Введение
Очевидно, чтолюбому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежныхсредств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут бытьтолько средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в видефизических и юридических лиц.
Этиобязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственногозаконодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражаютобязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать вформировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступаютважнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того,являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гаситьвозникающие «сбои» в системе распределения;
б)заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формыдеятельности.
Сколько вековсуществует государство, столько же существуют и налоги и столько жеэкономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Адам Смитсформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципаналогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданныегосударства должны участвовать в содержании правительства соответственнодоходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемомуравенству или неравенству налогообложения.
2) Налог,который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точноопределен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждыйналог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнеевсего оплатить его.
4) Каждыйналог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал изкармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.(Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем онприносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников,жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приноситналог).
На основечетырех принципов Адама Смита налогообложения (указанных выше) к настоящемувремени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.
Первый,физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально темвыгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получилбольшую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платитьналоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг.Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этогопринципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансированияи строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошимидорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщееприменение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этомслучае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д.получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальнуюоборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взглядоценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгодыочень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорогхорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, такжеполучают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают отрасширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этомупринципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих,безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второйпринцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е.физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большиеналоги и наоборот.
Рациональностьданного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница междуналогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, иналогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов напредметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500000 руб. у лицаполучающего 5 млн. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств ксуществованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффектс тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб. Жертвапоследнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело втом, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мытратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не стольнеобходимые товары и т.д.
Данныйпринцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключаетсяв том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможностиплатить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии ссоциально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядовправящей политической партии, требований момента и потребности правительства вдоходах.
Современныеналоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости отэкономической и социальной целесообразности.
1. Общие условия применениясистемы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Предусмотреннаяглавой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) системаналогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей являетсяспециальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в добровольномпорядке.
Приприменении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителейплательщиками уплачивается единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН),исчисляемый по результатам их хозяйственной деятельности за отчетный(налоговый) период. Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаютсяот обязанности уплачивать налог на прибыль, НДС (за исключением НДС,подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации); налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученныхиндивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательскойдеятельности), налог на имущество организаций, налог на имущество физическихлиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательскойдеятельности), а также единый социальный налог.
Иные налоги исборы уплачиваются плательщиками ЕСХН в общеустановленном порядке.
Кроме того,плательщики ЕСХН уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионноестрахование в размере 3864 рублей и исполняют предусмотренные НК РФ обязанности налоговыхагентов.
ПлательщикамиЕСХН признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские(фермерские) хозяйства (КФХ), являющиеся сельскохозяйственнымитоваропроизводителями.
Всоответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «Окрестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ представляет собой объединениеграждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственностиимущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственнуюдеятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализациюсельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
КФХзанимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласноабзацу второму п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственнымитоваропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели иКФХ, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную ипоследующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основныхсредствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что доля дохода отреализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукциюее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырьясобственного производства, составляет в общем доходе от реализации товаров(работ, услуг) таких организаций, индивидуальных предпринимателей и КФХ неменее 70%.
Сельскохозяйственнымитоваропроизводителями признаются также градо- и поселкообразующие российскиерыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетомсовместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половинычисленности населения соответствующего населенного пункта, которыеэксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловыесуда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной имирыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсовсоставляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой имипродукции.[1]
Вышеуказанныеналогоплательщики вправе перейти на уплату ЕСХН только в случае, если по итогамработы за календарный год, предшествующий году подачи заявления о переходе науплату ЕСХН, доля доходов, полученных от реализации произведенной имисельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки,произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства,составляет в общем объеме полученных такими налогоплательщиками доходов отреализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
Доля доходовопределяется налогоплательщиками как отношение данных о полученной ими поитогам календарного года, предшествующего календарному году подачи заявления опереходе на уплату ЕСХН, сумме доходов от реализации произведенной имисельскохозяйственной продукции, в том числе продукции первичной переработки,произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, кданным о полученной ими за указанный период времени общей сумме доходов отреализации товаров (работ, услуг). Вышеуказанные доходы определяютсяналогоплательщиками в порядке, предусмотренном ст. 249 и 251 НК РФ.
Например, поитогам 2006 года организация – сельскохозяйственный товаропроизводительполучила доходы от реализации товаров в сумме 5 000 000 руб., в том числедоходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства –в сумме 4 100 000 руб. и доходы от реализации покупных товаров – в сумме 900000 руб.
Организацияне осуществляла в течение 2006 года промышленную переработкусельскохозяйственной продукции собственного производства.
Определяемдолю доходов, полученных организацией от реализации сельскохозяйственнойпродукции собственного производства в общем объеме доходов, полученных ею отреализации всех товаров:
(4 100 000руб.: 5 000 000 руб.) х 100 = 82%.
Учитывая, чтодоля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производствапревышает 70%, данная организация вправе перейти с 1 января 2008 года на уплатуЕСХН.
Еслисельскохозяйственные товаропроизводители осуществляют последующую(промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной имииз сельскохозяйственного сырья собственного производства, то они исчисляютвышеуказанную долю доходов с учетом доли доходов от реализации продукциипервичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырьясобственного производства, в общем объеме доходов, полученных от реализациипроизведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственногопроизводства, определяемой исходя из соотношения расходов, непосредственносвязанных с производством сельскохозяйственной продукции и ее первичной переработкой,и общей суммы расходов на производство продукции из произведенного имисельскохозяйственного сырья.
