РЕФЕРАТ
покурсу«Основы экономики»
по теме: «Платежнаясистема России»
1. Безналичный платежный оборот и основыего организации
Современная экономическая система любогогосударства представляет собой сложную сеть взаимоотношений входящих в неехозяйствующих субъектов, основой которых являются денежные расчеты, связанные споставкой материальных ценностей, оказанием услуг, погашением финансовыхтребований и обязательств. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так ибезналичную форму. Совокупность всех платежей в стране за определенный периодвремени в наличной и безналичной формах характеризуется понятием денежныйоборот.
Денежный оборот опосредствуется деньгамив двух функциях: как средства обращения и как средства платежа, что позволяетвыделить ряд частных понятий.
Платежный оборот — совокупность платежейс использованием денег в качестве средства платежа. Он поглощает все безналичныеплатежи и часть налично-денежных, связанных главным образом с оплатой труда.
Налично-денежный оборот — частьсовокупного денежного оборота, в котором используются наличные деньги в ролисредства обращения и средства платежа. Сфера использования налично-денежныхплатежей связана в основном с формированием и реализацией доходов населения.
Безналичный денежный оборот — частьсовокупного денежного оборота без использования наличных денег, осуществляемаяпутем перечисления платежей по банковским счетам. Организация денежных расчетовс использованием безналичных перечислений гораздо предпочтительнее платежейналичными деньгами, поскольку позволяет экономить наличные деньги, сокращатьиздержки обращения, ускорять расчеты, осуществлять контроль за операциями предприятий,соблюдением ими налоговой, платежной и расчетной дисциплины.
Вместе с тем в настоящее время структураденежного оборота в Российской Федерации весьма нерациональна, характеризуетсявысокой долей наличных денег (на 1 января 2000 г. — 37,8%), в то время как вэкономически развитых странах эта доля существенно ниже и составляет не более3—8% совокупного денежного оборота. Поэтому создание стройной системы платежей,всемерное развитие системы безналичных расчетов, внедрение последних в денежныерасчеты населения имеют особую значимость для России и являются ключевымипроблемами реформирования ее платежной системы. В безналичном порядке всоответствии со ст. 861 Гражданского кодекса РФ производятся расчеты междуюридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные сосуществлением ими предпринимательской деятельности. Вместе с тем вограниченных размерах расчеты между этими лицами могут производиться также иналичными деньгами.
В настоящее время в соответствии суказаниями Центрального банка РФ (Банка России) предельный размер такихрасчетов установлен в сумме 10 тыс. руб., а для предприятий потребительскойкооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельхозпродукты, сырье —в сумме 15 тыс. руб. Указанная сумма является предельной по одному платежу. Приэтом платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другогоюридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядкереализации одного договора (контракта), следует рассматривать как единыйсуммарный платеж. Данное ограничение распространяется и на предпринимателей,осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Все расчетымежду предприятиями и организациями сверх указанных выше сумм должныпроизводиться только в безналичном порядке.
Безналичные расчеты — это расчеты путемперевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании расчетныхдокументов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречныхтребований. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, подкоторой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершенияплатежей и связанного с ними документооборота. Организатор безналичных расчетовв РФ, методический центр по разработке правил, форм и сроков расчетов,стандартов платежных документов — Банк России. Банк России является органом,координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числеклиринговых, систем в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчеты междудругими кредитными организациями и в целом отвечает за эффективное ибесперебойное функционирование отечественной системы расчетов. Непосредственнымосуществлением межхозяйственных расчетных операций по поручению клиентовзанимаются коммерческие банки.
Платежно-расчетная функция коммерческихбанков наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд относится к числу важнейшихбанковских операций. Подсчитано, что на осуществление расчетов приходится неменее ?/з всего операционного времени банковского персонала. Правовой базой,регламентирующей в настоящее время общие подходы к организации безналичныхрасчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках, являются:
Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ),ч. II, гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты»;
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Законо Банке России), гл. XII «Организация безналичных расчетов»;
Федеральный закон от 2 декабря 1991 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках), ст. 30«Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами», ст.31 «Осуществление расчетов кредитной организации»;
Положение о безналичных расчетах вРоссийской Федерации от 8 сентября 2000 г. № 120-П.
Современная правовая база безналичныхрасчетов сформировала принципы построения системы безналичных расчетов,характерные для рыночной экономики.
Списание денежных средств со счетаклиента производится банком только на основании распоряжения клиента.Распоряжение о списании денежных средств со счета может быть дано клиентом:
а) путем выписки расчетного документа,содержащего приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетныйчек, заявление на открытие аккредитива);
б) в форме согласия оплатить(акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежноетребование). Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся насчете, допускается лишь по решению суда, а также в случаях, установленныхзаконом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Свобода выбора субъектами рынка формбезналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах приневмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен наутверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо отформы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и наповышение их материальной ответственности за результативность этих отношений.Банку отводится только роль посредника в платежах. Плательщик превращен вглавный субъект расчетной операции, так как во всех формах безналичных расчетовему принадлежит инициатива платежа.
