Введение
В настоящее время, с переходомэкономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, ихэкономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значенияфинансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительноувеличивает роль рационального управления финансовыми ресурсами предприятия.
Общеизвестно, что в современныхусловиях в финансовой жизни предприятий происходят наиболее болезненныепроцессы. Столкновение старых подходов к организации финансовой работы с новымитребованиями жизни, с новыми функциями финансов предприятия — одна из главныхпричин «пробуксовки» реформ в реальном секторе экономики.
Рано или поздно руководителипредприятия сталкиваются с проблемами управления финансовыми ресурсами:выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планированиядеятельности предприятия, например объем произведенной продукции, не позволяютему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции и появлениеконкурентов не только начинает препятствовать получению привычных прибылей, носводит иногда прибыль до нуля.
Понимание того, что на предприятиинеобходимо менять систему управления, снижать издержки, более эффективноуправлять финансовыми ресурсами приходит быстро. Вопрос в том, как это сделать?Как подсчитать истинную себестоимость вида продукции, как спланировать закупкипри имеющихся запасах, в совершенствование каких процессов в первую очередьнеобходимо инвестировать средства и т. д. Рассмотрению этих вопросов посвященаэта работа.
Главная цельданной работы — проанализировать организацию и эффективность управленияфинансовыми ресурсами исследуемого предприятия, выявить основные проблемы вуправлении финансами и дать рекомендации по управлению финансовыми ресурсами.
Стратегическимизадачами разработки рекомендаций являлись: максимизация прибыли предприятия,оптимизация структуры предприятия и повышение его финансовой устойчивости,обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, создание эффективногомеханизма управления финансовыми ресурсами.
Объектомисследования выступает ОАО «Армхлеб». Это предприятие пищевой отрасли,которое производит хлебобулочные изделия реализуемые как через собственную сетьмагазинов, так и оптовым покупателям. В настоящее время на предприятии работаетоколо 360 человек.
При проведении анализа управления финансовыми ресурсамипредприятия ОАО «Армхлеб» были применены такие приемы и методы какгоризонтальный анализ вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительныхпоказателей), сравнительный анализ.
Информационнойбазой финансового анализа являлась бухгалтерская отчетность предприятия за1995, 1996, 1997 годы, а именно: бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД),приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5 по ОКУД), отчет о движенииденежных средств (форма № 4 по ОКУД), отчет о прибылях и убытках (форма № 2 поОКУД) и др. При освящении теоретических вопросов управления финансовымиресурсами были использованы различные учебные пособия, статьи периодическихизданий, законодательные акты.
/>1. Теоретическиевопросы управления финансовыми Ресурсами/>1.1. Сущность,состав, структура финансовых ресурсов предприятия
Управление финансовыми ресурсамипредприятия — это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов,приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенногорезультата /4/.
Финансовые ресурсы фирмы — это частьденежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных длявыполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечениюрасширенного воспроизводства /7/.
Финансовые ресурсы и капиталпредставляют собой главные объекты исследования финансов фирмы. В условияхрегулируемого рынка чаще применяется понятие «капитал», которыйявляется для финансиста реальным объектом и на который он может воздействоватьпостоянно с целью получения новых доходов фирмы. В этом качестве капитал дляфинансиста-практика — объективный фактор производства. Таким образом, капитал — это часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот и приносящихдоходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращеннаяформа финансовых ресурсов.
В такой трактовке принципиальноеразличие между финансовыми ресурсами и капиталом фирмы состоит в том, что налюбой момент времени финансовые ресурсы больше или равны капиталу фирмы. Приэтом равенство означает, что у фирмы нет никаких финансовых обязательств и всеимеющиеся финансовые ресурсы пущены в оборот. Однако это не значит, что чембольше размер капитала приближается к размеру финансовых ресурсов, темэффективнее фирма работает.
В реальной жизни равенства финансовыхресурсов и капитала у работающей фирмы не бывает. Финансовая отчетностьстроится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом нельзя обнаружить.Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовые ресурсы кактаковые, а их превращенные формы — обязательства и капитал.
В практической деятельности людисталкиваются, как правило, не с сущностными категориями, а с их превращеннымиформами, поэтому в стандартной финансовой отчетности из практическойцелесообразности отражаются именно они.
Из определения финансовых ресурсовследует, что по происхождению они разделяются на внутренние (собственные) ивнешние (привлеченные). В свою очередь внутренние в реальной форме представленыв стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в превращеннойформе — в виде обязательств перед служащими фирмы, чистая прибыль представляетсобой часть доходов фирмы, которая образуется после вычета из общей суммыдоходов обязательных платежей — налогов, сборов, штрафов, пени, неустоек, частипроцентов и других обязательных выплат. Чистая прибыль находится в распоряжениифирмы и распределяется по решениям ее руководящих органов.
Внешние или привлеченные финансовыересурсы делятся также на две группы: собственные и заемные. Такое делениеобусловлено формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками вразвитие данной фирмы: как предпринимательский или как ссудный капитал. Соответственнорезультатом вложений предпринимательского капитала является образованиепривлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом вложений ссудногокапитала — заемных средств.
Предпринимательский капиталпредставляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различные фирмы сцелью получения прибыли и прав на управление фирмой.
Ссудный капитал — это денежныйкапитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности. В отличиеот предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в фирму, передается ейво временное пользование с целью получения процента. Этим видом бизнесазанимаются специализированные кредитно-финансовые институты (банки, кредитныесоюзы, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, селенговыекомпании и т.д.).
В реальной жизни предпринимательскийи ссудный капиталы тесно связаны. Современное рыночное хозяйство весьмадиверсифицировано, т.е. рассредоточено как по видам деятельности, так и впространстве. Диверсификация сегодня является одним из важнейших факторовобеспечения стабильности и устойчивости рыночного хозяйства и его финансовойсистемы /6/. Но углубление диверсификации неизбежно ведет к усложнениюфинансовых потоков и капитала, расширению применения в финансовой практикеспециальных инструментов, что существенно усложняет финансовую работу фирмы.