При этомследует отметить, что общехозяйственные и общепроизводственные расходы неучитываются налогоплательщиками при невозможности разделения этих расходов всоставе расходов, непосредственно связанных с производствомсельскохозяйственной продукции и ее первичной переработкой.
Данныйпорядок распространяется на всех сельскохозяйственных товаропроизводителей,осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичнойпереработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственногопроизводства, независимо от используемого ими способа промышленной переработкиданной продукции (хозяйственным способом либо на основе договора с другимхозяйствующим субъектом о переработке переданной на давальческих началахсельскохозяйственной продукции первичной переработки), а также применяетсясельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими для последующей(промышленной) переработки произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, непрошедшую первичной переработки.[2]
Также пример,организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель вырастила в 2006 году 2 000 000 кг сахарной свеклы. При этом она реализовала 1 200 000 кг свеклы и использовала 800 000 кг свеклы для производства (хозяйственным способом) 500 000 кг сахара, из которых 300 000 кг было реализовано.
По итогам2006 года организация получила доходы от реализации сельскохозяйственнойпродукции собственного производства в сумме 10 000 000 руб., в том числе доходыот реализации свеклы – в сумме 6 000 000 руб. и доходы от реализации сахара – всумме 4 000 000 руб.
Общая суммарасходов организации составила 5 000 000 руб., в том числе сумма расходов напроизводство свеклы – 2 100 000 руб. и сумма расходов на переработку свеклы всахар – 2 900 000 руб.
1. Определяемсумму расходов на производство 1 кг свеклы:
(2 100 000руб.: 2 000 000 кг) = 1,05 руб.
2. Определяемсумму расходов на производство свеклы, использованной для переработки в сахар:
(1,05 руб. х 800 000 кг) = 840 000 руб.
3. Определяемобщую сумму расходов на производство сахара:
(840 000 руб.+ 2 900 000 руб.) = 3 740 000 руб.
4. Определяемсебестоимость 1 кг произведенного сахара:
(3 740 000руб.: 500 000 кг) = 7,48 руб.
5. Определяемобщую сумму расходов на производство реализованного сахара:
(7,48 руб. х 300 000 кг) = 2 244 000 руб.
6. Определяемсумму расходов на производство свеклы, использованной для полученияреализованной части сахара:
(840 000 руб.: 500 000 кг) х 300 000 кг = 504 000 руб.
7. Определяемдолю расходов на производство свеклы, использованной для получения реализованнойчасти сахара, в общей сумме расходов на производство реализованного сахара:
(504 000 руб.:2 244 000 руб.) х 100 = 22,5%
8. Определяемдолю доходов от реализации свеклы, использованной для производствареализованного сахара, в общем объеме доходов от реализации произведенногосахара:
(4 000 000руб. х 22,5): 100 = 900 000 руб.
9. Определяемобщую сумму доходов от реализации произведенной свеклы:
(6 000 000руб. + 900 000 руб.) = 6 900 000 руб.
10.Определяем долю доходов от реализации произведенной свеклы в общем объемедоходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции:
(6 900 000руб.: 10 000 000 руб.) х 100 = 69%
Как следуетиз вышеприведенного расчета, доля доходов организации от реализациисельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме доходовот реализации составляет менее 70%. Поэтому данная организация не вправеперейти с 1 января 2008 года на уплату ЕСХН.
Для целейглавы 26.1 НК РФ к сельскохозяйственной продукции относится продукциярастениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в томчисле полученная в результате выращивания и доращивания рыбы и других водныхбиологических ресурсов).
При этом ксельскохозяйственной продукции не относятся для вышеуказанных целей выловленныерыба и другие водные биологические ресурсы (за исключением рыбы и других водныхбиологических ресурсов, выловленных градо- и поселкообразующими российскимирыбохозяйственными организациями, признаваемыми в соответствии с требованиямип. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями).
При отнесениивидов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичнойпереработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственногопроизводства, налогоплательщики должны руководствоваться вступающим в силу с 1января 2007 года постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 №458.
Кроме того,следует отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 346.2 НК РФналогоплательщики, переведенные по одному или нескольким видампредпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде единогоналога на вмененный доход, вправе перейти на уплату ЕСХН в отношении иныхосуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этомограничение, установленное п. 5 ст. 346.2 НК РФ, по доле дохода налогоплательщиковот реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включаяпродукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственногосырья собственного производства, определяется исходя из всех осуществляемыхэтими налогоплательщиками видов предпринимательской деятельности.
Не вправепереходить на уплату ЕСХН организации, индивидуальные предприниматели и КФХ,занимающиеся производством подакцизных товаров (перечень подакцизных товаровпредусмотрен п. 1 ст. 181 НК РФ); организации, индивидуальныепредприниматели и КФХ, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфереигорного бизнеса; бюджетные учреждения; организации, имеющие филиалы и (или)представительства.
При этомналогоплательщикам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 55Гражданского кодекса Российской Федерации представительством являетсяобособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места егонахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее ихзащиту.
Филиалом являетсяобособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места егонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функциипредставительства.
Представительстваи филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют наосновании утвержденных им положений.
Представительстваи филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего ихюридического лица.
