ВВЕДЕНИЕ
I.Сущность налогообложения.
1. Сущность налогов.
2.Функцииналогов.
3. Принципыпостроения Российской налоговой системы.
4.Элементыналога.
4.1. Субъектналогообложения (налогоплательщик).
4.2. Носительналога.
4.3. Объектналогообложения.
4.4. Масштабналога и единица налогообложения.
4.5. Налоговаябаза.
4.6. Налоговаяставка.
4.7. Налоговыйпериод и срок уплаты.
4.8. Порядокуплаты налогов и сборов.
4.9. Способыуплаты налога.
4.10. Налоговые льготы.
II.Виды налогообложения.
1. Видыналогов.
1.1.Подоходныйналог с физических лиц.
1.2.Налог надобавленную стоимость.
1.3.Акцизы.
1.4.Государственныепошлины.
1.5. Таможенныесборы и пошлины.
III. Налоговая система Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
Система налогообложения складывалась на протяжении всейистории человечества. Начальные формы налогообложения следует искать вжертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития человечествавыполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюдатребования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно сталиносить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение»постепенно превратилось в «выплату или сбор».
Сначала выплаты и сборы (налоги) взимались в виде различныхподатей и служили дополнением к различным трудовым повинностям или формой данис покоренных народов, а по мере развития товарно-денежных отношений налогиприобрели денежную форму.
Определение понятия « налог » тесно связано с категорией «Государство».
Любому государству для осуществления его функций необходимы определенныефинансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджетаиспользует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческийопыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чемналоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другимиисточниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации ихдоля составляет 80%.
Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной идругих функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата,армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения,науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшиеучебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платитзарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защитуздоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества,без них ни одно государство существовать не сможет. Известный философ Ф.Бэконговорил: « Священный долг каждого гражданина – платить налоги».
Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в России,в стране с развивающимися рыночными отношениями, где большинствопредпринимателей, юридических и физических лиц пытаются уклониться от уплатыналогов, следуя высказыванию классика политической экономики А.Смита, что «всякий налог плох », и потому, что в России издается много новых законов,постановлений, указов, противоречащих друг другу.
I. Сущность налогообложения.
1. Сущность налогов.
Налогообложение – это совокупность законов, правил ипрактических приемов, относящихся к сбору налогов.
Налогообложение – процесс установления и взиманияналогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок,носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц всоответствии с выработанной налоговой политикой.
Изъятие государством в свою пользу определенной частивалового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущностьналога.
Существует несколько признаков налогов:
1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая формаперераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Снять этопротиворечие призван такой институт, как парламент, первой функцией которогоисторически являлось санкционирование, а позднее и установление налогов. С техпор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств,гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательноеоформление является первым признаком налога.
Законодательство Российской Федерации оналогах и сборах состоит из Налогового Кодекса, введенного в действие с 1января 2004 года и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогахи сборах.
Согласно ст.4 НК РФ федеральные органыисполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ,исполнительные органы местного самоуправления, органы государственныхвнебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборахслучаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которыене могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ,Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетныхфондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции иметодические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами,которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах,т.е. носят рекомендательный, методический характер и могут применяться лишь приусловии соответствия закону.
2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставленияс его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой чертеналога –это индивидуально-безвозмездные платежи.
Слово «индивидуально» необходимо, так как в широком смысле средства,полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и вэтом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяетотличитьналог от других платежей; в частности от сборов и пошлин, которые уплачиваютсяза определенное встречное предоставление.
Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставлениекакого-либо права (сбор за право торговли), а под пошлиной –плату за совершениеюридически значимых действий (госпошлина за подачу искового заявления в суд илиза оформление загранпаспорта).
В Российском законодательстве не приводится различие между налогом,сбором, пошлиной, которые объединяются в одном слове «налоги».
3. Налог является обязательным платежом, чтовыражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объектаналогообложения вне желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживаетсягосударственным принуждением, наличие которого также необходимодля получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозыприменения государственного принуждения налог превращается в добровольноепожертвование.
4. Налог не носит характер санкции за совершенноеправонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличитьего от конфискации имущества, штрафа.
Из приведенных признаков налогов выводится определение:
Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платежюридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти,обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.
2.Функции налогов.Функцииналогов – это проявление сущности налогов вдействии.
Выделяют 4 основные функции:
1. Фискальная — заключается в том, что налоги являютсяважнейшимпоступлением денежных средств в государственный бюджет.
2. Регулирующая – используется государством длярегулирования экономики страны путем повышения или понижения ставки налога.
Все эти меры оказывают влияние на темп развития производства, а также определяютуровень жизни населения.
3. Распределительная – с помощью налогов государствоизымает часть доходов, концентрирует эти средства в бюджете и затем направляетих на реализацию экономических и социальных программ.
4. Контрольная – позволяет государству учитывать доходыорганизаций и предпринимателей, разрабатывать рекомендации по совершенствованиюсистемы налогообложения и выявлять случаи неполной или несвоевременной уплатыналогов.
3. Принципы построения Российской налоговой системы.
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемыхгосударством, а также принципов, методов их установления, изменения, отмены,взимания и контроля.
Принципы налогообложения определены в Налоговом Кодексе РФ.
1. Налоги устанавливаются законом.
Данный принцип означает, что налог должен быть напечатан (ст. 13-15 НКРФ).
Кроме того, в НК определены все элементы налога.
2. Принцип всеобщности налогообложения.
Согласно этого принципа каждая организация и физическое лицо должныучаствовать в финансировании общегосударственных расходов с помощью уплатыналогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
3. Принцип равного налогообложения.
Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.
4. Принцип справедливости.
Согласно этого принципа каждый плательщик обязан принимать участие вфинансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и доходам.
5. Налоги должны быть экономически эффективны.
Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышатьзатраты по их сбору.
6. Однократность налогообложения.
Один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза заодин период налогообложения.
7. Налоги не должны препятствовать реализации гражданами своихконституционных прав.
Как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах,налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков вхозяйственной деятельности.
