Реферат по предмету "Финансовые науки"


Теоретический анализ сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития

ГОУ ВПО
Тюменский государственный университет

Курсовая работа
По предмету: «Финансы»
Тема: «Теоретический анализ сущностии структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ееразвития»

Выполнил:Васильева Е.С.

г. Шадринск
 

Содержание
 
Введение
1. Экономические основы построения финансовой системы государства
2. Государственный бюджет как основафинансовой системы государства
3. Место финансов предприятий в финансовой системе
Заключение
Список литературы
 

Введение
Финансы– это система экономических отношений, которые возникают междугосударством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствамипо поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особыефонды, — это финансовые отношения.
Считается, что понятие финансовой системы являетсяразвитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее,финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем именеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблемсовременного общества, которые призвана решать финансовая система, можноназвать:
- недостаточныетемпы развития экономики;
- диспропорцииразвития экономической системы;
- отставание вадаптации к изменениям к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
- излишнююсоциальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
- низкий уровеньудовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовую систему будем рассматривать как формуорганизации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственногопроцесса по распределению и перераспределению совокупного общественногопродукта.
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня.Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешногофункционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста истабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей ираспределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемойи контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии срыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создатьнадежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансоваясистема, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный ивторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы ипроведения государственной финансовой политики посвящается значительноеколичество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопросане достигнуто.
Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовойполитики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяют финансовую политику каксамостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы,расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указаннуюпроблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. Вчастности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной ифискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядокгосударственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полнойзанятости и неинфляционного национального продукта.
Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупностьгосударственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, ихраспределению и использованию для осуществления государством его функций,указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовойполитики на развитие производительных сил и производственных отношенийопределяются объективными закономерностями экономического развития,общественно-политическим строем страны.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современнойфинансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Курсоваяработа определяет постановку следующих задач:
- раскрытиеосновных сфер и звеньев финансовой системы;
- рассмотретьзначение и сущность государственного бюджета;
- рассмотрениеглавного звена финансовой системы – государственного бюджета на примереРоссийской Федерации;
- выявить основныефункции, выполняемые финансами предприятий;
- на основе данныхо динамике доходов и расходов федерального бюджета сделать соответствующиевыводы.
Использованная информация. При написании работы были использованыследующие источники информации:
- монографическиестатьи;
- учебники иучебные пособия;
- журналыпериодической печати;
- всемирная сетьИнтернет.

1. Экономические основы построенияфинансовой системы государства
 
Имея ввиду финансовую систему,рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которойвыделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.
По определению, финансовая система — это совокупность финансовыхотношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными,причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам.Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того,какую роль они играют в общественном производстве: являются линепосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту илиосуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественномпроизводстве выступает в качестве первого объективного критерия классификациифинансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношениймогут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений иорганизаций; страхование; государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировкафинансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельностисубъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевыхденежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятийтакие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельностисубъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньеввыступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование,страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сферегосударственных финансов — соответственно, государственный бюджет, внебюджетныефонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупностиединую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансовогораспределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое имежтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется наподзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовыхвзаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих накоммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычлененыфинансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятийи т. д., а в зависимости от формы собственности — финансы государственныхпредприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые иэкономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах,оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, составформируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования ииспользования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особойотраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составегосударственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньевосуществляется в соответствии с уровнем государственного управления(федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственныйбюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительнуючасть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этомзвене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом иэкономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньямифинансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимуюпомощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечиваяболее или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовойсистемы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которыхповышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые невходят в состав государственного бюджета и имеют определеннуюсамостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политикицентральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а вотдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источникамиформирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальныевзносы.
Сферыи звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единуюфинансовую систему. Последняя имеет следующий вид.
/>
 