Согласно п. 2ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любоетерриториально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которогооборудованы стационарные рабочие места (на срок более одного месяца).
Такимобразом, право перехода на уплату ЕСХН не предоставляется только теморганизациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами ипредставительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документахсоздавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения,вправе перейти на уплату ЕСХН на общих основаниях.[3]
2. Уплата ЕСХН сельскохозяйственными товаропроизводителями
2.1 Условия перехода на ЕСХН
Предприятия, рабочий цикл которыхвключает производство и переработку сельхозпродукции, имеют право выбора междунесколькими режимами налогообложения: традиционная система, «упрощенка» иотраслевой спецрежим, предусматривающий уплату единого сельскохозяйственногоналога (ЕСХН). В одном из номеров журнала уже поднималась тема уплаты налоговсельхозпроизводителями, находящимися на общем режиме[4].Сегодня мы поговорим об особенностях и новшествах уплаты ЕСХН для сельхозпроизводителей,начиная с перехода на спецрежим и заканчивая расчетом налоговой базы иначислением к уплате в бюджет единого налога.
Система налогообложения в виде уплатыЕСХН применяется организациями, являющимися согласно нормам гл. 26.1 НК РФсельскохозяйственными товаропроизводителями. К ним относятся (ст. 346.2 НКРФ):
– организации, производящие,перерабатывающие (имеется в виду первичная и последующая промышленнаяпереработка) и реализующие сельскохозяйственную продукцию;
– сельскохозяйственные потребительскиекооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие,садоводческие, огороднические, животноводческие);
– градо- и поселкообразующиероссийские рыбохозяйственные организации.
Не вправе воспользоваться преимуществамиспецрежима сельхозпроизводители, имеющие филиалы и представительства. В то жевремя те, кто имеет обособленные подразделения, вправе уплачивать ЕСХН[5].Для признания сельхозпроизводителей плательщиками единого налога установлен рядусловий, основное из которых заключается в том, что не менее 70% всех доходовот реализации должны быть получены от продажи сельхозпродукции.
В целях гл. 26.1 НК РФ ксельхозпродукции относится продукция растениеводства, сельского и лесногохозяйства, животноводства (в том числе полученная в результате выращивания идоращивания рыб и других водных биологических ресурсов). Из перечисленных группконкретные виды сельхозпродукции определяются согласно Общероссийскомуклассификатору продукции, на основании которого Правительством РФ утвержденыдва перечня. В одном из них поименована сельскохозяйственная продукция (посоответствующим кодам Классификатора), в другом – продукция первичнойпереработки, которая является сырьем для многих предприятий пищевойпромышленности.
Спецрежим в виде ЕСХН выгоденналогоплательщику, порядок расчета единого налога проще по сравнению справилами исчисления налога на прибыль, который спецрежимники не уплачивают. Соследующего года Законом №155-ФЗ в это правило внесено исключение, согласнокоторому в отношении доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотреннымп. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ, спецрежимники не освобождаются от уплатыналога на прибыль. Речь идет о доходах, полученных в виде дивидендов,облагаемых по ставкам 0%, 9% и 15% (п. 3 ст. 284 НК РФ), и о доходахот операций с отдельными видами долговых обязательств, облагаемых по ставкам 15%,9% и 0%, размер которых зависит от категории ценных бумаг (п. 4 ст. 284НК РФ). Названные доходы с 2009 г. не будут облагаться ЕСХН, у организацийони будут облагаться налогом на прибыль, соответствующая поправка внесена такжеЗаконом №155-ФЗ в нормы п. 1 ст. 346.5 НК РФ.
Кроме «прибыльного» налога, уплатаединого налога освобождает сельхозпроизводителя от уплаты НДС (за исключениемналога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, иналога, уплачиваемого по договору простого товарищества), ЕСН и налога наимущество (п. 3 ст. 346.1 НК РФ). Иные налоги и сборы уплачиваютсясельхозпроизводителями в соответствии с нормами Налогового кодекса. При этоморганизации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, отвечающиекритериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, при уплате страховыхвзносов на обязательное пенсионное страхование вправе использовать пониженныеставки (10,3% вместо 14% до 280 тыс. руб.), предусмотренные пп. 2 п. 2ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании.[6]
Переход на ЕСХН и возврат на иные режимыосуществляются в добровольном порядке. Чтобы перейти на спецрежим, организацииследует рассчитать долю доходов, полученных от реализации сельхозпродукции закалендарный год, предшествующий году подачи заявления на переход на уплату ЕСХН(с 20 октября по 20 декабря). За указанный период доля доходов должна быть неменее 70%, что позволит в следующем году перейти на ЕСХН. Для вновь созданнойорганизации в качестве расчетного периода следует взять последний отчетныйпериод либо по налогу на прибыль (для общего режима), либо по единому налогу(для «упрощенки»). Данное ограничение по объему дохода от реализациипроизведенной сельхозпродукции, включая продукцию первичной переработки,произведенную из сельхозсырья собственного производства, определяется исходя извсех осуществляемых организацией видов деятельности.