Все финансовые ресурсы фирмы каквнутренние, так и внешние в зависимости от времени, в течение которого онинаходятся в распоряжении фирмы, делятся на краткосрочные (до одного года) идолгосрочные (свыше одного года). Это деление достаточно условно, а масштабвременных интервалов зависит от финансового законодательства конкретной страны,правил ведения финансовой отчетности, национальных традиций.
В реальной жизни в денежной формекапитал фирмы сколь-нибудь продолжительное время оставаться не может, посколькуон должен зарабатывать новые доходы. Пребывая в денежной форме в виде остатковденежных средств в кассе фирмы либо на ее расчетном счете в банке они неприносят доходов фирме или почти не приносят. Превращение капитала из денежнойформы в производительную называется финансированием.
Принято различать две формыфинансирования: внешнее и внутреннее /4/. Такое деление обусловлено жесткойсвязью между формами финансовых ресурсов и капитала фирмы с процессомфинансирования. Характеристика видов финансирования представлена в таблице 1.1.
/>Таблица 1.1 Структура источников финансированияпредприятия
Виды финансирования
Внешнее финансирование
Внутреннее финансирование
Финансирование на основе собственного капитала
1. Финансирование на основе вкладов и долевого участия (например, выпуск акций, привлечение новых пайщиков)
2. Финансирование за счет прибыли после налогообложения (самофинансирование в узком смысле)
Финансирование на основе заемного капитала
3. Кредитное финансирование (например, на основе займов, ссуд, банковских кредитов, кредитов поставщиков)
4. Заемный капитал, формируемый на основе доходов от продаж — отчисления в резервные фонды (на пенсии, на возмещение ущерба природе ведением горных разработок, на уплату налогов)
Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала
5. Выпуск облигаций, которые можно обменять на акции, опционные займы, ссуды на основе предоставления права участия в прибыли, выпуск привилегированных акций
6. Особые позиции, содержащие часть резервов (т.е. не облагаемые пока налогом отчисления)
Собственные привлеченные финансовыересурсы — это базовая часть всех финансовых ресурсов фирмы, которая базируетсяна момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на всем протяжении еежизни. Эту часть финансовых ресурсов принято называть уставным фондом илиуставным капиталом фирмы. В зависимости от организационно-правовой формы фирмыее уставной капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций(обыкновенных, привилегированных или их комбинации), вложений в уставнойкапитал паев, долей и т.д. За время жизни фирмы ее уставной капитал можетдробиться, уменьшаться и увеличиваться, в том числе за счет части внутренних финансовыхресурсов фирмы.
Структура собственного капиталапредприятия представлена на рисунке 1.1.
Источниками собственных финансовыхресурсов являются :
- уставный капитал(средства от продажи акций и паевые взносы участников);
- резервы,накопленные предприятием;
- прочие взносыюридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования,благотворительные взносы и др.).
/>
При создании предприятия источникомприобретения основных средств, нематериальных активов, оборотных средствявляется уставный капитал. За счет него создаются необходимые условия дляосуществления предпринимательской деятельности. Уставной капитал представляетсобой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставнойдеятельности предприятия /10/.
Содержание категории «уставныйкапитал» зависит от организационно – правовой формы предприятия:
- длягосударственного предприятия – стоимостная оценка имущества, закрепленногогосударством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;
- для товариществас ограниченной ответственностью – сумма долей собственников;
- для акционерногообщества – совокупная номинальная стоимость акций всех типов;
- дляпроизводственного кооператива – стоимостная оценка имущества, предоставленногоучастниками для ведения деятельности;
- для арендногопредприятия – сумма вкладов работников предприятия;
- для предприятияиной формы, выделенного на самостоятельный баланс, — стоимостная оценкаимущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полногохозяйственного ведения.
При создании предприятия вкладами вего уставный капитал могут быль денежные средства, материальные инематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставнойкапитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т.е.инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образов, в случаеликвидации предприятия или выхода участника из состава общества илитоварищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточногоимущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вкладав уставной капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает суммуобязательства предприятия перед инвесторами.
Уставный капитал формируется при первоначальноминвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, алюбые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций,снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, приемнового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаяхи в порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительнымидокументами.
Формирование уставного капитала можетсопровождаться образованием дополнительного источника средств – эмиссионногодохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акциипродаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются вдобавочный капитал.
В процессе производства продукции,выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, котораяопределяется суммой выручки от реализации /5/.
Выручка от реализации являетсяосновным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ,услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременноепоступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойностьпроцесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечетперебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств,штрафные санкции.
Использование выручки отражаетначальный этап распределительных процессов. Из полученной выручки предприятиевозмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию,другие предметы труда, а также оказанные предприятию услуги. Дальнейшеераспределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений какисточника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаясячасть выручки — это валовой доход или вновь созданная стоимость, котораянаправляется на оплату труда и формирование прибыли предприятия, а также наотчисления во внебюджетные фонды, налоги (кроме налога на прибыль), другиеобязательные платежи.
Поступление выручки от реализациисвидетельствует о завершении кругооборота средств. До поступления выручкииздержки производства и обращения финансируются за счет источников формированияоборотных средств. Результат кругооборота вложенных в деятельность средств — возмещение затрат и создание собственных источников финансирования:амортизационных отчислений и прибыли.
Прибыль и амортизационные отчисленияявляются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, иотносятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми онираспоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационныхотчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.
Назначение амортизационных отчислений- обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов инематериальных активов /10/. Амортизация по своей экономической сущности — этопроцесс постепенного переноса стоимости основных средств и нематериальныхактивов (а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов) по мере их износана производимую продукцию, превращения в процессе реализации в денежную форму инакопления ресурсов для последующего воспроизводства активов, которыеамортизируются. Это целевой источник финансирования инвестиционного процесса.
