Реферат по предмету "Религия и мифология"


Роль религии в современном обществе

Тема реферата:
«Роль религии в современном обществе»
2010г.
Оглавление
Введение
1. Происхождение религии, ее ранние формы
2. Мировые религии
3. Конфессии
4. Религиозныеобъединения в Ростовской области
5. Религия в нашемобществе
Заключение
Список литературы

Введение
В наше непростое время,когда прежняя вера в царство справедливости на земле, которое последователямиучения К. Маркса называлось “коммунизмом”, разрушена, замена отвергнутомуидеалу ещё не найдена, необходимо, прежде всего, обратиться к системам взглядовна мир и человека в нём, вырабатывавшихся человечеством на протяжениитысячелетий, чтобы противостоять попыткам внедрить в сознание людейдеструктивные, разрушительные идеи, часто облечённые в религиозную оболочку.
Это особенно необходимо внашей многонациональной стране, где сосуществуют верующие, принадлежащие кразличным конфессиям, и атеисты. Для благополучного и мирного проживания втаких условиях необходима толерантность к любым точкам зрения, взаимоуважениелюдей любых взглядов и убеждений. Религия – это система устоявшихся взглядов.Чтобы уважительно относится к любым формам религии, необходимо знатьрелигиозные традиции, иначе по неведению, нехотя, можно задеть религиозныечувства живущих рядом людей. Для самоуважения и сохранения культурных традицийследует знать историко-религиозные основы культуры и своего народа.
Нередко религиозные лозунгииспользуются различного рода экстремистами, преследующими на деле далеко нерелигиозные цели. Чтобы отделить плевелы от зёрен, также необходимо знать нетолько основные религиозные постулаты, но и то, как они возникали и в связи счем трансформировались.
Как развивались этипредставления, как интерпретировались в различных религиозных учениях, почемуимеются столь различные подходы к трактовке смысла и назначения человеческогобытия, как и почему сформировались они, можно ли примирить взгляды различныхрелигиозных конфессий, возможно ли в будущем объединение всех религий в единуюмировую религию и нужно ли это? На эти и многие другие вопросы я постараюсьответить в своем реферате.
Данная тема особенноактуальна в наше время, так как возрастает роль религии в современном обществе.Роль религии ощущается не только в политической жизни государства, но вэкономике и спорте. Да, пожалуй, нет ни одной области, где бы не чувствовалосьвлияние церкви. Так, например, на государственном уровне решается вопрос о введениив российских школах нового предмета «Православная культура», в армии существуетдолжность армейского священника. И я считаю, что совсем не обязательноисповедовать какую-либо религию, главное знать о ней. Хотя, по моему глубокомуубеждению, именно религия является тем спасательным кругом, который выведетнашу страну из бездуховности, агрессивности по отношению друг к другу на путьмилосердия и толерантности.

1. Происхождениерелигии, ее ранние формы
Прежде чем говорить ороли религии в современном обществе, необходимо вспомнить, что же такое религияи как она произошла. Слово «религия» производно от латинского «religio»— «благочестие, набожность,святыня». Полагают, что первые религиозные воззрения появились в периодформирования родового строя. Поскольку человечество возникло раньше, ученыесочли возможным предположить, что религиозность не является естественнымсостоянием человека. В качестве одного из аргументов  приведу наблюдения заобразом жизни племени кубу.
Еще в 1820-х гг.европейцы узнали о существовании на Суматре этого племени, сохраняющегоархаический уклад хозяйства и общественного быта. Исследователи пыталисьвыявить у кубу религиозные представления, стараясь при разговоре с людьмиплемени, навести своих собеседников на мысль о чем-нибудь сверхъестественном.
— Видал ли ты молнию?
— Да.
— Что это такое?
— Не знаю...
— Откуда берется молния?
— Не знаю.
— Можешь ли ты сделатьмолнию?
— Нет.
— Может быть, молния —животное?
— Нет.
— Может быть, гром —животное?
— Нет...
Я думаю, что в этомдиалоге трудно найти даже зародыш религиозных представлений. Для того чтобывозникло религиозное мировоззрение, необходим определенный уровень развитиямышления человека — абстрактное мышление. Религиозное мышление, таким образом,возникает одновременно с абстрактным.