2. Государственный бюджет как основафинансовой системы государства
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями иорганизациями, учреждениями и населением называются бюджетными.
Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участникомкоторого является государство и связаны с формированием и использованиемцентрализованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворениеобщегосударственных потребностей.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованиюбюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.
Государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие угосударства с юридическими и физическими лицами по поводу распределениянационального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда,предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурныхмероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Бюджет рассматривается как самостоятельнаяэкономическая категория. Эта категория, являясь частью финансов,характеризуется теми же чертами, но одновременно имеет особенности. К числуособенностей относятся следующие:
— государственный бюджет является особой экономической формойперераспределительных отношений, связанной с обособлением части национальногодохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворенияпотребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальныхформирования;
— с помощью бюджета происходит перераспределение национального доходамежду отраслями народного хозяйства, территориями и сферами общественнойдеятельности;
— область бюджетного распределения занимает центральное место в составегосударственных финансов.
Государственный бюджет имеет силу закона. С позиции законодательногоустановления финансовой базы государства рассматривается как его финансовыйплан.
Сущность госбюджета как экономической категории реализуется черезраспределительную и контрольную функции.
Благодаря первой происходитконцентрация денежных средств в руках государства и их использование с цельюудовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать,насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжениегосударства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетныхсредств, эффективно ли они используются.
Содержание распределительной функции бюджета определяется процессамиперераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениямиобщественного производства (межотраслевое, межтерриториальное — федеральный,республиканский, краевой, областной, сельский и поселковый).
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно — черезформирование и использование фонда денежных средств государства — отображаетэкономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаряэтому свойству бюджет показывает как поступают в распоряжение государствафинансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размерцентрализуемых ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольнойфункции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующихпоказателях бюджетных поступлений.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие угосударства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формированиябюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономическихотношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения вгосударственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежныесредства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороныявляются результатом распределения стоимости общественного продукта междуразличными участниками воспроизводственного процесса, а с другой — выступаютобъектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государствастоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондовтерриториального, отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджетзависят от системы и методов хозяйствования.
В нашей стране, где собственникомпреобладающей массы средств производства до недавнего времени выступалогосударство, доходы бюджета базировались на денежных накопленияхгосударственных предприятий. Система взимания платежей в период с 30 по 90 гг.была жестко централизованной и строилась на использовании индивидуальныхставок.
Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизациифинансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлениицентра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежныхсредств.
Особенно ярко названные чертыпроявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями наоснове индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управленияк конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей изприбыли не смогло изменить систему изъятия в целом — она продолжалаориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельныхпредприятий.
Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использованияэкономических методов руководства общественным производством.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.
Эти денежные отношения объективнообусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизациюденежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог можетрассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумяфункциями:
1) фискальной и
2) экономической.
С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государствовлияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая илиослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спроснаселения.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночныхначал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременнослужить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоевнаселения.
Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд вопределенных законом размерах и в установленные сроки.
Совокупность разных видов налогов образует налоговую систему.
Уровеньналоговых поступлений в консолидированный бюджет за январь-сентябрь 2004 годаснизился по сравнению с периодом январь-август. Профицит консолидированногобюджета ниже уровня прошлого года на 0,2% ВВП. Прогноз налоговых поступленийнакопленным итогом в консолидированный и федеральный бюджеты в % ВВПпредставлен в таблице № 1 (Приложение). Прогноз был пересмотрен по сравнению споказателями, представленными в прошлом обзоре, с учетом новых данных обисполнении консолидированного и федерального бюджетов. Согласно прогнозу наконец года объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет будетнаходиться в пределах 24,8-25,4% ВВП, что примерно на 2% ниже соответствующегопоказателя предыдущего года.
К числу наиболее важных принципов, которые должны быть реализованы вналоговой системе, относятся:
- разумноесочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющиеучесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые имидоходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь многоисточников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкойналогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставкамиизъятия;
- универсализацияналогообложения, обеспечивающая одинаковые для всех плательщиков требования кэффективности хозяйствования, не зависящие от видов собственности и одинаковыйподход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученногодохода, сферы хозяйствования;
- однократностьобложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогомодного вида только один раз за определенный законом период;
- научный подход копределению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той долиизъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий емунормальное развитие;
- дифференциацияставок налогообложения в зависимости от уровня дохода, которая тем не менее недолжна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализациюставок;
- стабильностьставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода, ипростота исчисления платежа;
- использованиесистемы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств впредпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальнойсправедливости, в том числе гарантирующих гражданам прожиточный минимум. Льготыне должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;
- четкоераспределение налогов по уровням государственного управления: федеральные,республиканские и местные.
Налоговая реформа в стране началась с принятия в декабре 1991 г. Закона«Об основах налоговой системы в РФ».
Налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенныхналогов.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имуществоналогоплательщика.
Косвенные налогивключаются в виде надбавки в цену товара илитарифа на услуги и оплачиваются потребителем.
При прямом налогообложении денежные отношения возникают междугосударством и самим плательщиком.
При косвенном — субъектом налога становится продавец товара, выступающийпосредником между государством и плательщиком.
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные, уплачиваемые сотдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц уисточника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налоговуплачиваются только юридическими лицами, другие — только физическими, а третьи- теми и другими.
Косвенные налоги по характеру тоженеоднородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут бытьиндивидуальными и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины.Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальныйэффект даже в условиях падения производства. Использование в единой системеразнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенныхналогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функцииналогов — и фискальную, и экономическую: под налоговым воздействием оказываютсяи имущество предприятий, создающее материально-техническую основу ихдеятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочаясила, и получаемый доход.
/>

