Содержание
Введение
1.Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых
1.1История возникновения налога на добычу полезных ископаемых
1.2Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых
2.Методические аспекты налогообложения добычи полезных ископаемых
2.1Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых
2.2Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе
3.Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную частьбюджета России, проблемы и пути совершенствования налога
3.1Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и бюджета Курской области
3.2Проблемы и пути совершенствования налога
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложение
Введение
Платежиза пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группуналогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсныхплатежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретноговида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование исоставом информационных ресурсов.
Внастоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетамв вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этихплатежей. Ведь многие природные ископаемые являются исчерпаемыми иневозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять рольрегулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредноговоздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.
Всвязи с этим возрастает важность правильного расчета платежей за добычуприродными ископаемыми, их уплаты и представления соответствующей отчетности.Лицензирование природопользования предполагает возможность привлечения нетолько к финансовой, но и к административной ответственности при несоблюденииусловий, связанных с платностью природных ресурсов.
Налогна добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством иорганизациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлен впользование участок недр.
Данныйналог является центральным элементом новой системы налогообложения природныхресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи навоспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, атакже акцизы на нефть и газ.
Налогна добычу полезных ископаемых — это один из наиболее важных платежей,уплачиваемых недропользователем в бюджет Российской Федерации. Порядок расчетагорной ренты, величина ее изъятия государством влияет как на экономикуотдельных предприятий недропользователей, так и на всю экономику России в целом.
Такимобразом, из вышесказанного следует важность взимания налога на полезныеископаемые для экономики государства. Отсюда тема курсовой работыпредставляется актуальной.
Предметработы — сущность налога на добычу полезных ископаемых.
Цельработы: показать принципы построения и проблемы функционирования налога надобычу полезных ископаемых.
Задачиработы:
— рассмотреть историю возникновения и теоретические основы применения налога надобычу полезных ископаемых;
— дать поэлементную характеристику налога на добычу полезных ископаемых;
— рассмотреть динамику поступления, проблемы и пути совершенствования налога надобычу полезных ископаемых на примере добычи твердых полезных ископаемых.
Теоретическойи методологической основой исследования явились труды российских ученых — специалистов области налогообложения, исследующих проблемы по изучаемой теме.
Входе работы над темой использовался анализ правовых документов и научныхпубликаций.
1Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых
1.1История возникновения налога на добычу полезных ископаемых
Вранее действовавшей (до введения налога на добычу полезных ископаемых) системеналогообложения при пользовании недрами применялись три налоговых платежа:плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевойбазы (ОВМСБ), акциз на нефть и стабильный газовый конденсат [21, с.245-347].
Платежиза пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярныхплатежей в течение срока реализации предоставленного права. Регулярные платежиопределялись как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетомсверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Порядок и условиявзимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставокустанавливались Правительством РФ по каждому месторождению в отдельности.Окончательные размеры этих платежей уточнялись при предоставлении лицензии напользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователямпредоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплатывышеуказанных платежей. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базынаправлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычиполезных ископаемых. ОВМСБ, аккумулировавшиеся в бюджетах различных уровней ипередававшиеся добывающим предприятиям, использовались только по целевомуназначению, а порядок их использования определялся Правительством РФ и органамиисполнительной власти субъектов Федерации. Размеры отчислений навоспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливались Федеральным СобраниемРФ по представлению Правительства РФ по каждому месторождению индивидуально сучетом его особенностей.
Извышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) размерплатежей за пользование недрами определялся с учетом экономико-географическихусловий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества качества,продолжительности работ, степени изученности территории, горнотехническихусловий освоения, разработки месторождения и степени риска и устанавливался покаждому месторождению индивидуально. Таким образом в размере платежей запользование недрами учитывалась рентная составляющая;
2) значительноечисло недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, чтосоздавало дополнительный экономический эффект при недродобыче в нестандартныхусловиях;
3) ОВМСБносили целевой характер и направлялись исключительно на расширениеминерально-сырьевой базы, в том числе и путем передачи их части добывающимпредприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.
Однакосуществовали и такие негативные моменты, сопутствовавшие плате за пользованиенедрами, как возможности прямого получения (минуя бюджет) недропользователямичасти отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что усложнялоконтроль за использованием этих средств, а также неденежного исполненияобязанности по уплате платежей за пользование недрами. Реформаторы налоговойсистемы посчитали, что действовавший на тот момент механизм взимания ииспользования ОВМСБ недостаточно эффективен и не позволяет решать задачивозмещения затрат государства на поиск и разведку месторождений полезныхископаемых, обеспечения эффективного контроля целевого использованияотчислений, оставляемых предприятиям, самостоятельно выполняющимгеологоразведочные работы. Поэтому было принято решение отменить ОВМСБ. Однакодейственного механизма целевого финансирования затрат на геологоразведочныеработы так и не было создано.
