широкая трактовкатермина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования долиприбыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общуюсумму собственного капитала предприятия.
Поскольку основнойцелью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональностимежду текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом, который обеспечитинвестиционное финансирование, то с помощью дивидендной политики можно максимизироватьрыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие.
Исходя из целидивидендной политики, под дивидендной политикой понимают составную частьобщей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорциимежду потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночнойстоимости предприятия.[16.с 111]
Наиболеераспространенными и востребованными теориями дивидендной политикиявляются:
1. Теориянезависимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, чтоизбранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночнуюстоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем иперспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемойприбыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должнапредусматривать прежде всего направление основной массы прибыли нафинансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновеннымакционерам должны выплачиваться по остаточному принципу.
2. Теорияпредпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает,что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящеевремя, стоит всегда дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенныйна будущее с присущем ему риском. Исходя из этой теории, максимизациядивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли.Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов вбольшинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, аэто, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент впользу той или иной дивидендной политики.
3. Теориямаксимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теорииэффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат накапитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат потекущим и предстоящим дохода собственника. Налогообложение текущих доходов ввиде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временнойстоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следуетобеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль.Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения,конкретной страны в конкретный момент времени.
4. Теориясигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальнойрыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размервыплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплатопределяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Этовозрастание автоматическое;8 реализация таких же акций будет приноситьакционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализируето том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли впредстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностьюфондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказываетсущественное влияние на колебание рыночной стоимости акций.
5. Теорияклиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). Поэтой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом,чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Еслибольшинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следуетнаправить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот,если основной состав хочет капитализировать прибыль, то надо еекапитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивиденднойполитикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результатесостав клиентуры станет более однородным.
3.3Управление источниками финансирования оборотных активов и виды стратегийфинансирования
В теории финансового менеджмента принято выделятьразличные стратегии финансирования текущих активов в зависимости от отношенияменеджера к выбору величины чистого оборотного капитала. Известны четыре моделиповедения: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная. Выбор той илииной модели стратегии финансирования сводится к установлению величиныдолгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотногокапитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами(ОК=ДП-ВА). Следовательно, каждой стратегии поведении соответствует своебазовое уравнение. [15.с 97]
Идеальнаямодельоснована на взаимном соответствии категорий «текущие активы» и «текущиеобязательства». Модель означает, что текущие активы по величине совпадают скраткосрочными обязательствами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю. Вреальной жизни такая модель практически не встречается. Кроме того, с позицииликвидности она наиболее рискованна. Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочныепассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов, т.е. базовое балансовоеуравнение (модель) будет иметь вид: ДП=ВА
Агрессивная модель означает,что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов, т.е.того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственнойдеятельности. В этом случае оборотный капитал в точности равен этому минимуму(ОК=СЧ). Базовое балансовое уравнение будет иметь вид: ДП=ВА+СЧ.
Консервативная модель предполагает,что варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочнымипассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет,отсутствует риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величинетекущим активам (ОК=ТА). Эта стратегия предполагает установление долгосрочныхпассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением:
ДП=ВА+СЧ+ВЧ.
 
Компромиссная модель наиболеереальна. В этом случае внеоборотные активы, системная часть текущих активов иприблизительно половина варьирующей части текущих активов покрываетсядолгосрочными пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине суммесистемной части текущих активов и половине их варьирующей части (ОК=СЧ+0,5*ВЧ).Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемомследующим базовым балансовым уравнением:
ДП=ВА+СЧ+0,5*ВЧ.

