Содержание
Введение.
Глава I. Общая характеристика налогового учета.
1.1. Понятие и виды налогового учета.
1.2. Основные элементы налогового учета.
1.3. Принципы ведения налогового учета.
Глава II. Основания и порядокпроведения налогового учета российских организаций.
2.1. Постановка на учет без заявления организации.
2.2. Заявительный порядок постановки на налоговый учет.
2.3. Налоговый переучеторганизаций и снятие с налогового учета.
2.4.Ответственность организаций за непостановку на налоговый учет.
Заключение.
Список использованнойлитературы.
Введение.
Взимание налогов - одна изосновных и древнейших функций государства, условие его существования. Невызывает сомнения, что это одна из составляющих стабильного развития на пути кэкономическому, социальному благополучию и наиболее эффективный инструментрегулирования экономических отношений.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманиюналогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществленияналогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговогоправонарушения.
Учет налогоплательщиков — это первый этап налоговой работы. Действительно, прежде чем собирать налоги,необходимо определить круг тех, кто должен их уплачивать.
В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органыполучают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базуданных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.
Фактически процесс учета плательщиков — это непрерывный процесс,который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи спрекращением деятельности предприятия.
Действующая с января 1999года часть 1 Налогового Кодекса содержит множество норм, о толковании которых спорыне стихают до сих пор.
В частности, много вопросоввызывают нормы, регулирующие постановку на налоговый учет.
К тому же, с 1 января 2004года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации «О внесенииизменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствованияпроцедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей»[1],который кардинально изменил всю действовавшую систему налогового учета. Чутьпозже было принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110
«О совершенствованиипроцедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей», которое уточнило эту процедуру и утвердило«Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» и«Изменения,
которые вносятся в актыПравительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации ипостановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2].
Попытки осмысления влитературе принятых изменений в налоговом законодательстве еще очень редки.Новая система налогового учета начала действовать совсем недавно, практическиеще не появилась судебная практика, которая выявляла бы недочеты и пробелыизмененного налогового законодательства. Вот почему эта тема для меня оченьактуальна.
В данной работе япостараюсь проанализировать основные положения измененного налоговогозаконодательства, касающегося постановки российских юридических лиц на налоговый учет, а также проблемы, которые возникают в этой сфере у российскихюридических лиц и у налоговых органов. С этой целью, я рассмотрю общуюхарактеристику налогового учета, принципы его ведения, чему посвящена перваяглава данной работы; Глава вторая будет посвящена основаниям и порядкупроведения налогового учета. понятиям налоговый переучет и снятие с налоговогоучета. Я также постараюсь рассмотреть некоторые проблемы ответственностироссийских организаций за нарушения налогового законодательства, в частности,за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение отпостановки на налоговый учет.
Глава I. Общая характеристиканалогового учета.
1.1. Понятие и виды налогового учета.
В Налоговом кодексе РФ впервыеурегулированы в систематизированном виде общие положения налогового учета.Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиватьсяотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку безпостановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органысоответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможностиосуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налоговогоконтроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности.Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видомдеятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органыполучают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридическийадрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика,сведения о руководителях и организационно-правовой формеорганизации-налогоплательщика и др.
Налоговый учет — это комплекс установленных налоговым законодательствоммероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всехналогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах иаккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестреналогоплательщиков.
Налоговый учет проводится только вотношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговыхагентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежатпостановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учетуплательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодексав части осуществления налогового учета на плательщиков сборов нераспространяется.
Филиалы и обособленные подразделенияорганизаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговымиагентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. Поместу нахождения филиалов и обособленных подразделений в качественалогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в составкоторых входят данные филиалы и обособленные подразделения.
Общими характеристиками осуществленияналогового учета являются:
1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налоговогоконтроля (ст. 83 НК РФ);
2) налоговый учет осуществляетсяналоговыми органами;
3) налоговый учет осуществляетсянезависимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновениеобязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носитобщеобязательный характер для всех налогоплательщиков;
4) налоговый учет одного и того женалогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;
5) НК РФ установлены основные элементыналогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);
6) налоговый учет является основой дляведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществлениядокументооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплатеналогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика— ИНН);
7) за нарушение порядка налогового учетаустановлена ответственность по налоговому законодательству.
Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектовналогового учета:
— налоговый учет организаций;
— налоговый учет физических лиц.
Налоговый учет можно также разделить навиды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговымкодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах поместу нахождения организации (для физических лиц — по месту жительства, дляпредпринимателей без образования юридического лица — по месту нахождения, илипо месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по местунахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащихналогообложению.
К основным процедурам, связанным с учетом плательщиков, можноотнести следующие:
1. Получение от плательщика пакета документов, необходимых дляпостановки на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике вбазу данных и присвоение ему идентификационного номера (ИНН).
2. Получение от плательщика информации о внесении изменений впервоначально предоставленный пакет документов и включение информации обизменении документов налогоплательщика в базу данных.
3. Получение и включение в базу данных сведений оналогоплательщиках из иных источников (не от налогоплательщика).
4. Выдача плательщику Свидетельства о постановке на учет вналоговом органе, а также — различных справок, необходимых для осуществления имхозяйственной деятельности.
5. Ответы на запросы, поступающие из налоговых,правоохранительных, судебных и иных органов, касающиеся сведений, содержащихсяв учредительных документах налогоплательщиков и их счетов в банках.
6. Представление базы данных ЕГРН на региональный уровень.
7. Составление отчетности о работе поучету плательщиков и участие в составлении отчетности о работе инспекции.
8. Выверка сведений, содержащихся в базе данных.
9. Прочие работы, не вошедшие в перечень, но связанные с учетомплательщиков.
1.2. Основные элементы налогового учета.
Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов:
1) субъекты налогового учета;
2) объекты налогового учета;
3) основания налогового учета;
4) место постановки на налоговый учет;
5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;
6) порядок ведения Единого государственного реестраналогоплательщиков.
Субъектами налогового учета являютсяорганы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношенииналогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета иведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).
Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как иналоговые органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налоговогозаконодательства в порядке, установленном главой 14 НК РФ, котораяпредусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однакотаможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведениюналогового учета. Осуществление организациями и физическими лицамивнешнеэкономической деятельности не является законодательно установленнымоснованием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности,осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, иналоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.
Объектом налогового учета являются действия (бездействие)организаций и физических лиц по предоставлению информации, необходимой дляпостановки на налоговый учет, переучета или снятия с налогового учета, а такжедля формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Основания налогового учета —это юридические факты, с которыми Налоговый кодекс связывает обязанность лицаосуществить действия по постановке на налоговый учет, переучету или снятию сналогового учета.
Основаниями постановки на налоговый учетявляются:
1) государственная регистрацияюридического лица;
2) государственная регистрацияфизического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
3) выдача физическим лицам лицензий направо занятия частной практикой;
4) государственная регистрация физического лица по местужительства;
6) создание филиалов, представительств и обособленныхподразделений организации;
7) обладание недвижимым имуществом итранспортными средствами, подлежащими налогообложению.
Основаниями же для переучета и снятия с налогового учета являются:
1) изменение юридического адреса и государственная перерегистрацияорганизации;
2) изменение места жительства физического лица; 3) ликвидация(банкротство) организации;
4) ликвидация филиала и обособленных подразделений организации;
5) ликвидация статуса (банкротство) предпринимателя безобразования юридического лица;
6) отзыв лицензии на занятие частной практикой у физического лица;
7) прекращение или утрата права собственности на недвижимоеимущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждениеимущества, уничтожение или потеря имущества и т.д.).