Довведения НДПИ операции по реализации добытой нефти, включая стабильный газовыйконденсат, а также добытого природного газа подлежали обложению акцизами всоответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.
Действовавшеедо 2002г законодательство РФ, включавшее раздел платности пользования недрами,носило рамочный характер и не давало достаточно четкого определения основныхэлементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользованиинедрами.
Врамках проводимой в России налоговой реформы для соблюдения баланса интересовгосударства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которая вступила в силу 1января 2002г в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г №126-ФЗ.Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевойбазы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть(последний – в связи с особым порядком исчисления НДПИ по нефти). В результатемеханизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый налоговымкодексом РФ, был сведен к НДПИ и акцизу на природный газ. Одновременно в Закон«О недрах» 1999г были внесены изменения, устанавливающие с 1 января 2002г новуюсистему платежей за пользование недрами, включающую разовые платежи запользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных влицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическуюинформацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачулицензий.
Глава26 неоднократно изменялась, дополнялась. Федеральным законом от 31 декабря2001г №198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащегоналогообложению природного горючего газа и попутного газа из нефтяных(газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.
С1 января 2004г в связи с изменением механизма налогообложения добычи природногогаза (адвалорная ставка НДПИ была заменена специфической налоговой ставкой) былотменен акциз на природный газ.
Результатомпроведенных реформ налогообложения добычи полезных ископаемых стало созданиефискально-ориентированной системы налогообложения, обеспечивающей существенныйрост налоговых поступлений[17, с. 315-316].
1.2Правовой статус налог на добычу полезных ископаемых
Всеплатежи, взимание которых так или иначе связано с взаимодействием человека иприроды, независимо от их налогового статуса можно подразделить наэкологические и природоресурсные платежи. Если объектом экологических платежейявляется вредное воздействие человека на природу, то объектом природоресурсныхплатежей являются отношения по использованию различного рода природных ресурсов(земли, лесов, вод, недр и пр.), а также результат такого использования. Вконтексте приведенного деления налог на добычу полезных ископаемых следуетотнести к группе платежей за природопользование, поскольку объектом данногоналога является добыча полезных ископаемых (статья 336 НК РФ), которая являетсяодним из видов пользования недрами (статья 6 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 23951 (в редакции Федерального закона от 03 марта 1995 г. № 27-ФЗ)[3].
Группаплатежей за природопользование имеет весьма неопределенный правовой статус,поскольку не дает четких оснований для отнесения указанных платежей к налогам,сборам или гражданско-правовым платежам. Однако, применительно к налогу надобычу полезных ископаемых значимость указанной проблематики существенноснижается, поскольку указанный налог ориентирован на обложение стоимостидобытых полезных ископаемых (статьи 336–338 НК РФ) и не является условиемпредоставления государством права пользования недрами. С учетом изложенногоможно сказать, что налог на добычу полезных ископаемых является именноналоговым платежом, поскольку отвечает законодательно установленным признакамналога (статья 8 НК РФ), в частности: индивидуальная безвозмездность,обязательный (принудительный) характер, поступление в бюджет, одностороннийхарактер. После вступления в силу изменений, внесенных в текст главы 26 НК РФЗаконом № 57-ФЗ применительно к порядку уплаты налога на добычу полезныхископаемых (а именно – после 01.01.2003 г.) налог на добычу полезных ископаемыхуплачивается единовременно по итогам налогового периода (статья 344 НК РФ (сизменениями, внесенными Законом № 57ФЗ)). Следовательно, авансовый характер уданного обязательного платежа отсутствует[15, с. 178-180].
