Реферат по предмету "Культура и искусство"


Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков

Содержание
Введение
1. Своеобразие «серебряного века»
2. «Серебряный век» в русском искусстве
3. Традиции западноевропейского Возрождения в развитиикультуры России
Заключение
Список литературы

Введение
 Рубеж XIX и XX веков ознаменовался русским культурным ренессансом (такопределил этот период Н. Бердяев), расцветом философии, искусства, литературы,в первую очередь — поэзии. Последние десятилетия прошлого столетия подарилимиру мощную плеяду русских поэтов, которые при всем многообразии своиххудожественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм) явились творцамиединого культурного феномена, который позднее и получил название «серебряныйвек».
 В сферу художественных поисковвовлекались музыка, театр, живопись. Хронологически он укладывается в несколькодесятилетий, предшествовавшие 1917, но по своему духовному потенциалу,«энергетическим ресурсам» вполне сопоставим действительно со столетием.
 «Серебряный век» — эпохаоткрытий и экспериментов. Художники, поэты, музыканты как никогда многопутешествовали по миру, обязательно посещая мекку европейской цивилизации —Париж. Чужая история и культура осваивались русским искусством, прорастаяэкзотическими темами и изысканными формами. Православие и католицизм, буддизм ииндуизм, философия Ф. Ницше и антропософия Р. Штейнера — духовные истокирусского «серебряного века». Определяющими координатами стали пафосжизнетворчества, подразумевавший неразделимость личности художника и еготворения, а также культ красоты, вера в могущество слова, поиски нового поэтическогоязыка.
 С 90-х годов XIX века русская культура переживаетмощный взлет. «Серебрянымвеком» в сравнении с «золотым», пушкинским, принятоназывать в истории русской культуры конец XIX — начало XX в. До сих пор нетединого мнения о его хронологических рамках.Тем не менее его началом (с прологом) справедливо считают знаменитую речь Ф.М.Достоевского на открытиипамятника А.С. Пушкину в Москве (1880), а концом (с эпилогом —гражданской войной) — программную речь А.А. Блока «О назначении поэта» (1921),его смерть и расстрел Н. Гумилева в августе 1921 г., а также «философские пароходы» (1922), связанные с насильственнойвысылкой интеллектуальной элиты за пределы советской России. Две активно действующие тенденции, связанные с именами Пушкина и Достоевского, заявили о себекак в рождении нового интегративного стиля культуры «серебряного века»,так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.
 «Серебряный век» есть не столько хронологический период (1880—1921/22) и темболее не сумма философских, литературно-эстетичесих,искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений,сколько образ мышления художника и философа. В этом убеждают их многиедекларации о «новом типе личности»,«жизненно-творческом методе символизма»,«новом творческом типе», «символизме как миропонимании» и т.п. Историческаянеповторимость «серебряного века» виделасьмногим прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох. Однимон представлялся закатом европейскойцивилизации, крушением христианского мировоззрения, другим — некимвыходом в обновленную жизнь и искусство,обнадеживающей возможностью достичь заветных творческих высот.

1.Своеобразие «серебряного века»
 
 «Серебряныйвек» — самый весомый вклад России в мировую культуру.Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции, пересмотретьмировоззренческий багаж и обновитьпоэтический язык, желанием воскреситьк новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные общечеловеческой культурой, и вместе с темхарактеризовалась множествомэкспериментов с их принципиальной установкой на «новизну».
Размежеваниетворческих сил привело к расколу художественного мира на два полярных сознания,определившихся альтернативным восприятием эпохи «канунов и надежд». В самомобщем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследиюпрошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряныйвек» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферахискусства было тесно в рамках установившихся классических правил и образцов.Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма,футуризма в литературе, кубизма, абстракционизма, авангардизма в живописи,символизма в музыке. Наряду с традиционным и обновляющимся реализмомгосподствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм— новая форма романтизма.