Важнейшим элементом и инструментом учета налогоплательщиковявляется ИНН— идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационныйномер представляет собой для налогоплательщика — организации десятизначныйцифровой код, а для налогоплательщика — физического лица двенадцатизначныйцифровой код. Последовательность цифр ИНН слева направо показывает:
— код налоговой инспекции, которая присвоила налогоплательщикуидентификационный номер (4 знака, при этом, первые два — код региона, вторыедва — код налоговой инспекции внутри региона),
— собственно порядковый номер (дляналогоплательщиков — организаций — 5 знаков, для налогоплательщиков — физических лиц — 6 знаков); — контрольное число, рассчитанное по специальномуалгоритму, установленному МНС России (для налогоплательщиков — организаций '- 1знак, для налогоплательщиков — физических лиц — 2 знака).
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается каждомуналогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе:
— для организации — по месту нахождения; — для физического лица — по месту жительства; — для организации — налогового агента, не учтенной вкачестве налогоплательщика, — по месту нахождения[3].
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена постановкана учет юридических лиц не только по месту нахождения, но и по месту нахожденияфилиалов и представительств, недвижимого имущества и т.д. При этом каждомуплательщику может быть присвоен только один ИНН. Для того чтобы не порождатьпутаницу, когда плательщик встает на учет, например, по месту нахождениятранспортных средств, но ИНН присвоен ему в другой инспекции, и соответственно,содержит ее код, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика — организации введен код причины постановки на учет (КПП) налогоплательщика.
Код причины постановки на учет представляет собой девятизначныйцифровой код. КПП состоит из следующей последовательности цифр слева направо:
— код налоговой инспекции,которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения,месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного натерритории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ейнедвижимого имущества и транспортных средств; — код причины постановки на учет;- порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине. МНС Россииразработан перечень кодов причины постановки на учет. Для российскихорганизаций установлен диапазон кодов от 1 до 50.
Налоговый орган указывает идентификационный номерналогоплательщика во всех направляемых ему документах. Каждый налогоплательщикуказывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларациях, отчетах,заявлениях или иных документах, а также в иных случаях, предусмотренныхзаконодательством. Для налогоплательщика — организации идентификационный номерналогоплательщика (ИНН) должен применяться во всех документах, используемых вналоговых отношениях, вместе с кодом причины постановки на учет.
Более подробно об остальных элементах налогового учета будетсказано ниже.
1.3. Принципы ведения налогового учета.
При проведении налогового учета налоговые органы руководствуютсяследующими принципами.
1. Принцип единства налогового учета на всей территории РоссийскойФедерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всейтерритории Российской Федерации, существование единого реестраналогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоениеналогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории РоссийскойФедерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
2. Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка наналоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разнымоснованиям.
3. Принцип территориальности налогового учета предполагает, что вбольшинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с темналоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставлениеналоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъясненииналогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.). 4.Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаевналоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.
5. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений,получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключениемсведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям оналогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольныхорганов.
6. Принцип всеобщности налогового учета предполагаетобязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие уналогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговыйучет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленномпорядке влечет применение мер ответственности[4].
Глава II. Основания и порядокпроведения налогового учета российских организаций.
Учет налогоплательщиков — одно из основных условий осуществления государственными налоговыми инспекциямиконтроля за своевременным внесением налогоплательщиками налоговых платежей вбюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
До введения в действие части I НК РФ законодательство по налоговомуконтролю состояло из отдельных нормативных актов, регулирующих вопросыналогового контроля, зачастую неизвестных налогоплательщикам, поэтому, говоритьо взаимопонимании между налоговым органом и можно было с большим трудом.
Главное достоинство части I НК РФ заключилось в том, что здесьдетально были регламентированы все основные процедуры налогового контроля, которыедолжны выполнять как налогоплательщики, так и налоговые органы. С принятиемФедерального Закона «О внесении изменений в законодательные акты РоссийскойФедерации в части совершенствования процедур государственной регистрации ипостановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[5] и других нормативных актов, которыевнесли изменения не только в Налговый Кодекс, но и поменяли почти все налоговоезаконодательство, многое изменилось.
Так, именно налоговые органыобязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.
ст. 85 Налогового КодексаРоссийской Федерации и недавно принятое Постановление Правительства РФ от 26февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрациии постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[6], утвердившее «Правила ведения Единогогосударственного реестра налогоплательщиков» регулируют взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами, органами местногосамоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия вцелях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщикаминалогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающейот перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверкусведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет иуплате налогов.
Таким образом, Налоговым Кодексом был предусмотрен механизмсвоевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой дляосуществления налогового контроля по двум независимым источникам. Первыйобеспечивается теми государственными органами, на которые возложена обязанностьосуществлять такую регистрацию, давать лицензии или иным образом учитыватьподобные обстоятельства и вести соответствующие реестры. Второй - непосредственно от организаций и физических лиц, которые обращаются в налоговыеорганы с заявлением о постановке на учет.
Необходимо еще раз заметит,что с 1 января 2004 г. значительно упрощен порядок постановки на налоговый учети учет во внебюджетные фонды организаций и индивидуальных предпринимателей приих государственной регистрации.
Федеральным законом от23.12.03 N 185-ФЗ были внесены соответствующие изменения и дополнения вследующие нормативно-правовые акты:
— Федеральный закон от08.08.01 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей»;
— Налоговый кодекс РФ. Частьпервая;
— Закон РФ от 28.06.91 N1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
— Федеральный закон от16.07.99 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
— Федеральный закон от15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации».
Сразу оговоримся, чтосоответствующие нормативно-правовые акты Правительства РФ, МНС России, а такжеисполнительных органов внебюджетных фондов, на которые даются ссылки вобновленных законах, на сегодняшний день не приняты, что, к сожалению, можетпослужить тормозом для реализации безусловно прогрессивных по своему характерунорм.
Поняв эту ситуацию, МНСРоссии выпустило письмо от 29.12.03 N ММ-6-09/1384, разъясняющее процедуруучета организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с изменением с 1января 2004 г. законодательства. Это письмо адресовано территориальнымподразделениям МНС России для использования в работе и не является актомзаконодательства о налогах и сборах[7].
Итак, в соответсвии с новым действующим законодаельством,можно выделить две категории, по-разному определяющие основания и порядокпостановки на налоговый учет. Это постановка на налоговый учет без заявленияорганизации и заявительный порядок постановки на налоговый учет.
2.1.Постановка на налоговый учет без заявления организации.
Постановка на учет вналоговом органе юридических лиц осуществляется независимо от того, обязаны онив соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации уплачивать тот илииной налог, или нет.
Налогоплательщик-организация в соответствии с пунктом 1 статьи 83Кодекса подлежит постановке на учет в налоговом органе:
— по месту нахождения организации;
— по месту нахождения ее филиалов и представительств;
— по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества итранспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят филиалы и (или)представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также всобственности, которой находится подлежащее налогообложению недвижимоеимущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговоморгане, как по своему месту нахождению, так и по месту нахождения каждогосвоего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ейнедвижимого имущества и транспортных средств[8].
С 1 января 2004 г. вновьсоздаваемой организации при обращении в регистрирующий орган — территориальноеподразделение МНС России достаточно представить заявление о ее государственнойрегистрации с необходимым комплектом документов, предусмотренным Законом N129-ФЗ. Отдельное заявление о постановке на налоговый учет подавать больше ненужно.
Теперь поставить организациюна учет в качестве налогоплательщика — это обязанность самих налоговых органов.В новой редакции п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет организации в налоговоморгане по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся вЕдином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленномПравительством РФ.
Под местом нахождения организации понимается адрес, указанный вучредительных документах (уставе, договоре, положении) организации или иномраспорядительном документе о создании налогоплательщика-организации. В случаеотсутствия адреса места нахождения налогоплательщика в его учредительныхдокументах или ином распорядительном документе о его создании, постановка научет в налоговом органе осуществляется по адресу места нахождения органовюридического лица, например, по адресу постоянно действующего исполнительногооргана налогоплательщика-организации (администрации, дирекции, правления илииного подобного органа).
