Кафедра международной экономикиКонтрольнаяработа
подисциплине:
«Денежно-кредитныесистемы зарубежных стран»
Содержание
1. Монетарный режим таргетирования основных показателей денежнойсферы: уровень инфляции
2. Современная кредитная система Мексики
Список литературы
1. Монетарный режим таргетирования основных показателейденежной сферы: уровень инфляции
Накопленныйопыт реализации инфляционного таргетирования позволяет классифицировать режимыинфляционного таргетирования на следующие — начальный, классический и высший. Критериямиклассификации являются: доверие к банковской системе и монетарной политике,прозрачность монетарной политики, устойчивость основных макроэкономическихпараметров (стабильный рост ВВП, устойчивая низкая безработица, длительносохраняющася низкая инфляция, плавающий курс), гибкость реагирования денежной ифинансовой системы на изменения инструментов монетарной и финансовой политики(важнейший из которых — ставка процента, или учетная, ставки по внутреннимфинансовым инструментам, ставки по международным финансовым инструментам типаLIBOR и другие), развитость и прочность финансовых институтов и политическаяустойчивость (табл. 1).
Таблица 1– Критерии классификации стран по режимам таргетированияРежимы таргетирования/критерии Высший Классический Низший Доверие к банковской системе и монетарной политике + + Экономические потрясения и колебания - - + Гибкость реагирования системы на изменения инструментов + - Прозрачность монетарной политики + - Прочность институтов и устойчивость власти + -
К группе(кластеру) стран с высшим режимом таргетирования относятся Япония, Сингапур,США, Швейцария и другие.
К группестран с классическим режимом таргетирования — Южная Африка, Перу, большинствостран Центральной Европы.
К группестран с начальным режимом таргетирования — Россия, Албания, Словакия, Уругвай идругие.
В Польшепо этой классификации с 1995-го по 1998 год осуществлялся начальный режиминфляционного таргетирования. Его отличительными особенностями былиположительные ставки процента на внутреннем рынке ссудного капитала, режимскользящей фиксации в рамках валютного коридора, границы которого постепеннорасширялись, с заранее объявленным месячным процентом девальвации.
Одновременнов Польше осуществлялась многоплановая институциональная (законодательная,общеэкономическая, организационная, методологическая) подготовка к переходу нановую монетарную политику, которая обеспечила бы в течение нескольких летдостижение стратегической цели Польши — вхождение в ЕС на основе выполненияпрежде всего основных критериев Маастрихстского соглашения.
Внастоящее время инфляционное таргетирование применяют 23 страны, из которых 7являются индустриальными и 16 — неиндустриальными. Из 88 неиндустриальных странболее половины заявили о желании перейти к инфляционному таргетированию.Политике инфляционного таргетирования предшестовала политика монетарноготаргетирования (в большинстве индустриальных стран) либо курсовоготаргетирования (в большинстве стран с переходной экономикой).
Вчастности, в Конституцию Польши были внесены положения, запрещающиецентральному банку финансирование государственного бюджета и ограничивающиеобщественный долг 60 процентами ВВП, а также расширяющие права Национальногобанка Польши в осуществлении монетарной политики. В среднесрочной перспективепредусматривалось снижение инфляции до уровня, не выше 4 процентов в год;коридор колебаний рыночного обменного курса злотого к евро не более 15процентов в течение двух лет; поддержание средней долгосрочной процентнойставки на уровне, не более чем на 2 процентных пункта выше средней по тремстранам — участницам ЕС с минимальным уровнем ставки.
С1999—2000 годов в Польше перешли к классическому режиму инфляционноготаргетирования по индексу потребительских цен. При этом была поставлена задачасоздать институциональную среду, в которой долгосрочные процентные ставкиопределяются рынком, что позволило бы органам монетарного регулирования,во-первых, воздействовать на ставки с помощью систематических операций наденежном рынке центрального банка, во-вторых, обеспечить действенный механизмвлияния процентных ставок на спрос предприятий и населения в заемных средствахи, соответственно, на соотношение спроса и предложения на финансовом и товарномрынках, которое определяет инфляционные процессы.
С апреля2000 года был официально введен режим свободного плавания обменного курсазлотого. В 2000 году начал использоваться основной инструмент прогнозирования —так называемая малая макромодель, комплексно реализующая взаимосвязи денежноготрансмиссионного механизма.
