Реферат по предмету "Культура и искусство"


Магическая медицина в первобытном обществе

Курсоваяработа
«Магическаямедицина в первобытном обществе»
 

Введение
 
Задачей моейработы является ознакомление с истоками магической медицины и ознакомление спроисхождением обрядов, заклинаний, песнопений, а также разнообразных сложныхритуалов, призванных излечить человека от недуга с помощью потусторонних,мистических сил.
В своейработе я поставила несколько целей, в одной из которых хотелось бы углубиться висторию создания магической медицины. Во второй рассказать о том, что включалав себя магическая медицина. А так же одна из целей включает в себя рассказ олекарственных растениях, о целебных свойствах и использовании их в зельях призаговорах.
Вопрос обактуальности своей темы я считаю спорным.
Но все жесклоняюсь что моя тема актуальна и сей час.
Хотя содной стороны я нахожу магическую медицину неправильной, в особенности из-затого, что нельзя достичь полного выздоровления (да и вообще кого-то успеха влечении) заговорами, обрядами, зельями. Слова и постукивание бубна, не заставятвирусы стремглав бежать из человеческого тела, не выведут токсины и не очистяткровь от пораженных лейкозом клеток. Смешанные в определённых пропорцияхлуговые травы, собранные за околицей деревни в полночь, без должной обработкитак и останутся просто гербарием. Общеизвестно, что различные растенияиспользуются в лечении заболеваний, но сейчас людям точно известны списки техиз них, что обладают лекарственным действием, они собираются в определенныхпропорциях, с учётом того, какие растения и содержащиеся в них вещества могутвзаимодействовать друг с другом без нанесения еще большего вреда организму. Итем более, лекарственные сборы не требуют предварительного прочтения над нимизаклинаний, в отличие от собранных различными шаманами. Все выше сказанное, впринципе, склоняет меня в стороны неактуальности выбранной мною темы.
Но в то жевремя магическая медицина и по сей день широко распространена. Даже скажубольшее, мы сами периодически используем ее в повседневной жизни. Как один изсамых распространённых моментов, приведу пример с икотой. Когда человекначинает икать, что он говорить? «Икота, икота, уйди на Федота» не так ли? Аведь это в чистом виде заклинание. Большое количество пожилого населения верят вовсякие заговоры, обряды, ходят лечиться ни к врачам, а к знахаркам, шаманам,колдунам, как говорят «по старинке», считая, что это намного эффективнее.
Подведявсему этому небольшой вывод, скажу, что магическая медицина, все-таки являетсяспорной в своей актуальности!/>

1. Что такое магия
Магия – самыйзагадочный, самый противоречивый и одновременно самый живучий феномен мышления,возникший у первобытного человека и сопровождающий человечество до настоящеговремени. Это явление, оказало огромное влияние на становление и развитиепрактически всех сфер культуры. Существует мнение, что магия возникла вколлективах неандертальцев, когда начало зарождаться, формироваться абстрактноемышление, а с ним и осознание окружающего мира, своего места в нем, своих действий,т.е. та самая рефлексия, наличие которой принципиально отличает динамичный ипостоянно развивающийся человеческий разум от «рассудочной» деятельности и «знания»животного. Возникновение магии было совершенно закономерным явлением.Формирующийся человек рано осознал наличие серьезных препятствий для выживания,и стадный инстинкт подсказал ему универсальные магические или, во всякомслучае, противоречившие логике пути выживания – достижение единства,коллективный труд и коллективное распределение добычи.
Магия(греч. mageia – колдовство) – это вера в способность человекасверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, событияили явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебнаямагия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначалакультовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы могсовершать каждый. Со временем круг лиц, способных их усвоить резко сужался, икультовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелымиобщинниками.
Окончательнопервобытная культовая практика оформилась позднее, в период развитой родовойобщины, когда зооморфный тотемизм предков-живот­ных постепеннотрансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков – людей – покровителейрода (предков–мужчин – при переходе к патриархату и предков–женщин – припереходе к матриархату).
Магия была,по сути по сути, мятежом, вызовом формирующегося человека природе исобственному естеству. И орудием этого мятежа формирующийся человек избралмагические технологии. Тяжкий и долгий путь прошло человечество Каждый этапэтого пути приносил позитивные сдвиги в укреплении единства, улучшении условийжизни и, говоря современным языком, психологического климата в коллективе, гдеформирующийся человек получал уверенность в том, что он будет жить как все и нехуже, чем все. Обретающий все большую уверенность в своих силах, единыйколлектив вводит в форме тотема самопочитание. На этой основе начался периодрасцвета, период господства магии, выражающий идею господства человеческогоколлектива над природой.