Прибыль как экономическая категория — это чистый доход, созданный прибавочным трудом. Прибыль является экономическимпоказателем, характеризующим финансовые результаты предпринимательскойдеятельности. Кроме того, через прибыль реализуется принцип материальнойзаинтересованности в процессе ее распределения и использования, а также принципматериальной ответственности. Наконец, прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия — это многоцелевой источник финансирования его потребностей, ноосновные направления ее использования можно определить как накопление ипотребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потреблениеопределяют перспективы развития предприятия.
Прибыль является источникомфинансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При еераспределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства,так и предпринимательские интересы предприятий и их контрагентов, интересыотдельных работников. В отличие от амортизационных отчислений прибыль неостается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виденалогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений,которые возникают между предприятием и государством по поводу распределениясозданного чистого дохода.
Распределение оставшейся после этогочасти прибыли — прерогатива предприятия.
Амортизационные отчисления и частьприбыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия,используемые на его производственное и научно — техническое развитие,формирование финансовых активов — приобретение ценных бумаг, вклады вуставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли,используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия.Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовыеотношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.
Распределение прибыли можетпроизводиться путем образования специальных фондов — фонда накопления, фондапотребления, резервных фондов (см. рисунок 1) — или путем непосредственногорасходования чистой прибыли на отдельные цели. В первом случае на предприятиидополнительно составляются сметы расходования фондов потребления и накоплениякак приложение к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражаетсяв финансовом плане.
Фонд накопления используется нанаучно — исследовательские, проектные, конструкторские и технологическиеработы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов,на затраты, связанные с технологическим перевооружением и реконструкцией, напогашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов пократкосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, приростоборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы вкачестве вкладов учредителей в создание уставных капиталов других предприятий,взносы союзам, ассоциациям, концернам, если предприятие входит в их состав, идр.
Фонд потребления используется насоциальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатацииобъектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия,строительство объектов непроизводственного назначения, проведениеоздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплатанекоторых специальных премий, оказание материальной помощи, доплата к пенсиям,компенсация удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и т.п.
Прибыль – основной источникформирования резервного фонда. Этот капитал предназначен для возмещениянепредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т.е.является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капиталаопределяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятияданного типа, а также его уставными документами.
В современных условиях хозяйствованияраспределение и использование амортизационных отчислений и прибыли напредприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов/18/. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределенииприбыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия,но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающихиспользование финансовых ресурсов предприятия.
Добавочный капитал как источниксредств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основныхсредств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещаетсяиспользование его на цели потребления.
Специфическим источником средствявляются фонды социального назначения и целевого финансирования: безвозмезднополученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственныеассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной ссодержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения,на финансирование издержек, находящихся на полном бюджетном финансировании идр. /9/.
Поскольку финансы предприятия какотношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессехозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основамихозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организациифинансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в областифинансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогахфинансово — хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты,контроль за финансово — хозяйственной деятельностью предприятия.
Самофинансирование — обязательноеусловие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночнойэкономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производствупродукции и расширению производственно — технической базы предприятия, онозначает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затратыза счет собственных источников. Принцип самофинансирования пока не может бытьобеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокимизатратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровеньрентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятияжилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственныеи другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно идля предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых неможет считаться предпринимательской и финансируется за счет средств,полученных от реализации продукции.
При временной недостаточности всредствах потребность в них может обеспечиваться за счет заемных финансовыхресурсов.
Привлеченные заемные финансовыересурсы фирмы наиболее часто встречаются в форме:
- банковскихкредитов и ссуд;
- средств отвыпуска и продажи облигаций фирмы;
- займов от другихнебанковских субъектов рынка.
В условиях отечественной практикипривлечение финансовых ресурсов на возвратной основе от банковских инебанковских организаций имеет принципиальное значение. В общепринятомпонимании кредиты и ссуды в России могут выдавать исключительно кредитныеинституты — банки. Полученные фирмой займы на возвратной основе от небанковскихорганизаций согласно действующему законодательству являются доходом фирмы и облагаютсясоответствующей ставкой налога.
В централизованно планируемойэкономике предприятия при определенных условиях могли привлекать дополнительныесредства в виде долгосрочных ссуд банка. Отечественные предприятия имеютдостаточный опыт в использовании банковских ссуд как инструмента краткосрочногофинансирования деятельности. Что касается опыта взаимоотношений с банками какисточниками капитала, то здесь дело обстоит гораздо хуже. Причин тому много — нет опыта и традиций, как со стороны предприятий, так и со стороны банков,высокая инфляция и непредсказуемость поведения учетной ставки Центральногобанка затрудняют получение долгосрочных ссуд и т.п.
В рыночной экономике наиболеераспространенной формой привлечения заемных средств на долгосрочной основеявляется облигационный заем, выпускаемый акционерным обществом на срок не менееодного года, а также — эмиссия долевых ценных бумаг. В практике финансовогоменеджмента в условиях рынка известны и другие приемы финансированиядеятельности предприятия, применяемые самостоятельно или в комбинации сэмиссией основных ценных бумаг. К ним относятся опционы, залоговые операции,лизинг, фрэнчайзинг. Банковских кредитов и ссуд;
- Средств отвыпуска и продажи облигаций фирмы;
- Займов от другихнебанковских субъектов рынка.
В условиях отечественной практикипривлечение финансовых ресурсов на возвратной основе от банковских инебанковских организаций имеет принципиальное значение. В общепринятомпонимании кредиты и ссуды в России могут выдавать исключительно кредитныеинституты — банки. Полученные фирмой займы на возвратной основе от небанковскихорганизаций согласно действующему законодательству являются доходом фирмы и облагаютсясоответствующей ставкой налога.