В подтверждение постановкина налоговый учет вновь созданным организациям выдается свидетельство опостановке на налоговый учет. Форма свидетельства будет утверждаться МНСРоссии. До ее утверждения действует прежняя форма свидетельства, утвержденнаяПриказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309[9],в части, не противоречащей положениям Закона N 185-ФЗ.
Обращает на себя вниманиеотсутствие в новой редакции п.2 ст.84 НК РФ срока выдачи организациямсвидетельства о постановке на учет в налоговых органах. В прежней редакции этотсрок был единым для всех категорий налогоплательщиков — 5 дней со дня подачивсех необходимых документов.
Учитывая, что для всехостальных категорий налогоплательщиков п.2 ст.83 НК РФ в новой редакцииустановлен 5-дневный срок выдачи свидетельства, можно предположить, чтоотсутствие его для вновь созданных организаций вызвано технической ошибкой иречь идет о том же пятидневном сроке. Косвенное подтверждение этому — письмоМНС России от 29.12.03 N ММ-6-09/1384[10],в котором срок постановки на учет юридических лиц определен в пять рабочих днейсо дня представления документов для государственной регистрации.
Хотелось бы также обратитьвнимание на проблему, которая осталась неразрешенной.
Вновь создаваемыморганизациям по-прежнему необходимо самостоятельно обращаться в органыГоскомстата России за получением кода ОКПО и других кодов общероссийскихклассификаторов. Никаких изменений в этой части Закон N 185-ФЗ не внес.
В то же время в Единомгосударственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестреиндивидуальных предпринимателей теперь должны содержаться коды поОбщероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД)(подп.«п» п.1 и подп.«о» п.2 ст.5 Закона N 129-ФЗ).
Наличие кодов ОКВЭД являетсятакже одним из условий постановки на учет во внебюджетных фондах.
Однако для того чтобыорганизации были присвоены соответствующие коды, ей необходимо самостоятельнообратиться в органы Госкомстата России с уже имеющимся свидетельством огосударственной регистрации, а после их получения снова обратиться врегистрирующий орган. Уложится ли вся эта процедура в пять дней, предписанныеЗаконом N 129-ФЗ и Налоговым кодексом РФ для постановки организаций наналоговый учет и учет во внебюджетных фондах?
По нашему мнению, данныйвопрос требует дополнительной законодательной проработки. Вполне возможно, чтов скором времени со стороны налогового ведомства, Госкомстата России иливнебюджетных фондов последуют разъяснения по данному вопросу. Пока же, учитываядействующие положения законодательства, посещения фондов налогоплательщикам, повсей видимости, избежать не удастся.
Еще одно основаниепостановки на налоговый учет российской организации, это учет по местунахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
Организация подлежитпостановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимогоимущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственноговедения или оперативного управления.
Ранее организации самиподавали заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимогоимущества или транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации.
Теперь постановка наналоговый учет и снятие с учета организации в налоговом органе по местунахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средствосуществляются налоговым органом самостоятельно на основании сведений, которыеему обязаны сообщать органы, осуществляющие государственную регистрацию прав нанедвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрациютранспортных средств (учреждения юстиции и подразделения ГИБДД).
Органы, осуществляющиегосударственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщатьсведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимомимуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правахи сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговыеорганы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующейрегистрации.
Согласно Правилам веденияЕдиного государственного реестра налогоплательщиков, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, предоставляютсяорганами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (в том числеморских, речных и воздушных транспортных средств) следующие сведения:
1. Наименование органа,ОГРН, ИНН/КПП.
2. Сведения о транспортномсредстве:
а) для автомобилей,мотоциклов, мотороллеров, автобусов, самоходных машин и механизмов напневматическом и гусеничном ходу, снегоходов и мотосаней — марка, модель,модификация, серия и номер регистрационного знака;
б) для морских, речныхтранспортных средств (в том числе смешанного (река-море) плавания) — тип, названиесудна, регистрационный номер, вид права (право собственности или иноепредусмотренное законодательством Российской Федерации основание);
в) для воздушныхтранспортных средств — тип, государственный и регистрационный знаки,наименование эксплуатанта, вид права (право собственности или иноепредусмотренное законодательством Российской Федерации основание).
3. Дата регистрации (снятияс регистрации), серия и номер документа о регистрации.
4. Сведения о лице, накоторое зарегистрировано транспортное средство:
для юридического лица — полное наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес места нахождения.
Что касается сведений,представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав нанедвижимое имущество и сделок с ним (за исключением морских, речных и воздушныхтранспортных средств), то это следущие:
1. Наименование органа,ОГРН, ИНН/КПП.
2. Сведения об объектенедвижимости:
а) вид (название) объекта;
б) кадастровый номер(условный номер) объекта (при переходе права — предыдущий кадастровый номер(условный номер) объекта);
в) вид права (правособственности или иное предусмотренное законодательством Российской Федерацииоснование);
г) адрес места нахожденияобъекта.
3. Сведения о регистрацииправа: дата регистрации возникновения (перехода, прекращения) права, серия иномер документа, подтверждающего регистрацию права.
4. Сведения оправообладателе:
для юридического лица — полное наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес места нахождения;
Под местом нахождения имущества согласно пункту 4 статьи 83Кодекса понимается:
1. для недвижимого имущества(за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящегопункта) – место фактического нахождения имущества;
2. для морских, речных ивоздушных транспортных средств – место нахождения собственника имущества;
3. для транспортных средств, неуказанных в подпункте 2 настоящего пункта, — место (порт) приписки или местогосударственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождениясобственника имущества.
Срок постановки на учет — пятьдней со дня поступления сведений от этих органов. В этот же срок налоговыйорган обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет.Формы и порядок выдачи свидетельств должно утверждать МНС России (п.2 ст.84 НКРФ в новой редакции).
2.2. Заявительный порядок постановки на налоговый учет.
К заявительному порядкупостановки на налоговый учет, в соответсвии с изменениями в налоговомзаконодательстве, относится постановка на учет по месту нахожденияобособленного подразделения.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения,расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет вналоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленногоподразделения.
Если организация создаетобособленное подразделение, ей, как и раньше, необходимо самостоятельно втечение одного месяца после создания подразделения подать заявление опостановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Одновременно с подачейзаявления представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленномпорядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации поместу ее нахождения, а также документов, подтверждающих создание обособленногоподразделения (при их наличии). Постановка на учет с выдачей уведомления обэтом осуществляется в течение пяти дней со дня представления всех документов(п.2 ст.84 НК РФ в новой редакции) и в тот же срок выдается им уведомление опостановке на учет в налоговом органе.
Хотелось бы заметить, что новый закон дает определения некоторымпонятиям. Так, «уведомление о постановке на учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в томчисле индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органепо иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексомпредусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговоморгане». «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу припостановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или поместу жительства физического лица».
Если организация приметрешение о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение, ейтакже необходимо самостоятельно подать заявление о снятии с учета. Налоговыйорган осуществляет снятие с учета в течение 14 дней со дня подачи заявления(п.5 ст.84 НК РФ в новой редакции).
На практике возникают вопросы по поводутого, что считать днем создания филиала (представительства): дата изданияюридическим лицом распорядительного документа о создании филиала(представительства), момент государственной регистрации обособленногоподразделения, либо с момента оборудования организацией обособленного стационарногоместа для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение.
Судебная практика, согласнозаконодательству, пошла по последнему пути.