Срочность платежа означает осуществлениерасчетов точно в сроки, предусмотренные в хозяйственных, кредитных, страховыхдоговорах, инструкциях Министерства финансов РФ, коллективных договорах срабочими и служащими предприятий, организаций о выплате зарплаты или вконтрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смыслэтого принципа заключается в том, что получатель денежных средств заинтересованв зачислении их на свой счет не вообще, когда бы то ни было, а именно в заранееоговоренный, фиксированный срок. Принцип срочности платежа имеет важноепрактическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночныхотношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут болеерационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребностьв заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.
За просрочку платежа участник расчетов,по вине которого она была допущена, должен уплатить штраф. Размерответственности плательщика за неисполнение денежного обязательства установленст. 395 ГК РФ. В соответствии с указанной статьей за пользование чужимиденежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения отвозврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения илисбережения их другая сторона должна уплатить проценты на сумму этих средств.Размер процентов определяется существующей учетной ставкой банковского процентана день исполнения денежного обязательства.
Законодательством также установленыжесткие сроки выполнения банками расчетных операций для своих клиентов. Всоответствии со ст. 31 Закона о банках кредитная организация, Банк Россииобязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на егосчет не позже следующего операционного дня после получения соответствующегорасчетного документа, если иное не установлено федеральным законом, договоромили платежным документом. В случае несвоевременного или неправильногозачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитнаяорганизация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по ставкерефинансирования Банка России.
Обеспеченность платежа. Платеж долженбыть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств насчет плательщикалибо наличием у него права на получение кредита. Различают оперативную иперспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность определяетсяналичием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данныймомент. Она может иметь различные формы: постоянные, неснижающиеся остаткисредств на счете клиента; предварительное депонирование средств дляпредстоящего платежа (например, при расчетах по аккредитиву); право наполучение кредита (например, в форме «овердрафта» по расчетному (текущему)счету). Перспективная обеспеченность предполагает оценку кредито- иплатежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершенияплатежа. Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежнуюдисциплину в хозяйстве, а следовательно, платежеспособность икредитоспособность всех участников расчетов.
Для осуществления операций по основнойтекущей деятельности путем безналичных расчетов банки открывают своим клиентамбанковский счет — расчетный или текущий.
Расчетные счета открываются:
коммерческим предприятиям иорганизациям, т.е. юридическим лицам, основной целью деятельности которыхявляется извлечение прибыли (хозяйственные товарищества и общества, полныетоварищества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью,акционерные общества, дочерние и зависимые общества, производственныекооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
гражданам, осуществляющимпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица(индивидуальные и семейные предприятия, арендные коллективы, крестьянские ифермерские хозяйства и др.);
финансовым организациям, т.е.организациям, деятельность которых в основном связана с деньгами, спредоставлением услуг финансового характера, аккумулированием иперераспределением капитала (инвестиционные фонды, трастовые, лизинговые,факторинговые компании, фондовые, и валютные биржи, брокерские организации,страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.).
Владелец расчетного счета имеет полнуюэкономическую и юридическую самостоятельность, выступает самостоятельнымплательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельновступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые другиеоперации, связанные с его производственной и инвестиционной деятельностью, непротиворечащие действующему законодательству.
Текущие счета открываются всем тем, комуне может быть открыт расчетный счет, в частности:
некоммерческим организациям.Некоммерческие организации могут существовать в виде общественных, религиозныхорганизаций, фондов, некоммерческих и автономных некоммерческих партнерств,объединений юридических лиц (ассоциации, союзы), а также в других формах,предусмотренных федеральным законом;
обособленным подразделениям юридическоголица (филиалам, представительствам) по ходатайству юридического лица с режимомиспользования средств, исходя из полномочий филиала или представительства;
учреждениям и организациям, состоящим набюджете, руководители которых не являются самостоятельными распорядителямикредитов.
Самостоятельность владельца текущегосчета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета.Перечень операций по текущим счетам регламентируется в соответствии с целямидеятельности владельца счета согласно его учредительным документам. Этоделается в момент открытия счета в банке.
Клиенты вправе открывать в банкахнеобходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте,если иное не установлено федеральным законом (ст. 30 Закона о банках ибанковской деятельности). При этом банк не вправе отказать клиенту в открытиисчета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом,учредительными документами банка и выданной ему лицензией, за исключениемслучаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принятьклиента на банковское обслуживание (ст. 846 ГК РФ). Открытие расчетного счета вбанке сопровождается заключением между предприятием и банком договорабанковского счета, который фиксирует взаимные обязательства сторон, ихответственность за проведение операций по счету.
