Реферат по предмету "Финансовые науки"


Оценка и анализ эффективности управления финансовыми результатами

Федеральное агентство по образованию
Нижегородскийгосударственный университет
им. Н. И. лобачевского
Факультетуправления и предпринимательства
Кафедрабухгалтерского учета,
экономическогоанализа и аудита
КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу«Комплексный экономический анализ»
на тему:«Оценка и анализ эффективности управления финансовыми результатами»Выполнила: студентка 5 курса
Специальность:
Бухгалтерскийучет,
анализ иаудит
Преподаватель:
НижнийНовгород
2008
СодержаниеВведение
1. Финансовыерезультаты предприятия
1.1. Задачи анализа финансовых результатов
1.2. Значение и информационное обеспечение анализа финансовыхрезультатов
2. Оценкаэффективности использования экономического потенциала предприятия
3. Анализ прибыли отфинансово-хозяйственной деятельности предприятия
3.1. Анализ динамики иструктуры прибыли от различных видов финансово-хозяйственной деятельности
3.2. Факторный анализприбыли от продажи продукции
3.3. Определениеэффекта операционного рычага и его оценка
4. Предложения поувеличению финансовых результатов
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Введение
В данной курсовой работерассмотрена тема «Оценка и анализ эффективности управления финансовымирезультатами». На мой взгляд, данная тема является очень интересной дляизучения и актуальной.
Переход экономики Россиина рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладногохозяйства на основе разных форм собственности, становления и развитияинфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменилиэкономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий.Эти изменения затронули все стороны деятельности предприятий.
Предприятия получилисамостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжатьсяресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономическойответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие икоммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективнаего деятельность.
Переход к рыночнойэкономике требует от предприятий повышения эффективности производства,конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достиженийнаучно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управленияпроизводством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства,инициативы и т.д.
Важная роль в реализацииэтой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С егопомощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываютсяпланы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением,выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результатыдеятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированныйэкономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знать не только общиезакономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночнымотношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфичных и частныхэкономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденциии возможности повышения эффективности производства. Он должен владетьсовременными методами экономических исследований, методикой системного,комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного,всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Конечным финансовымрезультатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль или убыток.
Прибыль — основнойисточник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширенияпроизводства, социального развития предприятия, а также важнейший источникформирования доходной части бюджетов разных уровней.
В рыночной экономикеосновной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли,увеличение материальной заинтересованности участников бизнеса в результатахфинансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связиявляется первостепенной задачей предприятия. На величину прибыли впроизводственной деятельности оказывают влияние факторы субъективного характераи объективные, не зависящие от деятельности хозяйственного объекта.
Субъективные факторы:организационно-технический уровень управления предпринимательскойдеятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровеньпроизводительности труда, затраты на производство и реализацию продукции,уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы:уровень цен на потребляемые материалы и энергетические ресурсы, нормыамортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
Актуальность данной темызаключается в том, что от эффективности деятельности предприятия зависятсобственные источники финансирования ее финансово-хозяйственной деятельности, азначит платежеспособность, финансовая устойчивость и в конечном случаеконкурентоспособность предприятия. Важно вести постоянный мониторинг финансовыхрезультатов деятельности предприятия, выявлять и своевременно устранятьфакторы, ведущие к снижению доходности предприятия. В этой связисовершенствование процесса управления формированием и использованием финансовыхрезультатов безусловно актуально для современных условий деятельностипредприятия.
Целью написания даннойкурсовой работы является выявление резервов увеличения прибыли и рентабельностина основе анализа финансовых результатов деятельности предприятия и предложениемероприятий, направленных на улучшение финансово-хозяйственной деятельности и,соответственно, финансовых результатов.Для достижения поставленной цели требуетсярешение следующих задач: — изучить теоретические аспекты анализафинансовых результатов предприятия; — проанализировать финансовую деятельностьпредприятия и показатели доходности; — провести анализ формирования ииспользования финансовых результатов ОАО «СЕВЕР»; — разработать предложения по увеличениюфинансовых результатов.
Объектом исследования являетсяфинансово-хозяйственная деятельность ОАО «СЕВЕР».
Предметом исследования является процессуправления финансовыми результатами и доходностью ОАО «СЕВЕР».