Магияестественно не обошла медицину: анализ магических действий с позиций ихсоциальной направленности и роли, выполняемой ими в жизни людей, показывает,что медико-гигиенические цели занимали существенное место в магическойпрактике. В магической медицине мы уже встречаемся некоторыми достаточно ясноочерченными представлениями об основных разделах медицины – об этиологии,лечении, профилактике, прогнозе. Именно осмысление с присущей маги незыблемостьюсвязи причины и следствия должно было неминуемо привести к формированиюубеждения, что всякая болезнь должна иметь причину. И дело здесь не в томправильно или ложно эти причины определялись, а в том, что был сделан один изрешительных шагов к превращению медико-гигиенической деятельности в объект,подлежащий разумной оценке и дальнейшему осмыслению.
 
1.1 Праобщина и зачатки врачевания
Начальнаяформа организации человеческого общества определяется как «первобытноечеловеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщиныбыло появление общинного строя – сформировавшегося человеческого общества.
Формирующеесячеловеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпохудревнейших людей – архантропов (ок. 2 млн лет тому назад – 300/200 тыс. леттому назад) и эпоху древних людей – палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200тыс лет тому назад – 40/35 тыс лет тому назад).
Древнейшиелюди (архантропы) были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни.Представление о том, что они употребляли в пищу (и длялечению недугов) толькорастения, весьма устарело. Археологические исследования показали, что ужеближайшие предки древнейших людей – ав­стралопитеки – наряду с собирательством,занимались охотой на мелких и крупных животных, т.е. были всеядными.Следовательно, тысячелетний эм­пирический опыт и повседневная трудовая практикадревнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойстварастений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе с недугами.Они заботились о больных сородичах, о чем свидетельствует находка Юджина Дюбуана о. Ява – бедренная кость питекантропа с выраженными изменениями костнойткани (экзостоз). Без поддержки коллектива сородичей этот тяжелобольнойинди­вид неизбежно бы погибнул на ранних стадиях заболевания. Однако он жилдолгие годы, будучи явным калекой (становление социальных отношений про­ходилона самых ранних этапах развития человеческого общества).
Начаткигигиенических навыков стали формироваться также у архантропов в процессеобживания пещерных жилищ и применения огня.
Тем неменее, на этом этапе истории погребений еще не было; это свидетельствует оботсутствии религиозных представлений, культа умерших и магиче­ских действий иобъясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито ещенедостаточно.
Палеопсихологияопределяет три сферы сознания первобытного человека:
1)эмпирический опыт,
2)обобщение результатов эмпирического опыта
3)абстрактное мышление.
Первая ивторая сферы в своем развитии хроноло­гически опережали третью, котораяоформилась лишь на стадии перехода от поздних палеоантропов к неоантропам.
Древниелюди (палеоантропы) – предки человека современного вида – жили в пещерах, подоткрытым небом в постоянных стойбищах и в искусст­венно сооружаемых жилищах.Они стали производить первые захоронения умерших, что свидетельствует оразвитии у них начальных абстрактных пред­ставлений о посмертной жизни,появлении культа мертвых и культа небесных светил – т.е. о формированииабстрактного мышления и окончательном выделении человека из животного царствакак существа социального. Древнейшие захоронения появляются на заключительномэтапе существования праобщины и датируются периодом 70/50 тыс. лет тому назад(в пещерах ЛеМустье и Ла Феррасси на территории Франции, в Киик-Коба в Крыму натерритории Украины, в пещере Шанидар на территории Ирака).
В пещереШанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, живших впериод от 70 до 44 тыс. лет тому назад. Кости скелета мужчины Шанидар–I,жившего примерно 45 тыс. лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждениилатеральной стенки левой глазничной впадины (в ре­зультате чего этот древнийчеловек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопысохранили явные следы перелома с выраженным артритом ее суставов; его праваярука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя (в результате травмыили намеренно), что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертостьнаружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этотчеловек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучиполным калекой, он жил в коллективе сородичей, которые оказывали емуповседневную помощь; и умер в возрасте около 40 лет (что значительно вышесредней продолжительности жизни первобытных людей).