В централизованно планируемойэкономике предприятия при определенных условиях могли привлекать дополнительныесредства в виде долгосрочных ссуд банка. Отечественные предприятия имеютдостаточный опыт в использовании банковских ссуд как инструмента краткосрочногофинансирования деятельности. Что касается опыта взаимоотношений с банками какисточниками капитала, то здесь дело обстоит гораздо хуже. Причин тому много — нет опыта и традиций, как со стороны предприятий, так и со стороны банков,высокая инфляция и непредсказуемость поведения учетной ставки Центральногобанка затрудняют получение долгосрочных ссуд и т.п.
В рыночной экономике наиболеераспространенной формой привлечения заемных средств на долгосрочной основеявляется облигационный заем, выпускаемый акционерным обществом на срок не менееодного года, а также — эмиссия долевых ценных бумаг. В практике финансовогоменеджмента в условиях рынка известны и другие приемы финансированиядеятельности предприятия, применяемые самостоятельно или в комбинации сэмиссией основных ценных бумаг. К ним относятся опционы, залоговые операции,лизинг, фрэнчайзинг./>1.2. Управлениефинансовыми ресурсами.
Успешная деятельность предприятия невозможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудносформулировать цели для достижения которых необходимо рациональное управлениефинансовыми ресурсами /9/:
- выживание фирмы вусловиях конкурентной борьбы;
- избежаниебанкротства и крупных финансовых неудач;
- лидерство вборьбе с конкурентами;
- максимизациярыночной стоимости фирмы;
- приемлемые темпыроста экономического потенциала фирмы;
- рост объемовпроизводства и реализации;
- максимизацияприбыли;
- минимизациярасходов;
- обеспечениерентабельной деятельности и т.д.
Приоритетность той или иной целиможет выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данномсегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели вомногом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.
Логика функционирования управленияфинансовыми ресурсами представлена на рисунке 1.2.
Организационная структура системыуправления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могутбыть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия ивида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособлениеспециальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовымдиректором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. Нанебольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер.
/>
Управление финансовыми ресурсамифирмы, ввиду многовариантности его проявления, на практике невозможноосуществлять без профессиональной организации этой работы.
Долгое время в отечественной практикефинансовые службы фирм не имели самостоятельного значения, их работа сводиласьк обслуживанию расчетов с использованием строго определенных форм, составлениюэлементарных финансовых планов и отчетов, не имеющих реальных последствий.Реальные последствия имела только работа бухгалтерии, то есть былоцелесообразным объединять финансовую работу с бухгалтерской в рамках однойслужбы — бухгалтерии.
Такая практика организации финансовсуществовала и существует до сих пор на большинстве российских предприятий. Норуководителю предприятия следует принять во внимание, что одновременно бытьхорошим бухгалтером и хорошим финансистом человек не может.
Главное в работе бухгалтера — способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии синструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах.
Совсем другое требуется отфинансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений вусловиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной итой же финансовой трансакции. Работа финансиста требует гибкости ума, этодолжна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска,воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде /4/.
Сопоставляя особенности двухпрофессий, не следует забывать об очень тесной взаимосвязи между ними, которуюкратко можно выразить так: если бухгалтер фиксирует денежное значениеосуществленных трансакций, отображая их в итоговом документе — балансе, тофинансист формирует эти значения из множества неизвестных. В сущности, всефункции по поиску значений этих неизвестных и есть финансовая работа.
Сегодня предприятие при организацииадекватной времени финансовой работы сталкивается с большими трудностями. Опытуспешно работающих фирм показал, что кратчайший путь разрешения этой проблемынаходится в руках руководителя предприятия. Сегодня признание получили дваподхода к реорганизации финансовой службы фирмы:
- если руководитель- профессиональный финансист, он сам координирует реорганизацию финансовойслужбы. Это оптимальный вариант, но в отечественной практике это скорееисключение, чем правило;
- руководитель,понимающий задачи и функции современной финансовой службы фирмы, но не будучипрофессиональным финансистом, не знающий тонкостей этой профессии, привлекаетстороннюю организацию для постановки и внедрения на практике необходимой моделиорганизации финансовой работы.
Независимо от выбранного подхода креорганизации финансовой службы, фирма стремится к созданию некой стандартноймодели организации финансовой работы, адекватной рыночным условиям.Принципиальная схема этой модели показана на рисунке 1.3. Приведенная схеманетиповая, а состав ее элементов может варьировать в зависимости от видакомпании, ее размеров и прочих факторов.
/>
Главное, что следует отметить вработе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работывысшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением емуаналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческихрешений финансового характера.
Тем самым подчеркивается исключительнаяважность этой функции. Вне зависимости от организационной структуры фирмыфинансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторыхслучаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.
В условиях рыночной экономики финансовыйменеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен запостановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использованиятого или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решенияпо выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленнаяпроблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишьсоветником высшего управленческого персонала /9/.
Финансовый менеджер осуществляетоперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансовогоменеджера может быть структурирована следующим образом:
- Общий финансовыйанализ и планирование;
- Обеспечениепредприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
- Распределениефинансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).
Выделенные направления деятельностиодновременно определяют и основные задачи, стоящие перед менеджером. Составэтих задач может быть детализирован следующим образом.
В рамках первого направления осуществляетсяобщая оценка:
- активовпредприятия и источников их финансирования;
- величины исостава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономическогопотенциала предприятия и расширения его деятельности;
- источниковдополнительного финансирования;
- системы контроляза состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Второе направление предполагаетдетальную оценку:
- объема требуемыхфинансовых ресурсов;
- формы ихпредставления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
- степенидоступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов можетопределяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме ив нужное время);
- стоимостиобладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные инеформальные условия предоставления данного источника средств);
- риска,ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников какисточник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
Третье направление предусматриваетанализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:
- оптимальностьтрансформации финансовых ресурсов;
- эффективностьфинансовых вложений.
