Реферат по предмету "Культурология"


Социально-экономические причины развития духовной культуры античности

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ АлтГТУ им. И.И. Ползунова Кафедра рекламы и культурологии Реферат по культурологии на тему: Социально-экономические причины развития духовной культуры античности Выполнил: студент гр. ЭУП-41 Козлов Александр Научный руководитель: Доцент кафедры рекламы и культурологии Цепенникова

Е.П. Защищен с оценкой “ ” Барнаул, 2004 г. План работы: Введение… I. Краткая характеристика античной культуры… 1.Культура Древней Греции… 2.Культура Древнего Рима… II. Основные причины культурного взлета….1. Социально-экономическое развитие Греции… … 1. Полис – экономическая основа «греческого чуда»… 9 2.1.2.

Важные факторы развития греческой культуры: письменность, игры…3. Великая колонизация….2. Влияние экономики, социальных отношений, великих завоеваний и гражданских войн на развитие древнеримской культуры…1. Культурные успехи Рима в эпоху больших завоеваний….2. Экономика и социальные отношения Рима …3. Римская культура конца республики и начала империи… 18

Заключение….19 Список литературы…21 Введение Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания нравственности, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже “открытие” будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры

и предсказать её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор темы реферата. Основная цель реферата – описать основные особенности античной духовной культуры и социально-экономические факторы, которые повлияли на ее развитие, показать взаимосвязь древнегреческой и древнеримской культур, выделить основные черты их сходства и различия. Предметом исследования являются социально-экономические причины, повлиявшие на развитие духовной культуры, объектом – духовная культура античности.

Структура реферата содержит две главы, каждая из которых состоит из двух параграфов. Параграфы во второй главе состоит из трех подпунктов. Первая глава посвящена краткой характеристике древнегреческой и древнеримской культуры. Во второй главе показаны основные причины культурного взлета Греции и Рима. Методологической основой реферата является система взглядов

К. Куманецкого и А.Ф. Лосева. В книге К. Куманецкого «История культуры Древней Греции и Рима» подробно прослеживаются все этапы истории развития прикладного искусства, архитектуры, скульптуры, письменности, религиозных верований греков и римлян. Очень важное достоинство книги – широкое понимание культуры. Помимо традиционных сфер (философия, наука, живопись, литература, архитектура), автор рассматривает

и «пограничные области» (религия, законы, социальные и общественно-политические отношения, быт населения). Исторической подоплекой развития культуры являются описываемые в книге войны, политические столкновения, реформы, мятежи, взаимное проникновение различных «национальных» культур. Особый интерес вызвали научные работы А.Ф. Лосева («История античной философии» и «История античной эстетики»), в которых великий русский философ излагает философию древних греков и древних римлян и знакомит

с историей античной эстетики, соответственно. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются

современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры. В настоящее время античное искусство опосредованно (через эстетический опыт выросших на ее основе цивилизаций),

а также непосредственно через наслаждение его художественными свершениями раскрывается как эпоха, несущая в себе огромные, близкие не только нашей стране, нашей культуре, но и сем народам мира всемирно-исторические ценности. Ценности эти (гуманизм, героическая концепция человека, ясная гармония монументального синтеза и т. д.), выявляя сегодня свое всемирно-историческое значение, могли возникнуть когда-то лишь в специфических, в какой-то мере носящих исключительный характер условиях ранней полисной стадии античного рабовладельческого

общества. Поэтому изучение античного наследия во всех его аспектах имеет огромное актуальное, а не только общепознавательное значение как средство духовно-художественного обогащения личности. I.Краткая характеристика античной культуры 1. Культура Древней Греции Культура Древней Греции существовала с XXVIII века до н.э. и до середины II века до н.э. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура

достигла в V – IV веках до н.э что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит, прежде всего, в том, что греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ – ни до, ни после – не смог сделать ничего подобного. Эллада стала родиной всех современных государства и правления, и, прежде всего, – республики и демократии,

наивысший рассвет которых пришелся на годы правления Перикла (443-429 гг. до н.э.). Именно у греков такой тип организации общества как город, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно также они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической

этики – принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе – на всех граждан полиса. Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы. Полисная демократия позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью. Образ жизни древних греков характеризовался такими атрибутами как: игра, которая пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные; истина, красота и добро,

которые находились в тесном единстве; мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления: «гимнастическое», цель которого – физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом;

«мусическое» – обучение всем видам искусства, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, т. е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули «отцов-основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего, это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии.