Исследованияв пещере Шанидар, проводимые в 1960 г. под руководством американскогоархеолога Р.С. Солецки (Solecki, R.S.) предоставили и первые достоверныесведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственныхрастений. Мужчина Шанидар–IV (ок. 60 тыс. лет от современности) был погребен наложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них былитысячелистник (лат. Achillea), золототысячник (лат. Centaurium), крестовник(лат. Senecio), эфедра (лат. Ephedra), алтей (лат. Althaea) из семействамальвовых (лат. Malyaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (лат.Uliaceae) и др. 3 Все они и по сей день произрастают в Северном Ираке. Этооткрытие является несомненным научным доказательством социальных отношений,сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т.е.почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида – Homosapiens.
магия врачеваниепервобытнообщинный лекарственный
1.2 Магия в первобытный период
Магия, какодна из форм первобытных верований появляется на заре существованиячеловечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно –все они были тесно связаны между собой.
Еслипридерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значениинаскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например С.А. Токаревымили М. Элиаде), время появления магии можно отнести к периоду Верхнегопалеолита.
В раннихформах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещёне существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый членплемени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственноймагической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте,поклоняется предметам, приносящим удачу и т.п. Важнейшее значение имелигрупповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные собрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитиекультуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов,жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступныхпрактик в «элитарную дисциплину» – что, однако, не мешает сохранению огромногоколичества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку. Необходимотак же учитывать, что это разделение весьма условно, и часто разница междушаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в своюочередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельныхбожеств [3].
 

2. Истокимагии. Магия в медицинских представлениях
С самогоначала своей истории человек стремился найти такие средства, с помощью которыхможно было вызвать дождь или ветер, вылечить болезнь и победить старость.Считалось, что всего этого можно добиться с помощью особых магических приемов изаклинаний. Магия часто находит отражение в обрядах, связанных с верой вспособность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей,предметы, события или явления природы.
Заклинания и заговорыявились предвестниками классического гипноза – вернее, техники словесноговнушения. Сам обряд был необходим во время словесного внушения для того, чтобыснять психическую защиту с человека и получить так называемый «раппорт». Прощеговоря, целитель манипулирует подсознанием человека. Для того чтобы достичьэтого эффекта, даже без погружения человека в стадию гипнотического сна,волхвы, колдуны, чародеи и маги пользовались весьма сложными и синтетическимиспособами.
Вмагической медицине, вне всякого сомнения, существовали вполне ясныепредставления об основных медицинских разделах – происхождении болезней,профилактике, лечении и прогнозе. Происхождение (этиология) болезнейобъяснялось с мифологических позиций. Основными причинами возникновениязаболеваний считались нарушения законов и обрядовых норм, принятых в обществе,а также воздействия разрушительных сил – духов, демонов, душ умерших и живыхзлонамеренных магов. Всякую болезнь или травму и даже смерть пыталисьосмысливать магически.
Профилактиказаболеваний состояла в соблюдении правил и обрядов, гарантирующих то, что злыесилы не смогут навредить. Лечение заболеваний включало в себя ряд практическиоправданных действий, которым тем не менее был приписываем магический смысл,оправданный мифологией. Обрядовая сторона магии и религии была почтиодинаковой, а вот разница в содержании обрядов приводила к тому, что религиявсегда конфликтовала с магией. Религиозные деятели во все времена не моглиперенести, что с помощью магии человек может воздействовать на окружающий мирбез помощи или посредничества богов и вполне способен заставить богов силойзаклинания исполнять его требования.
2.1 Двазакона магического мышления
В основесамых разнообразных магических приемов лежат два закона магического мышления:
1. Закон подобия
Подобноепроизводит подобное. Любое действие можно вызвать путем простого подражания. Вчем могло выражаться действие закона подобия? Вот несколько примеров.Земледельцы поливали поле водой, стараясь вызвать дождь; охотники, желаядобиться успеха на охоте, изображали на стенах пещеры пораженных стрелойживотных. В средневековой Европе воры часто рассыпали возле дома землю складбища, чтобы погрузить хозяев в глубокий сон, подобный смерти.
2. Закон соприкосновения
Вещи,которые хотя бы один раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают
взаимодействоватьна расстоянии, приобретают общую судьбу.
Например,чтобы погубить врага, лепили куклу из глины, в которую подмешивали несколькоего волосков или лоскуток от одежды. Эти предметы, согласно законусоприкосновения, имели общую судьбу с человеком, своим «хозяином». Еслиповредить или уничтожить такую куклу, это принесет вред человеку в соответствиис законом подобия.
