Содержание.
Введение
Основные виды государственно-финансового контроля и органыего осуществляющие. Негосударственный финансовый контроль
Негосударственный финансовый контроль
Финансовое прогнозирование
Прогнозирование выручки
Прогнозирование выручки
Сценарий будущего
Отбор контрольных показателей
Ошибки прогнозирования
Заключение
Список литературы
/>Введение
Переход от административно-командного управления к рыночнымметодам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всейфинансовой системы России и ее основного звена — бюджетной системы. В настоящеевремя бюджетная система России находится в стадии реформирования — отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции междуфедеральными и территориальными уровнями власти, органами местногосамоуправления, принимаются правительственные документы, направленные насовершенствование бюджетного процесса бюджетной классификации. В настоящеевремя актуальность приобретает изучение проблем, связанных с формированием иисполнением бюджетов всех уровней, обеспечение снижения социальнойнапряженности в стране. К числу наиболее актуальных проблем относитсяорганизация бюджетного процесса в государстве.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственныйфедеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Через государственный бюджет мобилизуются финансовыересурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целейгосударственного регулирования социально-экономического развития РоссийскойФедерации и реализации финансово-бюджетной политики страны.
Варьируя основные показатели государственного бюджета,Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации могут определеннымобразом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важныегосударственные проблемы. Осуществляется, прежде всего, варьирование бюджетныхрасходов.
Основные виды государственно-финансового контроля иорганы его осуществляющие. Негосударственный финансовый контроль
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и вКонституциях (Уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностьюорганов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительнойвласти. Такой контроль осуществляется прежде всегопри рассмотрении и утверждении проектов федерального инижестоящихбюджетов, государственных и местныхвнебюджетных фондов, а такжепри утверждении отчетов об их исполнении.
Для проведения финансового контроля состороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты икомиссии Совета Федерации и Государственной Думы,Счетная палата РФ.
Особое место в системе финансового контроля со стороныпредставительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Это не зависимый от Правительства РФ,постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенныйширокими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставленыследующие задачи:
организация контроля за исполнением федерального бюджета ивнебюджетных фондов;
подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушенийи улучшению бюджетного процесса;
оценка эффективности и целесообразности расходованиягосударственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, ииспользования федеральной собственности; определение степени обоснованностистатей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствийпринятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движениембюджетных средств на счетах банков;
регулярное представление СоветуФедерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федеральногобюджета;
контроль за поступлением в федеральный бюджет денежныхсредств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.
Счетная палата обязана также контролировать состояниегосударственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельностьЦентрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективностьиспользования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, атакже предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основеиностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематическиепроверки и ревизии.
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательстваи бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителюпроверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно бытьрассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушенийзаконности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или принесоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, онаимеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, еслипредписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение оприостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетампроверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебномпорядке.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной:результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Президентский контрольза финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем изданияуказов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения иосвобождения от должности министра финансов РФ; представления ГосударственнойДуме кандидатуры для назначения на должностьпредседателя Центрального Банка.
Определенные функции финансового контроля выполняетКонтрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделениеАдминистрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, новзаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций — контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органахисполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органовисполнительной власти субъектов Федерации;рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляютфинансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а такженаправляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческихструктур, в том числе финансовых.
На основании Конституции РФ иЗакона «О Совете Министров — Правительстве РФ» Правительство РФконтролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета,осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. ПриПравительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий рядконтрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороныисполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин),которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но инепосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделенияМинфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всегоМинфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федеральногобюджета; контролирует поступление и расходованиебюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует впроведении валютного контроля; контролирует направление и использованиегосударственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
Большую роль в проведении финансового контроля играетосуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерскогоучета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированиюаудиторской деятельности.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерствафинансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы наместах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственныхпредприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всехуровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий,находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдениефинансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводятпроверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства призваны осуществлятьгосударственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федеральногобюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым иэкономным использованием государственных средств. На Казначейство возложеныследующие задачи:
контроль за доходной и расходной частью федерального бюджетав процессе его исполнения;
контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органамзаконодательной и исполнительной власти отчетов офинансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
контроль совместно с БанкомРоссии за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
контроль за государственными федеральными внебюджетнымифондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Для усиления контроля за эффективностью государственныхинвестиций создана специальная государственная структура — Российскаяфинансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведениеконкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счетцентрализованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация контроля заэффективным использованием инвестируемых средств.