Первым греческим философом стал Фалес. Вершинами греческой философии считаются Сократ, Платон и Аристотель. То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями как самой математики, так и основных математических дисциплин – геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, согласно которой

Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот по праву считается отцом истории как науки. «Поэтика» Аристотеля является первым фундаментальным трудом, который не может обойти ни один современный теоретик искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них – скульптура, литература и другие – достигли классических форм и высочайшего

уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В религии древние греки проявили исключительное своеобразие. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия. Греческая мифология имеет особое своеобразие.

Наряду с богами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги «богоравных героев», которые часто являются главными действующими лицами в повествуемых событиях. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Главным в ней выступает художественная образность и поэтичность, игровое начало. Греческая мифология гораздо ближе к искусству, чем к религии.

Именно поэтому она составила фундамент великого греческого искусства. По этой же причине Гегель назвал греческую религию «религией красоты». 1.2. Культура Древнего Рима Культура Древнего Рима формировалась в VIII веке до н. э. – 476 г. н. э. Ее отличительной особенностью являлось то, что римляне: создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому

долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д.; всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида; усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом. Римляне по-своему и более четко определяли качества свободного человека. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства. В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинственными.

Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю. Говоря о наиболее общих чертах и особенностях римской культуры, следует отметить, что в отличие от греческой она является гораздо более рациональной и заземленной, направлена на практическую пользу и

целесообразность. В области духовной культуры достижения Рима выглядят более скромными. По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более сложными и менее однозначными. Многие греческие боги перешли к римлянам, приняв при этом новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос – Сатурном, Посейдон – Нептуном, Афродита – Венерой, Артемида –

Дианой и т.д. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый «римский миф», или мифы, связанные с Римом, выступающие как «римская идея» – владение и власть над всем миром, «Рим – центр мира», «Рим – вечный город». В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовали не столько теоретические исследования и поиск нового знания, сколько обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий, которые служили делу образования и просвещения.

Многие римские художники не просто подражали греческим мастерам, но буквально копировали их произведения. В скульптуре начали придавать своим произведениям неповторимые индивидуальные черты. Римские писатели создали новый жанр – жанр романа. Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. На формирование римской культуры заметно влияние: cоседних италийских городов в некоторых обычаях и

ритуалах, а также в прикладном искусстве – в керамических и ювелирных изделиях римских мастеров; этрусков – в ремеслах, практике строительства городов и архитектуре храмов, тайных науках и гаданиях жрецов, некоторых обычаях, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом; греков – римляне переняли многих богов, религиозные обычаи и ритуалы. Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала

её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей.   II. Причины культурного взлета 2.1. Социально-экономическое развитие Греции 2.1.1. Полис – экономическая основа «греческого чуда» В начале I тысячелетия до н. э. в Греции возникла новая ячейка – греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной

экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией и местными традициями в рамках большого государства греческий полис уже в новой форме римского муниципия стал одной из основных административных единиц римской средиземноморской империи и способствовал социально-экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья. В целом раннегреческая культура стала закономерным завершением формирующейся

структуры полисного строя как специфической формы древнегреческой цивилизации. Таковы были некоторые общие черты становления городов-государств, которые к концу VI в. до н. э. существовали как новая историческая реальность. Однако появление отдельных полисов, возникающих в разных областях Греции, имело целый ряд индивидуальных особенностей, отражавших историю конкретного региона со всем

