СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ООО «РУСЬ» ОСИНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯРАСХОДОВ В ООО «РУСЬ»
2.1 Экономическое содержание, видыденежных расходов и классификация затрат предприятия
2.2 Анализ затрат предприятия
2.3 Планирование затрат и расходов напредприятии
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИРАСХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Главный мотивдеятельности любой организации в рыночных условиях — максимизация прибыли.Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаяхограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Вконкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) организацияможет идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное времясуществовать без прибыли организация не может, она не выстоит в конкурентнойборьбе. Поскольку издержки — это основной ограничитель прибыли и главныйфактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством организацииневозможно без анализа уже имеющихся издержек производства.
Сэкономической точки зрения, издержки представляют собой стоимость всехзатрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая организация заинтересована ванализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.
Любая организациястремится получить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах.Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости отобъема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируютна изменение объема производства. Это относится, в первую очередь, к расходамна оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтомусовокупные общие затраты делятся на постоянные и переменные.
Вопросы выбора видадеятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовойпродукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования, основнойзадачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточномдля воспроизводственного процесса. Основным условием увеличения прибылипредприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, вчастности, себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому вопросы управлениязатратами являются весьма актуальными для предприятий.
Целью данной курсовойработы является решение задачи по прослеживанию работы предприятия путем анализаорганизации и планирования расходов на примере ООО «Русь», расположенного вОсинском районе Иркутской области. Для наиболее полного раскрытия темыпроводится анализ затрат предприятия, рассматривается экономическое содержание,виды денежных расходов, классификация затрат данного предприятия. Предлагаютсятакже пути совершенствования организации расходов и издержек предприятия. Взаключении работа содержит основные выводы и предложения по совершенствованиюметодик планирования и анализа расходов и издержек предприятия.
Объектом данногоисследования являются затраты предприятия на производство продукции.
Предметом исследованияявляется процесс управления затратами.
Работа состоит извведения, трех основных разделов, заключения, списка использованной литературыи приложения.
При написании работыиспользовались как методические пособия, так и публикации отечественных изарубежных авторов, посвященные дисциплине «Финансы предприятий».
1. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ООО «РУСЬ»
Хозяйство ООО «Русь»расположено в южной части Осинского района Иркутской области. Землепользованиехозяйства состоит из основного, представляющего собой крупный компактный массивчересполосного участков. В настоящее время здесь ведутся работы по освоениюновых земель под пашню.
ООО «Русь» являетсякоммерческой организацией, образованной при реорганизации сельскохозяйственногопредприятия колхоза имени «60 лет Октября». Зарегистрировано 2004 году.
Основной целью создания деятельностиорганизации является производство, реализация сельскохозяйственной продукции иизвлечение прибыли в интересах участников общества, а также удовлетворение ихпотребностей в указанной продукции.
По организационнойструктуре хозяйство подразделяется на три бригады. Центральный населенный пунктколхоза совмещен с усадьбой бригады №2 и находится в с. Русские-Янгуты нарасстоянии 10 км. от райцентра п. Оса. Усадьба бригады №3 размещена в д.Грязнушка на расстоянии 3-х километров от центральной усадьбы. Усадьба бригады№1 расположена в д. Прохоровка.
Село Русские-Янгутыразмещено в северо-западной части территории землепользования по правую сторонудороги районного значения Усть-Ордынский — Оса. Это крупный перспективныйнаселённый пункт. Является центральным населённым пунктом колхоза иодновременно усадьбой существующей бригады №2 в нём сосредоточеныпроизводственные помещения и культурно-бытовые учреждения.
Климат территориихозяйства, как и всей Иркутской области, резко континентальный. На территориихозяйства расположены следующие производительные, вспомогательные и обслуживающиеобъекты: молочно-товарные фермы, зерносклад, машинный двор, ремонтнаямастерская, мельница, пекарня, склад ГСМ, общехозяйственные склад, пилорама.Связь центральной усадьбы колхоза с районным центром осуществляется по дорогеобластного значения, а с усадьбами бригад по дороге районного значения ипроселочной дороге.
Основное направлениедеятельности хозяйства: производство и реализация продукции растениеводства(зерновые культуры) и продукции животноводства (мясо, молоко).
Хозяйство ООО «Русь» на данный моментявляется самым передовым сельскохозяйственным предприятием Осинского района.Хозяйство имеет некоторое число контрагентов, среди них Усольскийсвинокомплекс, Иркутский молокозавод и др.
Общая земельная площадьза три года увеличились на 1117га, что в процентном выражении составило 45,8%.
Численность работниковООО «Русь» в 2007 году сократилась на 14,7% по сравнению с 2006 годом, чтосоставляет в абсолютном выражении 22 человека.
Увеличение стоимостиваловой продукции можно объяснить ростом цен. Стоимость валовой продукцииувеличилась на 9904 тыс. руб. или на 40,8%..
Прибыль на протяжениитрех лет резко снижается, в 2006 году предприятие имело прибыль от реализации продукции736 тыс. руб., а в 2008 году составляет 10 тыс. руб.
Значительно уменьшился уровеньрентабельности от продаж, в 2008г. составил 0,03%, в 2006г. составило 3%. Спад уровнярентабельности является отрицательным моментом в оценке деятельностипредприятия.
Рассмотрим состояниепредприятия более подробно. Следует оценить, прежде всего, на основе егобалансовых документов наличие и динамику (движение) имущества хозяйствующегосубъекта наряду с раскрытием источников его формирования (т.е. финансирования).
Обратимся для оценкиимущественного состояния ООО «Русь» к его бухгалтерскому балансу за2006-2008г.г. (табл.1.1).
Таблица 1.1 — Имущественноесостояние ООО «Русь» за 2006-2008г.г., тыс. руб.Показатели Год Изменения 2008г. к 2007г. 1 2 3 4 5 6 2006 2007 2008 сумма % Актив баланса Основные средства 22702 25238 88457 63219 250,5 Всего внеоборотных активов 22702 25238 88457 63219 250,5 Запасы — всего 41374 66390 46171 20219 -30,5 в том числе: материалы 20985 19681 31581 11900 60,5 животные на выращивании и откорме 9276 9836 8799 -1037 -10,5 затраты в незавершенном производстве 4307 5307 5407 100 1,9
готовая продукция и товары
расходы будущих периодов
107
6699
413
31153
87
297 -326 -78,9 НДС по приобретенным ценностям 580 580 580 - - Денежные средства 5 16 972 956 5975 Прочие оборотные активы 142 142 142 - - Всего оборотных активов 42101 67128 47865 -19263 -28,7 Баланс 64803 92366 136322 43956 47,6 Пассив баланса 1 2 3 4 5 6 Собственный капитал 46631 48823 68413 19590 40,1 Долгосрочные обязательства - - 26298 26298 - Краткосрочные обязательства 18172 43543 41611 -1932 -4,4 Баланс 64803 92366 136322 43956 47,6
Изтабл.1.1 вытекают следующие основные выводы.
В 2008г. валюта баланса,отражающая общие изменения в имущественном состоянии предприятия и источникахфинансирования активов (т.е. имущества), увеличилась округленно на 44 млн.руб.,или на 47,6 % по сравнению с 2007г. Такой рост отражает значительныеположительные изменения в имущественном состоянии предприятия.
В структуре активов наначало отчетного периода больший удельный вес занимают оборотные активы,которые уменьшились на 19263 тыс. руб., и вструктуре они уменьшились на 28,70%. Структура внеоборотных активов в полностьюпредставлена основными средствами и за счет них, в общем, увеличился объемвнеоборотных активов на 63219 тыс. руб. или на 250,49% и занимают на конецпериода больший удельный вес. С изменением стоимости внеоборотных активов, снизилась стоимостьоборотных активов, т.е. наиболее ликвидной, маневренной части имуществапредприятия. Особенно сильно уменьшилась стоимость готовой продукции на 326тыс. руб., или на 78,9 %.
Из рассмотренияпоказателей пассива баланса вытекает, что увеличившаяся в целом валюта балансаи стоимость имущества предприятия лишь частично профинансирована за счетсобственных источников предприятия. Величина его собственного капиталаувеличилась на 40,1 %, в то время как краткосрочная задолженность предприятияуменьшилась на 4,4 % (с 43,5 до 41,6 млн. руб.), а долгосрочная наблюдаетсялишь в 2008г. и составляет 26,3 млн. руб.
