Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Оренбургский государственный университет»
Финансово-экономический факультет
Кафедра финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы»
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Руководительработы
______А.М.Балтина
"____"_______ 2008г
Исполнитель
Студентгр.06ФК-1
______ А.А.Кривко
"____"_______ 2008г
Оренбург 2008
Введение
Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем обществатребуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методоввоздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализациипоставленных целей является налоговая политика.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономическиесферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственногоуправления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование,структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие.Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитиеили сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечномитоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростомсвязываются показатели развития производства и его эффективности, возможностиповышения материального уровня и качества жизни.
Налоговая политика относится к косвенным методамгосударственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условияэкономической заинтересованности в деятельности юридических и физических лиц.Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулированияболее гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется врыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессусовершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условияразвития и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны,государство стремиться использовать её в целях определённой финансовойполитики.
В основном формы и методы налоговой политики определяютсяполитическим строем, национальными интересами и целями, административнотерриториальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействияразных форм собственности и некоторыми другими положениями.
Цель работы – проанализировать воздействие налоговойполитики на экономический рост. Задачи исследования: — рассмотретьтеоретические аспекты налоговой политики, определить её цели, задачи ипринципы, — найти форму измерения влияния НП на экономический рост, — провестианализ налоговой политики в России как фактора влияющего на деловую активностьхозяйствующих субъектов экономики, — выявить дополнительные стимулы дляразвития бизнеса в России.
1. Теоретическое обоснование налоговой политики1.1. Цели и принципы налоговой политики
Важнейшим инструментом государства в реализации поставленныхцелей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на всесоциально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементамигосударственного управления, такими как: кредитно-денежная политика,ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика идр. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическоеразвитие или сдерживает его.
Налоговая политика представляет собой совокупностьэкономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговойсистемы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельныхсоциальных групп общества, а также развития экономики страны за счётперераспределения финансовых ресурсов[1]. Проводяналоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует ихдля проведения активной налоговой политики.
Налоговая политика, как и другая политика государства, имеетсвоё содержание, которое характеризуется последовательными действиями государствапо выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы,определению важнейших направлений использования налогового механизма, а такжепрактическому внедрению налоговой системы и контроля за ее эффективностью.
В зависимости от состояния экономики, целей, которые наданном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используютсяразличные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частьюэкономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит такжеот форм и методов экономической и финансовой политики государства.
Выделяют следующие формы налоговой политики (рис.1).
/>
Рисунок 1 — Формы налоговой политики
Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальныхналогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговыеставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясьполучить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особеннозаботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный методналоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целомпрактически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политикапроводится государством, как правило, в экстраординарны моменты его развития,такие, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводиласьв России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговойсистемы в стране в 1992 г.
Другой формой проявления налоговой политики являетсяполитика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерахналогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересыналогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый прессинг дляпредпринимателей, одновременно сокращает свои расходы в первую очередь насоциальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит втом, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулированиеинвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятногоналогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечаетсястагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методыналоговой политики были использованы, в частности, В США в начале 80-х гг. ХХв., получившей название «рейганомика».
Третья форма налоговой политики – политика разумных налоговпредставляет собой нечто среднее между первой и второй формами. Суть ее состоитв установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, таки физических лиц при одновременно реальной социальной защите граждан, наличиизначительного числа государственных социальных программ.
/>
В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целейналоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первомслучае – это налоговая стратегия, во втором – налоговая тактика. Классификацияналоговой политики в зависимости от длительности реализации ее целей приведенана рис.2
Рисунок 2 — Классификация налоговой политики
Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабныхзадач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития налоговой системыстраны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из экономической,финансовой, а так же социальной стратегий соответствующего государства. Онарассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собойдолговременный курс налоговой политики.
В отличие от налоговой стратегии налоговая тактиканаправлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики,обеспечивая их достижение путем своевременного изменения элементов налоговогомеханизма[2].
Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаныдруг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизмрешения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятныевозможности для решения тактических задач.
При анализе налоговой политики необходимо различать такиепонятия, как «субъекты налоговой политики», «принципыформирования», «инструменты», «цели»,«методы».
Субъектами налоговой политики в зависимости отгосударственного устройства выступают Федерация, субъекты Федерации (земли,республики, входящие в Федерацию, области и другие) и муниципалитеты (города,районы и другие). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являютсяФедерация, республики, края, области, автономные области, города федеральногозначения – Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление – города,районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговымсуверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством.Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменятьналоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленногофедеральным налоговым законодательством[3]. Вместес тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок,льгот и других преференций, а также налоговой базы. Проводя налоговую политику,ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков,создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как длясамих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.
Результативность налоговой политики в значительной мерезависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу.
Основные принципы построения налоговой системы представленына рис.3
Нередко к принципам налоговой политики относят такжесоотношение федеральных, региональных и местных налогов.
/>
Рисунок 3 — Принципы построения налоговой системы
В целом указанные факторы обуславливают основные направленияналоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы.
Используя указанные принципы, государство в условияхстабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производстватоваров, работ и/или услуг, инвестиционную активность, качественный ростэкономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговойсистемы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики(Таблица 4). В период кризиса налоговая политика через использование указанныхпринципов способствует расширению задач, направленных на выход экономики изкризисного состояния.