своеобразием его природного окружения, племенного состава, общественных взаимоотношений и исторических традиций. Становление греческих полисов сопровождалось формированием новой культуры, новой системы духовных ценностей, которые стали органической частью греческой цивилизации. Основными параметрами новой системы духовных ценностей были рационализм мышления грека, сознание ценности человеческой личности, прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой, чувство

неразрывной связи гражданина и полиса, понятие свободы как высшей нравственной категории. 2.1.2. Важные факторы развития греческой культуры: письменность, игры Вероятнее всего, в IX в. произошло событие, ставшее решающим для греческой культуры: через посредство финикийцев греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Древнейшие документы, написанные семитским алфавитом, относятся к

XIII в. до н. э. (надпись времен царя Ахирама из Библа), а наиболее известный памятник этой письменности — надпись времен моавийского царя Меши около 850 г. до н. э. Алфавит был консонантным, т. е. не имел знаков для гласных звуков. Как и со всеми культурными благами, заимствованными с Востока, греки поступили с алфавитом творчески и приспособили его к нуждам своего языка, использовав

лишние для них финикийские знаки для обозначения гласных. Так из финикийских букв «алеф» и «хэ» возникли греческие «альфа» (а) и «эпсилон» (е). Это и было решающим шагом к созданию более совершенного и полного греческого алфавита, который, в свою очередь, имел ряд вариантов Хотя семитский алфавит был заимствован греками, по-видимому, уже на рубеже Х—IX вв. до н. э письменность получила тогда еще очень ограниченное распространение.

Старейшие греческие надписи, выполненные новым алфавитом, относятся к VIII в. до н. э. Не менее важным фактором культурного развития Греции были игры, проводившиеся в различных пунктах страны. Игры эти носили, особенно в первые столетия своего существования, характер аристократический. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ», облегчающим властвование над людьми.

Не удивительно, что именно в период аристократического правления в греческих городах-государствах и господства аристократической идеологии, высоко ценившей физические достоинства человека, были учреждены Олимпийские игры, а поэт Пиндар воспевает молодых аристократов — победителей игр. Излишне говорить, что участвовать в играх ни полусвободное население, ни рабы, ни иноземцы не могли. Древнейшими и самыми важными были игры, устроенные впервые в 776 г. до н. э. в честь

Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года. Позднее к Олимпийским прибавились Пифийские игры в Дельфах, Истмийские на Коринфском перешейке и Немейские. Участники состязаний выступали нагими, и прекрасное нагое тело молодого атлета стало с тех пор одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

2.1.3. Великая колонизация Процесс социально-экономического, политического и культурного развития греческого общества VIII—VI вв. до н. э. породил такое интересное явление в древнегреческой истории, как Великая колонизация, т. е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии (по-гречески «апойкии»), расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1,5-2

млн. человек. Каковы были причины этого мощного колонизационного движения? Можно назвать несколько основных. Интенсификация греческой экономики, развитие ремесел и торговли в рождающихся полисах требовали расширения поля деятельности: нужны были новые земли для теряющих свои наделы граждан, нужны были источники сырья, рынки сбыта для продукции ремесленных мастерских — и все это можно было найти в колониях, основанных в удобных и богатых областях

Средиземноморья и Причерноморья, в окружающих их территориях, занятых местными племенами. Другой важной причиной вывода колоний был процесс классообразования и социальной дифференциации греческого общества, протекавший в VIII—VI вв. до н. э. В колониях значительно слабее ощущался груз старых родовых традиций, и потому экономика, социальные процессы, новые органы государственной власти, культура развивалась свободнее и быстрее, чем в метрополии. Многие греческие колонии, первоначально небольшие и бедные поселения,

превращаются в процветающие многолюдные, богатые города с развитой экономикой, активной социально-политической и культурной жизнью. Быстрый рост колоний оказывал стимулирующее воздействие на развитие греческого общества в целом, на установление зрелых форм полисного строя. Великая греческая колонизация VIII— VI вв. до н, э вызванная глубинными процессами общественного развития Балканской Греции, сама стала мощным фактором социально-экономического и культурного развития всего