Основнойцелью финансового анализа является разработка и принятие обоснованныхуправленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельностихозяйствующего субъекта.
Источникамиинформации для написания курсовой работы явились различная учебная литература,представленная в списке использованной литературы, а также практическаяинформация ОАО «СЕВЕР».

1. Финансовыерезультаты предприятия
 
1.1 Задачианализа финансовых результатов
Финансовые результатыдеятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнемрентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализациипродукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основныхфондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).
Прибыль – это частьчистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфереобращения, который непосредсвенно получают предприятия. Только после продажипродукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляетсобой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость,акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетныефонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем большепредприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, темлучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельностиследует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации ивеличина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной,снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря,эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Основными задачамианализа финансовых результатов деятельности являются:
систематический контрольза выполнением планов реализации продукции и получение прибыли;
определение влияния какобъективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции ифинансовые результаты;
выявление резервовувеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
оценка работы предприятияпо использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли ирентабельности;
разработка мероприятий поиспользованию выявленных резервов.
 
1.2Значение и информационное обеспечение анализа финансовых результатов
Финансовый результатдеятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли(убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиватьсяв рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счётгосударства или других источников. Поэтому задача улучшения финансовогорезультата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализфинансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансовогоположения и по результатам расчётов принять экономически обоснованные решения.
Основными источникамиинформации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учётаи бухгалтерской (финансовой) отчётности. Из форм бухгалтерской отчётностииспользуют:
—   Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаютсянераспределённая прибыль или непокрытый убыток отчётного и прошлого периодов(раздел III пассива, счет 84).
—   Отчёт о прибылях и убытках, форма № 2, составляется загод и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации оформировании и использовании прибыли. В нём показаны статьи, формирующиефинансовый результат от всех видов деятельности. Отчет о прибылях и убыткахсоставляется по данным счетов: 90, 91, 99 с привлечением записей по некоторымдругим счетам, связанным с формированием финансовых результатов. В отчете оприбылях и убытках представлен весь процесс формирования чистой прибыли(убытка) отчетного периода. Кроме этого в отчёте расшифровываются отдельныеприбыли и убытки по приводимым статьям.
—   Приложение к бухгалтерскому балансу, форма №5, котораяявляется расшифровкой отдельных статей баланса.

2.Оценка эффективности использования экономического потенциала организации
Основные показателидеятельности организации в динамике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономическиепоказатели деятельности организации в динамике (для производственныхпредприятий)№ п/п Показатели 2006 год 2007 год Отклонение Темп роста, % 1 2 3 4 5 6 1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 532500 562119 29619 105,56 2 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 456166 551759 95593 120,96 3 Удельная себестоимость (себестоимость, приходящаяся на 1 рубль выручки), руб./руб. 0,8566 0,9816 0,1250 114,59 4 Валовая прибыль (маржинальный доход), тыс. руб. 76334 10360 -65974 13,57 5 Валовая прибыль (маржинальный доход) на 1 рубль выручки, руб./руб. 0,1434 0,0184 -0,1250 12,83 6 Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. 45824 6038 -39786 13,18 7 Прибыль от продаж, тыс. руб. 30510 4322 -26188 14,17 8 Рентабельность продаж, % 14,77 7,64 -7,13 51,73 9 Проценты к уплате, тыс. руб. - - - - 10 Доходы от участия в других организациях, тыс. руб. - - - - 11 Сальдо операционных доходов и расходов, тыс. руб. 39170 -8910 -26188 -22,75 12 Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс. руб. 8988 47542 38554 528,95 13 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 78668 42954 -35714 54,60