Глава26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых» введена Федеральным законом от08 августа 2001 № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторуюНалогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие актызаконодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силуотдельных актов законодательства Российской Федерации». Следующим этапом приопределении правового характера налога на добычу полезных ископаемых являетсяотнесение его к группе прямых или косвенных налогов. Косвенные налоги взимаютсяв процессе расходования материальных благ (в процессе потребления), тогда какпрямые налоги – в процессе приобретения и накопления материальных благ.Источник уплаты прямых налогов формируется у налогоплательщика, тогда какисточник уплаты косвенных налогов поступает налогоплательщику в составе иныхплатежей (как правило, цены). Анализ всех признаков прямых налогов позволяетсделать вывод, что именно к данной группе налог на добычу полезных ископаемых иотносится. Во-первых, предметом налога на добычу полезных ископаемых являетсяимущество – полезные ископаемые, а не денежные средства. Во-вторых, связь сисполнением по сделке (реализацией), которое, как правило, выступает объектом косвенныхналогов, отсутствует, однако в наличии прямая связь с предметомналогообложения. В-третьих, взимается данный налог непосредственно в видеденежного платежа в бюджет (отсутствует завуалированный характер налоговогоизъятия). В-четвертых, источник уплаты налога формируется у налогоплательщика.В-пятых, бремя уплаты налога не перелагается на третьих лиц. В свою очередь,относясь к группе прямых налогов, налог на добычу полезных ископаемых являетсяналогом личным, поскольку взимается он исходя из стоимости добытых полезныхископаемых в течение налогового периода (статьи 338 и 343 НК РФ).
Взавершение характеристики правового статуса налога на добычу полезныхископаемых следует указать, что данный налог относится к числу налоговнеокладных, т. е. налогов, которые самостоятельно рассчитываютсяналогоплательщиком, что прямо следует из статьи 52, пункта 1 статьи 338 истатьи 343 НК РФ[19, с. 115-118].
2.Методические аспекты налогообложения добычи полезных ископаемых
2.1Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых
Объектомналогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:
1) полезныеископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленномналогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
2) полезныеископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, еслитакое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии сзаконодательством РФ о недрах;
3) полезныеископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добычаосуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации(а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основаниимеждународного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику впользование.
Непризнаются объектом налогообложения:
1) общераспространенныеполезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансезапасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем ииспользуемые им непосредственно для личного потребления;
2) добытые(собранные) минералогические. Палеонтологические и другие геологическиеколлекционные материалы;
3) полезныеископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции иремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное,эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядокпризнания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами,имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иноеобщественное значение, устанавливается Правительством РФ;
4) полезныеископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь)горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при ихдобыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
5) дренажныеподземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезныхископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых илипри строительстве и эксплуатации подземных сооружений[1].
Налогоплательщикаминалога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальныепредприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии сзаконодательством РФ[1].
Налогоплательщикиподлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычуполезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленногоналогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения)на пользование участком недр[1]. Налоговая база определяется налогоплательщикомсамостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числеполезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основногополезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытыхполезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной истабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видовместорождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефтиобезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючегоприродного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется какколичество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Налоговаябаза определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому[1].
Количестводобытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством примененияизмерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным осодержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов,потерь) минеральном сырье) методом. В случае если определение количествадобытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенныйметод.
Вотношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различныеналоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента,налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке[1].
Оценкастоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщикомсамостоятельно одним из следующих способов:
1) исходяиз сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период ценреализации без учета субсидий;
2) исходяиз сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период ценреализации добытого полезного ископаемого;
3) исходяиз расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Налоговымпериодом признается календарный месяц[1].
Налоговыеставки по видам полезных ископаемых представлены в Таблице 1[8, с. 86].
налогообложение добыча полезных ископаемых
Таблица1 Налоговые ставки по видам полезных ископаемыхНалоговая ставка Вид полезного ископаемого 1 2
0%
0 руб
При добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;
— попутного газа;
— подземных вод, содержащих полезные ископаемые, при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
— полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых;
— полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в РФ промышленной технологии их извлечения;
— минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
— подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
— сверхвязкой нефти. Добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200мПа х с (в пластовых условиях). 3,8% При добыче калийных солей 4,0%
При добыче:
— торфа;
— угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;
— апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд 4,8% При добыче кондиционных руд черных металлов. 5,5%
При добыче:
— сырья радиоактивных металлов;
— горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд);
— неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии;
— соли природной и чистого хлористого натрия;
— подземных промышленных и термальных вод;
— нефелинов, бокситов. 6,0%
При добыче:
— горнорудного неметаллического сырья;
— битуминозных пород;
— концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;
— иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки. 6,5%
При добыче:
— концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота);
— драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);
— кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья. 7,5% При добыче минеральных вод 8,0%
При добыче:
— кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);
— редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;
— многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной руды, за исключением драгоценных металлов;
— природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней. 17,5% При добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. 419 рублей за 1 тонну При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной 147 рублей за 1000 кубических метров При добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. /> /> /> />
Сумманалога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговойставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогамкаждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налогполежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленногоналогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этомсумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезногоископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытогополезного ископаемого, соответствующего вида.