Принятие финансовых решений сиспользованием приведенных оценок выполняется в результате анализаальтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности,финансовой устойчивости и рентабельности.
Управление финансовыми ресурсамиявляется одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. Вее рамках решаются следующие вопросы:
- Каковы должныбыль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичьпоставленные перед предприятием цели и задачи?
- Где найтиисточники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
- Как организоватьтекущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающееплатежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Существуют различные подходы ктрактовке понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде подфинансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходитодновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовыхобязательств другого предприятия.
Финансовые активы включают:
- денежныесредства;
- контрактное правополучить от другого предприятия денежные средства или любой другой видфинансовых активов;
- контрактное правообмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодныхусловиях;
- акции другогопредприятия.
К финансовым обязательствам относятсяконтрактные обязательства:
- выплатитьденежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другомупредприятию;
- обменятьсяфинансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодныхусловиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продажедебиторской задолженности).
Финансовые инструменты подразделяютсяна первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторскаязадолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовыеопционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Существует и более упрощенноепонимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии сним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства(средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты(облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участияв уставном капитале (акции и паи).
Методы финансового управления многообразны.Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение,страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, системафинансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационныхотчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовыеоперации, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.Составным элементом приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды,котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. основу информационногообеспечения системы финансового управления составляет любая информацияфинансового характера:
- бухгалтерскаяотчетность;
- сообщенияфинансовых органов;
- информацияучреждений банковской системы;
- информациятоварных, фондовых, валютных бирж;
- прочаяинформация.
Техническое обеспечение системыфинансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом.Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковскиерасчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможныбез применения компьютерных сетей, прикладных программ.
Функционирование любой системыфинансового управления осуществляется в рамках действующего правового инормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента,постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств,лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др./>1.3. Направленияповышения эффективности использования финансовых ресурсов
Эффективность использованияфинансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателямирентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать уменьшаясрок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек иувеличения выручки.
Ускорение оборачиваемости оборотныхсредств не требует капитальных затрат и ведет к росту объемов производства иреализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотныесредства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетическихресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекаютзначительную часть средств из оборота /5/.
В качестве оборотного капитала напредприятии используются текущие активы. Фонды, используемые в качествеоборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используютсядля покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию;продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитораоплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Любые фонды, не используемые для нуждоборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, онимогут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в видедоходов владельцам.
Один из способов экономии оборотногокапитала, а следовательно — повышения его оборачиваемости заключается всовершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладываетсредства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только соскладскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также свременной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла бытьполучена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степеньюриска.
Экономический иорганизационно-производственный результаты от хранения определенного видатекущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного видаактивов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемымобъемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции принеожиданно высоком спросе.
Подобным образом достаточно большойзапас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехваткисоответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки болеедорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов наприобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов,тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков сниженияцен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запасготовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством.В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидкусвоим клиентам.
Повышение оборачиваемости оборотныхсредств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранениемзапасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускоренияоборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:
- планирование закупокнеобходимых материалов;
- введение жесткихпроизводственных систем;
- использованиесовременных складов;
- совершенствованиепрогнозирования спроса;
- быстрая доставкасырья и материалов.
Второй путь ускоренияоборачиваемости оборотного капитала состоит в уменьшении счетов дебиторов.
Уровень дебиторской задолженностиопределяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степеньнасыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетови др. Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контрольза оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамикерассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отборпотенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров,предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощьюформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозныефинансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров,уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости,экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность,степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.) /10/.
Оплата товаров постоянным клиентамобычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множествафакторов. В экономически развитых странах широко распространенной являетсясхема «2/10 полная 30», означающая, что:
- покупательполучает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течениедесяти дней с начала периода кредитования;
- покупательоплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30день кредитного периода;
- в случае неуплатыв течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф,величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.
Наиболее употребительными способамивоздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направлениеписем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженностиспециальным организациям (факторинг).
Третий путь сокращения издержекоборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. Спозиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один изчастных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к нимприменимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средствдля выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежныесредства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметьопределенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного илипрогнозируемого расширения деятельности.
Таким образом, к денежным средстваммогут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами ипозволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобыоценить:
- общий объемденежных средств и их эквивалентов;
- какую долюследует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценныхбумаг;
- когда и в какомобъеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемыхактивов.
По банковским счетам, на которыхфирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другиеликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитныесертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочнымсоглашением) приносят доход в виде процентов.
В западной практике наибольшеераспространение получили модель Баумола и модель Миллера-Ора. Непосредственноеприменение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильнойинфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п.,поэтому ниже приведено лишь краткое теоретическое описание данных моделей /9/.
Модель Баумола. Предполагается, что предприятиеначинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежныхсредств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени.Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает вкраткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е.становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности,предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежныхсредств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств нарасчетном счете представляет собой «пилообразный» график (рисунок1.4).
/>
Модель Баумола проста и в достаточнойстепени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны ипрогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств нарасчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительныеколебания.
Модель, разработанная Миллером иОром, представляет собой компромисс между простотой и реальностью. Она помогаетответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом,если невозможно предсказать каждодневный отток и приток денежных средств?
Логика действий по управлениюостатком средств на расчетном счете представлена на рисунке 1.5.
/>
Остаток средств на расчетном счетехаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как толькоэто происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценныхбумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню(точка возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то вэтом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняетзапас денежных средств до нормального предела.
При решении вопроса о размахевакцинации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуетсяпридерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежныхпотоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценныхбумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения доходаблагодаря высокой процентной ставки по ценным бумагам.