Вывод: темп прироставыручки от продажи составил 5,56 %, в то время, как темп прироста себестоимостисоставил 20,96%. Темп роста коммерческих расходов составил 13,18%. Темп ростаприбыли от продаж составил 14,17%. Таким образом, темп роста себестоимостирастет более высокими темпами, чем темп роста выручки, что ведет кзначительному уменьшению прибыли от продаж.Таблица 2Показатели эффективности использованияэкономического потенциала№ п/п Показатели 2006 год 2007 год Отклонение Темп изменения в % 1 2 3 4 5 6 1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 532500 562119 29619 105,56 2 Прибыль от продаж, тыс. руб. 30510 4322 -26118 14,17 3 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 78668 42954 -35714 54,60 4 Средняя стоимость активов, тыс. руб. 1842515 1838030 -4485 99,76 5 Средняя стоимость основных средств по первоначальной стоимости, тыс. руб. 644733,5 629630,5 -15103 97,66 6 Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. 1126850 1125555 -1295 99,89 7 Средняя стоимость материально-производственных запасов, тыс. руб. 490589 686799,5 196210,5 139,99 8 Среднесписочная численность, человек 923 920 -3 99,67 9 Фондоотдача основных средств, руб./руб. 0,8259 0,8928 0,0669 108,10 10 Фондоёмкость основных средств, руб./руб. 1,2108 1,1201 -0,0907 92,51 11 Рентабельность основных средств, % 12,2016 6,8221 -5,3795 55,91 12 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, об. 0,4726 0,4994 0,0268 105,67 13 Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов, об. 1,0854 0,8185 -0,2669 75,41 14 Коэффициент закрепления оборотных средств, об. 2,1162 2,0023 -0,1139 94,62 15 Коэффициент закрепления материально-производственных запасов, об. 0,9213 1,2218 0,3005 132,62 16 Рентабельность оборотных средств, % 0,0698 0,0382 -0,0316 54,72 17 Рентабельность активов, % 0,0427 0,0234 -0,0193 54,80 18 Производительность труда, тыс. руб./чел 576,92 611,00 34,08 105,91 19 Прибыль от продаж на одного работника, тыс. руб./чел. 33,0553 4,6978 -28,3575 14,21
Вывод: темп роста выручкисоставил 105,56%, темп роста прибыли от продаж составил 14,17%. Темп ростасредней стоимости активов уменьшился на 0,24%. Темп роста стоимости основныхсредств и оборотных уменьшился на 2,34% и 0,02% соответственно.
Несмотря на снижениетемпа роста среднесписочной численности человек на 0,33%, темп ростапроизводительности труда составил 105,91%. В 2007 году по сравнению с 2006наблюдается снижение деловой активности, выразившееся в снижении многихпоказателей.

3. Анализприбыли от финансово-хозяйственной деятельности
 
3.1 Анализдинамики и структуры прибыли от различных видов финансово-хозяйственнойдеятельности
Оценка финансовыхрезультатов заключается в выявлении размера и динамики фактических показателейфинансовых результатов, принятых в качестве критериев оценки от базисных, атакже изучение структуры выручки от продажи и прибыли. Изучение структурнойдинамики финансовых результатов позволяет решить следующие задачи:
- оценитьконкурентные позиции предприятия;
- оценить стратегиюуправления активами предприятия;
- дать оценкукачества хозяйственно-правовой работы предприятия.Таблица 3
Оценка структурнойдинамики финансовых результатов.Показатели 2006 год 2007 год Отклонение Темп роста, % Сумма, т. р. Структура, % Сумма, т. р. Структура, % Сумма, т. р. Структура, % 1 2 3 4 5 6 7 8 1) Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 532500 676,9 562119 1308,7 29619 631,8 105,56 2)Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 456166 579,9 551759 1284,5 95593 704,6 120,96 3)Коммерческие расходы 45824 58,2 6038 14,1 39786 -44,1 13,18 4)Управленческие расходы - - - - - - - 5) Прибыль от продаж 30510 38,8 4322 10,0 26188 -28,7 14,17
6) Сальдо операционных доходов и расходов
в том числе
·  операционные доходы
·  операционные расходы
39170
78787
39617
49,8
201,1
101,1
-8910
29639
38549
-20,7
-332,6
-432,6
-48080
-49148
-1068
-70,5
-533,7
-533,7
22,75
37,62
97,30
7)Сальдо внереализационных доходов и расходов
в том числе
-внереализационные доходы
-внереализационные расходы
8988
13583
4595
11,4
151,1
51,1
47542
65497
17955
110,7
137,8
37,8
38554
51914
13360
99,2
-13,3
-13,3
528,95
482,20
390,75 8) Прибыль до налогообложения 78668 100 42954 100 -35714 54,60
Вывод:в 2006 году на долю прибыли от реализации приходилось 38,8% прибыли доналогообложения, 49,8% прибыли до налогообложения составило положительноесальдо операционных доходов и расходов, 11,4% — положительное сальдовнереализационных доходов и расходов. В 2007 году на долю прибыли от реализацииприходилось лишь 10% прибыли до налогообложения, 110,7% — положительное сальдовнереализационных доходов и расходов.