Втворчестве (как и в сложной социальной жизни) заявляло о себе чувство личностив человеке, его достоинства и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивыхи многообразных отношениях — к религии, истории, революции и ее различнымсилам, к природе, в разных соотношениях сознательного и бессознательного вструктуре самой личности — в важнейших аспектах — личность и свобода, личностьи народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедииинтеллигенции, разрушение личности интеллигента, его трагическое одиночество,раздвоение и т.д.
Всоциокультурном процессе давал себя знать уровень исторического синтеза,глобализация истории. Сама личность художника и его героя становилась болеединамичной, ощущая свою вовлеченность в круговорот современной жизни. Посуществу, такое понимание личности на рубеже веков было унаследовано всем XX в.
 Неслучайно проблема свободы, в том числе свободы творчества, выдвинулась в центробщественных и литературно-философских дискуссий. Ленинское понимание свободытворчества как осознанное подчинение литератора целям большевиков былоубедительно оспорено философом Н. Бердяевым и поэтом В. Брюсовым.
 «Серебряныйвек» справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусствомыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видовхудожественной деятельности. Возникают разнообразные соединения с ихрасширением и обогащением диапазона средств — углублением выразительныхвозможностей каждого вида искусства под определенным воздействием другого, чтоговорит о возрождении идей романтизма в синтезе искусств. Примат «музыкального»сказывается в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, В. Иванова, И.Анненского, М. Кузмина; «звучащие» полотна И. Левитана, М. Нестерова, В.Борисова-Мусатова, Н. Рериха, М. Чюрлениса, взаимообогащающие творческие исканияА. Скрябина и поэтов К. Бальмонта,
В.Иванова. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образноесодержание синтетического произведения с разных сторон. Идеалом временистановится художник универсального типа, идеалом слияния искусств — театр.Театрализация пронизывает все творчество художников Новейшего времени. Болеетого, в представлении творческого человека рубежа веков театральностью охваченоне только искусство, но и сама жизнь — вечная игра, непрестанный спектакль, гдекаждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются в представлении омире как о вечной игре.
Художественноесознание «серебряного века» воплощало в себе разнонаправленные творческиеинтересы в сфере всей русской культуры. Остро звучала проблема назначенияискусства в жизни общества и общественной миссии художника, в творчествекоторого проявлялось как возросшее внимание к прошлым эпохам искусства, так истремление к обновлению.
Ментальность«серебряного века» — культ творчества как единственной возможности прорыва кновым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности»— святого и звериного, Христа и Антихриста, интегрального способа осмыслениявремени и Я в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиска Бога, смерти.
«Русскийдуховный ренессанс» стал наиболее плодотворным этапом для русской философии икультурологи. В русской ренессансной философии Добро и Зло мира становятсяабсолютами-родниками, которые питают непреходящие понятия русского менталитета.
 Особуюроль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактическиявляясь ее средоточием, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи»,«Смена вех», «Из глубины» и других ставился вопрос о ее трагической судьбе каксоциокультурной проблеме России.
Художественныйуровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве«серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировойкультуры. Они не только дали уроки словесного мастерства, но и обогатилисьновыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д.Философско-религиозный ренессанс стал основанием целого направления в культуре,философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философиюистории, новейшее богословие. По словам академика Д. Лихачева, «мы подарилиЗападу начало нашего века»… Понимание роли человека в окружающем мире как«божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, гдетрагизм существования, по сути, преодолен через обретение нового смысла жизни,нового целеполагания.
2.«Серебряныйвек» в русской культуре
 
Нарубеже XIX-XX вв. происходило становление новых областей науки (воздухоплавания,ракетодинамики, биохимии, радиогеологии и пр.).
 Вобласти гуманитарных наук большое значение приобрела философия, в особенностирелигиозная, основы которой были заложены еще в конце XIX в Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Эпохарелигиозно-философского ренессанса отмечена целым созвездием блестящихмыслителей (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, Г.П.Федотов и др.),философия русского космизма ( Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский).
 Философско-религиозныйренессанс стал основанием целого направления в культуре, философии, этикеРоссии и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшеебогословие. По словам академика Д. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашеговека»… Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссиизаложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования,по сути, преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания.Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал всегодняшнем и завтрашнем пути России.