Мне кажется, главнойособенностью религиозного миропонимания людей раннепервобытной общины было то,что они не выделяли себя из окружающей среды. Природе приписывалисьчеловеческие свойства, а людям — свойства природы. Это сказалось на всех раннихвидах религиозных представлений. К ранним формам религии относят магию,фетишизм, тотемизм, анимизм.
Возникновение магииученые относят к эпохе каменного века. Магические обряды, вероятно,существовали уже у неандертальцев, живших 80—50 тысяч лет назад. В магиисверхъестественное еще не отделилось от естественного. Магические верованияпредполагали веру в сверхъестественную (т.е. иллюзорную) связь между реальнымиявлениями или предметами.
Термин «магия» происходитот греческого слова «колдовство». Различают много видов магии (вредоносная,производственная, лечебная, учебная и т.п.). Магия дожила до наших дней какэлемент современных религий и в самостоятельной форме (например, гадание накартах).
Современные люди частосовершают магические действия, даже не подозревая об этом, — например, когдаженщины пользуются золотыми украшениями. Золото, по представлениям древних,имеет магическую силу, дающую долголетие и бессмертие. Золото издавнавоспринималось как благородный металл, как атрибут богов. Пифагор, чтобыдоказать свою посвященность, причастность сокровенному знанию, утверждал, что унего золотое бедро. В русских сказках герой имел «по колено ноги в золоте, полокоть руки в серебре».
Магическое мышлениеосновывается на законе подобия и законе соприкосновения. Закон подобияозначает, что подобное производит подобное. Закон соприкосновения означает, чтовещи, однажды соприкоснувшиеся, продолжают взаимодействовать на расстояниипосле прекращения прямого контакта.
Так, у скифов существовалобычай братания. Воины надрезали себе руки над чашей с вином, смешивая его скровью. Затем чаша пускалась по кругу, а ее содержимое выпивалось. Похожиеритуалы существовали в различных уголках мира. Только индейцы вместо винаиспользовали воду, а датчане для скрепления дружбы или договора окропляли следыдруг друга.
В те времена, когдаосновным занятием людей была охота, появилась вера в сверхъестественное родствочеловеческих коллективов с животными (реже с растениями) — тотемизм (отиндейских слов «тотем» — «его род»). Род носил имя своего тотема; сородичиверили, что находятся с тотемным предком в кровном родстве. Тотему непоклонялись, но считали его прародителем, помогающим своим потомкам. Последние,со своей стороны, не должны были убивать тотемного зверя, причинять ему вред,употреблять в пищу его мясо и т.п.
Тотемизм мог принимать идругие формы. Например, существовали личные тотемы. Тотемизм в виде различныхритуалов вошел в современные религии. Так, верующие христиане под видом хлеба ивина поедают тело и пьют кровь Бога; Христос отождествляется с ягненком, Святойдух — с голубем.
Фетишизм (отпортугальского «fetico» —«заколдованная вещь, идол, талисман») — это поклонение неодушевленнымпредметам, наделенным сверхъестественными свойствами. У древних германцев рольфетиша выполняла ель, у христиан — крест и мощи. Фетишем могла стать спасшаялюдей пещера или добычливое копье.
Уже самые ранние видырелигии заключали в себе начатки не только фантастических представлений — веры,но и священнодействий — культовой практики, которая обычно составляла тайну,оберегаемую от непосвященных. С развитием верований и усложнением культа егоотправление потребовало определенных знаний и опытности. Религиозные ритуалыстали совершаться специально подготовленными людьми.
Эволюция первобытныхверований привела к тому, что сверхъестественное в сознании людей отделилось отестественного и превратилось в самостоятельную (нематериальную)  сущность.Именно иллюзорное удвоение мира, признание наряду с природным и социальнымбытием бытия потустороннего составляет сущность религиозного сознания.
Постепенно возникла ивера в духов и души— анимизм. Появились и особые люди — шаманы (от эвенкийскогослова, означающего «исступленный»), чья социальная функция состояла в общении сдухами.