Расходы государственного бюджета- это экономические отношения,возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства иего использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджетаподразделяются на две части:
1 — связана с развитием материального производства, совершенствованиемего отраслевой структуры;
2 — используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственнойсферы.
С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределениеденежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой всоответствии с потребностями общества в области экономического и социальногоразвития воздействовать на стоимостную структуру общественного производства,стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видовпроизводств.
В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут бытьподразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурныемероприятия, оборона, управление.
Структура бюджетных расходов в разрезе названных групп в течение многихлет была относительно стабильной. Основные ресурсы — примерно половина — направлялись на финансирование народного хозяйства; около трети — насоциально-культурные мероприятия.
Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно впоследние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономическойфункцией государства, а социальная функция, ориентированная непосредственно начеловека, не получала необходимого финансового подкрепления для своейреализации. С переходом на рыночную основу хозяйствования акценты враспределении бюджетных средств смещаются в сторону усиления социальнойфункции.
Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджетасоставляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.Исходя из него расходы подразделяются по отраслям народного хозяйства: наразвитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,транспорта, связи, торговли и др., в непроизводственной — по отраслям и видамобщественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение,социальное обеспечение, государственное управление и т.д.
В государственном бюджете сохраняется целевое назначение выделяемыхассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальныевложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациямнепроизводственной сферы — затраты на заработную плату, приобретениеоборудования, питание, капитальный ремонт. Классификация расходов по целевомуназначению является необходимой базой для осуществления финансового контроля заиспользованием бюджетных средств.
Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Этавзаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам. С однойстороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающихдоходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическимивозможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащемиспользовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы,содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадровогопотенциала.
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансированиенародного хозяйства. В условиях перехода на рыночные основы хозяйствованиясистема расходования бюджетных средств претерпевает существенные изменения.Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение важных и крупных государственныхзадач: финансировать приоритетные мероприятия, связанные с быстрыми темпамиразвития ключевых отраслей экономики, обеспечивать реализацию целевыхкомплексных программ.
Сокращение объема бюджетного финансирования затрат по народному хозяйствасвязывается со следующими мерами:
- постепеннымпрекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественнойответственности субъектов хозяйствования;
- сведением доминимума участия государства в производственных инвестициях за счет сокращенияцентрализованных капитальных вложений и акционирование строящихся объектов;
- отменой прежнихдотаций на возмещение разницы в ценах по значительному числу продовольственныхи промышленных товаров в связи с либерализацией цен;
- жесткой экономиейв расходовании бюджетных средств.
Тенденция к сокращению бюджетных расходов на народное хозяйство не можетзавершиться полным отказом от бюджетного финансирования этих затрат.Государственный сектор экономики требует разработки и реализациигосударственных инвестиционных программ. Для стабилизации экономики необходимафинансовая помощь государства в виде бюджетных субсидий, субвенций, бюджетныхкредитов.
Значительные бюджетные средства направляются на финансированиесоциально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать системуобразования, финансировать культуру, осуществлять социальную защиту граждан.
Динамика бюджетных расходов на социально-культурные мероприятияпоказывает явное их отставание по темпам роста не только от общего объемабюджетных расходов, но и от расходов народного хозяйства. Используемый нашейпрактикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальныхпотребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российскимпарламентом социальных программ оказались без источников финансирования.
Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений ивоенной техники, затем — затраты по текущему содержанию армии и флота,финансирование научно-исследовательских работ, остальное — на долю военногостроительства, пенсии военнослужащим.
Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозывоенного нападения, при благоприятной военной обстановке они сокращаются.
Расходы на управление — это расходы, которые несет государство посодержанию аппарата управления исполнительной и законодательной органов власти.Постоянно проводится сокращение расходов на управление, осуществляетсясовершенствование структуры управления. Планирование расходов бюджетаосуществляется на основе социальных нормативов и норм, которые утверждаютсяПостановлением Правительства.
Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление ипоквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержаниеучреждений и проведение мероприятий, является смета расходов.Еслифинансируемые в сметном порядке учреждение имеет какие-либо доходы, то этипоступления учитываются в отдельной приходно-расходной смете специальныхсредств.
Учрежденная смета является планом финансирования учреждений и основаниемдля расходования выделяемых из бюджета средств.
При составлении и исполнении смет расходов предусматривается строгоцелевое назначение сметных ассигнований. Все затраты бюджетных учрежденийсгруппированы по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленностьассигнований по каждой смете.