Положительноевлияние сальдо внереализационных доходов и расходов снижается влияниемотрицательного сальдо операционных доходов над расходами, доля которогосоставляет -20,7%.
3.2 Факторный анализ прибыли отпродажи продукции
Объектомособого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации.
Проведениефакторного анализа прибыли от реализации позволяет:
- оценить резервыповышения эффективности производства;
- сформироватьуправленческие решения по использованию производственных факторов.
Анализприбыли проводится в 3 этапа:
1)оценка влияния факторов на прибыль от единицы продукции:
/>
/>
2) оценка влиянияфакторов на усредненную величину прибыли на единицу продукции:
/>
/>
3) оценка влиянияфакторов на совокупную величину прибыли от продаж:
3.1) влияние изменения вобъеме продаж:
/>
3.2) влияние структурныхсдвигов в объеме продаж:
/>
3.3) влияние средней ценыреализации:
/>
3.4) влияние изменений всебестоимости продукции:
/>
Исходные данные дляфакторного анализа прибыли от реализации представлены в таблице 4.Таблица 4
Исходные данные дляфакторного анализа прибыли от реализации.Вид продукции Количество продукции (Q), ед. Цена (P), руб.
Себесто
имость
(C), руб. Прибыль с единицы продукции, руб. Прибыль на весь объем, тыс.руб. 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 2006 2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 А 2500 1800 1500 2100 980 1600 520 500 1300 900 Б 3700 2900 1100 1500 750 1300 350 200 1295 580 В 1700 1200 900 1200 450 850 450 350 765 420 Итого 7900 5900 1184 1631 758 1300 426 331 3365 1953
Рассмотрим влияниеизменений в цене и себестоимости реализуемой продукции на прибыль.Таблица 5
Влияние изменений в ценеи себестоимости реализуемой продукции на прибыль.Вид продукции Р, руб.
/>р, руб. С, руб.
/>С, руб. П, руб.
/>П, руб. В том числе за счет 2006 2007 2006 2007 2006 2007 Р С 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 А 1500 2100 600 980 1600 620 520 500 -20 600 -620 Б 1100 1500 400 750 1300 550 350 200 -150 400 -550 В 900 1200 300 450 850 400 450 350 -100 300 -400 Итого 1184 1631 447 758 1300 542 426 331 -95 447 -542
Прибыль от реализацииединицы продукции снизилась по всем видам продукции, несмотря на увеличениецены. Отрицательное влияние на прибыль оказал опережающий рост себестоимостипродукции по сравнению с ростом цен на готовую продукцию. На размер среднейприбыли с единицы продукции так же, как и на средний уровень цен и себестоимости,оказывают влияние структурные сдвиги.
Так, на увеличениесреднего уровня цен, кроме цен на каждый вид продукции, влияет изменениесоотношения объема реализации отдельных наименований продукции. Аналогично нарост себестоимости единицы продукции в целом по предприятию влияет изменениесебестоимости по каждому виду продукции, а также изменение удельного весареализации каждого наименования.
Поэтому при расчетевлияния цен и себестоимости на изменение средней прибыльности одного изделиянеобходимо элиминировать влияние структурных сдвигов на изменение прибыли, цени себестоимости. Данные для расчета представлены в таблице 6.Таблица 6
Данные для расчетавлияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня цены, себестоимости иприбыли.Вид продукции
Удельный вес продукции />, %
/>
/>, руб.
/>, руб.
/>, руб.
/>, руб.
/>, руб.
/>, руб. 2006 2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 31,6 30,5 -1,1 1500 600 980 620 520 -20 Б 46,8 49,2 +2,4 1100 400 750 550 350 -150 В 21,6 20,3 -1,3 900 300 450 400 450 -100 Итого 100 100 1184 447 758 542 426 -95
Изменение среднего уровняцен, себестоимости и прибыли под влиянием структурных сдвигов рассчитывается поформулам:
/>;
/>/>;
/>/> или />
/> руб.;
/>/> руб.;
/>/>руб.;
Элиминирование влиянияструктурных сдвигов на изменение среднего уровня цен и себестоимости позволяетопределить влияние изменения цен и себестоимости по каждому изделию наизменение прибыли. Расчет проводится также способом абсолютных разниц.