Сумманалога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газуи газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырьяисчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величиныналоговой базы.
Сумманалога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанностьпредставления налоговой декларации у налогоплательщика возникает начиная с тогоналогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы поместу нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Декларацияпредставляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшимналоговым периодом[1].
Определенныеособенности исчисления и уплаты налога установлены при выполнении соглашений оразделе продукции.
Налогоплательщикамив данном случае являются инвесторы по соглашениям о разделе продукции, заисключением тех случаев, когда выполнение работ по соглашению о разделепродукции, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор посоглашению. В этих случаях исчисление и уплата налога должны производитьсяоператором, который выступает в качестве уполномоченного представителяналогоплательщика.
Налоговаябаза определяется в общеустановленном порядке, т. е. как стоимость добытыхполезных ископаемых, но с учетом особенностей, которые установлены в соглашениио разделе продукции для определенной стоимости добытых полезных ископаемых. Приэтом стоимость определяется по каждому соглашению о разделе продукции идеятельности, не связанной с выполнением соглашения о разделе продукции.
Привыполнении соглашения применяются установленные налоговые ставки, но скоэффициентом 0,5. При этом они не могут изменяться в течении всего срокадействия соответствующего соглашения. Кроме того, НК РФ введена оговорка, всоответствии с которой при выполнении соглашений, заключенных до вступления вдействие налога на добычу полезных ископаемых, применяются условия исчисления иуплаты налога, установленные в соглашении о разделе продукции, с учетом нормроссийского законодательства о налогах и сборах, действовавших на датуподписания соответствующего соглашения[20, с. 214-216].
2.2Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе
Налогна добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в2001г и вступил в действие с 1 января 2002г. Впервые за годы существованияналоговой системы с принятием гл. 26 НК РФ была упорядочена системаналогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговыеплатежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычуполезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядкефункционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налогаполовины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а такжеставку акциза за сырую нефть. Данный налог был введен в целях совершенствованияи упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами,расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере.Поэтому одновременно с введением этого налога отменена действовавшая плата запользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы иакциз на нефть и газ.
Крометого, введение налога на добычу полезных ископаемых позволяет в определенноймере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целейналогового контроля, в том числе трансфертных цен в нефтяном секторе экономики.Дело в том, что сложившаяся система реализации нефти для дальнейшей переработкивертикально интегрированными компаниями позволяла в широких масштабахиспользовать трансфертные цены, которые значительно ниже рыночных, чтоприводило к потере доходов бюджетов всех уровней, в частности, за счетуменьшения поступлений платы за пользование недрами при нефтедобыче, размеркоторых напрямую зависел от уровня цен реализации. Введение налога на добычуполезных ископаемых было направлено также на решение задач экономическогопринуждения природопользователей к бережному и экономному использованиюприродных ресурсов. Поступления данного налога должны были стать основнымисточником для финансирования общегосударственных мероприятий повоспроизводству и сохранению окружающей природной среды. Изменение порядканалогообложения недропользования позволяет обеспечить снижение налоговогобремени без потерь доходов бюджетной системы, что должно положительносказываться на создании благоприятного инвестиционного климата[20, с. 224-227].
Допринятия специальной главы второй части НК РФ вопросы платности пользованияприродными ресурсами были включены не в законодательство о налогах и сборах, ав законодательство о природопользовании. При этом важнейшее положениеналогообложения природопользования имели рамочный характер и не давали четкогоопределения основных элементов налогообложения при исчислении налогов,взимаемых при пользовании природными ресурсами. При этом все важнейшие элементыналогообложения природопользования, в том числе определение объекта обложения,налоговая база, ставка налога, налоговые льготы и некоторые другие,устанавливались межведомственными инструкциями. По отдельным же платежам,например таких, как плата за пользование недрами, ставка налога регулироваласьв лицензионных соглашениях, т. е. определялись органами исполнительной властисовместно с налогоплательщиком. Вместе с тем, согласно ст.17 части первой НКРФ, вступившей в силу с 1 января 1999г, налог считается установленным лишь втом случае, когда определены законодательно налогоплательщики и все элементыналогообложения. Таким образом, налоги, связанные с использованием природныхресурсов, три года фактически являлись незаконными.
Крометого, законодательство о недропользовании допускает внесение налогов в бюджетне только в денежной, но и в натуральной форме, т. е. добытыми полезнымиископаемыми, что также противоречит основным положениям НК РФ.
Спринятием Закона о налоге на добычу полезных ископаемых все фискальное ирегулирующее значение налогообложения природопользования возросло[11, с. 15-16].