Этот принцип предполагает зависимость налога от размера получаемогодохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует,естественно, разница между налогом, который взимается из расходов напотребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшойстепени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Братьежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе незначит лишать его источника средств к существованию и определенных удобствжизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. учеловека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообщенесоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуемвсегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары иуслуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным,однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода визмерении чьей-либо возможности платить налоги.
Налоговая политика правительства строится в соответствии ссоциально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядовправящей политической партии, требований момента и потребности правительства вдоходах.
8. Принцип удобного налогообложения.
Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке ондолжен платить. Порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога(что и по какой ставке облагается налогом) и сроки его уплаты известнызаблаговременно.
9. Принцип определения в законе перечня прав и обязанностейналогоплательщиков и налоговых органов.
Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характеруплаты налога, простота и гибкость.
4.Элементы налога.
Для того чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержатьнекоторый набор информации, который сделает налог определенным, такойинформации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условиявозникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок егоисполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге.Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятогоналога. Элементы налога прописаны в НК РФ.
Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементовзакона о налоге.
С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплатыналогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долейусловности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной.Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаныиностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но неимеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определенпорядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законноналог на добавленную стоимость не уплачивали.
С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона оналоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которыепытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положениязакона о налоге.
Элементы налога отражают социально-экономическую сущностьналога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется взаконодательных актах и нормативных документах государства, определяющихусловия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взиманияналогов, его администрирование.
Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенныеи факультативные. Существенными элементами считаютсятакие, без полного установления и определения которых налог не может считатьсяустановленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя ине влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии егоуплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориямналогоплательщиков.
Ксущественным элементам закона о налоге относят:
4.1. Субъект налогообложения (налогоплательщик).
Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборовпризнаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НКвозложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Организации – юридические лица, образованные в соответствиис законодательством России (российские организации), а также иностранныеюридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающиегражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательствоминостранных государств, международные организации, их филиалы ипредставительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранныеорганизации).
Местом нахождения российской организации считается место еегосударственной организации.
Обособленное подразделение организации– любоетерриториально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которогооборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделенияорганизации производится таковым независимо от того, отражено или не отраженоего создание в учредительных или иных организационно-распорядительныхдокументах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанноеподразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срокболее 1 месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организацииявляется место осуществления этой организацией деятельности через своеобособленное подразделение.
Физические лица– граждане России, иностранныеграждане и лица без гражданства. Физическое или юридическое лицо считается налоговымрезидентом, если оно проживает на территории России не менее 183дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.
Местом жительства физического лица считается место, где этофизическое лицо постоянно или преимущественно проживает.
Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законовданной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.
Нерезидент:
1) Юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное каксубъект хозяйствования в другой.
2) Физическое лицо, действующее в одной стране, но постояннопроживающее в другой.
Практическое значение определения места постоянного местопребыванияналогоплательщика заключается в следующем:
- у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как натерритории России, так и за ее пределами;
- у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные изисточников, находящихся в России.
Индивидуальные предприниматели– физические лица,зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы,частные охранники, частные детективы.
4.2. Носитель налога.
Физическое или юридическое лицо, уплачивающее сумму налога, подлежащуювнесению в бюджетный фонд субъекту налога, а не государству, т.е. лицо, котороефактически уплачивает налог. Классическим примеров переложения налога являетсякосвенный налог. Тогда субъектом налога становится производитель, продавецтовара, а носителем налога – потребитель товара.
4.3. Объект налогообложения.
Согласно законодательства России под объектом налогообложения понимается предмет,подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг);стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции,работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценнымибумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физическихлиц; передачи имущества; прибыль), либо иной объект, имеющий стоимостную,количественную или физическую характеристики,с наличием которого у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога(ст.38 НК РФ).
Существует другой подход к определению объекта налогообложения, подкоторым понимаются юридические факты (действия, события, состояния),которые обу3славливают обязанность субъекта заплатить налог (например, фактпринятия наследства). Так, предметом налога на имущество, переходящего впорядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то времякак объектом может быть только факт принятия наследства.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения,определяемый в соответствии с частью 2 НК РФ.
4.4. Масштаб налога и единица налогообложения.
Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения можно применить меруисчисления (доход, прибыль – выраженные в денежной форме). В других случаяхтакое исчисление затруднительно (предметом налогообложения является автомобиль)и этом случае выбирают какой-либо параметр, который называется масштабомналога. Применительно к автомобилям это может быть объем рабочих цилиндров,вес автомобиля, мощность двигателя. Для количественного измерения предметанеобходимо определитьединицу масштаба налогообложения, получившуюназвание единицы налогообложения.
Так, если в качестве масштаба налогообложения принята мощность двигателя,то единицей налогообложения будет являтьсякиловатт или лошадиная сила, еслибудет избран объем рабочих цилиндров, то единицей считается кубическийсантиметр или метр. Единицей налогообложения по подоходному налогу можетслужить 1 рубль дохода, по поземельному – единица измерения площади(0,01га, метр квадратный). Так, планируется повышение налогов наавтотранспортные средства в расчете на 10 рублей за 1 лошадиную силу дляроссийских машин.
4.5. Налоговая база.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и инуюхарактеристики объекта налогообложения (ст.53 НК), т.е. – это количественноеизмерение объекта налога. Налоговая база и порядок ее определения пофедеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.
Налогоплательщики:
-Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждогоналогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и на основе иныхдокументально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
- Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу поитогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов ихозяйственных операций.
- Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых вустановленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а такжеданных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольнымформам.
4.6. Налоговая ставка.
Это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы.
Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо впроцентах к налоговой базе.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивныеналоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицуобложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношениик объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавшийв СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
3. Прогрессивные — средняя ставка прогрессивного налога повышаетсяпо мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложенияналогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но ибольшую его долю.
1. Регрессивные — средняя ставка регрессивного налога понижается помере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму,а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличениидоходов.
Размер налоговых ставок оказывает влияние на увеличение или уменьшениенационального объема производства.
4.7. Налоговый период и срок уплаты.