/>;
/>;
/>;
По данным таблицы 6результаты составят:
/> руб.;
/> руб.;
/> руб.
Изменение прибыли наединицу продукции равно алгебраической сумме влияния среднего уровня цен исебестоимости, скорректированных на фактическую структуру реализации:
/> руб.
Таким образом, наизменение прибыли на единицу продукции оказали влияние следующие факторы:
- структурныесдвиги в реализации: — 3,17руб.;
- уровень цен повидам продукции: +440,7 руб.;
- себестоимостьединицы продукции по видам изделий: -540,9 руб.
Итого: -103,37 руб.
Снижение прибыли сединицы реализованной продукции обусловлено в первую очередь ростомсебестоимости выпускаемой продукции, а также снижением удельного веса вреализации наиболее рентабельной продукции – изделия А и В, увеличениемудельного веса изделия Б, имеющего наиболее низкий уровень рентабельности.
Полученные результатыаналитических расчетов составляют необходимую информационную базу дляразработки товарной политики предприятия и поиска резервов снижениясебестоимости продукции.
На общую сумму прибыли,кроме рассмотренных факторов, оказывает влияние количество реализованнойпродукции. Влияние количества реализованной продукции рассчитывается какпроизведение отклонения данного фактора на базисное значение прибыли от единицыпродукции.
Таблица 7
Совокупное влияниефакторов на прибыль.Фактор Размер влияния, тыс. руб. Расчет 1 2 3 Количество реализованной продукции, Q -852 (5900-7900)*426 Структура реализованной продукции -18,7 -3,17*5900 Средний уровень цен +2600,1 440,7*5900 Себестоимость -3191,3 -540,9*5900 Итого -1461,9
Снижение физическогообъема реализации оказывает отрицательное влияние на величину прибыли в размере852 тыс. руб., однако в результате увеличения средней цены реализациисовокупное влияние объема реализованной продукции положительно и составляет1748,1 тыс. руб. (2600,1-852). Такое соотношение влияния физического объема исреднего уровня цен на прибыль характерно для рынков с высоким уровнем концентрацииили монополизации.
Анализ прибыли на основемаржинального дохода:
/>
/>, где
md – удельный маржинальный доход
/>
/>
/>
/>

Таблица 8
Данные для факторногоанализа прибыли от реализации.Показатель Условное обозначение 2006 год 2007 год Отклонение Темп изменения,% 1 2 3 4 5 6 Выручка от реализации, т.р. N 532500 562119 29619 105,56 Переменные издержки, тыс. руб.
/> 341224 370738 29514 108,65 Переменные издержки на 1 руб. выручки от реализации
/> 0,6408 0,6595 0,0187 102,92 Маржинальный доход, тыс. руб. МД 191276 191381 105 100,05 Маржинальный доход на 1 руб. выручки md 0,3592 0,3405 -0,0187 94,79 Постоянные издержки, тыс. руб.
/> 160766 187059 26293 116,35 Прибыль от реализации, тыс. руб. П 30510 4322 -26118 14,17 Рентабельность продаж, %
/> 5,72++96 0,7689 -4,9607 13,42
Изменение прибыли подвлиянием выручки составит:
/>тыс. руб.
В результате увеличениявыручки на 29619 тыс. руб., прибыль должна была увеличиться на 10663 тыс. руб. Изменениеприбыли в результате увеличения удельных переменных затрат:
/> ;
/> тыс. руб.
В результате увеличенияудельных переменных затрат на 0,0187 тыс. руб. прибыль должна уменьшится на10488 тыс. руб.
Влияние постоянныхиздержек на прибыль определяется величиной абсолютного отклонения постоянныхиздержек, но с обратным знаком, т.е.:
/> ,
/> тыс. руб.
В результате увеличенияпостоянных издержек прибыль уменьшится на 26293 тыс. руб.
Общее отклонениесоставит: 10663-10488-26293=-26118 тыс. руб.
Снижение прибылиорганизации в отчетном году по сравнению с базисным на 26118 тыс. руб. былообусловлено разнонаправленным влиянием следующих факторов: увеличение выручкиорганизации на 29619 тыс. руб. должно было обеспечить увеличение прибыли на10663 тыс. руб. Однако положительное влияние этого фактора было перекрытоотрицательным влиянием роста переменных и постоянных затрат организации, чтопривело к снижению прибыли на 10448 тыс. руб. и на 26293 тыс. соответственно.