Заключение
 
Деятельностьфинансового менеджера настолько широка и многофункциональна, что в рамкахкурсовой работы можно было наметить лишь основные грани того поля деятельности,которое выполняет профессиональный финансист. И это понятно, так как финансовыйменеджмент в современной рыночной экономике есть — высококвалифицированныйпрофессионал своего дела. Только на изучение теоретических основ этой,безусловно, интересной науки уходят годы учебы. А чтобы стать настоящимфинансовым менеджером-асом нужны долгие годы практики. По деятельностифинансового менеджера можно писать тома учебников и все равно полностью нераскрыть ее смысл. В своей курсовой работе я попытался лишь ознакомить с некоторымиее аспектами.
Как известно, на любомпредприятии имеется бухгалтер, задачей которого является ведение учета оборотафинансовых средств на предприятии. Но в связи с тем, что функции бухгалтераограничены только учетом оборота этих средств и составлением отчетнойдокументации, встает вопрос о необходимости управления финансовыми ресурсамипредприятия с целью извлечения дополнительного дохода (деньги должны «делать»деньги). Именно эту роль берет на себя финансовый менеджер.
Оперируя такими финансовымиинструментами как:
* Ценныебумаги (акции, облигации, опционы, векселя, фьючерсы и др.);
* Оптимизацияналогообложения (совместно с бухгалтером);
* Банковскоекредитование;
* Лизинг,селенг, трансферт;
* Залоговыеоперации, ипотека;
* Страховыеоперации;
* Валютныеоперации;
* Офшорныеоперации
и многие другие,предприятия, непосредственно не занимающиеся финансовой деятельностью (банки,страховые компании, биржи, трастовые компании, брокерские фирмы), имея хорошегоспециалиста в области финансового, менеджмента могут успешно действовать нафинансовом рынке с целью извлечения дополнительного дохода.
Для успешногоосуществления своих обязанностей финансовый менеджер должен обладать высокойпрофподготовкой, которая включает в себя знание экономики, бухучета, права,статистики и глубочайших, специализированных знаний по финансовому менеджменту.
Хотелось быподчеркнуть, что специфика работы не предполагает наличие у него такогокачества обычного линейного менеджера, работающего с людьми, как лидерство, таккак он является функциональным менеджером, и работа с людьми у негоограничивается кругом равных людей. И знание обычного менеджмента не являетсянеобходимым. Хотя можно отметить, что в основе работы финансового менеджера,как и любого другого, находятся все те же четыре основные функции менеджмента:
* планирование;
* организация;
* мотивация;
* контроль.
В данном случаеобъектом приложения этих функций являются финансы предприятия. И толькообъектом мотивации является сам менеджер, и его желание хорошо выполнить иулучшить свою работу.
Если раньше предприятияне уделяли финансовому менеджменту достаточного внимания, то в настоящее времяданная практика становиться распространенным явлением, и более того — объективной необходимостью в складывающихся условиях жесткой конкуренции.

 
Списоклитературы
 
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?– М.: Финансы и статистика, 1996. – 384с.
2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. /Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. – Санкт-Петербург: Экономическая школа,1997. – т1. – 497 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 501 с.
4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Дело иСервис, 2008. – 304 с.
5. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2000. – 656 с.
6. БакановМ.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М, Финансы и статистика. –М., 2006. – С. 416.
7. БалабановИ.Т. Риск – Менеджмент. – М., 2003. – С. 196.
8. Банковскоедело / Под ред. О. И. Лаврушина. – М., 2006. – С. 576.
9. БатраковаЛ.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов.– М., 2005. – С. 344.
10. БланкИ.А. Основы финансового менеджмента. – Киев, 1999. – Т. I.– С. 591.
11. БланкИ.А. Основы финансового менеджмента. – Киев, 1999. Т. П. – С. 512.
12. Бор3.М., Петренко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. –М., 2005. – С. 208.
13. ИодаЕ.В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие /Под общей ред. Иода Е.В. Тамбов. – М., 2006. – С. 192.
14. КохТ.У. Управление банком. – М., 2005. Ч. 1. – С. 496.
15. КупчинскийВ.А., Улинич А.С. Система управления ресурсами банка. – М., 2006. – С. 224.
16. МаслеченковЮ.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. – М.,2003. – С. 160.
17. Роуз,Питер С. Банковский менеджмент. – М., 2002. – С. 768.
18. СеврукВ.Т. Банковские риски. – М., 2005. – С. 72.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.