Методы осуществления налоговой политики зависят от техцелей, которых стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современноймировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, какизменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов илиформ налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иныхналогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговыхльгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Таблица 1 — Соотношение форм и принципов налоговой политики
Формы НП
Принципы НП Политика максимальных налогов Политика экономического развития Политика разумных налогов Соотношение прямых и косвенных налогов Большое количество как прямых, так и косвенных налогов Преобладание прямых налогов Преобладание косвенных налогов Применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок Не уделяется внимание пропорциональным ставкам Прогрессивные ставки применяются, но не очень активно Применение различных ставок Дискретность или непрерывность налогообложения Обязательна для всех форм НП Обязательна для всех форм НП Обязательна для всех форм НП
Формирования
налоговой базы Максимальное увеличение налоговой базы Уменьшение налоговой базы для производств В зависимости от целей государства Широта применения налоговых льгот их характер и цели Отсутствие налоговых льгот Налоговые льготы в основном предоставляются предприятиям Наличие большого числа социальных программ Использование системы вычетов, скидок, изъятий, и их целевая направленность Отсутствие скидок, цель государства — получение большего числа финансовых ресурсов от граждан Скидки и вычеты, стимулирующие развитие производства Социальная направленность при большом числе изъятий и скидок Принцип единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков Как правило, соблюдается, но может быть нарушен Преимущество малого бизнеса над социальной сферой Соблюдается
Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим инеподвижным. Они формируются под воздействием целостного ряда факторов, важнейшимииз которых является экономическая и социальная ситуация в стране, расстановкасоциально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительноймере обусловлены также социально-экономическим строением общества,стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовымиобязательствами государства. Поэтому при выработке налоговой политикигосударство преследует следующие цели:
Экономические цели – повышение уровня развития экономики,оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидациядиспропорций.
Фискальные цели – обеспечение потребности всех уровнейвласти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальнойполитики, а также выполнения соответствующими органами власти и управлениявозложенных на них функций.
Социальные цели – обеспечение государственной политикирегулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенныхсоциальных групп, сглаживание неравенства.
Международные цели – выполнение международных финансовых обязательствгосударства, укрепление экономических связей с другими государствами.
Таким образом, можно увидеть, что налоговая политикаспособствует достижению множества целей, которые в конечном итоге влияют наэкономический рост. 1.2. Инструменты налоговой политики
Практическое проведение налоговой политики осуществляетсячерез налоговый механизм. Именно он в настоящее время признан во всех странахосновным регулятором экономики. Налоговый механизм представляет собойсовокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговойсистемой[4]. Формойреализации и регулирования налогового механизма является налоговоезаконодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.
Участие государства в регулировании экономики при проведенииналоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, какналоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база инекоторые другие. Государство применяет при этом как прямые, так и косвенныеметоды использования налоговых инструментов. Основные инструменты регулированияналоговой политики приведены на рис.4
/>
Рисунок 4 — Инструменты регулирования налоговой политики.
Важным средством осуществления политики государства вобласти регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процентналоговой базы или её части, денежная оценка которой является величина налога.Изменяя её, правительство может, не изменяя всего массива налоговогозаконодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлятьналоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политикидостигается за счет дифференциации налоговых ставок для определенной категорииналогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслях и предприятиях.Ставка налога обеспечивает относительную стабильность финансовогозаконодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить сменуприоритетов в политике регулирования доходов.
Роль налоговой ставки для осуществления государственнойполитики состоит в возможности использования различных ставок налогов: пропорциональных,прогрессивных, регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивныеи регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходовразличных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетовразличных уровней.
Благодаря налоговым ставкам единая централизованнаяналоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается за счетуточнения ставок налогов и приведения налоговой политики в соответствии среальной экономической конъюнктурой.
Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализацииналоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с те, что соответствующимкатегориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям,может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.
Проведение активной налоговой политики способствует также ито, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразныеоснования представления налоговых льгот, связанные с видами и формамипредпринимательской деятельности. Налоговые льготы, принимаемые в мировойпрактике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут бытьустановлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства вразвитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или,наоборот не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, видыпредпринимательской деятельности.
Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговыельготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налоговогорегулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставленияльгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее используемым формамналоговых льгот следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли,дохода или другого объекта от налогообложения, отнесения убытков на доходыбудущих периодов, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение отналога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода оттакой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочкаили рассрочка платежа и некоторые другие.
Наиболее частый объект налогового стимулирования –инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России до 2002 года)полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направленнаяна эти цели. Нередко в целях стимулирования инвестиционной активности освобождаютсяот НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системеналогообложения ряда стран предусматривается создание специальныхинвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видаминалогов.
С помощью налоговых льгот во многих странах поощряютсясоздание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно технологическиеразработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развитияэкономики, экологические проекты, стимулируется создание новыхвысокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпускуконкурентоспособной продукции для мирового рынка. Отдельные налоговые льготыпреследуют целью смягчение последствий экономических и финансовых кризисов.
Для поощрения концентрации капитала, обновленияпроизводственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельностигосударство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа илиосвобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплатыналогов на определенный период получило название «налоговые каникулы».
При взимании налога на доходы или прибыль в ряде странпрактикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо доходы следующегогода или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложениеконсолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках баланса проводитьвзаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в видевозврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготыпервым покупателям налоговых выпусков акций компаний и другие.
В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льготв зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся вгосударственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога илиустанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации идругие. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства сцелью стимулирования иностранных инвестиций.
Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всейостротой поставил вопрос об упорядочении представления различных налоговыхльгот. Это связано с тем, сто установление широкого перечня налоговых льготзачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранениянеобходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает кустановлению более высоких налоговых ставок.
Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принциправенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельностии создаёт неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.
Использование налоговых льгот или преференций, являетсяхарактерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования.Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход илиприбыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслейэкономики или сфер деятельности, стимулирования инвестиций в малоосвоенные илинеблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются восновном сроком на 3-5 лет. В российской налоговой практике в самом началеэкономических реформ предусматривалось полное освобождение в течении двух летот налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что способствовалопритоку в страну прямых иностранных инвестиций. Гораздо дольше существовалальгота малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль полностьюв течении первых двух лет с момента организации и частично в течении двухпоследующих лет. Под льготное налогообложение во многих странах подпадаетприбыль, направляемая на выполнение научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ. Льготами по уплате налогов нередко имеют правопользоваться организации инвалидов, предприятия, использующие на производственаёмный труд представителей социально уязвимых групп населения. Российскоеналоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения отналогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направлениеналогов в течении определенного договором времени не в бюджет, а на инвестицииданного конкретного налогоплательщика.
В отличие от полного налогового освобождения частичноеналоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определеннойчасти предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкостьпринимаемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этомслучае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, какускоренная амортизация, уменьшения по времени против общих правил, илидифференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога,создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных ииных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот, преференций.
Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсовдля органов власти всех уровней обеспечивается путём установления в общегосударственномзаконодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкоеприменение во многих экономически развитых странах получила практикапредоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки кобщефедеральным налогам.
Важным элементом налогового механизма являются налоговые санкции.Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным наобеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств,с другой – нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных формхозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную формуиспользования налогового механизма, так как непосредственно не воздействуют наэффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяетсяэффективностью работы контролирующих органов.
Формирование налоговой базы также является серьезныминструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависитувеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков.Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширенияпроизводства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения)экономического развития.
Система налогообложения большинства стран предусматривает, вчастности, различные формы формирования налоговой базы, связанной с амортизационнымиотчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, то есть списыватьстоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, ав увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержекпроизводства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, азначит и налоговых выплат. Законодательством отдельных стран разрешено, крометого, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Вомногих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метолаамортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая частьстоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременноесписание стоимости в начале срока службы.
Инструменты налоговой политики разнообразны, но лишь ихграмотное использование может помочь в развитии экономики. И для того, чтобыоценить степень воздействия того или иного инструмента, существуют специальныематематические расчёты.
1.3. Измерение воздействия налоговой политики наэкономический рост
Главным направлением налоговой политики в конечном итогеявляется обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываютсяпоказатели развития производства и его эффективности, возможности повышенияматериального уровня и качества жизни.
Изменение уровня налогообложения и государственных расходовв целях воздействия на экономическое развитие страны называется фискальной(бюджетно-налоговой) политикой государства. После Второй мировой войныфискальная политика стала основным средством ослабления колебаний экономическогоцикла, обеспечения устойчивого экономического роста, достижения высокого уровнязанятости при умеренных темпах инфляции.
Основой фискальной политики государства являются следующие положения.
Рост государственных расходов увеличивает совокупный спроси, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличениюдоходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае,если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговыхплатежей, а источником роста государственных расходов является сознательнопланируемый бюджетный дефицит.
Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию:падение производства и доходов, рост безработицы. Влияние государственных расходовна равновесный ВНП было рассмотрено в теме 22. Здесь лишь напомним, чтоизменение государственных расходов отражается на величине ВНП смультипликационным эффектом и что мультипликатор государственных расходов равен1/ MPS.
Направленность воздействия налогов на объем производства,доходы и занятость противоположна воздействию государственных расходов. Снижениеналогов увеличивает располагаемый доход и потребление. Рост потреблениявызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда ценыпостоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровеньбезработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциальногоуровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.
Повышение налогов снижает располагаемый доход, потреблениеи, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска,доходов и занятости.
Рассмотрим, как изменится потребление (С), еслиправительство взимает:
аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов.
налоги, величина которых зависит от уровня дохода.
Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) доуровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:
с /> до />,
где С1 – уровень потребления до введения налога;
С2 – уровень потребления после введения налога;
С0 – уровень потребления при нулевом доходе;
МРС – предельная склонность к потреблению;
Y – доход;
Т – налог.
Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когданалоговые изъятия зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумманалоговых выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода:
/>,
соответственно, потребление после введения налога (С2)составит:
/>.
Таким образом, введение налога, отражается на величинепотребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном ВНП. Влияниевведения налога на равновесный ВНП представлено на рис.5.
/>
Рисунок 5 — Влияние увеличения налогов на объем производства(ВНП)
Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включалипотребление на уровне С0 + МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянииравновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление доуровня С0 + МРС х (Y – Т), что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. Врезультате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.
Снижение налогов вызовет противоположный эффект – объем производствабудет увеличиваться.
Подобно государственным закупкам, налоги обладаютмножительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчислениясократятся (увеличатся) на величину, то равновесный ВНП изменится на величинубольшую, чем.
Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент,показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении(уменьшении) налоговых платежей.
Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют какна потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введенияили изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост доходараспадается на потребление и сбережение.