Следует отметить, что в настоящее время проводится работа поразграничениюкомпетенции и сфер деятельности различных органов контроля за финансами состороны государства, чему будет способствовать принятие федерального закона офинансовом контроле, находящегося пока в стадии разработки.
Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля«широкого профиля», в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которыхявляется конкретная область финансов, например, налогообложение илистрахование.
Главная задача Государственной налоговой службы — обеспечениеединой системы контроля за соблюдением налогового законодательства,правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и другихобязательных платежей.
Система органов Государственной налоговой службы,подчиняющейся Президенту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а такжегосударственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местногосамоуправления.
Органы Государственной налоговой службы имеют право всоответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы уюридических и физических лиц, включая совместные предприятия,иностранных граждан и лиц без гражданства; получатьот них необходимые справки и сведения (за исключениемсоставляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующимисубъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов;обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные,складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия вотношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документови при остановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеютправо наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимокпо налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укреплениягосударственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные органы налоговой полиции, которые включают Федеральнуюслужбу налоговой полиции, территориальные и местные органы ее.
Для осуществления финансового контроля в сфере страхования всоответствии с Указом Президента РФ «О государственном страховом надзореРФ» была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью. Основные задачи и функции этой службыбыли определены Законом РФ «О страховании».
Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью,помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страховогорынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов иобеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаютсяправила формирования и размещения страховых резервов, методика расчетасоотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядокучета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включаясоблюдение установленных Росстрахнадзором нормативов. В случае неоднократноговыявления нарушений законодательства и нормативных документов органыРосстрахнадзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либообратиться в арбитражный суд с иском о их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежитЦентральному Банку России (ЦБР). Как орган государственногоуправления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролируетденежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностьюкоммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департаментбанковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банкамибанковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковскойдеятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банкаминеполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправеприбегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% отминимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР пофинансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческогобанка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельныхопераций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение ЦБРвременной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняямера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
Ведомственный финансовый контроль осуществляетсяструктурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов идругих органов государственного управления за финансово-хозяйственнойдеятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Сфераведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальныхи финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности,приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Негосударственный финансовый контроль
Отказ от административно-командных методов управленияэкономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся безнепосредственного участия государственных контрольных органов, но всоответствии с государственными законами и нормативными актами. Кнегосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный иаудиторский контроль
Внутрихозяйственный финансовый контрольпроводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией,финансовым отделом, службой финансового менеджмента — зафинансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов идочерних предприятий.
Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный(текущий) и стратегический.
Оперативный производится главным бухгалтером впроцессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкойорганизации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств.Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплиныи финансового законодательства.
Стратегический финансовый контроль предполагаетразработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложениюкапитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченныхсо стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или егособственников — учредителей и акционеров.
Новый вид финансового контроля, возникший в РоссийскойФедерации с конца 80-х гг., — аудиторский.
Основные задачи аудиторского контроля — установлениедостоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствияпроизведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующимв Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговыхдеклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемыхэкономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги:постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетностии деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственнойдеятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование ввопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций,полученных в результате аудиторских проверок.
Аудиторская проверка может быть обязательной иинициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решениюсамого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленномпорядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.
Аудиторский контроль — независимый вневедомственныйфинансовый контроль.
В соответствии с Временными правилами аудиторскойдеятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ, результат аудиторскойпроверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц,государственных и судебных органов.
Финансовое прогнозирование
Составляя бюджет, компания концентрируется, в основном,на его расходной части. В то же время, наименее предсказуемая доходная частьостается недостаточно детализированной и обоснованной. Данная статья посвященапрогнозированию доходов, составлению и анализу сценариев развития компании, атакже описанию основных ошибок, которые возникают в процессе прогнозирования.
Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что прогнозируютсяте показатели, которыми компания не может управлять в полной мере — объем продаж,риски или действия конкурентов. Планироваться может то, что полностьюнаходится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозированиясостоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как «удачную»или «неудачную» не по тем показателям (прибылям, рынкам, дивидендам),которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.
Выбор методов, используемых при прогнозировании, зависиттолько от возможностей аналитика — это могут быть как сложные математическиемодели, так и интуитивные выводы. Главное, чтобы конечный результат, полученныйв результате использования этих методов, как можно более точно описывалреальную ситуацию. В рамках статьи мы будем использовать стандартный подход кпрогнозированию, основанный на оценке показателей, прямо влияющих на результатпрогноза.