Еще одним важным инструментомповышения эффективности использования финансовых ресурсов является управлениеосновными производственными фондами предприятия и нематериальными активами.Основным вопросом в управлении ими является выбор метода начисленияамортизации.
Существуют три метода начисленияамортизации: равномерное списание, на объем выполненных работ и ускореннаяамортизация /10/.
Равномерное списание базируется нанормативном сроке службы основных средств. нормы амортизационных отчисленийустанавливаются исходя из физического и морального сроков службы средств трудаи выражают нормативный срок возмещения их стоимости. Экономически обоснованноеопределение величины амортизационных отчислений требует правильной стоимостнойоценки основных средств. периодически возникает потребность в переоценкеосновных средств с целью определения их восстановительной стоимости иприведения в соответствие в реальными экономическими условиями. Чем вышеуровень инфляции, тем чаще требуется такая переоценка.
Второй метод начисления амортизации — на объем выполненных работ. Он основан на допущении, что износ тем больше, чембольше объем выполненных работ, т.е. амортизация является исключительнорезультатом эксплуатации объекта. Период времени при этом не имеет значения.
Третий метод — ускоренная амортизация- предусматривает, что основная сумма амортизации начисляется в первые годыэксплуатации. Это не только позволяет ускорить обновление основных фондов, но иявляется методом снижения инфляционных потерь. Метод ускоренной амортизацииобеспечивает быстрое возмещение значительной части затрат, выигрыш за счетфактора времени. Однако политика ускоренной амортизации ведет к повышениюсебестоимости, а следовательно, и цены реализации. Амортизационные отчисления,полученные при применении этого метода, имеют строго целевое назначение. Вслучае их использования не по назначению дополнительные суммы амортизационныхотчислений, соответствующие расчету по ускоренному методу, включаются вналогооблагаемую прибыль.
Успех управления финансовымиресурсами прямо зависит от структуры капитала предприятия. Структура капиталаможет способствовать или препятствовать усилиям компании по увеличению ееактивов. Она также прямо воздействует на норму прибыли, поскольку компонентыприбыли с фиксированным процентом, выплачиваемые по долговым обязательствам, независят от прогнозируемого уровня активности компании. Если фирма имеет высокуюдолю долговых выплат, возможны затруднения с поиском дополнительных капиталов.
Считается аксиомой, что структуракапитала должна соответствовать виду деятельности и требованиям компании.Соотношение заемных средств и рискового капитала должно быть таким, чтобыобеспечить акционерам удовлетворительную отдачу от инвестиций. Гибкость визменении структуры капитала может быть необходимым элементом успеха. Обычнолегче договориться о краткосрочных займах, чем о средне- и долгосрочных.Краткосрочный капитал может обеспечить ожидаемые и неожидаемые колебания потоканаличных, тогда как средний долгосрочный капиталтребуется в основном для длительных проектов (например, программы зарубежнойэкспансии).
В западных странах большое влияние наэффективность управления финансовыми ресурсами оказывают ожидания держателейакций предприятия /6/. Этот фактор требует от компании установления минимальнойдолгосрочной нормы прибыли, которая обеспечивала бы держателям акций доход, ипринимает во внимание ряд моментов: потенциальные дивиденды и возможности для повышениястоимости капитала; элемент риска в бизнесе (в отраслях с малой степенью рискадоход членов акционерного общества в целом также низок и наоборот); величинудохода, который держатели акций могли бы получить в другом месте от инвестицийсо сравнимым риском.
Так как подавляющее большинстводержателей акций не имеют ясного представления о текущих или потенциальныхпроблемах, с которыми сталкивается компания, в которую они вложили средства, ихнадежды в отношении дохода почти всегда нереалистичны и завышены. Степень, докоторой могут учитываться их ожидания, зависит от того, насколько сильно ихвоздействие на компанию. Если держатели будут неудовлетворенны, они могутпросто продать акции.
Чем более конкурентна отрасль, тембольше давление на держателей ее акций в части инвестиций на обновление имодернизацию оборудования и сооружений, исследования, обучение,компьютеризацию. Ни по одному из этих направлений, вероятно, не будет быстройотдачи от инвестиций через год или даже чуть больше. Более того, неопределенностьспроса, проявляющаяся в изменениях моды, поведения потребителей, технологий, внерегулярности предпринимательского цикла, конкуренции, будет отражаться вошибках, которые обычно сопровождают процесс определения прибыли. Приосуществлении управления финансовыми ресурсами необходимо решить, каким образомопределять как стоимость капитала, принимаемого за базу для расчетов, так и егоприращение (выбытие).
/>/>/>2. Организационно-экономическаяхарактеристика предприятия ОАО«Армхлеб»
Государственное предприятие«Армавирский хлебокомбинат» было основано 28 октября 1928 года. Открытоеакционерное общество «Армхлеб» (в дальнейшем ОАО «Армхлеб»), зарегистрированное29.09.96г. является его правопреемником.
ОАО «Армхлеб» являетсяспециализированным предприятием хлебопекарной промышленности по выпечкехлебобулочной и бараночной продукции, а так же кондитерских изделий.
Уставной капитал ОАО«Армхлеб» в 1997 году составил 16422000 руб.
Количество акционеров — 384.
Выпущено 32202 шт. обыкновенных акцийстоимостью 500 рублей за единицу и 1642 привилегированных акций стоимостью 500рублей за единицу.
Структура управления ОАО«Армхлеб» приведена на рисунке 2.1.
/>
Исходя из данной схемы можно сделатьвывод что в управленческой структуре ОАО «Армхлеб» используетсяпринцип функциональной департаментизации, который применяется сейчас набольшинстве производственных предприятий. При функциональной департаментизацииспециализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов. Такучетно-финансовый отдел управляет таким ресурсом как деньги, коммерческий отдел- учетом и продвижением продукции на рынок сбыта, производственная службазанимается непосредственно вопросами производства продукции.