Высшаямодель инфляционного таргетирования применяется с 2000 года в Швейцарии. Онасодержит три основных элемента:
— эксплицитное определение ценовойстабильности (устойчивый годовой темп роста ИПЦ менее 2 процентов; погрешностьизмерения ИПЦ приблизительно 1 процент и диапазон неопределенности ± 1 процент;среднесрочный прогноз по инфляции в качестве номинального якоря длясовокупности среднесрочных ориентиров денежно-кредитной политики; стабильныедолгосрочные инфляционные ожидания);
— прогноз инфляции как основнойиндикатор для решений Швейцарского национального банка в сфереденежно-кредитной политики (публикуется ежеквартально с горизонтом на 3 года (среднийлаг трансмиссионного механизма);
— использование 3-месячной процентнойставки LIBOR как оперативной цели. Выбор ставки LIBOR в качестве оперативнойцели обусловлен тем, что Швейцария является чистым экспортером капитала,интегрированным в мировые финансовые рынки. Швейцарский национальный банкоказывает влияние на 3-месячную ставку LIBOR через операции РЕПО (от«овернайт» до 3 недель). Ширина целевого диапазона, как правило,составляет один процентный пункт, чтобы гарантировать определенную гибкость.Уровень внутри целевого диапазона (центральный, верхняя или нижняя часть)объявляется.
В качестветехнико-методического обеспечения прогнозирования монетарных имакроэкономических показателей используется макромодель денежноготрансмиссионного механизма, а также VAR-, SVAR-, ARIMA-модели.
Типичнаяструктура модели инфляционного таргетирования содержит конечные ипромежуточные, или операционные, цели монетарной политики.
В качествеконечной цели инфляционного таргетирования выступает стабильность цен (в тойили иной форме).
В качествепромежуточных целей, как правило, используются:
— один из агрегатов денежной массы илиодин из параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитногорегулирования;
— процентные ставки и доходностьинструментов финансового рынка;
— обменный курс национальной валюты.
При выборепромежуточных целей центральные банки используют систему критериев, комплекснаяоценка которых зачастую является определенным компромиссом ввиду ихразнонаправленности. Промежуточная цель может устанавливаться в мягкой форме(рекомендательной или с широким интервалом) и в жесткой форме (одним дискретнымзначением или с узким коридором).
При этоминогда устанавливаются не одна, а несколько промежуточных целей. Следуетотметить, что цели не являются раз и навсегда заданными, особенно в странах спереходной экономикой, что обусловлено динамичностью развития макропроцессов иинституциональных условий в этих странах.
Какправило, используется также та или иная модель трансмиссионного механизма,которая устанавливает связь между конечными, промежуточными целями и агрегатамисовокупного спроса и предложения или производственного разрыва.
Какпоказывает анализ опыта применения инфляционного таргетирования различныхстран, таргетирование возможно при организации системы основныхинституциональных условий. Сюда входят:
а) наборопределенных структурных параметров зрелости банковской системы. К нимотносятся прежде всего:
— уровень капитализации банков не ниже20—30 процентов к ВВП;
— достаточно высокая доля иностранногокапитала в банковской системе;
— устойчивая ликвидность банковскойсистемы и рыночные механизмы рефинансирования. Для решения задачисовершенствования управления ликвидностью банковской системы и развитияфинансового рынка отмечалась необходимость секъюритизации задолженностиправительства центральному банку;
б) определеннаястепень развития финансовых рынков, которая обеспечивает чувствительностьфинансовой системы к изменению процентной ставки (канал трансмиссии черезпроцентную ставку).
в) определенныйуровень притока иностранного капитала.
Крометого, необходим набор следующих организационных и технологических предпосылок:
а) наличиеособого «автократически-коллегиального» органа (как правило, внутрицентрального банка), ответственного за проведение политики инфляционноготаргетирования. Чаще всего это Совет по монетарной политике, возглавляемыйруководителем центрального банка.
б) наличиев центральном банке специальных структурных подразделений, осуществляющихразработку сценариев и мер политики инфляционного таргетирования, а такженесущих ответственность за их реализацию и наблюдающих за ходом реализации.Типичными подразделениями являются департамент макроэкономического иструктурного анализа, центр или бюро макроэкономических исследований, группамакроэкономических экспертов.