ЛитератураСеребряного века продолжила реалистическое направление и одновременновыразилась в новых художественных течениях: неоромантизме, декаденстве, многиемотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма. В тоже время идею соединения религиозно-мистических мотивов с защитой традицийкрестьянской культуры исповедовали крестьянские поэты. Ни одна эпоха не далатакого числа литературных течений и такого обилия деклараций собственнойисключительности. На небосклоне русской вспыхнули десятки звезд первой величины– от К.Д.Бальмонта и А.А.Блока до Н.С.Гумилева и совсем молодых М.И.Цветаевой,С.А.Есенина, А.А.Ахматовой.
Открытиев Москве в 1898г. Художественного театра, основанного К.С.Станиславским иВ.И.Немировичем-Данченко, стало невиданным сценическим экспериментом. В то жевремя и не менее интересно в русском театре экспериментировал родоначальникметафорического театра В.Э.Мейерхольд.
Развитиемузыкального театра эпохи также связано с поисками новых форм как вимператорских, так и в частных. В творчестве композиторов нового поколенияусиливался интерес к философско-этическим проблемам и к самым современнымформам (модернизм).
Появлениеновых строительных материалов позволило применять новые художественные приемы,стили. Архитекторы рассматривали детали средневекового зодчества сквозь призмумодерна и создавали особое его направление – неорусский стиль, неоромантизм.Модерн – один из наиболее последовательных стилей в архитектуре, так какподразумевает ансамблевый подход, гармоничное сочетание архитектуры, интерьера,скульптуры, живописи, декоративной отделки. Как и архитектура, скульптураосвобождалась от эклектизма. Связано это с влиянием импрессионизма.
НачалоХХ века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротойсовершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшимсистемам художественного мышления. В живописи взамен реалистического методатакже утверждались импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, примитивизм,абстракционизм ( А.П.Остроумова-Лебедева, М.В.Добужинский, А.Я.Головин, И.Я.Билибин,Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, М.А.Врубель, В.А.Серов, В.Кандинский, А.Явленский,М.Веревкин и другие).
Русскаянаука, естественно-научная мысль вышла на одно из первых мест в мировой науке(И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, Н.И.Пирогов, Д.И.Менделеев,А.С.Попов, П.Л.Чебышев, И.И.Павлов и др.).
Серебряныйвек русской культуры – время исканий и замечательных находок, ставших вкладомне только в русскую, но и мировую культуру.
3.Традиции западноевропейскогоВозрождения в развитии культуры России
 
Самапостановка проблемы «русский Ренессанс» всегда неоднозначно воспринималасьотечественным научным сообществом. В отличие от итальянского Ренессанса вРоссии не было Возрождения как самостоятельной и целостной культурной эпохи. Ноне было также подобных эпох по своей законченности и масштабу влияния в странахСеверной и Восточной Европы. Применительно к этим странам, включая Россию, мыможем говорить лишь об особенностях их культур на отдельных стадиях своегоразвития в контексте общих типологических черт (рост национальногосамосознания, антропоцентризм, универсализм, гуманизм, титанизм, становлениенационального типа личности, формирование национальных языков и художественныхстилей).
КультураИталии эпохи Возрождения стала для Западной и Восточной Европыкультурой-донором, породив мощное развитие культур-реципиентов сопредельныхгосударств, включая Россию.
 Состояние культуры вобществе есть всегда показатель его развития в политической,социально-экономической и иных сферах. Расцвет искусств, например, знаменуетсобой, как правило, подъем государственности, упадок же сопровождаетсясоциальным утомлением, декадансом.
Намногораньше, на рубеже ХШ-Х1\/ вв., похожие культурно-исторические процессыпроисходили в Италии. Это привело к рождению гуманизма, который стал, по мнениюнемецкого историка культуры К. Бурдаха, самостоятельной силой формированияЕвропы.
