Реферат по предмету "Социология"


Профилактика наркоманий

--PAGE_BREAK--
Глава2. Причины наркозависимости.
2.1. Влияние наркотиков на человека.
Обычно у человека после нескольких приемов наркотических веществ возникает сильное, непреодолимое влечение к состоянию наркотического одурманивания, называемое психической зависимостью от наркотика.

Однако существует еще одна, гораздо более глубокая зависимость, которую называют физической или физиологической. Она заключается в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, в результате чего возникает привыкание к ним и наркотик становится необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма.

После возникновения физической зависимости отсутствие наркотика приводит к так называемой абсистентному синдрому- наркотическому голоду. Его проявления вынуждают наркомана систематически употреблять наркотики, все время увеличивая дозу, что бы вызвать состояние наркотического дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастание раздражения, нервозности рассеянности внимания.

При нехватке наркотиков появляется абсистентный синдром. Обычно он начинается с нарастающей внутренней потребности употребления наркотика. Затем возникает беспокойство, зевота, интенсивное потоотделение, из глаз текут слезы, нос полон слизи — как при сильном насморке. Зрачки сильно расширяются и не реагирует на свет. Появляется «гусиная кожа» и озноб. Острые боли в животе и пояснице, головокружение тошнота и рвота. Мышцы начинают мелко дрожать, дрожь может переходить в опасные для жизни конвульсии с нарушением кровообращения и дыхания, что нередко приводит к обморокам.
Прием наркотика почти моментально снимает эти неприятные ощущения. Очень часто в обществе наркоманов можно увидеть сцену, когда девушка или юноша на «голоде», получив наркотик, через минуту после приема становятся другими: внешне выглядят отдохнувшими, свежими, радостными. К сожалению, не надолго, потому что через несколько часов наркотик перестает действовать и снова возникает наркотический голод со всеми его драматическими последствиями.

Кроме физической и психической зависимости, употребление наркотиков всегда вызывает отрицательные и часто необратимые нарушения.
Во-первых, отравления организма наркотиками приводит к необратимым изменениям нервной системы, что вызывает деградацию личности.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. организм несовершенно летнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов зачастую оказываются необратимыми. Наркоман под действием среды вынужден скрывать свой порок.

Во-вторых, увеличение пристрастия наркотиками, постоянный поиск наркотиков для употребления, толкает на преступления, чтобы их добыть. В-третьих, постоянная наркотизация организма приводит к его крайнему истощению, похуданию и значительному упадку физических сил.
Зависимость от наркотиков — это, в сущности, болезнь эгоистов. Они добровольно привили её себе, потому что больше всего заняты собою, вглядываются только в себя, больше всего озабочены собственной персоной, удовлетворением низменных побуждений; плата за это неотвратима: разрушение личности, а затем и смерть. У наркоманов не хватает сил и мужества бороться с собой, со своим падением. Им надо помочь вернуться к жизни, от которой они бежали. Силой, однако, ничего сделать нельзя. Необходима их добрая воля, а с нашей стороны – такт, доверие, благорасположение, создание у несчастных ощущение безопасности и самостоятельности, то есть «всего того, чего им так не хватает…»
Наркотическая зависимость

Наркотическая зависимость — заболевание, характеризующиеся патологическим влечением к различным психоактивным веществам, развитием зависимости и толерантности.
2.2Причины возникновения наркотической зависимости:
Основной причиной наркотической зависимости является «синдром дефицита удовлетворенности». Это определенное сочетание генов, при котором человеку трудно чувствовать себя комфортно. Люди, страдающие дефицитом удовлетворенности, с детства неосознанно ищут способы компенсировать эту нехватку различными видами поведения, а в подростковом или уже взрослом возрасте при определенном стечении обстоятельств нередко прибегают к помощи психоактивных веществ, которые помогают им получить желаемое удовольствие и наслаждение.
Также одной из причин является  «неправильная семья», где воспитание осуществляется либо одним из родителей, либо где присутствует располагающая атмосфера, складывающаяся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия домочадцев друг к другу. Существуют и наркоманские семьи, где один или оба родителя страдают наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к плохим пристрастиям у детей из таких семей возрастает в 2 раза.
2.3Виды наркотической зависимости:
Психическая;

Физическая;