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельнойсклонности к потреблению(MPC) к предельной склонности к сбережениям(MPS):
/>
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах,значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность кпотреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговыймультипликатор приобретает вид:
/>
Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равновеличине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор[5]:
/>
Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговыймультипликатор действует в обоих направлениях.
Следует отметить, что поскольку все государственные расходынепосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражаетсяна его величине, то мультипликатор государственных расходов «сильнее»,больше налогового мультипликатора.
Как видно из предыдущего изложения, изменения налогов игосударственных расходов действуют на экономику разнонаправлено. Тогда что жепроисходит при одновременном изменении налогов и государственных расходов?
Фискальная политика, предусматривающая равное увеличениеналогов и правительственных налогов, приводит к эффекту сбалансированного бюджета,суть которого состоит в том, что равное изменение государственных расходов иналогов приводит к изменению равновесного выпуска на ту же величину.
Благодаря этим вычислениям можно количественно рассчитатьстепень воздействия налогообложения на экономический рост в стране.
2. Анализ влияния изменений в налоговой политике наделовую активность хозяйственных субъектов2.1. Оценка влияния изменений налоговой нагрузки наэкономику РФ в 2005-2007 годах
Налоговая нагрузка представляет собой показатель совокупноговоздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельные хозяйствующиесубъекты и определяется как доля доходов, уплачиваемая государству в форменалогов и платежей налогового характера. На протяжении длительного времениисследовались вопросы о зависимости между уровнями налоговой нагрузки ипоступлением средств в бюджеты государства, о влияние налогов напредпринимательскую активность и делались попытки определения обоснованногоуровня налогообложения, установление количественной оценки показателяналогового бремени.
Интерес к показателю налоговой нагрузки не случаен,поскольку этот показатель используется для следующих задач: для разработкиналоговой политики, для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разныхстранах, формирования социальной политики государства, прогнозирование экономическогоповедения хозяйствующих субъектов.
Налоговая нагрузка рассчитана[6] каксоотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов иоборота (выручки) организаций.
Налоговая нагрузка, характеризует определенный уровеньобобществления валового внутреннего продукта, в рамках экономического анализарассматривается как количественный показатель, который является необходимойпредпосылкой совершенствования налоговых отношений.
Рассмотрим динамику налоговой нагрузки в России за 2005-2007года (Рис.6). Если брать этот период в контексте прошлых лет (начиная с 2000),то мы сможем заметить тенденции к повышению[7]. Хотя втрёхлетний период в 2006 году произошло снижение налоговой нагрузки, то уже в2007 году они превысили показатели 2005 года. Это могло произойти потому, чтовклад различных налогов в совокупное налоговое бремя изменился[8].Несмотря на радикальные преобразования в системе налоговых отношений,количественные характеристики совокупных налоговых изъятий в экономике РФ подвергалисьлишь незначительным изменениям в рамках общего повышения. Вместе с тем,структурные параметры их динамики за годы налоговых реформ претерпелисущественные изменения.
В целом за период с 2000 г. по 2007 г. наибольший вклад в увеличение налогового бремени внесли таможенные пошлины и сборы, возросшие за восемьлет на 5,51% ВВП (причём за 2005-2007 год рост составил 2,26% ВВП),преимущественно за счет экспортных пошлин на нефть. На втором месте находятсяналоги за пользование природными ресурсами, обеспечившие рост фискальногодавления на 2,81% ВВП (0,34%ВВП за 2005-2007г). Бремя косвенногоналогообложения, вопреки устоявшемуся мнению о его избыточном характере,снизилось за счет акцизов на 1,31% ВВП (снижение 0,49% ВВП за 2005-2007). НДСдемонстрировал противоречивую динамику за счет ухудшения его администрированияв сфере экспортно-импортных операций, однако уменьшение его поступлений в 2006году на 1,19% ВВП было компенсировано ростом в 2007 году на 1,23% ВВП. Чтокасается прямых налогов (на прибыль организаций и доходы физических лиц), тоони обеспечили увеличение тяжести налогообложения на 2,0% и 1,41% ВВП соответственно(1,49% и 0,47% ВВП соответственно за 2005-2007г), несмотря на мероприятияналоговой реформы, связанные со снижением ставки налога на прибыль и отменой прогрессивнойшкалы НДФЛ. В данном случае проявился эффект не только отмены всех льгот поналогу на прибыль, что послужило причиной роста эффективной налоговой ставки,но и увеличение доли прибыли и доходов населения в структуре ВВП, а такжесущественное повышение собираемости указанных налогов за счет упрощения их фискальнойархитектуры[9]. Такжеинтересен анализ оптимальных[10](рассчитанных эмпирически) и фактических показателей налогового бремени вэкономике РФ проведённый Бабякиной Е.А.