Анимистические верованиясвязаны с одушевлением природы. Зачатки их имелись уже в раннепервобытныхобщинах. У тасманийцев, австралийцев и других племен охотников, рыболовов исобирателей существовали смутные представления о душах умерших людей, о злых идобрых духах, обычно мыслившихся как физически осязаемые существа. Позднейшаятрансформация анимизма представлена спиритизмом, т.е. общением с умершими.
В мире существует многорелигий, много вариантов их классификаций. Если положить в основу классификациисоциальные условия функционирования религий, то возможно выделение следующихтипов религий:
— племенные религии,возникшие в первобытном обществе;
— национальные религии,которые складывались в рамках определенной народности, например, конфуцианствов Китае или синтонизм в Японии;
— мировые религии.

2. Мировыерелигии
Религия представляетсобой специфическую форму отражения действительности. Она до сих пор остаетсязначительной силой в мире. Религиозное мировоззрение в форме трех мировыхрелигий широко распространено в разных странах мира.
К мировым религиямотносится буддизм, христианство и ислам. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Буддизм
Буддизм — наиболеедревняя мировая религия. Эта религия возникла в УI — У вв. до н.э. в Индии. Внастоящее время она распространена в Бирме, Вьетнаме, Китае, Японии и Корее.
Традиция связываетвозникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи (Гаутамы), которогоназывали Буддой, что означает «просветленный знанием». Гаутама жил в роскоши,женился на любимой женщине, которая родила ему сына. Толчком к душевномуперевороту для царевича, как гласит предание, послужили три встречи. Гаутамепопался на глаза дряхлый старик, затем жестоко страдающий больной, и, наконец,он наблюдал, как несли хоронить покойника. Так Гаутама впервые узнал старость,болезнь и смерть — удел всех людей. Царевич тайно покинул дворец и семью. Вдвадцать девять лет он стал отшельником и умер восьми десятилетним старцем вдень своего рождения.
Главное содержаниебуддистского вероучения может быть сведено к следующим основным идеям.
1. Отождествление жизнисо страданием. Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания истрасти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земныхстрастей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения,указанным Буддой.
2. После смерти любоеживое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в теле новогосущества, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, нои поведением его «предшественников».
З. Стремление к нирване,т.е. к высшему бытию, которое достигается отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианстваи ислама, в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя.
Свод священных книгбуддистской религии носит название Типитака, что означает «Три корзины».Письменное изложение буддистского учения было составлено монахами островаЦейлон в 80 г. до н.э.
Христианство
Христианство возникло в Хв. до н.э. в восточной части Римской империи — в Палестине. Христианскаярелигия — это религия, обращенная ко всем народам. В основе ее лежат идеимессианства, связанные с надеждами на божественного избавителя, и эсхатология,т.е. вера в сверхъестественный конец существующего мира. Имя Христос — этоперевод на греческий язык иудейского религиозного термина «мессия» —«помазанник, спаситель людей».
Христианство впитало всебя идеи и представления ряда других религий, прежде всего иудаизма, изкоторого оно заимствовало несколько основных идей (претерпевших определеннуютрансформацию).
1. Идея монотеизма, т.е.признание одного Бога, сотворившего мир и управляющего им. В христианстве этаидея ослаблена учением о  Божественной Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — духСвятой).
2. Идея мессианства, идеяБожественного посланца, призванного спасти людей. В христианстве развиваетсяучение о спасении всех людей (а не только еврейского народа) черезискупительную жертву Иисуса Христа.
З. Идея эсхатологии —идея гибели существующего мира в результате Божественного вмешательства. Вхристианстве эта идея связывается с верой во второе пришествие Христа, котораязаимствована из идеологических воззрений кумранской общины — иудейскойрелигиозной секты. Члены этой секты считали, что Мессия по своей природечеловек, первое пришествие которого уже состоялось и ожидается второе. Цельпервого пришествия состоит в принесении людям истинной религии и в искупленииих грехов. Второе пришествие означает конец света, прекращение жизни на Земле,воскрешение мертвых и Страшный Суд.
Основные догматывероучения христиан:
1. Догмат о Троице.Единый Бог существует в трех лицах. Все лица существуют вечно, но Святой духисходит от Бога-Отца (или, как полагают католики, от Отца и Сына). Единый Бог втрех лицах — образ, непостижимый для человеческого разума.