греческого мира. Знакомство колонистов с новыми странами, новыми племенами расширяло культурный кругозор греков. Необходимость строить новые города, осваивать новые территории давала мощный толчок для развития градостроительства и архитектуры, изобразительных искусств. Взаимные контакты, как со странами древней восточной культуры, так и с племенным миром Средиземноморья обогащали греческую культуру новыми идеями, новыми знаниями, послужили стимулом в развитии

греческой философии и литературы. 2.2. Влияние экономики, социальных отношений, великих завоеваний и гражданских войн на развитие древнеримской культуры 2.2.1. Культурные успехи Рима в эпоху больших завоеваний Греческое влияние. Уже для раннего периода отмечается влияние греческой культуры на некоторые стороны римской жизни, но только со времени войны с Пирром и, особенно, с эпохи пунийских войн это влияние становится решающим.

Оно проникает в Рим самыми разнообразными путями. Римляне вступали с греками в военные, дипломатические и деловые сношения. Они собственными глазами наблюдали изысканный быт богатых греков южной Италии, Сицилии и Греции, столь далекий от грубой простоты римской жизни. Сокровища греческого искусства были массами вывезены в

Италию в результате ограбления Сиракуз, Коринфа и других городов. В 167 г. Эмилий Павел привез в Рим прекрасную библиотеку царя Персея. Греки во множестве начинают появляться в римском обществе в качестве рабов, заложников и дипломатических представителей. Греческие актеры и переводчики пьес знакомят римлян с настоящим театром. Римские учителя, доктора, музыканты и другие представители «свободных профессий» почти без исключения

были греками. Такие высококультурные люди, как Полибий или философ-стоик Посидоний, оказывали огромное влияние на римскую знать. Конечно, не все греческие и македонские заложники были широко образованными людьми, но их перебывало в Италии множество, и в целом их влияние было весьма значительным. Итак, начиная с III в идет быстрый процесс эллинизации римского быта и культуры, принимающий во

II в. ярко выраженный характер. Знакомство с греческим языком, по-видимому, было довольно широко распространено среди нобилитета уже в начале III в. Старшие анналисты Фабий Пиктор и Цинций Алимент писали свои произведения на греческом языке. Сам Катон, глубоко презиравший современных ему греков, изучал Фунидида и Демосфена. Сципионовская группа (сам Сципион

Африканский, его брат, Лелий Старший, Фламинин, Фульвий Нобилиор, Эмилий Павел, Сципион Эмилиан, его друг Лелий Младший и многие другие) была страстной поклонницей греческой культуры. Эллипофильская политика римского сената в первой половине II в. в значительной степени объясняется греческими симпатиями его руководящего ядра.

Но греческие влияния не ограничивались только узким кругом нобилитета, а шли гораздо дальше. Греческие и восточные культы проникают в III — II вв. в самую гущу населения Италии. В 212 г. в разгар войны с Ганнибалом по распоряжению сената были установлены в Риме игры в честь Аполлона для того, чтобы этот бог отклонил от государства новые бедствия. Семь лет спустя из Малой Азии привезли фетиш «Великой матери богов»

Кибелы в виде простого камня, построили фригийской богине храм на Палатине и вскоре учредили игры (ludi Megalenses). Это был первый случай официального признания в Риме восточных культов. В скульптуре и живописи продолжали усиливаться эллинистические влияния, начавшиеся еще в предыдущую эпоху. Массовое появление предметов изобразительного искусства из

Греции развивало только коллекционерство и мешало окрепнуть оригинальному римскому творчеству. В архитектуре нужно отметить помимо усложнения типа частных жилищ строительство крупных общественных сооружений, прежде всего так называемых «базилик». Это были здания, предназначенные для суда и торговых сделок. Они представляли собой большие крытые помещения, разделенные на несколько частей колоннами.

Образцами для них служили аналогичные постройки эллинистического типа. В 70-х годах появляются каменные рынки, пришедшие на смену старым торговым рядам с их деревянными лавчонками. В Риме начинают воздвигать колоннады и арки, украшенные позолоченными статуями греческого типа. Главные артерии города мостят лавой, бассейны облицовывают камнем. Продолжается также постройка храмов, в которых эллинистический стиль все более вытесняет этрусский.