Прогнозирование выручки
Чтобы прогнозировать размер выручки, необходимо определитьбудущие значения объема продаж компании в натуральном и денежном выражении, атакже понять, как они могут изменяться в зависимости от условий внешней ивнутренней среды.
Декомпозиция факторов
Показатель объема продаж компании не является однородным,так как зависит от большого числа факторов (демографические условия в данномрегионе, состояние отраслей, в которых производятся товары-заменители и т.д.),значения которых в будущем могут значительно изменяться. Поэтому, если мы будемпрогнозировать продажи, основываясь только на данных предыдущих периодов, нашпрогноз с большой вероятностью будет неточным. Для принятия решенияотносительно будущего объема продаж необходимо определить все факторы, которыемогут повлиять на прогноз (релевантные факторы) (см. Рисунок 1). Если компанияне является монополистом, в число таких факторов следует включить долю рынка,которую компания рассчитывает занять в рассматриваемый период времени.
Прогнозирование факторов
Теперь нужно построить прогнозы релевантных факторов. Приналичии статистической информации о прошлой динамике в качестве отправныхзначений прогноза удобнее всего использовать зависимость фактора от времени (тренд).Ее можно определить с помощью Excel, построив график, добавив линию тренда, ивыведя уравнение зависимости
Затем необходимо определить, как полученный тренд можетизменяться под влиянием условий внешней среды. Для отражения таких тенденцийобычно используют поправочные коэффициенты, полученные с помощью анализастатистических данных и информации о предполагаемых изменениях. Значения такихкоэффициентов должны быть экономически обоснованы (см. Пример). Прогнозноезначение фактора корректируется путем перемножения прогнозов, полученных спомощью тренда, на поправочные коэффициенты.
Изменение рыночной доли компании рассчитывается аналогичнымобразом. При этом, если компания не находится в стадии агрессивного роста,наиболее вероятный темп роста компании равен темпу роста рынка в целом. Затемэтот прогноз корректируется с учетом таких факторов, как управленческиепроцессы, рекламная активность компании и конкурентов, изменения в ассортиментеили технологии и т.д. В случае если компания развивается агрессивно, то рост,равный росту рынка, является пессимистическим прогнозом.
Итогом данного этапа должны стать граничные (пессимистическиеи оптимистические) значения прогнозов всех факторов, влияющих на объем продаж.Большинство компаний оценивают еще и третий, «наиболее вероятный» вариант,который всегда лежит между двумя граничными значениями.
Справка
Проще всего выразить зависимость фактора от времени спомощью линейной зависимости:
Y = a x t + b,
где Y — прогнозируемый фактор,
t — время.
Линейное уравнение не всегда точно отражает экономическиетенденции. Так, по мере насыщения рынка темпы роста объема продаж уменьшаются.Чтобы это учесть, используют более сложную зависимость (например,логарифмическую, как это сделано в нашем примере). Построить ее можно простымперебором в Excel уравнений, описывающих тренд. Одновременно будет изменяться икривая расчетных значений. В итоге, нужно выбрать такую кривую, которая будетмаксимально совпадать с линией, соединяющей фактические значения показателя.Для рынка нефти, например, такая зависимость будет циклической, и для ееверного прогноза необходимо будет определить период цикла.
Прогнозирование выручки
Прогнозные значения выручки для каждого года получаютсяпутем взвешивания (обычно — путем простого перемножения или деления, как внашем примере) прогнозных значений релевантных факторов для каждого извариантов развития.
/>
Рисунок 1. Декомпозиция факторов
Определив список релевантных факторов, нужно построитьпрогнозные значения для каждого из них. Рассмотрим построение прогноза дляодного из главных фактов — объема жилищного строительства.