В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетныхучреждений, приобретение оборудования, инвентаря и капитальный ремонт.Капитальные вложения финансируются по особым сметам.
Расходы на текущее содержание делятся на операционные иадминистративно-хозяйственные. Операционные являются основными. Операционныерасходы медицинского учреждения включают, например, заработную платумедицинского персонала, расходы на питание, приобретение медикаментов, мягкогоинвентаря и обмундирования. К административно-хозяйственным относятся:заработная плата административно-хозяйственного персонала, расходы наотопление, освещение, водоснабжение, текущий ремонт зданий.
При планировании бюджетных расходов надо правильно определить исходнуюбазу, т.е. переходящую сеть и контингенты. И второй элемент смежного расчетарасходов на текущее содержание — это нормы расходов. Расчетной единицей дляразработки норм служит основной производственный показатель для соответствующихучреждений.
Различают нормы материальные и денежные.
Материальная — отражает затраты материальных ресурсов (в количественномвыражении) на единицу измерения расходов, например: состав и количествопродуктов питания на одного больного, количество электроэнергии для освещения 1м2 площади помещения.
Денежная норма — это стоимостное выражение материальной нормы. Денежнаянорма может быть бюджетной и финансовой.
Бюджетная — используется для расчетов расходов, финансируемых избюджетов.
Финансовая — используется для планирования расходов из внебюджетныхисточников.
Центральное место в финансовой системелюбого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу законафинансовый план государства на текущий год.
Бюджетнаяполитика является важнейшим инструментом государственной экономическойполитики, оказывающим влияние на общее состояние экономики и макроэкономическоеравновесие. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе, реализуемая вкоординации c денежно-кредитной и внешнеэкономической политикой, должна статьосновой формирования единой финансовой политики государства. Стратегическойцелью бюджетной политики является обеспечение устойчивого экономического роста,повышение эффективности участия государства в распределении и перераспределенииресурсов в экономике по мере повышения уровня социально-экономическогоразвития. НовыйБюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «формуобразования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средствомаккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможностьсодержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий,реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государствомприсущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиесяформы управления и взаимоотношений между членами общества определяют иособенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, втом числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности насредства производства и наличия мощного государственного аппарата основной еезадачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансыподчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; дажесбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались какдоходы государства.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетнойсистемы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства,утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именнофедеральный бюджет является основным орудием перераспределения национальногодохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые длярегулирования экономического развития страны и реализации социальной политикина территории всей России.
Попредварительной оценкефедеральный бюджет за январь-ноябрь 2005г.исполнен:
- подоходамв сумме1990,7 млрд. рублей (93,6% к годовым бюджетным назначениям и92,9% к уточненному заданию по мобилизации в федеральный бюджет налогов исборов на 2005 год.
- по расходам(финансирование) — 1920,1млрд. рублей (98,6% к годовым бюджетнымназначениям и 91,6% к уточненной бюджетной росписи на год).
Федеральныйбюджет с начала года исполнен с профицитом в размере 70,6 млрд. рублей, чтосоставляет 0,7 % к прогнозному объему ВВП (9918,1 млрд. рублей) наянварь-ноябрь 2005 года. Первичный профицит составляет 271,2 млрд.рублей, или2,7% к прогнозному объему ВВП на тот же период.
Полученные вянваре-ноябре 2005 г. доходы в сумме 1990,7 млрд. рублей складываются изпоступлений от уплаты налогов, сборов и других платежей, администрируемыхотдельными министерствами и ведомствами.
Министерствопо налогам и сбораммобилизовало в федеральный бюджет с начала года 1349,1 млрд. рублей, чтосоставило 99,7% от уточненного задания по мобилизации в федеральный бюджетналогов и сборов на 11 месяцев 2005 года. Указанная сумма включает поступлениеединого социального налога, направляемого в бюджет Пенсионного фонда РоссийскойФедерации на выплату базовой части трудовой пенсии — 303,6 млрд. рублей, или115,7% к заданию на 11 месяцев 2005 года.
Государственныйтаможенный комитетобеспечил доходы в сумме 527,5 млрд. руб., что составило 102,7% к заданию на 11месяцев т.г.
Министерствоимущественных отношений РФобеспечило поступления в федеральный бюджет в сумме 33,6 млрд. рублей (138,1 %к заданию на 11 месяцев 2005 года).
Минфин Россиии другие федеральные органы мобилизовали в бюджет 50,9 млрд. руб. (171,9% к заданию по мобилизации вфедеральный бюджет налогов и сборов на 11 месяцев 2005 года).
МинатомРоссии внес в бюджет 17,4млрд. рублей, что составило 107,8% к заданию на 11 месяцев т.г.
ГоскомитетРоссии по рыболовству — 11,7млрд. рублей, что почти в три раза превысило объем задания на 11месяцев(284,8%). Превышение объясняется тем, что цена продажи квот на аукционахмногократно превысила изначально установленную цену.
Финансированиерасходов федерального бюджета с начала 2005 года произведено Министерством финансов РоссийскойФедерации в соответствии с документами, представленными главнымираспорядителями и иными прямыми получателями средств федерального бюджета. Заянварь-ноябрь финансирование расходов федерального бюджета произведено в сумме 1920,1млрд. рублей, или 91,6 % от уточненной росписи на год.
С начала годав приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущихвыплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствиювоеннослужащим. На эти цели в январе-ноябре было перечислено302,4млрд. рублей, что составило 94,3% от бюджетной росписи на 2005 год.