2. Основу христианствасоставляет вера в Спасителя — Иисуса Христа. Второе лицо Троицы, Бог-Сын, иесть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы (Божественную ичеловеческую).
З. Третий догмат связан сверой в загробную жизнь.
4. Признаниесуществования сверхъестественных существ, например ангелов — бесплотных добрыхдухов, злых духов, бесов, и их повелителя — Сатаны.
Священной книгой христианявляется Библия. Происхождение этого слова часто связывают с названием городаБибла, где производилась продажа папируса и где, может быть, впервые былоприменено алфавитное письмо. Материал для письма назвали по-гречески «библион»— книга. В буквальном переводе с греческого «Библия» означает «книги».
Библия состоит из двухчастей: Ветхий Завет (39 книг) и Новый Завет (27 книг). Первые книги Библии получилиу иудеев название Тора (Закон); эти книги называют также Пятикнижием Моисеевым(оно включает книги Бытие, Исход, Левит Второзаконие).
Ветхий Завет — этодревнейшая часть Библии, священные книги иудаизма. Новый Завет, собственнохристианские произведения, включает в себя четыре Евангелия (рассказ о жизниИисуса Христа, Благовествование о Спасителе), деяния Святых Апостолов, Посланияи Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Апокалипсис датируется 68 г.н.э.
Уже в 4 веке императорКонстантин объявил христианство государственной религией Римской империи. Нынехристианство не является единым религиозным направлением. Оно распадается намножество течений. В 1054г. христианство разделилось на западную, илиримско-католическую (слово «католическая» означает «вселенская»), церковь, ицерковь восточную, православную. В ХУI в. в Европе началась Реформация —антикатолическое движение. В результате появилось третье главное направлениехристианства — протестантизм.
И православие, икатолицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропонимание,покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучениязападных и восточных христиан является Библия. Различия состоят в основном вследующем: в православии нет единого главы церкви, отсутствуют представления очистилище; западные и восточные христиане неодинаково принимают догмат оТроице.
Католики рассматриваютчистилище как место временного загробного пребывания душ, попадающих затем вад, иди в рай. Во главе католической церкви стоит Папа Римский (от греческого«папас» — «предок, старейший, дед со стороны отца»). Папе избираетсяпожизненно. Центром римско-католической церкви является Ватикан — государство,занимающее несколько городских кварталов в Риме.
В протестантизмеразличаются три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство.Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдениеобрядов, а его личную в искупительную жертву Иисуса Христа. Во время Реформациипротестанты провозгласили принцип всеобщего священства, который означает, чтокаждый мирянин может проповедовать для протестантов характерна аскетичностъ вобрядах, например, число таинств сокращено до двух.
Ислам
Ислам возник в УII в.н.э. среди арабов Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числамировых. Первоследователи ислама, мусульмане, живут в основном в Африке и Азии(слово «ислам» переводится как «покорность»; слово «мусульманин» происходит отарабского «муслим» — «верный»). Основатель ислама, Мухаммед, — личностьисторическая. Он родился около 570г. в Мекке. Мекка была крупным городом напересечении торговых путей (Мухаммед в молодости занимался торгов лей). В Меккерасполагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храмКааба.
Мухаммед рано осиротел.Его отец умер через месяц после рождения сына. Мать умерла, когда Мухаммедуисполнилось шесть лет. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, нообедневшей. В 25 лет он поступил в услужение к богатой мекканской вдове ивскоре женился на ней. В 40 лет, около 610г., Мухаммед выступил как религиозныйпроповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь непонравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось в 622г. перебраться вгород Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началоммусульманского летосчисления, а Мекка — центром мусульманской религии.
Основа мусульманскоговероучения, Коран (буквально «чтение»), представляет собой обработанные записивысказываний Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались какпрямая речь Аллаха и передавались устно. Лишь спустя два десятилетия послесмерти Мухаммеда они были записаны и составили Коран. Книга состоит из 114глав.
В вероучении мусульманбольшую роль играют сунна — сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда —и шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульманина(слово «шариат» переводится как «правильный путь») Наиболее тяжкими грехами умусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.