в) техническоеобеспечение инфляционного таргетирования включает использование структурныхмакроэкономических моделей (ARIMA, VAR, ECMOD). В качестве методологическогообеспечения используется индекс монетарных условий, новая кривая Филипса и др.;
г) информационно-коммуникационноесопровождение режима инфляционного таргетирования предполагает выпускежемесячных прессрелизов, ежеквартальных отчетов по инфляции, ежегодныхосновных направлений денежно-кредитной политики, отчетов о реализацииденежно-кредитной политики, написание финансовых планов и комментариев к закону о бюджете, выступлений и интервью членов Совета,проведение регулярных пресс-конференций. В некоторых странах (например, вЧехии) применяется мораторий на комментарии в течение недели после заседаниясовета управляющих центрального банка.
Исходнымимакроэкономическими условиями для осуществления инфляционного таргетирования,как правило, являются достаточно длительный период относительно низкой инфляциии стабильного регулируемого валютного курса (режим скользящей привязки ивозможные валютные интервенции), а также низкая зависимость инфляции отизменений валютного курса (pass-through effect).
Какпоказывает мировой опыт, препятствиями для осуществления инфляционноготаргетирования являются:
— государственное вмешательство вценообразование, фискальное доминирование (высокая доля перераспределяемогочерез бюджет ВВП, высокий уровень косвенных налогов и т. п.);
— высокая степень огосударствления(монополизации) банковской системы;
— недостаточная самостоятельностьцентральных банков, неразвитость финансовых рынков, низкий уровень привлеченияиностранных инвестиций, высокая степень долларизации экономики, низкаякапитализация банков и предприятий, высокая долянемонетарных факторов инфляции и сильнаязависимость инфляции от колебаний валютного курса.
Анализмеждународного опыта показывает как преимущества, так и риски, связанные сприменением инфляционного таргетирования. Из преимуществ следует отметитьследующие:
— четкую идентификацию целей иприоритетов денежно-кредитной политики;
— таргетирование инфляции помогает вбольшинстве случаев быстро снизить инфляцию, эффективно поддерживать ее низкиетемпы и тем самым обеспечивать предпосылки устойчивого и сбалансированногоэкономического роста;
— таргетирование инфляции укрепляетфактическую независимость центрального банка, четко ориентируя его на одну цель(снижение инфляции и ее стабилизацию на низком уровне);
— введение инфляционноготаргетирования также требует повышения профессионального уровня работниковорганов денежной и макроэкономической политики, прозрачности, информационнойоткрытости и участия в принятии решений по важнейшим вопросам экономическойполитики, а также нового уровня макроэкономического анализа.
Одновременнос применением этого режима появляется ряд проблем, особенно на раннем этапе. Изних необходимо выделить следующие:
— трудности с точной реализациейзаложенной инфляционной цели из-за влияния разных, трудно предсказуемых внешних(экзогенных) факторов. Это касается, например, изменений в мировых ценах нанефть и другие основные ресурсы, а также внутренних колебаний предложения испроса на отдельных, нелиберализированных товарных рынках, например, на рынкепродуктов питания;
— трудности, связанные с отказом отрегулирования валютного курса;
— трудности, связанные с формированиемнового канала трансмиссии по процентной ставке, который становится не слабымили неопределенно действующим, а основным. Под каналом трансмиссии понимаетсявоздействие на показатель инфляции таких основных монетарных факторов, как объемыкредитования либо агрегаты денежной массы (прежде всего, денежной базы);изменения валютного курса; изменения процентных ставок денежного рынка.
Такимобразом, существуют три канала трансмиссии: денежный, курсовой и процентный. В странах с переходной экономикойнаиболее апробированы модели двух первых каналов трансмиссии, дающиеколичественные (измеряемые при помощи математических методов) зависимостиинфляции от изменений денежных агрегатов и валютного курса, тогда какзависимость инфляции от изменений процентных ставок не улавливается по причинелибо слабого воздействия ставки процента на поведение хозяйствующих субъектов вусловиях относительно высокой инфляции, либо административного давления в сферепринятия решений.
Обычно дляполного внедрения и аналитического освоения стратегии инфляционноготаргетирования требуется как минимум 2—3 года. Отсутствие фактических данных напервых порах будет препятствовать формированию математических моделей прогноза,которые требуют временных рядов данных в сопоставимых условиях. Здесь придетсястолкнуться с определенным противоречием. Построение работающих аналитических ипрогностических моделей невозможно до полного внедрения этой стратегии, иначеих основные параметры будут отражать логику предыдущих стратегий, мало полезнуюв новых условиях. А это значит, что проблемы переходного периода в этой частинеизбежны.