Толерантность.
Психическая зависимость — болезненное стремление непрерывно или периодически принимать наркотический или другой психоактивный препарат с тем, чтобы испытать приятные ощущения либо снять явления психического дискомфорта. Она возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, но может быть и после однократного приема. Является самым сильным психологическим фактором, способствующим регулярному приему наркотиков или других психоактивных средств.
Патологическая психическая зависимость представлена патологическим влечением к изменению своего состояния посредством наркотизации.
Существует два вида:

Психический (постоянные мысли о наркотике, которые сопровождаются подъемом настроения, оживлением в предвкушении его приема, подавленностью, неудовлетворенностью);

Компульсивный (неодолимое стремление к наркотизации, стремление получить наркотик, определяет поведение, поступки больных);
Физическая зависимость — состояние перестройки функций всего организма в ответ на хроническое употребление психоактивных веществ. Проявляется выраженными психическими и соматическими нарушениями при прекращении приема наркотиков или нейтрализации его действия специфическими антагонистами. Эти нарушения обозначаются как абстинентный синдром, синдром отмены или синдром лишения. Они облегчаются или полностью купируются при новом введении того же наркотика. Клиническая картина абстинентного синдрома при разных видах наркоманий различна. Физическая зависимость развивается в процессе хронического употребления не всех наркотических препаратов (например, кокаин).
Толерантность — состояние адаптации к наркотическим или другим психоактивным веществам, характеризующееся уменьшенной реакцией на введение того же количества наркотика, когда для достижения прежнего эффекта требуется более высокая доза препарата.

Первый этап лечения зависимости включает в себя купирование абстинентного синдрома и проведение дезинтоксикационных мероприятий, направленных на нормализацию соматоневрологических нарушений и коррекцию психических расстройств.

На втором этапе лечение направлено на полное восстановление обменных нарушений, поведенческих расстройств и нормализацию психического состояния (включая сон
2.4Группа риска или будущие наркоманы.
Причинами влияющими на употребление наркотиков можно также назвать: для повышения своего авторитета в группе, мода на наркотик, жизненные трудности, бытовые неурядицы и особенности психики.

Среди многообразных факторов, обусловливающих риск приобщения молодежи к наркотическим или одурманивающим веществам, ведущую роль играют особенности формирования и воспитания молодого человека, его личность, характер взаимоотношений с окружающими.

Удобной для практического применения классификацией факторов риска может быть следующая: 1) индивидуальные факторы: низкая самооценка, ощущение собственной незначительности, недостаточный самоконтроль, неспособность правильно выражать свои чувства и др.; 2) берущие начало в семье ребёнка: отсутствие должного контроля со стороны взрослых, четких правил поведения, чувства принадлежности к семье, злоупотребление ПАВ членами семьи и т.п.; 3) связанные с обучением в школе: низкая успеваемость, частые переходы из одной школы в другую, нарушение отношений со сверстниками, злоупотребление ПАВ в школе.
Социальные факторы, способствующие приобщению подростков к употреблению ПАВ:
• безразличие или одобрение потребления наркотиков семьей и сверстниками;

• пьющая или наркотизированная семья;

• принуждение к употреблению ПАВ;

• большее влияние сверстников, а не родителей;

• несовместимость мировоззрения родителей и их детей;

• высокая потребность в общении с группой, в развлечениях и включенность подростка в увеселительные компании;

• отсутствие эмоционального и духовного контакта, совместного отдыха и деятельности детей и особенно подростков и родителей;

• отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье; доступность ПАВ и др.
Начальная фаза использования ПАВ, наблюдающаяся преимущественно в подростковом периоде, может быть:
• демонстрация взрослого поведения

• формой отчуждения от родительской опеки.

• выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды,

• экспериментированием,

• стремлением поучить новый опыт,

• поиском удовольствия или расслабления,

• открытием двери в группу сверстников,

• средством стать участником субкультурного жизненного стиля,

• способом разрешения конфликта или снижения напряжения,

• актом отчаяния и т.д.
Глава3.Профилактические работы.
3.1Возникновение и эволюция системы профилактики наркологических заболеваний .
• Очевидно, что состояние проблемы профилактики молодёжной наркомании добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство населения от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики наркомании у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:
• Недостаточно ясным остается вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация антинаркотической работы с молодежью. Какие ведомства должны взять на себя затраты и ответственность по её проведению. Нерешенность этого вопроса приводит к тому, что, с одной стороны, государственные средства, выделяемые на профилактику наркомании, распыляются по различным ведомствам, которые реализуют плохо согласованные друг с другом мероприятия, эффективность которых трудно оценить, а с другой- ведомства, имеющие непосредственное отношение к профилактике наркомании среди молодежи, всячески дистанцируются от этой работы.
По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов — педагогов, врачей, психологов — должна вестись антинаркотическая работа с молодежью. Очевидно одно: усилия педагогов недостаточны в силу низкой осведомленности в вопросах наркомании, а усилия медиков ограничены недостаточностью навыков работы с детьми. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетенции, сформировавшими господствующую ныне модель профилактики, основа которой – запугивание и дезинформация.(9, с86)