Таблица 2 — Показатели оптимального и фактическисложившегося бремени налоговых доходов расширенного бюджета правительства вэкономике РФ в 2005-2007 г. Показатель Годы 2005 2006 2007
Оптимальное налоговое бремя,
максимизирующее ВВП, в% к ВВП 35,72 35,36 34,25 Фактическое налоговое бремя, в% к ВВП 36,86 36,47 37,16
Отклонение фактического
бремени от оптимального, в% к ВВП 1,13 1,11 2,90
Повышение таможенных тарифов способствовало активному использованиюуказанных резервов, в результате чего уже в 2005 году фактическое бремяпревышало оптимальную для экономического роста величину на 1,13% ВВП. В этот жегод наблюдается и максимальное приближение к «бюджетному оптимуму»налоговых изъятий. В 2007 году дальнейший рост налогового бремени привел ктому, что его значения находятся уже на правой ветви кривой Лаффера, посколькупревышают оптимумы, максимизирующие ВВП и налоговые поступления, на 2,9% и1,21% ВВП соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод об увеличение налоговогобремени на российскую экономику за период с 2005 по 2007год, несмотря на то,что наше правительство старается вести политику по снижению налоговой нагрузки.2.2. Сопоставление инвестиций и выигрышапредприятий от снижения налоговой нагрузки
От значения показателя налоговой нагрузки в значительноймере зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о вложение собственныхфинансовых ресурсов в развитие того или иного производства, а также собственноефинансовое положение.
Представление о роли налогов в инвестиционном процессепостоянно менялись. Так в настоящее время экономисты делятся на тех, ктосчитает, что усиление вмешательства государства в экономику ведёт к увеличениюинвестиционной деятельности и налоговых поступлений, и тех, кто стремитьсядостичь этих же целей, но только с помощью снижение налоговой нагрузки.
По мнению первых, при усиление государственноговмешательства в экономику, рост налоговых поступлений и государственныхрасходов способны стимулировать инвестиционный процесс. Увеличение налоговых поступленийможет привести к уменьшению заимствований государства, снижению процентныхставок и расходов по обслуживанию государственного долга. Они читают, чтоуменьшение налоговой нагрузки на экономику не приведёт к увеличениюинвестиционной активности, так как организации не инвестируют уже имеющиесясредства, и рассчитывать на серьёзные частные инвестиции нельзя: средства либонаправлены на потребление, либо вывозятся из страны[11].
С таким подходом согласны многие российские экономисты,которые отвергают утверждения, что в России очень высокий уровень налоговой нагрузкии что именно налоги сдерживали экономический рост в стране в последние годы[12].Но существуют оговорки на то, что связь между инвестициями и налогами ненаблюдалась до 2004 года.
Белоусов Д.Р. говорит о том, что хотя после 2004 года взаимосвязьстала более очевидной, но это не может говорить о том, что сокращение налоговойнагрузки на бизнес – залог высоких темпов экономического развития. Так,например, низкими налогами в пределах 20 процентов, характеризуются такиестраны как Грузия и Колумбия. Однако, экономического процветания там ненаблюдается. Причина кроется в «институциональной ловушке»[13].
Необходимо отметить и отрицательные черты государственноговмешательства. Мировой опыт показывает, что при увеличение налоговой нагрузкина налогоплательщика (рост количества и увеличения ставок налогов, отмена льготи другое) эффективность налоговой системы сначала повышается, но последостижения максимума начинает резко снижаться. При этом потери бюджетнойсистемы становятся невосполнимыми, так как одни налогоплательщики илиразоряются, или сворачивают производство, а другие находят законные инезаконные пути минимизации установленных и подлежащих уплате налогов. Длявосстановления нарушенного производства потребуются годы. Но не это главное.Как показывают исследования, налогоплательщики, нашедшие пути отклонения отуплаты налогов, даже при возврате к «старому» уровню налоговогоизъятия уже не будут их платить в полном объёме. Ведь в реализацию схемуклонения были вложены денежные средства и потрачено время, поэтомуналогоплательщик будет стремиться хотя бы окупить свои вложения[14].
Особо следует отметить, что упразднение льгот и сокращениеих числа (а это опыт многих стран) тут же сопровождаются нововведениями, связаннымис расширением структурного состава расходов налогоплательщика на основевключения в него затрат, якобы необходимых для устойчивого ведения иразворачивания бизнеса. Очевидно, что последние нововведения могут привести красширению возможностей сокрытия доходов, утечки капиталов и сокращенияналоговой базы.
Вторые экономисты считают, что достижение максимального экономическогороста возможно достичь посредством снижения налоговой нагрузки за счётрасширения налоговых баз по ряду налогов, изменения структуры налоговой системыи перераспределения налоговой нагрузки. Высокие ставки налогов препятствуютинвестициям, поэтому следует использовать широкую базу налогообложения иустанавливать относительно низкие ставки налогов. Такой подход к реформированиюналоговой системы учитывает опыт либеральных реформ в развитых странах в 80-егоды[15]. Вправительстве РФ придерживаются именно этой политики. Согласно основнымнаправлениям бюджетной и налоговой политики на 2007-2009 года меры по внесениюв законодательство о налогах и сборах, направленные на дальнейшее снижениеналоговой нагрузки, должны в максимальной степени способствовать обеспечениювысоких темпов экономического роста и увеличению инвестиционной активности.
Необходимо отметить, что не один из путей развития(повышение или понижение налоговой нагрузки) не может дать 100 процентныхрезультатов, так как определение оптимальной налоговой нагрузки связано смножеством других, не связанных напрямую с налогами факторов:
Уровень налогового бремени может зависеть от доли участиягосударства в расходах населения[16] (оплатамедицинских, образовательных, коммунальных и других услуг)
Уровень развития «налоговой дисциплины». Вчастности в России, по данным налоговой отчётности, только один из шестиналогоплательщиков исправно платит в бюджет причитающиеся налоги[17].
Влияние коэффициента собираемости[18]налогов.
Совокупный показатель налоговой нагрузки искажается из-засущественных погрешностей измерения ВВП[19].