Из табл.1.1можно, таким образом, заключить, что за рассматриваемый период имущественноесостояние хозяйства в целом укрепилось. Но в составе его имущественных активовувеличилась доля труднореализуемых активов — основных средств и существенноуменьшилась доля стоимости легко реализуемых видов имущества — готовойпродукции, материалов и особенно животных на выращивании и откорме.
Для тогочтобы предприятие имело возможность наращивать стоимость своих активов,прибегая к заимствованию привлеченных финансовых ресурсов в относительнонебольших размерах (т.е. не удлиняя плечо финансового рычага более чем нарекомендуемые 30 % общей величины пассивов баланса), нужно всемерно увеличиватьобъемы реализуемой продукции, товаров, работ, услуг. При этом речь идет нетолько об объемах в натуральных показателях, но и в их денежном выражении, т.е.в виде реально полученной выручки от покупателей и заказчиков.
Рассмотрим размерпредприятия. Характеристика размеров предприятия отражена в таблице 1.2.
Таблица 1.2 –Размер ООО «Русь» в 2006-2008г.г.Показатели Год 2008г. в % к 2006г. 2006 2007 2008
Стоимость валовой продукции
в сопоставимых ценах, тыс. руб. 24275 25553 34187 140,8 Численность работников (среднегодовая), чел. 150 137 128 85,3 Общая земельная площадь, га 2437 2476 3554 145,8 Поголовье животных, гол.: 1284 1298 1288 100,3 в т.ч. КРС 1246 1261 1253 100,6 Лошадей 38 37 35 92,1
О размерах хозяйства лучшевсего судить по объему валовой продукции в сопоставимых ценах в среднем за 3 –5лет. Размеры предприятия характеризуют косвенными показателями: численность работников,площадь сельскохозяйственных угодий и т.д.
С помощью этих показателейможно более точно определить размеры хозяйства, а чтобы определить происходящиев нем изменения, сравним их в динамике.
Анализируя данные таблицы1.2 можно отметить, что стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах за периодс 2006 по 2008 годы колебалась. В 2008 году она увеличилась на 9904 тыс. руб.или на 40,8%. На это влияет объемы производства продукции, площади сельскохозяйственныхугодий (за три рассматриваемых года площадь увеличилась на 45,8 %). Численностьрабочих уменьшилась на 14,7 %, поголовье животных увеличилось лишь на 7 голов.
Таким образом, подводя итогвсему выше сказанному, можно отметить, что в целом размер хозяйства за анализируемыйпериод увеличился.
Для того чтобы определить,насколько предприятие работает прибыльно, составим таблицу и сделаем ее анализ.
Таблица 1.3 — Показатели финансовойустойчивости баланса ООО «Русь» за 2006-2008 годы, тыс. руб.Показатели Год 2008г. в % к 2006г. 2006 2007 2008
Выручка от реализации
продукции, тыс. руб. (В) 25011 25557 34197 136,7
Затраты на производство
(полная себестоимость), тыс. руб.(С) 24275 25553 34187 140,8 Прибыль (+), убыток (-) от реализации продукции, тыс. руб. (Р) 736 4 10 0,4 Уровень рентабельности, % 3,0 0,01 0,03 1,0
По данным таблицыможно сделать следующий вывод, что за три исследуемых года результаты финансовойдеятельности предприятия изменялись. Выручка от реализации продукции возрасталас каждым годом, и ее изменение составило 36,7%. Вместе с ростом выручки наблюдаетсянекоторое возрастание затрат на производство продукции (а именно на 40,8%). Приэтом наблюдается резкое снижение прибыли от реализации, в 2006 году предприятиеимело прибыль от реализации продукции 736 тыс. руб., а в 2008 году составляет10 тыс. руб.
Экономической сущностью финансовойустойчивости предприятия является обеспеченность его запасов и затрат источникамиих формирования.
Таблица 1.4- Динамика структуры товарной продукции в ООО «Русь» в 2006-2008 гг.,тыс. руб.Выручка от продаж по видам продукции Год Уд. вес в общей выручке, % 2008г. в % к 2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 Зерновые и зернобобовые 3169 1970 1969 12,7 7,7 5,8 62,1 99,9 Рапс 651 2763 4048 2,6 10,8 11,8 621,8 146,5 Прочая продукция растениеводства 960 693 1093 3,8 2,7 3,2 113,9 157,7 Итого продукции растениеводства 4780 5426 7110 19,1 21,2 20,8 148,7 131,0 Скот и птица в живой массе. 4382 3328 8202 17,5 13,0 24,0 187,2 246,5 Молоко цельное 14535 14648 18657 54,5 57,3 54,6 128,4 127,4 Прочая продукция животноводства 1314 1240 - 58,1 4,9 - - - Итого продукции животноводства 20231 19216 26859 80,9 75,2 78,5 132,8 139,8 Прочая продукция, работы, услуги, товары - 915 228 - 3,9 0,7 - 24,9 Всего выручки 25011 25557 34197 - - - 136,7 133,8
Анализируя полученные данные,можно отметить, что по всем отраслям за исследуемый период наблюдается некотороеколебание в реализации продукции. Как видно из табл.1.4, резко уменьшилась выручка от продажи зерновыхи зернобобовых. В 2008г. цены сильно упали. Поэтому предприятие решило «попридержать»продажу этой продукции до лучшей конъюнктуры на ее рынках. Правда, наивысшиеобъемы получения выручки от продажи рапса на 2007г., 2008г. (2763 и 4048 тыс. руб.против 651 тыс. руб. в 2006г.). В данные годы на такую продукцию пришлось от10,8 до 11,8 % общей выручки. Как можно предполагать, абсолютное иотносительное сокращение выручки от продаж продукции растениеводства произошловследствие усиления конкуренции на рынках такой продукции и утратыобследованным предприятием части ранее занятых им рыночных ниш.
Наблюдается также увеличениевыручки от реализации продукции скотоводства, в большей степени реализуется молоко,так как продукция скоропортящаяся и реализация молока более выгодна, так как естьпостоянные каналы реализации.
Таким образом, по данным таблицывидно, что за 2006-2008 года наиболее выгодным была реализация молока и рапса,меньше выручки было получено от зерновых и зернобобовых. В 2008г. в общем объемевыручки от реализации продукции сельского хозяйства большую долю занимает выручкаот животноводства 78,5%, так как это наиболее выгодная в нынешних условиях отрасльдля данного предприятия.
Чтобы выяснить, наскольков целом данное предприятие эффективно работает, необходимо проанализировать показателирентабельности. Они полнее, чем прибыль характеризуют окончательные результатыхозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта сналичными или использованными ресурсами.
К показателямрентабельности можно отнести:
1. Экономическуюрентабельность (коэффициент рентабельности активов). Этот показательхарактеризует, насколько эффективно предприятие использует все имеющиеся у негоактивы. Не случайно данный показатель имеет синонимы: прибыль на капитал,рентабельность (доходность) совокупного капитала.
2. Финансовуюрентабельность (рентабельность собственного капитала). Синонимы: прибыль наакционерный капитал, рентабельность (доходность) собственного капитала. Данныйпоказатель отражает эффективность (отдачу) использования акционерного капитала.
3. Коммерческуюрентабельность (рентабельность продаж). Показывает, какова прибыль на 1 руб.продаж продукции, товаров, работ, услуг.
4. Рентабельностьтекущих затрат (рентабельность продукции, рентабельность реализованнойпродукции). Показывает, какова прибыль на 1 руб. затрат, осуществленных напроизводство и реализацию товарной продукции.
5. Общуюрентабельность производственных фондов. Показывает, сколько прибыли от продажполучает предприятие на 1 руб. средней остаточной стоимости его основныхсредств в сумме со средней стоимостью материально-производственных запасов.
Соответствующиепоказатели приведены в табл.1.5.
Таблица1.5 — Показатели рентабельности результатов в ООО «Русь» в 2006-2008гг., %Показатель Год 2006 2007 2008 Рентабельность текущих затрат 3,03 0,02 0,03 Рентабельность продаж 2,94 0,02 0,03 Рентабельность активов 2,50 2,37 3,37 Рентабельность собственного капитала 3,50 4,49 6,71 Общая рентабельность производственных фондов 1,15 0,004 0,007
Из табл.1.5 можно сделатьоднозначные выводы и заключения. Они состоят в констатации бесспорного факта:большинство показателей, кроме рентабельности активов и рентабельностисобственного капитала ухудшились.
