Реферат по предмету "Разное"


«Картины на темы истории»

Разработка урока в 7классе по программе Б. М. Неменского Составил: учитель изобразительного искусства и черчения Норкевичене И.В. МОАУ «Лицей №1, г. Новотроицка Оренбургской области» Урок по теме «Картины на темы истории»Урок 1. III четверть. Цели :- осмыслить причины,обращения художников разных времён и народов к исторической теме;-развитие творческих способностей, формировать графические умения и навыки; - воспитывать любовь к Родине, через героическое прошлое страны, через картины на темы истории ; -укреплять межпредметные связи (история, литература).Оборудование:Для учителя: интерактивная доска, компьютер, экран, презентации по теме.Для учеников: бумага, карандаш(графитный).Интернет ресурсы:http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/p.htmlЗрительный ряд: В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». Д. Веласкес «Сдача Бреды», П. Корин «Александр Невский».Музыкальный ряд : музыка Мусоргского Все элементы урока, включая, зрительный и музыкальный ряд отображены в презентации Структура используемой в процессе урока презентации.Ребус-зашифрованная тема урока.слайд. Кроссворд. Жанры изобразительного искусства.Василий Иванович Суриков.«Утро стрелецкой казни».П.Корин «Триптих «Александр Невский»Диего ВеласкесФ.Гойя «Расстрел»Закрепление изученной темыРабота команд на интерактивной доске. Задание1Подпиши фамилию художника написавшего картину 2 заданиеОтветь на вопросы.Художник написавший картину «Утро стрелецкой казни».Опишите сюжет картины «Боярыня Морозова».Какой жанр называется «историческим»?4.Автор отрывка1.Художник написавший картину «Расстрел».2. Опишите сюжет картины«Утро стрелецкой казни».Какой жанр называется «бытовым»?4.Автор отрывкаПодведение итога урока. О каком жанре шла речь? Назовите художников исторического жанра. Что понравилось в процессе урока, а что нет?Домашнее задание. Разделившись на группы по 3-4 человека выполнить презентации по историческому жанру.^ ХОД УРОКА: I.Орг. момент. 1. Установление дисциплины. 2.Проверка подготовки к уроку. II.Объяснение: Звучит музыка Мусоргского Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению новой темы ,давайте вместе её узнаем ,разгадав ребус. Слайд 1. Дети разгадывают ребус. Отвечают. На экране высвечивается ответ. Слайд 2. Тема нашего урока «Картины на темы истории». Говорить мы будем об одном из самых востребованных жанрах изобразительного искусства- историческом. - Кто мне ответит, что относится к жанру изобразительного искусства? (Ответ: ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения) 1. Повторение классификации жанров изобразительного искусства. -Какие бывают жанры мы повторим, разгадав кроссворд. Слайд 2. 2.Беседа: Учитель: искусство всегда увлекалось историей. Как вы думаете почему? -Художнику, как и зрителю, интересно путешествовать по миру и временам Искусство даёт возможность не только увидеть прошлое, но и пережить. При просмотре работ необходимо сегодня обратить внимание, что в ис- кусстве существует не только «текст»- сюжет, но и подтекст- иносказание, то , что скрыто за сюжетом. Художник, внешне говоря об одном-как бы просто о событии, фактически говорит о многом другом, главном для себя и, как он надеется,- для зрителя.И вот это иносказание, подтекст нужно уметь увидеть. Сегодня мы поговорим только о наиболее значимых исторических картинах. Выполним вместе мини- проект по изученной теме. В русском искусстве многие художники отдавали и отдают предпочтение историческому жанру. Одним из них является Василий Иванович Суриков. Слайд3. На Красной площади — стрельцы, ожидающие смерти, их жёны, дети, матери. Толпа волнуется, движется; кажется, что она звучит. Пёстрые купола храма Василия Блаженного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды напоминают о яркой древнерусской культуре. Всё это позволяет почувствовать совершающееся, как народную, национальную трагедию. Яростно и непримиримо смотрят друг на друга стрелец с рыжей бородой и молодой царь. На пересечении их взглядов возвышается склонённая фигура стрельца, который прощается с народом. Победа на стороне самодержца: трепетным огонькам свеч в руках стрельцов противоположен свет наступающего серого утра, как пестроте Василия Блаженного — гладкие кремлевские стены с однообразными зубцами и рядами виселиц, а многоликой толпе — уверенный и неподвижный Петр на коне и шеренги солдат. Действие картины "Утро стрелецкой казни" (1881) развернулось в центре древней столицы, на Красной площади, у Лобного места.