Помимо этого, некоторые факторы можно считать характернымидля России:
Социально-экономические условия, в которых приходитьсяосуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российскимналогоплательщикам.
Неоднородность экономического развития отдельных отраслейэкономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в России.
Льготные налоговые режимы для организаций отдельных отраслейэкономики.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что снижениеналогового бремени в российской налоговой системе должно проводиться наряду срасширением налоговой базы[20], в томчисле за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты налогов теневогобизнеса, дальнейшим укреплением налоговой и финансовой дисциплины, созданием благоприятныхусловий для функционирования легальной экономики.
3. Дополнительные налоговые стимулы развитиябизнеса в России
В нашей стране существует ряд программ, цель которыхстимулировать развитие малого и среднего бизнеса, а также стимулировать притокинвестиций в научно-техническую сферу деятельности.
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) отличается отбанковского кредита и тем более от отсрочки (рассрочки) по уплате налоговыхплатежей – у них разные основания для получения и цели, преследуемыекредитором.
Цель банковского кредита — извлечение прибыли банком. Приэто основания для получения кредита могут быть любыми, банку достаточно бытьуверенным, что заёмщик способен предоставить соответствующее обеспечение ивыплатить начисленные проценты.
Цель предоставления (рассрочки) по уплате налогов и сборов –недопущение банкротства налогоплательщика. При этом количество оснований дляполучения отсрочки (рассрочки) ограничено.
ИНК преследует цель инновационного развития экономики иливыполнение организациями ряда важных социально – экономических задач, неимеющих высокой финансовой рентабельности. При этом изменение срока уплаты налогадаёт возможность организации при наличии соответствующих оснований уменьшать втечение определённого срока и в определённых пределах платежи по налогу споследующей поэтапной уплатой сумм уменьшения и начисления на них процентов.
Другие отличия: число оснований для предоставления ИНКограничено по сравнению с банковским кредитом, и заёмщик не является финансовоне состоятельным, как это имеет место в случае с предоставлением отсрочки(рассрочки) (Таблица 3).
Кроме того, государственные органы при предоставление ИНК неставят своей целью получение финансовой выгоды, поскольку процентная ставка поданному виду кредита не может превышать ¾ ставки рефинансирования [21]БанкаРоссии.
Вопреки распространенному заблуждению, ИНК не являются разновидностьюи бюджетного кредита.
Во-первых, нормы бюджетного кодекса РФ не могут бытьприменены к налоговым правоотношениям в силу положений ст.1 БК РФ и ст.2 НК РФ.Бюджетное законодательство регулирует отношения по распределению и использованиюденежных средств, в то время как налоговое законодательство – порядок ихаккумулирования.
Во-вторых, ИНК не соответствует установленному в ст.6 БК РФопределению понятия «бюджетный кредит» — форма финансированиябюджетных расходов которая предусматривает предоставление средств юридическим лицамили другому бюджету на возвратной и возмездной основах то есть безпредоставления заемщику денежных средств непосредственность бюджета кредитрассматриваемого вида не образует.
Кроме того, государственные органы при предоставление ИНК неставят своей целью получение финансовой выгоды, поскольку процентная ставка поданному виду кредита не может превышать ¾ ставки рефинансирования БанкаРоссии.
Таблица 3 — Сравнительная характеристика различных способовкредитованияХарактеристики Инвестиционный налоговый кредит Банковский кредит Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и сборов Основания для предоставления Устанавливаются государством Зависят только от экономической политики банка Устанавливаются государством Обеспечение Залог, поручительство Залог, поручительство, гарантия Залог, поручительство (в ряде случаев – не обязательно) Обязательность предоставления для кредитора Не обязателен Не обязателен В ряде случаев обязательна Цель действий кредитора Инновационное развитие экономики Получение прибыли Недопущение банкротства налогоплательщика Размер процентов Устанавливается государством Зависит от условий заключения кредитного договора Устанавливается государством (в ряде случаем не начисляются) Характер предоставляемых средств Средства налогоплательщика Собственные средства банка Средства не предоставляются Органы принимающие решение Государственные Руководство банка Государственные
Кроме того, государственные органы при предоставление ИНК неставят своей целью получение финансовой выгоды, поскольку процентная ставка поданному виду кредита не может превышать ¾ ставки рефинансирования БанкаРоссии.
Вопреки распространенному заблуждению, ИНК не являются разновидностьюи бюджетного кредита.
Во-первых, нормы бюджетного кодекса РФ не могут бытьприменены к налоговым правоотношениям в силу положений ст.1 БК РФ и ст.2 НК РФ.Бюджетное законодательство регулирует отношения по распределению и использованиюденежных средств, в то время как налоговое законодательство – порядок ихаккумулирования.
Во-вторых, ИНК не соответствует установленному в ст.6 БК РФопределению понятия «бюджетный кредит» — форма финансированиябюджетных расходов которая предусматривает предоставление средств юридическим лицамили другому бюджету на возвратной и возмездной основах то есть безпредоставления заемщику денежных средств непосредственность бюджета кредитрассматриваемого вида не образует.
Между тем денежные средства считаются бюджетными(зачисленными в доход соответствующего бюджета) только с момента совершенияБанком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежныхсредств на счет органов, исполняющего бюджет.
Поэтому ИНК не может быть одним из видов бюджетного кредита,так как предоставляется в форме денежных средств (по налоговым платежам),которые еще не являются доходами бюджета.