Подготовка педагогов и психологов для такой работы заключается в предоставлении им комплексной информации по тем или иным вопросам наркологии, оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющую склонность к наркомании, мерам первой помощи при отравлении ПАВ и некоторым другим аспектам.
• Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики наркомании среди молодежи.
• Существующие в настоящее время единичные методические рекомендации составлены врачами-наркологами и носят ознакомительный характер. Отсутствие обоснованных и проработанных программ профилактики наркомании приводит, с одной стороны, к сохранению запугивающей модели, а с другой – к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт. Неэффективность первого подхода очевидна, и его сохранение в нынешних условиях означает, пустую трату средств, профессиональных усилий и поистине драгоценного времени. Вопрос эффективности зарубежных антинаркотических программ требует специального изучения. Однако даже сейчас ясно, что без учета культурологического аспекта молодежной наркомании эффективная адаптация зарубежных программ невозможна.
• До сих пор в медицине и психологии отсутствует системный подход в понимании наркомании как явления. Узкопрофессиональное видение приводит к формированию восприятия наркомании как болезни, психоза, неспецифической формы личностной защиты и др. Вместе с тем очевидно, что речь идет о системном явлении, адекватное понимание которого возможно лишь с позиции системного подхода.
• Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении наркомании с позиций наркологии, психиатрии, биохимии, физиологии, психологии. Однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике наркомании в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта антинаркотической работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существует лишь единичные и слабые в методологическом плане попытки осмысления опыта деятельности наркоманских общин, существующих во многих странах мира, в том числе и в России (9, с87)«современная превентология, чья главная цель-здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье. Оно включает три компонента: физиологическое, психическое и духовное ( моральное, нравственное) здоровье. Последние два объединяются в понятие «душевное здоровье», представляющие по своей природе культурно- исторический феномен. Поэтому в подходе первичной профилактики (ПП) с позиций системного представления о здоровье приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры. Деструктивные, связанные с запугиваем, методы ПП заменяются на конструктивные, направленные не на изменения или на разрушение спонтанных аттитюдов (социальных установок), а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.
Оппозиционная к традиционным методам санитарного просвещения и специальной пропаганды конструктивная ПП в последнее десятилетие стала в странах Запада необходимым элементом воспитания подрастающего поколения.
« Предпосылки формирования конструктивной ПП впервые возникли около 30 лет тому назад, когда антинаркотическое информирование детей было объявлено в США одним из национальных приоритетов. Однако уже в 1973 году национальной комиссией по марихуане на антинаркотическое информирование был наложен мораторий. Специальными исследованиями было показано, что информационный подход не эффективен. Широко практиковавшиеся запугивающие сообщения в СМИ, включая свидетельства бывших наркоманов, приводили к искажению баланса информации в пользу мрачных сторон явления. Лекции специалистов нередко, возбуждали интерес к психоактивным веществам.
Детальное изучение потенциальных возможностей использования феномена страха для деструкции нежелательных и формирования желательных аттитюдов выявило их принципиальную ограниченность. Слабая и средняя интенсивность запугивающей информации больше влияет на поведение, чем сильная, а сильная способствует принижению значимости или даже отрицанию угрозы. Эффективность сильного страха если и может быть высокой, то всегда кратковременна. Изучение специальной модели параллельных процессов – страха и аттитюдов- обнаружило, что для реального изменения последних, необходимо снабдить запугивающую информацию рекомендацией по целесообразным практическим действиям»(9, с90)