Интересно в этом плане, постановлениеФАС Северо-Западного округа от 03.06.02 по делу № А44 — 2933/Ol-С10. Как видноиз материалов дела, 27.04.01 решением Регистрационной палаты АдминистрацииСанкт-Петербурга зарегистрированы изменения в уставе Общества, согласно которымв городе Великом Новгороде создан филиал Общества. Ответчик представил вналоговую инспекцию заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала19.06.01. Инспекцией составлен акт от 19.06.01 и принято решение от привлеченииОбщества к ответственности, предусмотренной ст. 11 6 НК РФ, в виде взыскания5000 руб. штрафа.
Пунктом 1 ст. 116 НК РФ предусмотренаответственность за нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФсрока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Согласно и. 4ст. 83 НК РФ при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленноеподразделение о постановке на учет организации по месту нахожденияобособленного подразделения подается в течение одного месяца после созданияобособленного подразделения.
Таким образом, отправной точкой дляисчисления срока, установленного НК РФ, является момент создания обособленногоподразделения.
В силу п.2. cт. 11 НК РФ обособленноеподразделение организации — это любое территориально обособленное от нееподразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные места, аместо нахождения обособленного подразделения — место осуществления этойорганизацией деятельности через свое обособленное подразделение. При этомсогласно и. 2 ст. 11 НК РФ признание обособленного подразделения организациитаковым производится независимо от того, отражено или не отражено его созданиев учредительных или иных организационно-распорядительных документахорганизации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Следовательно, установленный п. 4 ст. 83ИК РФ срок исчисляется не с момента государственной регистрации обособленногоподразделения либо издания организацией приказа о его создании, а с моментаоборудования организацией территориально обособленного стационарного места дляосуществления деятельности через свое обособленное подразделение.
В данном случае суд на основанииимеющихся в деле материалов установил, что договор аренды нежилого помещения вгороде Великом Новгороде заключен 15.06.01. Налоговая инспекция не оспариваетданные обстоятельства, которые свидетельствуют об оборудовании территориальнообособленного стационарного места в городе Великом Новгороде, то есть офактическом создании обособленного подразделения Общества с 15.06.01. Посколькузаявление о постановке на учет в налоговой инспекции по месту нахождения обособленногоподразделения подано Обществом 19.06.01, то ответчик выполнил и. 4ст. 83 НК РФ,а следовательно, в действиях Общества отсутствует состав правонарушения,предусмотренный п. 1 cт. 116 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд правомернов соответствии с п. 1 ст. 109 НК РФ отказал налоговой инспекции в иске овзыскании с Общества 5000 рублей штрафа[11].
В случае если российская организация в качестве налогоплательщикане выполняет свои обязанности и не встает на налоговый учет по по местунахождения каждого своего обособленного подразделения, налоговый органосуществляет принудительную постановку на налоговый учет без заявленияорганизации на основании информации, имеющейся у налоговых органов.
2.3. Налоговый переучеторганизаций и снятие с налогового учета.
Несмотря на то, что в наименовании ст.84 НК РФ присутствует термин “переучет”, Налоговый кодекс не раскрывает этопонятие. Как правило, налоговый переучет связан с такими изменениямихарактеристик организации, которые приводят к необходимости изменениятерриториального налогового органа, в котором организация состоит на налоговомучете. В связи с этим основанием для налогового переучета является изменениеместа нахождения организации (либо ее юридического адреса)[12].
Согалсно новомузаконодательству, задача налоговых органов — не только постановка на налоговыйучет организаций, но и внесение изменений в сведения о них. Эти измененияучитываются на основании сведений, содержащихся в Едином государственномреестре юридических лиц.
Например, ранее организации,изменившей свой адрес, необходимо было подать заявление о снятии с учета вналоговый орган по своему месту нахождения, а затем — заявление о постановке научет в налоговом органе по новому месту нахождения. Теперь делать это не нужно[13].
Организации достаточносообщить об изменении адреса в налоговый орган по прежнему месту нахождения. Наосновании полученных сведений налоговый орган сам снимет организацию с учета ипередаст необходимые сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождениядля постановки на учет (п.3 ст.84 НК РФ в новой редакции).
Порядок внесения изменений иснятия с учета должен быть установлен Правительством РФ.
Федеральным законом установлено, что изменения в сведениях оборганизациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговыморганом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуальногопредпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в единомгосударственном реестре юридических лиц, едином государственном реестреиндивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации.
Если налогоплательщик изменил место нахождения, снятие с учетаналогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщиксостоял на учете на основании сведений, содержащихся соответственно в единомгосударственном реестре юридических лиц, установленном ПравительствомРоссийской Федерации.
Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новомуместу нахождения осуществляется на основании документов, полученных отналогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика.
В случае ликвидации илиреорганизации организации, снятие с учета осуществляется в том же порядке. Вцелях координации деятельности ответственных органов, постановлениемПравительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 утверждены «Правила взаимодействиярегистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случаеих реорганизации»[14].
В случае принятия организацией решения о прекращении деятельностичерез свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговыморганом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такогозаявления.
2.4.Ответственность организаций за непостановку на налоговый учет.
Отечественнымзаконодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности, занарушения законодательства, которые различаются в зависимости от отраслевойпринадлежности юридических норм, их закрепляющих:
Уголовнаяответственность — наступает за совершение преступлений, предусмотренныхуголовным законодательством.
Административнаяответственность — наступает за посягательство субъектами права на общественныеотношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношенияхвласти и подчинения.
Гражданско-правоваяответственность — выражается в применении к правонарушителю в интересах другоголица либо государства установленных законом или договором мер воздействияимущественного характера.
Дисциплинарнаяответственность — связана с нарушением трудовой дисциплины.
Говоряоб ответственности в налоговом праве, следует, в основном, иметь ввидунормативное регулирование административной ответственности за нарушениеналогового законодательства.
Допринятия 20 декабря 2001 года нового КоАП РФ, Законодательство обадминистративных правонарушениях полностью не было кодифицировано. Отдельныеего акты и нормы определяли виды налоговых правонарушений и круг их субъектов.До принятия Налогового кодекса ответственность за налоговые правонарушенияопределялась многими нормативными актами. В частности Законом РФ от 27 декабря1991 г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”[15], Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. №943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”[16],Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 “Об осуществлении комплексных мерпо своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательныхплатежей”[17], Законом РФ от 18 июня 1993 г.№5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежныхрасчетов с населением”[18],“Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации”[19], утвержденными указом Президента РФот 22 декабря 1993 г. № 2263[20], указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1212 “О мерах по повышениюсобираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного ибезналичного денежного обращения”[21]и, конечно, Кодексом об административных правонарушениях[22].
Налоговыеотношения регулировались не только законами, но и подзаконными актами.Значение этих актов было особенно велико в первом этапе становления российскогоналогового законодательства (1991-1998 годах). Всего “… насчитывалось болеетысячи нормативных актов, регулирующих налоговые отношения, из них всего 20законов, 100 Указов Президента Российской Федерации, 100 правительственныхпостановлений. Остальные акты были изданы различными ведомствами”[23].
Необходимостьтакого регулирования отчасти объяснялась низким качеством законов о налогах, ихчрезмерной “лаконичностью”. Например, Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налогена добавленную стоимость”[24]содержал всего 10 статей. Недостатки законодательства восполнялисьинструкциями.
Однаковедомственные акты вызывают к себе, и в большинстве случаев обоснованно,негативное отношение: на практике инструкциями нередко искажается содержаниезаконов, бюрократизируется система отношений, ущемляются права и законныеинтересы налогоплательщиков. Органы исполнительной власти должны быть строгоограничены в своих юридических возможностях. Закон предполагает использованиепринуждения для того, чтобы заставить налогоплательщика выполнить своюобязанность. Поскольку налог представляет собой законодательное ограничениесвободы и права собственности налогоплательщика, то и осуществление власти всфере налогов должно быть ограничено. Важно помнить, что ведомственные инструкциине могут устанавливать или изменять налоговые обязательства налогоплательщиков,их назначение – регламентировать наиболее совершенные и, в меру разумнойнеобходимости, единообразные способы практической деятельности органовуправления, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов.