Доходыот налогообложения добычи полезных ископаемых в настоящее время остаютсяосновным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Налогна добычу полезных ископаемых поступает в доходную часть федерального бюджета,бюджета субъекта Федерации. Сумма налога по всем добытым полезным ископаемым.За исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезныхископаемым, распределяются следующим образом:
— 40% — в доходы федерального бюджета;
— 60% — в доходы бюджетов субъектов Федерации.
Налогна добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газагорючего природного) распределяется следующим образом:
— 95% суммы налога – в доход федерального бюджета;
— 5% суммы налога – в доходы субъекта Федерации.
Придобыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежитуплате в доходную часть бюджета субъекта Федерации.
Еслиже добытие любых полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфеили в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезныхископаемых из недр за пределами российской территории, на территориях,находящихся под российской юрисдикцией или же арендуемых у иностранныхгосударств, то вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет[20, с. 319].
3Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную частьбюджета России, проблемы и пути совершенствования
3.1Анализ поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную частьбюджета России и бюджета Курской области за 2007-2009гг.
Открытоеакционерное общество «Стройматериалы», находящееся в г.Курске занимаетсяпроизводством и продажей белого кирпича строительного. Эти строительныематериалы предприятие производит из добываемых полезных ископаемых, таких какмел и песок. ОАО является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.Налоговым периодом для налога является календарный месяц. Из помесячныхдеклараций составлены декларации по налогу за 2007г, 2008г и 2009г, ониприведены в Приложении А. Проанализируем начисление налога на предприятии за2007-2009г (Таблица 2 Приложение Б). Как видно из таблицы предприятием в 2007гбыло начислено 4554,2 тыс рублей налога на добычу полезных ископаемых, в 2008г– 4404,3 тыс руб. в 2009г – 4682,1 тыс руб. В 2008г по сравнению с 2007г былоначислено налога меньше на 149,9 тыс руб, что в долях составляет 0,97, так какпредприятие стало выпускать меньше продукции из за снижения спроса напродукцию. В 2009г предприятие стало наращивать свое производство и налога посравнению с 2008г было начислено на 277,8 тыс руб больше (1,06).
Сумманалога за три года согласно платежным документам была полностью уплачена вбюджет.
3.2Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых
Врезультате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, апо твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Нопоступление налога с каждым годом увеличивается. Так, в 2009 году бюджетполучил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2008 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2007 г. — на 46,9%. Вто же время основу экономики значительного числа субъектов Российской Федерациисоставляет продукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иныетвердые полезные ископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являютсяодними из основных доходных источников консолидированных бюджетов данныхсубъектов. Однако в регионах приоритетной добычи твердых полезных ископаемых вуказанном периоде доля поступлений платежей при добыче в общей величине налоговсократилась. Сокращение налоговых поступлений по твердым полезным ископаемымпроизошло под влиянием таких факторов, как уменьшение налоговых ставок потвердым полезным ископаемым в среднем на 30 — 40%, изменение объекта налогообложенияпо отдельным видам минерального сырья, распространение затратного метода оценкиналоговой базы[9, с.74-75].
Проблемаопределения добытого полезного ископаемого как такового может быть решена, еслиответить на вопрос об определении той стадии добычи и переработки минеральногосырья, момент окончания которой является моментом определения объектаналогообложения в целях налога на добычу полезных ископаемых[10, с.112].
НКРФ определяет добытое полезное ископаемое как продукцию горнодобывающей промышленностии разработки карьеров, которая заключена в минеральном сырье и подлежитизвлечению либо извлечена из минерального сырья и соответствуетгосударственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли,региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствияуказанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту(техническим условиям) организации (предприятия).
Всвязи с этим продукция, которая добывается на месторождении конкретного видаминерального сырья, должна быть идентифицирована по двум критериям: во-первых,как продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, во-вторых,как продукция, полученная в результате осуществления деятельности по добычеполезных ископаемых и разработке карьеров.
Следствиемприменения расчетного метода оценки налоговой базы, помимо бюджетных потерь,является чрезмерная налоговая нагрузка на компании, которые несут более высокиезатраты на добычу, в особенности в случае разработки худших по качеству запасовполезных ископаемых. Кроме того, содержание перечня и порядок признаниярасходов, принимаемых в качестве налоговой базы, вызывает неоднозначныетолкования[12, с.23-24].
Сцелью оптимизации налоговых обязательств, а именно для снижения выручки отреализации добытых полезных ископаемых и, соответственно, налоговой базыпроисходило разделение производственных комплексов по добыче и переработкеполезных ископаемых между различными лицами. Кроме того, сохраняется тенденцияутверждения стандартов или технических условий организации (предприятия) наполезные ископаемые.