Налоговый период –это период времени, по окончании которогоопределяется налоговая база и исчисляется сумма налога (это может бытькалендарный год, месяц или иной период времени, применительно к отдельнымналогам).
Срок уплаты – это период времени, когда налог вносится в бюджет.Сроки налогов и сборов устанавливаются НК РФ применительно к каждому налогу исбору и определяются календарной датой или истечением периода времени,исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.
4.8. Порядок уплаты налогов и сборов.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется)налогоплательщиком разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке,предусмотренном НК и другими законодательными актами в наличной или безналичнойформе.
4.9. Способы уплаты налога.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует 3 основных способауплаты налога:
1.Уплата налога по декларации. На налогоплательщиканалагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срокофициальное заявление о своих доходах.
1.1 Декларация о доходах может служить основанием для исчисленияналога налоговыми органами и в этом случае обязанность уплатить налог возникаетпри вручении налогоплательщику налогового извещения.
1.2 Декларация о доходах может являться всего лишь отчетнымдействием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельноначисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размерауплаченного налога и в дальнейшем возможны проверки соответствиядействительности сведений, указанных в декларации.
2.Уплата налога у источника дохода.
В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы, т.е.налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного иудержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как быавансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.
3.Кадастровый способ уплаты налога.
Кадастр –перечень объектов налога с указанием их доходности.Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определениясредней потенциальной доходности объекта налогов – земли, строений и т.д. Такойспособ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов,доход от которых с трудом поддается учету.
К факультативным элементам налогов относятся:
1) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога.
2) Ответственность за налоговые правонарушения.
3) Налоговые льготы.
4.10. Налоговые льготы.
Это снижение размера (бремени) налогообложения. Это сделано длястимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущихслоев населения.
Налоговые льготы классифицируются в зависимости от того, на изменениекакого из элементов структуры налога направлена льгота.
1. Изъятие – это налоговая льгота, направленная на выведениеиз-под налогообложения отдельных объектов (предметов) или определенныхэлементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегосяпредметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий.
2. Скидки – это налоговые льготы, направленные на сокращениеналоговой базы.
3. Налоговые освобождения – это полное освобождение от уплатыналогов отдельных лиц или категорий плательщиков.
4. Налоговые кредиты – это льгота, направленная на уменьшениеналоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные,так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.
К налоговым кредитам относятся:
► снижение ставки налога;
► сокращение суммы налога;
► отсрочка или рассрочка уплаты налога и др.
II. Виды налогообложения.
Налогообложение бывает простым и двойным:Двойноеналогообложение –неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Двойноеналогообложение распространено во всех странах, например, при обложении доходовпредприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальныхдоходов. Оно может иметь место и при взимании налогов разными государствами (вслучае отсутствия межгосударственных налоговых соглашений), при обложениигосударственными и местными налогами и в некоторых других случаях.
Существует и такой вид, как переложение налогов, – т.е.полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, скоторым оно вступает в различные экономические отношения и которое становитсяносителем налога. Различают переложение прямое иобратное.Прямоепереложение налогов совершается посредствомвключения налога в цену, повышая ее.
Обратное переложение налогов выражается в понижении цены и имеетместо при продаже земли, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца.
1. Виды налогов.Классификация налогов имеет не тольконаучно-познавательный характер, но и практические цели, такие как болееобоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов,составление отчетности и т.д. Налогивесьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность.Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имелиуспеха.Многие выдающиеся ученые-экономисты, занимающиеся всвоих налоговых исследованиях классификацией, так и не пришли к единой точкезрения по обоснованию классификационных признаков и особых свойств системыналогов. Системаналогов – совокупность и структура налоговстраны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательномпорядке.
НК РФ трактует только 3 вида налогов:
- федеральные;
- региональные (субъектов РФ);
- местные.
Однако невозможно выделить какой-либо один критерий, покоторому можно рассматривать налоги, так как это зависит от целей анализа,проводимого исследователями.
Следует отметить, что все без исключения налоги в различной степенивлияют на все стороны хозяйственной жизни и по своей природе всегда оказываюткомплексное воздействие на экономику страны.
Одна из первых классификаций была построена на основе критерияперелагаемости налогов (XVIIвек). Проблемамипереложения налогов занимались видные российские ученые: Н.Тургенев, И.Озеров,А.Тривус…
Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделениена прямые и косвенные. Такое разделение налогов известно с глубокой древности(в Римской империи взимались налоги с наследства и с оборота).
В практике налогообложения в России используются различные виды налогов.
1.1. По форме изъятия различают прямые и косвенныеналоги:
►Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальныхблаг и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам ит.д. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценнымибумагами, налог на землю и др.
Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные:
•Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли(дохода).
•Реальными налогами облагается не действительно полученный доход,а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налогиспользуется в случаях, когда невозможно установить действительный доходналогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества.
►При косвенном налогообложении субъект налога и его носительобычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене иявляются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные иалкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в ценуреализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическимплательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленнуюстоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.
Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги –несправедливые налоги. Покупатели в магазинах ежедневно, сами, незамечая того, уплачивают косвенный налог (НДС). Косвенные налоги вгораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения снизким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, ониуплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходудалеко не одинаково.
Для государства косвенные налоги наиболее приемлемы в виду своейзамаскированности.
В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Онипозволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяетстимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а также регулировать потребление.
Классификация по признакам налогов.
По форме
изъятия
В зависимости от
Распределения
Сумм налога
В зависимости от
Характера
Использования
• Прямые
Личные реальные
• косвенные
• собственные
• закрепленные
• регулирующие
• общие
• целевые
По объекту
обложения
В зависимости от
Территориального
уровня
В зависимости от
Источника
уплаты
• имущество
• земля
• капитал
• средства потреблен.
• федеральные
• региональные
• местные
• заработная плата
• выручка
• себестоимость
• доход или прибыль
В зависимости от
Категории
налогоплательщика
По методу
Обложения
(от ставки)
По способу
обложения
• юридические лица
• физические лица
• налоги, общие для юридических и физических лиц
• прогрессивные
• регрессивные
• пропорциональные
• твердые
• кадастровые
• декларационные
• безналичные
• налично-денежные
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
1.2 В зависимости от распределения сумм налога они делятся назакрепленные и регулирующие:
► Закрепленные налоги представляют собой налоги, которыеполностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либодолговременной (более 5 лет) основе поступают в соответствующий бюджет, за которымони закреплены.