/>
График 1. Прогнозирование объема жилищногостроительства
В течение последних лет на рынке наблюдался интенсивный ростобъемов строительства и цен на квартиры. Половина аналитиков считает, что рынок«перегрет», и в 2005 — 2006 годах люди, скупавшие квартиры винвестиционных целях, начнут их продавать (пессимистичный прогноз). Известно,что такие инвесторы составляют 20 % от общего числа покупателей квартир,поэтому объем строительства кратковременно упадет на 40 % (так как инвесторыпродадут свои 20 % квартир), а потом вырастет на 20 %. Соответственно,рассчитанные значения объема жилищного строительства в 2005 — 2006 годовнеобходимо скорректировать, умножив сначала на 0,6, а затем на 0,8. В то жевремя, вторая половина аналитиков считает, что спрос, и, соответственно, объемстроительства буду расти на 15 % в год (оптимистичный прогноз), причем сразвитием ипотечного кредитования темпы роста со временем будут увеличиваться.Основываясь на прогнозах банковских специалистов относительно количествавыданных ипотечных кредитов (допустим, эта цифра на ближайшие 3 года составляет4,5 млрд. долл. США, что при текущей средней цене в 1500 долл. США за кв.м.составит 3 млн. кв.м.), и, зная текущий объем строительства (например, 50млн.кв.м.), можно сделать вывод о том, что за счет этого фактора наш прогноз на2005 — 2006 годы вырастет на 6 %. Корректирующий коэффициент для каждого годабудет равен 1,03. Предположим, что остальные факторы в ближайшие два годаостанутся неизменными. Тогда при реализации оптимистичного варианта рост рынкав целом также составит 21 %, а при реализации пессимистичного — 100 — (0,6 +0,8) / 2 = — 30 %.
Теперь необходимо определить, каким образом будет изменятьсярыночная доля компании. Для сохранения и увеличения доли рынка в прогнозируемомпериоде планируется заменить половину ассортимента продаваемых товаров насантехнику, являющуюся «модной». Известно, что темпы ростапотребления такой сантехники составляют 20 % в год, при темпе роста рынка 5 % вгод, следовательно, увеличение рыночной доли компании за счет смены половиныассортимента составит 7,5 % ( (20 % — 5 %) х 50 %) (оптимистичный вариант). Еслиже спрос на «модную» сантехнику в будущем периоде снизится до 10 %,рост доли рынка составит 2,5 % ( (10 % — 5 %) х 50 %). Объединим влияниевнешних и внутренних факторов в таблицу:
Таблица 1 Влияние доли рынка Лучший вариант +7,5% Худший вариант +2,5% Влияние внешних факторов Лучший вариант +21% +30,08% +24,03% Худший вариант — 30% -24,75% -28,25%
Таким образом, мы получили два граничных значения длявыручки компании — 30,08% и — 28,25%.
Сценарий будущего
После прогнозирования выручки необходимо спланироватьрасходы компании. Планирование расходов, необходимых для обеспеченияпостроенного прогноза продаж, происходит с помощью существующей бюджетноймодели 1.Аналогично прогнозу доходов, план расходов составляется в двухвариантах — лучшем и худшем. При этом в качестве «лучшего» рассматриваетсявариант, когда компания позволяет себе оплачивать все, что запланировано, а вкачестве «худшего» — режим строгой экономии.
Затем прогнозные доходы и расходы компании сводятся воедино,и получаются четыре граничных варианта развития (см. Таблицу 2).
Таблица 2 Объем продаж Растет по прогнозу или быстрее Недостаточна Расходы «Щедрое» финансирование Каковы будут финансовые результаты, если продажи вырастут, но и расходы не будут ограничиваться? Сможет ли компания обеспечить такой объем продаж? Если выручка будет меньше, чем запланировано, сможет ли компания сохранить привычный уровень затрат? Какими при этом будут результаты? Режим экономии Если продажи вырастут, но при этом компания будет экономить, сколько она получит? Если объем продаж упадет, но компания будет экономить, что получится?
Для удобства анализа для всех таких вариантов строятсяосновные финансовые отчеты — БДДС, БДР и баланс. Каждый из четырех вариантов сопоставляетсяс целями и стратегией компании. Например, возможна ситуация, когда лучший подоходам и расходам сценарий приведет к накоплению дебиторской задолженности ипотребует дополнительного кредитования. В то же время, более острожнаястратегия — рост продаж при условии экономии затрат — может позволить сохранитьфинансовую независимость, которая для ряда компаний важнее, чем увеличениеоборота.
Итогом данного этапа должен стать наиболее вероятныйсценарий будущего компании, состоящий из совокупности трех прогнозных отчетов,а также комплекс мероприятий, реализуемых в случае положительных илиотрицательных отклонений от него. Для своевременной идентификации этихотклонений необходимо выделить набор контрольных показателей.