Россиятакже не осталась в стороне от этих тенденций национально-культурного развития,хотя время ренессансного обновления пришло сюда значительно позже и протекалоиначе, чем в Западной Европе.
 Общепринятым являетсямнение, что в культуре России не было периода гуманизма с его представлением очеловеке, основывающимся на новом типе мировоззрения.
 Поднять культуру«безмолвствующего большинства» до высот европейского Возрождения можно былотолько благодаря росту национального самосознания, в результате чего могпоявиться интерес к человеческой личности, да и сама личность стала бывозможной.
 Ученые отказывают Россиив эпохе Возрождения. По их мнению, русская культура якобы совершила скачок отСредневековья сразу к Новому времени, которое, считают они, ориентировано назападноевропейскую традиционную схему развития: классицизм, просветительскийреализм, сентиментализм, романтизм, критический реализм. Единодушное признаниесмены этих художественных направлений в России в ХVIII-ХIХ вв.и сегодня не подвергается сомнению. Все народы Западной Европы прошли черезэпоху Возрождения с XIII в. по XVI в., а в России этот этап развитияотмечается гораздо позже — в ХVIII-ХIХ вв.
 Впервыео «русском гуманизме» заговорили представители отечественной философской мыслиначала прошлого века. Так, один из них, В.В. Зеньковский, относит к «русскимгуманистам XVIII века» Новикова, Радищева, русскоемасонство, а также тех, кого он называет представителями «эстетическогогуманизма» XIX века, — Карамзина, Жуковского. Вцентре внимания русского гуманизма, как он считает, стояли проблемы социальные(утверждение человечности в жизненных отношениях) и моральные (приоритетнравственности над разумом) [5, 542].
Помнению Н.А. Бердяева, если в России и была хоть какая-то вспышка Ренессанса, тоэто было исключительно творчество Пушкина. «Нам не дано было пережить радостьгуманизма, у нас, русских, никогда не было настоящего пафоса гуманизма, мы непознали радости свободной игры творческих избыточных сил. Вся великая русскаялитература, величайшее наше создание, которым мы можем гордиться перед Западом,не ренессансная по своему духу» [12, 143].
 Драмамаленького человека, сострадание к униженным и оскорбленным, народопоклонство,- все то, что отличало русскую литературу от других, по Бердяеву, — не являетсятемами классического гуманизма с его жизнеутверждающим оптимизмом и возвышениемчеловека до уровня Бога. Гуманизм радуется жизни во всех ее проявлениях,исполнен сознания дарованного человеку совершенства, русская литература плачети скорбит по поводу несовершенства мира. «Русская литература XIX века… была не пушкинская. Мытворили от горя и страдания; в основе нашей великой литературы лежала великаяскорбь, жажда искупления грехов мира и спасения. Никогда не было у нас радостиизбыточного творчества… Творчество Гоголя, Достоевского, Толстого в этомсмысле не гуманистическое и не ренессансное. Наше государство, философия,мораль, вся наша национальная судьба противостоит «радостному духу ренессанса игуманизма». И в этом Н.А. Бердяев видит не недостаток, а великое преимуществоРоссии над Западом[12, 143]. Исчерпывающее объяснение этого преимущества далдругой представитель великой философии русского Серебряного века С.Н. Булгаков.По его твердому убеждению, гуманизм, начав с освобождения в человекечеловеческого начала, до того заглушаемого верой в потустороннее начало, вконечном счете, порвал вообще с верой, обернулся антихристианским гуманизмом иатеизмом, что привело в итоге к созданию царства духовной буржуазности,культурного мещанства [2, 218-219]. Ему вторит Н.А. Бердяев, трактующийпоявление буржуазного общества как конец ренессанса и кризис гуманизма, авместе с ними и конец человеческой истории в ее земном воплощении [12, 108].