При недостаточности денежных средств насчете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований клиент теряетправо распоряжаться средствами, поступающими на счет. В этом случае списаниеденежных средств со счета осуществляется по мере поступления на него денежныхсредств в установленной законом очередности. Последняя была введена ГК РФ (ст.855) с 1 марта 1996 г. Однако в декабре 1997 г. Постановлением КонституционногоСуда РФ от 23 декабря 1997 г. № 21-П п. 2 ст. 855 ГК РФ был признаннеконституционным и установлена иная очередность. В настоящее время впредь довнесения изменений в ст. 855 ГК РФ в соответствии с решением КонституционногоСуда РФ очередность списания платежей со счетов юридических лиц устанавливаетсяежегодно федеральным законом о государственном бюджете на очередной год.Списание осуществляется:
в первую очередь по исполнительнымдокументам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и взысканииалиментов;
во вторую очередь по исполнительнымдокументам по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих потрудовому договору (контракту);
в третью очередь по платежнымдокументам, предусматривающим платежи в бюджет, государственные внебюджетныефонды, а также перечисление или выдачу денежных средств для оплаты труда лиц,работающих по трудовому договору (контракту);
в четвертую очередь по платежнымдокументам, предусматривающим платежи в негосударственные внебюджетные фонды;
в пятую очередь по исполнительнымдокументам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
в шестую очередь по другим платежнымдокументам.
Списание средств со счета потребованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарнойочередности поступления документов (или наступления срока платежа).
2. Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты за товары и услуги,а также в связи с финансовыми обстоятельствами осуществляются в различныхформах, каждая из которых имеет специфические особенности по характеру идвижению расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупностьвзаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа исоответствующий ему документооборот. Согласно действующей законодательно-нормативнойбазе допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчетыплатежными поручениями; расчеты по инкассо; расчеты по аккредитиву; расчетычеками.
Формы расчетов избираются клиентамибанков самостоятельно и закрепляются в договорах, заключаемых ими со своимиконтрагентами (основных договорах). Взаимные претензии по расчетам междуплательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участиябанков. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензиик банку, связанные с выполнением им расчетно-кассовых операций, направляютсяклиентами в письменной форме в обслуживающий их банк, а банки ведут перепискупо этим претензиям между собой. Банки осуществляют операции по безналичнымрасчетам по банковским счетам клиентов на основании расчетных документов.Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажномносителе или электронного документа распоряжение:
а) владельца счета произвести платежопределенной денежной суммы получателю средств;
б) получателя средств (взыскателя) насписание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на свой счет.
При осуществлении безналичных расчетовиспользуются следующие расчетные документы: платежные поручения, платежныетребования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения. Расчетные документыпринимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированнымтребованиям и должны содержать следующие реквизиты:
наименование расчетного документа;
номер расчетного документа, число, месяци год его выписки;
вид платежа;
наименование плательщика,идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и номер счета;
наименование и место нахождения банкаплательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номеркорреспондентского счета или" субсчета;
наименование получателя средств, его ИННи номер счета;
наименование и место нахождения банкаполучателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
назначение платежа;
сумму платежа, обозначенную прописью ицифрами;
очередность платежа;
вид операции в соответствии с Перечнемусловных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках;
подписи уполномоченных лиц и оттискпечати.
Расчетные документы предъявляются в банкв количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Всеэкземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списаниебанком денежных средств со счета клиента производится им всегда на основаниипервого экземпляра расчетного документа при наличии двух подписей (первой ивторой) лиц, имеющих право подписывать денежно-расчетные документы и оттискапечати, заявленных в карточке с образцами подписей. Расчетные документыпринимаются банком к исполнению независимо от их суммы и действительны кпредъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считаядня их выписки.
Расчеты платежными поручениями.Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета (плательщика)обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевестиопределенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом илидругом банке. С помощью платежных поручений совершаются расчеты как потоварным, так и по нетоварным операциям. Платежными поручениями могутпроизводиться платежи за поставленные товары, выполненные работы, оказанныеуслуги; платежи в порядке предварительной оплаты товаров и услуг; платежи вбюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; погашение банковских ссуд ипроцентов по ним; взносы средств в уставные капиталы вновь создаваемыхпредприятий; уплата пени, штрафов, неустоек и т.д.