Поэтомусовершенствование налогового законодательства идет не по пути развитияподзаконного нормотворчества, а путем совершенствования самих законов оналогах, кодификации налогового законодательства, установления таких механизмовпреодоления пробелов в законодательстве, которые позволяли бы, не прибегая кизданию инструкций, определять правильный вариант поведения на основании самогозакона[25].
С принятием Налогового Кодекса РФ ответственность заадминистративные налоговые правонарушения наступает исключительно, еслисодержат признаки, предусмотренные Разделом VI Налогового Кодекса РФ “Налоговыеправонарушения и ответственность за их совершение”[26].
Необходимозаметить, что установить вину, привлечь к ответственности, применить санкции всоответствии с Налоговым кодексом может только суд. Это пример борьбыналогоплательщиков за свои права. Вот вкратце история вопроса:
Статьей13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации”[27] было предусмотрено производитьвзыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммштрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, с юридических лиц — в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном.
Аналогичныеправа осуществлять такие действия имели органы налоговой полиции в соответствиис Законом РФ от 24.06.93 N 5238-1.[28]
Практическидо 1997 года данная норма, содержащаяся в указанных выше законах, не вызываласомнений в своей правомерности. Однако в 1996-1997 годах был принят ряддокументов Конституционного Суда РФ, по-новому определяющих действие даннойстатьи.
Так,постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П[29]было установлено, что взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода(прибыли), а также различного рода штрафов по своему существу выходит за рамкиналогового обязательства как такового.
Далееконстатировалось, что при наличии налогового правонарушения орган налоговойполиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Эторешение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом ввышестоящий налоговый орган и/или в суд. В случае такого обжалования взысканиештрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно бытьприостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика.
Такимобразом, бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемымположением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговойполиции является превышением конституционно допустимого ограничения права,закрепленного в ст. 35 (часть 3) Конституции РФ[30],согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как порешению суда.
Взысканиеже с юридических лиц недоимки по налогам, а также пени в случае задержки уплатыналога в бесспорном порядке, как было отмечено в этом постановлении, непротиворечит Конституции РФ.
Следуетобратить внимание на следующее: упоминание в вышеуказанном постановлении толькоорганов налоговой полиции сразу же вызвало вопрос: следует ли относитьсоответствующие выводы Конституционного Суда РФ к налоговым инспекциям?
Первоначальномнение было таково: данное решение Конституционного Суда РФ имеет обязательнуюсилу только для органов налоговой полиции.
Однаков последующем Определении от 06.11.97 N 111-О[31]Конституционный Суд РФ подвел итог в оценке правомерности взыскания сюридических лиц штрафов и иных санкций налоговыми органами. В нем сказано, чтовыводы Конституционного Суда РФ относительно бесспорного порядка взыскания сюридических лиц сумм штрафов и иных санкций распространяются и на положения ст.13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”[32]. Бесспорный порядок взыскания сюридических лиц указанных сумм без их согласия признан неконституционным внезависимости от того, каким органом — налоговой полицией или налоговойинспекцией — принимается решение о производстве взыскания.
Далеевыводы Конституционного Суда РФ были закреплены законодательно путем внесения вНалоговый Кодекс[33].
Судебныйпорядок разрешения споров (в том числе о деньгах) является межотраслевыминститутом и пронизывает всю правовую систему любого демократическогогосударства.
НормыНалогового Кодекса РФ об ответственности ориентированы именно на то, чтобыпривести соотношение налогов и санкций в подобающий ему вид. Бюджет пополняетсяза счет налогов, а цель санкций – обеспечить исполнение налогоплательщиком егообязанностей, а не пополнить бюджет.
Преждечем говорить об ответственности в налоговом праве, необходимо дать общуюхарактеристику административной ответственности в налоговом праве.
Основаниемадминистративной ответственности является административное правонарушение, т.е.противоправное, виновное действие (бездействие), за которое законодательствомпредусмотрена административная ответственность”[34].
Такимобразом, можно выделить следующие признаки административной ответственности:
— Антиобщественность;
— Противоправность;
— Виновность;
— Наказуемость;
Теже признаки можно выделить в определении, данном в Налоговым Кодексом РФ “Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (внарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие илибездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, закоторое настоящим Кодексом установлена ответственность”.[35]То есть Налоговый Кодекс РФ сужает определение, административнаяответственность выступает уже родовой по отношению к налоговой ответственности.
Исходнымв характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевогоповедения – действие или бездействие. Действие есть активное невыполнениеобязанности, законного требования. Бездействие – пассивное невыполнениеобязанности.
Антиобщественностьдеяния определяется причинением вреда обществу и государству. Какое деяние врамках института административной ответственности является антиобщественным,определяется законодательством. В частности статья 57 Конституции РФ гласит:“Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”,[36]а Налоговый Кодекс РФ повторяет “...1. Каждое лицо должно уплачивать законноустановленные налоги и сборы.”[37].
Противоправностьзаключается в совершении деяния, нарушающего нормы права, в данном случае нормыНалогового Кодекса.
Виновностьдеяние означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. “Наличиевины – обязательный признак налогового правонарушения, отсутствие виныисключает признание деяния административным правонарушением”.[38]
Винаорганизации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимостиот вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие)которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
НалоговыйКодекс вводит перечень обстоятельств исключающих вину налогоплательщика. Это:
“1)совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствиестихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
2)совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения,налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения всостоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действияхили руководить ими вследствие болезненного состояния;
3)выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний иразъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственныморганом или их должностными лицами в пределах их компетенции”[39].
Наказуемостьподразумевает, что административным правонарушением признается только такоедеяние, за которое предусмотрена административная ответственность. В данномслучае такая ответственность должна быть предусмотрена Налоговым Кодексом.
Взаконодательстве об административных правонарушениях “отсутствует понятиесостава административного правонарушения, но его содержанием обосновываетсясодержание и сущность такого понятия”[40].Элементами состава административного правонарушения являются:
— Объект;
— Объективная сторона;
— Субъект;
— Субъективная сторона;
Объектомявляются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемыемерами административной ответственности. У всех административно-налоговыхправонарушений общий родовой объект – отношения в области торговли и финансов.Видовой объект налоговых правонарушений – финансовые отношения. У некоторых изних есть и второй объект – порядок управления или права граждан.Непосредственным объектом в данном случае выступают конкретные нормы НалоговогоКодекса. “Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения поустановлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, атакже отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля ипривлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”[41].
Причемзакон напрямую не устанавливает запрета на совершение этих деяний, а делает этопутем установления за это административной ответственности.
Объективнаясторона правонарушения представляет собой внешнюю сторону поведенияналогоплательщика, прежде всего это противоправное деяние, действие илибездействие, посягающее на общественные отношения, охраняемые НалоговымКодексом, и причиняющие им вред. Наличие объективной стороны административногоправонарушения часто ставится в зависимость от времени, места, способа,характера содержания деяния, наступления его вредных последствий. Так жесодержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия– неоднократность, повторность, длящееся нарушение.
Субъектамиадминистративного правонарушения признаются:
Организациив качестве налогоплательщиков и налоговых агентов, а также представителиналогоплательщика или налогового агента.
Субъективнаясторона административного правонарушения – соотношение сознания и воли впсихическом отношении субъекта к противоправному действию или бездействию и егопоследствиям. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности. Умыселможет быть прямым и косвенным. При прямом умысле субъект осознаетпротивоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредныепоследствия и желает наступления данных последствий. Косвенный умысел состоит втом, что субъект осознает противоправный характер своих действий (бездействия),предвидит их вредные последствия и сознательно допускает наступление такихпоследствий[42].
