Реферат по предмету "Психология"


Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга

Реферат
«Развитие общительностичеловека средствами социально-психологического тренинга»

Введение
Общение – этоодна из основных сфер человеческой жизни, это процесс взаимодействия междулюдьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностныеотношения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждогочеловека как личности и оказывает существенное влияние на результатыдеятельности человека. Поэтому развитие коммуникативных навыков чрезвычайноважно для полноценного взаимодействия индивида с коллективом и достиженияопределённых личных, а также общественных целей.
Одним из средств развитиякоммуникативной компетентности является социально-психологический тренинг (СПТ),ставший предметом данного исследования. Это относительно новоенаучно-практическое направление психологии в настоящее время получаетинтенсивное развитие в качестве составной и важной части системыпсихологической службы. При всем разнообразии конкретных форм СПТ всем имприсуща объединяющая черта – это средство воздействия, направленное на развитиетех или иных знаний, умений и опыта в области межличностного общения.
Опыт,приобретенный в учебно-тренинговых группах, позволяет выработать определеннуюсоциально-психологическую стабильность. Он помогает решать сложные проблемы,которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждогочеловека. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданнойсоциально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать трудности,обогащать межличностные отношения в реальной жизни.

1. Общительности человека и её роль в социальной среде
Говоря отаком явлении как общительность, или коммуникативность, личности, следует иметьв виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупностьнекоторых характерных свойств и качеств, позволяющих осуществлять процессобщения, но и то, что общительность является компонентоммотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает то, что коммуникативностьтребует наличия соответствующей направленности личности, определяющей еёсоциальный и нравственный вес, потребности, интересы, убеждения, идеалы исоответствующих ценностных ориентаций [Литвинцева, 1997; 132].
В ситуации низкого уровня коммуникативности человека, у него можетразвиться застенчивость. Это комплексное состояние, которое проявляется вразнообразных формах – им может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх,и даже глубокий невроз. Чаще всего люди испытают трудности в тех ситуациях, в которыхотсутствует цель, недостаточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценказанижена. В результате перечисленных причин возникает неуверенность в себе.Состояние неуверенности в себе возникает периодически у каждого человека. Еслионо повторяется, то может закрепиться уже как свойство личности. Скованность – явление широкораспространенное. Более 80% опрошенных в 1989 г. американцев отметили, чтов некоторый период своей жизни они были застенчивы — либо в настоящее время, либо впрошлом, либо вообще всегда [Зимбардо, 1991; 17]. Для некоторых застенчивостьдавно является осложнением в жизни. Трудности и разногласия,которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызываютощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенныйв специальных психологических тренингах, позволяет выработать определенныйсоциально-психологический «иммунитет».
В естественныхжизненных условиях обучение эффективному общению происходит методом проб иошибок, когда индивид в реальной ситуации постигает правила взаимодействия,содержание межличностных ролей, формирует репертуары действий и поведенческиеэтюды, упорядочивает систему понятий, совершенствует коммуникативные средства ивырабатывает в себе умение приспосабливаться к стрессовым влияниям окружающейсреды.
Одним из центральныхфакторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способностьчеловека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающихлюдей. Проанализировав ряд ситуаций межличностного общения, можно обнаружить,что одной из общих причин, вызывающих трудности в общении, являетсянеспособность установить контакт с собеседником, выслушать и понять его.
Умение ипривычки, которые формируются в искусственно созданнойсоциально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать подобныетрудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.
2.Социально-психологический тренинг. Принципы проведения
 