Врезультате стоимость добытых твердых полезных ископаемых в целях НДПИ в 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизилась на 16%, или на 42 млрд. руб. Несмотря на то что впоследующие годы происходило увеличение стоимости по ряду твердых полезныхископаемых, рост поступлений был не таким существенным и в целом несоответствовал динамике добычи твердых полезных ископаемых.
Проблемыопределения объекта налогообложения, а также проблемы, связанные с оценкойстоимости добытых полезных ископаемых, уже длительное время отмечаютсяэкспертами в качестве оснований для корректировки механизма налогообложениядобычи твердых полезных ископаемых.
Наопределение полезного ископаемого существуют различные, иногда совершеннопротивоположные точки зрения, в том числе с позиции государства и с позицииналогоплательщика. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 64 по сутирекомендовал признавать полезным ископаемым извлеченное из недр необработанноеминеральное сырье. Вместе с тем такой подход лишает налог на добычу полезныхископаемых экономического смысла[7, с.19-23].
Кромеотмеченных проблем вопросы вызывает также толкование понятий«многокомпонентная комплексная руда», «полезные компонентымногокомпонентной комплексной руды».
Неоднозначнымявляется подход к налогообложению попутных компонентов, полезных ископаемых,добываемых из техногенных месторождений. Ряд вопросов связан с толкованиемметодов определения количества добытого полезного ископаемого, определенныепроблемы вызывает продолжительность налогового периода, в частности приприменении нулевой налоговой ставки к нормативным потерям полезногоископаемого[11, с.15-16].
Рассмотримразвитие налога в среднесрочной перспективе.
Изложенныепроблемы практики применения положений гл. 26 «Налог на добычу полезныхископаемых» НК РФ по твердым полезным ископаемым могут быть решены либо врамках точечных поправок в НК РФ, либо путем изменения концепцииналогообложения с учетом действительного рентного потенциала твердых полезныхископаемых.
Развитиеналогообложения добычи твердых полезных ископаемых неоднократно определялосьосновными направлениями налоговой политики Российской Федерации насреднесрочную перспективу. В частности, предусматривалась возможность введенияс 2007 г. специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых по полезнымископаемым, не относящимся к углеводородному сырью.
Донастоящего времени решений по данному вопросу не принято, с одной стороны,вероятно, ввиду приоритетов законодателя в пользу углеводородного сырья, сдругой стороны — по причине закрепления в упомянутом акте ВАС РФ позиции обопределении объекта налогообложения, которая в той или иной степени устраиваетналогоплательщиков.
Темне менее практика применения дифференцированного налогообложения добычи нефти,основанного на специфических ставках, а также перспективы введения налога надополнительный доход от добычи углеводородного сырья позволяют отметить потенциальнуюготовность реформирования налогообложения твердых полезных ископаемых.
Введениемеханизма налогообложения добычи с использованием специфических ставок позволитобеспечить соответствие налога требованиям современного уровня экономическогоразвития, упростить налоговое администрирование и упростить порядок исполненияобязанности по исчислению налога.
Нанеобходимость совершенствования налогообложения полезных ископаемых, неотносящихся к углеводородному сырью, в первую очередь угля, обратил вниманиеПрезидент Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному СобраниюРоссийской Федерации «О бюджетной политике в 2009 — 2011 годах». Приэтом предлагается переход на специфические налоговые ставки и указывается нанеобходимость снижения налоговых ставок для метанообильных участков недр иуглей, склонных к самовозгоранию.
Вкачестве первого критерия дифференцированного налогообложения можетиспользоваться классификация по видам угля, которая обусловлена существованиемразличных рынков угля и существенным отличием цен на антрацит, уголькоксующийся, уголь бурый, уголь энергетический.
Навеличину рентного дохода оказывает влияние значительное количество факторовгорно-геологического, технологического и экономико-географического характера,среди которых выделяются общие для всех видов полезных ископаемых факторы испецифические факторы для отдельных полезных ископаемых.
Длярасчета величины налоговых ставок целесообразно использовать данные о текущейналоговой нагрузке. При этом определение значений специфических налоговыхставок должно основываться на информации о ценах на продукцию угольной отраслив зависимости от категории угля — рядовой или обогащенный уголь. Ценовоеразличие в продукции угледобывающего производства может быть использованонепосредственно при установлении различных налоговых ставок для угля рядового иобогащенного либо при установлении налоговых ставок на обогащенный уголь ипоследующем применении понижающего коэффициента в случае, если проектомразработки месторождения предусмотрено получение рядового угля.