В разныхстранах Европы долгое время существовало поверье, что если кто-то порежетсякосой или садовыми ножницами, он должен до блеска натереть и смазать этотинструмент, чтобы избежать нагноения раны. Здесь легко увидеть проявлениезаконов магического мышления: согласно закону соприкосновения, нож и рана имеютобщую судьбу, и если коса или ножницы будут в чистоте и порядке, то и раназаживет, «придет в порядок» в полном соответствии с законом подобия. Римскийписатель Плиний Старший рекомендовал с той же целью вычистить и смазать нож,если кто-нибудь во время ссоры поранил человека, а позже раскаялся в этом.
Законымагического мышления имеют множество проявлений. Они соединяют магическойсвязью человека, его внутренние органы и части тела с их подобиями, именами иизображениями. Например, древние ассирийцы считали, что аэтит – «орлиныйкамень» способен помогать женщинам при родах. Согласно поверью, без него орлыне могли высидеть птенцов. Вероятно, это было связано с любопытной структуройаэтита, который якобы иногда находили в орлиных гнездах. В пустотелом внешнем камнезаключен второй, небольшой по размеру. Это создавало впечатление «зарождения»нового камня внутри старого подобно тому, как птенец зарождается в яйце. Позжетакие воззрения перешли к персам, грекам и римлянам. «Орлиные камни, – писалПлиний Старший, – в большой находятся славе. Обретаются они в орлиных гнездах…Орлы не высиживают детенышей без них».
В некоторыхафриканских и индейских племенах, у австралийских аборигенов фотографиявызывает суеверный ужас: изображение человека, попавшее в чужие руки, дает, поих мнению, власть над его жизнью и здоровьем, потому что между человеком и егоизображением («подобием») существует магическая связь. На использовании законовмагии основано множество приемов древней медицины.
 
2.2 Магическиеприемы в древней медицине
Использованиемагических приемов характерно для древней медицины. Шаман, излечивающийбольного, часто изображал болезнь и выздоровление. Так, например, лекарь,который должен был унять боль в желудке, катался по полу, корчами и гримасамиизображая боль в животе, а потом вставал подобно выздоровевшему больному. Дляизлечения тяжело больного человека знахарь мог притвориться мертвым, а затемизобразить «оживление»; в результате этих действий больной должен былвыздороветь. Такое поведение лекаря соответствует первому закону магическогомышления: подобное производит подобное; любое действие может быть вызванопростым подражанием. Кроме того, использовалась магическая связь вещи с ееименем: когда врач в Древнем Китае не мог быстро достать какое-то лекарство, онписал его название тушью на полоске бумаги, которую затем опускал в воду.Главный демон в окружении подчиненных ему демонов отдельных страданий (Цейлон)растворялся, и больной выпивал эту воду в качестве заменителя лекарства. Иногдатакие рецепты сжигали, и пациенты проглатывали золу. Часто считалось, чтоболезни вызываются демонами. Жрец-врачеватель выступал в роли посредника междудемонами н людьми. Перед выполнением лечебного ритуала он одевался вспециальную устрашающую одежду, иногда брал в руки оружие, которым должен былпобедить демона болезни, напугав его уже одним своим видом.
Считалось,что демоны, причиняющие отдельные страдания, подчиняются главному демону. Такиепредставления оказали большое влияние на развитие медицины стран Древнего Востока.