Основным преимуществом такого типапостроения организации является возможность осуществления той или иной работынаиболее эффективным способом. Это достигается через развитие функциональнойспециализации. Однако у этой схемы есть свои недостатки, один из которых — функционализм. Функционализм вырастает из сверхспециализации, вызывающейнепроницаемые организационные перегородки между сгруппированными работами иослабляющей таким образом горизонтальные связи. В результате происходит размываниеобщей организационной цели. Создается замкнутость в рамках отделов. Появляетсяменьше людей, думающих об организации в целом. В подразделениях организацииначинает развиваться инстинкт самосохранения, ведущий к консерватизму.Возникают противоречия, конфликты между функциональными участками. Другойнедостаток состоит в том, что развитие преимущественно вертикальных связей врамках функционального подхода поднимает решение возникающих на различныхуровнях организации проблем до ее главного руководителя. Это делает неяснойответственность за общий результат и выносит эту ответственность на верх.
Органами управления обществаявляются:
- Общее собраниеакционеров;
- Совет директоров;
- Генеральныйдиректор (единоличный исполнительный орган).
В подчинении директора находитсяглавный инженер занимающийся вопросами производства продукции. Главномуинженеру непосредственно подчиняются механическая, технологическая и производственнаяслужба. Так же главному инженеру подчиняются начальники следующих цехов,входящих в производственную службу:
- начальниккондитерского цеха;
- начальникмакаронного цеха;
- начальник цехахлебопечения.
Вопросами бухгалтерского учета,финансового планирования и прогнозирования занимается заместитель генеральногодиректора по экономике в подчинение которого находится учетно-финансовый отдел.
ОАО «Армхлеб» имеет 5производственных линий, производительностью 30 тонн в сутки:
Кондитерский цех:
- Тортовая линия;
- Пряничная линия.
Хлебный цех:
- Хлебная линия;
- Булочные штучныеизделия;
- Сухарно-бараночнаялиния.
ОАО «Армхлеб» снабжает своейпродукцией жителей города и близлежащих населенных пунктов. Предприятие имеетсобственную сеть магазинов розничной торговли, а так же поставляет своюпродукцию сторонним организациям, список которых очень обширен. Наиболеекрупными покупателями продукции ОАО «Армхлеб» являются: ТОО «Символ»,ТОО «Лидия», ТОО «Агро», АООТ «Армапрод», ТОО «Продтовары» и т.д.
Поставщиками сырья ОАО «Армхлеб»являются: ОАО «Армавирский комбинат хлебопродуктов», АООТ «Масложиркомбинат«Армавирский», Успенский сахарный завод, Пищекомбинат, АООТ «Кубарус – молоко».
Основную конкуренцию ОАО«Армхлеб» составляют мини-пекарни, которых в августе месяце 1997 годав Армавире насчитывалось около 39. Кроме того крупным конкурентом является ОАО«Хлебопродукт», имеющий цех по производству макаронных изделий производительностью20 тонн в сутки.
В настоящее время население г.Армавира составляет примерно 182 тысячи человек. Потребность одного человека вхлебе в год составляет 130 кг. Следовательно ежедневная потребность всехжителей г. Армавира в хлебе составляет 64 тонны. В настоящее время в г.Армавире ежедневно выпекается 55 тонн хлеба из которых 15 тонн — продукция ОАО«Армхлеб». Следовательно производство хлеба можно увеличить на 9 тоннв день для полного удовлетворения потребностей жителей г. Армавира.
В настоящее время ОАО«Армхлеб» не в состоянии вырабатывать конкурентно-способную продукциюв связи с низким уровнем материально-технической базы. В связи с увеличениемконкуренции со стороны мини-пекарен, выпускающих более качественную продукцию вбольшем ассортименте, объемы производства ОАО «Армхлеб» постоянно снижаются.
В настоящее время производственныемощности предприятия используются на 10-15%, что ведет к повышениюсебестоимости продукции. В 1995 году предприятие ОАО «Армхлеб» былополностью освобождено от уплаты местных налогов, что позволяло поддерживатьсебестоимость на должном уровне. В настоящее время предприятие уплачиваетналоги в полном объеме. В связи с вышеперечисленным производство каккондитерских и макаронных изделий, так и хлеба стало нерентабельным.
ОАО «Армхлеб» нуждается вусовершенствовании материально-технической базы для понижения себестоимостипродукции, увеличения ассортимента и повышения конкурентоспособности.
Основные показатели деятельности ОАО«Армхлеб» приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Основные показателидеятельности ОАО «Армхлеб»
Показатели
1995г.
1996г.
1997г.
Абс. Отклон.
Темп роста % Реализованная продукция в действующих ценах, р. 21 575 25 777 24 779 3 203 114,8 Реализованная продукция в сопоставимых ценах к 1995г, р. 21 575 13 033 10 106 -11 470 46,8 Себестоимость реализованной продукции в действующих ценах, р. 19 005 23 417 22 746 3 741 119,7 Себестоимость реализованной продукции в сопоставимых ценах, р. 19 005 11 480 8 902 -10 103 46,8 Товарная продукция, р. 15 852 18 441 15 908 56 100,4 Себестоимость товарной продукции, р. 14 891 18 054 15 432 541 103,6 Выпуск товарной продукции в натуральных показателях, т. 14 232 8 597 6 666 -7 566 46,8 Хлебобулочные изделия, т. 11 881 8 246 6 146 -5 735 51,7 Кондитерские изделия, т. 192 193 90 -102 46,9 Макаронные изделия, т. 2 159 159 430 -1 729 19,9 Прибыль от реализации, р. 896 406 195 -702 21,7 Балансовая прибыль, р. 709 062 166 948 -77 468 -786 530 -10,9 Среднегодовая стоимость ОФ, р. 4 565 6 497 6 375 1 809 139,6 Среднесписочная численность персонала, чел. 445 424 364 -81 81,8 в том числе по основной деятельности, чел. 337 316 272 -65 80,7 Затраты на 1 рубль реализованной продукции, р. 0,88 0,91 0,92 0,04 104,2 Фондоотдача на 1 рубль ОФ, р. 4,73 3,97 3,89 -1 82,2 Фондовооруженность, р. 10,26 15,32 17,51 7 170,7 Производительность труда 48,48 30,74 27,76 -21 57,3 Рентабельность продаж, % 4,15 1,57 0,79 -3,37 18,9 Рентабельность продукции, % 5,65 2,20 1,22 -4,43 21,6
Как видно из таблицыфинансово-экономическое положение ОАО «Армхлеб» за последние 3 годазначительно ухудшилось.