Это в буквальном и переносном смысле средоточие русской истории. Стрелецкий бунт 1698 года, жестоко подавленный Петром I, - одно из тех событий, в котором сошлись противоречия целой эпохи. В картине можно найти черты этнографизма, бытовые и психологические акценты, портретные характеристики, но доминирует народный "хор". фигура Петра, изображенного наподобие конного монумента, красноречиво удалена от зрителя, хотя знаменитый поединок взглядов - царя и его антагониста, рыжебородого стрельца,- не дает забыть о том, в чьих руках поводья истории и судьба людей. Конфликт двух сил глубоко трагичен, ни одна не уступит: это конец средневековой Руси и омраченное народным горем утро новой России. Тем удивительнее воздействие третьей силы - красоты, ибо никакая тенденция не затмевает в Сурикове истинного живописца. Странное ощущении возникает, когда рассматриваешь картины Сурикова, их персонажи погружены в ожидание предстоящего, ближнего или далекого будущего. Даже совершая действие, обозначенное сюжетом, они не властвуют над сложившейся ситуацией. Дух ожидания, покорности и даже растерянности витает над персонажами картин Сурикова, но именно этот дух (судьба) подталкивает некоторых из них к размышлению. Почти в каждой картине Сурикова присутствует особый персонаж – своеобразный наблюдатель пытающийся осознать происходящее. С помощью этого наблюдателя мы отстраняемся от предложенного художником поверхностного сюжета, прилагая усилие, для того чтобы взглянуть на происходящее как бы со стороны, т.е. по-новому. Этот отстраненный взгляд нужен для обнаружения в композициях Сурикова аномальных визуальных узлов, сокрытых символических образов, разгадка смысла которых и приводит нас к сокровенным текстам художника.Одним из таких образов у Сурикова является само изобразительное пространство картины. Погружая в него свои персонажи, художник создает с его помощью не только пресловутую историческую достоверность, но и зачин основной сюжетной идеи картины. Картинное пространство выступает своеобразным судьей, камертоном происходящего, а так как в большинстве произведений Сурикова события развиваются под открытым небом, то именно небо и противопоставленная ему земля становятся важнейшими образами сюжетного повествования. Композиционное пространство художника разделено как бы на три части по вертикали. Верхняя часть – это небо, центральная – место сюжетного действия, сцена человеческой драмы, а нижняя – земля. В этой фольклорной троичности мира проявляются культурные истоки, восходящие к сибирскому детству мастера. Небо – как высшее, чистое, поэтому и отстраненное, неэмоциональное по отношению к происходящему начало, местобытие Бога. Но оно вбирает в себя часть структурных элементов средней зоны – купола церквей, кроны деревьев, парус лодки. В иных композициях заместителем неба становится икона, окно («Меншиков в Березове») или горные вершины («Переход Суворова через Альпы»). Верхняя зона противопоставляется нижней – земле, несущей на себе следы человеческой драмы. Так в картине «Утро стрелецкой казни» художник изображает пустынное утреннее небо, в которое врастают красивым силуэтом кремлевские башни и купала храма Василия Блаженного (рис. 4). Архитектурные вертикали и небесная тишина создают впечатление умиротворения и гармонии, нарушаемые лишь вороньей стаей (отголосок земных проблем), но если мы переведем взгляд вниз, то увидим изрытую человеческой деятельностью землю, с отблесками (остатками) небесной чистоты отраженной в грязных лужах. Исколесованная сырая земля идентична сидящим на ней униженным и безутешным матерям, оплакивающих близких. Но художник вводит в эту человеческую безысходность почти рембрандтовский образ девочки в красном платке , как символ изначальной чистоты и надежды. Земля все стерпит, все перенесет, сотрет раны и кровь и вновь оживет молодой зеленью. В картине «Утро стрелецкой казни» так же есть два пути . Один уходит влево, на нем стоит стрелецкая телега, другой, вдоль крепостной стены, ведет вправо к виселицам, на нем стоит царский экипаж. Обе