Историческиепараллели: в магических представлениях берут начало обычаи, которые пришли кнам из глубокой древности и давно утратили свой первоначальный смысл. Так,например, пожелание здоровья при чихании у многих народов древности былосвязано с желанием умилостивить поселившихся в носу маленьких духов илидемонов, которые способны вызвать болезнь. Они заявляют о себе своим«шевелением», результатом которого и является чихание. Старый обычай пожелания«здравствования» при чихании был распространен у древних греков и римлян,персов и индусов, у арабов на средневековом Востоке, у жителей Африки иАвстралии, у полинезийских племен и многих других народов в разные времена.Демонов болезни устрашали шумом, курением трав, разжиганием костров,фантастическими одеждами. Для предохранения от заболевания использовали маски,которые должны были «испугать» болезнь. Иногда, наоборот, изготавливали фигуркиидолов, способных возбудить болезнь. Для того, чтобы вылечиться, этих идоловнадо было задобрить с помощью заклинаний и жертвоприношений. Историческиепараллели: Маски и амулеты до сих пор продаются в аптеках некоторых стран Азиии Африки. Так, например, в современной южноафриканской аптеке посетителей можетвстретить аптекарь в одежде колдуна и предложить им как современные лекарства,так и «колдовские средства» против болезней. Считалось также, что амулеты,предохраняющие от болезней, должны иметь вид той части тела, для излечениякоторой они предназначены: в соответствии с первым законом магического мышленияподобное лечили подобным. Восточные маги, составляя различные сочетания чисел,заметили, что они подчиняются определенным законам. Казалось, что числа ведутсамостоятельную таинственную жизнь. Складывая их снизу вверх и по диагонали,можно получить одинаковую сумму. Кроме того в магических квадратах четные инечетные числа часто распологались симметрично, а в середине находился крест изнечетных чисел. Уже в глубокой древности широкое распространение в медицинеполучили магические заклинания. В странах античного мира и средневековой Европыдощечки с магическими заклинаниями носили с собой в надежде на выздоровление.На таких амулетах также изображали магические числа – 3, 7, 9 и другие. В эпохупозднего средневековья в Европе получили распространение так назывемыемагические квадраты – талисманы, оберегающие от ран и болезней. Считают, что ихпривезли рыцари из крестовых походов. В странах Древнего Востока такие квадратырисовали на стенах домов и верили в то, что они отгоняют болезни и несчастья.Исторические параллели: В истории медицинской магии сыграли свою роль не толькоквадраты, но и другие геометрические фигуры. Самый яркий пример – «магическийкруг». В эпоху Возрождения во время опустошительных эпидемий чумы в европейскихстранах оытовало поверье о том, на территории Древней Индии что еслиприблизиться к больному на расстояние меньше пяти метров, можно заразиться.Были случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством, обнаружив, что перешлироковую границу «магического круга». Представление о нем пришло из оккультных(от лат. «occultus» – тайный, скрытый) наук. Считалось, что этот круг можетограждать мага, стоящего в центре, от действия нечистой силы. Магическоеврачевание рекомендовало чертить магический круг и в начале ритуала сборанекоторых лекарственных растений, которым приписывались особые магическиесвойства. Обычно они выражались в способности растений отгонять демонов,исцелять меланхолию, отводить от человека молнию, град и ночные кошмары. Этимисвойствами, согласно древним лечебникам, обладал настой папоротника, которыйтрадиционно считался одним из наиболее пригодных для магии и колдовстварастений. Собирали его в день или ночь накануне дня Ивана Купалы (24 июня).Перед тем, как сорвать растение, следовало очертить вокруг него магический кругтаким образом, чтобы на папоротник ни разу не упала тень.
 

3. Магическиесвойства лекарственных растений
 
Магическиеприемы в медицине бывают так тесно связаны с лечением травами, что их трудноотделить друг от друга. Эта связь отражена во множестве древних мифов. Согласногреческой мифологии, лекарства из растений готовила Панацея – дочь Асклепия,греческого бога врачевания. Однако травы приобретали целебные свойства лишьпосле того, как она прикасалась ими к капюшону своего младшего брата Телесфора –гения магического врачевания. Его изображали в виде маленького мальчика,фигуру, а иногда и лицо которого скрывал просторный плащ с капюшоном.
Множествопредставлений о лекарственных свойствах растений связано с законом подобия (с. 19).Так, например, в комнате тяжело больного человека европейские врачи эпохиВозрождения рекомендовали ставить зеленые растения с вьющимся стеблем,«ползущим» по стенам. Считалось, что они способны не просто «забрать» на себячасть боли и страданий человека, но и помочь ему «выкарабкаться», «выползти» изболезни и выздороветь подобно тому, как «ползет» и украшается все новыми яркимии сочными листьями стебель растения. «Выползание» болезни интересно сопоставитьс «выскальзыванием» боли или недуга из тела человека.
Африканскиезнахари из племени ндембу используют в медицинских ритуалах дерево, поверхностькоторого такая скользкая, что на него почти невозможно взобраться. Цель егоприменения состоит в том, чтобы заставить болезнь «выскользнуть» из телабольного или помочь ребенку «выскользнуть» из тела матери при трудных родах.