Культовые помещениямусульман называются мечетями. Ислам запрещает изображать человека и животных,поэтому мечети украшаются разнообразным орнаментом.
В исламе нет четкого истрогого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любоймусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы (шариат) и правилабогослужения. Культ ислама прост. Мусульманин должен выполнять пять основныхтребований:
1. Произнесение формулыисповедания Веры — «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк».
2. Совершениеобязательной пятикратной молитвы (намаз).
3. Соблюдение поста вмесяц рамадан. В течение этого месяца нельзя есть и пить от восхода до заходасолнца.
4. Раздача милостынибедным.
5. Совершениепаломничества в Мекку.
3. Конфессии
Религия в современноммире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития,охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, еговооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозныеконфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику какотдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.
В мире, по данным,приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн.православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учестьколичественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное числоприверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем),как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) ииудаизм (20 млн.).
Соотношение верующих вРоссии по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представленоследующим образом. Православные христиане — 67 процентов; мусульмане — 19процентов; православные-старообрядцы — 2 процента; буддисты — 2 процента;протестанты — 2 процента; иудеи — 2 процента; адепты иных традиционныхрелигиозных конфессий — 1 процент; нетрадиционных — 5 процентов.
Таким образом, основные — многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территориинашей страны — традиционные российские религиозные конфессии — этохристианство, ислам, буддизм, иудаизм.
Если говорить о самыхмногочисленных религиозных конфессиях нашей страны — православии и исламе(который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и СеверногоКавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и вдальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскимиправославными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности всевстанут на защиту России плечом к плечу.

4.Религиозные объединения в Ростовской области
Для того, чтобыпредставление о конфессии было наиболее полным, необходимо познакомиться срелигиозными объединениями в Ростовской области. Так, в Ростовской областидействует 472 зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации 33вероисповеданий, 15 миссионерских и благотворительных структур.
Самой крупной ивлиятельной религиозной организаций в области является Ростовская-на-Донуепархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата – 253 прихода,организационно разделенных на 16 благочиний, все приходы имеют храмы илимолитвенные дома, действует 2 мужских монастыря и 1 женский, 8духовно-просветительских центров.
На втором месте поколичеству организаций стоит Союз Церквей Евангельских христиан баптистов – 44общины, имеют 27 молитвенных домов, остальные арендуют помещения у своихединоверцев.
Христиане веры евангельской(пятидесятники) различного организационного подчинения представлены 43организациями, в большинстве арендуют помещения для молитвенных собраний.Адвентисты Седьмого дня – 34 общины, имеют 30 молитвенных домов. СвидетелиИеговы – 18 общин, организационно объединенных в два округа, имеют несколькомолитвенных домов. Ислам представлен 17 организациями, объединенными в двауправления мусульман, имеется 3 мечети, из них 2 — в приспособленных зданиях.Иудеи представлены 7 общинами, пять из которых хасиды, одна — прогрессивныйиудаизм и одна — ортодоксальный иудаизм. Хасиды имеют 1 синагогу, одну иешиву,одну общеобразовательную школу. У католиков — 5 приходов, 1 храм и 1 женскиймонастырь. Армянская Апостольская Церковь – имеют 3 прихода. Молокане – 6 автономныхобщин. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) – 5 общин, имеют 5помещений.
Кроме этих религиозныхорганизаций, по экспертной оценке, в области действуют более ста религиозныхгрупп. Некоторые из них, такие как баптисты «отделенные», не регистрируютсяпринципиально. Часть были зарегистрированы, но по собственной воле не сталиперерегистрироваться в связи с обременительностью регистрации и обязанностейюридических лиц (методисты, пресвитериане, молокане, духоборы, Церковь Христа,буддисты, пятидесятники, Свободная РПЦ, кришнаиты, бахаи, муниты, саентологии,последователи техники трансцендентальной медитации и др.). По этой же причинемногие религиозные объединения имеют, наряду с зарегистрированными религиознымиорганизациями, «дочерние» религиозные группы: малочисленные приходы РПЦМосковского Патриархата, старообрядцы, баптисты, пятидесятники, мормоны,Свидетели Иеговы, евангельские христиане, адвентисты, Армия Спасения и др.