3.3 Определениеэффекта операционного рычага и его оценка
Решаязадачу максимизации темпов роста прибыли, можно манипулировать увеличением илиуменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости отэтого вычислять, на сколько процентов возрастает прибыль. В практическихрасчётах для этого используют понятие “операционный рычаг” или “левередж”. Еготакже называют производственным, хозяйственным рычагом. Использование левереджав анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от измененияобъёма продаж при данном уровне постоянных затрат.
Таккак изменение объёма продаж (выпуска) вызывает в большинстве случаев изменениелишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянныхзатрат в общей сумме издержек, тем меньше выручка от продаж будет влиять наприбыль и наоборот. В этом и заключается воздействие операционного рычага. Чембольше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционногорычага. Поскольку маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет всвоём составе расходы постоянные, его соотношение с прибылью будет отражатьсилу воздействия операционного рычага.
Эффект операционногорычага показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль приизменении выручки на 1 процентный пункт, т.е.:
/> (1)
Выразивприбыль через маржинальный доход и постоянные издержки, получим:
/>,
Всвою очередь:
/>,
Тогда:/>. (2)
Подставиввыражение (2) в выражение (1), получим:
/> ;
/> .
Считаяудельный маржинальный доход и постоянные издержки неизменными (при условииэлиминирования их влияния), получим:
/> ,
/>
Но /> ,
/>.
/>,
Т.е. операционный рычаг равен отношению маржинального дохода к прибыли.
Действие операционного(производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любоеизменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменениеприбыли.
НаОАО «СЕВЕР» эффект операционного рычага за 2006 год составляет:
/>
Вывод:Полученныйрезультат ЭОР показывает, что при увеличении выручки на 1 процентный пунктприбыль увеличивается на 6,2693 процентных пункта.
Темпприроста выручки составил 5,56%, прибыль под влиянием этого фактора должнавозрасти на 5,56*6,2693=34,95%.
Изменениеприбыли под влиянием выручки составляет:
/> тыс. руб.
Рассмотренныйметод расчета влияния выручки на прибыль позволяет оценить влияние прибыли врезультате изменения объема выпуска и реализации продукции при неизменномсоотношении переменных и постоянных издержек, как за отчетный период, так и присоставлении бюджета по прибыли на планируемый период. С помощью операционногорычага оценивается чувствительность прибыли к изменению выручки. Чем вышезначение операционного рычага, тем выше чувствительность, т. е. тем большийприрост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки. В то же времяоперационный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска, т.к. при высоком значении операционного рычага снижение объема продаж на 1 %приводит к многократному понижению прибыли.
Величинаоперационного рычага зависит от соотношения переменных и постоянных издержек.Чем выше доля постоянных затрат, тем больше разница между маржинальным доходоми прибылью, тем соответственно выше соотношение между этими показателями. Такимобразом, предприятие, имеющее в составе своего имущества высокую долю основныхфондов, с эксплуатацией и содержанием которых связаны в основном постоянныеиздержки, подвержено высокому предпринимательскому риску. Причем чем ближе кточке безубыточности работает предприятие, тем значительнее будет влияниеизменения продаж на прибыль, что вызывает необходимость постоянного контроля замасштабом производственной деятельности.

4. Предложения по увеличениюфинансовых результатов
Цельпроизводственной деятельности предприятия – выпуск продукта, его реализация иполучение прибыли.
Текущиезатраты предприятия на производство и реализацию продукции составляютсебестоимость продукции. Себестоимость продукции характеризует эффективностьиспользования ресурсов.
Дляповышения объема производства и снижения себестоимости продукции предприятиеможет использовать резервы. Под резервами понимают неиспользованные возможностиснижения удельного расхода материальных ресурсов, труда, капитальных затрат.
Нанашем предприятии для роста объема производства и снижения себестоимостипродукции могут быть использованы следующие резервы:
1.  Улучшение использования труда:
- созданиедополнительных рабочих мест;
- ликвидацияпотерь рабочего времени;
- повышениепроизводительности труда;
- улучшениеструктуры кадров, рост квалификации.