Расчеты платежными поручениями — самаяраспространенная форма безналичных расчетов. Их доля в совокупности всехбезналичных платежей составляет в настоящее время более 95%, что объясняетсяцелым рядом достоинств: относительно простой и быстрый документооборот,возможность использовать их при нетоварных платежах, возможность плательщикапредварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг. Кроме того, вусловиях утраты доверия к платежеспособности своих контрагентов по сделкам поставщикипредпочитают включать в хозяйственные договоры с ними расчеты платежнымипоручениями в порядке предварительной оплаты товаров и услуг.
Расчеты по инкассо. Расчеты по инкассопредставляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент попоручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляетдействия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов поинкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк). Внастоящее время доля расчетов по инкассо составляет около 4% всех безналичныхплатежей. Эти расчеты осуществляются на основании двух видов расчетныхдокументов: платежных требований и инкассовых поручений.
Платежное требование — это расчетныйдокумент, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основномудоговору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы черезбанк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары,выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренныхосновным договором. Расчеты посредством платежных требований могутосуществляться как с акцептом плательщика, так и без него. При расчетах сакцептом кредитор (поставщик) на основании фактической отгрузки продукции илиоказанной услуги выписывает платежное требование и сдает его в свой банк наинкассо. Поскольку инициатива в расчетах в данном случае исходит от поставщика,то оплата этого документа должна быть произведена с согласия (акцепта)плательщика. Срок акцепта платежных требований определяется сторонами поосновному договору, но при этом он должен составлять не менее трех рабочихдней. С этой целью при оформлении платежного требования кредитор (поставщик) вполе «Срок для акцепта» должен указать количество дней, установленных для егоакцепта.
Банк кредитора (поставщика) пересылаетплатежные требования в банк плательщика (исполняющий банк). На всех экземплярахпринятых исполняющим банком платежных требований ответственный исполнительбанка в поле «Срок платежа» проставляет дату, при наступлении которой истекаетсрок акцепта. День поступления в банк платежного требования в расчет непринимается. Последний его экземпляр используется в качестве извещения дляакцепта и передается клиенту-плательщику в тот же день (если документыпоступили в операционное время) либо на следующий рабочий день (если документыпоступили по истечении операционного времени). Остальные экземпляры платежныхтребований помещаются исполняющим банком в картотеку № 1 «Расчетные документы,ожидающие акцепта для оплаты». Плательщик вправе полностью или частичноотказаться от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным восновном договоре. Отказ плательщика от акцепта платежного требованияоформляется на специальном бланке с указанием основания для отказа и ссылкой насоответствующий пункт основного договора, которым это основание предусмотрено.При неполучении банком в установленный срок отказа от акцепта платежноетребование считается акцептованным и на следующий рабочий день после истечениясрока акцепта оплачивается со счета плательщика.
Платежные требования могутиспользоваться также и для безакцептного списания средств со счетовплательщиков. Такой порядок расчетов возможен лишь в случаях, предусмотренныхзаконом либо основным договором между кредитором и плательщиком. Например, всоответствии с действующим законодательством со счетов плательщиков без акцептаоплачиваются выписанные на основании показателей измерительных приборов идействующих тарифов платежные требования:
предприятий топливно-энергетического комплексаза электрическую, тепловую энергию и газ, предприятий концерна«Роснефтепродукт» за нефть и нефтепродукты при расчетах с потребителями, кроменаселения и бюджетных организаций;
коммунальных, энергетических иводопроводно-канализационных предприятий за отпускаемую электрическую итепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения при расчетах спотребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения;
предприятий связи за оказываемые услугисвязи при расчетах с потребителями, кроме населения.
Безакцептное списание денежных средствсо счета клиента возможно также по требованиям других кредиторов, если такойпорядок расчетов включен в основной договор кредитора с плательщиком. При этомусловие о безакцептном списании должно одновременно содержаться в договоребанковского счета. Кроме того, плательщик обязан представить в обслуживающийего банк сведения о кредиторе, который имеет право выставлять платежныетребования на безакцептное списание, а также о товарах, работах, услугах, закоторые будут производиться платежи. Отсутствие указанных сведений являетсяоснованием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта, и онобудет оплачиваться в порядке предварительного акцепта со сроком три рабочихдня.