Структураналоговых доходов в федеральном бюджете на 2005 год
/>
финансоваясистема денежный бюджет доход
При этомпрактически в полном объеме профинансированы расходы по следующим разделам:«Государственное управление и местное самоуправление», «Судебнаявласть», «Национальная оборона», «Правоохранительнаядеятельность и обеспечение безопасности государства»,«Фундаментальные исследования и содействие научно-техническомупрогрессу»,«Промышленность, энергетика и строительство»,«Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,гидрометеорология, картография и геодезия», «Развитие рыночнойинфраструктуры», «Предупреждение и ликвидация последствийчрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», «Образование»,«Культура, искусство и кинематография», «Средства массовойинформации» «Здравоохранение и физическая культура»,«Социальная политика», «Пополнение государственных запасов ирезервов», «Финансовая помощь бюджетам других уровней»,«Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международныхдоговоров», «Мобилизационная подготовка экономики»,«Исследование и использование космического пространства»,«Дорожное хозяйство», «Целевые бюджетные фонды».
Отклонениеобъемов произведенного финансирования от уточненной бюджетной росписи поостальным разделам объясняется следующими причинами:
— по разделу«Судебная власть» расходы профинансированы на 94,5% к уточненнойбюджетной росписи на год. Недофинансирование, сложившееся по результатамноября, объясняется неполным использованием выделенных ассигнований насодержание штата мировых судей в связи с его неукомплектованностью, а также неполнымиспользованием средств, предусмотренных на содержание военных судов.
— по разделу«Промышленность, энергетика и строительство» расходы профинансированына 94,7% от уточненной росписи на год, при этом по результатам финансированиярасходов в ноябре т.г. сложилось недофинансирование от запланированных объемовна ноябрь в сумме 2,3 млрд. рублей.
Недофинансированиепо подразделу «Топливно-энергетический комплекс» вызвано задержкойМинэнерго России платежных документов и дополнительных соглашений к договорам сполучателями средств господдержки об использовании бюджетных средств;
— поподразделу «Строительство, архитектура» недофинансирование произошлов связи с невыполнением акционерными обществами порядка передачи акций всобственность Российской Федерации; несвоевременным представлениемминистерствами и ведомствами платежных документов на перечисление средств иотсутствием у отдельных главных распорядителей бюджетных средств информации отзаказчиков-застройщиков о фактически выполненных объемах работ и услуг;
— по разделу«Сельское хозяйство и рыболовство» — расходы профинансированы на 89,3% от уточненнойбюджетной росписи на год. Отклонение финансирования от уточненной росписисвязано в основном с несвоевременностью представления бюджетополучателями данныхо заключении кредитных договоров (подраздел расходы на возмещение разницы впроцентных ставках по привлеченным кредитам), неиспользованием предусмотренныхбюджетом средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам,полученным рыбопромышленными товаропроизводителями и организациями рыбнойотрасли в российских кредитных организациях в 2005 году для строительстварыбопромысловых судов на отечественных судостроительных предприятиях (подраздел«Рыболовное хозяйство», вид расходов «Субсидирование процентныхставок по привлеченным кредитам»);
— по разделу«Социальная политика» расходы профинансированы на 92,5% к уточненнойбюджетной росписи на год. Недофинансирование объясняется тем, что попрезидентской программе «Развитие социально-экономической и культурнойбазы возрождения российских немцев на 2000-2006 годы» договора нафинансирование указанных расходов заключены только с администрациями Алтайскогокрая и Ненецкого автономного округа, а также несколько договоров сВолгоградской областью, остальные договора находятся в стадии согласования ссубъектами Российской Федерации;
— по разделу «Военнаяреформа»расходыпрофинансированы на 86,9% от уточненной бюджетной росписи на год. Отставание вфинансировании связано с невыполнением Минобороны России плана увольнениявоеннослужащих и погашением жилищных сертификатов на приобретение жилья,предъявляемых военнослужащими, увольняемыми с военной службы. Расходованиесредств осуществляется по мере предъявления государственных жилищныхсертификатов (ГЖС) к погашению в течение 9 месяцев со дня выдачи сертификатов.Вследствие этого точный график предъявления сертификатов, а значит и ихпогашения, запланировать крайне сложно.