2.  Улучшение использования средствтруда:
- укомплектованиеновых рабочих мест оборудованием;
- ликвидацияпотерь рабочего времени оборудования;
- повышениепроизводительности оборудования;
- улучшениеструктуры основных фондов.
3.  Улучшение использования предметовтруда:
- снижение нормрасхода материалов;
- внедрениепрогрессивных видов сырья и материалов.
Дляпрогнозирования деятельности предприятия полезным является разработка различныхэкономических норм и нормативов, имеющих опережающий характер.
В2007 году по сравнению с 2006 годом численность работников снизилась на 3человека.
Еслив 2007 году численность рабочих увеличить на 5 человек, то приращение продукциив результате создания дополнительных рабочих мест составит:
∆N(M) = ∆M*B0
∆M – дополнительные рабочие места;
B0 – среднегодовая выработка рабочего
∆N(M) = 5*576,92= 2884,6 тыс. руб.
Производительность трудав отчетном году снизилась на 34,08 тыс. руб. на человека.
Если предположить, что в2007 году мы сможем достичь выработки в размере 650 тыс.руб. на человека, топриращение выпуска продукции в результате роста выработки составит:
∆N(M) = ∆B*M1
∆N(M) = (650-576,92)*920 = 67233,6 тыс. руб.
В отчетном году удельнаясебестоимость выросла. Если предположить, что в 2007 году мы сможем снизитьудельную себестоимость до 0,8, то маржинальный доход организации вырастет
∆МД = — ∆У*В1
У – удельнаясебестоимость
∆МД = 0,056*576,92= 32,31 тыс. руб.
Фондоотдача в 2006 годуснизилась. Если предположить, что ОАО «СЕВЕР» сможет в будущем году повыситьфондоотдачу на 0,1 рубль, то увеличение выручки в результате составит
∆N(Фо)= ∆Фо*Ср.ст.ОФ1
Ср.ст.ОФ – средняястоимость основных фондов;
Фо — фондоотдача
∆N(Фо)=0,1*629630,5=62963,05 тыс. руб.
ОАО «СЕВЕР» находится наэкстенсивном пути развития производства. Основными задачами для увеличенияприбыли являются снижение удельной себестоимости и рост выручки. Для решенияэтих задач можно использовать следующие наиболее эффективные внутренние резервыпредприятия:
· Оптимизацияналогообложения
· Оптимизацияценообразования
· Автоматизациясистемы управления
· Переоценкаосновных фондов
· Изменение вкадровой политике
· Внедрение новыхформ организации труда
· Внедрениемаркетинговых технологий
· Передачанеиспользуемых объектов в аренду
· Повышениекачества учета
· Переход намеждународные стандарты
· Повышение управляемостиосновным капиталом
· Разработкаинвестиционного имиджа.
В конце можно отметить,что предприятие должно постоянно находиться в процессе поиска резервовулучшения эффективности своей деятельности.

Заключение
Проанализировавдеятельность ОАО «СЕВЕР» можно сказать о снижении эффективности деятельностипредприятия. Темп прироста выручки от продажи составил 5,56 %, в то время, кактемп прироста себестоимости составил 20,96%. Темп роста прибыли от продажсоставил 14,17%. Темп роста себестоимости растет более высокими темпами, чемтемп роста выручки, что ведет к значительному уменьшению прибыли от продаж. В2007 году по сравнению с 2006 наблюдается снижение деловой активности,выразившееся в снижении многих показателей.
Среднесписочнаячисленность работников в 2007 году сократилась на 3 человека. Несмотря наснижение темпа роста среднесписочной численности человек на 0,33%, темп ростапроизводительности труда составил 105,91%. В 2007 году по сравнению с 2006наблюдается снижение деловой активности, выразившееся в снижении многихпоказателей.
В 2006 году на долюприбыли от реализации приходилось 38,8% прибыли до налогообложения, 49,8%прибыли до налогообложения составило положительное сальдо операционных доходови расходов, 11,4% — положительное сальдо внереализационных доходов и расходов.В 2007 году на долю прибыли от реализации приходилось лишь 10% прибыли доналогообложения, 110,7% — положительное сальдо внереализационных доходов ирасходов. Положительное влияние сальдо внереализационных доходов и расходовснижается влиянием отрицательного сальдо операционных доходов над расходами,доля которого составляет -20,7%.