Так, рентабельностьактивов (экономическая рентабельность), составлявшая в 2006г. 2,50 %, в 2008г.увеличилась до 3,37%.
Финансовая рентабельность(т.е. рентабельность собственного капитала), составлявшая в 2006г. 3,50 %, в 2008 г. увеличилась до 6,71%.
Рентабельность продаж в 2008г.снизилась (2,94 до 0,03) – снижение прибыли на рубль реализованной продукциисвидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность текущихзатрат в 2006г. составляла 3,03 %, в 2000г. – 0,02 %, а в 2008г. – 0,03 %.
Общая рентабельностьпроизводственных фондов за три года составила соответственно 1,15; 0,004; 0,007%.
По даннымтаблицы 1.4. можно сделать следующие выводы, что за три исследуемых года результаты финансовой деятельностипредприятия изменялись.
Приведенныепоказатели, свидетельствующие о ежегодном уменьшении рентабельностипредприятия, как представляется, вызваны сложным комплексом причин. Часть ихнаходится вне предприятия и описана в ряде экономических работ. Эти причинысвязаны с ухудшающимися для всех сельхозпроизводителей условиями приобретенияресурсов и услуг в сравнении с условиями, по которым продается на разных рынкахсельскохозяйственная продукция. Не срабатывают или вообще не реализуются мерыпо государственному регулированию агропромышленного производства, намеченные вФедеральном законе 1997г.
Рост рентабельностиявляется положительной тенденцией в финансово – хозяйственной деятельностипредприятия, но и снижение рентабельности к себестоимости и продаж в отчетном периоденельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, еслипредприятие переходит на новые перспективные технологии и виды продукции,требующие инвестиционных вложений, поскольку показатели рентабельностиопределяются результативностью работы отчетного периода и не отражаютпланируемый эффект долгосрочных инвестиций.
Рентабельность продаждемонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Снижениерентабельности продаж в целом оценивается отрицательно, поскольку указанныйфакт свидетельствует о наличии отрицательной тенденции в деятельностипредприятия: темпы роста выручки от продаж превышают темпы роста прибыли.
Рентабельность к себестоимостипоказывает, что в 2008г. предприятие получало 3 коп. на рубль затрат, это на 300коп. меньше, чем в 2007г. (3 руб.).
Рентабельность активов почистой прибыли – это эффективность использования средств, принадлежащихсобственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровнякотировки акций на бирже. Т. е. данная рентабельность должна обеспечиватьокупаемость вложенных в предприятие средств акционеров.
Показатели рентабельностине имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнееработает предприятие [3, С. 98].
На финансовые результаты оказываютвлияние некоторые доходы и убытки, не связанные с производством и реализацией продукции,то есть внереализационные результаты. К ним относятся: убытки от стихийных бедствийи возмещение, полученное на их покрытие; убытки от ликвидации не полностью амортизированныхосновных фондов, от списания безнадежной дебиторской задолженности; пени,штрафы и неустойки и прочие прибыли и убытки, которые могли иметь место в хозяйственномгоду.
Финансовые результаты деятельностисельскохозяйственных предприятий определяются в конце года. Поэтому всестороннийанализ этих показателей осуществляется по годовому отчету. Но следует иметь ввиду, что факторы, которые оказывают влияние на финансовые результаты,действует в течение года, поэтому оперативный анализ этих показателей в течениегода позволит выявить причины всех отклонений от плана и принять соответствующиемеры. Это способствует более полному использованию резервов увеличения прибыли иповышения рентабельности сельскохозяйственногопроизводства.
Коэффициентыфинансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру используемого имкапитала с позиций его платежеспособности и финансовой стабильности развития.Эти показатели больше всего должны интересовать кредиторов и инвесторов, таккак соответствующие коэффициенты позволяют оценить степень их защищенности отнеспособности хозяйствующего субъекта погашать долгосрочные обязательства. Этоследующие показатели (табл.1.6).
Таблица1.6 — Показатели финансовой устойчивости ООО «Русь» в 2008 г.Показатели Фактические значения на начало года на конец года Коэффициент автономии 0,53 0,51 Соотношение заемных и собственных средств 0,89 0,99 Коэффициент маневренности 0,37 -0,30 Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками 0,27 -0,44 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,003 0,023 Коэффициент ликвидности 0,004 0,027 Коэффициент покрытия 1,54 1,15
Изтабл.1.6 вытекают неоднозначные выводы. Ряд коэффициентов свидетельствует означительной финансовой устойчивости обследованного хозяйства, ряд другихкоэффициентов, наоборот, характеризует её как ухудшающуюся.
Коэффициент автономииснизился 0,53 до 0,51, что означает снижение финансовой независимостипредприятия, повышение риска финансовых затруднений в будущие периоды. Такая тенденция,с точки зрения кредиторов, снижает гарантии погашения предприятием своихобязательств.
Коэффициент соотношениязаемных и собственных средств на начало анализируемого периода равен 0,89,соответствует нормальному ограничению (макс. 1,00), а на конец увеличивается до0,99, что свидетельствует о скором наступлении недостаточности собственныхсредств для покрытия своих обязательств.
Коэффициентманевренности на начало года равен 0,48. Это говорит о том, что 48% собственногокапитала инвестировано в оборотные средства, но на конец 2008г. долязначительно уменьшилась до 10%.
Несмотря на то чтокоэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источникамиформирования имеет отрицательное значение на конец 2008г., он ниже нормального(1,00), что говорит о недостаточном обеспечении запасов и затрат собственнымиисточниками формирования.
Не удовлетворяянормальным ограничениям (2,00) на начало анализируемого периода, коэффициентпокрытия снизился с 1,54 до 1,15, что связано с низкими платежными возможностямипредприятия даже при условии современных расчетов с дебиторами и продажи, вслучае необходимости, материальных оборотных средств. В такой ситуации сложнонайти покупателей акций и облигаций предприятия.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Экономическоесодержание, виды денежных расходов и классификация затрат предприятия
В экономическойлитературе издержки производства и обращения промышленного предприятиярассматривают как денежное выражение затрат производственных факторов,необходимых для осуществления предприятием своей производственной икоммерческой деятельности. Эту же категорию характеризуют как затраты живого иовеществленного труда предприятия на изготовление продукции, выполнения работ иоказания услуг и их реализацию (сбыт). На практике при характеристике всехиздержек производства и обращения используют термин «затраты на производство».
Понятие «затраты» болееемкое, чем понятие «издержки производства и обращения». При характеристике последнихв их состав не включают затраты, связанные с упущениями в хозяйственнойдеятельности, и расходы будущих периодов.
Затраты, относящиеся квыпущенной продукции, характеризуют ее себестоимость. Их еще называют текущимииздержками производства. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляетсобой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ,услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основныхфондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию. Этотпоказатель характеризует во что обходится каждому предприятию производство исбыт продукции (работ, услуг).
Затраты представляютсобой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции,получения доходов и прибыли. В себестоимости продукции, как синтетическомпоказателе, находят отражение различные стороны производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия. Поэтому экономное использование материальных,трудовых, финансовых ресурсов при изготовлении изделий, выполнении работ иоказании услуг является условием повышения эффективности производственных процессови улучшения прибыли [4, С.602].
Под расходами понимаетсяуменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иногоимущества и (или) возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала.
В целях управлениязатратами используются различные виды классификаторы затрат. Рассмотримнекоторые из них, необходимые для организации системы управления затратами ипланирования.
Все денежные расходы предприятиягруппируются по трем признакам:
-расходы, связанные сизвлечением прибыли;
-расходы, не связанные сизвлечением прибыли;
-принудительные расходы.
Расходы, связанные сизвлечением прибыли, включают в себя затраты на производство и реализациюпродукции (работ, услуг) и инвестиции.
Затраты на производство иреализацию продукции (работ, услуг) — это расходы, связанные с созданием товара(работ, услуг), в результате продажи которых предприятие получит финансовыйрезультат в виде прибыли или убытка.
Инвестиции — этокапитальные вложения, имеющие целью расширения объемов собственногопроизводства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.