 А.Ф.Лосев и Р.И. Хлодовский выделили сущностные черты эпохи Возрождения. Одной изних, определяющей, является антропоцентризм, т. е. признание человека центроммироздания. Это абсолютизирование человеческой личности, по их мнению, и естьновое, что несет эпоха Возрождения человечеству. А.Ф. Лосев отмечал появлениеярких живописных красок и телесной выпуклости изображения художниками мира,потребность в созерцании и в то же время устремленность в «бесконечные дали, незнакомые никакой антично-средневековой эстетике». Именно в эпохе Возрождения,подчеркивал ученый, заложено и «классическое равновесие», и «беспокойный уход вбесконечность», и «художественный энтузиазм, о котором говорили в эпохуромантизма» [13,372].
Сущностнойчертой эпохи Ренессанса было и воссоздание в иной языковой материивысокоразвитых художественных стилей других литератур, в результате чего ипоявился зрелый национальный художественный стиль, а значит и национальныйлитературный язык. Таково принципиальное отличие эпохи Возрождения от другихкультурных эпох и направлений, и если признать, что в России в начале XVIII в. еще не существовало этапастановления нации, а соответственно-личности, отсутствовал зрелыйхудожественный стиль и национальный литературный язык, то просто удивительно,откуда вдруг стало развиваться в конце XVIII — начале XIX в. стилевое многообразие. В.В. Кожинов обратил внимание на то, чтотипологической чертой русской литературы первой трети XIX в. явилось «равновесие», т. е. относительное единствонации, личности и государства, и что эта черта родственна западноевропейскойлитературе эпохи Возрождения. Исследователь подчеркивал, что только послевосстания декабристов обнаружилась действительная непримиримость личности игосударства, в связи с чем русская культура начала стремительно «отделяться» отгосударства и к 40-м гг. XIX в.преуспела в этом.
 Надосказать, что ученые периодически высказывали некоторые сомнения в полноценностисуществующих на российской почве художественных направлений. Скажем, В.В.Кожинов одно время считал, что между классицизмом, просветительским реализмом,сентиментализмом, романтизмом и критическим реализмом существовал настолькоузкий временной просвет, что исчислялся буквально годами, самое большее — десятилетиями, тогда как на Западе эти же художественные направлениясуществовали зачастую столетиями [6, 473].
 Толькопосле того, как личность осознает самое себя, когда бесконечная сущностьчеловечества как некоего социального организма найдет выражение в своеминдивидуальном проявлении, станет возможным ее дальнейшее развитие. Именнопоэтому важны для человеческой культуры завоевания эпохи Возрождения.
Еслирассматривать Россию как целостную самостоятельную цивилизацию, как «симбиознародов, синтез различных культур, сплав, родивший общее миропредставление иобщий образ жизни», то сам дух и культура Возрождения с ее абсолютизированиемчеловеческой личности и было то новое и необходимое русскому человеку, без чегоне могло быть его дальнейшего развития. В то же время считается, чтостановление личности не может происходить без роста национального самосознания,без становления самой нации. Вот отчего ни один народ не может миновать в своемкультурном развитии этого этапа. Эпоха Ренессанса знаменательна тем, что именнов ней происходит становление Личности.
 Несмотряна то, что русская литература, вышедшая из Пушкина, пошла другим путем, влияниетрадиций русского Возрождения не закончилось, оно продолжалось в разные эпохипо-разному, возводя всякий раз русское общество на новый виток духовногоразвития.
Такслучилось и в начале XXстолетия: русский Ренессанс проявился в эпохе Серебряного века на уровнеярчайшего всплеска индивидуализма и ницшеанского титанизма, и всоциалистическом реализме, базировавшемся на основополагающем принципеРенессанса-антропоцентризме и породившем новую индивидуальность — социалистическийтип личности.

Заключение
 
 Необычайное многообразиеформ историко-культурного процесса эпохи сложилось в условиях сложной ипротиворечивой действительности.
Новыймир начинался в свете мистических зорь. Везде шли разговоры о богочеловечестве,о теократии, о «третьем завете» и конце света. Поэты, художники, философыпытались проникнуть силой интуиции, прозрения за пределы знания, доступныеопыту и рассудку. И в этом была своя жизненная логика. Несмотря на все мирпредстояло постичь, как-то объяснить и вписаться в этот сложный ссоциально-психологической точки зрения круговорот событий.