Организация, перешедшая на уплату ЕСХН,не вправе до окончания года перейти на иные режимы налогообложения (п. 3ст. 346.3 НК РФ). Если же утрачено право на применение спецрежима врезультате снижения доли доходов от реализации сельхозпродукции и продуктов еепереработки, налогоплательщику следует произвести перерасчет обязательств повсем налогам, уплачиваемым на общем режиме. При этом доначисляются тольконалоги, пени и штрафы не уплачиваются (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
Переход на ЕСХН с общего режима. В такойситуации, если сельхозпроизводитель применял при расчете налога на прибыльметод начисления, ему нужно:
а) в части доходов:
– включить в базу по ЕСХН денежныесредства, полученные в оплату по договорам, исполнение которых происходит послеперехода плательщика на спецрежим;
– исключить из базы по ЕСХН суммы,полученные после перехода на спецрежим, если они были включены в доходы приисчислении налога на прибыль;
б) в части расходов:
– уменьшить налоговую базу по ЕСХНна дату осуществления расходов, если их оплата была осуществлена до перехода наспецрежим, либо на дату оплаты расходов, если оплата была осуществлена послеперехода организации на спецрежим;
– не учитывать при исчислении ЕСХНденежные средства, уплаченные после перехода на уплату единого налога, если доперехода на спецрежим такие расходы были учтены при исчислении налога наприбыль организаций;
– уменьшить налоговую базу по ЕСХНв отчетном (налоговом) периоде изготовления готовой продукции на материальныерасходы и на расходы по оплате труда, относящиеся к незавершенномупроизводству, сформированному на дату перехода на спецрежим.
Суммы НДС, принятые к вычетусельхозпроизводителями, применявшими общий режим, при переходе на уплатуединого сельскохозяйственного налога восстановлению не подлежат (п. 8 ст. 346.3НК РФ), что выгоднее по сравнению с переходом на «упрощенку», когданалогоплательщику нужно восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, ранеепредъявленные к вычету на общем режиме (пп. 2 п. 3 ст. 170 НКРФ).[7]
При переходе организации на уплату ЕСХНв налоговом учете отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных,изготовленных) ОС и НМА, оплаченных до применения спецрежима. Остаточнаястоимость определяется как разница между ценой приобретения (сооружения,изготовления, создания самой организацией) ОС и НМА и суммой начисленной по нимамортизации по правилам гл. 25 НК РФ (если применялся общий режим) или поправилам п. 3 ст. 346.25 НК РФ (если применялась «упрощенка»). Расчетнужен для того, чтобы учесть остаточную стоимость в дальнейшем при исчисленииЕСХН по правилам п. 4 ст. 346.5 НК РФ, на которых мы остановимсяпозже.
Обратный переход с ЕСХН на общий режимгораздо проще. В этом случае бывшим плательщикам единого налога следуетпризнать в составе облагаемых налогом на прибыль доходов выручку от реализациитоваров (работ, услуг), оплата которых не произведена в момент применения спецрежима.Также следует включить в состав уменьшающих прибыль расходов затраты наприобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не былиоплачены в период применения спецрежима и не были учтены при расчете единогоналога. Указанные доходы и расходы учитываются при налогообложении в томмесяце, в котором организация перешла на общий режим налогообложения сприменением метода начислений (п. 7.1 ст. 346.6 НК РФ). Суммы НДС,которые были предъявлены поставщиками и учтены в уменьшающих ЕСХН расходах, припереходе на общий режим вычету соответственно не подлежат (п. 8 ст. 346.3НК РФ).
Переход на ЕСХН с «упрощенки». Длясельхозпроизводителей такой переход не прописан в ст. 346.6 НК РФ, однакосложностей не должно возникнуть. При обоих спецрежимах применяется один и тотже кассовый метод учета доходов и расходов. Организации, переходящей с УСНО науплату ЕСХН, следует учесть в налоговой базе суммы доходов и расходов, которыебыли осуществлены до смены режима, а оплачены после указанного момента. Доходыи расходы при переходе на ЕСХН учитываются в период поступления (оплаты), начто указано в Письме Минфина России от 18.02.2008 №03–11–05/35.
2.2 Объект налогообложения и налоговаябаза по ЕСХН
Плательщикам единого налога непредоставлен выбор объекта налогообложения, им признаются доходы, уменьшенныена величину расходов. При этом как доходы, так и расходы включаются в налоговуюбазу нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 4 ст. 346.6НК РФ). Исходя из денежного выражения доходов, уменьшенных на величинурасходов, определяется налоговая база (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). УплатаЕСХН не освобождает организацию от ведения бухгалтерского учета, на основанииданных которого и с учетом положений гл. 26.1 НК РФ организуется налоговыйучет показателей (доходов и расходов), необходимых для исчисления налоговойбазы и суммы сельхозналога.
Учет и признание доходовсельхозпроизводителя. При расчете единогоналога учитываются как доходы от реализации, так и внереализационные доходы (п. 1ст. 346.5 НК РФ). При этом исключаются доходы, перечисленные в ст. 251НК РФ, а также доходы в виде дивидендов, налогообложение которых производитсяналоговым агентом по правилам ст. ст. 214, 275 НК РФ.
Плательщики единого налога применяюткассовый метод признания доходов, при котором датой их получения признаетсядень поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия (п. 5ст. 346.5 НК РФ). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются приопределении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен (п. 3ст. 346.6 НК РФ). Если используется вексель, то датой получения доходовследует считать момент оплаты векселя или день передачи указанного векселя поиндоссаменту третьему лицу (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Доходы,выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсуЦБ РФ, установленному на дату получения доходов. Такое же правило закреплено вп. 2 ст. 346.6 НК РФ для расходов, выраженных в иностранной валюте.Кроме этого, к расходам установлен еще ряд требований. Прежде всего, плательщикЕСХН может уменьшить доходы только на те расходы, которые поименованы в ст. 346.5НК РФ.