Старыепредания иногда дают нам возможность проследить сложный путь поискалекарственных растений, основанный на законе подобия. Согласно поверью,исцеление болезни можно найти в том месте, где она «прицепилась». Например,было обнаружено, что растущая у воды ива дает целебное средство от ревматизма –заболевания, нередко связанного с долгим пребыванием человека во влажнойместности. Закон подобия связывал магической связью причину болезни илекарство, исцеляющее от нее.
Магическиепредставления древней медицины проявлялись также в том, что в качестве лекарствприменяли растения, имеющие цвет или строение, сходное с внешними проявлениямиболезни или с той частью тела человека, которую это растение способно вылечить.Так, красное связывалось с кровью, дырчатое – с ранами, желтое с желтухой,растения с нитевидными листьями применяли для лечения облысения. «Подобноелечили подобным»: кровотечения – красной глиной, растениями с красными цветами;желтуху – желтым соком чистотела, желтыми перьями птиц и даже желтым брюхомщуки; с помощью травы, растущей на камнях, («ломающей камни»), изгоняли камнииз желчного пузыря; растениями, вид которых напоминал строение челюсти и зубов,лечили зубные болезни. В китайской народной медицине существовало учение о том,что верхние части лекарственных растений (цветы и почки) должны применяться призаболеваниях верхней части тела, средние части (стебли) лечили среднюю часть, анижние (корни) – нижнюю.
Традиция«лечения подобного подобным» имеет интересную историю и в настоящее времяявляется одной из основ гомеопатии (от греч. «homoios» – подобный и «pathos» – болезнь,страдание). Великий алхимик и врач Парацельс в XVI столетии создал учение отом, что лекарственные растения можно обнаружить по тем знакам, которыеналожила на них сама природа – сигнатурам (от средневекового латинского«signatura» – обозначать, указывать). Так, например, растения с сердцевиднымилистьями помогают при болезнях сердца, а листья, по форме напоминающие почку,следует употреблять при лечении почек. Слива считалась полезной при болезняхсердца, так как сама напоминает сердце, а чудодейственный корень мандрагоры – средствомот всех болезней, поскольку напоминает человеческую фигуру.
Некоторымрастениям приписывали необыкновенные магические свойства. Особая роль в историимагического врачевания принадлежит мандрагоре. Согласно древнегреческойлегенде, искусный в магии и врачевании человек превратился в мандрагору. С техпор корень растения сохраняет очертания его фигуры. Кроме того, этот кореньсчитали способным передвигаться в земле подобно тому, как по землепередвигается человек. Римский историк Иосиф Флавий (I в.) писал о том,что корень мандрагоры светится в темноте и приносит здоровье, счастье и легкийхарактер тому человеку, который им обладает. Счастливым обладателем корня немог стать человек с нечистыми помыслами: растение чувствует приближение такихлюдей и удаляется от них. В средневековой Европе долгое время существовалоповерье, что человека, который прикоснется к мандрагоре, ожидает немедленнаясмерть. Считалось, что извлечь корень этого растения из земли можно только спомощью голодной черной собаки. Ее надо привязать к растению, а затем показатьей кусок мяса. Собака бросается к мясу и вырывает из земли корень. При этоммандрагора издает такой душераздирающий крик, что человек может погибнуть отстраха, если не отбежит предварительно 5 £ безопасное расстояние.
Легенды очудодейственных свойствах мандрагоры стали причиной повсеместной охоты закорнем этого растения. Найти его было очень трудно не только потому, что эторастение редко встречается, но еще и по той причине, что надземная часть егобыстро увядает, а корень почти не виден в земле. Уже к XV в. мандрагораисчезла из европейских аптек и стала настоящей редкостью. Все чаще сталипоявляться подделки: из корней других растений подбирали похожих на маленькихчеловечков. В их «голову» вставляли зерна проса или ячменя и закапывали вовлажный песок. После того, как зерна прорастали, и голова такого корня покрывалась«волосами» зеленого цвета, форма его приобретала еще большее сходство с фигуройчеловека. Такие фигурки наряжали в яркие одежды и продавали на рынке за большиеденьги под видом корня мандрагоры, который использовали в магическомврачевании. В наше время мандрагора занесена в Красную книгу как редчайший видрастения, однако считают, что ее наиболее ценные лекарственные виды уже исчезлис лица Земли.