Вполне возможно, путаница по этому вопросу возникла по винезаконодателей, которые указали на то, что предоставление бюджетных средств,среди прочего, осуществляется в форме «бюджетных кредитов юридическимлицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налоговыхплатежей и других обязательств)».
В последствии, с принятием Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ, эта ошибка была исправлена.
В 1 января 2008 года бюджетный кредит определяется как«денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетнойсистемы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных(муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранномуюридическому лицу на возвратной и возмездной основах». Вопрос опредоставлении бюджетного кредита будут регулироваться ст.92.3. БК РФ, вкоторой прямо установлено, что «правоотношением сторон вытекающим издоговора о предоставлении бюджетного кредита применяется гражданскоезаконодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящимкодексом». Кроме того упоминание о налоговом кредите будет изъято изтекста БК РФ.
Всё это означает, что ИНК является совершенносамостоятельным способом кредитования организаций.
Основания для получения кредита могут быть следующие:
Осуществление организацией научно-исследовательских илиопытно конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственногопроизводства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидовили охрану окружающей среды от загрязнения промышленных отходов.
Осуществление организацией внедренческой и инновационной деятельности,в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий,создание новых видов сырья или материалов.
Выполнение организацией особо важного заказа посоциально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услугнаселению.
Однако определение НИОКР, внедренческой и инновационной деятельности,особо важного заказа и услуг не проводятся. Поэтому налогоплательщикам иналоговым органам приходиться прибегать к определениям, содержащимся в другихотраслях законодательства. Здесь и возникают трудности, так как определениеНИОКР содержится сразу в трёх законодательных актах[22],что ведёт за собой сложности в его точном определение и как следствие осложняетвозможность получения ИНК. Но всё же инвестиционный налоговый кредит служит длястимулирования развития крупных предприятий.
Для помощи в развитие малого и среднего бизнеса существуетупрощенная система налогообложения, но и здесь существуют определённыепроблемы.
Малый бизнес – основа экономики современного государства.Законодательством большинства развитых стран малый бизнес определён в качествеособого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса(социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения,которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязанок реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.
Однако, действующая в настоящее время в Российской Федерациифедеральная нормативная правовая база регулирования и государственной поддержкималого предпринимательства не обеспечивает правового решения проблем, стоящихна пути развития малого предпринимательства[23]. Вместес тем малый бизнес является рыночным институтом обеспечивающим решениеэкономических и социальных задач, в том числе увеличение налоговых поступленийвсех уровней (в первую очередь — местных и региональных бюджетов),экономический рост.
Для предприятий малого бизнеса в настоящее время существуютследующие системы налогообложения:
Уплата единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)
Упрощенная система налогообложения (УСН) с уплатой налога навыбор: 6 процентов от дохода или 15 процентов от разницы между доходами ирасходами
Уплата единого налога на вменённый доход (ЕНВД)
Кроме того, малые предприятия, кроме тех, которые должныплатить ЕНВД, могут использовать и общую для всех систему налогообложения.
/>
Рисунок 9 — Основные направления налоговой политики в России для развития бизнесаи способы её реализации.
Исходя из Бюджетного послания Президента РФ ФедеральномуСобранию РФ «Основные направления и ориентиры бюджетной политики в2009-2011годах» можно выделить три основных направления налоговой политикев ближайшие годы, стимулирующие развитие бизнеса в России (Рис.9). Дляулучшения налоговых условий деятельности малых предприятий используетсяснижение налоговой нагрузки на них (это особенно актуально в условияхфинансового мирового кризиса): " Снижение налоговой нагрузки — оптимальнаяоснова для резкого повышения предпринимательской активности в стране. Такимобразом, государство дает производителям возможность максимально эффективноиспользовать свои активы в условиях финансового кризиса", — подчеркнул,оценивая принятые поправки, представитель думского комитета по экономическойполитике и предпринимательству Олег Валенчук.
Парламентарий также отметил, что существенное значение дляреального сектора российской экономики имеет инициатива премьер-министра,который предложил дать регионам право снижать региональную составляющую ставкиналога на прибыль на 10 процентов — до 5 процентов.
Благодаря этой мере субъекты Российской Федерации смогутподдержать малый и средний бизнес, защитить экономически активных граждан,предоставить им дополнительные финансовые возможности.
Для развития инновационной деятельности используетсяамортизационная политика в частности с 10 до 30 процентовувеличивается размер так называемой амортизационной премии[24]для основных средств со сроком полезного использования от 3 до 20лет.
Чтобы стимулировать разработку новых месторождений полезныхископаемых в труднодоступных районах, предприятиям по их добыче будут введеныналоговые каникулы (для месторождений нефти, расположенных севернее Северногополярного круга, на континентальном шельфе, на Азовском и Каспийском морях, атакже на Ямале и в Ямало-Ненецком АО, будут предоставлены налоговые каникулы[25]в течение 7 лет). Также от уплаты НДПИ будут освобождены труднодоступныеместорождения, расположенные севернее Северного полярного круга и наконтинентальном шельфе, при условии, что накопленный объем добычи нефти небольше 35 млн. т, а период разработки месторождения не превышает десяти лет.
Эти меры должны стимулировать развитие бизнеса в Россииособенно в условиях финансового кризиса.