Инкассовая форма расчетов используетсятакже для бесспорного списания средств со счетов плательщиков. В этом случаеиспользуется расчетный документ с названием «инкассовое поручение». Инкассовыепоручения применяются в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средствустановлен законодательством либо для взыскания по исполнительным документамсудебных и арбитражных органов. При этом в инкассовом поручении должна бытьсделана ссылка на законодательный акт (номер, дату, статью, часть, пункт), наосновании которого осуществляется взыскание. При взыскании денежных средств наосновании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержатьссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа,вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. В данном случае банквзыскателя принимает инкассовые поручения с приложением подлинникаисполнительного документа либо его дубликата. Банк не принимает к исполнениюинкассовое поручение, если к нему приложен исполнительный документ с истекшимсроком давности (срок давности по исполнительным документам судов — 1 год, поприказам арбитража — 3 месяца). Исполнительные документы о взысканиипериодических платежей (взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненногоздоровью, и др.) сохраняют силу на все время, на которое присуждены этиплатежи. Такой же порядок действует и в отношении нотариально удостоверенныхсоглашений об уплате алиментов. В указанных случаях сроки предъявленияисполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа вотдельности. Ответственность за правомерность выставления платежного требованияна безакцептное списание или инкассового поручения на бесспорное списание несетполучатель средств (взыскатель). Банки не рассматривают по существу возраженияплательщиков против списания денежных средств с их счетов в безакцептном илибесспорном порядке.
Расчеты по аккредитивам. Аккредитивпредставляет собой условное денежное обязательство, принимаемоебанком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателясредств по предъявлении последним документов, соответствующих условиямаккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему)произвести такие платежи. В отличие от других форм безналичных расчетоваккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственныхсредств покупателя, либо за счет средств его банка. Банками могут открыватьсяследующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые(гарантированные); отзывные и безотзывные.
Покрытым считается аккредитив, прикотором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов споставщиком. В этих целях банк плательщика списывает средства с его расчетногосчета и переводит их в банк поставщика (исполняющий) на отдельный балансовыйсчет 40901 «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке поставщикаможет быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком вбанке-эмитенте. В отечественной банковской практике не предусмотреновыставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя ичастично за счет ссуды банка, т.е. по конкретному аккредитиву может бытьиспользован только один источник платежа.
Непокрытый аккредитив — это аккредитив,по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщикобращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированныйаккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, вотношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установлениямежду ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытиигарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банкуправо списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика — получателя средствсо своего корреспондентского счета.
Каждый аккредитив должен ясно указывать,является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается,что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива состоит в том, чтоон может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по письменномураспоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком.Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком ипринятые его банком, до получения последним уведомления об изменении илианнулировании аккредитива. Безотзывной аккредитив не может быть изменен илианнулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Использование аккредитивной формырасчетов предусматривается в основном договоре между плательщиком ипоставщиком, где, в частности, оговариваются: конкретные условия расчетов поаккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения,наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, противкоторых производится оплата, и др. Для открытия аккредитива плательщикпредставляет в свой банк заявление на стандартном бланке, где указаны всеусловия аккредитива. Сумма открываемого аккредитива переводитсябанком-эмитентом через систему межбанковских расчетов в исполняющий банк, гдезачисляется на специальный счет. Для получения денежных средств с открытого вего адрес аккредитива поставщик после отгрузки товаров представляет висполняющий банк документы, подтверждающие отгрузку (реестры счетов,отгрузочные документы и др.). Исполняющий банк обязан проверить соответствиепредставленных документов условиям аккредитива и при их выполнении оплатитьпроизведенную отгрузку, зачисляя сумму платежа на расчетный счет поставщика.
Аккредитивная форма расчетов трудоемка,имеет сложный документооборот, высокую стоимость услуг для клиентов, отвлекаетоборотный капитал плательщика в связи с предварительным депонированием средств.Вместе с тем она имеет и существенные достоинства для клиентов — участниковрасчетов: поставщику гарантирован платеж, а для покупателя эта форма болеепредпочтительна, чем предварительная оплата товара платежным поручением, таккак его денежные средства не уходят из банковского оборота и будут емувозвращены при невыполнении контрагентом условий аккредитива.
Чековая форма расчетов. Чек — ценнаябумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банкупроизвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем являетсялицо, имеющее денежные средства в банке, которыми оно вправе распоряжатьсяпутем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек,плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек, каки платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от расчетовплатежными поручениями чек передается плательщиком (чекодателем)непосредственно поставщику в момент совершения хозяйственной операции,последний и предъявляет чек в банк для оплаты.
В соответствии с ГК РФ чек долженсодержать следующие обязательные реквизиты:
наименование «чек», включенное в текстдокумента;
поручение плательщику выплатитьопределенную денежную сумму;
наименование плательщика и указаниесчета, с которого должен быть произведен платеж;
указание валюты платежа;
указание даты и места составления чека;
подпись лица, выписавшего чек, —чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо изуказанных реквизитов лишает его силы чека.
Чек оплачивается банком за счет средствчекодателя, а именно, либо за счет средств, находящихся на счете чекодателя,либо за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. Вотечественной банковской практике используется преимущественно второй вариант,который получил название «расчеты чеками из лимитированной чековой книжки».