НалоговыйКодекс РФ предусматривает одну форму неосторожности – небрежность. Небрежноеповедение субъекта имеет место в том случае, если он не сознавал противоправныйхарактер своих действий/(бездействия) либо не предвидел наступление вредныхпоследствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть.“Долженствование сознавать и предвидеть – это объективный критерийнеосторожности”.[43]
Посколькуорганизация – это искусственная правовая конструкция, она не обладаетсобственным сознанием и психикой. Для организации субъективная сторонаопределяется в зависимости от отношения ее должностных лиц, либо еепредставителей. То есть виной организации признается вина гражданина,являющегося должностным лицом или представителем этой организации,действие/(бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.
Толькопри наличии состава административного правонарушения, налогоплательщик можетбыть привлечен к административной ответственности.
Итак,статья 116 Налогового Кодекса РФ предусматривает ответственность за нарушениесроков постановки на учет в налоговом органе. Названное правонарушениепредставляет собой виновное (умышленное) бездействиеналогоплательщика-организации или физического лица (индивидуальногопредпринимателя).
Объектомданного правонарушения являются правоотношения, регулируемые статьей 83Налогового Кодекса РФ, в соответствии, с которой устанавливаются сроки подачизаявления на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
Однако, необходимо иметь ввиду последние изменения в законодательстве.У организаций нет теперь обязанности подавать заявление о постановке на учет,кроме такой обязанности в отношении обособленных подразделений. Поэтому всенормы об отвтетственности, о которых будет сказано ниже, применяются только вотношении обязанности организаций встать на налоговый учет по месту нахожденияобособленных подразделений.
Итак, нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83Налогового Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговоморгане при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренногостатьей 117 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысячрублей.
Ответственностьза совершение данного правонарушения наступает при отсутствии признаковналогового правонарушения, предусмотренного ст. 117 Налогового Кодекса РФ.
Поэтомуочень важно правильно разграничивать уклонение от постановки на учет отнесвоевременного выполнения требований ст. 83 НК[44].
Хорошимпримером этому доводу из судебной практики может послужить следующееПостановление ФАС Уральского округа от 27.02.02 по делу № 9/02-АК. Как следуетиз материалов дела, ГУП зарегистрировано на налоговом учете в г. Челябинске, ана территории Агаповского района имеет обособленное подразделение — щебеночныйзавод, который не является самостоятельным юридическим лицом.
В качестве квалифицирующего признакауклонения от постановки на учет в налоговом органе ст. 117 НК РФ рассматриваетведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем безпостановки на учет в налоговом органе.
Поскольку материалами делаподтверждается и истцом не оспаривается, что ответчик состоит на налоговомучете, то отсутствует событие налогового нарушения, ответственность за котороепредусмотрена данной норме. Согласно и. 1 ст. 109 НК РФ отсутствие событияналогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечениеналогоплательщика к ответственности.
При таких обстоятельствах судомправомерно отказано в удовлетворении требований. Факт несвоевременноговыполнения ответчиком требований ст. 83 НК РФ о постановке на учет в налоговоморгане по месту нахождения обособленного подразделения не подтверждает событиеправонарушения, предусмотренного ст. 117 НК РФ[45].
Статья117 Налогового Кодекса РФ устанавливает ответственность за уклонение отпостановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществленииобособленным подразделением организации деятельности без постановки на учет вналоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.Объектом данного правонарушения являются правоотношения по исполнениюобязанности налогоплательщика по постановке на учет в налоговых органах. Данноеправонарушение может быть совершено только умышленно, его субъектами (они прямоуказаны в диспозиции статьи) может быть как организация, так и индивидуальныйпредприниматель[46].В отличие от правонарушения, предусмотренного ст. 116, это правонарушение можетбыть совершено исключительно посредством противоправного действия, а именнопосредством осуществления субъектами правонарушения деятельности без постановкина учет. Отсутствие доказательств осуществления налогоплательщиком указанныхдействий может являться основанием для отказа в привлечении к ответственностипо данной статье. В этом случае налогоплательщик может быть привлечен кответственности только по ст. 116 Налогового Кодекса РФ. Ответственность засовершение правонарушения, предусмотренного ст. 117 Налогового Кодекса РФ,может быть применена только по истечении 100 (120) дней осуществлениядеятельности без подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Уклонение отпостановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществленииорганизацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течениеболее 90 дней со дня истечения установленного статьей 83 Налогового Кодексасрока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взысканиештрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанноговремени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей[47].
Здесьследует обратить внимание на то, что, как следует из судебной практики,ответственность наступает не просто за непостановку на учет, а именно тогда,когда оно сопровождается осуществлением предпринимательской деятельности.
ПостановлениеФАС Центрального округа от 02.09.02 по дело № А-62 — 940/02. Как следует изматериалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка документов,представленных Обществом в налоговую инспекцию для постановки на учет по местунахождения обособленного подразделения. По результатам проверки составлен актот 30.11.01, из которого следует, что Обществом на территории Промышленногорайона г. Смоленска была открыта торговая точка. Однако, в нарушение и. 4 ст.83 НК РФ заявлении о постановке на учет по месту нахождения обособленногоподразделения подано в Инспекцию с нарушением установленного срока.
Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за ведениедеятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более трехмесяцев.
Как следует из пояснений ответчика, Общество с 01.02.01 заключилодоговор аренды на часть торговых помещений в магазине, принадлежащих другомуОбществу. При этом арендодатель настоял на том, чтобы с момента заключенияданного договора Общество начало платить единый налог на вмененный доход,поскольку данный налог исчисляется от размера торговых площадей. Во избежаниепотери указанной торговой площади, ответчик согласился на данные условия изаплатил налог за 1, 2 и 3 кварталы 2001 года, представив соответствующиедекларации в налоговый орган.
Кроме того, по утверждению ответчика,фактически постоянная торговая деятельность стала осуществляться с сентября2001 года, что подтверждается штатным расписанием от 12.09.01, приказом от12.09.01 “О создании новой торговой точки”. До указанной даты Обществопроизводило переоборудование и подготовку арендуемых площадей для торговли,создание оборудованных стационарных рабочих мест. В связи с этимиобстоятельствами заявление в Инспекцию по месту нахождения обособленногоподразделения было подано ответчиком 28.09.01.
Суд верно отметил, что ст. 117 НК РФ устанавливает ответственностьза непостановку на учет, когда указанное бездействие сопровождаетсяосуществлением юридическим лицом предпринимательской деятельности[48].
Итак, при обнаружении фактовнарушения юридическими лицами сроков постановки или уклонения от постановки научет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, такиелица подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 116 и 117 НК.При этом следует учитывать, что ответственность несет как сам филиал, так иголовная организация. Поэтому, требования о постановке на налоговый учет и,соответственно, постановление о привлечении к ответственности направляется какв адрес филиала, так и в адрес головной организации.
Причем, взыскание начисленныхсумм возможно как с филиала, так и с головной организации.
Рассматриваясостав правонарушения, предусмотренный ст.117 НК, необходимо отметить, чторанее налоговое законодательство не устанавливало для налогоплательщиковспециальной ответственности за уклонение (нарушение сроков) от постановки научет в налоговом органе. В том случае, если налоговыми органами выявлялсяпотенциальный плательщик, не состоящий на налоговом учете и соответственно неуплачивающий обязательные налоговые платежи, к нему могли быть примененыфинансовые санкции, связанные лишь с фактическим не поступлением в бюджетналогов[49].
Чтокасается ответственности, не связанной с обязанностью встать на налоговый учетпо месту нахождения обособленного подразделения, то, ввиду изменений вналоговом зконодательстве, здесь можно говорить лишь об ответственности,предусмотренной Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей»[50].Законом установлено, что за непредставление или несвоевременное представлениенеобходимых для включения в государственные реестры сведений, юридические лицанесут ответственность, установленную заонодательством Российской Федерации. Вчастности, ст. 14.1. КоАП предусмотрена ответственность в виде штрафа заосуществление предпрнимательской деятельности без государсвенной регистрации вкачестве юридического лица[51].