Одним из лучшихметодов развития общительности индивида является социально-психологическийтренинг (СПГ). Существует множество видов СПТ, но всех их объединяет то, чтоони – средство воздействия, получения тех или иных социально-коммуникативныхзнаний, умений и опыта. Можно сказать, что в психологическом плане это означаетследующее:
– выработкасистемы навыков и умений общения;
– коррекцияимеющейся системы межличностного общения;
– созданиеличностных предпосылок для успешного общения.
Анализвозможных воздействий социально-психологического тренинга обнаруживает, что впроцессе групповой работы затрагиваются и глубокие личностные образованияучастников тренинга. Ведь человек получает новые конкретные сведения о себе. Иэти сведения затрагивают такие личностные переменные, как ценности, мотивы,установки. Все это говорит в пользу того, что СПТ можно ассоциировать и с процессомразвития личности, вернее с началом этого процесса. Действительно, получаемые втренинге новые сведения о себе и других, как правило, остро эмоциональноопосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся «Я» – концепциюи концепцию «другого». Овладение глубинным общением является одновременно исредством и результатом воздействия в рамках СПТ [Мальханова, 2006; 20].
Такимобразом, можно сказать, что развитие компетентности в общении предполагаетадекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных наразвитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектныхсоставляющих этого процесса. Развитие личности состоит не только в построениивысших уровней ее структуры, но в ослаблении существующих и неэффективных. Анализируясвой коммуникативный опыт, индивид не должен сосредотачиваться на присущих емунедостатках. Следует, напротив, сконцентрироваться на своих достоинствах,представляющих ту единственную и реальную силу, которая помогает разрешатьжизненные проблемы, т.е. определить ситуацию можно только чувствуя и осознаваясебя частью этой ситуации. Развитие общительности личности начинается сформирования у человека такой направленности личности, при которой ценностьчеловеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностныхориентаций человека.
Обычно участникиподобного тренинга преследуют с помощью ведущего тренинга следующие цели:скорректировать свой негативный опыт и сформировать умения и навыки в сфереобщения.
Базовыеметоды групповой психотерапии – это групповая дискуссия и ролевые игры вразличных модификациях и сочетаниях. Численность группы – обычно от 7 до 15человек; продолжительность общего цикла занятий – нескольких дней (рядспециалистов проводят длительные тренинг-марафоны).
Продолжительностьотдельной встречи – от полутора до трех и более часов. Встречи участников могутбыть ежедневными или более редкими.
Задачитренинга:
а) овладениеопределенными социально-психологическими знаниями;
б) коррекцияи формирование социально-психологических умений и навыков участников;
в) осознаниецелостности социально-психологического бытия людей;
г) развитиеспособности адекватно и понимать себя и других;
д) овладениеприемами декодирования психологических сообщений, которые поступают отокружающих людей и групп;
е) обучениеиндивидуализированным приемам межличностного общения;
ж)чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своейпричастности к возникающим межличностным ситуациям [Мальханова, 2006; 24].
Ведущимпринципом организации социально-психологического тренинга является принципдиалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Онобазируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников отвзаимных подозрений, неискренности, страха [Прутченкова, 1991; 86].
Уровеньорганизации работы в значительной мере зависит от того, как практическиреализуется принцип психологического взаимодействия. Для достиженияположительных личностных изменений, перестройки отношений иногда нужны «острыемоменты, потрясение». Поэтому в учебно-тренинговой группе должны использоватьсятакие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодрамыи ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.
Одним изосновных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждогоиз участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы иупражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал освоих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.
Такженеобходимо сделать акцент на принципе практической материализациисоциально-психологических феноменов, которые изучаются. Важно организоватьпереживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.
Существеннымявляется вопрос о комплектовании группы. Формируя группу, лучшее не включать внеё людей с очень стереотипизованной психологической защитой, так как занятиямогут значительно усилить тревожность таких субъектов.
Отправнымпунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принципдобровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственныхизменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность вгруппе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четкоструктурирована.
На начальнойстадии обучения руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормамии принципами тренингового общения:
1. Общение по принципу«здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление переключится снепосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий.В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идеятренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемноезеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидетьсебя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что вгруппе существует интенсивная обратная связь, которая базируется надоверительном межличностном общении [Петровская, 1989; 115].
2. Принцип персонификациивысказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковыхформ, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позициютого, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях [Рогов,1999; 341].
3. Принцип акцентированияна языке чувств. Согласно нему участники группы должны делать акцент наэмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров погруппе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, которыйфиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа:«Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Дляповседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере неявляется типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задачаперестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить»,четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.
4. Принцип активности.Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участниковтренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивноегрупповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера,группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельствнередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах.Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость насебя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов [Петровская,1989; 117].