Расходы, не связанные сизвлечением прибыли, это расходы на потребление, социальную поддержку работников,благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживаютобщественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятногосоциального климата в коллективе и, в конечном итоге, способствуют повышениюпроизводительности и качества труда.
Принудительные расходы –это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходыпо обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательныхрезервов, экономические санкции.
При составлении Отчета оприбылях и убытках расходы классифицируются на:
-расходы по обычным видамдеятельности;
-операционные расходы;
-внереализационныерасходы;
-чрезвычайные расходы.
Расходы по обычным видамдеятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретениеми продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано свыполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие икоммерческие расходы.
Операционными расходамиявляются:
-расходы, связанные спредоставлением за плату во временное пользование (временное владение ипользование) активов организации;
-расходы, связанные спредоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
-расходы, связанные спродажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличныхот денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
-проценты, уплачиваемыеорганизацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
-расходы, связанные соплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
-прочие операционныерасходы.
Внереализационнымирасходами являются:
— штрафы, пени, неустойкиза нарушение условий договоров;
-возмещение причиненныхорганизацией убытков;
-убытки прошлых лет,признанные в отчетном году;
-суммы дебиторскойзадолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов,нереальных для взыскания;
-курсовые разницы;
-прочие внереализационныерасходы.
В составе чрезвычайныхрасходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайныхобстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии,национализации имущества и т. п.).
Рассмотри подробнеесостав затрат на производство и реализацию продукции.
Эти расходы включают всебя:
-материальные затраты, т.е. стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ,услуг материальных ресурсов;
-затраты на оплату труда;
-расходы, связанные суправлением производственным процессом;
-стоимость использованныхв процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальныхактивов).
Материальные затраты –это затраты:
1) на приобретение сырьяи материалов, используемых в производстве товаров (при выполнении работ,оказании услуг) и на хозяйственные нужды;
2) на тару и тарныематериалы;
3) на приобретениеинструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования,спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;
4) на приобретениекомплектующих изделий, полуфабрикатов сторонних производителей;
5) на приобретениетоплива услуг производственного характера, выполняемых сторонними подрядчиками,в том числе транспортных;
7) связанные ссодержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранногоназначения.
Затраты на оплату трудапредставляют собой любые начисления работникам в денежной и натуральной формах,стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные срежимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительныеначисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренныенормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами)и (или) коллективными договорами.
Расходы, связанные суправлением производственным процессом (накладные расходы) включают в себяадминистративно-управленческие расходы, арендную плату, командировочныерасходы, содержание служебного автотранспорта, затраты вспомогательногопроизводства и т. п.
Стоимость использованныхв процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальныхактивов) переносится на затраты через механизм амортизации. Амортизация – этопостепенный, по частям в течении длительного времени, перенос стоимостииспользуемых в производственном процессе основных средств и нематериальныхактивов на стоимость вновь создаваемого продукта (товара).
В соответствии спризнаками однородности затраты по основной деятельности группируются поэлементам:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления на социальныенужды (социальный налог);
-амортизация;
-прочие затраты.
Классификация затрат поэкономическим элементам в разрезе стадий производства и реализации продукцииимеет важное значение для исчисления фактической и плановой себестоимостиготовой продукции, а также ее анализа.
По отношению к объемупроизводства затраты делятся на постоянные и переменные.
Постоянными называютсязатраты, величина которых не зависит от объема производства. Они возможны дажетогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось. К такимзатратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основнымфондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации иобслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налогии др.
Переменные затраты – этозатраты, которые зависят от выпуска продукции: они увеличиваются с ростомвыпуска продукции и уменьшаются со снижением его. Это затраты на сырье,материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологическиецели, зарплата основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования.
В зависимости от порядкаотнесения затрат на период генерирования прибыли они делятся на затраты напродукт и затраты на период.
Затраты на продуктнепосредственно связано с производством продукции (товаров, работ, услуг). Эторасходы, обусловленные технологией производства.
Затраты на период зависятне от того, сколько продукции выпущено, а только от того, что закончился некийпериод, за который начисляются платежи
Затраты на периодвключаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами имогут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товарыотгруженные и учитываться при исчислении прибыли месяцами позже их фактическогоосуществления.
Затраты на периодвключаются в себестоимость реализованной продукции в том периоде, в котором онивозникли и уменьшают прибыль.
Эквивалентом затрат напродукт в торговле служит стоимость приобретенных товаров, а промышленности –производственная себестоимость. Эквивалентом затрат на период являютсяобщепроизводственные, административные и коммерческие расходы.
Поскольку управлениезатратами – одна из главных задач внутрифирменного управления, то для этой целиважнее всего классификация по местам возникновения затрат в зависимости оторганизационного деления предприятия. Это деление предусматривает назначениеответственных руководителей подразделений. Классификация мест возникновения затратдолжна быть настолько детализирована, чтобы по каждому подразделению можно былоопределить только один базовый показатель, который учитывал бы загрузку данногоструктурного подразделения и одновременно отражал зависимость затрат отвыработки.
Классификация по объектамзатрат производится в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг,работ, на которые падают эти затраты. Основой классификации является картотекапродукции предприятия, объектом затрат – каждое изделие, вид услуг, вид работ,предназначенных для реализации. Полуфабрикаты образуют объект учета, еслинеобходимо осуществлять контроль рентабельности этих изделий и оцениватьизменение этих запасов. При серийном, непрерывном производстве, а также приизготовлении продукции по отдельным заказам в качестве объекта затрат выступаетзаказ.
По способу отнесения насебестоимость объектов затраты делятся на прямые и косвенные.
Прямые затраты – это такиерасходы, которые связаны с производством определенного вида продукции и могут бытьпрямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалыи некоторые другие.
Косвенными называют затраты,которые не могут быть отнесены непосредственно на себестоимость отдельных видовпродукции и распределяются условно: общепроизводственные, общехозяйственные,внепроизводственные расходы и некоторые другие. Деление затрат на косвенные и прямыезависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулированиясебестоимости продукции [1, С. 20].
По степени однородностизатраты подразделяются на элементные и комплексные. Такое деление необходимопрежде всего при планировании себестоимости новых видов продукции, когдавыявляются все затраты по их видам.
Соотношение междуотдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат напроизводство. Все затраты на производство и реализацию продукции составляют ееполную себестоимость. Для предприятия себестоимость является основой дляопределения цен на производимую продукцию и соответственно базой дляопределения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль. Поэтому нормативныедокументы, касающиеся порядка определения себестоимости, распространяются навсе хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и правовогостатуса, что ставит все предприятия в равные условия в рыночной экономике [2, С.24].
Элементные расходы – этосовокупность расходов одного вида без учета места, где эти расходы возникли – восновном производстве, в сфере снабжения, сбыта или управления. Например, всематериальные расходы, все расходы на оплату труда, вся амортизация.
Краткосрочный период — это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей,но достаточный для того, чтобы изменить интенсивность использования этихмощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочномпериоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочейсилы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержкипроизводства какого-либо продукта зависят не только от цен на ресурсы, но и оттехнологий, от количества ресурсов, которое необходимо для производства.
Издержки в краткосрочноминтервале относятся к решениям, касающимся краткосрочных изменений объемавыпуска продукций при использовании заданного количества постоянных затрат.Издержки в долгосрочном периоде (могут изменить масштабы своих производственныхмощностей). Представьте себе, что небольшое предприятие легкой промышленностисначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем, благодаряуспешной экономической деятельности все больше и больше расширялось. Сначала,какое-то время, увеличение мощностей будет сопровождаться снижением среднихобщих издержек (издержек на единицу продукции). Однако, в конце концов всебольший рост мощностей приведет к увеличению средних общих издержек.Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижениюминимальных издержек на единицу продукции.
По степени экономическогорегулирования государством затраты делятся на лимитируемые для налогообложения(командировочные, представительские расходы и т. п.) и нелитируемые. Приформировании финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,лимитируемые затраты включаются в себестоимость продукции в пределах лимитов,установленных нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.Превышение лимитов присоединяется к финансовому результату АФ и увеличиваетналогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль [5, С. 92].
Распределение затратпредприятия по учетному признаку определяется действующим законодательством иявляется основой для определения законодательной базы. Государствоустанавливает определенные принципы и правила, по которым налогоплательщикиобязаны вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ,услуг), регламентирует порядок их начисления и списания, устанавливаетисточники их покрытия.