Вцелом же, Налоговый кодекс, предполагает, что налогоплательщик должен нестиответственность за сам факт не постановки на налоговый учет вне зависимости оттого повлекло ли данное обстоятельство негативные последствия для бюджета илинет (ст.ст.116, 117 Налогового Кодекса РФ)[52].
Заключение.
Учет налогоплательщиков — это информационная основа всей налоговойработы. От того насколько качественно будут выполнены все процедуры на этомучастке, зависит качество работы всей налоговой инспекции.
В тоже время нельзя сводить учет плательщиков только копределенной совокупности формальных, технических процедур по включениюсведений о плательщике в базу данных Единого государственного реестраналогоплательщиков по получению и составлению некоторого количества стандартныхдокументов. Практика работы показывает, что налоговый контроль долженосуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе естьреальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных, что резко снижаетэффективность всей работы по сбору налогов.
Эта проблема порождена действующими законодательными актами,касающимися вопросов регистрации предприятий. Прежде всего, этонеурегулированность понятия «место регистрации»(«юридический» адрес), а также отсутствие реальной ответственности учредителейи назначенных ими должностных лиц за результаты работы предприятия. Этопозволяет учреждать множество предприятий не для общественно полезной работы, адля осуществления разного рода махинаций, скрывая личности конкретныхпреступников под некими «юридическими» лицами, которые крайне сложнопривлечь к ответственности за совершенные деяния.
Практика работы налоговых органов показывает, что регистрацияпредприятий по недействительным документам (утерянным, украденным паспортам,паспортам умерших, убитых, недееспособных граждан), а так же по заведомо ложнымадресам приобрела массовый характер.
Такие предприятия широко используются для уклонения от уплатыналогов, оплаты налогов через неплатежеспособные банки, сокрытия выручки изавышения затрат и т.п.
Спрос на быструю регистрацию новых юридических лиц привел к тому,что появилось большое количество фирм и отдельных граждан, специализирующихсяна оказании услуг по регистрации.
Большая часть вновь создаваемых предприятий ставится на учетименно регистраторами.
Для устранения нарушений законодательства, в том числе иналогового, по моему мнению, требуется установление предварительного контроляза достоверностью сведений, представляемых при регистрации нового предприятия.
Для устранения перечисленныхнедостатков в налоговом учете, то есть на начальной стадии государственногоконтроля, необходимо дополнить законодательство о регистрации юридических лицнормами, предусматривающими проверку полноты и достоверности сведений.
Не вызывает сомнения, чтоучет налогоплательщиков является непременным условием выполнения основнойфункции налоговых органов - контроля за соблюдением налоговогозаконодательства, который должен надлежащим образом осуществляться. Для егоэффективности необходимо также, чтобы организации выполняли свои непосредственныеобязанности.
В настоящее время далеко невсе новые решения существующих противоречий, присутствующих в НК точны ибесспорны, а ответам на многочисленные важные вопросы места в недавно принятыхнормативных актах не уделено.
Изменения налоговогозаконодательства были, безусловно, необходимы.
Намного упростиласьпроцедура регистрации юридических лиц, обязанности постановки на налоговый учетперешли, в основном, к налоговым органам, что, разумеется, улучшает положениепредпринимателей.
Однако, еще необходимадетализация налогового законодательства и устранение противоречий, появившихсяв ходе реформирования системы налогового учета.
Список использованнойлитературы.
Нормативные источники.
1. КонституцияРоссийской Федерации (12.12.93), «Российская газета», N 237, 25.12.93
2. Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98г. № 146-ФЗ (в ред. от10.01.2000г.) — СПб.: Питер, 2002
3. КодексРФ об Административных правонарушениях от 20.12.2001, М: «Эксмо», 2002.
4. ФедеральныйЗакон Российской Федерации N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательныеакты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственнойрегистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей» // «Российская газета», N 261, 27.12.2003
5. Федеральныйзакон Российской Федерации от 08.08.01 N 129-ФЗ «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2001, N 33
6. ПостановлениеПравительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедургосударственной регистрации и постановки на учет юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» // «Учет, налоги, право», N 5,март 2004 г
7. «Правилаведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» // «Учет,налоги, право», N 5, март 2004 г
8. «Изменения,которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросамгосударственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей» // «Учет, налоги, право», N 5, март 2004 г
9. ЗаконРФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации //«Российская газета», N 56, 10.03.92.
10. ЗаконРФ от 24.06.93 N 5238-1 «О федеральных органах Налоговой Полиции»//»Российская газета", N 134, 15.07.93.
11. ПриказГНС РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Министерстве юстицииРФ 22.12.1998 г. № 1664) (с изм. на 24.12.1999) “Об утверждении порядка иусловия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номераналогоплательщика и формы документов, используемых при учете в налоговом органеюридических и физических лиц” // Российская Газета. 1999. 14 янв.
12. ПриказГНС РФ от 23.12.1998 г. № ГБ-3-12/340 “Об утверждении формы “Сообщение банканалоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета” и порядка еезаполнения” // Бухгалтерский учет и налоговое планирование. 1999. № 1.
13. ПисьмоМНС РФ от 31.12.1998 г. № ВП-6-12/932 “О Методических указаниях для налоговыхорганов по вопросам осуществления процедуры снятия с учетаналогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации”.// C3 РФ. 1999. № 13
14. ПостановлениеПравительства РФ от 10.03.1999 г. № 266 “О порядке ведения Единогогосударственного реестра налогоплательщиков” // Российская Газета. 1999. 24марта; C3 РФ. 1999. № 11.
15. ПриказМинистерства финансов РФ от 10.03.1999 г. № 20н и Приказ МНС РФ от 10.03.1999г. № ГБ-3-04/39 “Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризацииимущества налогоплательщиков при налоговой проверке” (зарегистрирован вМинистерстве юстиции РФ 11.06.1999 г. № 1804) // РГ. 1999. 7 сент.
16. ПисьмоМНС РФ от 11.03.1999 г. № ВП-6-12/165 “О Методических указаниях для налоговыхорганов по осуществлению процедуры снятия с учета индивидуальныхпредпринимателей” // Российская Газета. 1999. 24 апр.
17. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 11.06.1999 г. № 41 и Президиума ВысшегоАрбитражного Суда России от 11.06.1999 г. № 9 “О некоторых вопросах, связанныхс введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” //Вестник ВАС РФ. 1999. № 8.
18. ПисьмоМНС РФ от 05.08.1999 г. № ДЧ-6-12/628 “Методические указания для налоговыхорганов по процедуре постановки на учет организаций, созданных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимогоимущества и транспортных средств, зарегистрированных до 1 января 1999 г.”. //C3 РФ. 1999. № 14
19. ПриказМНС РФ от 08.10.1999 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении Порядка назначениявыездных налоговых проверок” (с изм. на 07.02.2000 г.) // Российская Газета.1999. 29 ноября.
20. ПриказМНС РФ от 14.10.1999 г. № АП-3-08/326 “Об утверждении форм налоговыхуведомлений” // Экономика и жизнь. 1999. № 50.
21. ПриказМНС РФ от 15.12.1999 г. № АП-3-10/399 “Об утверждении Положения об особенностяхпостановки на учет крупнейших налогоплательщиков — юридических лиц и формдокументов, используемых при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков —юридических лиц” (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.01.2000 г. №2049) // Российская Газета. 2000. 2, 5 и 12 февр.