Учет расходов сельхозпроизводителяю. Перечень расходов плательщика ЕСХН периодически расширяетсязаконодателем, в него в настоящий момент включены многие из возможных расходовсельхозпроизводителя. Все расходы сельхозпроизводителя, уплачивающего ЕСХН,учитываются при налогообложении при условии, что они документально подтвержденыи экономически обоснованы (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НКРФ). Не будем перечислять все расходы, а обратим внимание на те, которые вдополнение или в уточнение поименованных ст. 346.5 НК РФ затрат, по мнениючиновников, могут (или не могут) быть учтены при расчете ЕСХН. Начнем с техрасходов, которые можно будет учесть при налогообложении с 2009 г.согласно поправкам Закона №155-ФЗ, в частности:
– на выплату компенсаций,предусмотренных действующим законодательством (дополнительно к имеющимсярасходам на оплату труда и пособий по временной нетрудоспособности) (пп. 6п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
– на обеспечение мер по техникебезопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами, связанные ссодержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно натерритории организации (пп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
– на командировки, в том числесуточные и полевое довольствие (в действующей редакции пп. 6 п. 2 ст. 346.5НК РФ они являются нормируемыми и принимаются к расчету ЕСХН в пределах норм,утверждаемых Правительством РФ);
– на приобретение права назаключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанногодоговора аренды (в действующей редакции данного условия нет) (пп. 31 п. 2ст. 346.5 НК РФ).
Затраты в виде технологических потерьдля целей налогообложения, как в текущем, как и в следующем налоговом периоде,учитываются в размере фактически произведенных расходов, но не вышеустановленного налогоплательщиком норматива[8]. Суммы НДС поприобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам) могут быть учтены, еслирасходы на приобретение указанных товаров (работ, услуг) уменьшают налоговуюбазу по ЕСХН[9].
Расходы, связанные с приобретением всобственность земельных участков сельхозназначения, учитываются при исчисленииединого налога в полном объеме. Данные расходы организация вправе учитывать всоставе расходов после их фактической оплаты равномерно в течение определенногоею срока, но не менее 7 лет[10]. Такой жевывод чиновниками сделан в отношении права аренды земельных участков, расходына приобретение данного права налогоплательщик может учесть равномерно прирасчете единого налога[11]. Приопределении налоговой базы можно учесть расходы на оплату услуг операторовсвязи, если приобретенные мобильные телефоны используются для осуществлениядеятельности, направленной на получение дохода.
Не могут быть учтены при расчете ЕСХН:
– суммы налога на доходы физическихлиц, удерживаемые из доходов работников;
– потери сырья и материалов сверхустановленных норм естественной убыли;
– стоимость объектов незавершенногостроительства, переданных организации в качестве вклада в уставный капитал в периодприменения спецрежима;
– сумма, уплаченная нотариусу сверхустановленных тарифов.
Признание расходов при расчете ЕСХН. Расходы, как и доходы, при исчислении ЕСХН признаются по кассовомуметоду, то есть учитываются при налогообложении после фактической оплаты. Дляотдельных расходов в пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ установленыособенности их признания. Так, материальные расходы, а также расходы на оплатутруда учитываются при определении налоговой базы в момент погашениязадолженности (списание средств с расчетного счета, выплаты из кассы).Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользованиезаемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лици сторонних организаций.
При выдаче сельхозпроизводителем поставщикув оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) собственного векселя расходы поприобретению указанных товаров (работ, услуг) признаются после оплатыуказанного векселя. Если для оплаты используется вексель третьего лица, торасходы по приобретению товаров (работ, услуг) учитываются на дату передачитакого векселя. Расходы при оплате товаров (работ, услуг) ценными бумагамиучитываются исходя из цены договора, но в размере, не превышающем суммыдолгового обязательства, указанной в векселе.
Отдельный порядок установлен дляпризнания расходов на приобретение (сооружение, изготовление), достройку,дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС идля расходов на приобретение (создание) НМА. Напомним, в состав ОС и НМАвключаются активы, которые признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25НК РФ с учетом положений гл. 26.1 НК РФ.[12]
Расходы на приобретение (сооружение,изготовление) объектов ОС и приобретение (создание) НМА в период уплаты ЕСХНучитываются при налогообложении в полном объеме с момента ввода ОС вэксплуатацию (принятия на бухгалтерский учет НМА) независимо от срока полезногоиспользования (СПИ) (пп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ).
Расходы на приобретение (сооружение,изготовление) объектов ОС и приобретение (создание) НМА, осуществленные доперехода на уплату ЕСХН, учитываются равномерно:
– в течение первого календарногогода применения спецрежима (для объектов, имеющих СПИ до 3 лет включительно);
– в течение первого годаиспользования режима налогообложения в виде ЕСХН – 50%, второго – 30%, третьего– 20% стоимости ОС или НМА (для объектов, имеющих СПИ от 3 до 15 летвключительно);
– в течение первых 10 летприменения спецрежима (для объектов, имеющих СПИ свыше 15 лет).