При любой классификации важнымположением является то, что классификация является условной, то есть не существуетвида затрат, которые можно было отнести к той или иной группе. Поэтому нельзя ограничиватьсякаким-то одним признаком.
2.2 Анализ затратпредприятия
Утверждение о том, чтотемпы роста затрат в обследованном хозяйстве часто находились в пределах темповинфляции в соответствующие годы, подтверждается анализом бухгалтерских балансовхозяйства. Соответствующие данные, извлеченные из формы № 8-АПК, приведены втабл.2.1.
Таблица2.1 — Динамика затрат на основное производство в ООО «Русь» в 2008г.в 2006-2008 гг., тыс. руб.№ п/п Показатель Год 2008г.в % к 2006 2007 2008 2006 2007 1 Материальные затраты 43239 35607 38264 88,5 107,5 1.1. Основные материалы 24994 20865 17039 156,1 81,7 1.2. Вспомогательные материалы 10918 10212 14259 130,6 139,6 1.3. Топливо, энергия 7327 4530 6966 95,1 153,8 2 Оплата труда 7518 7471 9058 120,5 121,2 2.1. Основной персонал 7220 7288 8774 121,5 120,4 2.2. Остальной персонал 298 183 284 95,3 155,2 3 Отчисления на социальные нужды 774 770 933 120,5 121,2 4 Амортизация 1727 782 2410 139,5 301,2 5 Прочие 561 370 252 44,9 68,1 Итого 53819 45000 50917 94,6 113,1
Из табл.2.1. видно, чтоматериальные затраты в целом в 2008г. уменьшились по сравнению с 2007г. на 7,5%.Следуетотметить, что в 2007г. значительно уменьшились расходы на амортизацию, но в2008г. наблюдается резкий рост затрат на 201,2% составляют 2410 тыс. руб. Этоявилось следствием замены старой техники на новую, более долговечную иотносительно небольшим увеличением стоимости основных средств. Положительнымявляется существенное сокращение прочих затрат (с 561 тыс. руб. до 252 тыс. руб.).
Особого вниманиязаслуживает строка оплата труда, в ней показаны расходы предприятия на оплатутруда. Этот элемент расходов — второй по величине и удельному весу послематериальных затрат. Однако данный элемент отражает не только расходыпредприятия, но и доходы его работников, значительная часть которыходновременно является учредителями хозяйства. Поэтому сдерживать темпы ростарасходов по этой статье предприятие может исходя лишь из необходимостиувеличивать материальные и особенно — инвестиционные расходы.
В целях более детальногоанализа расходов на оплату труда были изучены показатели, отражающие динамикуначисленной им среднегодовой оплаты труда (табл.2.2).
Таблица 2.2 — Динамикасреднегодовой оплаты труда работников ООО «Русь» в 2006-2008 гг., тыс.руб.Категории работников Год 2008г. в % к 2006 2007 2008 2006 2007 По организации — всего 7518 7471 9058 120,5 121,2 В т.ч. в сельскохозяйственном производстве 7220 7288 8774 121,5 120,4 В т.ч. постоянные работники 5667 5648 6622 116,9 117,2 из них: трактористы-машинисты 2739 2914 3420 124,9 117,4 дояры 1480 1533 1603 108,3 104,6 скотники КРС 1426 1186 1552 108,8 130,9 коневоды 22 15 47 213,6 313,3 Служащие 1553 1640 2152 138,6 131,2 из них: руководители 712 793 823 115,6 103,8 специалисты 841 847 1329 158,0 156,9 Занятые в промышленных подразделениях 190 82 32 16,8 39,0 Работники торговли и общественного питания 73 52 98 134,2 188,5 Работники в строительстве 35 49 154 440 314,3
Из табл.2.2 видно, чтообщее количество работников хозяйства ежегодно сокращалось, но без резкихспадов. Такое сокращение рабочих свидетельствует, скорее всего, оцеленаправленной деятельности руководства предприятия по сохранению рабочихмест и даже расширению их в отдельных подразделениях.
В целом на предприятиизатраты на оплату труда растут. В 2008г. затраты увеличились на 20,5%, восновном за счет роста каждой категории работников, кроме значительногосокращения занятых в промышленных подразделениях, затраты уменьшились на 83,2%.
Рассматриваядинамику затрат, доходов и расходов предприятия, необходимо также приять вовнимание масштабы и динамику дебиторской и кредиторской задолженности. Запериод с 2006г. по 2008г. предприятие не имело дебиторской задолженности, акредиторская задолженность в 2008г. составляет 67909 тыс. руб., это на 49737тыс.руб. меньше чем в 2006г. (1872 тыс. руб.).
2.3 Планирование затрат ирасходов на предприятии
В РФ при планированиизатрат, как правило, ориентируются на возможности выпуска продукции, исходя изимеющихся производственных мощностей и ресурсов предприятия, т. е. практическине учитывается емкость рынка. В этом случае количество реализуемой продукцииопределяют путем суммирования остатков товарной продукции на начало года собъемом выпуска в планируемом году и вычета продукции, используемой вовнутрихозяйственном обороте и переходящей в качестве остатков на будущий год.
Одним из основныхпоказателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчислениесебестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всейтоварной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную,нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции [6, С. 184].
Плановой калькуляциейопределяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановыйпериод (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья,материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормырасходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являютсясредними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметныекалькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен,расчетов с заказчиками и других целей.
Нормативные калькуляциисоставляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья,материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затратсоответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе егоработы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних нормзатрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже.Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше,а в конце года – ниже.
Отчетные или фактическиекалькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратахна производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведеннойпродукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включаюти не планируемые непроизводственные расходы.
Калькулированиесебестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Подметодом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчислениясебестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулированиясебестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличиянезавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатурывырабатываемой продукции.
Для планированияпроизводственных затрат при традиционном подходе сельскохозяйственныеорганизации, как правило, используют калькуляционный метод.
Калькуляционный методразработки плана затрат основан на использовании выполненных расчетов –калькуляционной себестоимости всех видов товаров, запланированных в годовойпроизводственной программе, расчетов остатков незавершенного производства ирасходов будущих периодов. В калькуляционном расчете (смете затрат напроизводство) расходы группируют, с одной стороны, по статья калькуляции(сырье, топливо, заработная пата, общехозяйственные расходы, затратывспомогательных производств и пр.), а с другой – по экономическим элементам.
Цель составления плана затратна производство при использовании любого метода – исчисление себестоимостипроизводимой, а в последующем – полной себестоимости реализуемой продукции.Очередность плановых расчетов, связанных с определением полной себестоимостиреализуемой продукции, при калькуляционном методе следующая.
1. Составляют план(смету) производственных расходов растениеводства, животноводства, промышленныхи вспомогательных производств. Для этого используют соответствующие таблицывнутрифирменного бизнес-плана. По каждому виду продукции и отрасли производствазатраты подсчитывают путем суммирования экономических элементов затрат. Длярасчета издержек по каждому элементу применяют нормы (высева семян, расходатопливно-смазочных материалов и т. п.), тарифы (оплата труда, отчислений насоциальные нужды) и т. п. На основе этих затрат и объемов выпуска продукцииисчисляют производственную себестоимость единицы продукции (работ, услуг).
2. Составляют план(смету) затрат незавершенного производства по отраслям незавершенного производствапо отраслям на конец планируемого года. Его сопоставление с фактическимизатратами незавершенного производства на начало года позволяет определить ихприрост или снижение за год.
3. Составляют сметурасходов будущих периодов, позволяющих рассчитывать их рост или снижение загод.
4. Определяютпроизводственную себестоимость общего выпуска продукции в планируемом году. Вэтой оценке (по производственной себестоимости) продукцию используют вовнутрихозяйственном обороте.
5. Рассчитывают общуювеличину производственных затрат, приходящуюся на реализуемую продукцию.Необходимость отдельного расчета обусловлена тем, что в планируемом году могутпродаваться товарные остатки, перешедшие с прошлых лет, часть товарного выпускапланируемого периода остается нереализованной.
6. Исчисляют расходы пореализации продукции. Используют метод прямого счета (сложение плановойзаработной платы лиц, выполняющих указанную работу, отчислений на социальныенужды, амортизации, представительских расходов и т. д.) или упрощенный метод — по опыту прошлого года (путем умножения фактических расходов по реализации вотчетном году на коэффициент роста или снижения объема продаж в планируемомгоду по сравнению с отчетным).