► Регулирующие налоги в виде процентных отчислений отналогов по ставкам (нормативам)ежегодно перераспределяются вышестоящимиорганами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения ихнесбалансированности.
1.3. В зависимости от характера использования налоги делятся на общие ицелевые.
► Общие налоги составляют основную налоговую массу. Ониобезличиваются и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд (на общий счет).Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.
► Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычноформируют вне6бюджетные фонды (пенсионный, социального страхования,обязательного медицинского страхования, дорожные фонды…).
1.4. В зависимости от категории налогоплательщика налоги делят на:
► налоги с физических лиц (подоходный налог; налог наимущество, переходящее в порядке наследования или дарения и т.д.).
►налоги с юридических лиц (налог на прибыль; налог надобавленную стоимость и т.д.).
► налоги, взимаемые и с юридических и с физических лиц(земельный налог; налог на доходы от капитала; некоторые налоги, зачисляемые вдорожные фонды).
1.5. В зависимости от ставки обложения различают:
► Пропорциональный налог — это налог, взимаемый независимоот размеров дохода.
► Регрессивный налог — это налог, средняя ставкакоторого понижается по мере роста дохода.
► Прогрессивный налог — этоналог, средняя ставка которого повышается по мере возрастания дохода.
1.6. В зависимости от территориального уровня налоги делят на:
►Федеральные – это налоги, установленные законами РФ, и взимаютсяна всей территории страны. В порядке регулирования часть федеральных налоговможет зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня.
► Налоги субъектов РФ. Часть этих налогов устанавливается законодательнымиактами РФ, а часть – законами субъектов РФ, но конкретная ставка налогаопределяется субъектом РФ всегда самостоятельно. Зачисляться эти налоги могуткак в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальныхобразований.
► Местные налоги и сборы – это такие налоги, зачисление сумм от которых надолгосрочной основе предусмотрено в бюджете муниципальных образований.Устанавливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления,так и законами субъектов РФ, федеральными законами.
Я попытаюсь рассмотреть некоторые видыналогов.
1.1.Подоходный налог с физических лиц.
Налог на доходы физических лиц являетсяфедеральным налогом и взимается на всей территории Российской Федерации.
Он является одним из наиболее существенныхисточников пополнения бюджета и уступает лишь налогу на прибыль предприятия иналогу на добавленную стоимость.
Субъектом налога являются физическиелица, как имеющие постоянное место жительства в РФ, так и не имеющие его(нерезиденты).
Объектом налогообложения у резидентов РФ является доход,полученный налогоплательщиком, как на территории РФ так и за ее пределами. Длянерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный натерритории России.
К таким доходам относятся:
- доходы от реализации недвижимого имущества;
- доходы от акций и иных ценных бумаг;
- доходы от участия в уставном капитале организации;
- доходы, полученные от сдачи имущества в аренду;
- доходы, полученные от использования авторских прав
- выплаты, полученные при наступлении страхового случая;
- вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей;
- доходы, полученные от использования любых транспортных средств;
- доходы от использования трубопроводов, линий электропередачи и иныхсредств связи;
- доходы в виде оплаты труда и т.д.
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц являетсякалендарный год.
В налоговую базу входят доходы, полученные в денежной инатуральных формах, а также в виде материальной выгоды.
Материальная выгода – это превышение рыночной стоимости получаемогоимущества над суммой, фактических затрат налогоплательщика на их приобретение.
При определении размера налогооблагаемой базы в соответствии сост.218-220 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные,имущественные и профессиональные вычеты, проще говоря, льготы (прил.1).
Не подлежат налогообложению:
- Государственные пособия, кроме пособий по временнойнетрудоспособности.
- Компенсации;
- Пособия по безработице;
- Государственные пенсии;
- Вознаграждение донорам за сданную кровь, материнское молоко и инуюдонорскую помощь;
- Алименты, получаемые налогоплательщиком;
- Суммы, получаемые для поддержки науки, образования, культуры, искусствав РФ;
- Суммы единовременной помощи, оказываемой налогоплательщику в связи состихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
- Материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника;
- Налогоплательщики, пострадавшие от террористических актов;
- Гуманитарная помощь, оказываемая благотворительными организациями;
- Стипендии учащихся, студентов;
- Доходы в виде %, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках РФ идр.
- А также доходы, не превышающие 2000 рублей по каждому из следующихоснований:
1) Стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организации, где онработает;
2) Стоимость призов, полученных на конкурсах, соревнованиях, проводимых всоответствии с решениями Правительства РФ;
3) Суммы материальной помощи, оказываемые работнику в связи с какими-либособытиями;
4) Возмещение работникам стоимости приобретенных медикаментов, назначенныхлечащим врачом;
5) Стоимость выигрышей, получаемых в конкурсах, проводимых в целях рекламытоваров.
За последние годы неоднократно менялись ставки налога (2000г.):Доходы до 50тыс. рублей 12% Доходы от 50000 до 150 тыс.рублей 20% Доходы от 150тыс. рублей и выше 30%
Начиная с 1января 2001 года в России, согласно ст.224 НК РФ применяютсяновые ставки:
- В отношении основных доходов (оплаты труда) применяется ставка 13%.
Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которойработает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из неевычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачиваетсяработнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
- Ставка 30% применяется в отношении сумм дивидендов и доходовфизических лиц-нерезидентов РФ.
- Ставка 35% установлена для выигрышей, страховых выплат, для % повкладам, если они превышают ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Ставка 9 % устанавливается в отношении доходов от долевого участия вдеятельности организации, полученных в виде диведендов
В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения иподоходный налог с предприятий, организаций корпораций.
Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве странпрогрессивным налогом.
Действующие системы личного подоходного налогообложения несколькосглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколькопреувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могутповлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается площадь,отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещаетсплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределениядоходов, идущей под углом в 45 градусов.