В медицинеДревнего Китая уже около пяти тысяч лет известен корень женьшеня (в переводе скитайского, «женьшень» – «человек-корень»), из которого получают большоеколичество лекарственных препаратов. Подобно мандрагоре, он напоминает формойфигуру человека и считается бесценным растением, способным исцелить почти всеболезни. О его происхождении ходит множество легенд. Вот одна из них: когдамолния ударяет в прозрачную воду горного источника, то он уходит под землю, ана его месте вырастает растение, вобравшее в себя всю силу небесного огня.Находка этого редкого растения, растущего в тени деревьев, считалась большойудачей. Позже его стали выращивать на специальных плантациях. Легендыприписывают этому растению свойство возвращать молодость. Некоторые авторысвязывают такое представление с удивительной способностью корня женьшеняразглаживаться и «молодеть» при размачивании. Морщины на его поверхностиисчезают, она становится гадкой и розовой. Карл Линней, составляя классификациюрастений, дал женьшеню имя «панакс» в память о богине врачевания Панацее, имякоторой стало нарицательным для обозначения лекарства, исцеляющего от всехболезней.
Иногдамагические свойства лекарственных растений были связаны с особенностямирелигиозных верований и ритуалов. Ярким примером растений такого рода можетслужить омела – вечнозеленый кустарник, паразитирующий на ветках деревьев. Эторастение считалось священным уже в античную эпоху, однако культ его достиграсцвета у кельтов и германцев и нашел свое воплощение в священных ритуалахдруидов. Омела символизировала жизнь, которая продолжается даже в периодзимнего оцепенения природы. Своими корешка ми-присосками она сначалаприкрепляется к коре дерева, а затем пробивает ее. Особенно часто этот красивыйкустарник с листьями серебристо-зеленого цвета прорастает на ветках дуба ипитается соками этого могучего дерева, которое жрецы-друиды считали воплощениемверховного божества. Из омелы Побеги омелы на ветке дуба врачеватели готовилицелебные настойки и отвары. Видно, как ее корни проникают Именно этот кустарниксчитался у древних кельтов внутрь древесины символом универсальной медицины. Вопределенное время года, при определенном положении Солнца и звезд жрец друидоввзбирался на дуб и срезал омелу специальным священным серпом. Растениезаворачивали в белую материю и следили за тем, чтобы оно не коснулось земли.
В жизнимногочисленных племен, населявших Северную Европу в первые века нашей эры,друиды, обладавшие искусством врачевания, играли особую роль. Они считали, чтоу каждого человека есть свой покровитель в растительном мире, и в случаеболезни именно он способен оказать помощь. Так, например, люди, рожденные 12–24января, находятся под покровительством вяза; 1–14 мая – жасмина; 3–12 сентября –ивы; 12–22 сентября – липы и т.д. В Древней Галлии, Ирландии, Бретани кдеревьям и кустарникам относились как к одушевленным существам, наделяли ихчертами живых людей.
В этойтрадиции находит отголосок поклонение деревьям, свойственное религиознымучениям разных стран древности: храмы часто строились в священных рощах, ночныеритуалы проводили под сенью деревьев, украшенных в честь божеств – ихпокровителей.
Магическиесвойства приписывали и самым обычным растениям – моркови, редису, репе,вербене, васильку, зверобою, сон-траве и многим другим. Мы и сегодня постоянноупотребляем их в пищу или добавляем в чай, редко задумываясь об их лекарственныхсвойствах. Древние собиратели растений верили: для того, чтобы эти овощи итравы проявили свои чудодейственные свойства в полной мере, необходимособлюдать определенные правила. Следовало попросить у растения сил и здоровья идаже разрешения сорвать его. Морковь, редис и репу вынимали из землинепременнодвумя руками и при этом рассказывали им о том, как много пользы ониприносят, разговаривали с ними. Вербену вынимали из земли левой рукой, чтобысердце быстрее ее почувствовало, и поднимали высоко в воздух, чтобы растение«увидело звезды». При этом следовало «заплатить» земле за «священную траву»вербену, которой приписывали не только излечение от всех болезней, но иисполнение желаний. В землю, где она росла, зарывали в знак благодарности сотыс медом. Египетские жрецы приписывали васильку магическую силу. Согласногреческим легендам, Харон перевозил умерших в загробное царство на лодке,устланной васильками. Они успокаивали душу, прогоняли прочь земные заботы. Римлянесчитали, что василек изгоняет демонов. Срывая этот цветок, надо былоразговаривать с ним и непременно назвать имя человека, которому он долженпомочь. Зверобой в эпоху средневековья считали не только ценным лекарством, нои магическим средством, рассеивающим колдовские чары. Это растение следовалособирать в ночь на Ивана Купалу, а утром сплести из него венок и плясать в нему костра весь вечер. Такой ритуал должен был обеспечить на целый год охрану отпорчи, а значит – и от болезней.