дороги обтекают с двух сторон храм Василия Блаженного (следы колес на переднем плане), негласного судии происходящего. Разветвленность движения в картине не только обособляет картинный центр, создает иллюзию последнего островка допетровской России, который и образуют собой стрельцы, но и указывает на местоположение народа (Лобное место) в этой непростой исторической ситуации. Визуально стрельцы расположились у основания храма. Это их блаженный мир, их Голгофа. Они, как и храм по-восточному живы, разнолики, своеобразны. В них еще присутствует личное начало, особый народный дух. Но противостоит им уже иная Россия, расположившаяся ровным строем под крепостными стенами, одетая в одинаковые европейские мундиры. Стрельцы не понимают этой новой России, она пугает их, лишает воли и сил. И только царь одетый, как и они «по-русски» вызывает недоумение и горечь, словно предатель, изменивший дороге отцов. Царь вроде свой и в то же время чужой, иноплеменный, «арапский». Он единственный в картине всадник, т.е. персонаж имеющий возможность перемещаться в любую ее сторону, способный изменить сложившуюся ситуацию, но выбор уже сделал. С правой стороны картины, из «партии царя» выделяются два человека – боярин с окладистой бородой и западный «специалист» . Оба они с задумчивостью наблюдают за происходящим. На первый взгляд кажется, что они совершенно чужие друг другу, почти антагонисты, но вскоре боярин сбреет бороду, а наемник получит русский титул, станет этаким Карлом Ивановичем, и оба они рука об руку создадут новую русскую историю. Рассматривая картину сложно однозначно определить на какой из сторон противостояния находилось сердце художника. Дорога стрельцов уходит влево, в безвозвратное прошлое, а новая Россия через виселицы уводит нас вправо, в будущее, которое свершится и без нашего желания, как рассвет нового, но пока еще сумеречного дня. Единственно, что нам остается – это урок истории.Слайды8-9«Боярыня Морозова». Обратимся же к самой картине. Перед нами один из московских переулков недалеко от Кремля. Как отмечалось выше, Суриков и в этой работе акцентирует образы неба и земли. Голубая дымка морозного утра на дальнем плане и пространство взрытого снега на переднем сжали между собой сцену из народной жизни, в толчее которой увязли крестьянские сани, везущие в заточение боярыню Морозову. Одетая в черное, боярыня вскинула руку, окованную цепью. Пальцы, сложенные запрещенным двуперстным знамением, и страстный взгляд, обращенный поверх толпы, отражают ее позицию – вызов церковной и светской власти и в то же время ее готовность принять лишения и муки, отстаивая свои идейные принципы. Плоскость переданного в профиль лица Морозовой – центр композиции картины. Лицо господствует на фоне пестрой толпы, являясь для нее своеобразным камертоном, влияющим и определяющим эмоциональное отношение присутствующих к происходящему. Композиция картины диагональная. По этой диагонали сани увозят Морозову в глубь переулка, оставляя позади не только смятый снег, но и юродивого, странника, нищенку, молодых и пожилых горожан, смеющегося попа, глазеющих на происходящее мальчишек. Широко известны рассказы Сурикова о процессе создания картины, о подборе персонажей, поиске лика Морозовой, юродивого, горожанок, попа. В разнообразных исследованиях повторяется рассказ о случайно найденной художником отправной точке для композиционной идеи картины – увиденной на снегу черной вороне. Выбранный Суриковым сюжет относится к XVII веку, определяемому историками как Смутное время русской истории. Чего только тогда не происходило! Пресечение старой династии, самозванцы рвущиеся к трону, польская интервенция, возникновение новой династии, окончательное цементирование крепостного права над крестьянами, войны за возврат утерянных русских земель, завоевание Сибири и многое другое, что существенно повлияло на перестройку всей общественной жизни. С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться. Для нее открывается западный мир с его передовым знанием, культурой, технологическими возможностями. Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание. Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений. Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни – церковь. Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации. За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь. Как всегда цель реформы была благая – царь и патриарх решают укрепить церковную организацию в России, а так же ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями, так как с течением времени накопилось много различий и отступлений от канонов. Предложенные нововведения вызвали яростный протест у некоторых религиозных деятелей из духовенства (протопопы Аввакум, Даниил и др.) вставших на защиту исконного национального мироустройства, его устоявшихся религиозных ценностей. Они выдвинули лозунг «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить». Противоречия не могли не привести к столкновению идей. И вот здесь проявили себя особенности нашей страны. Любая реформация (вестернизация) России всегда сопровождалась массовыми репрессиями инакомыслящих. Власть как всегда игнорировала мнение общества, не подготовленного к предстоящему обновлению самых тонких, интимных сторон своей жизни, вследствие чего испытывавшего культурно-психологический шок и отвечавшего власти «взаимностью». Оппонентов реформ как всегда не слушали, грубо обрывали и жестоко наказывали. В описываемые времена гонению подверглись даже не подходившие под вкус зарвавшегося патриарха иконы, лики которых ослеплялись и в таком виде показательно проносились по Москве. Подобные перестройки общества затронут и все последующие века русской истории, достигнув своего апогея в ХХ веке. И сегодня в России трудно найти человека, которого, так или иначе, не тронуло бы лихое время перемен. Под эти жернова перестройки попала и знатная боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова, сторонница и помощница протопопа Аввакума. Суриков любил вспоминать слова протопопа сказанные о боярыне: «Персты рук твоих тонкокостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев». Рано овдовев, Морозова раздала свои богатства нищим и приняла раскольничье монашество, приведшее ее к властному суду. Но ничто не смогло сломить ее яростный дух. После пыток и унижений царь сослал боярыню в Боровский острог, где боярыня и последовавшая за ней сестра ее, Евдокия Урусова, погибли от голода (1672 г.), заточенные в холодной яме. Надо отметить, что к моменту репрессий над Морозовой патриарх Никон давно уже был низложен и сослан в отдаленный монастырь. Однако православная Русь еще долго продолжала исповедовать «старую веру», крестясь двумя перстами и плохо понимая суть происходящего. Как сказал у Дюма один из мушкетеров, воевавший с еретиками гугенотами, – «все преступление последних состоит только в том, что они поют по-французски те же самые псалмы, которые мы поем по-латыни». Прекрасно знавший русскую историю Суриков не мог не отметить аналогию судьбы народоволки с судьбой боярыни. Вероятно, захваченный произошедшими в государстве событиями, художник быстро находит выигрышную идею и создает свой первый эскиз к картине, но то ли воцарившаяся затем цензура, а, скорее всего сомнения в первом, эмоционально выбранном решении заставляют его отложить работу над картиной до лучших времен. И хотя сам художник не упоминает об истинных причинах написания картины (странно было бы услышать обратное от осторожного Сурикова), но связь между Перовской и Морозовой напрашивается сама собой . Эту связь подтвердила в своих воспоминаниях и революционерка Вера Фигнер, участница тех событий. Находясь в ссылке, она увидела гравюру с суриковской картины и написала в письме к знакомым: «Гравюра говорит живыми чертами; говорит о борьбе за убеждения о гонении и гибели стойких, верных себе. Она воскрешает страницу жизни… 3 апреля 1881 года… колесницы цареубийц… Софья Перовская». Так какой же текст воспроизвел Суриков в своей картине – сочувствие русского интеллигента к жертвенной судьбе борцов за благо народное или думы о бессмысленности подобной борьбы? Ни художник ни люди знавшие его близко не оставили нам даже намека на выше обозначенную связь образа боярыни с судьбой народоволки. Вся информация от художника заложена в его картине, так что ответы на возникающие вопросы мы можем получить только там. Огромное количество эскизов, зарисовок, этюдов выполненное художником к «Морозовой» говорит о тяжелом, но последовательном поиске выигрышного композиционного решения. Персонажи картины, проходя эскизный этап, обретали свое истинное положение, обличались художником и опредмечивались.