Отбор контрольных показателей
Отбор показателей, с помощью которых впоследствии будетанализироваться исполнение прогноза, начинается еще во время прогнозирования ипланирования выручки и расходов — тогда определяются необходимая доля рынка,цены, физический объем продаж, производительность труда, материалоемкость ит.п. На последующем этапе эти показатели корректируются и дополняютсяпараметрами, от которых будет зависеть финансовый результат — то есть торговаянаценка, оборачиваемость дебиторской задолженности, доля транспортных расходов,рентабельность и т.д. В процессе реализации прогноза эти параметры нужнопостоянно отслеживать, так как их устойчивое изменение в положительную илиотрицательную сторону от плановых значений будет свидетельствовать о реализацииодного из прогнозных вариантов 2. Своевременно получая эти данные, компанияполучит возможность корректировать свои действия в соответствии с заранее
Ошибки прогнозирования
Ошибки прогнозирования чаще всего бывают связаны снеправильным определением входящих параметров прогнозной модели.
Оценка одного варианта развития
Эта ошибка, пожалуй, является наиболее распространенной.Маркетинговые аналитики большинства компаний (по крайней мере, в России) несчитают нужным рассчитывать варианты развития событий. В лучшем случае,планирование происходит по группам товаров (ассортименту), регионам или каналамсбыта, при этом для каждого направления планирования рассчитывается только одиннабор прогнозных параметров (цена и объем), который, как правило, занижается«для подстраховки». Впоследствии, при оценке чувствительностифинансовой модели к входящим параметрам, финансисты могут анализироватьизменения основных финансовых показателей компании по отношению к этимпараметрам. Но если значения таких показателей все же остаются в допустимыхпределах, анализом все и заканчивается. И если реализуется пессимистическийвариант развития, то компания не сможет вовремя отследить отрицательнуютенденцию и принять меры к ее исправлению.
«Дальше, как раньше»
Чаше всего при прогнозировании используется методэкстраполяции — то есть определения зависимости между параметрами модели наоснове прошлых данных и переноса этих зависимостей на будущее. Например, еслиобъемы строительства ежегодно росли на 15 %, то предполагается, что и в данномгоду рост будет таким же. Однако, что при таком прогнозировании не учитываютсятекущие тенденции рынка. Поэтому экстраполяция годится только в качествеинструмента «заготовки» прогнозных значений, в том числе она используетсядля вычисления сезонных колебаний спроса и цены.
Недооценка или игнорирование факторов
Эта ошибка проявляется при попытке учесть будущие изменениявнешней и внутренней среды компании. Зачастую релевантные факторы выбираютупрощенно и принижают как отдельное, так и совокупное влияние таких факторов.Например, для недвижимости релевантными факторами будет не только рост личныхдоходов и снижение процентных ставок по ипотечным кредитам, но идемографические факторы.
Неполный учет предполагаемых изменений
Предполагаемые изменения должны быть адекватно учтены как вдоходной, так и в расходной части. Если этого не сделать, то может получитьсяситуация, когда получение дополнительных доходов будет запланировано без учетадополнительных расходов. Чаще всего это касается условно-постоянных расходов:на рекламу, связь и т.д. Существует и обратный вариант, когда компанияпланирует сокращение расходов, считая, что на доходах это никак не отразится.
Стремление выдать желаемое за действительное
Многие люди в силу их психологических особенностей не желаютсмотреть правде в глаза, поэтому часто руководители бизнеса видят угрозыбизнесу, но не желают считать их таковыми. Предпочтение оптимистическоговзгляда на развитие событий может привести к снижению готовности компаниипротивостоять негативным тенденциям — как во внутренней, так и во внешней средепредприятия.
Заключение
Финансовое прогнозирование и контроль занимает важное местов системе управления финансами. Именно в ходе контроля и прогноза любой субъектхозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляетвозможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболееэффективного использования. Управленческие решения в процессе прогнозированияпринимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этимдолжна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременностьполучения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансоваяинформация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативнойотчетности.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звенефинансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия нафинансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
финансовое планирование;
прогнозирование;
программирование;
финансовое регулирование;
оперативное управление;
финансовый контроль;
Список литературы
1. Банковское дело: Учебник / Под ред.О.И. Лаврушина. — М.: Финансыи статистика, 2004.
2. Воронин В.П., Федосова СП. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие.- М.: Юрайт-Издат, 2002.
5. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред.О.И. Лаврушина. — М.:Финансы и статистика, 2004.
6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
7. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб.пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005.
8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред.Л.Н. Красавиной, — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы истатистика, 2005.
9. Организация деятельности Центрального банка: Учеб. пособие / Подред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.
13. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред.А.Г.Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2007.
14. Финансы и кредит: Учеб. пособие. / Под ред. A.M. Ковалевой. — М.:Финансы и статистика, 2005.