Заключение
В настоящее время ведётся множество споров о налоговойполитике нашего государства, её настоящем состояние и путях её развития дляобеспечения максимального экономического роста. В этой работе были проанализированытеоретические основы налоговой политики, определены её цели принципы, а такжеинструменты воздействия на экономику. Также была определена взаимосвязь междуналоговой политикой и экономическим ростом в стране, найдены способы еёрасчёта.
Отдельно был проведён анализ влияния изменений вналогообложение на деловую активность хозяйствующих субъектов, в частностирассмотрена и проанализирована динамика налоговой нагрузки в России за2005-2007 год и определены факторы, влияющие на её значение. Сопоставленыинвестиционные поступления для развития предприятия от снижения налогов вРоссии.
Проанализированы дополнительные методы налогового стимулированияразвития бизнеса в России, как малого, так и крупного на фоне финансовогокризиса. На основе Бюджетного послания Президента РФ были выделены основныенаправления развития налоговой политики в сфере бизнеса, а также способы еёреализации.
Список использованных источников
1. Налоги и налогообложение / под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. — CПб.: Питер, 2007. – с.496
2. Налоги и налогообложение в РоссийскойФедерации / В.Г. Пансков. — М.: МЦФЭР, 2003. – с.544
3. Налоги и налогообложение/Александров И. М — М.:«Дашков и К», 2007. -с.318
4. Налоги и налогообложение/Нестеров В.В. — М.: Финансы истатистика, 2006. -с.256
5. Налоговая нагрузка на экономику и планирование налоговыхдоходов регионального бюджета/ Балтина А. М., Комарова Е. И., Троянска М.А.-Оренбург, 2007 — с.220
6. Анищенко А. В/Инвестиционный налоговый кредит:определение есть, а определённости нет // Налоговая политика и практика,2007-№8-с.27
7. Балацкий Е.В. /Анализ влияния налоговой нагрузки наэкономический рост с помощью производственно-институциональной функции // Проблемыпрогнозирования, 2003-№2-с.88
8. Барулин С.В. / Лафферовы эффекты в экономике современнойРоссии // Финансы, 2003-№4-с.34-37
9. Оралова Е.В. /Российское правительство определилоосновные цели налоговойполитики на ближайшие годы // Налоги и налогообложение,2007. -№3-с.9
10. Фишер О.В. /Разрешение налоговых споров в РФ // Налоги иналогообложение, 2007. -№7-с.49
11. Князева О.В., Пономарёва Н.В. /Определение рациональнойналоговой нагрузки // Налоговая политика и практика, 2006. — №4 — с.33
12. Данилов-Данильян А.В. /Совместная платформа деловыхкругов по вопросам совершенствования налогообложения // Налоги и налогообложение,2007-№4-с.48
13. Основные направления налоговой политики России на2008-2010г. /Налоги и налогообложение, 2007-№3-с.13
14. Оралова Е.В. /Позиция бизнес сообщества по вопросамсовершенствования налогообложения // Налоги и налогообложение, 2007. -№3-с.17
15. Баев А.З. /Распределение налоговых полномочий в России изарубежных странах // Налоги и налогообложение, 2007. -№5-с.29
16. Васильев Ю.В. /Налоговый стимул для развития экономики// Российский налоговый курьер, 2005. -№15. -с.63
17. Ильин/Налоговая нагрузка в России, 2004. -№12-с.67
18. Гайдар Е. /Государственная нагрузка на экономику // Вопросыэкономики, 2004. -№9. -с.15
19. Пансков В.Г. /Показатели налогового бремени: проблемыопределения и роль в налоговой системе // Налоговая политика и практика, 2004.-№9. -с.10
20. Сошников И.В. / Фактическая налоговая нагрузка на бизнеси дополнительные источники доходов регионального бюджета // Финансы и кредит,2005. -№11. -с.3
21. Сидорова Н.И. / Налоговая система как активныйинструмент инвестиционной политики государства и регионов // Финансы, 2003.-№2. -с.36
22. Шаталов С.Д. /Приоритеты налоговой политики // Финансы,2006. -№7. -с.3
23. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному СобраниюРФ/Основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2009-2011годах.
24. Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: ГроссМедиа,2007. -с.528.
25. Электронный ресурс: Бабякина Е.А. /Налоговое бремя вэкономике РФ: условия формирования и пути оптимизации // Ставрополь, 2008.-Режим доступа www. ncstu. ru.
26. Электронный ресурс: Инновации в профессиональномобразование. — Режим доступа: www. ics2. ru.
Приложение
(обязательное)
Таблица 1 — Вклад отдельных налогов в совокупное изменениеналогового бремени РФ в 2005-2007 гг., в % к ВВП Абсолютное изменение (+/-) к предыдущему году 2005 2006 2007 Налоговое бремя 3,61 -0,39 0,69
В т. ч.:
— НДС 0,53 -1, 19 1,23 - акцизы -0,27 -0,17 -0,05 - налог на прибыль 1,07 0,05 0,37 - НДФЛ -0,10 0, 19 0,38 - ресурсные налоги 0,89 0,12 -0,67
- имущественные
налоги 0,31 -0,01 0,09 - прочие налоги -0,15 -0,11 -0,02
- ЕСН (в федеральный
бюджет) -1,35 -0,06 0,05
- социальные платежи
(ЕСН и страховые
взносы в ПФР) -0,05 -0,02 0,59
- таможенные
пошлины и сборы 2,73 0,81 -1,28