Прибыль от реализацииединицы продукции снизилась по всем видам продукции, несмотря на увеличениецены. Отрицательное влияние на прибыль оказал опережающий рост себестоимостипродукции по сравнению с ростом цен на готовую продукцию. На размер среднейприбыли с единицы продукции так же, как и на средний уровень цен исебестоимости, оказывают влияние структурные сдвиги. Так, на увеличение среднегоуровня цен, кроме цен на каждый вид продукции, влияет изменение соотношенияобъема реализации отдельных наименований продукции. Аналогично на ростсебестоимости единицы продукции в целом по предприятию влияет изменениесебестоимости по каждому виду продукции, а также изменение удельного весареализации каждого наименования.
Снижение прибыли сединицы реализованной продукции обусловлено в первую очередь ростомсебестоимости выпускаемой продукции, а также снижением удельного веса вреализации наиболее рентабельной продукции – изделия А и В, увеличениемудельного веса изделия Б, имеющего наиболее низкий уровень рентабельности.
Снижение физическогообъема реализации оказывает отрицательное влияние на величину прибыли в размере852 тыс. руб., однако в результате увеличения средней цены реализациисовокупное влияние объема реализованной продукции положительно и составляет1748,1 тыс. руб. (2600,1-852).
Снижение прибылиорганизации в отчетном году по сравнению с базисным на 26118 тыс. руб. былообусловлено разнонаправленным влиянием следующих факторов: увеличение выручкиорганизации на 29619 тыс. руб. должно было обеспечить увеличение прибыли на10663 тыс. руб. Однако положительное влияние этого фактора было перекрытоотрицательным влиянием роста переменных и постоянных затрат организации, чтопривело к снижению прибыли на 10448 тыс. руб. и на 26293 тыс. соответственно.
ОАО «СЕВЕР» дляувеличения прибыли может использовать резервы.

Библиографическийсписок используемой литературы
1. Гражданскийкодекс РФ. Часть 1 и 2. М., Проспект, 2007.
2. Федеральный закон«О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.
3. Положение поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.Утверждено приказом Минфина РФ № 34н.
4. Положение побухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96).Утверждено прказом Минфина РФ № 10 от 08.02.96.
5. Абрютина М.С.,Грачев В.В. Анализфинансово-хозяйственной деятельности предприятия, М: 2001г.
6. Аврова А.И. Управленческий учет, М:Бератор-Пресс,2003г.
7. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теорияанализа хозяйственной деятельности: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. — М:Финансы и статистика, 2004г.
8. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет-М: Омега-Л,2002г.
9. Ермолович Л.Л. Практикум по анализу хозяйственнойдеятельности предприятия, Минск: Книжный Дом,2003г.
10. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет,Москва 2003г.
11. Карпов Т.П. Управленческий учет, М: ЮНИТИ,2002г.
12. Ковалев В.В.,ВолковаО.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, — М:ПРОСПЕКТ, 2002г.
13. Любушин Н. П.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
14. Любушин Н.П.,Лещева В.Б., Дьякова В.Г.Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М: ЮНИТИ-ДАНА,2002г.
15. Пашигорева Г.И.,Савченко О.С. Системыуправленческого учета и анализа — Питер: ,2003г.
16. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельностипредприятия, — М: Академический проект,2002г.
17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятия – М: ИНФРА-М, 2002г.
18. ЧечевицынаЛ.Н. Экономический анализ, — Ростов — на – Дону, Феникс, 2001г.
19. Шеремет А. Д.,Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа организации. – М.: ИНФРА-М, 2003,с.72-75.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Книгоиздание в развивающихся странах
Реферат Совершенствование маркетинговой деятельности организации
Реферат Солдаты моря
Реферат Специфика разработки медиаплана для туристического агентства
Реферат Теоретико правовые аспекты науки конституционного права на совреме
Реферат Оценка стоимости бизнеса на примере предприятия
Реферат Информационная поддержка года Учителя
Реферат Облікова політика та її призначення з метою ефективного використання в теорії та практиці бухгалтерського
Реферат Збирання доказів у структурі кримінально-процесуального доказування
Реферат Словотворчество в современных СМИ
Реферат Интернет и журналистика
Реферат Современное состояние неологизмов в области терминологии
Реферат Интуиция, как часть творческой деятельности журналиста
Реферат Разработка формальной системы
Реферат Варваризмы в журналистских текстах