7. Определяют полнуюсебестоимость реализуемой продукции (общей суммой и в расчете на единицупродукции) путем суммирования производственной себестоимости реализуемойпродукции и расходов на ее продажу. Умножив себестоимость единицы на количествореализуемой продукции за определенный период времени (по каналу реализации),можно определить полную себестоимость реализуемой продукции за месяц, квартал,год, а также по каналам реализации.
Себестоимость реализуемойпродукции, как правило, не зависит от направлений сбыта. Но при постоянномвыпуске и реализации продукции (молоко, яйцо, мясо) она различна по периодамгода. Поэтому для расчета прибыли за месяц (квартал) необходимо ежемесячноисчислять производственную и полную себестоимость постоянно производимой иреализуемой продукции. Для этого можно использовать разные приемы: индексациюотдельных элементов затрат (материалов, оплаты труда и т. п.) на разные темпыих удорожания или индексацию производственной себестоимости единицы продукциина средний темп инфляции за соответствующий период.
В настоящее время широкоиспользуют рыночный подход к планированию затрат, приходящихся на возможныйобъем. В этом случае прогнозирование объемов выпуска продукции и затратосуществляют на основе спроса на товар: прежде всего принимают в расчет емкостьрынка, а затем изменение производственной мощности с учетом возможности.
Объектами планирования вэтом случае становятся: переменные издержки на единицу и весь объемпроизводимой продукции, т. е. используется расчет «урезанной»себестоимости, и фиксированные (постоянные) издержки на производство иреализацию продукции (работ, услуг).
На этом объем выпускапродукции рассчитывают переменные затраты. Для этого, как и при традиционноподходе к планированию, используют нормы расхода сырья и других материальныхресурсов на единицу продукции, тарифы заработной платы, отчислений насоциальные нужды и т. п.
При использованиииндикативного метода (опираясь на данные прошлого года) фактический размерпеременных издержек отчетного периода корректируют на коэффициент измененияплана производства продукции по сравнению с прошлым годом.
Урезанную себестоимостьвыпускаемой продукции рассчитывают путем деления общей суммы прямых переменныхи прямых постоянных затрат на количество выпускаемой продукции.
Традиционным методомкалькулирования на отечественных предприятиях является метод полной стоимости,который в международной практике принято называть эмпирическим. Суть егозаключается в том, что прямые затраты непосредственно относят на себестоимость,а косвенные – пропорционально выбранной базе распределения, которая при свободевыбора определяется, как правило, опытным путем.
Методы измерения полнойсебестоимости основаны на применении ряда способов исчисления всех затратпредприятия, имевших место в течение отчетного периода.
К ним относятся (выделимосновные методы расчета себестоимости, используемые при калькуляции полнойсебестоимости):
1. Метод прямого счетапредполагает определение себестоимости единицы продукции путем деления общейсуммы единицы продукции на количество выработанной продукции.
2. Расчетно-аналитическийметод калькулирования себестоимости предполагает определение прямых затрат наединицу продукции на основе норм расхода, а косвенных затрат – пропорциональнопризнаку, установленному в отрасли [6, С. 184].
Следующий вариантпрогнозирования затрат на производство и реализацию основан на использованииметода операционного бюджетирование. Бюджет продаж позволяет определитьколичество производимой продукции, а также размер производственных запасов итоваров, переходящих на следующий год, а бюджет производства (объем выпуска) наобщую сумму переменных и фиксированных затрат на производство, а затем и полную(коммерческую) себестоимость продукции. Операционное бюджетирование финансовыхрезультатов состоит их одиннадцати самостоятельных бюджетов. Семь из нихотражают планирование затрат на производство и реализацию продукции.
Среди рыночных методовпопулярен также метод планирования затрат, называемый «процентпродаж». При этом предполагают, что хозяйствующий субъект постоянноработает на полную мощность и все ресурсы сбалансированы. Этот метод широкоиспользуют при отсутствии достаточных данных для применения других приемов. Всевиды переменных издержек планируют по проценту от объема продаж планируемогогода. Размер процента по каждому виду переменных издержек рассчитывают по опытупрошлых лет как отношение переменных затрат прошлого года к стоимостиреализованной продукции за отчетный год.
Фиксированные издержкиопределяют по опыту прошлых лет с учетом изменения базовых показателей впланируемом году.
Для сопоставленияпрогноза данным методом используют соответствующие регистры бухгалтерскогоучета и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший год. плановуювыручку от реализации продукции определяют на основе прогнозного расчета«Реализация продукции, работ, услуг».
Данный методпрогнозирования и планирования затрат на производство и сбыт продукции (работ,услуг) прост и удобен, хотя и не столько точен, как операционноебюджетирование. Хозяйствующие субъекты могут применять и другие рыночные методыпрогнозирования затрат.
Осуществляя управлениеиздержками и доходами, разные предприятия выбирают наиболее приемлемый для нихвариант прогнозирования и планирования затрат на производство и сбыт продукции.С учетом выбранного варианта рассчитывают ожидаемый финансовый результат отобычной деятельности на предстоящий период [5, С. 92].
Планирование затрат напроизводство и реализацию продукции важно для определения оптимальной ценовойполитики предприятия. Необходимым условием при этом является раздельноепланирование переменных и постоянных затрат и определение наиболее экономичногоразмера производственных запасов[2, С. 24].
Для этого необходимо затраты разделить напостоянную и переменную части.
Таблица2.3 — Состав переменных и постоянных затрат в ООО «Русь» в 2008г.,тыс. руб.
№
п/п Наименование Сумма 1 2 3 Постоянные затраты 1. Вспомогательные материалы 14259 2. Остальное топливо, энергия (50 %) 3483 3. Оплата остального персонала 284 1 2 3 4. Отчисления от з/п остального персонала 29 5. Амортизация 2410 6. Прочие 252 Итого 20717 Переменные затраты 1. Основные материалы 17039 2. Технологическое топливо, энергия (50 %) 3483 3. Оплата основного персонала 8774 4. Отчисления от з/п основного персонала 904 Итого 30200
Материальные затраты,которые включают в себя затраты на сырье, вспомогательные материалы, тару,зарплату производственных рабочих и начисления на зарплату относим кпеременным.
При стабильнойэкономической ситуации планирование переменных затрат не представляет особого трудаи осуществляется двумя взаимодополняющими методами:
-по эмпирическим нормамрасхода на единицу продукции:
-по фактическим данным заистекший период себестоимости продукции.
Установление нормыпеременных затрат на единицу выпускаемой продукции позволяет определитьсуммарный объем затрат на объем выпуска. При стабильной стоимости переменныхзатрат их общая величина может быть определена по формуле:
С=Н*В,
где С – планируемая суммапеременных затрат в денежном выражении;
Н – норма затрат наединицу продукции в денежном выражении;
В – плановый объемвыпуска в натуральном выражении.
Если на моментпланирования можно опираться на фактические данные отчетного периода, топланируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:
С=Сфакт*(Впл/Вфакт),
где Сфакт – фактическаясумма переменных затрат в отчетном периоде;
Впл – плановый объемвыпуска в натуральном выражении;
Вфакт – фактический объемвыпуска в отчетном периоде в натуральном выражении.
Если в отчетном периодесоблюдались нормы расхода на единицу продукции, то плановая величина переменныхзатрат, рассчитанная по первому методу, будет идентична плановой величинепеременных затрат, рассчитанных вторым методом. Положительная разница междуплановой величиной переменных затрат, рассчитанных на базе отчетных данных, иплановой величиной затрат, рассчитанных на основе норм расхода, свидетельствуето перерасходе в отчетном периоде. Отрицательная разница говорит об экономии исоответственно сигнализирует руководству предприятия о возможности пересмотранорм расходов.
В нестабильнойэкономической ситуации планирование затрат затруднено. В этих условиях напервый план выходит текущая оценка стоимости переменных затрат и корректировкацены реализации в зависимости от уровня инфляции. При этом возможныпротиворечия между инфляционно меняющимися ценами и другими ценообразующимифакторами. Например, состояние платежеспособного спроса потребителей илиужесточившаяся конкуренция не позволяет производителю увеличивать ценуреализации пропорционально росту издержек.