Слайд12. 7 ноября 1942 года на первой большой выставке военных лет Павел Корин впервые выставил свой Триптих «Александр Невский». В нем нет динамичных батальных сцен и каких то определённых событий. Корин создаёт символ военной доблести, которые были необходимы в суровые годы. В центральной части картины изображен Князь Александр Невский, закованный в стальные доспехи, в шлеме, панцире и латах. Он предстаёт перед нами могучим выйном, безжалостным к врагам. Его взор устремлён вдаль, в сторону невидимого неприятеля. Над головой князя развивается хоругвь с изображением Спаса Ярое око и это не случайно. Художник хотел показать , что победы навсегда достигаются оружием, но и благодаря силе духа. Иконописные приёмы усвоенные художником с детства, помогают создать образ защитника русской земли. Линию горизонта Корин делает низко, поэтому фигура Александра Невского как бы возвышается над землей, заслоняет её от врага. Световое сочетание серого и ярко-красного помогает раскрыть тему через эмоциональное воздействие. В левой части триптиха «Северная баллада» изображена женщина и воин, который одной рукой держит меч, а другой словно старается защитить город . Правая часть триптиха «Старинный сказ», показывает преемственность поколений и надежду на будущею победу.Слайд13. Картина испанского художника Диего Веласкеса «Сдача Бреды».В центре изображен полководец Юстин фон Нассау и Амбросио Спинола, а рядом с ними, справа и слева, отряды испанских офицеров и голландских солдат. Главнокомандующий голландских войск Юстин фон Нассау протягивает Амбросио Спинола ключи от крепости, склоняясь перед ним, как перед победителем. Но благородный испанский полководец останавливает его жестом руки. Великодушие начальника и рыцарское благородство, а не призрение и ненависть между противниками показывает Веласкес в своей картине.Слайд14. Картина испанского художника Франсиско Гойи «Расстрел». «Верностью исторической правде и страстным протестом против происходящего проникнуто полотно Гойи, посвященное борьбе испанцев против французских интервентов. Эта картина примыкает по теме к гравюрам «Бедствий». Это самое сильное живописное произведение Гойи. Радостное бешенство ненависти, трагический восторг самопожертвования воплощены в повстанце в белой рубахе, широко раскинувшем руки навстречу ружьям, нацеленным в его грудь. Расстреливаемые ярко освещены, а кругом неподвижная темно-синяя ночь». Просмотрев работы художников, мы увидели не только поверхностную передачу исторической темы, но прежде всего сложный внутренний подтекст. Сейчас мы попробуем вспомнить и закрепить сегодняшнюю тему.III.Закрепление. Работа проходит в виде небольшой викторины с применением интерактивной доски.Класс делится на две команды.1 задание.Слайд15. Выберите и переместите в отведённые участки 1команда-отрывки триптиха П. Корина «Александр Невский». 2 команда-отрывки картины Сурикова «Утро стрелецкой казни».2 задание. Слайд 16. Подпиши фамилию художника написавшего картину.3 задание. Слайд 17-20. Разгадай ребус.4 задание. Слайд 18-19. Ответь на вопросы.IV. Итог урока. Слайд 22. О каком жанре шла речь?Назовите художников исторического жанра.Что понравилось в процессе урока, а что нет?Домашнее задание. Разделившись на группы выполнить презентации по историческому жанру.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация дисциплины
Реферат Политическая корректность как конфликт культурного характера
Реферат Тургенев И.С.
Реферат Мастерские средневековых монахов-книжников
Реферат Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализма (середина 1960-х – середина 1980-х гг.)
Реферат Fidel Castro Essay Research Paper I think
Реферат З.Фрейд. Психоналитический метод и его философская интерпретация
Реферат Финансовые ловушки: как их найти и обезвредить
Реферат Электрохимические методы защиты металлов от коррозии
Реферат Валютная политика и ее формы
Реферат Жидкостно-жидкостная хроматография
Реферат Формирование и использование средств пенсионного фонда в 2007 2009 годах
Реферат William Marshall Essay Research Paper William Marshall
Реферат Топологизация жизненного пространства постмодернистский взгляд на социологию личности
Реферат Мировоззрение адекватное законам Природы