Быт и нравы. Те изменения в быту богатых римлян, которые наметились еще в IV в теперь под греческим влиянием принимают характер настоящей революции. Староримский дом в III — II вв. окончательно превращается в большое расчлененное жилище, иногда удвоенное по греческому образцу. Его начинают обставлять с изысканной роскошью, до сих пор чуждой Риму. В домах богатых людей появляются предметы греческого искусства, вывезенные из

Сицилии и с Балканского полуострова, книги, серебряная посуда, мебель с бронзовой отделкой, ковры и т. п. Меняется характер обеденного стола: увеличивается количество блюд, они изготовляются тоньше и вкуснее. Повар-профессионал вытесняет из кухни хозяйку, которая раньше сама, с помощью рабынь, приготовляла еду для семьи. Меняется не только домашний, но и общественный быт римлян. Количество праздников и народных увеселений растет, увеличивается их продолжительность.

Кроме старых состязаний в беге и бега колесниц, на играх появляются греческие атлеты. Театральные зрелища эллинистического типа также были крупным новшеством в общественной жизни Рима. Однако, несмотря на любовь римской толпы к театру, она предпочитала ему более грубые зрелища. Иногда нельзя было закончить спектакля, так как зрители массой уходили из театра смотреть кулачные бои или травлю зверей. В описываемую эпоху входят в практику те кровавые зрелища, которые стали потом

одним из источников морально-политического разложения римского общества: гладиаторские бои и травля зверей. Лучшая часть римского гражданства пыталась бороться с этими кровавыми представлениями, действовавшими на зрителей крайне развращающе. Однако никакие меры не помогали, и, вопреки правительственным запрещениям, гладиаторские бои и звериные травли не прекращались. Глубокие сдвиги в римских нравах и общественной психологии шли одновременно с изменениями быта.

Особенно заметно это сказалось на семейной жизни. Устои римской патриархальной семьи начинают расшатываться. Наиболее ярким выражением этого факта явилась женская эмансипация. Женская эмансипация шла одновременно с ослаблением власти отца семьи, уменьшением числа браков, увеличением разводов и общим падением старых моральных основ. Однако было бы ошибкой думать, что все римское общество

уже в эту эпоху было охвачено процессом разложения. Во-первых, описанные выше явления захватывали главным образом общественную верхушку и городское население. Во-вторых, даже среди римской знати эти явления встречали отпор среди консервативных элементов. Новые формы быта и новые нравы пробивали себе дорогу в ожесточенной борьбе со старым. Только в свете этой борьбы можно понять переходный

II век. 2.2.2. Экономика и социальные отношения Рима Процессы, происходившие в области экономики и социальных отношений в первые два века империи, весьма сложны, и поэтому не легко поддаются истолкованию. Трудность их понимания главным образом заключается в их двойственности и противоречивости. Империя принесла с собой относительный гражданский мир и значительное ослабление внешней агрессии.

Изменение провинциальной политики привело к тому, что эксплуатация провинций приняла более организованный и менее хищнический характер. Мало того, многие императоры, в особенности императоры из дома Антонинов, поощряли городское строительство и заботились о развитии культурной жизни провинций. В числе положительных моментов, принесенных империей, следует также отметить искоренение или, по крайней мере, значительное уменьшение пиратства, дальнейшее развитие системы прекрасных дорог, введение единой

имперской монеты. Все эти факторы отразились благоприятным образом на многих сторонах жизни римского общества. Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники (конечно в ограниченных рамках рабовладельческого способа производства), развитие ремесел, подъем экономической жизни многих провинций, развитие в них местного производства и местной торговли, рост межобластного обмена, развитие торговли со странами Востока и пр. Благосостояние высших классов в провинциях увеличивается, провинциальные города