Произошло резкое снижение объемовпроизводства, а именно:
- по хлебобулочнымизделиям на 69%;
- по макароннымизделиям на 95%;
- по кондитерскимизделиям на 80%.
Такое падение объема привело к тому,что производство кондитерских и макаронных изделий в составе ОАО«Армхлеб» стало не рентабельно. В следствие постоянного паденияобъемов производства хлебобулочных изделий, из-за неконтролируемого развитиямелких пекарен, к концу 1997 года производство хлеба на таком предприятии какОАО «Армхлеб» где производственные мощности используются на 10-15%,а налоги платятся в полном объеме, стало так же нерентабельно.
В первые за историю существования ОАО«Армхлеб» в 1997 году отработало с убытком, составляющим 786530 тыс.руб.
Уменьшение среднесписочнойчисленности персонала не отразилось на производительности труда, основнымфактором снижения которой является уменьшение производства продукции в течении3 лет в ценах сопоставимых с ценами 1995 года.
Прибыль от реализации неуклонноуменьшается и в 1997 году составила всего лишь 20% от прибыли базового периода(1995 год). Уменьшение прибыли от реализации сказалась на уменьшении такогопоказателя как рентабельность продаж, который в 1995 году составлял 4,15%, а в1997 году уже 0,79%.
Темп роста себестоимости продукции вдействующих ценах за анализируемый период составил 119,7%, в то время как темпроста реализованной продукции составил 114,8%. Это объясняется сокращениемпроизводства и следовательно уменьшением суммы переменных издержек принеизменной незначительно снизившейся сумме постоянных издержек.
Фондоотдача основных фондов так жезаметно понизилась и составила 82% от показателя базового периода. Увеличениестоимости основных фондов в 1,5 раза в 1996 году произошло за счет ихпереоценки.
В тоже время темп ростафондовооруженности составил 170,7. Это не является положительным показателем,так как связано с уменьшением численности персонала и ростом основных фондов вденежной оценке, что связано лишь с переоценкой основных фондов, а не сувеличением материально-технической базы производства.
Внешние факторы повлиявшие наухудшение финансово-экономического положения ОАО «Армхлеб» следующие:
- хроническаязадолженность бюджетных организаций;
- снижениепланового уровня рентабельности с 15 до 10%;
- снижение торговойнадбавки с 25 до 20%;
- в 1995 годукомбинат освобождался от уплаты местных налогов и помимо этого получил дотациина пополнение оборотных средств в сумме 86 млн. руб., а в 1996, 1997 годахпредприятие ОАО «Армхлеб» уплачивало налоги в полных объемах.
Внутренний фактор ухудшенияфинансово-экономического положения — низкое качество и ассортимент продукции,несоответствующие новым требованиям рынка.
/>3. Анализэффективности управления финансовыми ресурсами/>3.1. Общаяхарактеристика финансовых ресурсов ОАО «Армхлеб» и анализ процедуры их трансформации.
Формирование рациональной структурыисточников средств необходимо предприятию для финансирования необходимыхобъемов затрат и обеспечения желательного уровня доходов.
В таблице 3.1 приведены состав иструктура источников финансовых ресурсов предприятия ОАО «Армхлеб», атак же их изменение за анализируемый период.
Как видно из расчетов, заанализируемый период сумма источников финансовых ресурсов увеличилась с 5781тыс.р. в начале периода до 11624 тыс.р. — в конце периода, то есть темп ростасоставил 201%. При этом собственные источники увеличились на 2382 тыс.р. притемпе роста 145,75%, а заемные — на 3461 т.р. Темп роста заемных источниковфинансовых ресурсов составил 702,25%. Таким образом темп роста заемныхисточников опережает темп роста собственного капитала, но собственный капитал несмотряна это составляет большую долю источников финансирования ОАО«Армхлеб».
Увеличение суммы собственногокапитала произошло, в основном, за счет роста добавочного капитала, которыйувеличился с 4933 тыс.р. в начале анализируемого периода до 7261 тыс.р. вконце. Темп роста добавочного капитала составил 147,2%. Увеличение добавочногокапитала произошло в следствии переоценки основных фондов в 1996 году. Эмиссииценных бумаг не производилось, следовательно увеличение собственного капиталане привело к реальному увеличению источников финансовых ресурсов.
Так же на увеличение суммысобственного капитала повлияло увеличение целевых финансирований и поступлений.Постоянно в течение анализируемого периода осуществлялось целевоефинансирование ОАО «Армхлеб». Администрацией г. Армавира выделялисьсредства на пополнение источников финансирования оборотных средств. На1.01.95г. сумма целевого финансирования составила 75 тыс.р., а к концуанализируемого периода увеличилась до 310 тыс.р. Темп роста целевых финансированийи поступлений составил 416,2%.
Доля заемного капитала в общей суммеисточников увеличилась с 9,94% на 1.01.95г. до 34,72% на 1.01.98г. Темп ростазаемного капитала за анализируемый период составил 702,2%. Заемный капиталсформирован в основном за счет кредиторской задолженности.