 Многихдеятелей русского «серебряного века» отличала значительнаянепоследовательность, причем непоследовательность не только религиозного,эстетического или научно-философского плана, но и непоследовательность в ихполитических и общественных взглядах и устремлениях.
 «Серебряныйвек» отсылает к «золотому» — пушкинскому — веку. Между ними можно провестимного параллелей, наметить линии преемственности. Но в «серебряном веке»явственнее звучит драматическая нота — предчувствие приближающейся катастрофы.События 1917 разрушили атмосферу, обусловившую процветание поэзии. Русскимпоэтам предстоял крестный путь — свой для каждого. Н. С. Гумилев, О. Э.Мандельштам, Н. А. Клюев стали жертвами репрессий. С. А. Есенин, В. В.Маяковский, М. И. Цветаева не смогли жить в условиях губительного для поэтов«отсутствия воздуха» (о нем говорил в речи о Пушкине А. А. Блок, как быпредчувствуя и собственную судьбу). Б. Л. Пастернак и А. А. Ахматова дожили допреклонных лет, постоянно подвергаясь травле. В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов имногие другие, оказавшиеся на чужбине, испили горькую чашу изгнанничества.
 Какотмечал Н. А. Бердяев, русскими душами овладели предчувствия надвигающихсякатастроф. Поэты предчувствовали не только грядущие зори, но и что-то страшное,надвигающееся на Россию и мир. Пророчества о приближающемся конце мира, можетбыть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой,царской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, ватмосфере надвигающейся мировой войны. Ничего устойчивого более не было.Исторические тела расплавлялись. Не только Россия, но и весь мир переходил вжидкое состояние. Но апокалипсическое настроение, ожидание грядущих катастроф урусских всегда связано и с великой надеждой» [1,164-165].

/>Список литературы
серебряныйвек искусство эпоха
1. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991 – 445 с.
2. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах — Т.2: Избранныестатьи. – М., 1993 – 475 с.
3. Видова О.И. «Русский Ренессанс» // Социально-гуманитарныезнания №4, 2008 – с.182-202
4. Воспоминания о «серебряном веке» / Сост. В.Крейд — М.,1993. – 558 с.
5. История русской философии.: [ В 2-х т.] // ЗеньковскийВ.В. – Т.1. — Л., 1999. – 542 с.
6. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М., 1994 –524с.
7. Культура и искусство России XIX в./ Под редакцией Г.А. Принцева – Л., 1985 – 174с.
8. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред.И.Ф.Кефели. – Спб, 1996. – 586 с.
9. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. — СПб.,1997 – 557с.
10. Мильдон В.И. «Русский Ренессанс» // Вопросы философии №1,2002 –
с. 40-51
11. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века / Авт. коллектив: Г.А.Бялый,А.Г.Верещагина, Н.М.Волынкин и др., под ред. Н.М.Волынкина. – М., 1976 – 431 с.
12. Смысл истории. Нового средневековье / Н.А. Бердяев; составили коммент.
 В.В.Сапова. — М., 2002 – 447с.
13. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения./сост. А.А.Тахо-Годи — М., 1998 – 750 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы графической визуализации вычислений
Реферат Акция. Акционерное общество
Реферат Деловая этика.
Реферат Применение геоинформационного картографирования для оценки состояния агроландшафтов Северного Приволжья
Реферат Распределенные информационные системы
Реферат Организация ранней помощи детям с неврологической патологией в условиях коррекционного центра
Реферат Образование через Internet
Реферат Документационное обеспечение деятельности коллегиальных органов
Реферат Основы брокерской дилерской клиринговой деятельности
Реферат Предмет и метод социологии права Основные этапы становления социоло
Реферат Капский морской котик
Реферат К. Лэш "Восстание элит и предательство демократии"
Реферат Cовременные проблемы семейного права
Реферат "Троцкистский" роман Леонида Леонова
Реферат Межбюджетные отношения их развитие и совершенствование