Структурарасходов в федеральном бюджете на 2005 год
/>
Данные свидетельствуют, что 81,1 % всех доходов бюджета составляют налоговыедоходы, а около 44,81 % налоговых доходов бюджета составляет налог надобавленную стоимость (налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные,безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что рядфедеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются вбюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджетпоступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территориюРФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.
 
Структурадоходов в федеральном бюджете на 2005 год
/>

Выше указывалось, на какие целирасходуются средства. Составляющие государственный бюджет. Посколькугосударству необходимо. Прежде всего. Обеспечить стабильность в обществе, тоэтими направлениями расходов являются: правоохранительные органы,государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого векаповышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета вэкономическом регулировании.
Присоставлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, прирассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:
- определяетсяобъем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитиюсоответствующих национально-государственных и административно-территориальныхобразований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций,субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
- определяютсянаправления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевыепрограммы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охранеокружающей среды, восстановление памятников природы и культуры, благоустройствогородов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда,объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения,образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальногообеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовойинформации, на содержание органов государственной власти и управления и органовместного самоуправления и на другие цели;
- определяются иуточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства,образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальногообеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милицииобщественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
- определяютсяразмеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и ихцелевое назначение.
Расходыбюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы,включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджетутекущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонтжилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды,образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальногообеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовойинформации, органов государственной власти и управления, органов местногосамоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджетуразвития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность,связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, насобственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды,иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет — развития — определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.
Доходнаячасть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, вбюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
Порядок иусловия предоставления и использования дотаций и субвенций из государственногобюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами РоссийскойФедерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенцийиз других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составеРоссийской Федерации и решениями соответствующих представительных органоввласти, принятыми в пределах их компетенции.
Принедостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающихминимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессеисполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных илибеспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальныйразмер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательствбюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.
Вместе с тем,основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являютсяналоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативныхактах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации». Так, следующие основные налоги являются федеральным:
а) налог надобавленную стоимость;
б) акцизы наотдельные группы и виды товаров;
в) налог наоперации с ценными бумагами;
г) таможеннаяпошлина;
д) отчисленияна воспроизводство минерально-сырьевой базы;
ж) платежи запользование природными ресурсами;
з) налог наприбыль предприятий и организаций;
и) налоги,служащие источниками образования дорожных фондов;
к) гербовыйсбор;
л)государственная пошлина;
м) сбор заиспользование наименований «Россия», «Российская Федерация»и образованных на их основе слов и словосочетаний;
н) налог напокупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных виностранной валюте;
о) налог надоходы.
Сбалансированностьбюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовойполитики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Приналичии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы,включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могутустанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнениябюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительноеснижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизмсеквестра расходов, который заключается в пропорциональном снижениигосударственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течениеоставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенныестатьи.
Составзащищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а такжепредставительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции.Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпускагосударственных займов или использования кредитных ресурсов.
 