Лимитированная чековая книжкапредставляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25,50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, непревышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограниченсуммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковскомсчете. Депозит создается на основании представленных предприятием в банкзаявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с расчетногосчета и зачислении ее на отдельный лицевой счет на балансовом счете 40903«Расчетные чеки». Депонирование средств может производиться также за счет ссудыбанка.
При последующем документооборотевладелец чековой книжки (чекодатель) при приобретении товаров, работ, услуг наосновании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщику.Поставщик (чекодержатель) предъявляет полученный чек в свой банк на инкассо длявзыскания платежа. Банк чекодателя пересылает чек в банк-плательщик. Последнийобязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, атакже в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. Послепроверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета40903 и через систему межбанковских расчетов пересылает ее в банк поставщикадля зачисления на расчетный счет поставщика.
Различают чеки именные и ордерные(переводные). ГК РФ предусматривает возможность передачи прав по ордерному чекупосредством передаточной надписи — индоссамента (именной чек не подлежитпередаче). Индоссамент может быть именным, если в нем указано лицо, которомупередается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Индоссамент на чекеможет быть также поручительским. Он ограничен только поручением осуществлятьправа по чеку без передачи этих прав индоссату. В этом случае индоссатвыступает в качестве представителя чекодателя. В частности, поручительский индоссаментможет содержать слова: «валюта к получению», «на инкассо», «как доверенному»,что означает поручение получить платеж по чеку, совершить действия, необходимыедля охраны и осуществления прав по чеку (например, предоставить чек нотариусудля совершения протеста).
ГК РФ предусматривает также возможностьгарантирования платежа по чеку посредством аваля. Аваль может даваться любымлицом, за исключением плательщика. Аваль проставляется на лицевой стороне чекаили на дополнительном листе путем подписи «считать за аваль» и указания, кем иза кого он дан. Индоссаты и авалисты несут ответственность за оплату чекасолидарно с чекодателем.
Положение о безналичных расчетах в РФ от8 сентября 2000 г. № 120-П предусматривает использование в безналичных расчетахчеков, выпускаемых кредитными организациями. Форма данного чека определяетсякредитной организацией самостоятельно, но при этом чек должен содержать всеобязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а также может содержатьдополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности.Сфера обращения чеков кредитных организаций ограничена: они не могутприменяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России, амогут использоваться лишь во взаимозачетах банка и его клиентов, а также в межбанковскихрасчетах при наличии прямых корреспондентских отношений с другими банками.Порядок и условия использования чеков кредитных организаций должны определятьсявнутрибанковскими правилами и межбанковскими соглашениями.
3. Налично-денежные операции банков покассовому обслуживанию предприятий
Несмотря на то, что оборот наличныхденег значительно меньше безналичного оборота, его значение в организациинормальных экономических отношений в хозяйстве очень велико. Именно в сференалично-денежного оборота происходит окончательная реализация произведенныхтоваров (работ, услуг). Поэтому от его состояния во многом зависят нормальнаяциркуляция денег в стране, бесперебойное функционирование платежной системы.Исключительное право выпуска и изъятия из обращения наличных денег, организацииих обращения принадлежит Банку России как эмиссионному центру страны. В целяхорганизации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации наБанк России возложены следующие функции:
прогнозирование и организацияпроизводства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервныхфондов;
установление правил хранения, перевозкии инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаковплатежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот имонет, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовыхопераций для кредитных организаций.
Непосредственное кассовое обслуживаниепредприятий и организаций возложено на коммерческие банки. В своей деятельностипо организации налично-денежного оборота на территории РФ банковские структурыруководствуются следующими нормативными документами Банка России:
Порядком ведения кассовых операций вРоссийской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 40;
Положением «О порядке ведения кассовыхопераций в кредитных организациях на территории РФ» от 25 марта 1997 г. № 56;
Положением «О правилах организацииналичного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января1998 г. № 14-П.
Для осуществления расчетов наличнымиденьгами каждое предприятие должно иметь специально оборудованную кассу и вестикассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана.Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главногобухгалтера предприятия. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитываетитоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число ипередает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист сприходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
При условии обеспечения полнойсохранности кассовых документов кассовую книгу можно вести автоматизированнымспособом, при котором ее листы формируют в виде машинограммы «Вкладной листкассовой книги». Одновременно формируют машинограмму «Отчет кассира». Обеназванные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня,иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формойкассовой книги. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главногобухгалтера предприятия.
Прием и выдача наличных денег из кассыпредприятия осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам или другимдокументам, их заменяющим, например по ведомости на выплату заработной платы.Выдачу денег из кассы, не подтвержденную распиской получателя в расходномкассовом ордере, считают недостачей и взыскивают с кассира. Принятые наличныеденьги, не подтвержденные приходным кассовым ордером, считают излишком кассы изачисляют в доход предприятия. Предприятия могут выдавать наличные деньги подотчет на хозяйственно-операционные расходы (на определенный срок, на расходы,связанные со служебными командировками). Лица, получившие наличные деньги подотчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который онивыданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтериюпредприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчетпо ним.