Определение СПИ рассматриваемых объектовОС производится исходя из Классификации основных средств, включаемых вамортизационные группы. СПИ объектов ОС, не указанных в Классификации,устанавливаются исходя из технических условий или рекомендацийорганизаций-изготовителей. В отношении НМА Классификацией воспользоваться неудастся, их срок определяется по правилам п. 2 ст. 258 НК РФ. Втечение налогового периода расходы на приобретение (сооружение, изготовление)объектов ОС и приобретение (создание) НМА принимаются равными долями иучитываются только по тем ОС и НМА, которые используются при осуществлениидеятельности сельхозпроизводителя, с прибыли от которой уплачивается ЕСХН.
2.3 Порядок исчисления единого налога
Единый сельхозналог исчисляется каксоответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговаяставка установлена в размере 6%, что существенно ниже по сравнению с «упрощенкой»,где установлена ставка в 15% (при аналогичном объекте налогообложения). Поитогам отчетного периода (полугодия) налогоплательщики исчисляют суммуавансового платежа по единому налогу. Во внимание принимается налоговая ставкаи фактически полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, рассчитанныенарастающим итогом с начала года. Уплата авансовых платежей производится непозднее 25 календарных дней с момента окончания отчетного периода (п. 2ст. 346.9 НК РФ). Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплатыналога по итогам налогового периода. Единый сельхозналог перечисляется в бюджетпо местонахождению организации не позднее срока подачи налоговой декларации (п.п. 4, 5 ст. 346.9 НК РФ).
Например, ООО «Переработчик»,уплачивающее ЕСХН, по итогам полугодия 2008 г. получило выручку в размере4 000 000 руб., расходы за отчетный период составили 3 000 000 руб. По итогамналогового периода доходы ООО «Переработчик» составили 10 000 000 руб., арасходы – 7 000 000 руб.
При исчислении авансового платежаналоговая база ООО «Переработчик» составит 1 000 000 руб. (4 000 000 – 3000 000), а сумма самого платежа – 60 000 руб. (1 000 000 x 6%). За налоговыйпериод база для исчисления налога будет равна 3 000 000 руб. (10 000 000 – 7000 000), а сумма исчисленного налога – 180 000 руб. (3 000 000 x 6%).Организация произведет расчеты с бюджетом в два этапа: до 25.07.2008 уплатит 60000 руб., оставшиеся 120 000 руб. будут перечислены до срока подачи налоговойдекларации (31.03.2009).
В бухгалтерском учете ООО «Переработчик»будут сделаны следующие проводки:Содержание операции Дебет Кредит Сумма, тыс. руб. По истечении отчетного периода Начислен авансовый платеж по ЕСХН 99 68–10 60 000 Уплачен авансовый платеж по ЕСХН 68–10 51 60 000 По истечении налогового периода
Начислена сумма налога с зачетом авансового
платежа 99 68–10 120 000
Уплачена сумма налога с зачетом авансового
платежа 68–10 51 120 000
В практическом примере рассмотренаситуация, когда организация по итогам отчетного и налогового периода получилаприбыль, но возможны и убытки. Если расходы превышают доходы по итогамотчетного периода, то авансовый платеж организацией не уплачивается, онаотчитывается перед бюджетом по итогам налогового периода, по завершениикоторого возникла прибыль. Если убыток получен по итогам налогового периода, тообязанности по уплате ЕСХН у сельхозпроизводителя не возникает, при этомналогоплательщик может воспользоваться механизмом переноса данного убытка прирасчете обязательств перед бюджетом в следующем налоговом периоде.[13]
2.4 Налоговый учет убытков
Плательщикам ЕСХН нормами п. 5 ст. 346.6НК РФ предоставлено право уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученногопо итогам предыдущих налоговых периодов. Убыток определяется с разницыпревышения расходов над доходами, и уменьшить налоговую базу он может не болеечем на 30%. Со следующего года данное ограничение будет отменено Законом №155-ФЗ,в то же время останется срок, на который может быть перенесен убыток, – неболее 10 лет. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен(полностью или частично) на любой год из последующих 9 лет. Если убыткиполучены в нескольких налоговых периодах, то их перенос на будущие налоговыепериоды производится в той очередности, в которой они были полученыналогоплательщиком. Реорганизуемым предприятиям сможет пригодиться другаянорма, согласно которой правопреемники вправе уменьшать налоговую базу наубытки, полученные предприятиями до их реорганизации. Перечисленные уточнениявнесены Законом №155-ФЗ, и следовать им при переносе убытков можно будет соследующего года.
По-прежнему остаются неизменными нормы отом, что убыток, полученный при применении иных режимов, не учитывается прирасчете ЕСХН, и наоборот, убыток, полученный при расчете ЕСХН, не принимаетсяво внимание при переходе на иные режимы налогообложения. И еще:налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученногоубытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база. Это позволитдокументально обосновать перед налоговиками правомерность уменьшения налоговойбазы на сумму полученных организацией убытков.
К примеру, ООО «Магнат» имеетубыток за 2007 г. в размере 500 000 руб. по причине капитальных вложений впроизводство на начальном этапе деятельности. Предположим, что в 2008 г.доходы превысили расходы на 200 000 руб., а в 2009 – на 400 000 руб.
При исчислении ЕСХН в 2008 г. ООО «Магнат»сможет уменьшить налоговую базу на часть суммы убытка, которая не превосходит 30%от налоговой прибыли (60 000 руб.). На следующий 2009 г. организациясможет перенести большую часть убытка, при этом без ограничений уменьшивналоговую базу (400 000 руб.). В итоге после 2008 и 2009 гг. суммаоставшегося неперенесенного убытка составит 40 000 руб. (500 000 – 60 000 – 400000). Ее можно будет учесть в следующих налоговых периодах в зависимости отразницы между доходами и расходами производителя.