5. Принцип доверительности.Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общенияучастников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мереопределяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическомусозданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращениядруг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членовгруппы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия.
6. Принцип конфиденциальности.Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, котороеразвивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказываетсодействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, чтосодержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый,искренний контакт
Нужнаяатмосфера для занятий в группе создается путем осознания участникамиположительных аспектов своей личности. Этому отводится особое внимание. Ведьоткрытие в себе новых положительных качеств вырабатывает уверенность в себе идает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководитель долженпродумывать и находить способы привлечения участников тренинга к работе друг сдругом, а также исследовать, как можно помочь понять причины поведения вгруппе.
3. Примерыпроведения социально-психологического тренинга
Предлагаются упражнениядля проведения социально-психологического тренинга. Соответственно спецификесостава группы, особенностей групповой динамики, социально-психологическойкомпетентности участников можно вносить коррективы, изменения в предложенныеупражнения.
«Знакомство»
Участники садятся в круг. Им предложенозадуматься о том, что в них, в их характере является самым важным, самымсущественным. А затем найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворнойформе. Например: «Лед и пламень», «То, как зверь, она завоет, то заплачет, какдитя», «Тиха, печальна, молчалива…» и т.д. Теперь по кругу, по очереди, начинаяс участника, сидящего справа от ведущего, все начинают представляться группе.Сначала называют свое имя, а затем говорят несколько слов о себе, о своей сути.Лучше, если это будет сказано одной фразой, можно в стихах или с использованиемметафоры. Когда все участники представятся, стоит обсудить, чьи представленияпроизвели наибольшее впечатление.
«Девиз»
Все участникипоочередно говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купилибы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отображатьжизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет отвечать егохарактеру.
«Отгадай,кто это?»
Каждыйучастник составляет детальную психологическую самохарактеристику, не указываяотличительных признаков, по которым можно сразу же узнать человека. В этойсамохарактеристике должно быть десять-двенадцать предложений. Все написанноеотдается руководителю, перемешивается и по очереди зачитывается. Группастарается узнать, где чья самохарактеристика.
«Перехватинициативы в диалоге»
Двоеучастников садятся в центре. Один из них начинает диалог с любой реплики, налюбую тему. Другой должен подхватить разговор и при этом переключитьсобеседника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво.Группа следит за диалогом. Потом двое следующих участников садятся на их место ит.д. [Ермакова, 2006; 37].
«Видениедругих»
Один изучастников тренинга становится спиной к группе, он должен детально описать (попредложению группы) внешний вид кого-то из присутствующих товарищей. Или можносоздать такую ситуацию. Кто-то из участников садится в центре, а другой должендетально воссоздать последовательность его поведения, например, за последниеполчаса. Подобные тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участникипривыкли внимательно относиться друг к другу.
«Разговорчерез стекло»
Двоеучастников с помощью жестов стараются о чем-то договориться. Тему сообщаютодному из них и он должен передать эту информацию своему товарищу, как бы стояперед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать и запрещено.
«Эмпатия»
Один изчленов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют его,называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причемтолько положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора исодержание высказывания. Через некоторое время приглашается участник, которыйвышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главнаязадача его – определить, кто мог бы о нем такое сказать. Потом «секретарь»зачитывает, все высказывания, но уже с указанием авторов [Аверченко, 1999; 203].
«Решительныйразговор»
Все поочереди высказываются о том, от каких слов и привычек в общении с людьми онихотели бы избавиться. Причем все надо актуализировать, то есть проговорить и продемонстрироватьгруппе, опять-таки – искренне и откровенно.
«Всеобщеевнимание»
Всем участникам игры предлагается выполнитьодну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, к физическимвоздействиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе вниманиеокружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить всеучастники игры. Затем надо определить, кому это удалось и за счет какихсредств. В заключение, подсчитывают кто привлек внимание большего числаучастников игры.
«Рассмешить партнёра»
Выбирают первую пару игроков. Один из нихдолжен во что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера.Если ему удастся это сделать, то его коллега становится смешащим и выбираетсебе нового партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакимисилами, то приходится выбирать нового партнера. Остальные участники переживаютпроисходящее, глядя со стороны. После окончания руководитель определяет самогонасмешливого и самого смешливого игрока [Ермакова, 2006; 40].
«Просьба»
Как много зависит от того, как попроситьчеловека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с какимнастроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит – «бытьили не быть». А между тем существует совсем небольшое количество приемов,которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Участникивыбирают себе партнера, и пока в порядке шутки просят его о некоторомодолжении. Например, очки, авторучку на время. Можно что-то более существенное,можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от тойформы, в которой вы изложена просьба. Собеседники всегда ценят тактичность,дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать впросьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположениек себе и совсем незнакомого человека. Если за просьбой тут же следует, еще дополучения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящуюуслугу, уже трудно отказать. Итак, все участники пробуют.