Насегодняшний день экспорт угля составляет не более 30% добытых объемов,соответственно, отсутствуют экономические основания корректировать налоговуюставку на уровень динамики мировых цен на уголь, как это осуществляется приопределении ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти. В тоже время допустима корректировка налоговых ставок на коэффициент-дефлятор,характеризующий внутреннюю динамику цен на уголь.
Угольхарактеризуется специфическими признаками, обусловленными степенью безопасностиведения работ по добыче данного вида полезного ископаемого, а именнометанообильностью участков недр и склонностью пластов к самовозгоранию.Безопасность работ в условиях влияния данных факторов требует существенныхдополнительных затрат, соответственно, при увеличении степени влиянияконкретного фактора величина налоговых изъятий должна быть ниже.
Всвязи с этим возможно введение одного коэффициента, характеризующего степеньопасности при проведении работ на метанообильных участках недр и на участкахнедр, содержащих угли, склонные к самовозгоранию. Данный коэффициент долженустанавливаться для каждого налогоплательщика или группы налогоплательщиков впорядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом уровня влияниятого или иного фактора на величину затрат по добыче угля.
В2007 — 2009 гг. было подготовлено несколько законопроектов, которыепредусматривают введение специфических налоговых ставок по углю идифференциацию налогообложения добытого угля: два законопроекта подготовленыдепутатами Государственной Думы РФ, один законопроект — Министерством финансовРоссийской Федерации. Указанные законопроекты предусматривают введениеспецифических налоговых ставок на добываемый уголь и предусматриваютиспользование критериев метанообильности и склонности углей к самовозгоранию вкачестве основания для уменьшения налоговых изъятий.
Вто же время законопроекты, подготовленные депутатами, предполагают достаточносложный механизм идентификации видов угля, введение дополнительныхкоэффициентов к налоговой ставке по географическому признаку, создавая неравныеусловия пользования недрами для лиц, осуществляющих добычу угля, и для лиц,добывающих рудные полезные ископаемые, горно-химическое сырье и иные видыминерального сырья в этих же географических условиях. Механизм определениякоэффициентов, учитывающих степень метанообильности и склонности угля ксамовозгоранию, предлагаемый означенными законопроектами, допускает возможностьсубъективного подхода к определению значений коэффициентов.
Вотличие от указанных законопроектов, правительственный законопроектпредусматривает индексацию налоговых ставок на ежегодный коэффициент-дефлятор,который характеризует динамику цен на уголь, более четко раскрывает механизмналогового вычета, определяемого с использованием регламентированного порядкаутверждения показателя безопасности труда.
Темне менее на практике механизм налогового вычета приведет к существенномуусложнению налогового администрирования по следующим основаниям: во-первых, сохранениеправа на полный вычет расходов в течение трех лет вызовет необходимостьраздельного учета затрат по налоговым периодам; во-вторых, определениеконкретного состава затрат подзаконным актом может привести к неоднозначномутолкованию конкретных видов расходов и последующим судебным спорам.
Изиных видов твердых полезных ископаемых реформирование налогообложения добычидолжно быть осуществлено, в первую очередь, в отношении металлов, имеющихэкспортно ориентированный характер. В частности, в отношении твердых полезныхископаемых может быть рассмотрена возможность введения налога на дополнительныедоходы по аналогии с предлагаемым к введению НДД в нефтянойотрасли[10, с.112-116].
Заключение
Налогна добычу полезных ископаемых является центральным элементом системыналогообложения природных ресурсов. Налог на добычу полезных ископаемых — этоодин из наиболее важных платежей, уплачиваемых недропользователем в бюджетРоссийской Федерации.
Платежиза пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группуналогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсныхплатежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретноговида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование исоставом информационных ресурсов.
Цель,поставленная в начале курсовой работы, выполнена в полном объеме – рассмотреныпринципы построения и проблемы функционирования налога на добычу полезныхископаемых.
Выполненытакие задачи как:
— рассмотрена история возникновения и теоретические основы применения налога надобычу полезных ископаемых;
— дана поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых;
— рассмотрена динамика поступления, проблемы и пути совершенствования налога надобычу полезных ископаемых на примере добычи твердых полезных ископаемых.
Данныйналог является центральным элементом новой системы налогообложения природныхресурсов, заменившим взимавшиеся с разработчиков недр платежи навоспроизводство минерально-сырьевой базы и за право пользования недрами, атакже акцизы на нефть и газ
Врезультате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002 г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, апо твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Нопоступление налога с каждым годом увеличивается. Так, в 2009 году бюджетполучил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2008 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2007 г. — на 46,9%.