2. Современнаякредитная система Мексики
Финансовые системыразвивающихся стран Америки имеют много общего и тесно связаны между собой. Накрупнейшие страны региона — Бразилию, Мексику, Аргентину и Чили — приходится90% его финансовой структуры. Согласно статистическим данным количество банковв этих странах превышает 400 единиц, их собственные капиталы составляют 50 млрддолларов, депозиты — 265 млрд долларов, кредиты — 300 млрд долларов. Банковскаясеть включает 20 тыс. филиалов и обеспечивает работой 600 тыс. человек.
Являясь частью мировойфинансовой системы, финансовая система региона, состоящего из развивающихсястран, в числе первых подвергается воздействиям различных неблагоприятныхфакторов. Ряд кризисов 1995—1998 годов оказал серьёзное воздействие наструктуру и общее состояние финансовых и, в частности, банковских секторовлатиноамериканских стран.
Для стран регионахарактерно парадоксальное сочетание низкого уровня банковского обслуживанияэкономических агентов наряду с перенасыщенностью финансовыми институтами,большинство из которых неконкурентоспособно в условиях рыночной экономики. В первой половине80-х годов мексиканская экономика находиласьв кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней задолженности, нарастающейинфляцией и массовым бегством частных капиталов из страны. К тому жеособенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государствав экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков,суровая централизованность государственного регулирования деятельности национальных банков. В этихусловиях правительство начало проводить экономическую реформу.Врезультате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономическойполитики в сторону модернизации и либерализации экономики, развития рыночныхмеханизмов, а также большой «открытости» экономики иинтегрированности ее в мировое хозяйство. Остановимся на основных моментахстабилизационной политики Мексики. Регулирование денежного обращениямексиканское правительство и центральный банк страны — Банк Мексики — старалисьиспользовать как инструмент реструктивной монетарной политики и придерживаться следующихположений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четырераза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования,предоставляемого Банком Мексики, определялись «потолком»(максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно прирассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольножестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков,особенно в форме режима «обязательных вложений», который применялсядо недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканскихбанков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики,а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемыйкоэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплотьдо 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциямкоммерческих банков.Денежно-кредитноерегулирование в Мексике традиционно было довольно жестким и сложным. Кредитнымучреждениям приписывалось обязательное кредитование приоритетных (с точкизрения государственных экономических программ) отраслей. Административному регулированиюподлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков.«Зарегулированность » банковской деятельности существенноограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренностьбанков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблениюгосударственной регламентации банковской сферы. Были «опущены»банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательногострахования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования,как «коэффициент обязательной ликвидности» в национальной валюте ввиде государственных ценных бумаг («бон экономического развития»).В 1991 году ситуацияв кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков,потребовавшая больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резковозрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становилсянежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственныйбюджет, не требующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственныеценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулированияпроводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя- «коэффициентаинвалютной ликвидности», который предписывал банкам держать часть своих пассивовв иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политикабыла вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток вМексику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-зарубежа, репатриация так называемых «беглых» капиталов из зарубежных банковмогут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин Б.И.Кредитно-денежная политика. М. 2004.
2. Банковское дело: Учебник./Под редакцией Кроливецкой, Белоглазовой Г.Н..- изд. 5-е,перераб. и дополненное.- М.: «Финансы и статистика», 2000.
3. Боровков А.Н., И.К. Шереметьев. Мексика на новом поворотеэкономического и политического развития. – М.: ИЛА РАН, 1999.
4. Долан Э.Дж.,Кэмпбэлл К.Д., Кэмпбэлл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитнаяполитика. СПб. 1994.
5. Кондрашова М. И… “Свет” и “тени” мексиканской реформы. — ЛатинскаяАмерика, № 1, 1999.
6. Левченко Д.В.Выбор целей денежно-кредитной политики в условиях развития рыночных отношений.Автореферат дисс. к.э.н. М. 2002.
7. Миллер Р.Л.,Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело. М. 2000.
8. Моисеев С.Р.Денежно-кредитная политика: теория и практика. М. 2005.
9. Поляков В.П.,Московкина Л… А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М.1996.
10. Рогова О.Л.Стратегический потенциал денежно-кредитной системы страны //Формированиенациональной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию /Под.Ред. В.К. Сенчагова. М. 2004. С. 111-137.
11. Родионов С.С.,Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М.1991.
12. Савин С.А.Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика. Красноярск. 1999.
13. Селищев А.С.Макроэкономика. 3-е изд. СПб. 2005.
14. Соколов А.А,Основные принципы денежно-кредитной политики. М. 1927.
15. Сурков М.С.,Яремчук Н.В. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитногорегулирования экономики. М. 2004.