Постоянные издержкисущественно не меняются при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции,изменяется лишь их относительная величина на единицу произведенной продукции.
Если абстрагировать отпостоянных затрат, то рост переменных затрат при их неизменных нормах неприводит к снижению прибыли. Напротив прибыль возрастает пропорционально ростувыпуска.
Итак, при планированиипостоянных затрат предприятие должно решать следующие задачи:
-Определение необходимогообъема выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемостьпеременных и постоянных затрат;
-Расчет необходимойвеличины постоянных затрат и сопоставление их с реальными производственнымивозможностями;
Рассчитаем ключевыепоказатели операционного анализа деятельности предприятия за 2008 год.
Расчетные данныепредставлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4 — Показатели операционного анализа деятельности предприятия за 2008г., тыс. руб. Показатель Сумма В % и в относительном выражении (к ВРП) 1. Выручка от реализации 34197 100% или 1 2. Переменные затраты 30200 88,3% или 0,883 3. Валовая маржа 3997 11,7% или 0,117 4. Постоянные затраты 20717 60,6% или 0,606 5. Убыток -16720
Для определенияминимального объема выпуска продукции, ниже которого производство продукциистановится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, которыйопределяется по следующей формуле:
Порог рентабельности =Постоянные затраты / Валовая маржа (в относит. выражении) = 20717тыс. руб. / 0,117тыс. руб. = 177068,4 тыс. руб.
На предприятии ООО «Русь»положительный финансовый результат получится лишь при выпуске и реализациипродукции свыше 177068,4 тыс. руб. Чем выше объем выпуска, тем привлекательнейрезультат. Порог рентабельности, равный 177068,4 тыс. руб., показывает, что приэтом количестве выручки предприятия не имеет ни убытков, ни прибыли
Для планированияпостоянных затрат необходим детальный анализ их ожидаемой структуры имаксимальная информация о предстоящем выпуске, производственных заказах ипроизводственных возможностях. Постоянные затраты могут меняться подвоздействием внешних условий: повышения цен и тарифов, переоценки основныхфондов, изменение норм амортизационных отчислений и т. п. Влияние внешнихусловий не поддается планированию, поэтому финансовая служба предприятия должнаоперативно отслеживать колебания себестоимости и в случае опасных отклоненийставить вопрос об увеличении отпускных цен.
Изменяя соотношение междупостоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можнорешить вопрос оптимизации величины прибыли. Такая зависимость называетсяэффектом производственного рычага [2, С. 20].
Сила воздействияоперационного рычага = (выручка от реализации – переменные затраты) / прибыльот реализации(34197 тыс. руб.- 30200 тыс. руб.)/ (-16720) = -0,24
Т. к. предприятие притаких затратах имеет убыток, ему необходимо изменить величину переменных либопостоянных затрат.
Для этого проведем анализчувствительности прибыли предприятия к 30-процентным изменениям основныхэлементов операционного рычага и определим:
1. Оценим влияние 30%изменения переменных расходов на прибыль.
2. Оценим влияние 30%изменения постоянных расходов на прибыль.
Выбор именно30-процентного изменения элементов операционного анализа обусловленсреднеотраслевым показателем темпов роста выручки.
Длявыполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по исходящим даннымроль различных элементов операционного рычага в формировании финансовыхрезультатов предприятия ООО «Русь» за 2008 год для исходного положения:
1. Проанализируемвлияние изменения переменных издержек на прибыль предприятия. Предположим, чтоблагодаря повышению производительности труда и более выгодным закупкам сырья иматериалов предприятию ООО «Русь» удалось снизить переменные издержки на 30%.Определим величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данноеснижение переменных затрат (без потери прибыли).
Выручка отреализации – 34197 тыс. руб.
Новыепеременные расходы – 21140 тыс. руб.
Валовая маржа– 23747 тыс. руб.
Постоянныерасходы – 20717 тыс. руб.
Убыток – -7660тыс. руб.
Следовательно,снижение переменных издержек на 30% уменьшает убыток на 45,8%.
2. Рассмотримизменение постоянных издержек. Предположим, рассматриваемому предприятию,благодаря новой организации своей деятельности удалось снизить постоянныеиздержки на 30%, т. е. на 6215,1 тыс. руб. Тогда убыток будет составлять-10504,9 тыс. руб., это на 62,8 % меньше.
Такимобразом, для предприятия ООО «Русь» можно сделать следующие выводы: на основепроведенного анализа можно распределить элементы рентабельности по степени ихвлияния на прибыль предприятия:
- снижениепеременных издержек на 30% уменьшает убыток предприятия на 45,8%;
- уменьшение убыткапредприятия при изменении переменных издержек составляет 62,8 % %.
В отечественнойпрактике все затраты на производство и реализацию продукции по ихэкономическому содержанию планируются по элемента затрат. Группировка затрат поэлементам затрат имеет огромное значение в финансовом планировании, определениивзаимоотношений с бюджетом. В рамках внутрифирменного планирования онанеобходима для целей финансового управления. С получением выручкивосстанавливаются производственные запасы в форме текущих активов дляобеспечения непрерывного процесса производства. Планирование затрат поэлементам осуществляется с помощью сметы затрат на производство.
Спланированием затрат по товарному выпуску связано планирование затрат нареализованную продукцию. Плановая величина затрат на реализованную продукциюопределяется по формуле:
Зр = Онп+Стп-Окп,
где, Зр –затраты на реализованную продукцию по полной плановой себестоимости;
Стп –плановая полная себестоимость товарного выпуска;
Онп – остаткиготовой нереализованной продукции по фактической производственнойсебестоистоимости на начало планового периода;
Окп –остатки готовой нереализованной продукции по плановой производственнойсебестоимости на конец планового периода.
Плановыйпериод должен совпадать с отчетным (год, квартал), что позволяет предприятиюпрогнозировать предстоящие налоговые выплаты и соответственно обеспечиватьпредстоящие обязательные платежи необходимыми денежными ресурсами.
В составостатков продукции на конец планового периода учитывается только плановаявеличина остатков готовой продукции по плановой производственной себестоимости.
Таким образом,для достижения оптимальных финансовых результатов необходимо не толькоабсолютное планирование величины затрат, но и определение их рациональнойструктуры. Выбор наиболее подходящего для конкретных экономических условийварианта формирования текущих затрат предприятия является важнейшей задачейфинансовой службы предприятия, детальный анализ затрат по видам, структуре итипам необходимым для внутрифирменного планирования, которой должно бытьнаправлено на достижение максимальных финансовых результатов.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ
Совершенноочевидно, что каждое предприятие должно стремиться к сокращению издержекпроизводства и себестоимости продукции. При стабильных ценах и прочих равныхусловиях сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицупродукции.
Управлениезатратами производства начинается с решения задачи определения планапроизводства и способов классификации затрат, поскольку именно это определит вдальнейшем вид и уровень плановых и фактических затрат на производство, покоторым будет приниматься управленческое решение. Полнота решения этого вопросазависит от того, как учтены при его формулировке необходимые условия иограничения. Следует принять во внимание наличие производственных ресурсов, ихдоступность и стоимость, прогнозы цен на производимую продукцию и возможныйобъем реализации
Организациирасходов и издержек предприятия до настоящего времени не уделялось достаточноговнимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночныхотношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью сучетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международногоопыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методикакоторого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейшихэкономических показателей: издержками, объемом производства продукции иприбылью. Данный метод управленческих расчетов разработан был в 1930 году американскиминженером Уолтером Раунтенштрахом как метод планирования, известный подназванием графика критического объема производства. Впервые подробно был описанв отечественной литературе 1971г. Н.Г. Чумаченко.
Проведениемаржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости«директ — костинг», которую еще называют «системой управлениясебестоимостью» или «системой управления предприятием». В этойсистеме себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только вчасти переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и сзаданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результатпредприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е.осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметыпо предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянныхрасходов также оказывает влияние на формирование прибыли.
Оптимизацияприбыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притокаоперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спросана продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего — о формировании затрат напроизводство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на системупроизводственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, навыявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные окалькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатовреализации по видам изделий.
Система«директ — костинг» является атрибутом рыночной экономики. В нейдостигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и принятия управленческихрешений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затратресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко иоперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.