Заключение
 
В даннойработе мы рассмотрели понятие общительности и главную социально-психологическуюметодику её развития – групповой тренинг. Он эффективен в борьбе снеуверенностью в себе, низким уровнем эмпатии или незнанием простых речевых тактикв разговоре – причин, среди прочих, затрудняющих общение между людьми.
Социально-групповойтренинг был разработан, чтобы преодолеть разногласия, которые объективно мешаютличности продуктивно взаимодействовать с другими в социальной среде и трудовойдеятельности в частности. Опыт, приобретенный в групповых занятиях, позволяетвыработать особый успешный стиль поведения в последующей личной коммуникацииучастников. В максимально приближенных к жизни условиях индивид осмысливаетправила взаимодействия, содержание межличностных ролей, формирует типичныесценарии действий, совершенствует вербальные и невербальные техники выражениямыслей и чувств, вырабатывает в себе способность приспосабливаться к стрессовымситуациям в социальной среде.
Благодаряпринципам самодиагностики, диалогизации и доверительности человек получает новыеконкретные сведения о себе, своих коммуникативных качествах и потенциале,учится полно и понятно раскрываться в беседе, убеждать или достойно выходить изконфликта. Итоги тренинга могут также затронуть такие личностные переменныеиндивида, как ценности, мотивы, установки в социальной среде. Таким образом, СПТможно ассоциировать с процессом общего развития личности, которое положительноотразится как на персональном психическом состоянии человека, так и на егообщественно-активной деятельности.

Список использованнойлитературы
 
1.  Аверченко Л.К. Управлениеобщением [Текст]: теория и практикумы для социального работника, учебноепособие. – М.: «Инфра-М», 1999. – 216 с.
2. Гойхман О.Я. Основы речевойкоммуникации [Текст]:учебник для вузов. – М.: «Инфра-М», 1997. – 272 с.
3. Ермакова И. Психологические игры и упражнения [Текст]: развитие общительности,преодоление стеснительности, снятие агрессии. – М.: «Корона Принт»,2006. – 48 с.
4.  Зимбардо Ф.Дж. Застенчивость[Текст]: перевод с английского. – М.: «Педагогика», 1991. – 207 с.
5.  Литвинцева Н.А. Психологическийавтопортрет [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 303 с.
6.  Мальханова И.А. Коммуникативныйтренинг [Текст]: учебное пособие. – М.: «Академический проект», 2006. – 158 с.
7.  Петровская Л.А. Компетентностьв общении [Текст]: Социально-психологический тренинг. – М.: «Альфа-М», 1989. – 276 с.
8.  Прутченкова А.С. Социально-психологическийтренинг межличностного общения [Текст]. – М.: «Аспект-Пресс», 1991. – 188 с.
9.  Рогов Е.И. Настольнаякнига практического психолога. [Текст] Кн. 2. Работа психолога со взрослыми.Коррекционные приёмы и упражнения. – М.: «Владос», 1999. – 480 с.
10. Станкин М.И. Психологическиеспособы установления контактов между людьми [Текст]: учебное пособие. – М.:МПСИ, 2006. – 397 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.