С 2009 года согласно поправкам Закона №155-ФЗплательщики ЕСХН будут обязаны представлять декларацию только по итогамналогового периода, в то время как в этом году налогоплательщики отчитываютсяпо итогам отчетного и налогового периода. Налоговая декларация утвержденаПриказом Минфина России от 28.03.2005 №50н. В него внесены изменения,исключающие упоминание об отчетном периоде из всех листов декларации, котораясдается только по итогам года – не позднее 31 марта года, следующего заистекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.10 НК РФ).[14]
3. Изменения в налогообложении с 2009года
Организации и индивидуальныепредприниматели – плательщики ЕСХН с 2009 г. уплачивают соответственноналог на прибыль (НДФЛ) с доходов в виде дивидендов и процентов по ценнымбумагам (абз. 1 и 4 п. 3 ст. 346.1) в порядке аналогичном описанномунами выше применительно к УСН.
Разрешен переход на ЕСХН организациям,имеющим филиалы и (или) представительства (из ст. 346.2 исключен пп. 1п. 6, запрещавший таким фирмам применение ЕСХН). Фактически этим правомтакие организации (кроме вновь создаваемых в 2009 г.) смогутвоспользоваться для перехода на спецрежим с 2010 г., так как по требованиюст. 346.3 подавать заявление о применении ЕСХН нужно в период с 20 октябряпо 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которогосельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единогосельскохозяйственного налога, а в этом временном интервале 2008 г. правона применение ЕСХН у таких сельхозтоваропроизводителей еще не возникло.
С 2009 г. налоговую базу уменьшаютдополнительно к ранее разрешенным (пп. 6, 6.1, 13, 22.1, 43 п. 2 ст. 346.5):
– расходы на выплату компенсаций;
– расходы на обеспечение мер по техникебезопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаряздравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
– суточные и полевое довольствиебез ограничений нормами Постановления Правительства РФ от 8 февраля 2002 г.№93;
– расходы на рацион питанияэкипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных ПравительствомРоссийской Федерации;
– суммы портовых сборов, расходы науслуги лоцмана и иные аналогичные расходы.
Новым п. 4.1 ст. 346.5установлено, что сумма расходов на приобретение имущественных прав на земельныеучастки подлежит включению в состав расходов после фактической оплатыналогоплательщиком имущественных прав на земельные участки в размере уплаченныхсумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов нагосударственную регистрацию указанного права в случаях, установленныхзаконодательством Российской Федерации.
Такие расходы отражаются в последнийдень отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам,используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Налогоплательщикам разрешено уменьшатьналоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогампредыдущих налоговых периодов, – без ограничения в процентном отношении кналоговой базе. В настоящее время убыток прошлых лет не может уменьшатьналоговую базу за налоговый период более чем на 30%. С 2009 г. этоограничение снято новой редакцией п. 5 ст. 346.6 НК РФ.
Подавать налоговую декларацию с 2009 г.плательщикам ЕСХН нужно будет только один раз в год – по итогам налоговогопериода не позднее 31 марта следующего года. Налоговая декларация за полугодиеотменена.
Тем не менее понятие «отчетный период» сохраненои предполагается не только уплата налога, но и авансовых платежей по нему непозднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (ст. ст. 346.9и 346.10 НК РФ).
С 2009 г. плательщики ЕСХН такжеосвобождены от подачи расчетов по авансовым платежам по транспортному иземельному налогам (абз. 2 п. 3 ст. 363.1, абз. 1 п. 2 ст. 398НК РФ). Порядок уплаты авансовых платежей при этом сохраняется.[15]
Заключение
Для субъектов хозяйственной деятельностиэффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственнаяили маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономиизатрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности каксамой организации, так и ее должностных лиц.
Одна из целей организаций ииндивидуальных предпринимателей – выработка оптимальных решений впроизводственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлятьлегальные операции с минимальными налоговыми потерями.
Оптимизация налогообложения – этосистема различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение дляконкретного случая хозяйственной деятельности организации.
Правильная оптимизация налогообложения(то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) ипрогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организациина рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственнойдеятельности.
Оптимизация налогообложения организациидолжна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше – досоздания организации или регистрации физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя, поскольку будущая система налогообложенияопределяется уже при регистрации организации или индивидуальногопредпринимателя.
Оптимизация налогообложения способнапринести максимальный эффект именно в момент создания организации, посколькупланирование будущей деятельности происходит при условиях, когда еще не сделаноошибок, которые будет трудно исправлять в дальнейшем.
В то же время, если налогоплательщикустраняется от оптимизации налогообложения при осуществлении своейдеятельности, он может понести значительный финансовый ущерб.
Многие субъекты хозяйственной деятельностине подозревают о том, что система налогового учета построена не оптимально, чтоведет к негативным последствиям в их деятельности.
Ввиду того что законодательная системаналогообложения в Российской Федерации очень сложна и нестабильна, налогоплательщикунеобходимо учитывать правоприменительную и судебную практику, чтобы разобратьсяво всех аспектах налогообложения.