Наиболееважные аналитические возможности маржинального анализа состоят в определении:
-действия операционного(производственного) рычага;
-безубыточного объемапроизводства (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданныхсоотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
-запаса финансовой прочностипредприятия;
-необходимого объема продаж дляполучения заданной величины прибыли.
Проведениерасчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
-необходимости деления издержекна две части переменные и постоянные;
-переменные издержки изменяютсяпропорционально объему производства (реализации) продукции;
-постоянные издержки неизменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции,т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя изпроизводственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
-тождество производства иреализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасыготовой продукции существенно не изменяются;
-эффективность производства,уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будутподвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
-пропорциональность поступлениявыручки объему реализованной продукции.
Для совершенствования калькуляции себестоимостинеобходимо экономически обосновать критерии разграничения расходов предприятия навключаемые и не включаемые в себестоимость.
Одним из альтернативных традиционномуотечественному подходу к калькулированию является подход, когда по носителям затратпланируется или учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Суть такого подходасостоит в том, что себестоимость учитывается и планируется только в части переменныхзатрат, то есть по носителям затрат распределяются лишь переменные издержки.Такая система получила название «директ-костинг».
Внедрение элементов системы «директ-костинг»в сельском хозяйстве позволяет рассчитывать критическую точку безубыточности,прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимостиот размера посевных площадей, величину загрузки мощностей. Информация,получаемая в данной системе, позволяет решать задачи типа: «производить ли конкретныйвид продукции, и если да, то, в каком объеме»; использовать различные варианты установленияцен; упростить планирование, учет и контроль результатов работы подразделений идругое.
Различают два варианта системы «директ-костинг»:простой и развитой. Простой «директ-костинг» базируется на следующих принципах:затраты подразделяются по элементам на постоянные и переменные; себестоимость исчисляюттолько на основе переменных затрат; разница между выручкой и усеченной себестоимостьюназывается маржой (суммой покрытия затрат); возмещение постоянных затрат за счетмаржи характеризует результаты деятельности предприятия в целом.
Система развитого «директ-костинга» –система, при котором в себестоимость включают не только переменные издержки, нои часть постоянных затрат (8, С. 25).
При системе «директ-костинг» отчет о доходахимеет финансовые показатели: марженальный доход и прибыль. В состав марженальногодохода не включается прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания измарженального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.
Таким образом, в соответствии с системой«директ-костинг» на продукцию распределяют не все издержки предприятия, а толькоих часть, то есть изменяющиеся пропорционально изменению объема производства.
В соответствии с международными бухгалтерскимистандартами система «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетностии расчетов налогов. Однако практическое значение этой системы заключается в следующем:
1. Существенно упрощает нормирование,планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат. В результате себестоимостьстановится более обозримой, а отдельные статьи затрат – более контролируемыми.
2. Исключается трудоемкая работа по распределениюкосвенных расходов.
3. Контроль за постоянными затратами идр.
Наряду с преимуществами и достоинствамисистема «директ-костинг» имеет ряд недостатков:
1. Себестоимость запасов незавершеннойи готовой продукции оказывается заниженной.
2. Отсутствует расчет полной себестоимостипродукции, необходимый согласно действующему налоговому законодательству.
3. Сложность в разделении затрат на переменныеи постоянные.
Однако главное преимущество системы «директ-костинг»в том, что она позволяет решить важнейшие задачи управления затратами.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таким образом, можно сделатьвывод, что современное состояние производства на предприятии за исследуемый периодне очень эффективно и оставляет желать лучшего. Это связано с низким объемом производствапродукции, низкой обеспеченностью основными производственными фондами и энергетическимиресурсами (что связано с их износом). Поэтому руководству предприятия необходимопересмотреть организацию производства, изыскать средства на обновление основныхфондов и энергоресурсов, разработать план наиболее эффективного использования трудовыхресурсов. Конечно же, на производственный процесс влияет ряд факторов независящихот хозяйства, например, природно-климатические условия.
В условиях рыночных отношенийцелью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечиваетпредприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальныхпотребностей собственника капитала и работников предприятия, на основе налога наприбыль обеспечивается формирование бюджетных доходов.
Для эффективногоуправления затратами на предприятии/и ООО «Русь» в ходе проведенногоисследования удалось сделать следующие выводы и предложения.
1. Произведя анализ финансовойдеятельности ООО «Русь», можем отметить, что за исследуемый период предприятие оказалосьотносительно финансово устойчивым, оборотные средства стали использоваться болееэффективно, и результатом этого являются положительные финансовые результаты в 2008году от реализации произведенной им продукции. Относительно кредитоспособности предприятияможно сказать следующее. Кредитным учреждениям стоит тщательно проанализироватьвозможность выдачи кредита хозяйству, так как его финансовое положение еще не устойчивои вероятность возврата кредита вовремя мала.
Данное предприятие находитсяв относительно устойчивом финансовом состоянии, но оно с каждым годом снижается.Это говорит о том, что руководству хозяйства необходимо пересмотреть свою финансовуюполитику или внести в нее изменения, направленные на стабилизацию финансового состоянияи дальнейшего развития хозяйства.
2. При анализе структурысебестоимости продукции по элементам затрат в 2008 году было выявлено, чтонаибольший удельный вес в себестоимости занимают такие статьи, как «сырье иматериалы» и «Прочие затраты». Для снижения затрат по первой статье руководствупредприятия можно порекомендовать закупать сырье и материалы у иныхпоставщиков, то есть необходимо найти поставщиков, которые будут поставлятьсырье и материалы по более низким ценам. А для снижения статьи «Прочие затраты»необходимо увеличить выпуск продукции.
3. При примененииинструментов операционного анализа (порог рентабельности, запас финансовойпрочности и сила воздействия операционного рычага) в управлении затратамипредприятия было установлено, что в первую очередь необходимо разграничитьзатраты предприятия на постоянную и переменную часть;
4. Далее были рассчитаныосновные показатели операционного анализа деятельности предприятия.
5. Затем с помощью операционногоанализа удалось выявить чувствительность прибыли предприятия к 30-процентнымизменениям основных элементов операционного рычага и выяснить, что:
-повышениецены на 30% уменьшает убыток предприятия на 45,8%;
-уменьшениеубытка предприятия при изменении переменных издержек составляет 62,8 % %.
Для эффективного управления затратами руководства предприятияможно порекомендовать ввести на предприятии систему учета затрат по методу«Директ-костинг», так как это позволит точнее разграничить затраты напостоянные и переменные и даст возможность более точно устанавливать приизменении цены, переменных и постоянных издержек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурмистрова Л.М. Финансыорганизаций (предприятий): Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007-204с.- (высшееобразование);
2. Финансы предприятий: Учебник длявузов/Н.В, Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П, Павлова и др.; Под ред. Проф. Н.В,Колчиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 447 с.;
3. Финансы организаций (предприятий):учебник/А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2007 – 608 с.;
4. Раицкий К.А.Экономика предприятия: Учебник для вузов.– 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 696с.
5. Финансы сельхозпредприятий/М.Л, Лишанский,З.А. Круш, И.Б. Маслова, Л.С, Шохина; Под ред. М.Л. Лишанского. – М.: КолосС,2003. – 376с. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений);
6. Бухалков М.И.«Внутрифирменное планирование». Учебник – М.: Изд. «Инфра-М», 2001, с. 400.;
7. Финансы организаций (предприятий):учебник А.М. Гаврилова, А.А. Попова. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: КНОРУ,2007. – 608 с.;
8. В. Г. Широбоков «Формирование себестоимости и доходов всистеме управленческого учета» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающихпредприятий — № 4, 1998;
9. Гуськова Н.Д., Макаркин И.П., Шичкин П.В.Микроэкономика. С.: 1997 – 216 с.;
10. «Основы управления затратамипроизводства на сельскохозяйственных предприятиях»//Экономикасельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий/гл. ред. С.К. Девин, 2008.– 92 с — (ежемесячный теоретический и научно-практический журнал);
11. Финансы предприятий: учеб.пособие//В.В. Остапенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Омега – Л, 206.– 303 с.: ил., табл. – (высшее финансовое образование);
12. Финансы в сельском хозяйстве:Учеб пособие для вузов. – М.: Финансы ЮНИТИ, 1999. – 430 с.;
13. Анализ финансовой отчетности(учебное пособие) 2-е изд. Переработанное и дополненное – Иркутск. ИрГСХА. 2004– 218 с.