/>
По подоходному налогу с физических лиц до 30 апреля следующего заотчетным года подается в налоговую инспекцию по месту жительства декларация одоходах. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность(частные нотариусы, охранники, ПБОЮЛ и т.д.) самостоятельно определяют суммуналога и перечисляют в бюджет авансовыми платежами.
1.2.Налог на добавленную стоимость.
Этот налог является федеральным ивзимается на всей территории РФ.
НДС представляет собой налог на стоимостьпроизводимых и реализованных товаров (работ, услуг) и взимается на всех стадияхпроизводства и реализации товаров и определяется как разница между стоимостьюреализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и стоимостьюматериальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС является одним из самых существенныхкосвенных налогов, применяемых на территории РФ, так как он формирует основнуючасть доходов бюджета.
Это видно по таблице удельного весаосновных налоговых доходов федерального бюджета.
Удельный вес налоговых доходов2001-2003г. в %.
Виды налоговых доходов
2001 год
2002 год
2003 год Налоговые лоходы, всего 100 100 100 НДС на работы, товары, услуги, производимые на территории РФ 34,2 33,5 36,5 Акцизы 16,9 12,8 12,0 Налог на прибыль 15,5 12,0 0,5 Вывозные таможенные пошлины 11,8 11,9 9,8 Другие налоговые доходы 21,6 29,8 32,2
Плательщиками налога являются всеорганизации (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственныетоварищества и общества) и индивидуальные предприниматели, кроме организаций,перешедших на упрощенную систему налогообложения и предпринимателей,уплачивающих единый налог на вмененный доход.
Так же освобождаются от уплаты НДСорганизации, выручка которых за последние три месяца не превышает 1 миллионарублей. Но для этого в налоговую инспекцию предоставляется целый пакетдокументов и налоговые органы в течение 10 дней принимают решение оправомерности или неправомерности освобождения от уплаты НДС.
Но так как НДС является косвенным налогом, то налог полностьюуплачивает конечный потребитель товаров.
Объектом налогообложения являются:
● реализация товаров на территорииРФ.
● бартерные сделки.
● импорт товаров.
● любые, полученные предприятиемденежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, вт. ч. суммы авансовых платежей.
● при реализации работ НДСоблагаются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных,научно-исследовательских, технологических, проектно-изыскательных,реставрационных и др.работ.
● При реализации услуг НДСоблагаются рекламные, инновационные, посреднические услуги, услуги связи,бытовые и жилищно-коммунальные услуги и т.д.
Не подлежат налогообложению:
- реализация медицинских товаров поперечню, утвержденному Правительством РФ.
- Услуги по содержанию детей вдошкольных учреждениях, кружках, студиях.
- Реализация предметов религиозногозначения и т.д.
Налоговым кодексом установлены ставки НДС:
►0 % — по экспортируемымтоварам; по работам, выполняемым в космосе и др. ст.164 НК РФ.
► 10 % — установлена дляопераций по реализации некоторых продовольтсвенных видов товаров и товаров длядетей, перечень которых установлен НК РФ.
► Во всех остальных случаяхустановлена ставка 18 %.
Налоговый период по НДС – календарныймесяц. Уплата налога в бюджет определяется как разница между суммами НДС, полученными от покупателей зареализованные им товары (работы, услуги) и суммами НДС, фактически уплаченнымипоставщиками за приобретенные и оприходованные товары, а также оплаченныематериальные ценности, относимые на издержки производства и обращения. Уплатаналога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактическойреализации товаров ( работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на добавленную стоимость являетсяважнейшим налоговым источником доходов федерального бюджета и составляет более30% всех налоговых доходов. Его величина тесно коррелирует с темпами инфляции идаже в условиях “инфляционной экономики” он является стабильным и сравнительнолегко планируемым источником доходов (каждая организация ведет учет НДСотдельной строкой и на определенном счете .
Однако высокие ставки НДС снижаютплатежеспособный спрос на товары неэластичной группы, способствуют усилениюинфляции и отрицательно влияют на экономический рост.
НДС применяется в 82 странах мира иформирует в среднем седьмую часть доходов бюджетов этих стран. Так, во ФранцииНДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах -24%, вГреции-10,2%.
1.3.Акцизы.
Акцизы используются в налоговых системахпрактически всез стран и играют заметную роль в формировании финансовыхресурсов государства, так как объектами налогообложения ими являются преждевсего товары массового спроса.
Налогоплательщиками акцизов являютсяорганизации и предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи сперемещением товаров через таможенную границу РФ.
Акцизы – разновидность косвенных налогов,но они наделены рядом специфических черт. Во-первых, акциз – индивидуальныйналог на отдельные виды и группы товаров; во-вторых, объектом налогообложения уакцизов является оборот по реализации только товаров (по перечню); в-третьих,акцизы возникают преимущественно в производственной сфере.
К подакцизным товарам относят:
- этиловый спирт;
- спиртосодержащаяпродукция;
- Алкогольная продукция;
- Пиво;
- Табачная продукция;
- Ювелирные изделия;
- Автомобили;
— бензин и дизельное топливо;
- Моторные масла;
- Нефть и природный газ.
Для производства и реализации подакцизныхтоваров требуется специальное разрешение – лицензия.
Объектом налогообложения являютсяоперации по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизныхтоваров или реализация с акцизных складов подакцизной продукции, приобретеннойу производителей. Также объектом налогообложения являются различные виды передачина территории РФ лицом произведенных им подакцизных товаров и нефтепродуктов, атакже добытого природного газа; использование нефтепродуктов для собственныхнужд и ввоз подакцизных товаров на таможенную территории РФ.
Ставки на акцизы могут быть:
► Твердые ( в рублях) наединицу обложения.
► %-е ставки для ювелирныхизделий и природного газа.
(приложение 2)
НК РФ установлен специальный режимхранения, транспортировки и поставки покупателям подакцизной продукции, носящийназвание “Режима налогового склада” ивключающего в себя комплекс мер и мероприятий налогового контроля,осуществляемого налоговыми органами в отношении подакцизной продукции с моментаокончания ее производства и поступления на акцизный склад и до момента ееотгрузки покупателям.