получают самоуправление и живут интенсивной экономической и культурной жизнью. Некоторые старые города, захиревшие к концу республики, вновь оживают. На рейнской и дунайской границах, в северной Африке, в Дакии появляется множество новых городских центров. Однако рядом с этими положительными явлениями роста внимательный наблюдатель заметит грозные симптомы

упадка, скрывающиеся за картиной внешнего процветания: хронический аграрный кризис Италии, важнейшего жизненного центра империи; сокращение количества рабов; упадок производительности их труда и тщетные попытки рабовладельцев найти новые, более эффективные формы эксплуатации; обнищание широких масс населения Италии и провинций; усиление среди них паразитических тенденций и нетрудовой психологии; истощение военных ресурсов империи и невозможность возврата к политике завоеваний.

Нужно отметить при этом, что симптомы упадка были более серьезны, чем признаки роста, так как они относились к самым существенным сторонам жизни империи, характеризовали наиболее важные элементы производительных сил римского общества. Конечно, империя внесла некоторое улучшение в римскую систему в том смысле, что она придала ей более организованный характер. Но эта система и при империи оставалась рабовладельческой, несмотря на некоторые признаки начинающейся деградации рабства: количество рабов стало уменьшаться,

положение их несколько улучшилось; рядом с рабским трудом стали усиливаться другие формы эксплуатации; централизованное латифундиальное хозяйство начало уступать место парцеллярному хозяйству рабов, посаженных на землю, и полусвободных арендаторов-колонов. Но все это были количественные изменения, неспособные перейти в новое качество. Система в основном оставалась прежней, и в ней продолжали действовать все те факторы, которые с неизбежностью приводят к гибели всякую развитую систему рабства.

В течение столетий район Средиземного моря был ареной рабовладельческого хозяйства в его наиболее хищнической и жестокой римской форме, истощавшей производительные силы. Правда, империя несколько смягчила старую республиканскую практику: провинции вздохнули свободнее и получили известную хозяйственную самостоятельность; императорская система сбора налогов была легче республиканских откупов; императорские чиновники на первых порах меньше грабили провинции, чем республиканские магистраты.

Но это в конце концов тоже были только количественные изменения, которые не могли дать радикального улучшения. К тому же имперская бюрократия очень скоро догнала и перегнала республиканских магистратов своей жадностью и подкупностью, а производительные силы ведущих областей империи — Италии и Балканского полуострова — были настолько подорваны многовековым господством рабства, что возрождение их стало невозможным на ряд столетий. Таким образом, противоречивый и двойственный характер социально-

экономических явлений первых двух веков империи совершенно закономерен. Империя была государственной формой, пришедшей на смену полисной системе эпохи «классического» рабства. Империя, как и ее предшественницы — эллинистические монархии, была «территориальным государством», но государством весьма несовершенного типа. Не будучи национальным образованием, она, в сущности, являлась немногим больше, чем конгломератом городов, областей и племен, стоявших на различном экономическом и

культурном уровне и объединенных военной диктатурой римских императоров. Империя многое сделала, чтобы спаять этот конгломерат в органическое целое. Но результаты были невелики. Прочное объединение римской державы было неосуществимо, пока экономической основой ее оставался рабовладельческий способ производства, при котором невозможно существование широкого внутреннего рынка. К тому же империя являлась политической надстройкой над рабовладельческой системой

Средиземноморья, уже клонившейся к упадку. Это обостряло все противоречия, свойственные рабовладельческому обществу. 2.2.3. Римская культура конца республики и начала империи Своего расцвета римская культура достигла в эпоху гражданских войн и в следующий за ней период принципата Августа. В этом была своя внутренняя закономерность. К началу гражданских войн римское общество не только усвоило многие достижения эллинистической культуры,

но и сумело многое переработать в римском народном духе. За плечами Рима уже стоял длинный период культурного развития, в течение которого внешние заимствования начинали входить органической составной частью во внутренний процесс культурной эволюции Италии. Таким образом, к середине II в. до н. э. в Риме уже были заложены те основы общественной идеологии, к полному развитию которых гражданские войны

послужили сильнейшим толчком. Максимальное обострение социальных противоречий, огромное усиление классовой борьбы, расцвет политической жизни, усложнение международных отношений — все это явилось мощным стимулом для быстрого развития всех сторон римской духовной жизни. Конец гражданских войн и длительный период гражданского мира, наступивший после 30 г. до н. э создали в широких рабовладельческих кругах психологию радостного освобождения и творческого подъема.