Основуэкономики значительного числа субъектов Российской Федерации составляетпродукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иные твердые полезныеископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними изосновных доходных источников консолидированных бюджетов данных субъектов.
Развитиеналогообложения добычи твердых полезных ископаемых неоднократно определялосьосновными направлениями налоговой политики Российской Федерации насреднесрочную перспективу. В частности, предусматривалась возможность введенияс 2007 г. специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых по полезнымископаемым, не относящимся к углеводородному сырью. До настоящего временирешений по данному вопросу не принято. Существует много элементов, которыеследует доработать в налогообложении недропользования.
Списокиспользуемых источников
1.Налоговый кодекс Часть 2 Глава 26
2.Министерство по налогам и сборам РФ. Письмо о порядке уплаты налога на добычуполезных ископаемых от 01 июля 2004 г. N 21-2-05/74
3.Закон Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 «О недрах»
4.Методические рекомендации по применению главы 26 «Налог на добычу полезныхископаемых» НК РФ утверждены приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-21/170
5.Письмо МНС России от 23.04.2002 г. № НА-6-21/524 «О налоге на добычу полезныхископаемых»
6.Письмо МНС России от 22.03.2002 г. № АС-6-21/337 «О направлении Методическихуказаний по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога надобычу полезных ископаемых»
7.Грызлова Е.В. О вопросах реформирования налогообложениянефтедобычи//Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации,2008, N 4, с.19 – 23
8.ПудычЮ.В. Эффективность правового регулирования взимания налога на добычу полезныхископаемых // Налоговый Вестник, 2007, февраль, с. 86-88
9.Салина А.И. Налогообложение добычи полезных ископаемых // Налоговый вестник,2007, август, с. 74-75
10.Фадеев Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы//Налоговыйвестник.2010, 288 с.
11.Юмаев М.М. Налогообложение добычи основных видов минеральногосырья: проблемы и направления совершенствования//Официальные материалы длябухгалтера. Комментарии и консультации, 2009, N 12, с. 15-16
12.Юхимова Я.Я. Налог на добычу полезных ископаемых и его реформирование//Диссертация кандидата экономических наук., М.: Б.и., 2008, 34 с.
13.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2006 – 318 с.
14.Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации – Спб.: Питер, 2006. – 416 с.: ил.
15.Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 416 с.
16.Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся поспециальностям «Финансы и кредит», « Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,«Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова – 2-еизд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008 – 511 с.
17.Налогообложение природопользования: учебное пособие / С.В. Барулин, Ю.Н.Солнышкова. – М.: Экономистъ, 2008 – 285 с.
18.Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В.Врублевской. – Спб.: Питер, 2006 – 496 с.
19.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ИНФРА – М,2002 – 320 с.
20.Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник – М.:Фин. и статистика, 2006 – 464 с.: ил.
21.Шувалов Е.Б., Налоги и налогообложение, учебное пособие / Московская финансово-промышленнаяакадемия – М., 2005 – 563 с.
22.Интернет ресурсы: www.nalog.ru
ПриложениеА
Таблица2 Начисленная сумма налога на добычу полезных ископаемых ОАО «Стройматериалы»за 2007-2009 г (тыс. руб)Месяц 2007г 2008г Отклонение 2009г Отклонение Абсол. Относ. Абсол. Относ. 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Январь 389,6 359,9 — 29,7 0,92 388,5 28,6 1,08 2. Февраль 362,6 359,9 — 2,7 0,99 389,3 29,4 1,08 3. Март 376,3 362 — 14,3 0,96 389,9 27,9 1,08 4. Апрель 375,5 359,9 — 15,6 0,96 391,3 31,4 1,09 5. Май 367,6 360,9 — 6,7 0,98 390,9 30 1,08 6. Июнь 380,3 362,2 — 18,1 0,95 390,9 28,7 1,08 7. Июль 385,1 359,9 — 25,2 0,93 393,3 33,4 1,09 8. Август 383,7 367,9 — 15,8 0,96 393,7 25,5 1,07 9. Сентябрь 384,4 371,5 — 12,9 0,97 390,9 19,4 1,05 10. Октябрь 383,4 367,3 — 16,1 0,96 389,8 22,5 1,06 11. Ноябрь 384,5 385,7 1,2 1,003 386,8 1,1 1,002 12. Декабрь 380,8 386,7 5,9 1,01 386,8 0,1 1,002 Итого за год 4554,2 4404,3 — 149,9 0,97 4682,1 277,8 1,06