3. Место финансов предприятий вфинансовой системе
 
Финансыпредприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы,ибо без преувеличения именно они составляют основу финансовой системы.Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяютгромадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий. Это следуетуже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятыхформируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного.Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируютсяотдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения — государству,работникам, инвесторам, контрагентам.
Принципыкорпоративных финансов представляют собой основополагающие правила, на которыхбазируется деятельность предприятия, по крайней мере, ее экономическая часть.Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономическойэкономики в целом, и в этом смысле связывают финансы предприятий с другимизвеньями финансовой системы.
Финансы предприятий имеютопределенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системыстраны. Это децентрализованные финансы.
Гражданский кодекс РФ признаетюридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственномведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своимобязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный балансили смета необходимы для юридического лица.
Представляется возможным назватьфинансами предприятий замкнутые перераспределительные отношения междуподразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определеннойцелью или некоторым множеством целей (адаптации к изменению рыночной среды,обеспечения конкурентных преимуществ, ускорения научно-технического прогресса,гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условияхфункционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней,инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.
В условиях рынка финансы субъектовхозяйствования представляют собой денежные отношения, связанные с формированиеми распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет такихисточников, как собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал,паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.);средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценнымибумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетныесубсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).
Себестоимость продукции представляетсобой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукцииприродных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов,трудовых ресурсов, других затрат.
Основными группами затрат, образующихсебестоимость продукции являются: материальные затраты, затраты на оплатутруда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочиезатраты.
Прибыль от реализации продукции — это разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленнуюстоимость (НДС) и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.
Предприятие может иметь и другиевиды прибыли:
- прибыль отреализации основных средств и иного имущества предприятия;
- доходы отвнереализационных операций.
В состав доходов отвнереализационных операций включаются:
- доходы,получаемые от долевого участия в совместных предприятиях;
- доходы от сдачиимущества в аренду;
- доходы поакциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- суммы, полученныев виде экономических санкций и в возмещение убытков;
- другие доходы отопераций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
Балансовая прибыль — этосовокупность прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества,доходов от вне реализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по ним.
Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий.
Прибыль — важнейший источникрасширения и модернизации основных фондов предприятий, прироста собственныхоборотных средств, материального стимулирования работников, обеспечениясоциальных потребностей. Прибыль — важнейший источник доходов всех уровнейбюджетной системы. Факторами роста прибыли являются: увеличение объемареализации продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ассортимента икачества продукции.
Государством установленыосновополагающие принципы распределения прибыли и очередность:
- выполненияобязательств по оплате труда;
- выполненияфинансовых обязательств перед государством;
- стимулированияразработки новых товаров, конкурентоспособных на международных рынках;
- развитияпроизводства, капитальных вложений, в том числе за счет предоставленияналоговых льгот.
Состав налогов и процентные ставкиналогов устанавливают
Налоговый кодекс и другие нормативныедокументы.
Предприятие может уплачиватьследующие основные виды налогов:
- федеральныеналоги (НДС, акцизы, налог на прибыль и др.);
- республиканскиеналоги и налоги краев, областей, автономных образований (налог на имуществопредприятий, плата за воду и др.);
- местные налоги(земельный налог, налог на рекламу и др.).
Более подробно этот вопрособсуждается в параграфе, посвященном основам налоговой системы.
Чистая прибыль предприятий — этоприбыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.
При финансовом менеджменте на базеприбыли предприятие может создавать фонды, исходя из производственнойцелесообразности. При этом руководствуются принципами:
1) использования всей чистой прибылиили ее части;
2) отражения операций по финансированиюработ и затрат, не включаемых в себестоимость, по мере их возникновения какиспользование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, без формированияспециальных фондов для их финансирования;
3) создания специальных фондов(фонда накопления, фонда потребления) как за счет прибыли предприятий, так и засчет средств, полученных из других источников (безвозмездные пожертвования,средства бюджета, средства централизованных фондов вышестоящих организаций идобровольных объединений).
Фонд накопления используется наприобретение и строительство основных средств производственного инепроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковскимкредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР;расходы по уплате штрафных санкций; частично на подготовку и переподготовкукадров.
Фонд потребления используется навыплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи,выплату надбавок пенсиям, а также премий, не связанных с производственнымирезультатами, на оплату медикаментов, путевок для работников членов их семей.
Первоначальное формированиепроизводственных фондов происходит за счет Уставного капитала. Уставный капитал- это совокупность вкладов участников в имущество при создании предприятия дляобеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительнымидокументами.
Источниками формирования Уставногокапитала могут выступать:
- бюджетныеассигнования;
- средствацентрализованных фондов и резервов финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций,ведомств;
- акционерныйкапитал;
- вклады другихпредприятий и др.
Производственные фонды — этосовокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот этих фондов имеетразличный характер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средствпорождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот,порядке их образования и использования.
Основные фонды включают строения иоборудование, которое многократно используется в производственном процессе. Этифонды постепенно в течение ряда производственных циклов переносят своюстоимость на изготавливаемую продукцию. Такой перенос стоимости обеспечиваетсяамортизацией.
Амортизация — это экономическиймеханизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и формированияденежного фонда для замены изношенных основных средств на новые.
Ускоренная амортизация — это целевойметод создания финансовых ресурсов для более частого обновления оборудования вотраслях с высокими темпами научно-технического прогресса. Для этого используютболее быстрое по сравнению с нормативными сроками перенесение балансовойстоимости основных фондов на издержки производства и обращения.
При ускоренной амортизации нормагодовых отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более чем вдва раза.
Накопление и расходованиеамортизационного фонда в бухгалтерском учете специально не выделяется. Вместе свыручкой за реализованную продукцию и услуги амортизационные суммы поступают нарасчетный счет предприятия, на котором они накапливаются. Амортизационныеотчисления расходуются непосредственно с расчетного счета на финансированиеновых капитальных вложений, на приобретение строительных материалов,оборудования, нематериальных активов. Простое воспроизводство основных фондоввключает в себя и их ремонт.
Процесс расширенного воспроизводстваосновных средств осуществляется также посредством капитальных вложений. Длявоспроизводства основных фондов создают специальные финансовые фонды, преждевсего, за счет собственных средств предприятий: амортизационных отчислений,прибыли.
Оборотные производственные фондывключают стоимость сырья, материалов, топлива и других запасов, находящихся враз личных формах: ожидающих вступления в процесс производства, находящихся впроцессе производства. Эти фонды участвуют лишь в одном производственном цикле.При этом их стоимость полностью переносится на создаваемую продукцию.
Кроме оборотных производственныхфондов предприятие для обеспечения бесперебойности производства и реализациипродукции должно располагать фондами обращения.
Оборотные средства включают денежноевыражение оборотных фондов, фондов обращения и денежные средства. Приобслуживании процессов реализации оборотные средства последовательно меняютсвою форму от денежной к материальной, производительной, товарной и снова кденежной. После окончания нормального производственного цикла фонд оборотныхсредств восстанавливается в полном объеме.
Источниками оборотных средств могутбыть: 1) собственные средства предприятий: прибыль, остающуюся в распоряжениипредприятий, резервные фонды; 2) заемные средства: банковский кредит,кредиторская задолженность.
Это описание финансов предприятийсделано исходя из точек зрения, представленных в работах. Рассмотрим некоторыепараметры оценки состояния и эффективности финансов.
Способность к самофинансированию — это валовая прибыль, увеличенная на финансовые и непланируемые элементы счетарезультатов. Она включает только полученные и получаемые доходы, а такжевыплаченные и выплачиваемые расходы и исключает из него расчетные доходы ирасходы; это сальдо доходов и расходов (хозяйственных, финансовых,непланируемых), которое в целом может рассматриваться как эквивалент кассы.Этот показатель, как то следует из названия, выражает способность предприятиясамостоятельно финансировать свои потребности.
Как правило, предприятие используетсвою способность к самофинансированию не полностью, так как происходитраспределение прибыли. С финансовой точки зрения принято отмечать, что хотяпоток самофинансирования измеряется в конце отчетного года (периода),образуется он в течение всего отчетного периода в результате различныхопераций, которые осуществляет предприятие. Поэтому предприятие располагаетэтим потоком по крайней мере частично до завершения отчетного года.