Ростов-на-Дону являетсяадминистративным центром многих религиозных объединений Южного федеральногоокруга. В нем расположены областные и Северо-Кавказские  руководящие центры 14религиозных объединений.
В сфере религиозногообразования в Ростове-на-Дону работают: Ростовский филиал МосковскогоСвято-Тихоновского гуманитарного университета, на пяти курсах обучается 209чел.; Ростовское духовное училище миссионерской направленности при Ростовскойепархии, обучается 30 чел.; в иешиве хасидов — обучается 40 человек. ВРостовской — на-Дону-епахии действует свыше 60-ти воскресных школ и несколькодуховных центров, в большинстве протестантских организаций работают библейскиешколы.
Религиозные СМИ имеетРостовская епархия. В области издаются газета «Церковный вестник» и «Свечечка»,ежемесячный детский журнал. Кроме этого 7 благочиний выпускают небольшие газетытиражом по несколько сот экземпляров. Ростовская епархия имеет собственныетипографию и телестудию «Православный Дон», которая размещает свои материалы наразличных телеканалах, интернет-сайт, кроме этого, 6 благочиний создали своиинтернет-сайты.
Большинство религиозныхорганизаций поддерживают международные связи и контакты, наиболее активны вэтом отношении мормоны, иудеи, баптисты, пятидесятники, католики, адвентисты,свидетели Иеговы, мусульмане. В области находятся иностранныесвященнослужители, проповедники, миссионеры, представители различныхблаготворительных религиозных фондов, преподаватели библейских школ и другие.
Ростов-на-Дону являетсяадминистративным центром многих религиозных объединений Южного федеральногоокруга. В нем расположены областные и Северо-Кавказские руководящие центры 14религиозных объединений.
5. Религия внашем обществе
Итак, религия — этомировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры всуществование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственнойсвязи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловнымсредоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).
Религиозное сознание, т.е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, втом, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог,—высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормывоспринимаются в религиозном сознании, как производное воли Бога, выраженной вего заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы исуждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественнымисточником (заветы Моисей получил от бога Иеговы (Яхве) на горе Фавор; Нагорнаяпроповедь Христа — это слово Богочеловека; неграмотный Мухаммед продиктовал то,что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).
Религия благодаря своемууниверсальному характеру (она относится ко всем проявлениям жизни людей и даетим свои оценки), обязательности своих требований к выполнению основныхнравственных и законодательных норм, психологической проницательности иогромному историческому опыту является составной частью культуры.
В истории религия всегдасосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях ипротивостояла им.
В настоящее времяскладывается достаточно устойчивый исторический баланс между основнымирелигиями каждой страны, с одной стороны, и светским сектором культуры — сдругой. Более того, в ряде стран светский сектор занимает значительные позиции.
Религию как особую сферукультуры человечества изучает специальная наука — религиоведение. Среди про­блем,которые интересуют научное исследование религии,— сущность религии, ее значениев общественном развитии, ее возникновение, развитие и соотношение с другимиявлениями культуры. Религиоведение наряду с этикой, изучающей мораль,— наукафилософская. Ее не следует путать с теологией (богословием), являющейсясовокупностью религиозных учений о сущности и действии Бога.
Вера в Бога как всверхъестественное существо, по меркам которого должны происходить все основныесобытия в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит воснове любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную и многоплановуюисторию. В ее основе — настойчивые усилия людей восполнять недостатки и порокиземной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом.Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения оприроде, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковырассказы, мифы, верования в богов у древних греков, древних римлян, древнихиндийцев, древних китайцев и других народов. В них отчетливо представленмногобожный (политеистический) характер этих религиозных систем. Напротив, вВетхом Завете (религия древних иудеев), в религиях христиан и мусульман выраженединобожный (монотеистический) принцип. Во многих религиях существуютпредставления о богах человекоподобных (антропоморфных). Боги ведут себяподобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Если ихмного, они, либо ссорятся между собой, враждуют, либо объединяются дляисполнения общих замыслов.
С течением временипроисходило постепенное вытеснение из религии прямого — антропоморфного —содержания. Это было связано с ростом культуры общества, с появлением в нембогословов сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственноесознание общества.