Таким образом, применение информационной модели ПП, основанной на предположении, что предъявления страшных факторов или «правды» о наркотиках достаточно для предотвращения их употребления, имело важнейшие последствия. Широко распространилось убеждение: возрастание объема знаний о наркотиках в принципе недостаточно для изменения социальных установок подростков; в то же время оно может способствовать пробуждению интереса и приобщению к ПАВ.
Информационный период развития моделей ПП способствовал прояснению многих частных, прежде спорных моментов. Переосмыслению подвергались цели и содержание, конкретные методы и процедуры ПП. На место прежней цели – достижения абсолютной абститенции, т.е. полного отказа от немедицинского употребления каких-либо ПАВ, встала иная – формирование здорового стиля жизни. Это сложная комплексная проблема, предполагающая возможность ответственного минимального употребления ПАВ. Осознание необходимости формирования ответственного поведения детей, в свою очередь, привело к дальнейшей перестановке акцентов в профилактической работе. В её фокусе оказались не химические вещества и вызываемые ими эффекты, а люди и анализ причин употребления ими наркотиков. Фиксация этого поворотного момента означала рождение нового поведенческого подхода.
Описание принципов, содержания и структуры современной поведенческой модели ПП следует предварить уточнением основных рабочих её понятий, так как многие из них сформировались по мере перехода к данной модели от предыдущей, информационной. Так, и вокруг ПАВ включаются некоторые медицинские препараты, табак, алкоголь, токсиканты ( например, средства бытовой химии) и наркотики. Злоупотребление ПАВ понимается по-разному, в соответствии с политикой каждого конкретного государства по отношению к наркотикам. Например, конечной целью ПП в Голландии считается снижение риска употребления «тяжелых» наркотиков; а в Англии-умение ответственно употреблять ПАВ; в США, Австралии-полный отказ от немедицинского употребления ПАВ.
Современная американская модель ПП направлена на формирование устойчивости детей к приобщению к любым ПАВ. Работа с «экспериментаторами», то есть с детьми и подростками, вовлечены в употребление ПАВ, но без формирования каких-либо форм зависимости, относится к области вторичной профилактики, а преодоление зависимости – к третичной.
Ученые из НИИ наркологии МЗ РФ подробно описывают поведенческую ПП. Главная цель ПП – формирование определенного типа поведения молодежи в масштабах всего общества, хотя ее декларирование требует пояснений.
« Так, масштабы необходимых изменений выглядят пугающе огромными и неосуществимыми. Однако, как показал опыт информационной ПП, другие пути являются паллиативом. Вне системных изменений в той сфере жизни общества, которая касается ПАВ, эффективная ПП невозможна. Эти изменения предполагают утверждение разумных форм личного и коллективного поведения, а так же совершенствование условий жизнедеятельности, т.е. затрагивают обе части системы «подрастающее поколение – общество». Эффективная ПП требует сочетания трех необходимых элементов. Это: специальное воспитание и обучение детей; четкая деятельность правоохранительных органов; создание положительных жизненных альтернатив злоупотреблению наркотиками. Очевидно, что в этом случае цель ПП объединяет представителей всех слоев общества и различных организаций стремлением способствовать здоровому будущему собственных детей»
Ученые отмечают, что в настоящее время наибольшее распространение получили две модели обучающих программ ПП для детей: программы достижения социально- психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Приоритетная цель первых ( больше распространенных в Европе) – выработать у детей навыки эффективного общения; второй (США) – обучить навыкам ответственного принятия решений. Несовпадение доминирующих целей обучающих программ в разных странах отражает культурологические различия. Проблемы свободы, ответственности и связь с социальной жизнью людей, а конкретно – с принятием решений или эффективностью общения акцентируется в США иначе, чем в Европе. Тем не менее вне зависимости от приоритета той или иной цели любые программы включают три типовые задачи. Обязательная направленность всех программ:
1) развитие социальной и личностной компетентности;

2) выработка навыков самозащиты;