Заключение
 
Финансовые системы возникли сзарождением классового общества и развивались как часть политической,социальной и экономической системы государства. Наряду с прямымадминистрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативнойдеятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.
История экономического развития ифинансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивогоразвития государства для оживления деловой активности используют либеральныйподход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливаетсяроль государства, государственных финансов в социальных и экономическихпреобразованиях.
Возможны широкая и узкая трактовкапредмета финансов, связанные с использованием положений теории систем,известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) идекомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.
Аргументом в пользу того, чтофинансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, чтодвижение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер.При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости отволи хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечиваетперераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственногодвижения.
Существует тесная взаимосвязь цены,зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовыхресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой теснойвзаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит ккатегориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовыхотношений.
Системообразующим финансовыминструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены,зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.
В состав децентрализованных финансовкроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятиймогут быть включены и денежные распределительные и перераспределительныеотношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансыпредпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельностьграждан по сохранению или изменению своего социального статуса; Финансы играютразличную роль в деятельности организационно-производственных систем,работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговойстратегии; Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношенийсобственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедурприватизации, финансового лизинга,; Финансовая система обладает всемисвойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность,иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.
Таким образом, ознакомившись с общимивопросами устройства финансовой системы РФ можно сказать, что финансы — этоденежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределениястоимости валового общественного продукта и части национального богатства всвязи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствованияи государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальноестимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностейобщества. Сущность финансов проявляется в его функциях: распределительной,контрольной и регулирующей. важнымспецифическим признаком финансов, отличающим их от других распределительныхкатегорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированиемденежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Список литературы
1. Финансы:Учебник/ под ред. Ковалева В.В., «Проспект», М., 2001.
2. Финансы: Учебноепособие/ под ред. Ковалева В.В., «Финансы и статистика», М., 2004.
3. Финансы: Рабочаяпрограмма/ под ред. Филина А.Г., «МГТА», М., 2002.
4. Финансы:Учебник/ под ред. Родионовой В.М., «Финансы и статистика», М., 2003.
5. Л.А. Дробозина.Финансы, денежное обращение и кредит. М, ЮНИТИ, 2004.
6. Л. Абалкина. Курспереходной экономики, М., Финстатинформ., 2004.
7. В.К. Сенчагова.Экономическая безопасность: Производство, финансы, банки., М., Финстатинформ, 2003г.
8. Государственныйбюджет РФ, Финансы и статистика.,2001 г.
9. В.Н. Живалов. Финансоваясистема России, Экономика, 2003 г.
10. А.И. КочетовНалогообложение предпринимательской деятельности М. ДИС, 2003 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.