Все предприятия, учреждения иорганизации независимо от организационно-правовой формы должны хранитьсвободные денежные средства в банках на соответствующих счетах на договорныхусловиях. Денежная наличность сдается предприятиями и организацияминепосредственно в операционную кассу банка либо предприятиям Государственногокомитета Российской Федерации по связи и информации (т.е. почтовым отделениям)для перевода на соответствующие счета в банках. Наличные деньги могут сдаватьсяна договорных условиях через инкассаторские службы банков илиспециализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России наосуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и другихценностей.
Каждому предприятию по согласованию сего руководителем банк устанавливает порядок и сроки сдачи наличных денег,исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременногопоступления их в кассы в дни работы банка. При этом могут устанавливатьсяследующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
для предприятий, расположенных внаселенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия ГоскомсвязиРоссии, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
для предприятий, которые в силуспецифики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечернейинкассации или вечерней кассы в банке не могут ежедневно в конце рабочего днясдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятияГоскомсвязи России, — на следующий день;
для предприятий, расположенных внаселенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России,а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — один раз в несколькодней.
Прием наличных денег от предприятий иорганизаций производится в основном при личной явке клиента и в егоприсутствии. Работа приходной кассы организована таким образом, что клиентыбанка имеют возможность сдать выручку в течение операционного дня (дневнаякасса) и после операционного дня (вечерняя касса). Документом на приемналичности в приходную кассу банка является объявление на взнос наличными,представляющее собой комплект документов, состоящий из трех частей: объявления,ордера и квитанции. При взносе денег по объявлению клиент передает егооперационному работнику, ведущему лицевой счет данного клиента. Операционныйработник проверяет правильность заполнения документа, отражает сумму денег вкассовом журнале по приходу, указывая род операции, номер документа, символкассовых оборотов, и передает подписанное им объявление в приходную кассу.
Все поступившие в течение операционногодня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу банка изачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день. Прием банкомденежной наличности в послеоперационное время производится вечерними кассами.Принятые вечерней кассой деньги должны быть зачислены на соответствующие счетаклиентов банка не позднее следующего рабочего дня.
Денежная наличность поступает вприходную кассу банка также через аппарат инкассации. Прием денег отинкассаторов осуществляется обычно в послеоперационное время работникамивечерней кассы банка. Старший бригады инкассаторов предъявляет операционистувечерней кассы накладные к сумкам с деньгами, явочные карточки и удостоверенияличности. При предъявлении инкассаторами дефектных сумок, при несовпадениисумм, указанных цифрами и прописью, при расхождении сумм, указанных в накладнойи явочной карточке, кассир в присутствии операционного работника и инкассатороввскрывает сумки и пересчитывает находящиеся в них деньги. О результатахпересчета составляется акт в трех экземплярах. Первый экземпляр остается вдокументах банка, второй — направляется организации, сдавшей деньгиинкассаторам, третий — подразделению инкассации.
Выдача наличных денег предприятиям иорганизациям производится по денежным чекам. Денежные чеки являются бланкамистрогой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдачачековой книжки регистрируется операционным работником банка в регистрационнойкарточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого допоследнего.
Снятие денег со счета клиента производитсяв день получения их в кассе.
В целях обеспечения полной исвоевременной сдачи наличных денег в банк их остатки в кассах предприятийлимитируются. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банкомежегодно для всех предприятий и представляет собой максимально допустимыйостаток наличных денег, который может оставаться в кассе на конец рабочего дня.Все сверхлимитные наличные деньги должны полностью сдаваться в банк (на почту).
В целях устранения встречных денежныхпотоков предприятия, постоянно имеющие налично-денежную выручку в силуспецифики своей деятельности (торговля, транспорт, зрелищные мероприятия ит.д.), по согласованию с обслуживающими учреждениями банков могут часть еерасходовать непосредственно на месте без сдачи в банк. В настоящее время такимпредприятиям разрешено расходование собственной кассовой выручки на следующиецели: заработную плату и выплаты социального характера; закупкусельхозпродукции у населения; скупку тары и вещей у населения; командировочныерасходы, покупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря;оплату срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов; выплатувозмещения убытков по договорам страхования физических лиц.