Акцизные склады – это специальновыделенные и обустроенные помещения, где хранится законченная производствомалкогольная продукция до момента отгрузки покупателям и которые находятся подконтролем сотрудников налоговых органов.
Алкогольная и табачная продукции до реализациимаркируются региональными специальными марками, за которые налогоплательщикуплачивает авансовые платежи акциза в сумме 1 или 3 рубля за марку.
Налоговая база определяется как объемреализованной продукции.
Налоговым периодом является календарныймесяц.
Уплата налога производится исходя изфактической реализации подакцизных товаров за налоговый период. При реализацииалкогольной продукции с акцизных складов уплата налога производится не позднее30 числа отчетного месяца по алкогольной продукции, реализованной с 1 по 15число (включительно) и не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца, приреализации с 16 по последнее число месяца.
1.4.Государственные пошлины.
Под государственной пошлиной понимаетсяплата за совершение юридически значимых для налогоплательщика действий, либовыдачу документов уполномоченными органами.
Эти платежи призваны компенсировать расходы государства на содержаниеадминистративных органов.
Налогоплательщиками являются юридическиелица, независимо от форм собственности, граждане РФ, иностранные граждане, атакже лица без гражданства, обращающиеся за совершением юридически значимыхдействий или выдачей документов.
Объектом налогообложения являются:
- нотариальные действия,совершаемые нотариусом;
- государственная регистрация актовгражданского состояния;
- подача жалоб и исковых заявленийв суд;
- документы, выдаваемыесудами;
- Документы, связанные с изменениемгражданства, а также с выездом и въездом на территорию России, оформляемыеорганами милиции и отделами виз и регистрации иностранцев и т.д.
Государственные пошлины взимаются на всейтерритории РФ по единым ставкам.
Они могут поступать:
- в федеральный бюджет, если делорассматривается федеральными органами;
- в бюджет по месту нахождениябанка, принявшего платеж.
Ставки государственной поршлины зависятот характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются в формах:
► В %-м либо кратном отношении ксумме минимальной месячной оплаты труда. Например, с исковых заявлений орасторжении брака – однократный размер оплаты труда; госпошлина на получениезагранпаспорта – на детей 200 рублей, на взрослого- 400 рублей.
► В %-м отношении к соответствующейсумме иска (удостоверяемого договора и т. д.). Например, с исковых заявленийимущественного характера при цене иска до 1млн. рублей –5% цены иска, свыше 500млн. рублей –1,5%.
1.5. Таможенные сборы и пошлины.
Таможенная пошлина – это инстументобложения налогом внешней торговли.
Она представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговыйоборот товаров при пересечении ими таможенной границы.
Как и любой косвенный налог, таможенная пошлина перекладывается напокупателя товара путем приращения к цене.Таким образом, таможенная пошлина увеличивает цену товара, снижая приэтом егоконкурентноспособность и этим достигается защита внутреннего рынка инациональных товаропроизводителей.
Объектом налогообложения является любоедвижимое имущество, в т.ч. товары, валютные ценности, электрическая и тепловаяэнергия и т.д.
Налоговой базой является стоимостьперевозимых товаров.
Налоговая ставка зависит от направлениядвижения товаров, а также от их происхождения. Таможенные пошлиныклассифицируются по различным признакам, но я приведу главные пошлины.Импортные (ввозные) Экспортные (вывозимые) Транзитные (провозные) Облагаемые товары, ввозимые в страну Облагаемые товары, вывозимые из страны (на экспорт) Устанавливаются на иностранные товары, провозимые через территорию страны в 3-и страны
В России 4 основные ставки –5, 10, 15, 20%. По запретительной ставке 25%облагается лишь незначительное количество товарных позиций.
Сроком уплаты таможенных сборов и пошлинявляется дата принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются одновременно спринятием таможенной декларации, так как отсрочка по ним не предоставляется.
1.5.Другие налоги и сборы, взимаемые сфизических лиц.
В современных рыночных условиях всебольшее число граждан РФ занимается предпринимательской деятельностью,приобретают соответствующий статус и становятся плательщиками связанных с ним налогов.Наиболее распространенными среди них являются:
1) регистрационный сбор, который уплачивают за государственную регистрациюфизические лица, изъявившие желание заняться предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица.
Ставки регистрационного сбораустанавливаются местными органами государственнойвласти, при этом предельный размер ставки сбора не должен превышатьустановленный законом МРОТ.
Сумма сбора зачисляется в соответствующийбюджет по месту регистрации предпринимателя.
2)Предприниматели также являютсяплательщиками федеральных и региональных лицензионных сборов. Объектом обложения сборами признается приобретениеплательщиком права на осуществление натерритории РФ (или ее субъекта) лицензируемых видов деятельности или определенныхправ.
Конкретный порядок и сроки уплатыопределяются законом о сборе органом власти соответствующего органа власти.
3) В отдельных городах и районах,отнесенных по назначению к курортным местностям, действует курортныйсбор. Плательщиками курортного сбора являютсяфизические лица, прибывшие в расположение местности без путевок. Предельнаяставка сбора устанавливается в размере 5% отминимальной месячной оплаты труда. Конкретные ставки курортного сбора потерриториям утверждаются местными органами власти. От данного сбораосвобождаются несовершеннолетние дети, лица пенсионного возраста, инвалиды.
III. Налоговая система Российской Федерации.
Для обеспечения процесса постоянногопоступательного экономического развития и успешного преодоления кризисныхявлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющих всистеме государственного воздействия на экономикув соответствии с выбранноймоделью экономического развития.
В послевоенный период действовали 3основные модели экономического развития, каждая из которых отводила свое местосистеме государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговойполитики в этом процессе.
Первая из них – «либеральнаямодель». Либеральная стратегия развитиянациональной экономики успешно реализуется правительствами США иВеликобритании. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики впределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономическогопорядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятийустанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечитьгосударство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих емуфункций.