Правда, это был специфический подъем реакции, породивший легкомысленную поэзию Овидия, консервативную историографию Ливия и эпикурейскую лирику Горация. Во многих отношениях «золотой век» Августа уступал предыдущему периоду: эпоха принципата, конечно, не могла породить ни Саллюстия, ни Цицерона, ни Катулла, ни Лукреция. Однако некоторые стороны общественной идеологии действительно при

Августе достигли своего максимального расцвета. При этом нужно отметить, что оба периода — последние десятилетия гражданских войн и принципат — в области культурного развития не отделены сколько-нибудь резкой чертой. Заключение Культура каждого народа — это многогранный, сложный комплекс, включающий письменность и литературу, изобразительное искусство и архитектуру, определенную религиозную систему, философию и науку. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую,

гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической. Своим развитием античная культура обязана многим социально-экономическим факторам. В данном реферате рассмотрены лишь наиболее существенные из них. Итак, столь блистательному культурному взлету Древней Греции, а затем и Древнего Рима способствовали, прежде всего, следующие причины: –

Греция – приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов; – недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время, в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.; – интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство,

овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег, банковского дела, наличие конституированной частной собственности; – широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью; – природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию,

критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость; – стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитой индивидуализм; – стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству; – полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством; – отсутствие деспотии, преимущественно демократический

характер власти, её сменяемость и ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созидании большинства населения; – светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие; – высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного начала;

– субъективный (личностный) фактор, т.е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Пракситель, Харес, Апеллес, Фалес, Пифагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ.  Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной

степени и римлянам, но, разумеется, с оговорками. Они были более сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны. Греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. На развитие культуры Древнего Рима не могли не оказать влияние такие факторы, как: воинственность римлян,

их быт и нравы, общественная и политическая жизнь. Конец гражданских войн и длительный период гражданского мира, наступивший после 30 г. до н. э создали в широких рабовладельческих кругах психологию радостного освобождения и творческого подъема. В целом же греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что в конце концов привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем

составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуру славянских народов и Западной Европы. Список литературы: 1. Античный мир: Современный словарь-справочник / Авт сост. М.И. Умнов. – М.: Олимп: Издательство АСТ, 2000. – 480 с. 2. Асмус В.Ф. Античная философия М.: Высшая шк 1976. – 541 с.

3. Всеобщая история искусств. Избранные главы. – М.: Искусство, 1956. – 362 с. 4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – 3-е изд доп. – М.: Искусство, 1985. – 319 с. 5. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая шк 1996. – 398 c.

6. Ковалев С.И. История Рима: Курс лекций. – Л.: ЛГУ, 1986. – 710 с. 7. Колпинский Ю.Д. О месте античного художественного наследия в мировой культуре. – М.: Наука, 1977 – 352 с. 8. Культура древнего мира: В 2-х тт. – М.: Наука. 1985. – Т.1 – 430с.; Т.2 – 397 с. 9. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и

Рима (Пер. с польск. В.К. Ронина). – М.: Высшая шк 1990. – 329 с. 10. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 204 с. 11. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). – М.: Высшая шк 1963. – 621 с. 12. Петров М.К. Античная культура. – М.: РОССПЕН, 1997. – 464 с. 13. Силичев Д.А. Культурология.

Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2003. – 208 с. 14. Словарь античности: Пер. с нем. / Редкол.: В.И. Кузищин (отв. ред. ) и др. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с. 15. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М.: АСТ, 2002. – 256 с. 16. Тронский И.М. История античной литературы. –

Л.: ЛГУ, 1946. – 483 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.