Решение о расходовании предприятиемденежной выручки из своей кассы принимается банком ежегодно на основанииписьменного заявления предприятия и специального расчета, который включается вформу для расчета лимита остатка кассы. При выдаче такого разрешения банкучитывает специфику деятельности предприятия, соблюдение им правил работы сденежной наличностью, состояние его расчетов с бюджетами всех уровней,государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов, банкамипо ссудам;
Каждое предприятие ежеквартально обязанопредставлять в обслуживающий его банк кассовые заявки, которые необходимы банкудля составления прогноза кассовых оборотов. Прогнозные расчеты ожидаемыхпоступлений наличных денег в кассу банка и их выдач из кассы позволяют банкуорганизовать бесперебойную выдачу клиентам наличных денег. Кассовая заявкапредприятия должна показать банку, с одной стороны, сколько наличных денегпоступит от данного клиента в кассу банка, а с другой — в каком размерепотребуется выдача ему наличных денег. Кассовая заявка имеет два раздела: впервом разделе отражаются все суммы поступлений наличных денег в кассупредприятия (кроме сумм, полученных из банка) по отдельным статьям кассовогопрогноза банка (торговая выручка, выручка пассажирского транспорта, выручказрелищных предприятий и др.) и какая сумма из этой выручки будет сдана в банк.Во втором разделе клиент приводит расчет ожидаемых выплат заработной платы,стипендий, выплат социального характера, пенсий, пособий и выдач на другиецели.
Каждый банк обязан проводитьсистематические проверки соблюдения кассовой дисциплины по обслуживаемойклиентуре. Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяютсяруководителем банка с учетом объема их налично-денежного оборота, выполнениятребований порядка ведения кассовых операций, а также информации налоговыхорганов о фактах нарушения предприятиями условий работы с денежной наличностью.Период, за который банк рассматривает состояние кассовой дисциплиныпредприятия, должен быть не менее трех месяцев. Проверяющему необходимо иметьдокумент на право осуществления проверки, подписанный руководителем банка, атакже заранее известить руководителя предприятия и главного бухгалтера опредстоящей проверке.
В ходе проверки соблюдения порядкаведения кассовых операций на предприятии рассматривается:
ведение кассовой книги и других кассовыхдокументов;
полнота оприходования денежнойналичности, полученной в банке, соответствие записей в кассовой книге даннымбанка;
полнота сдачи денег в кассу учреждениябанка;
расходование наличных денег из кассовойвыручки предприятия на согласованные с банком цели, наличие решения банка оправе на такое использование наличных денег;
осуществление расчетов наличнымиденьгами между юридическими лицами;
соблюдение на каждый день проверяемогопериода установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачиденежной выручки, своевременность возврата в банк невыплаченных в срок средствна оплату труда и социально-трудовых льгот;
целевое использование наличных денег,полученных в банке в соответствии с целями, указанными в чеках, а также принеобходимости другие вопросы, относящиеся к порядку ведения кассовых операций.
Результаты проверки оформляются справкойо кассовых операциях в трех экземплярах. В ней должны найти полное отражениевсе перечисленные выше вопросы. Справка подписывается руководителем, главнымбухгалтером предприятия и представителем банка, а затем в трехдневный срокрассматривается руководителем банка, который принимает решение о принятии мерпо результатам проверки. В случае установления фактов нарушения предприятием условийработы с денежной наличностью, расчетов наличными деньгами с юридическимилицами сверх предельной нормы, неоприходования в кассу денежной наличности,накопления в кассе сверхлимитных остатков банк направляет в налоговый орган поместу учета налогоплательщика представление с приложением первого экземплярасправки для принятия мер финансовой и административной ответственности. Пополученным от банка представлениям налоговые инспекции рассматривают дела обадминистративных правонарушениях и наложении штрафов на виновных в соответствиис п. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлениикомплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иныхобязательных платежей». В соответствии с данным Указом применяются следующиемеры финансовой ответственности:
за осуществление расчетов наличнымиденежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациямисверх установленных предельных сумм штраф в двукратном размере суммыпроизведенного платежа;
за неоприходование (неполноеоприходование) в кассу денежной наличности штраф в трехкратном размеренеоприходованной суммы;
за несоблюдение действующего порядкахранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличныхденег сверх установленных лимитов штраф в трехкратном размере выявленнойсверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учрежденийи организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административныештрафы в установленном законодательством Российской Федерации 50-кратномразмере минимальной месячной оплаты труда. Суммы взысканных штрафов зачисляютсяв федеральный бюджет.
Литература
1.Гражданский кодекс РФ, часть вторая, гл. 45, 46 «Расчеты».
2.Банковское дело: Учебник/ Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М.:Финансы и статистика, 2008.
3.Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2007.
4.Березина МЛ. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. М.:Консалт-Банкир, 2007.
5.Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России. Вопросы теории и практики. М.:Финансы и статистика, 2007.
6.Денежное обращение и банки: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2009.