Вторая модель – «планово-административнаяэкономика». Ее важнейшей чертой являетсявысокий уровень государственного регулирования, когда практически всепредприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивнымметодом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально,так как государство изымало в бюджет основную часть прибыли предприятия,оставляя только ту часть, которая считалась нормативно необходимой дляфинансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденномугосударственному плану. Эта модель на протяжении долгого временииспользовалась в СССР.Третья модель – такусловно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Эта модель была сконструирована в Японии.В рамкахэтой модели широко распространились методы, предполагающие руководящую рольправительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста.Для налоговой политики, которую применяют страны, использующие стратегиюускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которыепризваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику.Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредствомпрогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физических лиц.
Все три модели сходны в одном – даже встранах, с либеральной экономической политикой существует государственноерегулирование и как его составная часть –налоговая политика.
Государственное регулирование экономикисвязано с налоговой политикой, реализуемой властями с помощью системыцеленаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.
Сущность налоговой политики каждой страныопределяется различными факторами, такими, как общенациональные целигосударства, соотношение между различными формами собственности, политическийстрой.
Налоговая политика государства отражаеттип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется взависимости от ситуации в ней. Содержание и цели налоговой политики обусловленысоциально-экономическим строем общества, социальными группами, находящимися внастоящее время у власти, стратегическими целями, определяющими развитиенациональной экономики, и международными обязательствами в сферегосударственных финансов.
Задачи налоговой политики сводятся кобеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий длярегулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессерыночных условий
неравенства в уровнях дохода населения.Совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на 3 группы:
● фискальная– мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровнейдля обеспечения государства необходимими для выполнения его функций финансовымиресурсами.
● экономическая илирегулирующая – направлена на повышение уровня экономического развития госудпрства, оживлениеделовой и предпринимательской активности в стране и международных экономическихсвязей, содействие решению социальных проблем.
● контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.
Экономисты условновыделяют тривозможных типа налоговой политики:
1) Высокий уровень налогообложения – это политика, при которой максимально увеличеноналоговое бремя и возникают ситуации, когда повышение уровня налогообложения насопровождается приростом поступлений в различные уровни бюджетов:
X- уровень налоговыхставок
Xa – их оптимальныйразмер
Y – среднегодовой объемгосударственных
доходовв результате налогообложения
Ya – максимальная величина среднегодового
100 объема государственных доходов
Xb –реально существующие налоговые
Xb cтавки
Yb-налоговыепоступления в госбюджет
Xa
0 Yb Ya Y
Кривая А.Лаффера отражает взаимосвязьмежду величиной ставки налогов и объемом поступления их в государственныйбюджет. При повышении ставки доходы государства за счет налогов вначалеувеличиваются, но только до определенной границы (точка a),после чего повышение налогового бремени уменьшает налоговые поступления доточки b.
2)Низкое налоговое бремя – при этой политике государство учитывает не толькосвои фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политикаспособствует скорейшему развитию экономики, так как обеспечивает наиболееблагоприятный налоговый и инвестиционный климат (если уровень налогообложенияниже чем в других странах, то идет широкий приток иностранных инвестиций, в томчисле экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровеньконкурентноспособности национальной экономики). Налоговое бремя существенносмягчено, но сокращаются социальные программы, так как сокращаются бюджетныедоходы.
3) Налоговая политика с достаточно существенным уровнемналогообложения, как для корпораций, так и дляфизических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнемсоциальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантийи программ.
На практике налоговая политикаосуществляется через налоговый механизм, которому государство придаетюридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержаниявысокой эффективности государственной налоговой политики государствоподдерживает необходимую налоговую систему.
Налоги, взимаемые на территорииРоссийской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговуюсистему. В Российском законодательстве термин «налог» используется вшироком смысле, и охватывают также сборы и пошлины, другие обязательныеплатежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.
Каждый вид налогов поступает в свойбюджет или внебюджетный фонд.
Федеральные налоги и сборы
Региональные налоги и сборы
Местные налоги и сборы
1.Налог на добавленную
стоимость
Налог на имущество
организаций
Налог на имущество
физических лиц
Акцизы на отдельные
виды товаров 2. Налог на недвижимость 2. Земельный налог 3.Налог на прибыль (доход) организаций 3. Дорожный налог Налог на рекламу 4. Налог на доходы от капитала 4. Транспортный налог 4. Налог на наследование и дарение 5. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
5.Налог с продаж
( отменен) 5. Местные лицензионные сборы 6.Таможенная пошлина и таможенные сборы 6. Налог на игорный бизнес 7.Налог за пользование недрами 7. Региональные лицензионные сборы 8. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы 9. Налог на дополнительный доход от добычи углеродов 10. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 11. Лесной налог 12. Водный налог 13.Экологический налог 14. Подоходный налог с физических лиц 15. Федеральные лицензионные сборы 16. Государственная пошлина
Одной из основных задач государственной налоговой политики на современномэтапе является создание благоприятных условий для активнойфинансово-хозяйственной деятельности экономики и стимулирование экономическогороста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественныхинтересов. Для продуманной налоговой политики главным моментом являетсяправильное определение размеров налогообложения.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политикигосударства с рыночной экономикой. Оно должно быть ориентировано на следующиеосновные требования:
— налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможностиминимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствамв их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговуюсистему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширенияналоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательскойдеятельности, поддержки свободной конкуренции;
— налоговая система должна соответствовать структурной экономическойполитике, иметь четко очерченные экономические цели;
— налоги должны служить более справедливому распределению доходов, недопускать двойное обложение налогоплательщиков;
— порядок взимания налогов должен предусматривать минимальноевмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
— обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый игласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководствоваться при реализациизадач новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не омеханическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокоеизучение истории развития и современного состояния российской экономики.
Существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опытвзимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практикувесьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделятьпервостепенное внимание специфике экономических, социальных и политическихусловий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народногохозяйства.
Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговыесистемы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровнязрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требованиявсесторонне подтверждены практикой и, безусловно, должны учитываться и нами. Они,кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странамипо структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиямразличных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какимиконкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определеннымкардинальным требованиям.
Первое и важнейшее из них — это соблюдение принципа равенства исправедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должнараспределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждыйналогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казнугосударства.
Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговаясистема, является эффективность налогообложения. Реализация этого требованияпредполагает:
- во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономическихрешений, либо оно должно быть минимальным;
- -во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведениюполитики стабильности и успешного развития экономики страны.
Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой до недавнеговремени находилась в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительноважное значение.
Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобыона не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принятабольшей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет местобыть в нашей стране.
И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административныерасходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налоговогозаконодательства, надлежит минимизировать.
В 1999-2000 годы проведение налоговой политики стало главным инструментомгосударственного стимулирования макроэкономического развития. Ее особенностью всовременных условиях является снижение налоговых ставок, прежде всего, прибыли.Либерализация налогообложения обеспечивает довольно устойчивые темпыэкономического роста и способствует в долговременной перспективе поступлениям вбюджет, что ведет к сокращению его дефицита, а, следовательно, приводит и кснижению темпов инфляции.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количестваналогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а такжепрепятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильностьналоговой системы, противоречивость и запутанность многочисленных инструкций иразъяснений Министерства финансов РФ и МНС (часто друг другу противоречащих) насегодняшний день — главная проблема реализации реформы налогообложения.
Списоклитературы
1. «Основыроссийского права» Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин
Москва 2002г
2. «Налогии налогообложение» под редакцией М.В. Романоского
Санкт-Петербург2001г
3. «Бюджетнаясистема РФ» учебник под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского Москва2004г
4. Курс лекцийпо налогам Панкратовой О.Ю. в ГОУ МКК 2004г
5. НалоговыйКодекс РФ I и II части
6. Курсэкономической теории учебное пособие Гребеник В.В.
Приложение 1
Размер вычетов
Лица, имеющие право на вычеты 1.Стандартные налоговые вычеты 3000 руб. за каждый месяц налогового периода Лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а так же ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и НПО «Маяк», инвалиды ВОВ (ст.218) 500 руб. за каждый месяц налогового периода Герои СССР и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы 3-х степеней; участники ВОВ, блокадники и узники концлагерей, инвалиды детства, а также 1и 2.ой групп, и т.д. 400 руб. за каждый месяц налогового периода На каждого работника до достижения им дохода 20000 рублей (совокупного) 300 руб. за каждый месяц налогового периода На каждого ребенка у налогоплательщиков до достижения совокупного дохода в 20000 руб.; вдовам (вдовцам) и одиноким родителям, опекунам и попечителям налоговый вычет производится в двойном размере.
2.Социальные налоговые вычеты В размере фактически произведенных расходов, но не более 25% Налогоплательщики, перечисляющие суммы на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д. Фактически произведенные расходы на обучение, но не более 25000руб. (на каждого ребенка до 24 лет) Лица, перечисляющие плату за обучение в образовательных учреждениях. Фактически произведенные расходы на лечение и медикаменты, но не выше 25000 рублей Лица, оплатившие стоимость лечения в медучреждениях свое или супруги, а также своих родителей и детей до 18 лет, а также стоимость медикаментов, прописанных врачом
3.Имущественные налоговые вычеты. Сумма не более 1000000 руб., получ. От продажи жилых домов, квартир, дач и т.д., находящихся в собственности менее 5лет Лица, получившие доход от продажи указанной собственности Фактически полученная сумма, если срок нахождения вышеперечисленного имущества в собственности более 5лет Лица, получившие доход от продажи указанного собственного имущества Сумма не более 125000 руб., от продажи иного имущества, находящегося в собственности менее 3 лет Лица, получившие доход от указанной собственности Фактически полученные суммы от продажи иного имущества, находящегося в собственности более 3лет Лица, получившие доход от продажи указанной собственности Фактически произведенные расходы на новое строительство или покупку жилья, а также погашение ипотечного кредита и процентов по нему, но не более 600000руб. Лица, получившие доход от указанной собственности
4.Профессиональные налоговые вычеты Фактически произведенные расходы, связанные с получением доходов
- Индивдуальные предприниматели, нотариусы и лица, занимающиеся частной практикой;
- Лица, получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера;
- Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения.
Приложение 2Виды подакцизных товаров
Ставки акцизов (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения) Этиловый спирт из всех видов сырья 8руб. за 1литр безводного этилового спирта Этиловый спирт из всех видов (кроме спирта-сырца) 12руб. 60 коп. За 1 литр безводного этилового спирта Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25%, за исключением вин, спиртосодержащая продукция 88руб, 20коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 9до 25% включительно, за исключением вин 65руб.10 коп. За 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Алкогольная продукция, с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, за исключением вин 45руб. 15коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Вина (за исключением натуральных); виноградные специальные, оригинальные (крепленые), плодовые, вермуты. 36руб. 75коп за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. Вина шампанские и игристые 9руб. 45коп за 1 литр Вина натуральные (кроме шампанских и игристых) 3руб. 15коп. за 1 литр Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% включительно, в том числе безалкогольное 1руб. за 1 литр Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% 3руб. 30коп. за 1 литр Табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции 0% Табачные изделия и трубочный табак 405 руб. за 1 кг Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции 166 руб. за 1 кг Сигары 10 руб. за 1шт. Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85мм 75 руб. за 1000 шт. Сигареты с фильтром 1, 2, 3и 4-го класса по ГОСТу 35 руб. за 1000 шт. Сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85мм и сигарет 1, 2, 3и 4-го класса по ГОСТу 55 руб. за 1000 шт. Сигареты без фильтра, папиросы 10 руб. за 1000 шт. Ювелирные изделия 5 % Нефть и стабильный газовый конденсат 66 руб. за 1 тонну Автомобили легковые с мощн. двигателя до 67,5кВт 5 – 10 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) Автомобили легковые с мощностью двигателя от 67,5кВт до 112,5кВт (90-150л.с.) 10 –100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя. свыше 112,5 кВт (150л.с.) 100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) Дизельное топливо 550 руб. за 1 тонну Бензин автомоб. с др. акт\числами 1850 руб. за 1 тонну Бензин автомоб. с акт\числом до «80» 1350 руб. за 1 тонну Масло для дизельных и карбюраторных двигателей 1500 руб. за 1тонну