С учетом вышеизложенного можно вывестиформулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:
– оптимизация системы налогообложенияна начальной стадии бизнеса;
– планирование и оценка налоговыхрисков с учетом разъяснений Минфина России и налоговых органов;
– сопровождение и анализ сложныхсделок с целью планирования и исключения негативных налоговых последствий;
– оценка хозяйственных договоров сточки зрения налоговых рисков;
– разработка хозяйственныхдоговоров и прочей документации с целью снижения налоговых рисков;
– мониторинг действий налоговыхорганов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;
– профессиональная подготовкавозражений по акту налоговой проверки и их защита в налоговых органах;
– грамотное ведение дел в суде пооспариванию решений налоговых органов с учетом сложившейся судебной практики.
Процесс работы по созданию и внедрениюсистемы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен какминимум включать следующие этапы:
– проверка бухгалтерского иналогового учета, базы хозяйственных договоров и первичных документов;устранение обнаруженных ошибок; обеспечение необходимого объема и качествапервичных документов;
– разработка собственно системыоптимизации налогообложения, которая может предусматривать разделение функцийбизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениямии (или) ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов;
– обновление и оптимизациядоговорной базы, внутренних организационных документов организации, созданиесистемы автономного внутреннего контроля; разработка новых форм договорныхотношений с контрагентами;
– разработка необходимыхинструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов длясозданной системы оптимизации.
Изменения налогового законодательствавсегда вызывают повышенный интерес не только у работников бухгалтерий, которымпо роду своей службы приходится работать с регистрами налогового учета иналоговыми декларациями, но и у представителей других управленческих службхозяйствующих субъектов, в частности аналитических отделов. Это обусловленотем, что состояние расчетов с бюджетом по налогам и сборам непосредственновлияет на денежные потоки и финансовые показатели деятельности организаций.
Изменения в часть вторую Налоговогокодекса Российской Федерации в 2008 г. внесены следующими Федеральнымизаконами: NN 103-ФЗ, 108-ФЗ, 121-ФЗ, 135-ФЗ, 155-ФЗ и 158-ФЗ, причемпрактически во все главы кроме гл. 25.1 – 25.3 и 29. Объем и значимостьизменений различны. Наименее объемные изменения внесены в гл. 21 «Налог надобавленную стоимость», 28 «Транспортный налог», 30 «Налог на имуществоорганизаций» и 31 «Земельный налог» НК РФ. Наиболее объемные и существенныеизменения внесены (уже традиционно) в гл. 25 «Налог на прибыль организаций»и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход дляотдельных видов деятельности». Изменения, внесенные в гл. 28 и 31 НК РФ,невелики по объему и имеют непосредственное отношение только к организациям,использующим специальные налоговые режимы – ЕСХН и упрощенную системуналогообложения.
Списокиспользованной литературыНормативная:
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ.
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.
3. Федеральный закон от 8декабря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
4. ПостановлениеПравительства РФ от 4 октября 2008 г. №741 «О нормах расходов в видепотерь от падежа птицы и животный».
5. ПостановлениеПравительства РФ от 07.04.08 №246.
6. ПостановлениеПравительство РФ от 25 июля 2006 г. №458 «Об отнесении видов продукции ксельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки,произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».
7. Приказ Минфина РФ от 15октября 2007 г. №88н «О внесении изменений в приказ Министерства финансовРоссийской Федерации от 28 марта 2005 г. №50н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения».
8. Приказ Минфина РФ от 11декабря 2006 г. №169н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходовиндивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения длясельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),и Порядка ее заполнения».
9. Письмо Минфина РФ от 10ноября 2008 г. №03–11–02/126.
10. Комментарийк главе 26.1. «Система налогообложения для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ и главе 26.3.
Специальная:
11. Андреев И.М. Особенностиприменения упрощенной системы налогообложения // «Налоговый вестник», №10,11, октябрь, ноябрь 2008 г.
12. Батяев А.А. Комментарийк Федеральному закону от 2 декабря 1994 г. №53-ФЗ «О закупках и поставкахсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»– Система ГАРАНТ, 2008 г.
13. Бехтерева Е.В. Новоев налоговом законодательстве. М.: «Юстицинформ», 2009 г.
14. ВасильеваМ. Налогоплательщики // «Экономико-правовой бюллетень», №4, апрель 2008 г.
15. Пархачева М.А. Малыйбизнес: новая система налогообложения в 2003 г. – Система ГАРАНТ, 2003 г.
16. Подгорная Ю.А.,Смагина И.А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (экономико-правовой).Система ГАРАНТ, 2008 г.
17. Свищева В.А. Некоммерческиеорганизации: бухгалтерский учет, налогообложение, финансирование. – «ГроссМедиа:РОСБУХ», 2008 г.
18. Сергеева Т.Ю. Методыи схемы оптимизации налогообложения. Практическое пособие. – Система ГАРАНТ,2009 г.
19. Системаналогов и сборов России: региональные налоги с обзором судебно-арбитражнойпрактики / Под ред. А.А. Ялбулганова. Система ГАРАНТ, 2008 г.
20. Устьянцев Е.А.«Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельныхвидов деятельности» НК РФ // «Нормативные акты для бухгалтера», №14, июль2005 г.
21. Шацило Г.В. Проблемыисчисления единого налога по специальным налоговым режимам и пути их решения //«Бухгалтер и закон», №8, август 2009 г.