После длительного периодаатеистической пропаганды и насильственного вытеснения религии из общественнойсферы в период господства большевистской идеологии в современной Россиинаблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства,ислама, буддизма, и верующих, способных более или менее систематически избегатьв своих рассуждениях о божестве прямых аналогий с земными событиями,переживаниями и обстоятельствами. Тем не менее в любой религии, даже самойрафинированной (т. е. очищенной), образ Бога всегда имеет печать породивших ипитающих его земных условий. На это указывают и личные характеристики Бога(святость, милосердие, справедливость и др.) в различных религиозных системах.Около тысячи подобных характеристик Аллаха содержится в исламе; в иудаизме Богпредставлен недоступным и требующим жертвы; в христианстве же Бог предстаетОтцом для всех тех, кто в него уверовал.
Другой особенностьюрелигии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий — культов(почитания), развертывающихся на основе идей и представлений о Боге(божествах). Таковы жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии вмировых (христианство, буддизм, ислам) и многих национальных религиях (иудаизм,конфуцианство, синтоизм и др.). Они следуют друг за другом в соответствии спорядком и последовательностью, предусмотренными соответствующимицерковно-религиозными календарями. Центр отправления религиозного культа —храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы,распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.).
Еще одной особенностьюрелигии является непосредственно эмоциональное переживание верующим событиймифов и культовых действий. Это переживание обусловлено тем, что в религиипреломляются и отражаются самые важные события человеческого существования:тайны рождения и смерти, самосознание ребенка, вступление юноши и девушки всамостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др.
Наконец, большинстворелигий современного мира имеет особую организацию — церковь с четким распределениемобязанностей на каждом уровне ее иерархии (структуры). Например, в католичествеи православии это миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат,митрополии, патриархии и т. д.
Огромное влияние религиина жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют вовсех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан. Поэтомуона оказывала заметное воздействие на сферу общественной морали, особенно в техусловиях, когда была доминирующей духовно-организующей силой общества.

Заключение
Вывод, к которому мыподошли, заключается в следующем. Наука — это одновременно мощный созидательныйи разрушительный инструмент в руках образованного человечества. Направить этотинструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственнойсопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именуеткак Божество. Наука и религия — две чаши весов, и для баланса сил в этом миренеобходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимокультурное развитие человечества.
С помощью религиознойсимволики полученный человечеством опыт встраивается в глубинныемировоззренческие пласты, формируя религиозное мировоззрение в его целостностии всеохватности. Как и наука, религия может быть понята как символическаямодель мира, обобщающая и по определённым принципам упорядочивающая весь опытотношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству.
В религии переплетаются,порой причудливо, компоненты общегуманистические, формационные, цивилизационные,классовые, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуацияхактуализируются, выступают на передний план те или другие: религиозные лидеры,мыслители, группы могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Всеэто впрямую связано и с социально-политическими ориентациями; историяпоказывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции:прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем данная группа и еепредставители не всегда жестко придерживаются какой-то определенной. Всовременных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий,лидеров, в том числе и религиозных, определяется, прежде всего, тем, в какоймере она служит утверждению общегуманистических ценностей.
Как остроумно заметилН.Бор, “человечество сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть,второе — что Бога нет”. И, возможно, не столь важно, какой из этих точек зренияпридерживается каждый из нас в своём самоопределении в мире, а важно найти тудорогу, которая приведёт нас к Храму.

Список литературы:
1. Гараджа В.И. “Религиоведение” М.“Аспект Пресс”, 1994 г.
2. Гараджа В.И. Религиоведение. М.,1995
3. Крывелев И.А.  “История религий”М. “Мысль”, 1975 г.
4. Мчедлов М.П. “Религия исовременность” М. Издательство политической литературы, 1982 г.
5. Радугин А.А., Радугин К.А. “Социология” М. “Центр”, 1997 г.
6. Токарев С.А. Религия в историинародов мира. М., 1986г.
7. Элиаде М. Космос и история. М.,1987
8. Яблокова И.Н. “Основырелигиоведения”, 1994г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.