3) предупреждения возникновения проблем.
Решение первой комплексной задачи предполагает решение ряда частных: обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятие ответственных решений, выработка адекватной самооценки. Вторая задача реализуется через обучение умению постоять за себя, избегать неоправданного риска, делать правильный, здоровый выбор. Третья задача решается посредством формирования навыков регуляции эмоций, избежания стрессов, разрешения конфликтов, сопротивления давлению извне.
Любая программа предполагает овладение набором из 12-15 необходимых и достаточных для реализации здорового стиля жизни психосоциальных навыков. Признание необходимости обучения этим навыкам основано на данных интенсивного научного анализа факторов риска приобщения к ПАВ и противостоящих им факторам антириска.
Даже беглого взгляда на перечень факторов риска достаточно, чтобы понять, что приобщиться к употреблению ПАВ или обнаружить какие — либо другие девиации поведения может практически любой ребёнок. Поэтому комплекс психосоциальных задач, на решение которых направлены поведенческие программы ПП, служит профилактике любых форм девиантного поведения у всех без исключения здоровых детей. В ходе обучающих психосоциальным навыкам занятий устраняется или минимизируется действие факторов риска.
Поэтому ПП должна проводится со всеми здоровыми детьми без исключения. Так же, как для предупреждения инфекционных заболеваний делаются профилактические прививки, так и для предупреждения аддитивного поведения необходимо специальное обучение. Продолжая аналогию, его можно назвать психологической иммунизацией. Для более глубокого понимания наркотического поведения людей и разработки на этой основе эффективных подходов к его профилактике полезно рассматривать употребление ПАВ в структуре более широкого явления, обозначаемого, как аддиктивное поведение.
Addiction- (в пер. с англ.)- пагубная привычка, пристрастие к чему- либо. Об аддикции говорят тогда, когда у употребляющих наркотические средства помимо психологической зависимости имеются признаки физической зависимости. Под аддиктивным поведением в отечественной литературе понимают одну из форм деструктивного поведения, выражающуюся в уходе от реальности посредством изменения психического состояния, что может быть достигнуто разными способами(12, с13)
Эффективная психологическая иммунизация имеет ряд признаков. Первый — её универсальность. Единство факторов риска всех видов девиантного поведения, частным случаем которого является поведение аддитивное, означает, что при узко направленном воздействии, предупреждающее лишь аддитивное поведение, создаваемое массивом факторов риска, напряжение найдет другой выход. Девиантное поведение примет вид не аддитивного, а, к примеру, суицидального. Психологическая иммунизация должна предупреждать девиантное поведение в целом.

Второй обязательный признак эффективной психологической иммунизации – её конструктивный характер. Она не преследует цели разрушения или изменения неблагоприятных установок, она изначально строит желательное. Конструктивная ПП служит предупреждению девиантного поведения, а не борется с ним и способствует формированию здоровой личности ребенка. Решаемые ею задачи: моральное развитие, построению ценностной сферы, развитие коммуникативности, устранение эгоистических позиций, отношения, способствующие развитию эмпатии и дружбы детей, — хрестоматийные примеры типичных возрастных изменений нормально развивающейся личности. Конструктивная ПП – не только психосоциальное, но и мощное развивающее средство.

Третий важный признак – опережающий характер воздействия ПП. Создание стойких желательных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции употребления ПАВ. Попытки их создания позже более трудны и менее продуктивны, так как теперь необходимо перестраивать уже готовые, например, протабачные или проалкогольные установки.
В США экспериментирование детей с ПАВ начинается в 3-4 классах школы, в возрасте около 10 лет. Поэтому начало реализации программы предваряет указанный возраст. Объектом превентивной работы являются все дети дошкольного и младшего школьного возраста. В работу по ПП включаются педагоги и воспитатели детских садов, школ, молодежных клубов и др. К ней привлекаются родители, церковь, местные общественные организации, представители всех уровней государственной администрации, а также врачи и представители правоохранительных органов.
Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы, профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий включаются в общий учебный план. Учителей специально обучают методике проведения антинаркотической работы.
Поведенческие обучающие программы постоянно развиваются. Существуют разнообразные программы, адресованные различным детским контингентам ( в том числе трудным в поведении), группам взрослых (выполняющим эту работу с разной степенью профессиональной подготовки), ставящие те или иные приоритетные задачи. В настоящее время самыми популярными являются программы ПП в масштабах страны.
Об оценке эффективности поведенческих программ следует говорить очень конкретно. Существует три уровня. Во- первых каждый возрастной курс любой программы включает тесты, проводимые до начала и после проведения всего цикла занятий. Обычно содержание тестов сводится к оценке изменения знания детей. Во- вторых, если программой охватываются все возрастные группы школы и ведется длительное обучение, например в течения года, то возможна оценка более масштабных результатов ПП. Она состоит в анализе динамики факторов риска и антириска у детей. Как правило, дети начинают лучше учиться, меньше прогуливать занятия, чаще делиться своими проблемами со взрослыми. Психологический климат в школе заметно улучшается: дети меньше обижают друг друга, дерутся. Параметрами оценки могут быть различные социометрические показатели, поведенческие характеристики: агрессивность, конфликтность, девиации поведения и др. И, наконец, при осуществлении программ в городе, регионе, стране, возможен традиционно эпидемиологический контроль наркологической ситуации.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.