Сборлекарственных трав часто сопровождали обращенные к ним магические заклинания,однако особенно широкое распространение они получили в эпоху эллинизма.Церемония сбора превращалась в магический ритуал. «Я срываю тебя, растение,пятью пальцами руки и уношу тебя с собой, чтобы ты показало свое могущество в деле,которое я хочу сделать», – говорится в папирусе времен эллинистического Египта,когда переживала свой расцвет астрология (от греч. «astron» – звезда и «logos» –учение). Для лечения людей, родившихся под знаком определенной планеты,астрологи использовали растения и минералы, которые принадлежали той жепланете. В медицинской астрологии нетрудно увидеть проявление законовмагического мышления: если человек и космос – одно целое, значит, небесныезнамения свидетельствуют о возможных переменах в жизни и здоровье людей.

Заключение
Примитивнаямедицина пещерного человека целиком и полностью основывалась на предположении омистической, сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренноговоздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из разнообразныхмагических практик. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками илисменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия(основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образомвлиять его имя или представляющий его предмет, например изображение).Магическая медицина породила знахарство – по-видимому, первую человеческуюпрофессию. Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки,возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна в шкуре и срогами оленя на голове. У примитивных народов считалось, что душевные болезнивозникают из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истериейили эпилепсией часто становились жрецами или шаманами.
Немногочисленныелюди, наделённые попредставлениями окружающих магическим даром и занимавшиесяпопутно лечением, образовывали особую социальную группу, окружавшую себямистической тайной и имевшую определённую власть над соплеменниками.
Примитивнаямедицина в своём, пусть и лишённом практического приложения, магическомпроявлении служила способом накопления эмпирических знаний о мире в целом ичеловеческом организме в частности. Ведь некоторые из ведунов и«говорящих-с-духами» были проницательными наблюдателями, посему, многиеукоренившиеся в людском сознании суеверия содержат зерно истины.
Так, инки,например, знали терапевтические свойства мате (парагвайского чая) и гуараны,стимулирующий эффект какао, действие растительных наркотических веществ.
ИндейцыСеверной Америки, хотя и использовали колдовство и заклинания, в то же времяобладали довольно эффективными лечебными методами. При лихорадке применялижидкую диету, очищающие, мочегонные, потогонные средства и кровопускание.Рвотное, слабительное, ветрогонное, клизмы употреблялись при расстройствахжелудка; лобелия, лен и банки – при респираторных заболеваниях. Из 144лекарственных веществ, применявшихся индейцами, многие до сих пор используютсяв фармакологии. Индейцы были особенно искусны в хирургии. Они вправляли вывихи,применяли шинные повязки при переломах, поддерживали чистоту ран, накладывалишвы, использовали прижигание, припарки. Ацтеки тоже применяли шины ихирургические инструменты, искусно изготовленные из камня.
Техникатрепанации, частой в эпоху неолита, вероятно, восходит к позднему палеолиту. Вкости черепа вырезали от одного до пяти круглых отверстий. Нарастание кости покраям отверстий доказывает, что пациенты довольно часто выживали после этойопасной и сложной операции. Черепа со следами трепанации были найдены во всеммире, за исключением Австралии, Малайского полуострова, Японии, Китая итерритории к югу от Сахары. Трепанация до сих пор практикуется некоторымипримитивными народами. Цель ее не совсем ясна; возможно, таким путем выпускализлых духов. На островах Тихого океана с ее помощью лечили эпилепсию, головныеболи и умопомешательство. На о-ве Новая Британия она использовалась каксредство, обеспечивающее долголетие.
И всё же,основой любого лечения, пусть и использующего, на первый взгляд, передовые длясвоего времени методики, долгое время оставалась именно магия.


Списоклитературы
1.А. ванГеннеп. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов.М., 1999
2.Папюс Практическая магия. – Владис, 2003.
3.История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины /Под ред. Ю.В. Бромлея
4.Научный журнал «Древо познания». Разделы «Всемирная история» и«Искусство»
5.Светлана Марковна Марчукова «Медицина в зеркале истории».
6.Г.Е. Марков, Религиозные верования. Предполагаемый генезис иистория
7.М. Элиаде, История веры и религиозных идей


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.