22. ПисьмоМНС РФ от 14.01.2000 г. № ФС-6-12/32 “О перечне отдельных извлечений иззаконодательных актов Российской Федерации, нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к постановкена учет организации по месту нахождения недвижимого имущества и транспортныхсредств”. // C3 РФ. 1999. № 11
23. ПисьмоМНС РФ от 20.03.2000 г. № ПВ-15-19/571 и Письмо Минфина России от 03.04.2000 г.№ 03-01-12/07-126 “О предоставлении информации из Единого государственногореестра налогоплательщиков” // Налоговый вестник. 2000. № 6.
24. ПриказМНС РФ от 10.04.2000 г. № АП-3-16/138 “Об утверждении инструкции МинистерстваРоссийской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. № 60 “О порядкесоставления акта выездной налоговой проверки и производства по делу онарушениях законодательства о налогах и сборах” // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти. 2000. № 26.
Литературные источники.
25. АлехинА.П., Пепеляев С.Г. Ответственность за нарушения налогового законодательства.М., 1992.
26. АсосковА.В. Обзор арбитражной практики по налоговым спорам // Право и экономика. 1998.№ 9.
27. АфанасьевМ.В. Процессуальные аспекты нового Налогового кодекса // Законодательство.1999. № 4.
28. БалабинВ.И. Споры налогоплательщиков с налоговыми органами: Правомерность решений оналожении штрафных санкций: Судебно-арбитражная практика с учетом последнихизменений в налоговом законодательстве РФ. М., 1998.
29. БахрахД.Н., Кролик Л.Ю. Законность применения санкций за нарушения налоговогозаконодательства // Хозяйство и право. 1996. № 3
30. БахрахД.Н., Кролик Л.Ю. Административная ответственность и финансовые санкции //Журнал российского права. 1997. № 8.
31. БелинскийЕ.С. Вопрос вины в налоговом законодательстве // Государство и право. 1996. №6.
32. БобковС.В. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации: общие положениязаконодательства о налогах и сборах // Налоговый вестник. 1998. № 10.
33. БобковС.В. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации: налоговыеправонарушения и ответственность за их совершение // Налоговый вестник. 1998. №12. С. 24.
34. БогдановК. Отечественное налоговое право должно быть встроено в систему российскогозаконодательства // Хозяйство и право. 1999. № 12.
35. БрызгалинА.В., Берник В.Р. Состав и виды финансовых правонарушений по российскомуналоговому законодательству // Хозяйство и право. 1995. № 5. С. 136; № 6.
36. БрызгалинА.В., Берник В.Р., Головин А.Н., Попов О.Н., Катаев А.Н. Финансоваяответственность по российскому налоговому законодательству: общие условия,состав правонарушений, виды финансовых санкций // Налоги и финансовое право.1995. № 6.
37. БрызгалинА.В. Актуальные вопросы применения ответственности за нарушения налоговогозаконодательства: теория и практика // Хозяйство и право. 1997. № 7.
38. БрызгалинА.В. Основания освобождения налогоплательщика от ответственности за нарушенияналогового законодательства // Хозяйство и право. 1997. № 12
39. БрызгалинА.В. Вопросы применения ответственности за нарушения налоговогозаконодательства и правоприменительная практика // Хозяйство и право. 1998. №8.
40. БрызгалинА.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение ивзаимодействие // Налоговый вестник. 2000. № 1.
41. БурлуцкаяТ.П. Регистрация юридических лиц. М.: Вершина, 2004.
42. ГорбуноваО.Н. Финансовое право в системе российского права (Актуальные проблемы) //Государство и право. 1995. № 2. \
43. ГоршеневВ.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.
44. ГрачеваЕ.Ю., Соколова ЭД. Налоговое право: Вопросы и ответы. М., 1998.
45. ГрачеваЕ.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии. М., 1999
46. ГуреевВ.И. Налоговое право. М., 1995.
47. ЕвтееваМ.Ю, Обобщение практики применения части первой Налогового кодекса РоссийскойФедерации // Налоговый вестник. 2000. № 2; № 23.
48. ЕвтееваМ.Ю. О практике применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации// Вестник ВАС РФ. 2000. № 4.
49. ЖевакинС.Н. Общие проблемы налоговой системы в Российской Федерации // Государство иправо. 1995. № 1.
50. ЗавидовБД. Вина и ее доказывание в налоговых, гражданских и уголовных правонарушениях// Право и экономика. 1999. № 7. № 9.
51. КалининаЛ.А. Проблемы административной ответственности за нарушения финансового иналогового законодательства // Законодательство. 1999. № 8.
52. КарасеваМ.В. Проект Налогового кодекса РФ и новые явления в праве // Хозяйство и право.1997. № 4.
53. КарасеваМ.В. Финансовое право, Общая часть: Учебник. М., 2000.
54. Комментарийк Налоговому кодексу Российской Федерации: Ч. 1. Постатейный // Авт. коммент.,сост; А.Б. Борисов. М., 1999.
55. Комментарийк Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный): Учебноепособие / Сост. и автор коммент. С.Д. Шаталов. М., 2000.
56. КомягинД.Л., Нарежный В.В. Понятие обособленного подразделения в налоговом и бюджетномзаконодательстве // Право и экономика. 2000. № 1.
57. КривоваИ.С. Субъективная сторона налогового правонарушения, совершенногоналогоплательщиком — юридическим лицом // Юридический мир. 1998. № 5 — 6.
58. Налогии налоговое право в схемах // А.В. Брызгалин и др. М., 1997.
59. Налогии налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1998.
60. Налоговыеспоры: Судебно-арбитражная практика. Комментарий / Под общей ред. А.В.Брызгалина. М., 1998.
61. Налоговыйкодекс. Сегодня и завтра: Сборник статей. М., 1997.
62. ПепеляевС.Г. Законы о налогах: элементы структуры. М., 1995.
63. ПепеляевС.Г. Правовое положение органов Государственной налоговой службы РоссийскойФедерации. М., 1995.
64. ПепеляевС.Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговыйвестник. 1997. № 5.
65. ПепеляевС.Г. О видах решений Конституционного Суда РФ по делам о конституционностинормативных актов о налогах и сборах // Налоговый вестник. 1997. № 12.
66. ПетроваГ.В. Налоговое законодательство: проблемы совершенствования и кодификации //Государство и право. 1995. № 11.
67. ПетроваГ.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., 1998.
68. ПороллоЕ.В. Налоговый контроль: Принципы и методы проведения. Ростов н/Д; М., 1996.
69. С.Рогоцкая, C «одним окном» пока не все гладко. АКДИ «Экономика ижизнь» // «Новая бухгалтерия», выпуск 4, март 2004 г.
70. СломВ.И. Налоговая реформа и налоговое законодательство // Налоги. 1995. № 5.
71. СломВ.И. О принципах налогового законодательства // Налоги. 1995. № 16
72. СтепанковБ.А. Ведомственное регулирование налоговых отношений в условияхкодифицированного законодательства о налогах и сборах // Налоговый вестник.1997. № 12.
73. ТерноваЛ. Стороны налогового правоотношения в свете проекта Налогового кодексаРоссийской Федерации // Хозяйство и право. 1997. № 12.
74. ТопорнинБ.Н. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый вестник. 1997. № 8.
75. УкраинскийР.В. Налоговый кодекс — новая налоговая система России // Законодательство.1999. №1.
76. УкраинскийР.В. Налоговый кодекс РФ об участниках налоговыхправоотношений//Законодательство. 1999. № 2.
77. УкраинскийР.В. Налоговый кодекс о налоговой ответственности // Законодательство. 1999. №5.
78. ХимичеваН.И. Налоговое право. М., 1997.
79. ШевелеваН.А. Правовой статус налогоплательщиков в российской налоговой системе//Правоведение. 1996. № 3.
80. ЩекинД.М. Статус обособленного подразделения юридического лица в налоговомзаконодательстве // Налоговый вестник. 1999. № 8.
81. ЭрделевскийА.М. Комментарий к части первой Налогового Кодекса Российской Федерации(постатейный). М., 1999.